Научная статья на тему 'Российское лобби в США: проблемы и перспективы'

Российское лобби в США: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
531
83
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛОББИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛОББИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Рудакова Екатерина Константиновна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы российского лобби в США. Выявляются основные факторы, влияющие на процесс формирования имиджа России в США.The article is devoted to the problem of prospects of the Russian lobby in the USA. The major factors influencing on the process of Russian image formation in the USA are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Российское лобби в США: проблемы и перспективы»

Екатерина РУДАКОВА

РОССИЙСКОЕ ЛОББИ Б США: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИБЫ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы российского лобби в США. Выявляются основные факторы, влияющие на процесс формирования имиджа России в США.

The article is devoted to the problem of prospects of the Russian lobby in the USA. The major factors influencing on the process of Russian image formation in the USA are considered.

Ключевые слова:

национальный лоббизм, государственный лоббизм, государственный имидж; national lobbyism, state lobbyism, state image.

РУДАКОВА Екатерина Константиновна -к.полит.н., доцент кафедры политологии и международных отношений НГЛУ им.

Н.А. Добролюбова gk80@mail.ru

В США до сих пор нет лоббистской структуры, предоставляющей американским политикам и общественности полную и объективную информацию о происходящих в России событиях, способствующей созданию позитивного образа нашего государства и развитию деловых, научных, образовательных, культурных и других связей между обеими странами, преодолению русофобии, что является одним из серьезных упущений российского истеблишмента1.

Сегодня Россия наращивает официальную лоббистскую деятельность в США. В 2006—2007 гг. расходы администрации президента России на эти цели составили более 2,8 млн долл. США. Периодически к услугам американских лоббистов и консультантов прибегают российские партии и компании. Тем не менее масштабы российских расходов на лоббизм в США невелики2.

Например, бывшие советские республики тратят на лоббизм в США сопоставимые с Россией суммы. Многие другие этнические группы, в т.ч. из стран СНГ и Восточной Европы, в частности украинская, армянская, польская, уже давно и довольно успешно занимаются подобной деятельностью. Но, к сожалению, России здесь особенно похвастаться нечем3.

До сих пор не создана новая структура, которая бы занималась проблемами лоббизма. Официально зарегистрированная лоббистская деятельность еще непривычна для российского менталитета, многие российские политики и бизнесмены пытаются заниматься лоббистской деятельностью в США в обход официальных каналов4.

В частных разговорах представители лоббистских фирм в США выражают недоумение отсутствием российского лобби в Вашингтоне. В Америке достаточно разумных людей, которые понимают, насколько важно для самих США интегрировать Россию в различные западные или прозападные структуры и коалиции. Есть такое понимание и в Белом доме, подавляющее число членов конгресса и госдепартамента США активно призывают к расширению сотрудничества двух стран. Если Россия действительно заинтересована в налаживании стратегического альянса с Америкой, то нужна постоянная работа в этом направлении со стороны серьезных лоббистских структур5.

1 В Америке может появиться мощное русское лобби // Известия, 2004, 26 сент.

2 Лозанский Э. Сколько стоит имидж? // Новые известия, 2007, 7 февраля; http://www.newizv.ru/news/2007-02-08/62797/

3 В Америке может появиться мощное русское лобби // Известия, 2004, 26 сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Кашин В. Заплатить США // Ведомости, 2007, 5 июня, № 101 (1875).

5 Опальные олигархи как заказчики антироссийского лобби в США // Известия, 2004, 22 апр.

Пророссийские группы в США. «Самой пророссийской страной в мире являются США» — эта гипотеза основывается на существовании многочисленных групп американского общества, которые можно охарактеризовать как пророссийские, на основе которых можно создать мощное российское лобби в США.

Первая группа — это соотечественники. В Америке проживает несколько миллионов российских соотечественников из различных волн эмиграции, сохранивших интерес своей исторической родине, ее языку и культуре. К этому следует добавить их детей, внуков, правнуков, которые, возможно, и не говорят по-русски, но знают и помнят о своих корнях. Кстати, многие представители последних волн эмиграции сохраняют российское гражданство и даже принимают участие в выборах президента или в Думу.

Переселение россиян в Америку совершалось по различным причинам — религиозным, политическим или экономическим, но, пожалуй, единственное, что объединяло всю эту разнородную массу, была их резко антисоветская и антикоммунистическая позиция. Однако после крушения коммунизма ситуация начала быстро меняться, и в настоящее время соотечественники в целом положительно восприняли демократические перемены в России.

К этому следует добавить, что российские эмигранты и их последующие поколения добились заметных успехов на новой земле. Около 64% русскоязычного населения Америки имеют научную степень бакалавра или выше. 80,3% имеют диплом об окончании средней школы, в то время как у остальной группы иностранных иммигрантов этот показатель не превышает 67%. Являясь высокообразованным обществом, большинство русскоязычных американцев претендуют на получение высокооплачиваемых должностей. Так, 67,5% из них — это представители руководящего звена, работники технических, юридических или торговых специальностей1.

Вторая группа — бизнесмены. Поскольку Россия обладает громадными сырьевыми ресурсами и высококвалифицированной рабочей силой, а также представляет собой огромный потенциальный рынок для сбыта товаров и услуг, то она является

1 Сколько людей в США говорят по-русски? // Наши за границей, 2009, 24 мая.

притягательной для многих бизнесменов и инвесторов, которые не прочь заработать здесь большие деньги. Эта группа также заинтересована в стабильности и экономическом процветании России.

Третья группа — прагматики. К ним относятся те, кто понимает, что в современном мире одержать победу над международным терроризмом и обеспечить безопасность в различных регионах мира без участия России будет невозможно. К этой точке зрения склоняются многие члены конгресса США, а также большое количество авторитетных экспертов.

Четвертая группа — представители различных конфессий. Многочисленные американские конфессии: евангелисты, католики, пресвитерианцы, баптисты восторженно приняли крушение атеистического коммунизма и возвращение России в лоно христианской цивилизации. Они проделывают большую работу по гуманитарной помощи, распространению религиозной литературы, ремонту и строительству церквей.

Пятая группа — русофилы. К этой группе относятся те, кто независимо от своих этнических корней и деловых или религиозных интересов являются поклонниками великой русской культуры, ее музыки, балета, литературы и искусства. Достаточно проанализировать программы ведущих концертных залов Америки, чтобы убедиться в том, что в них преобладают русские композиторы или исполнители. Для многих американцев произведения Толстого, Достоевского, Чехова или Солженицына знакомы больше, чем Фолкнера, Капоте, Драйзера или Хемингуэя2.

Препятствия для российского лобби в США. Есть исследователи-пессимисты, которые считают перспективы российского лобби в США удручающими по следующим причинам3.

Во-первых, одной из основных причин, препятствующих формированию позитивного имиджа России в США, является русофобия. После стольких лет идеологической вражды двух государств не удивительно, что в сознании американцев Россия по-прежнему остается государством, несовместимым с интересами

2 В Америке может появиться мощное русское лобби // Известия, 2004, 26 сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Лозанский Э., Лукьянов Ф. Русское лобби в Америке // Радиостанция «Эхо Москвы». Передача «Ищем выход». Эфир 5 августа 2008 г. См.: http://www.echo.msk.ru/programs/exit/26560/

и ценностями американского общества. Мало кто из американцев верит, что за столь короткий срок страна, главной государственной целью которой было распространение коммунизма во всех странах, стала демократическим государством с рыночной экономикой1.

Во-вторых, в Америке много русских, но нет организованной российской диаспоры, следовательно, нет и возможности легально финансировать выборы, поскольку по закону 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» нерезидентам запрещается делать взносы в предвыборные фонды кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти.

В-третьих, нет объективной основы для реального лоббирования интересов российского бизнеса в США: торговый оборот между нашими странами ничтожно мал, по его объему Россия в списке внешнеторговых партнеров Америки стоит после Нигерии. Многие российские бизнесмены и крупнейшие российские компании, успешные на родине, терпят фиаско в США, что связано с различием законодательства и бизнес-культуры двух стран.

В-четвертых, российские компании по вышеуказанной причине не занимаются выстраиванием системы представительства своих интересов в США.

В-пятых, эффективное лоббирование государственных интересов в Америке возможно лишь в случае, если государство, занимающееся лоббизмом, не является пешкой в государственном департаменте США. В обратном случае госдепартамент и Белый дом не отдадут дело лоббирования интересов данного государства на откуп лоббистам — бывшим коллегам и друзьям. Госдепартамент в таких случаях старается проводить самостоятельную и осмысленную политику. А поскольку современная Россия в своей внешней политике сейчас активно играет на антиамериканизме, то нанимать лоббистские фирмы для лоббирования государственных интересов России в таких условиях — швырять деньги на ветер2.

В-шестых, по мнению околороссийс-

1 Tsygankov A.P. Russophobia: Anti-Russian Lobby and American Foreign Policy. — Palgrave Macmillan, 2009.

2 Костяев С. Как нам вырастить себе Бжезин-ского. Закон о лоббизме: инструмент продвижения интересов бизнеса или опора демократии? // Независимая газета, 2006, 29 авг.

ких кругов в Вашингтоне, в США сформировано очень мощное антироссийское лобби, финансируемое общеизвестными опальными олигархами. Они инвестируют значительные средства в проведение антироссийской пропаганды, включающей статьи и целые страницы антипре-зидентской рекламы в западной прессе, семинары в известных мозговых трестах, а также работу лоббистских фирм по проталкиванию в конгрессе антироссийских резолюций, подобных резолюции № 336. Данная резолюция призывала Джорджа Буша провести переговоры с руководителями стран «Большой восьмерки» и предпринять необходимые шаги для приостановления в ней членства России как страны, не соответствующей демократическим принципам3.

Модели этнического лоббизма в США применительно к России. России необходимо использовать особенности политической системы США для легального лоббирования своих политических и экономических интересов. По мнению некоторых исследователей, российскому руководству необходимо умерить антиамериканскую пропаганду на государственных каналах и начать с израильской модели лоббизма в США, развивая экономические отношения, чтобы постепенно перейти к японской или французской модели. Но для этого определенно следует скорректировать не только государственную пропаганду, но и внутриполитический курс4.

Первая, наиболее эффективная модель государственного лоббизма в Вашингтоне представлена израильским лобби, аналогичной модели придерживаются Украина, Грузия, Польша. Ее основные параметры — низкий товарооборот и отсутствие базы для значимого экономического взаимодействия.

Вторую модель представляет китайское лобби — гигантский товарооборот и политический диалог взаимных уступок. КНР — не только крупнейший кредитор США, финансирующий американский бюджетный дефицит, но и одна из основных причин беспрецедентного дефицита торгового баланса США.

Третья модель отчетливо видна на при-

3 Опальные олигархи как заказчики антирос-сийского лобби в США // Известия, 2004, 22 апр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Костяев С. В поисках ворот и калиток // Независимая газета, 2006, 11 окт.

мере Японии и Великобритании, которые при значительном товарообороте, а значит, и существенной базе для экономического лоббизма, в силу разных исторических обстоятельств являются сателлитами США. Тут синтезируются черты израильской и китайской моделей — безропотная поддержка внешнеполитических инициатив Вашингтона, порой создающая серьезнейшие внутриполитические проблемы, сочетается с развитыми внешнеэкономическими связями.

Четвертая модель — Франция, Канада, Германия, где развитость экономической базы межгосударственных отношений сочетается с самостоятельной внешней политикой. Это, однако, требует больших финансовых затрат — по данным министра юстиции США, в 2000 г. лидером по объему лоббистских расходов была именно Франция, со времен де Голля известная своим фрондерством по отношению к Белому дому.

Россию пока не любят ни на Уолл-стрит, ни в Капитолии. Зато начинают признавать на К-стрит — улице, где расположены крупнейшие лоббистские фирмы, которые одна за другой стали открывать свои филиалы в Москве. Первой стала Cassidy & Associates — крупнейшая лоббистская фирма США. За ней последовали Akin Gump Strauss Hauer & Feld и Hogan & Hartson — лидеры среди вашингтонских юридических фирм по размеру доходов от лоббистской деятель-ности1.

Однако поскольку российское лобби в США не носит этнический характер, нет организованной русской диаспоры, а соответственно, и возможности легально в больших масштабах финансировать всяческие выборы, то единственным каналом влияния остаются лоббистские фирмы, которым не запрещено вносить «свои личные» средства в предвыборные фонды кандидатов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что при наличии выработанной политической позиции госдепартамент не обратит особого внимания на попытки лоббистских фирм изменить политический курс в отношении такого субъекта мировой политики, как Россия.

В 1960-е гг. в госдепартаменте США очень скверно относились к Израилю, который достиг вершин политического могущества в Вашингтоне не через узкую калитку Белого дома, а через широкие ворота Капитолия2.

Российско-американские отношения и закон о лоббизме в России. Некоторые исследователи полагают, что проблемы американо-российских отношений осложняются отсутствием в России закона о лоббизме, который, подобно своему американскому аналогу, обеспечил бы законное право гражданам России знать, кто, за какую сумму и в чьих интересах работает с представителями власти, включая президента и депутатов Государственной Думы.

Если же говорить о лоббировании российских интересов за рубежом, то принятие этого закона разрешит правовую проблему, которая заключается в том, что по американскому лоббистскому законодательству контракты лоббистов с клиентами обязаны стать достоянием общественности. В России нет законодательства с такими требованиями, поэтому защита коммерческой тайны противоречит принципу гласности лоббизма в США.

Кроме того, необходимо четко осознавать, что непременными условиями эффективного иностранного лоббизма в США являются не только тесные контакты по дипломатическим каналам с различными представителями политической элиты, но и длительные дружеские отношения со СМИ, академической элитой и различными «мозговыми центрами».

России необходимо влияние среди политической, деловой и интеллектуальной элиты США, формирующей политику США. Подобное влияние невозможно осуществить, например, через американский телеканал Russia Today, поскольку его целевая аудитория — это американские домохозяйки, безработные и фермеры.

В американской политической элите нам не хватает своего Збигнева Бжезинского, который бы консультировал президента США по вопросам, связанным с Россией.

1 Антироссийское лобби Америки // Washington 2 Ависов Г. В Вашингтоне нет русского лобби //

Profile, 2004, 6 янв. Гудок, 2007, 6 авг.