Научная статья на тему 'АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АЛБАНИИ'

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АЛБАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
428
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диктатура / коммунизм / партия / государство / тотали-таризм / религия / Албания / воинствующий атеизм / dictatorship / communism / party / state / totalitarianism / religion / Al-bania / militant atheism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаева Ксения Сергеевна

В статье ставится задача изучить особенности политики Албанской пар-тии труда в отношении религий, провозгласившей своей целью построение обще-ства «полного атеизма». Албанский коммунистический режим, объявив религию не-законной, проводил длительную кампанию угнетения христианских и мусульманских верующих, заключая в тюрьмы и приговаривая членов духовенства к смертной казни и преследуя их семьи. Актуальность выбранной темы определилась тем, что еѐ изу-чение позволяет глубже понять особенности албанского тоталитаризма. Автор выделяет два основных периода в партийной антирелигиозной деятель-ности. На первом этапе (1945-1967 гг.) основным инструментом преодоления религи-озного мировоззрения была идеологическая кампания, направленная на утверждение в обществе научно-материалистического мировоззрения, в рамках которой Албанская партия труда развернула широкую научно-атеистическую пропаганду с помощью СМИ, образования, искусства. На втором этапе (1967-1990 гг.), албанские власти развернули активную кампанию по полной ликвидации религиозных верований и их пе-режитков, объявили Албанию первой атеистической страной в мире, введя в Кон-ституцию запрет на религиозную веру и предусмотрев санкции, в том числе уголов-ные, за участие людей в религиозных церемониях, хранение религиозных книг и т.д. В статье анализируются причины, которые определили жѐсткий курс в отно-шении конфессий, определяется роль в этом процессе лидера партии Энвера Ходжи. Автор приходит к выводу, что антирелигиозная политика албанских коммуни-стов преследовала две основные цели: во-первых, формирование нового коммунисти-ческого мировоззрения на основе научного материализма; во-вторых, она являлась од-ним из инструментов сплочения общества перед «внешним врагом», так как все рели-гии лидер АПТ Э. Ходжа воспринимал как «закон иностранных захватчиков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-RELIGIOUS POLICY IN COMMUNIST ALBANIA

The article studies the features of the Albanian Labor Party policy regarding reli-gions, which proclaimed its goal to build a society of “full atheism”. The Albanian com-munist regime declared the religion illegal and conducted a long campaign of oppression of Christian and Muslim believers imprisoning and sentencing clergymen to death and har-assing their families. The relevance of the research has been determined by the fact that its study allows a deeper understanding of the features of the Albanian totalitarianism. The author identifies two main periods in the party anti-religious activity. At the first stage (1945-1967) an ideological campaign aimed at establishing a scientific and ma-terialistic worldview in society was the main tool for overcoming the religious worldview. Within this campaign the Albanian Labor Party launched an extensive scientific and atheis-tic propaganda through the media, education, and art. At the second stage (1967-1990) the Albanian authorities launched an active campaign to completely eliminate religious beliefs and their vestiges, declared Albania the first atheistic country in the world, introducing a ban on religious faith in the Constitution and providing for sanctions, including criminal ones, for participation of people in religious ceremonies, keeping religious books, etc. The article analyzes the reasons that have determined the tough course in rela-tion to faiths and defines the role of the party leader Enver Hodja in this process. The author has concluded that the anti-religious policy of the Albanian com-munists pursued two main goals: firstly, the formation of a new communist worldview based on scientific materialism. Secondly, it was one of the instruments of rallying soci-ety before the “external enemy”, since the leader of the ALP E. Hodja perceived all re-ligions as “the law of foreign invaders”.

Текст научной работы на тему «АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АЛБАНИИ»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCES

УДК 94(496.5)

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11001

Минаева К.С.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АЛБАНИИ

Минаева Ксения Сергеевна, аспирант кафедры всеобщей и отечественной истории ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Армавир, Россия E-mail: minaeva.ks@bk.ru тел.: +7 (938) 409 41 41

В статье ставится задача изучить особенности политики Албанской партии труда в отношении религий, провозгласившей своей целью построение общества «полного атеизма». Албанский коммунистический режим, объявив религию незаконной, проводил длительную кампанию угнетения христианских и мусульманских верующих, заключая в тюрьмы и приговаривая членов духовенства к смертной казни и преследуя их семьи. Актуальность выбранной темы определилась тем, что её изучение позволяет глубже понять особенности албанского тоталитаризма.

Автор выделяет два основных периода в партийной антирелигиозной деятельности. На первом этапе (1945-1967 гг.) основным инструментом преодолениярелиги-озного мировоззрения была идеологическая кампания, направленная на утверждение в обществе научно-материалистического мировоззрения, в рамках которой Албанская партия труда развернула широкую научно-атеистическую пропаганду с помощью СМИ, образования, искусства. На втором этапе (1967-1990 гг.), албанские власти развернули активную кампанию по полной ликвидации религиозных верований и их пережитков, объявили Албанию первой атеистической страной в мире, введя в Конституцию запрет на религиозную веру и предусмотрев санкции, в том числе уголовные, за участие людей в религиозных церемониях, хранение религиозных книг и т.д.

В статье анализируются причины, которые определили жёсткий курс в отношении конфессий, определяется роль в этом процессе лидера партии Энвера Ходжи.

Автор приходит к выводу, что антирелигиозная политика албанских коммунистов преследовала две основные цели: во-первых, формирование нового коммунистического мировоззрения на основе научного материализма; во-вторых, она являлась одним из инструментов сплочения общества перед «внешним врагом», так как все религии лидер АПТ Э. Ходжа воспринимал как «закон иностранных захватчиков».

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Ключевые слова: диктатура, коммунизм, партия, государство, тоталитаризм, религия, Албания, воинствующий атеизм.

Для цитирования: Минаева К.С. Антирелигиозная политика в коммунистической Албании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 11-19. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11001.

Minaeva K.S.

ANTI-RELIGIOUS POLICY IN COMMUNIST ALBANIA

Minaeva Ksenia Sergeevna, a post graduate student of the Department of World and National History

FSBEI of HE "Armavir State Pedagogical University", Armavir, Russia E-mail: minaeva.ks@bk.ru tel.: + 7 (938) 409 41 41

The article studies the features of the Albanian Labor Party policy regarding religions, which proclaimed its goal to build a society of "full atheism ". The Albanian communist regime declared the religion illegal and conducted a long campaign of oppression of Christian and Muslim believers imprisoning and sentencing clergymen to death and harassing their families. The relevance of the research has been determined by the fact that its study allows a deeper understanding of the features of the Albanian totalitarianism.

The author identifies two main periods in the party anti-religious activity. At the first stage (1945-1967) an ideological campaign aimed at establishing a scientific and materialistic worldview in society was the main tool for overcoming the religious worldview. Within this campaign the Albanian Labor Party launched an extensive scientific and atheistic propaganda through the media, education, and art. At the second stage (1967-1990) the Albanian authorities launched an active campaign to completely eliminate religious beliefs and their vestiges, declared Albania the first atheistic country in the world, introducing a ban on religious faith in the Constitution and providing for sanctions, including criminal ones, for participation of people in religious ceremonies, keeping religious books, etc.

The article analyzes the reasons that have determined the tough course in relation to faiths and defines the role of the party leader Enver Hodja in this process.

The author has concluded that the anti-religious policy of the Albanian communists pursued two main goals: firstly, the formation of a new communist worldview based on scientific materialism. Secondly, it was one of the instruments of rallying society before the "external enemy ", since the leader of the ALP E. Hodja perceived all religions as "the law of foreign invaders".

Key words: dictatorship, communism, party, state, totalitarianism, religion, Albania, militant atheism.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

For citation: Minaeva K.S. Anti-religious policy in communist Albania // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 11-19. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11001.

Албанский вариант построения социализма считается одним из самых радикальных социальных экспериментов в новейшей истории, в том числе и в вопросе построения общества «полного атеизма». Преданно следуя сталинской модели социализма, неослабно сохраняемой до конца коммунистического периода Албании, лидер Албанской партии Труда (АПТ) Энвер Ходжа с беспрецедентным энтузиазмом принимал и претворял в жизнь сталинскую политику в отношении религии.

Будучи догматичным сталинистом, Э. Ходжа считал религию силой разногласия и проводил активную кампанию против религиозных институтов. «Албанская партия Труда всегда вела систематическую борьбу против религии, как враждебной социализму идеологии эксплуататорских классов, как опиума для народа. Борьбу против религии, против религиозных предрассудков, против отживших обычаев, прямо или косвенно связанных с религией, партия рассматривала как средство, необходимое для социального раскрепощения трудящихся, их революционной идейной закалки, для построения социалистического общества» [1, с. 485-486]. В то же время лидеры АПТ понимали, что на данном этапе полный запрет религиозных верований невозможен. «Партия не могла пренебрегать, особенно в деревне, чувствами определенной массы трудящихся, которая была тесно связана с партией и народной властью, но которая продолжала исповедовать ту или иную веру, хотя и не проявляла при этом излишнего фанатизма» [1, с. 486]. Преодоление религиозного мировоззрения должно было быть достигнуто на основе идеологического убеждения масс. В стране начинается массовая идеологическая кампания, направленная на утверждение в обществе научно-материалистического мировоззрения. Для того, чтобы освободить людей от религиозных вероисповеданий и отживших обычаев, АПТ развернула широкую научно-атеистическую пропаганду с помощью печати и радиовещания, книг, лекций и докладов, кинофильмов и т.д. Важную роль в этом деле отводилось школе, которая должна была способствовать развитию нового сознания и искоренению «отсталых чужих обычаев» и «варварских суеверий» среди крестьянства [8].

В период с 1945 по 1953 год число священников резко сократилось, а число римско-католических церквей сократилось с 253 до 100. Коммунистическая пропаганда активно распространяла тезис о массовом сотрудничестве католического духовенства с итальянскими оккупационными властями во время Второй мировой войны.

В августе 1945 г. был издан Закон об аграрной реформе, по которому большая часть имущества религиозных учреждений подлежала национализации, в том числе имущество монастырей, религиозных орденов и епархий. Многие священно-

13

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

служители и верующие предстали перед судом, подверглись пыткам и казнены. Все иностранные римско-католические священники, монахи и монахини были изгнаны из страны в 1946 году. Поводом послужило «шкодерское дело». В феврале 1946 года состоялся процесс по делу членов Шкодерской группы «Албанский союз». Этой организацией руководило католическое духовенство. Члены организации были обвинены в организации «внутренней реакцией, при поддержке английских и американских империалистов». «Во главе её стояли самые видные представители католического духовенства, получавшие директивы непосредственно из Ватикана. Эта группа занималась в основном распространением листовок, побуждая к мятежу, который должен был вспыхнуть 9 сентября 1946 года в Шкодере» [3, с. 114].

В январе 1949 года, через три года после принятия первой коммунистической конституции, которая гарантировала свободу вероисповедания, правительство издало «Закон о религиозных общинах».

Закон требовал, чтобы религиозные общины подвергались санкциям со стороны государства, чтобы они соответствовали «законам государства, правопорядка и добрых обычаев», и чтобы они представляли все назначения, положения и уставы на утверждение правительства. Даже приходские объявления подлежали одобрению партийных чиновников. Религиозным общинам или филиалам, штаб-квартиры которых находились за пределами страны, таким как иезуитский и францисканский ордена, отныне было приказано прекратить свою деятельность в Албании. Религиозным учреждениям было запрещено иметь какое-либо отношение к образованию и воспитанию молодежи, это стало исключительной привилегией государства [6]. В школах вводилось атеистическое воспитание. Энвер Ходжа отмечал: «Культурно-массовая работа должна быть нацелена на пропаганду идей нашей партии, на формирование материалистического мировоззрения. В этом направлении надо обратить внимание на борьбу с предрассудками и суевериями, распространяя в массах научные знания» [4, с. 597].

Всем религиозным общинам было запрещено владеть недвижимостью. Деятельность благотворительных религиозных организаций и больниц запрещалась [6].

После более чем двадцатилетнего интенсивного идеологического давления, преследований и жестоких репрессий руководство АПТ посчитало, что албанское общество созрело для окончательной атаки на религию и различные формы её проявления. Поводом послужило выступление Энвера Ходжи на V съезде АПТ 6 февраля 1967 г. Вдохновленный культурной революцией в Китае, Ходжа призвал к агрессивной культурно-образовательной борьбе против «религиозного суеверия» и поручил эту важную антирелигиозную миссию студентам Албании. В городах и деревнях молодежь проводит различные акции, требуя, чтобы закрылись церкви и мечети,

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

текке и монастыри, все «святые места», чтобы духовенство перестало вести «паразитический» образ жизни и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим Фронтом и Союзом Молодежи, в которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения уничтожить очаги религии и превратить их в очаги культуры и т.д., положить конец религиозным обрядам и отжившим обычаям, очистить дома от икон, от религиозной литературы и других символов религии. К маю 1967 года религиозные организации были вынуждены отказаться от 2 169 церквей, мечетей, монастырей и святынь в Албании, многие из которых были превращены в культурные центры для молодежи. «Красивый православный храм в южной части города (Тираны) превращен в ночной клуб для членов партии. Алтарь используется как пивной бар с автоматом для кофе и заполнен различными напитками» [11, p. 51].

Религиозные символы были удалены со всех общественных мест - даже с кладбищ и надгробий. Как сообщал ежемесячный литературный журнал «Нендо-ри», молодежь «создала первую в мире атеистическую нацию» [6].

Духовенство было публично оскорблено и унижено. Многие представители духовенства, под угрозой расправы, вынуждены были публично отречься от своего «паразитического» прошлого. Более 200 священнослужителей различных конфессий были заключены в тюрьмы, другие были вынуждены искать работу в промышленности или сельском хозяйстве, а некоторые были казнены. Обитель францисканского ордена в Шкодере была подожжена, в результате чего погибли четыре пожилых монаха.

Выступая на IV съезде Демократического Фронта Албании 14 сентября 1967 года Э. Ходжа с большим удовлетворением отметил, что «оказалось достаточно одной только искры, пущенной революционно настроенными учениками школы имени Наима Фрашери в Дурресе, воодушевленными учением партии, чтобы загорелся большой пожар, который смел с лица нашей земли религиозные очаги и мракобесие» [5, с. 76]. Однако лидер АПТ полагал, что «несмотря на большие успехи, достигнутые в борьбе против старых обычаев, традиций и норм, против суеверий и религиозных мировоззрений, ни в коем случае нельзя этим довольствоваться и успокаиваться» [5, с. 76].

19 ноября 1967 года был издан закон №4337 «Об отмене некоторых постановлений», который отменял нормативные акты 1949-1951 гг. регулировавшие религиозную деятельность в Албании. Усилилась идеологическая пропаганда, и издательства в Тиране заполонили рынок антирелигиозными книгами, трактатами и речами, представляющими религию «как источник человеческих страданий и врага прогресса, достоинства и свободы» [10, р. 103]. Родители были объявлены ответственными за «коммунистическое воспитание своих детей», а любая религи-

15

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

озная деятельность считалась незаконной. Были разработаны заменители для религиозных ритуалов, и новый календарь, который заменил религиозные праздники на новые светские (т.е. День строителя, День шахтера, День работника 1 мая). В Уголовном кодексе 1977 года вводилась уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет за «религиозную пропаганду, распространение или хранение религиозной литературы». К 1980 году в Албании «было шесть тюрем, девять лагерей и четырнадцать районов внутреннего изгнания для так называемых религиозных преступников» [10, р. 103-104].

Закон №4337 предусматривал, что граждане, имена которых не соответствуют «политическим, идеологическим или моральным нормам государства», должны были их изменить.

Также было постановлено, что города и деревни с религиозными названиями должны быть переименованы. Так, в южных районах, населенных этническими греками, около девяноста городов и мест, названных в честь греческих православных святых, получили светские имена [6].

Конституция 1976 года декларировала, что «Государство не признает никаких религий, поощряет и ведет атеистическую пропаганду в целях укоренения в людях научного материалистического мировоззрения» (ст. 37), кроме того она запретила всякую «фашистскую, религиозную, воинственную, антисоциалистическую деятельность и пропаганду» (с. 55) [2].

В качестве причин усиливших репрессии АПТ в отношении религии, можно выделить следующие. Во-первых, принятие Ходжей радикальной сталинской модели с упором на ликвидацию религии в конечном итоге должно было гарантировать переход от лояльности албанцев к различным религиям к их безраздельной приверженности коммунистическому движению. «Религиозное и коммунистическое мировоззрения противоположны, непримиримы и находятся в борьбе между собой, так как выражают и защищают интересы разных антагонистических классов» [5, с. 74-75].

Во-вторых, одной из основных причин жесткого обращения с религиозными общинами была их связь с иностранными державами. Запустив свою собственную версию «культурной революции», Ходжа поставил своей целью ликвидацию любых центров силы, которые могли бы противостоять превосходству партии [7, р. 43-46].

В-третьих, Э. Ходжа борьбу с религией понимал, как освобождение от иностранного гнёта и его последствий. «Под религиозной маской богов и пророков скрывался жестокий закон иностранных захватчиков. История нашего народа ясно свидетельствует о том, какие страдания, горе, кровопролитие и угнетение терпел наш народ от религии, как она вносила раскол, натравливала одного брата на другого для того, чтобы больше угнетать нас, легче порабощать и пить кровь во имя

16

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

религии» [5, с. 75]. По мнению исследователя Х. Ферая, Энвер Ходжа, борьба религиозными верованиями проводилась с целью обеспечить национальное единство, что выражалось в лозунге «религия албанцев - это албанство» [9, p. 352].

В-четвёртых, религия рассматривалась как главное препятствие для модернизации и прогресса страны. Именно по этим причинам религия должна была быть уничтожена. Кроме того, традиционные ценности, отсталые обычаи и предрассудки, такие как гендерное неравенство, рассматривались как имеющие религиозную основу. Ходжа поддерживал эмансипацию женщин и их более активное участие в жизни албанцев, поэтому борьба с религией рассматривалась и как важный фактор гендерного равенства [7, р. 257-258].

В результате жестокой антирелигиозной кампании Ходжи удалось искоренить формально религию. «Албания стала первой в мире страной без церквей и мечетей, без попов и ходжей» [1, с. 488], но некоторые албанцы продолжали тайно исповедовать свою веру, рискуя подвергнуться суровым наказаниям. Лица, пойманные с Библией, иконами или другими религиозными предметами, приговаривались к длительным срокам тюремного заключения. Чиновники пытались поймать практикующих христиан и мусульман во время религиозных постов, таких как Великий пост и Рамадан, распространяя молочные продукты и другие запрещенные продукты в школе и на работе, а затем, публично осуждая тех, кто отказывался от пищи. В 1980 году иезуитский священник был приговорен к смерти за крещение новорожденных близнецов своего племянника.

Таким образом, тоталитаризм, который был установлен в Албании АПТ во главе Э. Ходжой после Второй мировой войны, монополизировал всю политическую деятельность, а идеология этой партии была превращена в официальный закон государства. Государство-партия изначально проводило стратегию господства над всеми сферами общества, но наиболее жёсткую и последовательную политику она проводила в отношении религий. Борьба с религиозными верованиями рассматривалась коммунистическими идеологами как средство, необходимое для социального раскрепощения трудящихся, для построения социалистического общества.

Вся жизнь общества и его деятельность в тоталитаризме обретают смысл, если она была связана с именем диктатора. Небесный Бог был заменен земным Богом (диктатором).

Литература:

1. История Албанской партии труда. 2-е изд. Тирана: 8 НЕНТОРИ, 1982. 700 с.

2. Конституция Народной социалистической республики Албании. Тирана, 1977.

3. Энвер Ходжа. Отчетный доклад на I съезде коммунистической партии Албании «О деятельности Центрального Комитета и новых задачах партии»

17

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

(8 ноября 1948 г.) // Избранные произведения. Т. II. Тирана: 8 НЕНТОРИ, 1975. С. 1-158.

4. Энвер Ходжа. Отчетный доклад на III съезде АПТ «О деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда» (25 мая 1956 г.) // Избранные произведения. Т. II. Тирана: 8 НЕНТОРИ, 1975. С. 524-654.

5. Энвер Ходжа. Доклад о роли и задачах Демократического Фронта в борьбе за полную победу социализма в Албании [Представленный на IV съезде Демократического Фронта Албании 14 сентября 1967 года]. Тирана: 8 НЕНТОРИ, 1967.

6. Albania. Hoxha's Antireligious Campaign [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.country-data.com/cgi-bin/query/r-186.html.

7. Biberaj E. Shqiperia ne Tranzicion: Rruga e veshtire drejt Demokracise, (Albania in Transition. The Rocky Way to Democracy), Tirane: Ora, 2001.

8. Chryssanthi Zachou, Kalie Kerpaci. God's "Second Coming": Youth and New Religious Movements in Post-Communist Albania. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.academia.edu/338202/God_s_Second_Coming_Youth_and_New_Religiou s_Movements_in_Post-Communist_Albania?email_work_card=thumbnail.

9. Feraj Hysamedin. Sketch of Albanian political thought. Tirana 2006.

10. Janz, D. World Christianity and Marxism. New York: Oxford University Press, 1998.

11. Pol Shanse, Elizabet e Zhan. Albania or logic of disappoint. Tirana 2000.

Literature:

1. History of the Albanian Party of Labor. 2nd ed. Tirana: 8 NENTORI, 1982. 700 p.

2. The Constitution of the People's Socialist Republic of Albania. Tirana, 1977.

3. Enver Hodja. The Report at the First Congress of the Communist Party of Albania "On the Activities of the Central Committee and the New Tasks of the Party" (November 8, 1948) // Selected Works. V. II. Tirana: 8 NENTORI, 1975. P. 1-158.

4. Enver Hodja. The Report at the III Congress of the ALP "On the Activities of the Central Committee of the Albanian Party of Labor" (May 25, 1956) // Selected works. V. II. Tirana: 8 NENTORI, 1975. P. 524-654.

5. Enver Hodja. The Report on the role and tasks of the Democratic Front in the struggle for the complete victory of socialism in Albania [Presented at the IV Congress of the Democratic Front of Albania on September 14, 1967]. Tirana: 8 NENTORI, 1967.

6. Albania. Hodja's Antireligious Campaign [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.country-data.com/cgi-bin/query/r-186.html.

7. Biberaj E. Shqiperia ne Tranzicion: Rruga e veshtire drejt Demokracise, (Albania in Transition. The Rocky Way to Democracy), Tirane: Ora, 2001.

18

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

8. Chryssanthi Zachou, Kalie Kerpaci. God's "Second Coming": Youth and New Religious Movements in Post-Communist Albania. [Electronic resource]. Access mode: https://www.academia.edu/338202/God_s_Second_Coming_Youth_and_New_Religiou s_Movements_in_Post-Communist_Albania?email_work_card=thumbnail.

9. Feraj Hysamedin. Sketch of Albanian political thought. Tirana 2006.

10. Janz, D. World Christianity and Marxism. New York: Oxford University Press, 1998.

11. Pol Shanse, Elizabet e Zhan. Albania or logic of disappoint. Tirana 2000.

УДК 947.084(470.67) Б01: 10.24411/2078-1024-2020-11002

Мирзабеков М.Я.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИЗМЕНЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

В 80-Е ГГ. ХХ В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия Б-таП: yash831@mail.ru тел.: 8 (903) 427 02 02

Развитие современного Российского государства по пути построения демократического правового общества обуславливает необходимость анализа и использования позитивного опыта предшествующих десятилетий. С учетом этого, опираясь на достоверный фактический материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот, исследования, затрагивающие данную научно-исследовательскую проблему, нами впервые в отечественной историографии предпринята попытка комплексного анализа политических процессов и изменений в Дагестане в 80-е годы ХХ в. в динамике и в сравнении с аналогичными процессами в целом по стране. При этом, основываясь на принципах научности, историзма, системности и объективности, в статье особое внимание обращено на показ региональных особенностей политического развития, прежде всего религиозного и национального его составляющего. Характеризуя эти процессы, автор приходит к обоснованному выводу о том, что застойные явления отчетливо проявлялись и в многонациональной республике в первой половине 80-х гг., как и в стране целом. Региональные властные структуры, исходя из директивных установок, во второй половине десятилетия предпринимали значительные усилия для перехода от админи-

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.