Научная статья на тему 'Деятельность тайваньского и китайского лобби в США'

Деятельность тайваньского и китайского лобби в США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1516
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬСКОЕ ЛОББИ / КИТАЙСКОЕ ЛОББИ / ФОРМОЗСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛ / КОНГРЕСС США / ГОМИНЬДАН / TAIWAN LOBBY / CHINA LOBBY / FORMOSA ASSOCIATION FOR PUBLIC AFFAIRS / US CONGRESS / KUOMINGTANG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лексютина Яна Валерьевна

В статье рассматривается деятельность тайваньского и китайского лобби, оказывающего влияние на формирование и реализацию политики Соединенных Штатов в отношении тайваньской проблемы. Для достижения своих политических целей Тайвань на протяжении многих лет прилагает усилия по оказанию влияния на процесс принятия внешнеполитических решений в США. В противовес тайваньскому лобби действует китайское лобби, стремящееся противодействовать провокационным инициативам Тайваня. В статье произведена подробная классификация разновидностей тайваньского и китайского лоббизма, в частности указывается на увеличившееся в последние годы разнообразие источников лоббирования тайваньских интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taiwan and China: Lobbying in the United States

The article deals with Taiwan and China lobbying activities aimed at influencing American policy toward the Taiwan issue. For many years Taiwan has been making efforts to influence foreign policy-making process in the United States to advance its political goals. Mainland China in turn is trying to block those activities by lobbying policies favorable to China. The article observes various methods of lobbying activities employed by Taiwan and China, a wide variety of sources of lobbying activities on behalf of Taiwan's interests in the United States and compares Taiwan and China lobby.

Текст научной работы на тему «Деятельность тайваньского и китайского лобби в США»

Сер. 6. 2009. Вып. 1

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я. В. Лексютина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАЙВАНЬСКОГО И КИТАЙСКОГО ЛОББИ В США

Проблема Тайваня уже стала традиционной составляющей внешней политики Соединенных Штатов. И Тайвань, и Китай прибегают к практике воздействия на процесс принятия внешнеполитических решений в США с целью отстаивания своих политических и экономических интересов. В этом отношении можно говорить о деятельности тайваньского и китайского лобби в США.

Условно можно выделить два исторических этапа лоббирования тайваньских интересов в США: с 1940-х до начала 1980-х гг. и с начала 1980-х гг. по настоящее время. В 1940-х гг. тайваньское лобби еще не имело ничего общего собственно с островом Тайвань и в научной литературе его именуют «старое китайское лобби». Оно возникло, когда правительство Чан Кайши еще осуществляло контроль над континентальной частью Китая и стремилось заручиться поддержкой Вашингтона, чтобы удержать власть. После того как правительство Чан Кайши в результате поражения в гражданской войне было вынуждено перебраться на о. Тайвань в 1949 г., лоббистские усилия в течение трех десятилетий были направлены на то, чтобы сохранить признание со стороны Соединенных Штатов претензий правительства Чан Кайши на право представлять весь Китай.

«Старое китайское лобби» включало достаточно широкий круг лиц: Гоминьдан на Тайване, американцев китайского происхождения, оплачиваемых лоббистов, американских политиков, ученых, бизнесменов, миссионеров, высланных из КНР, высокопоставленных военных, обеспокоенных «потерей Китая» после Второй мировой войны1. Организационное оформление деятельность «старого китайского лобби» обрела в 1953 г., когда был создан Комитет одного миллиона против допуска коммунистического Китая в ООН. Комитет и его приемник, Комитет одного миллиона, составляли ядро «старого китайского лобби» с 1950-х по 1970-е гг.2 В основном, деятельность Комитета финансировалась Гоминьданом в виде пожертвований секретарю этой организации — М. Либману3. На протяжении почти трех десятилетий Комитет успешно осуществлял лоббистскую деятельность в США. Так, благодаря его усилиям долгое время КНР не могла добиться членства в ООН — в 1950-х гг. конгресс США неоднократно принимал резолюции, препятствующие вступлению КНР в ООН4; а гоминьдановское правительство продолжало получать экономическую и военную помощь от США. В качестве стратегии для достижения своих целей Комитет избрал позиционирование Гоминьдана как борца с коммунистическим Китаем. Необходимо указать, что Комитет осуществлял свою деятельность в тесном сотрудничестве с посольством Китайской Республики в США. Успех «старого

© Я. В. Лексютина, 2009

китайского лобби» объяснялся тремя факторами: антикоммунистическими настроениями, которые превалировали в США в период «холодной войны», финансовой поддержкой Гоминьдана, а также тем, что лоббирование осуществлялось собственно американцами5. Однако, к концу 1960-х гг. «старое китайское лобби» начинает терять своих сторонников в среде законодателей — к 1968 г. в обеих палатах конгресса США сторонники Комитета оказались в меньшинстве, и после вступления КНР в ООН в 1971 г. и визита Р. Никсона в КНР в 1972 г. влиятельность «старого китайского лобби» значительно снизилась. На протяжении 1970-х гг. «старое китайское лобби» еще осуществляло лоббистскую деятельность, однако в 1979 г. оно проиграло свою последнюю битву, когда США переключили дипломатическое признание с Тайваня на КНР.

В 1970-х, 1980-х гг. в США тайваньцами-иммигрантами создается ряд организаций, целью которых становятся продвижение демократии на Тайване и создание независимого государства Тайвань. Хотя их деятельность была направлена против существующего тогда гоминьдановского авторитарного режима на Тайване, тем не менее, эти организации способствовали общему повышению поддержки Тайваня в США. Мировое объединение формозцев за независимость, созданное в 1970 г., консолидировало и направляло усилия тайваньской диаспоры США, Канады, Европы и Японии на создание свободной, демократической, независимой Республики Тайвань в соответствии с принципом самоопределения народа6. В 1982 г. была основана Формозская ассоциация общественных дел, ставшая самой успешной и известной организацией американцев тайваньского происхождения в деле лоббирования тайваньских интересов. В 1988 г. в Вашингтоне был создан Центр международных отношений Тайваня, осуществлявший деятельность по продвижению тайваньских интересов в США. В 1988 г. была основана Тайваньская коммерческая палата Северной Америки. Помимо повышения сознательности тайваньских иммигрантов и оказания моральной и финансовой поддержки демократическому движению на Тайване, эти организации занимались лоббированием тайваньских интересов в США7. Таким образом, можно говорить о начале второго этапа в истории лоббирования тайваньских интересов в США. С начала 1980-х гг. лоббирование стало осуществляться не только под руководством и контролем партии Гоминьдан, но в этот процесс включились организации тайваньской диаспоры США, а с середины 1990-х гг. — Демократическая прогрессивная партия (ДПП).

До 1994 г. лоббирование со стороны тайваньского правительства в США осуществлялось сначала через посольство Китайской Республики в США, а после разрыва дипломатических отношений в 1979 г. — через Координационный совет по североамериканским делам, переименованный в 1994 г. в Тайбэйское экономическое и культурное представительство8. Тайбэйское представительство, имеющее 12 своих отделений в 11 американских городах и на Гуаме, является представителем Тайваня в Вашингтоне, и теоретически именно оно должно быть ответственно за продвижение тайваньских интересов в США. Однако, как правило, Представительство избегает лоббировать спорные вопросы и всегда очень осторожно в своей деятельности, не желая вызывать претензии американского правительства, а в некоторых случаях и правительства континентального Китая9.

Так, например, когда в 1994 г. Ли Дэнхуэй выразил желание посетить Корнелльский университет, МИД Тайваня категорически отказался лоббировать этот вопрос, мотивируя свой отказ опасениями ухудшить отношения с американской администрацией10. Поэтому в 1994 г. Гоминьдан основал Тайваньский исследовательский институт, через который был подписан контракт с лоббистской фирмой «Кэссиди энд Ассошиитс». Цели, поставленные

перед этой фирмой, включали содействие изменениям американской политики в отношении Тайваня в принципе и получению президентом Ли Дэнхуэем визы для посещения Кор-нелльского университета в июне 1995 г. в частности. Первоначально контракт с «Кэссиди энд Ассошиитс» был подписан на три года, а в 1997 г. он был продлен. По контракту фирма ежегодно с 1997 г. по 2000 г. получала 1,95 млн долларов США11. Одной из основных задач, поставленных перед фирмой по второму контракту, было лоббирование в американском конгрессе Закона об усилении безопасности Тайваня.

С 2000 г. по 2006 г. для лоббирования тайваньских интересов в США через Тайбэй-ское представительство нанимались такие лоббистские фирмы, как «Алстон энд Берд»; «Эйша Ассошиитс»; «Глобал Ю Эс Эй»; «Гловер Парк Груп»; «Интернэшнл Трэйд энд Девелопмент Эдженси»; «Макгвайер Вудс Консалтинг»; «Орион Стрэтэджис»; «Розе-монт Ассошиитс»; «Винэбл» и др.12 За 2005 г. Тайбэйское представительство потратило порядка 1,4 млн долларов США на оплату услуг лоббистских фирм13. Значительное внимание Тайбэйское представительство уделяло лоббированию вопросов членства Тайваня в международных организациях и заключения договора о свободной торговле между США и Тайванем. Через эти лоббистские фирмы устанавливались и поддерживались контакты с представителями исполнительной власти и конгресса США.

Тайвань всегда придавал большое значение такому аспекту взаимодействия с конгрессом США, как организация визитов делегаций представителей конгресса на Тайвань. Визиты осуществляются на постоянной основе и проходят при спонсорской помощи Тайбэйского представительства, Формозской ассоциации общественных дел, Китайской международной ассоциации экономического сотрудничества, Китайской национальной ассоциации промышленности и торговли, Китайского университета культуры. С 2000 г. по 2007 г. состоялось порядка 740 визитов представителей конгресса на Тайвань с общим бюджетом около 3,5 млн долларов США!14 Эти визиты уже стали легендарными по их частоте и гостеприимству, оказываемому тайваньской стороной.

Чтобы реализовывать тайваньские интересы в США ДПП и Гоминьдан создали собственные представительства в Вашингтоне, каждое из которых доносит различные послания американской аудитории. ДПП открыла представительство в 1995 г., директором его стал известный в американских академических кругах специалист по Китаю Пэррис Чжан 15. Главной целью создания представительства ДПП было донести до американских политиков позицию партии по ключевым вопросам и, прежде всего, по вопросу международного статуса Тайваня. Представительство существовало вплоть до декабря 2000 г., когда миссия была распущена, поскольку ДПП больше не нуждалась в этой организации, получив возможность свободно доносить свои послания американской аудитории в связи с приходом к власти на Тайване. С 2002 г. интересы ДПП в Вашингтоне стал представлять Майкл Фонтэ, консультант ДПП по американо-тайваньским отношениям, он же был контактным лицом ДПП в Вашингтоне.

В 2004 г. коалиция Гоминьдан — Первая народная партия также создала представительство в Вашингтоне, обосновав свое решение тем, что в течение первых трех лет администрации Чэнь Шуйбяня была лишена связи с американскими должностными лицами. Представителем коалиции в Вашингтоне является Джэйсон Юань16. С 2004 г. представительство пользуется услугами лоббистской фирмы «О'Нэйлл энд Ассошиитс».

Придя к власти в 2000 г., ДПП для лоббирования интересов Тайваня в США наняла ту же фирму, что и Гоминьдан в 1990-х гг. Контракт с «Кэссиди энд Ассошиитс» был подписан через посредника — Институт по изучению Тайваня17, некоммерческую организацию,

занимающуюся финансированием исследований в сфере внутренней и внешней политики Тайваня. За три года «Кэссиди энд Ассошиитс» получила от Института изучения Тайваня огромный гонорар в 4,9 млн долларов США18. В 2000 г. через Институт также были заключены трехлетние контракты с двумя другими лоббистскими фирмами — «Пауэлл Тэйт» и «Рхоудс Груп», хотя контракты были на несопоставимо меньшие суммы. Отметим, что все три фирмы — «Кэссиди энд Ассошиитс», «Пауэлл Тэйт» и «Рхоудс Груп» — являются частью одной огромной консалтинговой сети «Вебер Шэндвик», и все три нанимались Гоминьданом в 1990-х гг. По истечении контрактов с этими тремя фирмами Институт в 2004 г. заключил двухлетний контракт с «Форд энд Ассошиитс», и через эту же фирму был заключен субконтракт с «Кэссиди энд Ассошиитс». Отметим, что глава «Форд энд Ассошиитс» Карл Форд одновременно является исполнительным вице-президентом фирмы «Кэссиди энд Ассошиитс». Таким образом, в принципе, данный контракт можно рассматривать как продолжение контракта с «Кэссиди энд Ассошиитс».

В 2005 г. Тайвань нанял еще одну авторитетную лоббистскую фирму — «Барбур Грифит энд Роджерс»; примечательно, что в этот раз контракт был впервые подписан напрямую между МИД Тайваня и фирмой19. В регистрационных документах по FARA Тайвань фигурировал как «Китайская Республика (Тайвань)». Контракт был подписан на три года с тем, чтобы способствовать развитию американо-тайваньских отношений. Только за первый год работы фирма получила около 1,2 млн долларов США20.

Тайвань придает очень большое значение налаживанию контактов с американским экспертным сообществом и академическими кругами, особенно с влиятельными аналитическими центрами, обслуживающими республиканскую и демократическую партии. Уже длительное время «Халперн Ассошиитс» в интересах Тайваня поддерживает связи с американскими учеными и академическими институтами; стимулирует научные исследования и научную деятельность по проблемам Тайваня и Китая; организует научные конференции по азиатской проблематике; финансирует исследования и симпозиумы в университетах и аналитических центрах. Вплоть до недавнего времени услуги этой фирмы оплачивал Институт международных отношений Государственного университета Чжэнчжи, однако с 2005 г. услуги «Халперн Ассошиитс» оплачивает тайваньская некоммерческая исследовательская организация «Фонд перспектив связей через пролив». Тайвань также оказывает значительную финансовую поддержку университетам и аналитическим центрам. Ярким примером является основанная в 1989 г. программа международного научного обмена фонда «Цзян Цзинго». В США Фонд ежегодно распределяет гранты ученым и аспирантам на общую сумму, равную примерно 2 млн долларов США21.

Помимо тайваньских правительственных и партийных структур, в сфере лоббирования тайваньских интересов активно действуют организации тайваньской диаспоры и, в первую очередь, Формозская ассоциация общественных дел (ФАОД). ФАОД была основана в 1982 г. в Лос-Анджелесе по инициативе активистов Мирового объединения формозцев за независимость, чтобы «способствовать международной поддержке права населения Тайваня основать независимое и демократическое государство и вступить в международное сообщество; способствовать миру и безопасности Тайваня»22. Ассоциация в свое время стала одной из организаций, представляющих интересы Тайваня в США в противовес позиции Гоминьдана. Еще во время действия Декрета о чрезвычайном положении на Тайване ФАОД направляла усилия на то, чтобы американские законодатели помогали защищать права человека и продвигать демократию на Тайване. В 1980-х и 1990-х гг. ФАОД обладала ограниченными возможностями осуществления лоббистской

деятельности в США, поскольку была зарегистрирована как образовательная организация и была вынуждена ограничиваться 20 % ежегодных расходов на лоббистские цели23. В этот период времени Ассоциация занималась, по выражению одного из ее сотрудников, М. Коэна, «образовательным лоббизмом»24. И только с июня 2000 г., когда Ассоциация основала дочернюю организацию — Формозскую ассоциацию общественных отношений, ФАОД получила возможность осуществлять неограниченное политическое лоббирование через эту организацию25. Так, через Формозскую ассоциацию общественных отношений были наняты такие профессиональные лоббисты, как Ст. Соларз, А. Фуллер, Дж. Брэдшо и фирма «Пэрри энд Романи Ассошиитс»26.

Формозская ассоциация чрезвычайно эффективно осуществляет лоббирование в конгрессе США. Ассоциация не только отслеживает законодательство, но и активно продвигает интересующие ее инициативы в конгрессе одновременно на федеральном и местном уровнях. Ассоциация активно взаимодействует с членами конгресса, оказывает финансовую и электоральную помощь кандидатам во время выборов в конгресс. ФАОД способствовала созданию групп поддержки Тайваня в палате представителей в 2002 г. и в сенате в 2003 г.

Отметим, что вплоть до 2000 г. ФАОД не сотрудничала с тайваньским правительством, а тайваньские власти негативно относились к Ассоциации и нередко пытались нейтрализовать ее лоббистскую деятельность в США27. После избрания президентом Тайваня кандидата от ДПП Чэнь Шуйбяня в 2000 г. Ассоциация начала налаживать неформальные контакты с новой тайваньской администрацией28. Однако, несмотря на улучшение отношений между Ассоциацией и тайваньскими властями, тесного сотрудничества между ними пока не наблюдается, контакты носят нерегулярный и неформальный характер29. В настоящее время Ассоциация и тайваньская администрация фактически осуществляют параллельные лоббистские усилия; на сегодняшний день Ассоциация, так же как и тайваньская администрация, лоббирует такие вопросы, как визиты высокопоставленных должностных лиц Тайваня в США, членство Тайваня в ООН и в ВОЗ, американо-тайваньское соглашение о свободной торговле и др.30

На сегодняшний день Ассоциация имеет 55 отделений в США со штаб-квартирой в Вашингтоне. Организация существует исключительно за счет пожертвований и членских взносов. В 1999 г., например, организация получила около 520 тыс. долларов США в форме пожертвований и членских взносов. Задачей организации на 2000 г. было увеличить членство организации до 2 тыс. семей31. Учитывая тот факт, что согласно переписи населения за 2000 г. в США проживает около 145 тыс.32 американцев тайваньского про-исхождения33, Формозская ассоциация обладает значительным потенциалом увеличения членства и, соответственно, финансирования.

Немалую роль в лоббировании тайваньских интересов играют и другие общественные организации тайваньской диаспоры, среди них можно особо выделить Тайваньскую коммерческую палату Северной Америки, Центр международных отношений Тайваня, Ассоциацию тайваньцев Америки, Ассоциацию тайваньских профессоров Северной Америки, Ассоциацию тайваньских женщин Северной Америки, Медицинскую ассоциацию тайваньцев Северной Америки, фонд «Формоза». В целом, тайваньская диаспора чрезвычайно активно участвует в процессе лоббирования тайваньских интересов в США.

Крупнейшим лоббистским органом, занимающимся защитой интересов торгующих с Тайванем американских компаний является основанный в 1976 г. Американо-тайваньский торговый совет. Членами Совета являются компании, занятые в таких областях, как

технология, финансовые услуги, инфраструктура, транспортировки, телеком, а примерно 1/5 членов совета связана с оборонной промышленностью34. Среди членов Торгового совета — такие гиганты оборонного комплекса, как «Локхид Мартин», «Боинг», «Дженерал Дайнемикс», «Нортроп Грумман», «Рейтеон», «Белл Хеликоптер», «Хани-вел», «Сикорский», «Текстрон». Поэтому нетрудно предположить, что первостепенную роль в деятельности Американо-тайваньского торгового совета занимают вопросы военно-технического сотрудничества с Тайванем. Показательным является тот факт, что с 2003 по 2005 гг. председателем совета был У. Коэн — бывший министр обороны США при администрации Б. Клинтона; он в свою очередь сменил на этом посту Ф. Карлуччи, тоже бывшего министра обороны США при администрации Р. Рейгана. А с мая 2008 г. председателем Совета является бывший заместитель министра обороны при администрации Дж. Буша-мл. П. Вулфовиц.

Важной составляющей тайваньского лобби также является хорошо отлаженное взаимодействие с традиционно антикитайскими группами в американском обществе — прежде всего, с профсоюзами, религиозными и правозащитными организациями, а также структурами, представляющими интересы отраслей экономики, страдающих от дешевого импорта из КНР35.

В целом, деятельность тайваньского лобби носит многоуровневый и комплексный характер. Лоббистские усилия осуществляются не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов и крупных городов36. Тайвань уже в течение долгого времени придерживается стратегии взаимодействия с перспективными американскими политическими и интеллектуальными лидерами, чья карьера находится еще только в стадии становления. Тайбэй приглашает подающих надежды американских политиков пока еще местного значения с визитами на Тайвань. Так, Б. Клинтон в статусе губернатора штата Арканзас побывал на Тайване четыре раза.

И, наконец, важным фактором, предопределяющим эффективность тайваньского лобби, является длительная история американо-тайваньских связей. Многие видные тайваньские политические деятели получили высшее образование в США, большинство министров Тайваня являются выпускниками американских университетов. Как следствие, тайваньские политики хорошо разбираются в том, как функционирует американская система, а также имеют обширные личные и институциональные контакты в США37.

В противовес тайваньскому лобби действует китайское лобби, стремящееся противодействовать инициативам, исходящим со стороны Тайваня. До 1979 г., когда были установлены дипломатические отношения между США и КНР, китайское лобби практически не существовало38, и только с конца 1980-х — начала 1990-х гг. можно говорить о полноценном лобби, действующем в интересах КНР. Серьезное лоббирование интересов КНР в США можно датировать 1989 г., а период с 1972 г. по 1989 г. можно рассматривать как некий фон для возникновения т. н. «нового китайского лобби». Появлению «нового китайского лобби» в 1989 г. способствовали два фактора или, точнее, в американском обществе существовали две силы, начавшие лоббировать интересы КНР в США. К первой такой силе можно отнести ряд авторитетных американских политиков, таких как Р. Никсон, Г. Киссинджер, Л. Иглбергер, А. Хэйг, а ко второй — американский бизнес, заинтересованный в сохранении нормальных торговых отношений с Китаем.

Исторически первым вопросом, лоббированием которого начал заниматься Китай, был вопрос о предоставлении Китаю режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с США; при этом лоббистские усилия осуществлялись в основном

опосредованно, путем косвенного воздействия на американский политический истэблишмент через американские деловые круги. Реальная сила «нового китайского лобби» проистекала из стратегии, восходящей еще к имперским временам — «руками варваров управлять варварами». В современном контексте Китай демонстрировал привлекательность китайского рынка, создавал устойчивые группы в американском бизнесе, заинтересованные в развитии торговли с Китаем, а затем, используя экономические рычаги, оказывал давление на американский бизнес с тем, чтобы тот сам занимался лоббированием китайских политических и экономических интересов в США, в частности вопроса РНБ и тайваньской политики.

Во время баталий по вопросу РНБ Китай также обратился к профессиональной помощи со стороны лоббистских фирм. Согласно отчетам по FARA, за 1991-1992 гг. китайское правительство и государственные компании потратили, по меньшей мере, 450 тыс. долларов США на оплату услуг лоббистских фирм39. В июне 1991 г. Китай нанял «Хилл энд Ноултон» для улучшения имиджа КНР среди американской политической элиты и одобрения сохранения за Китаем РНБ. Только за первый месяц, июль 1991 г., шестимесячного контракта на лоббирование в американском конгрессе вопроса РНБ Китай заплатил «Хилл энд Ноултон» 150 тыс. долларов США40. Китай также нанял «Джонс, Дэй, Ривис энд Пог», которая представляла интересы Китая в Вашингтоне еще с 1986 г. Однако заметим, что «Джонс, Дэй, Ривис энд Пог» занималась в основном мониторингом американского законодательства. Весной 1991 г. китайское посольство наняло фирму «Миллер, Кэнфилд, Пэддок энд Стоун», которая должна была давать рекомендации относительно стратегий по одобрению продления РНБ. Отметим, что никогда раньше официальный Китай не нанимал иностранные лоббистские фирмы для продвижения своей политики.

Однако китайским политикам было трудно смириться с самой идеей лоббирования продления РНБ американскими фирмами. Так, по окончании шестимесячного сотрудничества с «Хилл энд Ноултон» в 1991 г., Китай решил не продлевать контракт, поскольку сотрудничество обошлось китайской стороне недешево и не принесло ожидаемого улучшения имиджа страны. Во многом это объясняется тем, что китайские лидеры не были готовы доверить реализацию своей национальной политики американским фирмам, и, как следствие, не следовали советам, исходящим от «Хилл энд Ноултон»41. Китайское правительство решило отказаться от практики найма американских лоббистских фирм, и услугами профессиональных лоббистов стали пользоваться либо китайские государственные корпорации42, либо местные правительства, такие, например, как муниципалитет г. Нанкин, который, отметим, был заинтересован исключительно в вопросах торговли с США. К 2003 г. единственной фирмой, лоббирующей интересы официального Китая в США43, являлась «Джонс Дэй», при этом она получала ежегодно в среднем менее 150 тыс. долларов США44. «Джонс Дэй» в интересах Китая лоббировала в конгрессе, правительстве и различных федеральных ведомствах США такие вопросы, как торговля и тарифы, права человека, американские санкции, Тайвань, Тибет, вопросы ядерного нераспространения, ВТО, Олимпийские игры 2008 и др.

В ответ на растущую критику Китая в американском конгрессе, КНР наняла еще две фирмы для того, чтобы улучшить свои связи с конгрессом: в октябре 2003 г. правительство КНР наняло «Хоган энд Хартсон», а в июле 2005 г. посольство КНР в США заключило контракт с «Паттон Боггс». В соответствии с регистрационными документами по FARA, «Хоган энд Хартсон» дает стратегические советы и рекомендации Китаю по вопросам, связанным с ВТО; вносит предложения и советы, касающиеся американских законов, норм,

политики и действий исполнительной власти, конгресса и правительственных ведомств, а также того, как они могут соотноситься и затрагивать деятельность и интересы Китая45. Только за полгода в начале 2005 г. «Хоган энд Хартсон» получила около 305 тыс. долларов США46. «Паттон Боггс», в свою очередь, осуществляет контакты с членами конгресса, персоналом конгресса, чиновниками администрации и правительственными чиновниками с целью обсуждения американо-китайских отношений. По контракту фирма получает 22 тыс. долларов США ежемесячно47, что меньше того, что та же фирма получает от такой крошечной страны, как, например, Тринидад и Тобаго.

Помимо найма лоббистских фирм, Китай прибегает и к иным способам влияния на законодателей. Еще в середине 1980-х гг. китайское руководство начало осознавать значимость американского конгресса и необходимость изучения его работы. В США с целью изучения работы американского конгресса были направлены сотрудники Института американских исследований Китайской академии социальной науки, Китайского института международных проблем МИД КНР, Китайского института современных международных отношений Госсовета КНР48. К середине 1990-х гг. китайское руководство утвердилось в мысли о необходимости налаживания контактов с американским конгрессом. В середине октября 1995 г. Цзян Цзэминь заявил, что лоббирование американского конгресса станет важным приоритетом на ближайшие годы49. В конце 1995 г. в Пекине была создана Центральная рабочая группа по отношениям с конгрессом США в составе семи членов Политбюро КПК50. Сам Цзян Цзэминь стал часто встречаться с видными американскими законодателями, в том числе и во время летних встреч высшего руководства в Бэйдайхэ. Заинтересованность в улучшении отношений с конгрессом проявилась и в существенном увеличении персонала Службы связи с конгрессом посольства КНР в Вашингтоне: в 1995 г. численность ее сотрудников была увеличена с двух до пяти, а в 1997 г. — до двенадцати человек.

Одновременно Пекин стал содействовать тому, чтобы как можно больше законодателей США посетили Китай, т. к. китайское руководство полагало, что подобные визиты будут способствовать улучшению имиджа страны. Так, с 1985 г. Китай под эгидой Американо-азиатского института стал спонсировать программу визитов в Китай персонала американского конгресса51. Сейчас визиты персонала американского конгресса в Китай осуществляются на постоянной основе и проходят под эгидой не только Американо-азиатского института, но и Фонда китайской политики США, Аспенского института, Центра стратегических и международных исследований. Под эгидой этих четырех организаций в период с апреля 2000 г. по август 2007 г. было осуществлено 56 визитов в Китай52.

В процессе лоббирования китайских экономических и политических интересов в США огромную роль играют также американские деловые круги. Крупнейшей лоббистской структурой, которая уже долгое время оказывает огромное влияние на формирование китайской и тайваньской политики США, является созданный в 1973 г. Американо-китайский торговый совет. Согласно информации, размещенной на официальном сайте этой организации, Совет — это «частная, некоммерческая организация», миссией которой является «расширение коммерческих отношений с Китаем к выгоде своих членов»53. Своеобразным переломным моментом в деятельности организации стал 1989 г., когда после событий в Китае на площади Тяньаньмэнь Совет лишился двух третей своих членов. Численный состав Совета начал постепенно расти в середине 1990-х гг. и на май 2008 г. членами организации являются около 250 американских компаний54.

Изначально Совет лоббировал исключительно экономические вопросы. Американские компании занимались вопросами, непосредственно связанными с их бизнесом

с Китаем, но четко следовали принципу невмешательства в вопросы внешней политики, в том числе и проблему Тайваня. Однако с 1999 г. Совет начал активную лоббистскую деятельность в поддержку Китая по вопросам, не имеющим прямого отношения к торговле, инвестициям и иным экономическим вопросам, в отношении которых американское бизнес сообщество имело оправданный интерес. Так, Совет развернул активную лоббистскую кампанию по противодействию принятию Закона об упрочнении безопасности Тайваня.

Совет поддерживает тесные контакты с высшими должностными лицами Китая; в последние годы на заседаниях Совета побывали председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, вице-премьер Госсовета КНР У И и другие представители центрального и провинциальных правительств КНР. С американской стороны Совет поддерживает связь со многими влиятельными членами конгресса, представителями исполнительной власти, отвечающими за отношения с Китаем, с видными экспертами по китайской проблематике. Представляется очевидным, что такая мощная структура, заинтересованная в сотрудничестве с Китаем, как Американо-китайский торговый совет, преследует не только экономические, но и политические цели.

Таким образом, рассмотрев деятельность тайваньского и китайского лобби в США, можно сделать следующие выводы. В процессе лоббирования своих интересов в США Тайвань и Китай по-разному расставляют акценты. Тайвань уделяет огромное внимание найму лоббистских фирм, связям с научным сообществом, личным контактам с конгрессменами. Китай делает ставку на американские деловые круги, которые вынуждены ради сохранения выгодного сотрудничества с Китаем лоббировать китайские интересы. В процессе лоббировании тайваньских интересов задействован как сам Тайвань, так и различные группы давления в США, а именно тайваньская диаспора, американские деловые круги, ряд профсоюзов, религиозные и правозащитные организации, структуры, представляющие интересы отраслей экономики, страдающих от дешевого импорта из КНР.

Лоббистская деятельность со стороны Тайваня осуществляется как Министерством иностранных дел, которое наделяет этими функциями Тайбэйское представительство, так и политическими партиями. Пожалуй, в этом и состоит слабость тайваньского лобби по сравнению с китайским, поскольку сейчас тайваньские интересы в США представлены не единым органом (Гоминьдан), а различными группами давления на Тайване, каждая из которых лоббирует свои интересы, а в процессе лоббирования интересов КНР координирующую общеполитическую роль играет Коммунистическая партия Китая.

Признавая тот факт, что тайваньское лобби отчасти утратило некогда огромное влияние в США, отметим, что тайваньское лобби до сих пор успешнее, чем китайское, в отстаивании своих интересов в США. Подтверждением этому является одобрение визита Ли Дэнхуэя в США в 1995 г., принятие палатой представителей конгресса США Закона об усилении безопасности Тайваня, одобрение Вашингтоном в 2001 г. крупнейшего за последнее десятилетие пакета вооружений к поставке на Тайвань, принятие статей 326 и 1206 Уполномочивающего закона о внешней политике на 2003 финансовый год США. Нетрудно представить какое давление на исполнительную и законодательную власть США оказывало китайское лобби с целью противодействовать этим решениям.

1 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 109.

2 Bachrack S. The Committee of One Million. New York, 1976. P. 3-4.

3 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 109.

4 Tucker N. B. Taiwan, Hong Kong, and the United States, 1945-1992: Uncertain Friendships. New York, 1994. P. 46.

5 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 110.

6 Introduction // World United Formosans for Independence. URL: http://www. wufi. org. tw/

7 Yun Fan. No Civil Society, No Democracy // Civil Society and Political Change in Asia: Expanding and Contracting Democratic Space / Ed. by M. Alagappa. Stanford, 2004. P. 174.

8 Tkacik J. J., Jr. The U. S.-Taiwan Alliance: Who's in Charge? // Issues & Studies. 2002. June. P. 202.

9 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 113.

10 Bush R. At Cross Purposes: U. S.-Taiwan Relations since 1942. Armonk; London, 2004. P. 215.

11 Bush R. At Cross Purposes: U. S.-Taiwan Relations since 1942. Armonk; London, 2004. P. 214.

12 Semi-Annual Reports of the Attorney General to the Congress of the U. S. on the Administration of the FARA of 1938. 2000-2006 // U. S. Department of Justice. URL: http://www. usdoj. gov/criminal/fara/links/ annualrpts. html

13 Semi-Annual Reports of the Attorney General to the Congress of the U. S. on the Administration of the FARA of 1938. 2000-2006 // U. S. Department of Justice. URL: http://www.usdoj.gov/criminal/fara/links/ annualrpts.html

14 Travel Database // Legistorm. URL: http://www.legistorm.com/trip_browse_by_destination/index/letter/T. html

15 Sutter R. U. S. Policy toward China: an Introduction to the Role of Interest Groups. Lanham; Boulder; New York, Oxford, 1998. P. 78.

16 Dumbaugh K. Underlying Strains in Taiwan-U. S. Political Relations. CRS Report for Congress. RL33684. 2007. Apr. 20. P. 18 // Congressional Research Reports for the People. URL: http://www.opencrs. com/search. php

17 Mann J. Taiwan's New Era Looks a Lot like Old One. 2000. July 12 // Los Angeles Times. URL: http:// www.fapa.org/abian/losanglestimes0712.html

18 Рассчитано по: Lobbying Reports // Lobbying Disclosure Act Database, U. S. Senate. URL: http://soprweb. senate.gov/index.cfm?event=submitSearchRequest

19 Su Joy. MOFA Hires PR Firm to Help with US-Taiwan Ties // Taipei Times. 2005. Apr. 2. P. 3.

20 Semi-Annual Reports. For the six months ending. 2005, Dec. 31; 2005, June 30.

21 Mann J. Congress and Taiwan: Understanding the Bond // Making China Policy: Lessons from the Bush and Clinton Administration / Ed. by R. Myers, M. Oksenberg, D. Shambaugh. Lanham; Boulder; New York; Oxford, 2001. P. 206.

22 Information about FAPA // Formosan Association for Public Affairs. URL: http://www.fapa.org/generalinfo/ What_is_FAPA.htm

23 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 117.

24 Lin Kai-ping. Taiwan's Overseas Opposition Movement and Grassroots Diplomacy in the U. S.: the Case of the FAPA // Journal of Contemporary China. 2006. Vol. 15, № 46. Feb. P. 148.

25 ФАОД зарегистрирована под регистрационным налоговым номером 501 (с) (3), а Формозская ассоциация общественных отношений — 501 (с) (4). Организации, зарегистрированные под номером 501 (с) (4), в отличие от 501 (с) (3), имеют право заниматься неограниченным лоббированием.

26 Lobbying Reports // Lobbying Disclosure Act Database, U. S. Senate. URL: http://soprweb.senate. ov/ index.cfm?event=submitSearchRequest

27 Chen Yu-wen. Taiwanese American Grassroots Lobbies on the Hill: a Case Study of the FAPA // Issues & Studies. 2007. Vol. 41, № 1. March. P. 60.

28 Chen Yu-wen. Taiwanese American Grassroots Lobbies on the Hill: a Case Study of the FAPA // Issues & Studies. 2007. Vol. 41, № 1. March. P. 64.

29 Chen Yu-wen. Taiwanese American Grassroots Lobbies on the Hill: a Case Study of the FAPA // Issues & Studies. 2007. Vol. 41, № 1. March. P. 72.

30 Information about FAPA.

31 Chi Tsung. From the China Lobby to the Taiwan Lobby: Movers and Shakers of the U. S.-China-Taiwan Triangular Relationship // The Expanding Roles of Chinese Americans in U. S.-China Relations / Ed. by P. Koehn, Xiao-Huang Yin. Armonk; New York, 2002. P. 114.

32 Р. Саттер указывает другую цифру — около 500 тыс. американцев тайваньского происхождения. См.: Sutter R. U. S. Policy toward China: an Introduction to the Role of Interest Groups. Lanham; Boulder; New York; Oxford, 1998. P. 17.

33 The Asian Population: 2000 // U. S. Census Bureau. URL: http://www.census.gov/prod/2002pubs/ c2kbr01-16.pdf

34 Americans Start to Change Focus // Taipei Times. 2003. Apr. 7. P. 11.

35 Кашин В. Б. Лоббистские возможности КНР и Тайваня в США // Современный Тайвань: Справочно-аналитические материалы. М., 2002. С. 125.

36 Leung F. Taiwan's Place in the US Psyche // Taipei Times. 2001. Apr. 10. P. 8.

37 Lampton D. Same Bed, Different Dreams: Managing U. S.-China Relations, 1989-2000. Berkeley L. A.; London, 2001. P. 103.

38 Признаем, однако, что в 1960-1970-е гг. имел место определенный политический лоббизм со стороны КНР в США, который преследовал цель противодействия улучшению отношений США с Тайванем и СССР.

39 Sun Yizhong. New China Lobby: China's Encounter with the US Congress: Dissertation / Department of Government and International Studies. Univ. of Notre Dame. Indiana, 2000. P. 176.

40 Lee G. With Vote Approaching, China Hires Hill and Knowlton to Lobby for MFN // Washington Post. 1991. July 10. A19.

41 Sun Yizhong. New China Lobby: China's Encounter with the US Congress: Dissertation / Department of Government and International Studies. Univ. of Notre Dame. Indiana, 2000. P. 164.

42 Китайские государственные корпорации, ассоциации промышленников, Китайский совет по развитию торговли активно прибегают к услугам американских лоббистских фирм, однако изучение их деятельности выходит за рамки данной статьи, поскольку они преследуют экономические интересы.

43 Китайские компании также пользуются услугами американских лоббистских компаний, но преследуют они сугубо экономические интересы, входящие в сферу деятельности данной конкретной компании.

44 Semi-Annual Reports of the Attorney General to the Congress of the U.S. on the Administration of the FARA of 1938. 1997-2003 // U.S. Department of Justice // http://www.usdoj.gov/criminal/fara/links/annualrpts.html. 1997-2003.

45 Semi-Annual Reports of the Attorney General to the Congress of the U.S. on the Administration of the FARA of 1938. For the six months ending Dec. 31, 2005 // U.S. Department of Justice // http://www.usdoj.gov/ criminal/fara/links/annualrpts.html For the six months ending Dec. 31, 2005.

46 Semi-Annual Reports of the Attorney General to the Congress of the U.S. on the Administration of the FARA of 1938. For the six months ending Dec. 31, 2005 // U.S. Department of Justice // http://www.usdoj.gov/ criminal/fara/links/annualrpts.html. For the six months ending Dec. 31, 2005.

47 Engagement Letter from Patton Boggs to the Embassy of the RPC in Washington // Center for Public Integrity. URL: http://www.publicintegrity.org/docs/chinalobby/E_PattonBoggsonbehalfoftheEmbassy.pdf

48 Shambaugh D. Beautiful Imperialist: China Perceives America, 1972-1990. Princeton, 1991. P. 188.

49 Sutter R. U. S. Policy toward China: an Introduction to the Role of Interest Groups. Lanham; Boulder; New York; Oxford, 1998. P. 70.

50 Bernstein R., Munro R. The Coming Conflict with China. New York, 1997. P. 124.

51 US-Asia Institute. URL: http://www. usasiainstitute. org/history/1979-1989.php

52 Travel Database.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 An Introduction to the U. S.-China Business Council // U. S.-China Business Council. URL: http://www. uschina.org/more.html

54 USCBC Member Companies // U. S.-China Business Council. URL: http://www.uschina.org/member_com-panies.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.