УДК 37.01 ББК 74.03
АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ В 1920-х гг. В СССР
Ю.В. Макарова
Аннотация. В работе предпринята попытка рассмотреть антирелигиозную пропаганду среди пионеров как одно из направлений идеологического воспитания детей и подростков в процессе формирования человека «новой формации», «нового строя» в годы становления советского социалистического государства, а также основные методы, формы проведения антирелигиозного воспитания детей. Автор выявляет существенные противоречия между проводимой политикой коммунистического союза молодежи и коммунистической партии «сверху» в этом направлении и реакцией детской среды «снизу», рассматривает отношение «неорганизованных» детей к пионерским отрядам, выявляет определенные черты процесса пионеризации детской среды. Особое внимание уделено взглядам взрослых на пионерскую организацию в период создания первых отрядов юных ленинцев и дальнейшего становления детского коммунистического движения в СССР.
Ключевые слова: пионерская организация, антирелигиозная пропаганда, детское коммунистическое движение, идеология советского государства, человек «новой формации», антирелигиозное воспитание, коммунистический союз молодежи.
Yu.V. Makarova
Abstract. The article deals with the antireligious propaganda as one of the direction of upbrining children and teenagers in the process of forming "new generation", "new formation" of people in the Soviet Union and the basic methods, forms of antireligious education among children. The author reveals essential contradictions between Young Communist League and Communist Party policy and children's reaction, reviews relationships between "unorganized" children and pioneers, brings out some features of involving children in pioneer organization. Author particularly focuses on adult's attitudes toward pioneer organization during the time of creation of first groups of young Leninist and the formation of the children's communist movement in the USSR.
353
ANTIRELIGIOUS UPBRINGING OF PIONEERS IN THE 1920s IN THE USSR
Keywords: Pioneer organization, antireligiouspropaganda, children's communist movement, soviet state ideology, people of "new formation", antireligious upbrining, Young Communist League.
354
Проблема воспитания подрастающего поколения в соответствии с нормами, ценностями и идеалами, принятыми в обществе, в настоящее время продолжает оставаться актуальной. С момента распада СССР исчезла централизованная система управления и единая, проводимая сверху политика в культурной и духовно-нравственной сферах. Все это привело к плюрализму идей и отсутствию единой идеологии, что затрудняет процесс воспитания детей и молодежи в одном направлении. Поэтому современные педагоги, методисты и другие люди, работающие в образовательной среде, обращаются к опыту предыдущих лет, а именно к процессу формирования социалистического мировоззрения в детской среде.
В советское время работы по истории пионерской организации отличались торжественностью и положительным восприятием событий, недостатков и проблем пионерской жизни, а также имели ярко выраженный идеологический характер [1; 2; 3]. В настоящее время исследователи работают над проблемами истории детства в нашей стране, изучая отдельные аспекты истории детского движения, школьного дела, политического воспитания подрастающего поколения в СССР, не уделяя особого внимания истории пионерской организации в целом [4; 5; 6].
Одной из главных задач советской власти было создание человека «новой формации», будущего борца за построение коммунистического общества. Это подразумевало под собой
ликвидацию всех старых порядков, мировоззрения, обычаев и традиций. Взамен в Советской республике пропагандировались социалистические идеалы: коллективизм, товарищество, борьба с неравенством в любых его проявлениях, главенство труда и пр. Место старой «религии» должна была занять новая. Это определило задачу, стоявшую перед коммунистической партией и комсомолом — воспитать поколение безбожников. Пионерская организация стала проводником идей старших товарищей в детской и юношеской среде. Комсомол добавил атеистический компонент в программу политического воспитания юных ленинцев, благодаря чему пионеры смогли участвовать в антирелигиозной пропаганде среди населения. В журнале «Вожатый» были определены задачи работы РКСМ в этом направлении на ближайшее десятилетие: «Антирелигиозное воспитание не проводится отдельно, как особый вопрос, а должно проходить красной нитью через все воспитание пионера... Необходимо не только отвести ребенка от внешнего проявления культа, победить в нем остатки суеверия и предрассудков, но и подвести под его мировоззрение марксистскую основу, воспитать его так, чтобы идеалистический образ мышления был ему враждебен, как противоречащий интересам пролетариата» [7, с. 14]. Теоретически ставилась задача бороться с религиозным сознанием и мировоззрением. На практике это приобрело несколько иные формы. Происходил подмен старой религии на новую — «революционную».
С 1922 по 1924 г. одним из самых популярных методов проведения антицерковной и антирелигиозной пропаганды было празднование комсомольских праздников — Комсомольского рождества и пасхи. Они представляли собой демонстрации с ряжеными, оркестрами, транспарантами с коммунистическими лозунгами, пение революционных песен и антипоповских частушек в дни, когда верующие отмечали Рождество и Пасху. По своей сути такие праздники напоминали церковные, так как имели ту же самую атрибутику и внешне были похожи на крестный ход. Пионеры участвовали в демонстрациях, копируя стиль поведения старших товарищей: «В противовес церковникам комсомольские ячейки стали организовывать свои, революционные праздники — комсомольского рождества» и «комсомольской пасхи». Во всех таких праздниках принимал живейшее участие и наш пионерский отряд. Мы выступали с небольшими пьесками на антирелигиозные темы, разучивали стихи Демьяна Бедного, бичующие церковников, показывали на темы этих стихов сценки в лицах, участвовали в молодежных антирелигиозных карнавалах» [8, с. 86], писал в своих воспоминаниях вожатый одного из первых отрядов Москвы В. Зорин. Такие празднования не носили систематический характер: кампании проводились только по определенным датам, подготовка к праздникам занимала 2—2,5 недели, а после подавались отчеты о проведении в местные центральные ячейки комсомола, на этом все и заканчивалось. В результате воспитание пионеров в атеистическом духе происходило эпизодично и поверхностно. На это обратила внима-
ние партия, что привело к изменению методической составляющей проведения антирелигиозных мероприятий. Оскорбительные шествия и демонстрации с кривляньями и переодеваниями сменились внутриклубной работой пионерских отрядов. Ребята создавали «уголок безбожника», где вывешивали транспаранты, плакаты, стенгазеты с антирелигиозными лозунгами, устраивали вечера, концерты, представления, на которых приглашались пионеры из других отрядов, «неорганизованные» дети, родители и др. Особой популярностью пользовалась пьеса «Колька в плену». Ее ставили пионерские отряды по всей Советской республике. В зимнее время в период от православного Рождества до Старого нового года устраивались «зимние праздники». В эти дни активно пропагандировались различные виды спорта, забавы, представления. С 1922 по 1927 г. вместо рождественской проводились «красные елки». Свое название они получили от игрушек и украшений для праздничного дерева. Восьмиконечную звезду на макушке заменила пятиконечная красная звезда. На елку вешались красные флажки, гирлянды. Специально подчеркнутая символичность убранства дерева настраивала ребят на празднование именно революционного торжества, а не религиозного. С 1927 г. «красные елки» были под запретом как идеологически неправильные и «богопоклонческие».
Помимо проведения антирелигиозных кампаний комсомол взял за основу разоблачения религиозного культа беседы на естественнонаучные темы, раскрытие «чудес» путем объяснения их как явлений природы, примеров физических законов, рассказы о
355
ВЕК
356
теории Дарвина. Отдельно создавались антирелигиозные кружки, кружки юных натуралистов, на заседания которых приглашались не только пионеры, но и «неорганизованные» дети. Они создавались как в клубах, так и на базе форпостов в школе. В результате решалось сразу несколько задач: вовлечение детей в пионерию и активизация антирелигиозной пропаганды в детской среде. Школьники не сразу принимали пионеров в свой круг. Они относились к ним недоброжелательно, дразнили и часто дрались из-за красных галстуков, поэтому процесс пионеризации детей происходил медленно. «Одна из нас — Тамара Дображанская — долгое время была в своей школе единственной пионер -кой. Когда она в первый раз появилась в классе с красным галстуком, группа ребят встала и начала скандировать: «Бог есть! Бог есть!» Однако большинство ребят, да и учителя относились к ней с уважением» [8, с. 192].
Наиболее сложной и трудоемкой была антирелигиозная пропаганда пионеров среди деревенского населения, для преодоления консервативности которого требовались иные подходы. Ребята сами это понимали и действовали в деревне осторожно: «Наша пьеса была антирелигиозной, и мы сперва не решались огорчать верующих крестьян. Что же делать? Предупредили крестьян о пьесе, какая она, а они не уходят. Поставили пьесу «Колька в плену», веселые частушки, коллективная декламация, пения и проч. Крестьяне довольны, сидят и слушают, смеются. Кончился вечер, и крестьяне, довольные, ушли домой» [9, с. 8], — писал один из деткоров журнала «Пионер» Наиболее действенные методы пропаганды среди местного населения
рождались в практике работы пионерских лагерей, расположенных в сельской местности. Это вечера и концерты, проводившиеся в народном доме или местном клубе, шествия, сопровождаемые маршевой музыкой, скандированием революционных лозунгов и исполнением песен. Совместная работа пионерских лагерей с местными пионерами была эффективной с точки зрения идеологической работы среди деревенского населения, но, кроме того, она позволяла достигнуть так называемой «смычки» между городскими и сельскими пионерами, объединенными одной задачей.
Взрослое население деревни приняло пионеров настороженно и враждебно. Дети быстрее проникались идеями пионерской организации, ее яркими атрибутами и рассказами об опыте работы городских отрядов. Пионеры города проводили беседы с местными ребятами, делились опытом своей общественно-политической и трудовой жизни. Беседы часто носили атеистический характер. Ребята объясняли, как им казалось, «темным и невежественным» деревенским мальчишкам и девчонкам суть чудес, поверий, мистики с позиций естествознания и обществоведения. Приблизительно тематика была такой: о силе природы и ее взаимосвязи с богом, о нарушениях правил гигиены, когда причащаешься одной ложкой или целуешь иконы, о вреде пьянок, гуляний во время отмечания церковных праздников и т.д. Это впечатляло детей, так как доступным и понятным языком их сверстники объясняли до сих пор непонятные явления и вещи. Один из деткоров журнала «Пионер» описал свой опыт антирелигиозной работы среди пионеров: «После беседы
ребята задавали вопросы, их очень интересовали вопросы на антирелигиозную тему. Задавали такие вопросы: А для чего пасхи светят? А причастье, ведь, это кровь и тело господне, а баи-те — бога нет? А яйца зачем в пасху красят?» и т.д. Пришлось с ребятами повести беседу: пост, пасха и исповедь, а также ответить на вопрос, что в воздухе нет никакого Ильи пророка, кроме атмосферного электричества, при столкновении которого происходит гром и молния. Сначала мы боялись задевать этот больной религиозный вопрос, но поскольку ребята стали задавать сами вопросы, мы им отвечали, как могли» [10, с. 18]. Постепенно деревенские пионеротряды перенимали «эстафетную палочку» антирелигиозной пропаганды у городских товарищей и сами устраивали вечера, пьесы антицерковного характера. Однако работа шла медленно и носила однообразный характер. Сказывался недостаток подготовки в данном вопросе.
Параллельно с внутриотрядной работой пионеров происходила идеологическая обработка взрослых. Дети были самыми активными агитаторами в своей семье. Через них партия и комсомол воздействовали на взрослое население. Во многих книгах, посвященных антирелигиозному воспитанию пионеров, прослеживалась идея, что семья — оплот религиозности, родители, в силу своего возраста, намного более консервативны и традиционны, чем подрастающее поколение. Поэтому школа и пионеротряд являлись главными воспитателями юного ленинца в вопросах атеизма [11; 12]. Помимо бесед РКСМ рекомендовал юным агитаторам создавать красные уголки и у себя дома, распространяя социалистические идеалы в своей семье. Часто
это приводило к конфликту «отцов и детей», сопровождавшихся скандалами, драками и в дальнейшем запретами на работу в пионерском отряде. Ребенок в таком случае находился в двойственном положении. С одной стороны, родители, которые противились его участию в пионерском движении, с другой — желание быть полезным, быть в коллективе, участвовать в общественно-политической жизни своей страны. Это приводило к тому, что пионер обманывал или родителей, или товарищей по отряду, скрывая истинное положение дел. Ситуация менялась медленно. К концу 1920-х гг. работа в семье дала небольшие плоды: многие родители переставали ходить в церковь, участвовать в религиозных праздниках, следовать церковным канонам и обрядам, но это не носило масштабный характер.
Таким образом, в 1920-е гг. антирелигиозная пропаганда проводилась с переменным успехом как внутри пионерской организации, так и ее же силами внутри советского общества. Происходило замещение старых идеалов, религиозного культа, установление социалистических ценностей, слом старых порядков. Новая большевистская «религия» старалась вытеснить «старую». Пионерия, ориентированная на детскую и юношескую аудиторию, постепенно завоевывала позиции в своей возрастной категории. Дети, реагируя на красочность и яркость форм атеистической агитации, сами становились антирелигиозными пропагандистами в своей семье. Но этот процесс протекал медленно и неравномерно. У пионера происходил слом внутренних установок: с одной стороны коллектив отряда, борющийся с любым проявлением религиозности в своих рядах, с другой —
357
ВЕК
семья, родители, которые воспитывали ребенка в вере. В итоге возникал конфликт поколений. Но, несмотря на это, атеизм распространялся внутри всего советского общества, меняя формы мышления и создавая человека «новой» системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басов, Н.Ф. История Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (вопросы методологии и теории): учебное пособие [Текст] / Н.Ф. Басов; науч. ред. В.В. Лебединский. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1987. - 106 с.
2. Гордин, И.Г. Этапы пионерского пути: кн. для клас. руководителей и пионер. вожатых [Текст] / И.Г Гордин. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Соколова, Э.С. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Страницы истории [Текст] / Э.С. Соколова, В.А. Та-борко. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 257 с.
4. Салова, Ю.Г. «Новый человек»: взгляд на проблему в 1920-е годы: учеб. пособие [Текст] / Ю.Г. Салова. - Ярославль: ЯГУ им. П.Г. Демидова, 1998. - 68 с.
5. Салова, Ю.Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 1920-е годы
358 [Текст] / Ю.Г. Салова; М-во образования Рос. Федерации. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001. - 197 с.
6. Сальникова, А.А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования [Текст] / А.А. Сальникова. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 256 с.
7. Вожатый [Текст]. - М., 1925. - № 7-8.
8. Пламя первых костров [Текст]. - М.: Московский рабочий, 1972. - 336 с.
9. Пионер [Текст]. - М., 1924. - №. 6.
10. Пионер [Текст]. - М., 1925. - №. 19.
11. Антирелигиозная кампания среди пионеров [Текст] / Под. ред. З.И. Лилиной; сост. О. Шиллингер. - М.-Л.: Гос. изд., 1926. - 89 с.
12. Антирелигиозная пропаганда в пионеротрядах и школах. Сборник статей и материалов [Текст] / Сост. А. Волков. - М.: «Новая Москва», 1925. - 238 с.
REFERENCES
1. Antireligioznaya kampaniya sredi pionerov, Moscow-Leningrad, 1926, 89 p. (in Russian)
2. Antireligioznaya propaganda v pioner-otryadakh i shkolakh. Sbornik statei i materi-alov, Moscow, 1925, 238 p. (in Russian)
3. Basov N.F., Istoriya Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii imeni V.I. Lenina (voprosy metodologii i teorii): uchebnoe posobie, Yaroslavl, 1987, 106 p. (in Russian)
4. Gordin I.G., Etapy pionerskogo puti: kn. dlya klas. rukovoditelei i pioner. Vozhatykh, Moscow, 1982, 192p. (in Russian)
5. Pioner, Moscow, 1924, No. 6. (in Russian)
6. Pioner, Moscow, 1925, No. 19. (in Russian)
7. Plamya pervykh kostrov, Moscow, 1972, 336 p. (in Russian)
8. Salnikova A.A., Rossiiskoe detstvo v XX veke: istoriya, teoriya i praktika issledovani-ya, Kazan, 2007, 256 p. (in Russian)
9. Salova Yu.G., "Novyi chelovek": vzglyad na problemu v 1920-e gody: ucheb. posobie, Yaroslavl, 1998, 68 p. (in Russian)
10. Salova Yu.G., Politicheskoe vospitanie detei v Sovetskoi Rossii v 1920-e gody, Yaroslavl, 2001, 197 p. (in Russian)
11. Sokolova E.S., Taborko V.A., Vsesoyuznaya pionerskaya organizatsiya imeni V.I. Lenina. Stranitsy istorii, Moscow, 1963, 257 p. (in Russian)
12. Vozhatyi, Moscow, 1925, No. 7-8. (in Russian)
Макарова Юлия Владимировна, аспирантка, кафедра новейшей отечественной истории,
Московский педагогический государственный университет, joliko@yandex.ru Makarova Yu.V., Post-graduate Student, Contemporary Russian History Department, Moscow State Pedagogical University, joliko@yandex.ru