Научная статья на тему 'Антитеза как прием реализации модели дуэли в теледебатах В. Соловьева «к барьеру!»'

Антитеза как прием реализации модели дуэли в теледебатах В. Соловьева «к барьеру!» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
531
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АНТИТЕЗА / ЖАНР / ДЕБАТЫ / ТЕЛЕДЕБАТЫ / ДУЭЛЬ / ANTITHESIS / GENRE / DEBATE / TV DEBATE / DUEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рагимова Фарида Сиражадиновна, Терентьева Ольга Александровна

Данная статья рассматривает реализацию модели дуэли в теледебатах «К барьеру!» посредством приема антитезы. Целью работы является определение роли антитезы как приема реализации модели дуэли. Для достижения поставленной цели применяются как общенаучные методы формализация, дедукция, индукция, аналогия, так и частнонаучный метод композиционный анализ. На данный момент дебаты являются распространенным жанром. Это обусловлено соответствием жанра развлекательной концепции телевидения и возможностью персонификации рассматриваемых проблем. Одним из ярких примеров теледебатов на современном телевидении является программа В. Р. Соловьева «К барьеру!». Данную программу отличает использование модели дуэли. Антитеза как прием противопоставления помогает воссоздать в программе ритуал дуэли, выражает отношения противопоставления. Она позволяет перенести и реализовать в программе построенную по принципу контраста дуэльную модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTITHESIS AS A METHOD REALIZATION OF THE MODEL OF DUEL IN V. SOLOVYOV’S TV DEBATE "TO THE BARRIER!"

The paper considers the realization of the model of duel in the TV debate "To the Barrier!" by receiving the antithesis. The aim is to define the role of the antithesis as the means of implementing of the model of the duel. To achieve this goal the general scientific methods were used: formalization, deduction, induction, analogy, and the specific scientific method compositional analysis. At the moment, the debate is a common genre. This is due to the genre of entertainment being close to the modern television concept and the possibility of personalization of the considered problems. One of the clearest examples of a televised debate on modern TV is V. Solovyov’s programme "To the Barrier!". A distinctive feature of this program is using the model of the duel. The model used is original, for this reason it is necessary to study the mechanisms of its implementation. Antithesis as the method of opposing helps recreate the ritual of the duel in the programme, expresses the relations of opposition. It allows transferring and implementing the model of the duel built on the principle of contrast in the programme.

Текст научной работы на тему «Антитеза как прием реализации модели дуэли в теледебатах В. Соловьева «к барьеру!»»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81’38:7.097

АНТИТЕЗА КАК ПРИЕМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ДУЭЛИ В ТЕЛЕДЕБАТАХ В. СОЛОВЬЕВА «К БАРЬЕРУ!»

Ф. С. Рагимова, О. А. Терентьева

ANTITHESIS AS A METHOD REALIZATION OF THE MODEL OF DUEL IN V. SOLOVYOV’S TV DEBATE "TO THE BARRIER!”

F. S. Ragimova, O. A. Terentyeva

Данная статья рассматривает реализацию модели дуэли в теледебатах «К барьеру!» посредством приема антитезы. Целью работы является определение роли антитезы как приема реализации модели дуэли. Для достижения поставленной цели применяются как общенаучные методы - формализация, дедукция, индукция, аналогия, так и частнонаучный метод - композиционный анализ.

На данный момент дебаты являются распространенным жанром. Это обусловлено соответствием жанра развлекательной концепции телевидения и возможностью персонификации рассматриваемых проблем. Одним из ярких примеров теледебатов на современном телевидении является программа В. Р. Соловьева «К барьеру!». Данную программу отличает использование модели дуэли. Антитеза как прием противопоставления помогает воссоздать в программе ритуал дуэли, выражает отношения противопоставления. Она позволяет перенести и реализовать в программе построенную по принципу контраста дуэльную модель.

The paper considers the realization of the model of duel in the TV debate "To the Barrier!" by receiving the antithesis. The aim is to define the role of the antithesis as the means of implementing of the model of the duel. To achieve this goal the general scientific methods were used: formalization, deduction, induction, analogy, and the specific scientific method - compositional analysis.

At the moment, the debate is a common genre. This is due to the genre of entertainment being close to the modern television concept and the possibility of personalization of the considered problems. One of the clearest examples of a televised debate on modern TV is V. Solovyov’s programme "To the Barrier!". A distinctive feature of this program is using the model of the duel. The model used is original, for this reason it is necessary to study the mechanisms of its implementation. Antithesis as the method of opposing helps recreate the ritual of the duel in the programme, expresses the relations of opposition. It allows transferring and implementing the model of the duel built on the principle of contrast in the programme.

Ключевые слова: антитеза, жанр, дебаты, теледебаты, дуэль.

Keywords: antithesis, genre, debate, TV debate, duel.

Устойчивое положение на отечественном телевидении занимают дебаты - программы на политические темы, в которых участники вступают в споры между собой. Среди них «Судите сами», «Поединок»,

«Право голоса», «Честный понедельник», «Три угла» и т. д.

В качестве речевого жанра дебаты рассматриваются как «формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.)»

[4]. С появлением вещания дебаты проникают на телевидение сначала как форма предвыборной агитации, затем как аналитический жанр - теледебаты.

А. А. Андреев определяет теледебаты как «жанр телевизионной публицистики, цель которого выявить позиции, программы, ценности оппонентов в ходе дискуссии, которая регулируется независимым беспристрастным модератором и включает представление позиций двух или более кандидатов, их полемику и ответы на наиболее важные вопросы, поступающие от ведущего, журналистов, зрителей в студии или телезрителей» [2].

За последнее десятилетие интерес россиян к политическим дебатам менялся: по данным ВЦИОМ [3] на 2011 год теледебаты смотрят 43 % россиян (в 2003 году - 52 %). Если раньше зрители воспринимали та-

кие программы и как информационные, и как шоу (25 % и 27 %), то на данный момент смотрят дебаты ради развлечения, а не для получения информации (25 % против 18 %). По этой причине происходит переориентация программ на развлекательную функцию. Теледебаты обладают необходимым потенциалом, основанным на своей соревновательной природе и возможности персонификации рассматриваемых проблем. Таким образом, важной задачей является поиск наиболее подходящей формы воплощения данного жанра.

Одним из ярких примеров теледебатов на современном телевидении является программа В. Р. Соловьева «К барьеру!». Программа выходила с 4 сентября 2003 года по 1 мая 2009 года на телеканале НТВ. В центре ее внимания находились важные мировые и российские общественно-политические события и проблемы. Отличительной чертой программы является применение модели дуэли.

Программа, как и поединок, представляет собой словесный бой двух лиц на смертельном оружии по установленным правилам с целью защиты своей позиции. В студии встречаются два представителя диаметрально противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему. Цель словесного поединка - отстоять правоту своей точки зрения, защита чести.

Ф. С. Рагимова, О. А. Терентьева

181

ФИЛОЛОГИЯ

В программу был перенесен такой элемент дуэли, как оружие, а именно пистолет. В программе оружием является слово, т. е. каждое высказывание участников приравнивается к выстрелу. Оружие должно быть смертоносным, что накладывает отпечаток на характер высказывания. В связи с этим тема дебатов формулируется при таком условии, что однозначного ответа быть не может. Подобная установка заставляет соперников подбирать более мощные аргументы, факты, демонстрирующие отстаиваемую точку зрения. Речь участника должна быть максимально выразительна, целенаправленна и содержательна для того, чтобы разрушить позицию соперника. Стоит отметить тот факт, что победа зависти не только от содержательности выступления, а от умения изложить красиво свои мысли, от имиджа, харизмы, поведения в студии. Это свойственно и классической дуэли, т. к. владение оружием не всегда помогало дуэлянту. Например, литературный герой Л. Н. Толстого Пьер Безухов, ни разу не державший в руках пистолет, но нанесший ранение противнику. В программе самый яркий пример - Владимир Жириновский, который является частым участником словесных поединков. В программе нет ограничения в количестве вопросов, но их необходимо задать в определенное время.

В программу перенесены основные субъекты дуэли. Противники словесного поединка представляются как оскорбитель и оскорбленный. Первый участник -оскорбитель - в вызове предъявляет претензии к сопернику. В программе это приравнивается к брошенной в лицо перчатке, что относится к оскорблению третьей степени. Такая степень оскорбления, нанесенного чести, не подразумевает примирения. Второй из них получает вызов на дуэль и, согласно правилам дуэли, имеет право первого вопроса.

Словесный поединок проходит в присутствии двух секундантов: по двое с каждой стороны. В ходе поединка они являются помощниками дуэлянтов в отстаивании своей точки зрения. Такой вид дуэли, в которой дуэлянты принимали участие в бое, был распространен во Франции в XVII веке. Секунданты не имеют личной выгоды в исходе спора, беспристрастны, являются компетентными людьми в той или иной области, занимают высокое общественное положение. Также секунданты имеют право прений.

В программе нашло отражение наличие такого института как суд чести. Противники вправе апеллировать к суду в случае возникновения спорных вопросов. В программе возможна двойная трактовка данного явления. Соловьев заявляет как суд чести аудиторию телезрителей, по результатам голосования которой определяется победитель. Телезрители имеют возможность постоянно следить за результатами голосования, т. к. они отражаются в нижней части экрана. Задача противников на протяжении программы привлечь зрителей на свою сторону всеми возможными способами. Однако следуя дуэльному кодексу можно предположить, что судом чести являются четыре судьи, занимающие в студии место позади Соловьева. Судьи являются представителями различных общественных и государственных организаций, обладающих компетенцией в рассматриваемом вопросе. В течение поединка они оценивают выступления противников, каждый из них в конце программы выносит свой вердикт. Реше-

ние судей не определяет исхода голосования, но может повлиять на мнение телезрителей.

В поединке необходимо присутствие руководителя, роль которого выполняет Владимир Соловьев. Руководитель выступает как независимое лицо. Соловьев руководит ходом дуэли: следит за соблюдением установленного регламента, контролирует поведение дуэлянтов, не давая переходить установленные границы. Соловьев как руководитель направляет ход дуэли в нужное русло, вызывает противников на более четкое объяснение своей позиции, задавая провокационные вопросы.

Наличие у участников определенных ролей превращает обсуждение в своеобразный спектакль, что делает программу более зрелищной.

К элементам дуэли можно отнести барьер. Это черта, определяющая расстояние между дуэлянтами в зависимости от установленного количества шагов. В программе барьер визуализирован и представляет собой трибуну для выступления. Барьер имеет подсветку - один синюю, другой зеленую, - что указывает на противостояние противников. Барьер служит контролирующим и ограничивающим фактором, не дающим противникам приблизиться друг к другу. Также перенесение на трибуну образа барьера определяет характер выступления - оно должно быть настолько сильно аргументированным и выразительным, чтобы скомпрометировать позицию соперника.

Композицию программы можно соотнести с порядком проведения дуэли. Обозначение темы, следующее в начале программы, является ситуацией конфликта, порождающей дуэль. Здесь ведущий обозначает, о чем пойдет речь в программе, и отмечает двойную трактовку проблемы. Затем следует картель - вызов на дуэль. Вызов на дуэль передается в устной форме на видеоэкране в левой части студии. Принятие вызова следует за вызовом на экране в правой части студии. Сам вызов и принятие вызова содержат основные претензии к противоположной стороне, и называется противник. То же самое характерно для картели: в ней сообщалось, по какой причине тот или иной человек вызывается на поединок. Сам словесный бой делится на схватки (3 по 15 минут), разделенные перерывами, что характерно для периодической дуэли на шпагах. Финалом поединка становится оглашение результатов зрительского голосования, как и в дуэли результат оглашал суд чести. Следование установившемуся ритуалу придает программе максимальную структурированность и эстетизм.

К эстетике дуэли относятся рассказы Соловьева после каждой схватки о каком-либо историческом прецеденте дуэли. Эти рассказы выполняют просветительскую функцию, сообщая зрителям новую информацию. Исторические прецеденты помогают создавать образы дуэлянтов, т. к. подбираются в соответствии с участниками поединка или с тематикой выпуска. Так, в выпуске № 194, где участвовали писатели Сергей Минаев и Захар Прилепин, рассказывалось о дуэлях между писателями.

Также в двух перерывах между схватками дается биографическая справка об участниках, которая одновременно информирует зрителя и создает определенный образ дуэлянта.

182 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

ФИЛОЛОГИЯ

Сохраняется расположение субъектов дуэли. Данный факт отражается на оформлении студии. Противники занимают позиции возле барьеров напротив друг друга. Руководитель дуэли (ведущий) становится параллельно линии боя. Это позволяет ему следить за каждым из противников. Отступление наблюдается в расположении секундантов, т. к. они должны занимать позиции параллельно линии боя по обе стороны от руководителя. В программе же секунданты занимают места позади дуэлянтов.

На основании указанных пунктов мы пришли к выводу о роли модели дуэли в рассматриваемой программе. Наличие ограничивающих факторов в виде руководителя, барьеров, амплуа дуэлянта позволяет контролировать поведение и эмоции дуэлянтов и не переводить обсуждение в рамки агрессивного спора. Осуществляющийся контроль заставляет противников максимально подкреплять свою позицию фактами и ораторским мастерством. Присутствие секундантов способствует более полному рассмотрению представленных точек зрения, т. е. придает большую семантическую полноту. Соблюдение определенных амплуа, наличие определенного ритуала проведения и расположения героев придает обсуждению более интересный и зрелищный вид. Таким образом, модель дуэли выполняет в программе функции контроля, вытягивания информации и эстетизации.

В результате мы пришли к выводу, что перечисленные функции позволяют максимально реализовать потенциал дебатов как жанра, т. е. подобная форма обеспечивает полноту получения информации и соответствует телевизионному формату шоу.

Выделенные в программе элементы дуэльной модели реализуются посредством приема антитезы.

Антитеза понимается в широком смысле как «противоположность, противопоставление» [6] и в узком смысле как «стилистический прием: сопоставление противоположных или контрастных понятий» [6]. Для нашего исследования значимо широкое определение термина. Антитеза применяется для выражения отношений:

1) противопоставления - сопоставления образов или понятий, контрастирующих между собою.

2) противоречия - одновременного сочетания противоположных ипостасей, совокупностью выражающих нечто единое.

3) сопоставления - выявление сходства и различия, установление связи между элементами.

4) антитетический образ может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания.

5) антитеза может выражать альтернативу.

Опираясь на классификацию В. Е. Красовского [5],

мы будем рассматривать антитезу на трех уровнях:

- словесная антитеза - соединение слов или словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской;

- образная антитеза - контраст между двумя образами;

- композиционная антитеза - принцип построения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, фрагментов.

Композиционный уровень Дуэль представляет собой противостояние и поочередный обмен выстрелами (ударами) двух участников. Учитывая этот факт, композиция программы строится на противопоставлении двух элементов:

- вызов на дуэль и принятие вызова (видеообращение участников на экранах в студии, противопоставление возникает благодаря переходу камеры с одного экрана на другой);

- представление участников (поочередный вызов дуэлянтов на площадку с разных сторон);

- поочередный обмен вопросами и репликами участников (сначала вопрос задает оскорбленный, отвечает оскорбитель, затем наоборот).

Это помогает воссоздать в программе ритуал дуэли, антитеза выражает отношения противопоставления.

Биографические справки, не имеющие корней в поединке, работают на образы дуэлянтов. Эти элементы не всегда построены по принципу контраста. Биографические справки позволяют сопоставить участников. Из сопоставления выявляется либо абсолютное различие участников словесного поединка, либо они обозначаются как полюса единого целого.

Образный уровень

На образном уровне антитеза является принципом оформления студии. Главным визуальным образом являются барьеры, т. к. служат рубежом для произведения выстрела. Они расположены в центре студии в красном квадрате друг напротив друга. Барьеры имеют подсветку - один зеленую, другой синюю, в программе эти цвета контрастны. Противоположно расположены позиции секундантов. Экраны также расположены в противоположных концах студии.

Антитеза формирует образы дуэлянтов, проявляясь в различных параметрах: демографических, профессиональных, ценностных, идеологических, социальных и т. д. Например, участниками поединка являются мужчина и женщина (Алексеев - Горячева), политик и юморист (Жириновский - Хазанов), коммунист и демократ (Проханов - Сванидзе).

Противопоставление участников происходит и на уровне поведения, речи, манеры держаться. Так, у одного из участников может быть спокойная речь, у другого - агрессивная.

Рассмотрим это на конкретном примере выпуска «О вступлении Украины в НАТО». Участниками словесного поединка являются Наталья Витренко и Валерия Новодворская. Их можно противопоставить по гражданству (Украина - Россия), по политическим взглядам (лидер Прогрессивной социалистической партии Украины - лидер либеральной партии «Демократический союз»), отношение к власти (сторонник власти - оппозиционер). Как мы можем заметить, Наталья Витренко держится собранно, с гордым видом, достоинством, ее речь ближе к торжественной, она защищает свою позицию. Валерия Новодворская располагается свободно, вальяжно, ее речь немного ленивая, заметно пренебрежение или презрение к оппоненту.

По данным параметрам противопоставлены и секунданты дуэлянтов.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 183

ФИЛОЛОГИЯ

Антитетичным в программе является образ суда чести, т. к. в это понятие включаются эксперты и телезрители. Конфликт происходит на уровне того, кого из них можно назвать судом чести. Каждый из этих субъектов выносит свое решение о результатах словесного поединка, зачастую эти мнения оказываются противоположными.

Противопоставляются образы дуэлянтов и экспертов, т. к. если в поединке участвуют политики, их оценивают представители творческих профессий, и наоборот.

Словесный уровень

Если в дуэли, центральное место занимает противоборство участников с помощью оружия, то в программе центральное место занимает словесное выражение участниками своих позиций. Антитеза применяется с самого начала и не ослабевает в течение всей программы.

Как уже упоминалось, сама формулировка темы программы является порождением конфликта. Темой программы становится не просто произошедшее актуальное событие. Необходимо, чтобы событие находилось на такой стадии, когда формируется несколько точек зрения и в обществе зарождается конфликт. Непосредственно сама тема формулируется таким образом, чтобы в ней изначально содержалось две точки зрения. «Объявление Крыма «территорией без НАТО» вызвало острую реакцию «официального» Киева, который видит в этом руку Москвы. Часть российских либеральных политиков поддерживает «оранжевых», считая, что дружба с НАТО - это способ защиты Украины от влияния России» (Выпуск № 111. «О вступлении Украины в НАТО»). В данном примере одной выражается две точки зрения на факт вступления Украины в НАТО. С одной стороны, есть политики, отстаивающие независимость Украины. С другой стороны, «оранжевые» считают сотрудничество с НАТО залогом независимости и процветания Украины.

Антитеза формирует ситуацию противоборства участников, начиная с картели. Здесь обозначаются противники поединка и сталкиваются их личные точки зрения. «Ерофеев: ...эта идея вредна для нашей многонациональной страны... Михалков: для меня странен вопрос, стоит ли в православной стране, с тысячелетней культурой православия об этом говорить...» (Выпуск № 129. «О преподавании основ Православия в школах»).

Антитеза работает на создание образов дуэлянтов в представлении участников: «Лучший юморист среди политиков, Владимир Жириновский... Геннадий Хазанов лучший политик среди юмористов» (Выпуск № 29. Спецвыпуск, посвященный Первому апреля).

Ситуация словесного противостояния (выстрела) реализуется в ходе самого словесного поединка. Это происходит в речи каждого из дуэлянтов посредством противопоставления себя и своего противника. Так, М. Барщевский в выпуске № 169 «О смертной казни», говоря о том, что россияне являются цивилизованными людьми, в том числе и он сам, называет своего противника А. Дугина «выразителем пещерного менталитета «око за око, зуб за зуб».

Также антитеза реализуется в диалоге: «Сванидзе: Сталин создал государство за счет того, что унич-

тожил и ограбил до нитки русское крестьянство, ограбил деревню, загнал трудоспособное население в лагеря... Он унизил всю страну, он заставил подозревать друг друга. Проханов: ...крестьяне после Сталина превратились в новое сословие... большая часть населения России боготворит Сталина» (Выпуск № 160. «О личности Сталина»).

В ходе словесного поединка антитеза помогает создать образ руководителя дуэли. Так как руководитель должен быть беспристрастным, провоцировать участников, его речь должна сочетать две точки зрения. «Соловьев: Здесь возникает юридический парадокс: с одной стороны, нормы уже есть, с другой стороны, я ими не пользуюсь, потому что понимаю бесперспективность такого рода движения. Где же выход?» (Выпуск №118. «О праве на защиту личной информации в СМИ»). Антитеза в его речи не исчезает, даже усиливается в третьей схватке. Ведущий постоянно напоминает противникам о ситуации конфликта.

Выводы

Сопоставив модель дуэли и программу «К барьеру!», мы выявили, что в программе используется данная модель, т. к. программа представляет собой установленный поединок двух лиц с помощью слова по установленным заранее правилам с целью отстаивания правдивости своей точки зрения.

Сопоставление дуэли и дебатов возможно на основании наличия двух сторон с противоположными точками зрения, каждая из сторон пытается защитить свою позицию. В программе используется модель классической дуэли, т. к. это установленный поединок двух лиц с помощью слова по установленным заранее правилам с целью отстаивания правдивости своей точки зрения. Композицию программы можно соотнести с порядком проведения дуэли. Обозначение темы является ситуацией конфликта, порождающей дуэль. Затем следует картель - вызов на дуэль, представленный в программе как видеообращение участников, после чего следует поединок. Сам словесный бой делится на схватки, разделенные перерывами, что характерно для дуэли на шпагах. Финалом поединка становится оглашение результатов зрительского голосования, как в дуэли результат оглашал суд чести. Следование установившемуся ритуалу придает программе максимальную структурированность и эстетизм.

К основным образам программы можно отнести субъектов дуэли: оскорбленный и оскорбитель (участники словесного поединка), распорядитель дуэли (ведущий), секунданты, суд чести (4 эксперта, оценивающие дискуссию). Важным визуальным образом является барьер, который в дуэли обозначает рубежи, с которых производятся выстрелы. Перенесение основных образов дуэли в программу превращает обсуждение в зрелище, где каждый из участников играет определенную роль. На словесный уровень был перенесен такой элемент дуэли, как оружие. В программе оружием является слово, т. е. каждое высказывание участников приравнивается к выстрелу. Речь участника должна быть максимально выразительна, целенаправленна и содержательна для того, чтобы разрушить позицию соперника. Актуализируемая в программе модель дуэли позволяет встроить теледебаты в зрелищную концепцию телевидения за счет выполняемых функций

184 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

ФИЛОЛОГИЯ

эстетизации, развлекательности, эстетизации, структуризации, усиления содержания.

Антитеза как прием противопоставления помогает воссоздать в программе ритуал дуэли, выражает отношения противопоставления. Она реализуется на компо-

зиционном, образном и словесном уровне. Центральное место занимает словесное выражение участниками своих позиций. Антитеза как прием позволяет перенести и реализовать в программе построенную по принципу контраста дуэльную модель.

Литература

1. Абрамович-Барановский С. Поединок // Энциклопедический словарь. Т. XXIV. СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1898.

2. Андреев А. А. Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социальнопсихологические и жанровые особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.

3. ВЫБОРЫ / теледебаты // ВЦИОМ. Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/vybory/duma/06.11.11_telede-baty.pdf

4. Дебаты (англ. debate, debating) - это формальный метод ведения спора // Международная образовательная ассоциация дебатов (IDEA). Режим доступа: www.idebatе.ru

5. Красовский В. Е. Антитеза // Литература (Справочник абитуриента). М.: АСТ, 2002.

6. Кузнецов С. А. Антитеза // Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норит, 1998. С. 42.

7. Петровский М. Антитеза // Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0551.htm/

8. Хандорин В. Дуэль // Родина. 1993. № 10. С. 87 - 93.

Информация об авторах:

Рагимова Фарида Сиражадиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и русской литературы XX века КемГУ, ida. ragimova@yandex. ru.

Farida S. Ragimova - Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Journalism and Russian literature of the 20th century, Kemerovo State University.

Терентьева Ольга Александровна - студентка КемГУ, terhom@mail.ru.

Olga A. Terentyeva - student at Kemerovo State University.

(Научный руководитель - Ф. С. Рагимова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.