№ 1 - 2012 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 615.32:615.214.32
АНТИСТРЕССОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА
В.Г. Банзаракшеев
Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (г. Улан-Удэ)
В эксперименте на крысах установлена антистрессорная активность многокомпонентного фито средства, составленного по прописям тибетской медицины. В условиях 24-часовой иммобилизации животных профилактическое введение средства снижает степень стрессорных повреждений, предотвращая инволюцию тимуса и гипертрофию надпочечников. Кроме того, фитосбор препятствует появлению деструктивных поражений в слизистой оболочке желудка, снижая индекс Паулса для точечных кровоизлияний, эрозий и язв.
Ключевые слова: стресс, антистрессорная активность, растительное средство.
Банзаракшеев Виталий Г амбалович — кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной фармакологии отдела биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, рабочий телефон: 8 (3012) 283-926, e-mail: [email protected]
Введение. По данным ВОЗ, сегодня в мире от сердечно-сосудистых заболеваний, среди которых максимальное распространение имеет атеросклероз и такое его проявление как ишемическая болезнь сердца, ежегодно умирает 15 млн человек, а уже к 2020 году, по прогнозам экспертов, эта цифра может вырасти до 25 млн [2].
Известно, что одним из ведущих механизмов атеросклероза является интенсификация процессов перекисного окисления липидов на фоне антиоксидантной недостаточности организма [6]. Среди множества известных факторов риска усиления перекисных механизмов атерогенеза, таких как дислипопротеинемия, алиментарная недостаточность витаминов-антиоксидантов и др., особое место занимает состояние напряжения или стресса. Данное состояние характеризуется изменением ряда соматических признаков, в первую очередь изменением в функциональном состоянии коркового слоя надпочечников, инволюцией тимико-лимфатического аппарата и трофическими расстройствами, в частности, изъязвлениями слизистой оболочки желудка [5].
Имеются данные, свидетельствующие о защитной роли факторов, активирующих локальные стресслимитирующие системы, которые повышают антиоксидантный потенциал клеток (тканей)-мишеней и обеспечивают резистентность организма к повреждающему действию стресса [3]. Активация антиоксидантной системы не только
ограничивает стрессорные повреждения организма, но и вносит свой вклад в обеспечение своевременного адаптивного поведения при стрессовых ситуациях.
В силу этого использование природных и синтетических антиоксидантов предупреждает и устраняет стрессорные повреждения при атеросклерозе, гипертонической болезни и других формах патологии человека, в механизмах которых стресс играет определяющую роль [4].
В связи с этим важен поиск новых лекарственных препаратов, обладающих высокой антиоксидантной активностью, способной противостоять стрессиндуцированным патологическим процессам и включать адаптационные механизмы при различного рода стрессорных воздействиях на организм.
В этом плане перспективными являются природные антиоксиданты растительного происхождения. Рационально подобранные фитопрепараты способны выступать в качестве регулирующей системы как патологических, так и нормальных процессов в организме, кроме того, они менее токсичны и практически не оказывают побочных эффектов при длительном применении.
Цель настоящего исследования: оценка антистрессорной активности комплексного растительного средства.
Материалы и методы. Объектом исследования служило комплексное растительное средство, разработанное на основе оригинальной рецептурной прописи, описанной в первоисточнике тибетской медицины, трактате «Чжуд-ши» [9].
В состав фито средства входят цветки календулы лекарственной (Calendula officinalis L.), плоды боярышника кроваво-красного (Crataegus sanguinea Pall.), корни шлемника байкальского (Scutellaria baicalensis Georgi), плоды яблони ягодной (Malus baccata (L.) Borkh.), корни валерианы лекарственной (Valeriana officinalis L.), семена салата посевного (Lactuca sativa L.), цветки и плоды шиповника (Rosa sp.), корни пиона уклоняющегося (Paeonia anomala L.) и др.
Эксперименты выполнены на крысах линии Wistar с исходной массой 170-180 г. Животных содержали в стандартных условиях вивария при одинаковом уходе и питании, световом и температурном режиме, со свободным доступом к воде. Экспериментальные исследования проводились в соответствии с Правилами Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и иных научных целей. Указанное растительное средство профилактическим курсом вводили внутрижелудочно в форме отвара в объеме 10 мл/кг 1 раз в сутки в течение 4 дней и за 1 ч до иммобилизации животных. Контрольная группа крыс получала дистиллированную воду в указанном объеме по соответствующей схеме.
Для оценки антистрессорной активности в качестве экспериментальной модели использовали 24-часовую иммобилизацию крыс в положении на спине. Через сутки после иммобилизации определяли выраженность стрессорных повреждений внутренних органов крыс путем оценки классической «триады Селье»: степень гипертрофии надпочечников, степень инволюции тимуса, появление язвенных поражений в слизистой оболочке желудка. Для оценки состояния слизистой оболочки желудка его разрезали по большой кривизне и подсчитывали количество деструкций, которые подразделяли на точечные кровоизлияния, эрозии и полосовидные язвы с расчетом «язвенного индекса» Паулса по формуле:
Индекс Паулса = среднее число деструкций на 1
животное в группе х % поражения животных / 100 [7].
Полученные данные статистически обработаны общепринятыми методами для малой выборки с определением средней величины и средней арифметической ошибки. Достоверность результатов оценивали с применением ^критерия Стъюдента [8].
Результаты и обсуждение. В ходе экспериментальных исследований установлено, что суточная иммобилизация крыс контрольной группы приводила к развитию у животных картины, характерной для стрессорной реакции. В частности, наблюдалось значительное увеличение массы надпочечников, уменьшение массы тимуса и появление деструктивных поражений слизистой оболочки желудка в виде точечных кровоизлияний, эрозий и полосовидных язв (см. табл.).
Таблица
Антистрессорная активность комплексного растительного средства при иммобилизационно-стрессорном воздействии у белых крыс ^ ± m)
Показатели Группы ЖИЕОТНЫЛ
ІІнгііітная <Н:0) Контрольная (иммобилизация -Н;0} Опытная (юшюбилизацня + фнтосрсзство)
Масса тпїгуса, иг 100 г 160,10 = пг7 110.41 =9,23 154,15= 12,30“
Масса, надпочечников, иг 100 г 15.11 = 1.4 56.15= 3.34 29.00= 1.12“
Йн'емс Паулса для точечных хровокзлнявнй 34.6 20.1
Индекс Паулса для эрозий - 2.5 1,0
Индекс Паулса для ЛОПОСОВНДНЫХ ЯЗЕ _ 0:4 0=2
Примечание: *— разность достоверна по сравнению с контролем при р < 0,05
Как следует из табл., профилактическое введение многокомпонентного растительного средства опытной группе крыс оказывало выраженный протективный эффект. Так наблюдалось уменьшение степени гипертрофии надпочечников на 49 % по сравнению с контролем. Кроме того, у крыс, получавших испытуемое средство, масса тимуса была на 39 % больше, чем у животных контрольной группы.
Оценка стрессорных повреждений слизистой оболочки желудка показала, что в опытной группе крыс отмечалась тенденция к снижению частоты точечных кровоизлияний, эрозий и язв и соответственно снижению индекса Паулса для точечных кровоизлияний на 42 %, для эрозий — более, чем в 2 раза, для полосовидных язв — в 2 раза по сравнению с показателями у крыс контрольной группы.
Таким образом, выявленная фармакологическая активность изучаемого фито средства свидетельствует о его протекторном действии, заключающемся в задержке развития катаболических изменений при стрессорном воздействии.
По всей видимости, установленное фармакологическое свойство данного средства обусловлено содержанием в нем фенольных соединений, витаминов, каротиноидов и других биологически активных веществ, влияющих на процессы тканевого обмена и дотирующих дефицит промежуточных метаболитов [1, 4]. Благодаря фитохимическому составу компонентов сбора можно предположить, что в основе антистрессорной
активности изучаемого средства лежат процессы ингибирования свободнорадикальных процессов.
По-видимому, данный комплекс взаимодополняющих и взаимостабилизирующих компонентов, эволюционно сложившихся как защитные системы, предупреждает состояние антиоксидантной недостаточности и активацию процессов пероксидации [1], тем самым обеспечивая устойчивость к стресс-реакциям и повышая резистентность к повреждающему действию стрессорного агента.
Выводы
1. Изучаемое комплексное растительное средство обладает выраженной антистрессорной активностью.
2. Профилактическое назначение испытуемого фитосредства достоверно снижает степень стрессорных повреждений, предотвращая инволюцию тимуса, гипертрофию надпочечников и изъязвление слизистой оболочки желудка при иммобилизационном стрессе.
3. Выявленное фармакологическое свойство растительного средства позволяет рекомендовать его применение в комплексной профилактике и терапии различных форм стрессиндуцированной патологии человека.
Список литературы
1. Нисрин А. Антиоксидантная активность лекарственных субстанций и биологически активных веществ / А. Нисрин, О. А. Горошко, В. П. Пахомова // Традиционная медицина. — 2GG9. — № 1. — С. 35-38.
2. Журавлева М. В. Первичная и вторичная профилактика атеросклероза / М. В. Журавлева // Врач. — 2G11. — № 5. — С. 45-49.
3. Зайцев В. Г. Связь между химическим строением и мишенью действия как основа классификации антиоксидантов прямого действия / В. Г. Зайцев, О. В. Островский, В. И. Закревский // Экспериментальная и клиническая фармакология. — 2GG3. — № 4. — С. 66-7G.
4. Ланкин В. З. Антиоксиданты в комплексной терапии атеросклероза : pro et contra / В. З. Ланкин, А. К. Тихазе, Ю. Н. Беленков // Кардиология. — 2GG4. — № 2. — С. 72-81.
5. Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон. — М., 1988. — 256 с.
6. Меньщикова Е. Б. Окислительный стресс : патологические состояния
и заболевания / Е. Б. Меньщикова, Н. К. Зенков, И. А. Бондарь, В. А. Труфакин. — Новосибирск, 2008. — 284 с.
7. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению
фармакологических веществ. — М., 2005. — 832 с.
8. Сергиенко В. И. Математическая статистика в клинических исследованиях / В. И. Сергиенко, И. Б. Бондарева. — М., 2001. — 256 с.
9. Чжуд-ши : канон тибетской медицины / Пер. с тибетского, предисловие,
примечания, указатели Д. Б. Дашиева. — М., 2001. — 766 с.
ANTISTRESS ACTIVITY OF COMPLEX
VEGETATIVE AGENT
V.G. Banzaraksheev
Institute of General and Experimental Biology of the Siberian Unit of the Russian Academy
of Sciences (Ulan-Ude c.)
The antistress activity of multicomponent phytoagent, made on copybooks of the Tibetan medicine was established in experiment on rats. Preventive insertion of agent reduces the degree stress damages, preventing involution of thymus and hypertrophy of adrenals, in conditions of 24-hour of an immobilization of animals. Besides, the phytotea embarrasses the occurrence of destructive lesions in stomach mucosa, reducing Pauls’s index for punctual hemorrhages, erosions and chancre.
Keywords: stress, antistress activity, vegetative agent.
About authors:
Banzaraksheev Vitaliy Gambalovich — candidate of medical sciences, senior research assistant of experimental pharmacology laboratory of bioactive substance department of Institute of General and Experimental Biology of Siberian Unit of the Russian Academy of Sciences, office number: 8(3012) 283-926, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Nisrin A. Antioxidatic activity of medicinal substances and bioactive substances / A. Nisrin, O. A. Goroshko, V. P. Pahomova // Traditional medicine. — 2009. — № 1. — P. 35-38.
2. Zhuravleva M. V. Primary and secondary preventive maintenance of atherosclerosis / M.V.Zhuravleva // the Doctor. — 2011. — № 5. — P. 45-49.
3. Zaytsev V. G. Bonds between chemical structure and action target as basis of classification of direct action antioxidants / V. G. Zaytsev, O. V. Ostrovsky, V. I. Zakrevsky // Experimental and clinical pharmacology. — 2003. — № 4. — P. 66-70.
4. Lankin V. Z. Antioxidants in complex therapy of atherosclerosis: pro et contra / V. Z. Lankin, A. K. Tikhaze, Y. N. Belenkov // Cardiology. — 2004. — № 2. — P. 72-81.
5. Meerson F. Z. Adaptation to stress situations and exercise stresses / F. Z. Meerson. — M, 1988. — 256 P.
6. Menshchikova E.B. Oxidizing stress: pathological conditions and diseases / E. B. Menshchikova, N. K. Zenkov, I. A. Bondar, V. A. Trufakin. — Novosibirsk, 2008. — 284 P.
7. Manual for experimental (preclinical) studying of pharmacological substances. — M, 2005. — 832 P.
8. Sergienko V. I. The mathematical statistics in clinical researches / V. I. Sergienko, I. B. Bondarev. — M, 2001. — 256 P.
9. Zhud-shi: Foundations of Medical Science of Tibet / trans. from Tibetan, preface, notes and indexes are performed by D. B. Dashiev. — M, 2001. — 766 P.