Научная статья на тему 'Субботники и воскресники во Владимирской губернии в 1919-1921 гг. Как форма политической и антирелигиозной пропаганды (по материалам местной прессы)'

Субботники и воскресники во Владимирской губернии в 1919-1921 гг. Как форма политической и антирелигиозной пропаганды (по материалам местной прессы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСКРЕСНИКИ / СУББОТНИКИ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / ГАЗЕТА / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / АТЕИЗМ / АНТИЦЕРКОВНЫЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ПРЕССА / ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SUNDAY WORKDAYS / SATURDAY WORKDAYS / ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA / NEWSPAPER / RELIGION / CHURCH / ATHEISM / ANTI-CHURCH PROPAGANDA / RUSSIAN CIVIL WAR / THE PRESS / VLADIMIR DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калюжна Ольга Васильевна

В статье рассматривается история возникновения субботников и воскресников в регионе на материалах местной прессы в контексте их антирелигиозной составляющей. Дается обзор периодической печати относительно содержания данных мероприятий. Поднимается вопрос реакции верующего населения Владимирской епархии на вновь насаждаемую традицию. Особую значимость данная тема приобретает в контексте появления в последнее время новых исследований, как следствие, нового взгляда на государственно-церковные отношения в годы гражданской войны, и возникающей, в связи с этим необходимостью более тщательного изучения регионального материала. Чрезвычайно важен тот факт, что само понятие «воскресники» имеет ограниченную распространенность, а исследования об этом феномене крайне малочисленны. Опираясь на архивные данные и сведения, полученные из такого ценного источника как периодическая печать, автор приходит к выводу о том, что с момента своего появления и субботники, и воскресники помимо функции безвозмездного благоустройства страны имели целью пропаганду атеизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saturday and Sunday Workdays in the Vladimir District in 1919-1921 as Part of Political and Anti-Religious Propaganda (Based on Materials from the Local Press)

The author of this article considers the origin of Saturday and Sunday workdays in the Vladimir District on the basis of materials in the local press and in the context of their anti-religious component. Te author provides an overview of the local periodical press and their description of these events. Te reaction of believers in the Vladimir Diocese to these events is also considered. Tis topic becomes important in the context of new studies that have recently emerged, which offer a new look at Church-State relations during the Russian Civil War. Te concept of a Sunday workday is not well researched; there have been few studies of this topic. Based on archival documents, the author concludes that in addition to their function as costless ways of improving public spaces in the country, the Saturday and Sunday workdays also had a significant role as propaganda of atheism

Текст научной работы на тему «Субботники и воскресники во Владимирской губернии в 1919-1921 гг. Как форма политической и антирелигиозной пропаганды (по материалам местной прессы)»

Исторические науки

СУББОТНИКИ И ВОСКРЕСНИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1919-1921гг. КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ

(по материалам местной прессы)

В статье рассматривается история возникновения субботников и воскресников в регионе на материалах местной прессы в контексте их антирелигиозной составляющей. Дается обзор периодической печати относительно содержания данных мероприятий. Поднимается вопрос реакции верующего населения Владимирской епархии на вновь насаждаемую традицию. Особую значимость данная тема приобретает в контексте появления в последнее время новых исследований, как следствие, нового взгляда на государственно-церковные отношения в годы гражданской войны, и возникающей, в связи с этим необходимостью более тщательного изучения регионального материала. Чрезвычайно важен тот факт, что само понятие «воскресники» имеет ограниченную распространенность, а исследования об этом феномене крайне малочисленны. Опираясь на архивные данные и сведения, полученные из такого ценного источника как периодическая печать, автор приходит к выводу о том, что с момента своего появления и субботники, и воскресники помимо функции безвозмездного благоустройства страны имели целью пропаганду атеизма.

Ключевые слова: воскресники, субботники, антирелигиозная пропаганда, газета, религия, церковь, атеизм, антицерковный, гражданская война, пресса, Владимирская губерния.

1919-1921 годы были очень трудными для жителей Советской России. Нестабильная ситуация в сфере внешней политики, гражданская война внутри страны. Новая власть, предпринимая все возможное для укрепления своего положения, возлагала большие надежды на систему агитпропа. Агитационно-пропагандистская работа на Владимирщине, начиная с 1919 года, была представлена всем многообразием актуальных методов и форм. Это, во-первых, начатая раньше, чем в других регионах, кампания

Ольга Васильевна Калюжная — аспирант Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, старший преподаватель Колледжа инновационных технологий и предпринимательства Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, корреспондент газеты «Московский комсомолец во Владимире» (kalyuzhka@list.ru).

по вскрытию мощей и сопутствующие ей мероприятия, которым отводилось важное место в деле подрыва православной веры в народе1. Например, так называемая демонстрация вскрытых мощей народу2. Во-вторых, многочисленные диспуты, направленные на дискредитацию религии, организацией которых занимался сподвижник самого Е. Ярославского — А. Лукачевский3. В-третьих, активно создавались общества антирелигиозной пропаганды.

Значительный вклад в популяризацию атеизма во Владимирской губернии вносили публикации в местной прессе. Именно тщательное изучение периодических изданий дает полное представление о тенденциях пропагандистской работы данной направленности в регионе. Важную роль играла также территориальная близость к столице: она позволяла своевременно ретранслировать и внедрять все инициативы новой власти. Поэтому сразу же после проведения в апреле 1919 года такого модерного мероприятия, как первый субботник, нововведение стало вводиться и во Владимирской губернии.

Антицерковная подоплека нового начинания просматривается в историческом протоколе о проведении первого коммунистического субботника. В графе «Слушали»: "о благовещении", а в графе «Постановили»: "(...) отработать благовещение, но так как членов партии собралось мало, в количестве 20 человек (остальных не успели оповестить), то перенести работу на субботу 12 апреля с 7 часов 30 минут вечера до 6 утра"»4. Пасха в 1919 году приходилась на 20 апреля, то есть работать постановили с вечера Лазаревой субботы до утра Вербного воскресенья. Это обстоятельство не просто совпадение. Это — подтверждение того, что еще до своего появления субботники и последовавшие за ними воскресники задумывались как альтернатива «бестолковому» отправлению религиозных обрядов. Известно, что организаторы субботника после собрались в служебном вагоне и «попив чаю, стали обсуждать текущий момент», а также решили «ночную работу с субботы на воскресенье продолжать еженедельно до полной победы над Колчаком». Затем "пропели Интернационал" и стали расходится кто

1 Гоглов А., свящ. Владимирское лихолетье: православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты. М.: Приход храма святого духа сошествия, 2008. С. 280.

2 Там же. С. 281.

3 Минин С.Н., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии (Х-ХХ вв.). Владимир: Нива. 2004. С. 59.

4 У истоков коммунистического труда: сборник / под ред. Г. Д. Костомарова. М. : Со-цэкгиз, 1959. С. 77.

домой отдыхать, а кто на службу»5. Чтобы исключить возможность посещения Божественной литургии, одновременно с субботниками стали проводиться трудовые воскресники. Волна субботников и воскресников, с целью их популяризации, прокатится по всей стране6.

Что касается истории воскресников во Владимирской губернии, то надо признаться, что архивных документов, четко указывающих на их антицерковную природу, не сохранилось. Частично информацию по региону содержат «Вырезки из губернских и уездных газет 1918-1932 гг.»7, хранящиеся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Об организации воскресников говорится в уникальной брошюре «Работа культурника в деревне. Инструкция культурно-просветительским кружкам Владимирской губернии»8, хранящейся в библиотеке Государственного архива Владимирской области (ГАВО). Кое-какие сведения можно почерпнуть из более поздних исследований середины советского периода — это сборники документов «Материалы о работе владимирского опорного пункта научного атеизма»9 и «Трудящиеся Владимирской губернии в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)»10. Но все-таки наибольший объем сведений о времени и месте проведения воскресников и субботников, количестве участников, проделанной работе, и, самое главное, оценке этих мероприятий современниками дает местная пресса, регулярно публиковавая материалы по данной тематике.

Расстановка акцентов в заметках, соседство с другими материалами, название рубрик, периодичность публикаций и сопоставление времени проведения субботников и воскресников с датами православных праздников подтверждают тот факт, что их проведение помимо собственно трудовой идеи имело глубокий антирелигиозный смысл. Ведь, несмотря на все предпринятые к этому моменту меры, жители исконно православной Владимирской губернии продолжали посещать храмы и регулярно участвовали

5 Там же. С.111.

6 Андреев В. М. Под знаменем пролетариата (трудовое крестьянство в годы гражданской войны. М.: Мысль, 1981. С. 117.

7 РГАСПИ Ф. 89. Оп. 4. Д 179.

8 Работа культурника в деревне. Инструкция культурно-просветительским кружкам Владимирской губернии. Владимир: издание Полит.-Просветительного Подотдела Владимирского Губотнароба, 1920. С. 8.

9 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 89. Оп. 4. Дд. 155-176.

10 Трудящиеся Владимирской губернии в годы гражданской войны (1918-1920): сборник документов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1958. С. 63, 71, 86-88.

в субботних вечерних службах и воскресных литургиях. А насаждение новых традиций способствовало достижению одновременно двух целей: люди трудились на благо молодой республики и не ходили в храмы.

Подтверждение своих взглядов автор находит у исследователей из других регионов. Так, например, Н. А. Басова, описывая деятельность комсомольских организаций в Карелии, сообщает о том, что в дни больших церковных торжеств или в выходные молодежь привлекалась на субботники и воскресники11. Б. А. Синанов в своем исследовании отмечает, что во Владикавказе воскресники и субботники практиковались, начиная с 1920 года12.

Широкий размах коммунистические субботники и воскресники получают в 1920 году. Интересно, что первый всероссийский воскресник состоялся раньше первого всероссийского субботника. Он прошел в воскресенье 25 января 1920 года13. Об этом нам сообщает «Стенная газета Владимирского районного отделения РОСТА» №7 в заметке «Всероссийский воскресник»: «Воскресенье 25 января является днем Всероссийского воскресника. Всем рабочим, работницам, красным советским сотрудникам, всем трудящимся города Владимира предлагается явиться в этот день на Великий праздник Советского труда для работ по восстановлению транспорта. Сборный пункт — пл. Свободы (у народного собрания). Явка ровно в 10 часов утра. Для каждого коммуниста без исключения явка обязательна под безусловную партийную ответственность. Бюро Укомфронта».

Первый всероссийский субботник приурочили к 1 мая. Его масштабы впечатляют: только в Москве в нем приняли участие 425 тысяч человек14. Авторитета «великому почину» добавило то, что к нему приложил руку сам В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

В 1921 г., когда целесообразность проведения субботника уже не вызывала вопросов, стали проводиться тематические субботники

11 Басова Н.А. Церковная жизнь в Карелии в конце 1920-х - начале 1930-х годов // Ante annum: сборник научных работ студентов и аспирантов исторического факультета. Петрозаводск, 2006. Вып. 3. С. 76.

12 Синанов Б. А. Некоторые аспекты антирелигиозного воспитания молодежи Северной Осетии в 1920-1930-е гг. // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Пятигорск, 2001. Вып. 9. С. 117.

13 Всероссийский воскресник // Стенная газета Владимирского районного отделения РОСТА. 1920. № 7. С. 1.

14 ХакимовР.Ш. Эксплуатация энтузиазма: советский опыт (1918-1991) // Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2016. № 2. С. 182.

и воскресники. В обиход вошли слова «субботничать», «воскресничать», «воскресники» в значении «участники воскресников»15. За неявку на субботник привлекали к дисциплинарной ответственности16. Отказавшихся от участия или систематически не приходивших на субботник коммуни-

17

стов подвергали наказаниям, например, заносили на «черную доску» .

Из сохранившихся в ГАВО местных газет, выходивших в рассматриваемый период и затрагивающих тему субботников-воскресников, можно выделить следующие:

1. «Бюллетень владимирского губернского комитета РКП». Издание, регулярно сообщающее о прошедших субботниках и воскресниках распространяется бесплатно, а значит, доступно более широкому кругу читателей. В заметке «Субботники» находим подробнейший отчет по проведению субботников в губернии с привлечением партийных и беспартийных граждан, участием самых различных организаций с июня 1919 по 1 января 1920 года. Мы также узнаем, что в этот период было проведено 25 субботников в Муроме и 30 во Владимире с привлечением 6452 и 2930 человек соответственно18. Информативен материал «Как работали Александровские коммунисты в Рождественские праздники»19. Деятельность «субботничающихся» (именно так — авт.) и «воскресничающих» граждан г. Юрьева описана в статье «Работа среди пролетарок и крестьянок»20. Они шили белье, осуществляли починку одежды и слушали лекции по гигиене. Примерно то же самое происходило на воскресниках в Переславле-Залесском и Судогде. Характерно, что в перечисленных городах акцент делался на женском труде. И лишь в Коврове в 1919 г «рыли колодезь»21 мужчины, а в 1920 году воскресники проходят здесь «еженедельно по воскресеньям совместно с мужчинами партийцами»22. Отчет о субботниках по уезду за 1920 год сообщает

15 На воскреснике // Районная газета № 12. 1920, 29 января. С. 3.

16 За неявку на субботник // Луч № 8. 1921, 29 января. С. 4.

17 Мы таких гоним вон // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП №48. 1920, 19 октября. С. 3.

18 Субботники // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП № 24. 1920, 26 января. С. 3.

19 Как работали Александровские коммунисты в Рождественские праздники // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП № 24. 1920, 26 января. С. 4.

20 Работа среди пролетарок и крестьянок // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП № 25. 1920, 6 февраля 1920. С. 4.

21 Там же. С. 4.

22 Великий почин в деревне // Районная газета № 61. 1919, 30 декабря. С. 3.

о 96 субботниках23. Рядом — рассуждения на тему того, можно ли верить в Бога и быть коммунистом24.

2. «Районная газета». Издание поднимает тему субботников и воскресников в формате объявлений, разъяснений, отчетов и репортажей. Субботники и воскресники вдохновляют ее корреспондентов на написание стихов и рассказов. Бывает, что в одном номере встречаются две или даже три заметки на тему воскресников и субботников. Все они пропитаны социалистической риторикой — «второй воскресник прошел количественнее, чем первый»25. Рядом с ними обязательно размещаются статьи по антирелигиозной тематике.

В 1920 году активно печатаются «Сводки», например, «Сводка воскресников за февраль». Интересен тот факт, что в марте 1920 года во Владимире прошли 4 воскресника и всего один субботник. Изучение календаря дает сведения о том, что Пасха в этом году приходилась на 11 апреля, то есть весь март был Великий пост. И увеличение числа воскресников являлось прямым препятствием для посещения богослужений. Кстати, Первомай, который в зарождавшейся в это время идее внедрения новой социалистической обрядности должен стать заменой Пасхе, также предвосхищают воскресники и глобальный первомайский субботник.

3. Газета «Призыв». Информация о субботниках и воскресниках, проводимых в 1921 г., содержится почти исключительно в завоевавшей к тому времени статус «владимирской «Правды»» газете «Призыв». Так, в праздничном номере «Призыва» за 1 января 1921 года теме воскресников посвящены целых два материала — это репортаж «На воскреснике», повествующий о событиях июльского воскресника 1920 года в г. Владимире26, и рассказ «Воскресник», занимающий две трети газетной полосы. В последнем красочно описаны условия, в которых люди трудились, о чем говорили, о чем спорили. Подчеркивается, что воскресник закончился «пением революционных песен»27. Через несколько номеров сообщения о «Воскреснике молодежи» и «Субботниках на праздниках», в которых прямо говорится, что данные мероприятия призваны отвлечь

23 Отчет о субботниках по владимирскому уезду // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП № 27. 1920, 5 марта. С. 1.

24 Можно ли верить в Бога и быть коммунистом? // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП № 36. 1920, 30 мая 1920. С. 1.

25 Коммунистический воскресник // Районная газета № 51. 1919, 12 декабря. С. 4.

26 На воскреснике // Призыв № 1. 1920, 1 января. С. 2.

27 Воскресник // Призыв № 1. 1920, 1 января. С. 3.

владимирцев от празднования Рождества и Крещения. Систематическое освещение этой темы в тот голодный 1921 год, когда газету «Призыв», в целях экономии выпускают на двух страницах, а третью и четвертую иногда издает в половину или четверть газетной полосы, позволяет сделать вывод о значимости мероприятий. Кстати, именно в 1921 году дополнительным стимулом посещать субботники-воскресники становится раздача продовольствия по завершению работ.

Характерно, что в 1921 году, когда Пасха совпала с Первомаем, во Владимире был организован Первомайский воскресник. Статья «Рай — только на земле» описывает данное мероприятие так: «Первомайский день воскресил для нас труд — сделал жизнь человека разумной, а главное лишенной ложных понятий и неразумной веры (...) труд откроет нам дверь в земной рай и новым владыкой мира будет труд»28.

Итак, субботники и воскресники, призванные помогать справляться с наиболее острыми проблемами, были очень распространены во Владимирской губернии в 1919-1921 гг. Строгий партийный контроль, стремление придать субботникам и воскресникам праздничность, торже-ственность29 вкупе с актуальностью решаемых на них проблем (помощь красноармейцам, ремонт или разгрузка железнодорожных составов для решения продовольственной и топливной проблем), а также выдача продовольствия после завершения работы способствовали привлечению к ним большого числа жителей региона30.

Можно долго спорить о том, был ли воскресник альтернативой субботнику или всего лишь его разновидностью, одно представляется бесспорным: воскресник не прижился. Мы видим две основные причины в разрезе данного исследования. Первая: по отношению к субботникам воскресник был вторичен. Вторая причина видится нам в неблагозвучности самого слова «воскресник» для социалистического общества. «Субботник», в отличие от «воскресника», не вызывает прямых религиозных ассоциаций. Поэтому, несмотря на одинаковую направленность, воскреснику было суждено затеряться в истории в конце 20-х гг., в то время как субботники, имея в основе ту же самую идею общественно-полезного труда, продолжают свое существование и по сей день.

28 Рай только на земле // Призыв № 65. 1920, 1 мая. С. 2.

29 Андреев В. М. Под знаменем пролетариата (трудовое крестьянство в годы гражданской войны. М.: Мысль, 1981. С. 121.

30 Комсомольцы и молодежь Владимирской губернии в годы гражданской войны (19181920). Сборник документов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1958. С. 78.

Источники и литература

1. Андреев В. М. Под знаменем пролетариата (трудовое крестьянство в годы гражданской войны. М.: Мысль, 1981. С. 247.

2. БасоваН.А. Церковная жизнь в Карелии в конце 1920-х — начале 1930-х годов // Ante annum: сборник научных работ студентов и аспирантов исторического факультета. Петрозаводск, 2006. Вып. 3. С. 71-86.

3. Великий почин в деревне // Районная газета (г. Владимир) № 61. 1919, 30 декабря, С. 4.

4. Всероссийский воскресник // Стенная газета Владимирского районного отделения РОСТА № 7. 1920. С. 1.

5. Воскресник // Призыв (г. Владимир) № 1. 1920, 1 января. С. 4.

6. Гоглов А., свящ. Владимирское лихолетье: православная Церковь на Влади-мирщине в годы безбожной смуты. М.: Приход храма святого духа сошествия, 2008. С. 430.

7. За неявку на субботник // Луч (г. Муром) № 8. 1921, 29 января. С. 4.

8. Как работали Александровские коммунисты в Рождественские праздники // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) № 24. 1920, 26 января. С. 4.

9. Коммунистический воскресник // Районная газета (г. Владимир) №51. 1919, 12 декабря. С. 4.

10. Комсомольцы и молодежь Владимирской губернии в годы гражданской войны (1918-1920). Сборник документов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1958. С. 300.

11. Минин С.Н., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии (Х-ХХ вв.). Владимир: Нива. 2004. С. 152.

12. Можно ли верить в Бога и быть коммунистом // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) № 36. 1920, 30 мая. С. 1.

13. Мы таких гоним вон // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) № 48. 1920, 19 октября. С. 3.

14. На воскреснике // Призыв (г. Владимир) № 1. 1920, 1 января. С. 2.

15. На воскреснике // Районная газета (г. Владимир) № 12. 1920, 29 января. С. 3.

14. Отчет о субботниках по владимирскому уезду // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) №27. 1920, 5 марта 1920. С. 1.

16. Рай только на земле // Призыв (г. Владимир) № 65. 1920, 1 мая. С. 2.

17. Работа культурника в деревне. Инструкция культурно-просветительским кружкам Владимирской губернии. Владимир: Издание Полит.-Просветительного Подотдела Владимирского Губотнароба, 1920. С. 28.

18. Работа среди пролетарок и крестьянок // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) № 25. 1920, 6 февраля. С. 4.

19. РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Дд. 155-176, 179.

20. Синанов Б. А. Некоторые аспекты антирелигиозного воспитания молодежи Северной Осетии в 1920-1930-е гг. // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Пятигорск, 2001. Вып. 9. С. 114-119.

21. Субботники // Бюллетень Владимирского губернского комитета РКП (г. Владимир) № 24. 1920, 26 января. С. 3.

22. Трудящиеся Владимирской губернии в годы гражданской войны (19181920): сборник документов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1958. С. 301.

23. У истоков коммунистического труда: сборник / под ред. Г. Д. Костомарова. М.: Соцэкгиз, 1959. С. 268.

24. Хакимов Р. Ш. Эксплуатация энтузиазма: советский опыт (1918-1991) // Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2016. № 2. С. 182-189.

Olga Kalyuzhnaya. Saturday and Sunday Workdays in the Vladimir District in 1919-1921 as Part of Political and Anti-Religious Propaganda (Based on Materials from the Local Press).

The author of this article considers the origin of Saturday and Sunday workdays in the Vladimir District on the basis of materials in the local press and in the context of their anti-religious component. The author provides an overview of the local periodical press and their description of these events. The reaction of believers in the Vladimir Diocese to these events is also considered. This topic becomes important in the context of new studies that have recently emerged, which offer a new look at Church-State relations during the Russian Civil War. The concept of a Sunday workday is not well researched; there have been few studies of this topic. Based on archival documents, the author concludes that in addition to their function as costless ways of improving public spaces in the country, the Saturday and Sunday workdays also had a significant role as propaganda of atheism.

Keywords: Sunday workdays, Saturday workdays, anti-religious propaganda, newspaper, religion, church, atheism, anti-Church propaganda, Russian Civil War, the press, Vladimir District.

Olga Vasil'yevna Kalyuzhnaya — graduate student at the A. and N. Stoletov Vladimir State University, Lecturer at the College of Innovative Technologies and Entrepreneurship of the A. and N. Stoletov Vladimir State University (kalyuzhka@list.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.