Научная статья на тему 'Антироссийское лобби в США и борьба с ним в «Эпоху санкций»'

Антироссийское лобби в США и борьба с ним в «Эпоху санкций» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / США / РУСОФОБИЯ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / АНТИРОССИЙСКОЕ ЛОББИ / ЛОББИЗМ / САНКЦИИ / RUSSIA / UNITED STATES / COLD WAR / RUSSOPHOBIA / ANTI-RUSSIAN LOBBY / LOBBYISM / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Полина Игоревна

Современные российско-американские отношения можно назвать крайне нестабильными. Более того, в последнее время наблюдается их существенное обострение на почве эскалации Украинского конфликта и введением двусторонних санкций между странами. Одним из важных источников этих событий выступает активная работа антироссийски настроенных лоббистских организаций, являющихся существенной преградой для нормализации взаимодействия и возвращению к взаимовыгодному сотрудничеству. Однако смена власти в США, а также, введение санкций, вынудившие активизироваться крупные российские компании в лоббировании своих интересов, могут стать условиями нового этапа развития как пророссийского лобби, так и нормализации двухсторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Russian lobby in the US and the fight against it in the “era of sanctions”

Modern Russian-American relations have been both generally poor and unstable. Lately they have been worsened by the escalation of the Ukrainian conflict and the imposition of US sanctions and Russian counter-sanctions. One significant obstacle to normalization and a return to improved cooperation is the active work of anti-Russian lobbying organizations active in the US. However, the change of power in the US and appeared stimulus for Russian business to lobby its can become conditions for a new stage in the development international relations between two countries and reforcing of pro-Russian lobby as a consequence.

Текст научной работы на тему «Антироссийское лобби в США и борьба с ним в «Эпоху санкций»»

Антироссийское лобби в США и борьба с ним в «эпоху санкций» Anti-Russian lobby in the US and the fight against it in the "era of sanctions"

Вершинина Полина Игоревна

Студент 4 курса, Факультет международных отношений, Санкт-Петербургский Государственный Университет,

Россия, Санкт-Петербург. e-mail:polina. vershinina 78@gmail com

Polina Vershinina

4rd year student School of International Relations, St. Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg. e-mail:polina. vershinina 78@gmail com

Аннотация.

Современные российско-американские отношения можно назвать крайне нестабильными. Более того, в последнее время наблюдается их существенное обострение на почве эскалации Украинского конфликта и введением двусторонних санкций между странами. Одним из важных источников этих событий выступает активная работа антироссийски настроенных лоббистских организаций, являющихся существенной преградой для нормализации взаимодействия и возвращению к взаимовыгодному сотрудничеству. Однако смена власти в США, а также, введение санкций, вынудившие активизироваться крупные российские компании в лоббировании своих интересов, могут стать условиями нового этапа развития как пророссийского лобби, так и нормализации двухсторонних отношений.

Annotation.

Modern Russian-American relations have been both generally poor and unstable. Lately they have been worsened by the escalation of the Ukrainian conflict and the imposition of US sanctions and Russian counter-sanctions. One significant obstacle to normalization and a return to improved cooperation is the active work of anti-Russian lobbying organizations active in the US. However, the change of power in the US and appeared stimulus for Russian business to lobby its can become conditions for a new stage in the development international relations between two countries and reforcing of pro-Russian lobby as a consequence.

Ключевые слова: Россия, США, Русофобия, Холодная война, Антироссийское лобби, лоббизм, санкции.

Keywords: Russia, United States, Cold War, Russophobia, Anti-Russian lobby, lobbyism, sanctions.

Приход к власти в США Дональда Трампа может стать новым этапом в развитии российско-американских отношений и условием, которое обусловит возможность их налаживания. Сохраняющаяся напряженность между странами, особо проявившая себя в контексте украинского кризиса и последующего введения режима санкций, может быть «сведена на нет» путем многосторонней дипломатии и взаимодействия с группами интересов. Одним из препятствий для этого является активное действие антироссийского лобби. Зародившись во времена Холодной войны, русофобские группы продолжают и сегодня оказывать существенное воздействие на руководство страны. Андрей Цыганков в своем исследовании разделяет эту общность на три группы.

Наиболее важная роль принадлежала консервативно настроенным слоям - сторонникам укрепления американского военного превосходства в мире, боровшимся с СССР в целях его уничтожения, а не сдерживания. Некоторые из представителей этих консерваторов отдавали себе отчет в том, что настоящей мишенью для них является Россия, а не коммунистический режим. [1] Другая часть лобби представлена либеральными движениями (активисты правозащитных организаций, ряд аналитических центров и другие), группировавшимися поначалу в организациях, созданных после окончания Второй мировой войны в целях защиты прав и свобод в мире. С течением времени организации типа «Freedom House» и «Human Right Watch» превратились в инструмент борьбы с коммунизмом. Третья группа включает в себя восточноевропейских националистов, иммигрировавших из СССР и стран Организации Варшавского договора и сделавших смыслом своей деятельности освобождение своих народов от советской системы. Помимо этих трех групп некоторые ученые также выделяют еще и четвертую, состоящую из беглых русских олигархов, которые инвестируют значительные средства в проведение антироссийской пропаганды, включающей статьи и целые страницы антипрезидентской рекламы в западной прессе, семинары в известных мозговых центрах, а также работу лоббистских фирм по проталкиванию в конгрессе

антироссийских резолюций.

Причин существования антироссийского лобби и антироссийских настроений несколько. Сохраняющаяся инерция в оценках и понимании России определила тот факт, что до сих пор немногие из американцев верят, что за короткий промежуток времени страна, главной государственной целью которой было распространение коммунизма во всех странах, стала демократическим государством с рыночной экономикой. Поскольку живы и действуют люди, участвовавшие в Холодной войне с той и с другой стороны, их логика остается неизменной даже после ее окончания. Кроме того, антироссийские настроения «подпитывает» сама система международных отношений, а именно, установившийся однополярный мир после распада СССР. На пути к американскому идеологическому, а впоследствии, также политическому и экономическому господству своеобразной преградой выступила Россия, которая заявила о построении многополярного мира, в котором гегемония одной какой-либо страны была бы невозможна. Следовательно, Россия снова вступила на противоположную позицию по отношению к США, а значит, породила своими действиями основания для отношения к ней как к недружественному государству. Последней причиной возникновения антиамериканского лобби можно назвать феномен русофобии, факт присутствия которого можно доказать к примеру путем анализа международных индексов, результатов деятельности НПО, которые часто становятся также способом манипуляции сознанием и инструментом продвижения политики. Например, согласно индексу Гуманности («Global Peace Index»), Россия, которой присудили всего 3,039 балла, занимает 152 место из 162, уступив Нигерии (2,710 балла) и опередив Северную Корею (3,071 балла), выиграв у последней всего 0,032 балла. [2]

Для устранения причины, перечисленных выше, необходимо опровергнуть мифы и стереотипы о России. Это невозможно сделать без создания позитивного внешнеполитического имиджа и спонсирования пророссийского лобби, база для которых уже существует. Это и соотечественники - эмигранты из разных периодов, переехавшие в Америку в силу политических, экономических и религиозных причин; бизнесмены, которые видят в России перспективный рынок сбыта готовой продукции, закупки сырья и которые заинтересованы в стабильном двустороннем сотрудничестве стран; политики-прагматики, считающие, что решить глобальные проблемы невозможно без содействия России; религиозные концессии; и, наконец, просто русофилы, активные участники межкультурного обмена, которые любят и уважают русскую историю и искусство. Однако на данном этапе этот скрытый ресурс не удается использовать, так как в США нет организованной русской диаспоры, следовательно, нет и возможности легально финансировать выборы, поскольку по закону 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» нерезидентам запрещается делать взносы в предвыборные фонды кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти. Все пророссийские группы сейчас представляются разрозненной массой, которую еще предстоит объединить и даже институционализировать. Сделать это довольно непросто, так как каждая из групп довольно нестабильна в своих оценках, и сейчас мы отмечаем лишь пассивную склонность к симпатизированию России, а не четко выраженную активную позицию и готовность к сближению.

Другой проблемой является бизнес, являющийся основой лоббирующего процесса. Причем ряд проблем связан как с американскими представителями, так и с русскими. Торговый оборот между нашими странами ничтожно мал. На США приходится только 5% российской международной торговли. Многие российские бизнесмены и крупнейшие российские компании, успешные на родине, терпят неудачи в США, что связано с различием законодательства и бизнес-культуры двух стран. А, следовательно, на данном этапе, у нас нет объективной основы для реального лоббирования интересов российского бизнеса в США.

Масштабы российско-американского сотрудничества все еще далеко отстают от потенциальных возможностей обеих стран и не всегда являются взаимовыгодными. Как сказал президент американо-российского делового совета Ю.Лоусон, страны с таким потенциалом, как США и Россия, должны иметь в 3-4 раза больший объем двусторонней торговли. [3]

Украинский кризис и введение двусторонних санкций стал новым этапом в вопросе развития антироссийского лобби. Ему удалось под прикрытием риторики о новой политической и военной угрозе, исходящей из России, скрыть реальный ущерб от применения Однако, как бы это странно ни было на первый взгляд, именно эти неблагоприятные условия создают новый стимул для поднятия вопроса о формировании и укреплении российского лобби. С одной стороны, оно получило новый

источник - крупнейшие российские компании стали стремиться максимально сократить потери от санкций или вообще добиваться для себя привилегированного статуса, который бы оградил их от распространения санкций. С другой, к числу заказчиков русского лобби прибавились противники санкций среди американских компаний, которые сотрудничали или планировали сотрудничать с Россией, и которые теперь тоже стали терпеть большие убытки.

О том, что американские организации, представляющие интересы бизнеса, активизировали контакты с властями, газета The Washington Post писала еще в марте, до отделения Крыма. Свое влияние в этом процессе показал Американо-российский деловой совет (U.S.-Russia Business Council, USRBC) - частная и некоммерческая организация, среди членов которой «Газпром экспорт», Сбербанк, «Русал», Exxon Mobil, Microsoft, Ford, Pfizer, Johnson&Johnson и другие компании. Сразу после введения первых санкций члены совета встречались с сотрудниками Совета национальной безопасности Белого дома, чтобы рассказать властям о своих опасениях по поводу санкций. [4] Другими крупными лоббистами являются Национальная ассоциация производителей (National Association of Manufacturers, NAM) и Торговая палата США (US Chamber of Commerce, USCC). Последняя является крупнейшей бизнес-ассоциацией в мире, объединяя более 3 млн. американских предприятий. NAM и USCC настаивают на неэффективности санкций и их ущербности для американской экономики, если США будут вводить их в одностороннем порядке.

Финансовые ограничения против российских компаний затрагивают интересы таких корпораций, как NCR Corporation (производитель банкоматов и платежных терминалов), Visa и MasterCard. По данным агентства Bloomberg, их совокупная выручка в России составляет около $400 млн. в год — не более 2% от их глобальной выручки. Но они контролируют 95% российского карточного рынка, потенциал которого огромен, учитывая, что подавляющее большинство розничных платежей все еще осуществляется наличными. Кроме этих компаний санкции США против России упоминаются в лоббистских раскрытиях Coca-Cola, Xerox, агропромышленной компании Cargill, производителя дорожно-строительной техники Caterpillar, топливной компании CITGO, крупнейшего в мире оператора спутников Intelsat и американской энергетической компании Chevron. [4]

Все эти данные указывают на то, что у России есть все условия для эффективного противодействия антироссийскому лобби и ограничению сферы его влияния. Определенный опыт в этой сфере у России уже имеются. Первой лоббистской компанией, начавшей сотрудничество с Россией, стала Cassidy&Associates - крупнейшая лоббистская фирма США. За ней последовали Akin Gump Strauss Hauer&Feld и Hogan&Hartson. Еще одна компания, долгое время представляющая интересы России, была «Ketchum». Оценка эффективности этой компании и этих методов довольно спорная. Во-первых, сам процесс заключения первого контракта и впоследствии его продление не велся на основе тендера: «Абсолютно лоббистская история, завязанная на личных отношениях». [5] Во-вторых, с компанией была связана своеобразная «атака» в 2012 г., когда было принято решение отказаться от ее услуг и нанять новую PR компанию в ходе конкурентной борьбы [7] (хотя инцидент скоро пресекли и договор с ней перезаключили). В-третьих, незначительность результатов их деятельности в целом. На данный момент, агентство завершило сотрудничество с Газпромом, а скоро может и потерять своего главного клиента - Кремль после 8 лет сотрудничества. [7]

В последний год российскими компаниями были осуществлены и другие попытки нанять лоббистов в США для улучшения имиджа. Российский Фонд Прямых Инвестиций подписал контракт с лоббистской фирмой Capitol Counsel LLC [8], Газпромбанк привлек двух бывших американских сенаторов, представляющих юридическую фирму Squire Patton Boggs [9], по данным агентства Reuters, услугами лоббистской группы Patton Boggs при посредничестве «Иванян и партнеры» пользуется миллиардер Геннадия Тимченко, Экспобанк привлек представителей фирм Ensight Canada и McCarthy Tetrault с целью своего исключения из санкционного списка [10], «Новатэк» потратил $280 тысяч на борьбу с санкциями США [11], производитель ракет «Протон», космический центр имени Хруничева, смог избежать санкций, прибегнув к услугам The Madison Group, специализирующейся на высокотехнологичных отраслях, торговле и на транспорте.[12]

В заключение хочется подчеркнуть, что важным аспектом в достижении цели нормализации двухсторонних отношений должно стать формирование сильного конкурентоспособного российского лобби, которое бы консолидировало все пророссийски настроенные части американского общества. Роль этого института высока с прагматической точки зрения

российского развития и достижения экономического роста. Появление лобби привело бы не только к улучшению международного климата в целом, но и упростило бы работу российских компаний, научных центров, банков, сотрудничающих с США. На данный момент «окно для решения вопросов» в Америке остается для них «полуоткрытым», а, следовательно, и потенциал двустороннего сотрудничества остается до конца нереализованным.

Однако уже существующий опыт подобных попыток иллюстрирует риск осуществления вложений в данном направлении при сохранении неэффективности этого механизма. России нужно выработать очень гибкую стратегию, в рамках которой она бы избегала методов фронтального лоббизма и постепенно переходила к «точечной» технике оказания влияния на власть. Также нужно постоянно помнить, что противоречие между развитием пророссийского лобби, его деятельностью и внешней политикой государства недопустимо. Лобби должно быть средством и механизмом внешней политики, но не самоцелью. В противном случае, все результаты лобби будут аннулированы, оно станет неэффективным и избыточным механизмом, дополнительной статьей расходов в бюджете.

Список используемой литературы:

1. Tsygankov A. P.Russophobia. Anti-Russian Lobby and American Foreign Policy.// Palgrave MacMillan, 2009. - P.36Global Peace Index Vision of humanity [Электронный ресурс] - URL: http://www.visionofhumanity.org/#page/indexes/global-peace-index/2014

2. Соловьев Э.Антироссийское лобби в формировании американской внешней политики // Palgrave MacMillan, 2009.

3. Сухаревская А., Ткачев И. «Пятая колонна» в США: как работает лобби против российских санкций / [Электронный ресурс] // РБК [Новостной портал] - URL: http://top.rbc.ru/business/05/09/2014/54241f8dcbb20f73f1c6ab5f

4. Сухаревская А., Ткачев И. «Пятая колонна» в США: как работает лобби против российских санкций / [Электронный ресурс] // РБК [Новостной портал] - URL: http://top.rbc.ru/business/05/09/2014/54241f8dcbb20f73f1c6ab5f

5. Роксборо А. Железный Путин: взгляд с Запада - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.

6. Ketchum больше не будет продвигать Россию [Электронный ресурс] // Известия [Новостной портал] -URL: http://izvestia.ru/news/534739

7. Выдавили Ketchum: как делался глобальный пиар России до новой холодной войны [Электронный ресурс] // Forbes [Новостной портал] - URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/266721-vydavili-ketchum-kak-delalsya-globalnyi-piar-rossii-do-novoi-kholodnoi-voiny

8. Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ) нанял лоббистов в США для улучшения имиджа. [Электронный ресурс] // РБК [Новостной портал] - URL: http://www.oilru.com/news/429113/

9. Ткачев И. Газпромбанк нанял в США лоббистов по санкциям [Электронный ресурс] // РБК [Новостной портал] -URL: http://top.rbc.ru/business/02/09/2014/542420f1cbb20f73f1c6ab68

10. Ткачев И., СтаростинаН.Экспобанк нанял канадских лоббистов для исключения из санкционного списка[Электронный ресурс] // РБК [Новостной портал] - URL: http://rbcdaily.ru/finance/562949991785074

11. Зеленский М. «Новатэк» потратил $280 тысяч на борьбу с санкциями США [Электронный ресурс] // Слон [Новостной портал] - URL: http://slon.ru/fast/world/novatek-potratil-280-tysyach-na-borbu-s-sanktsiyami-ssha-1189947.xhtml

12. Горяшко С.Американские ракеты остались без российских двигателей [Электронный ресурс] //КоммерсантЪ [Новостной портал] - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2627431

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.