УДК 342:2(571.6)
Чурилина Тамара Ивановна
кандидат исторических наук, доцент [email protected]
Антирелигиозная политика
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Tamara I. Churilina
candidate of historical Sciences, associate professor [email protected]
The anti-religious policy
IN THE FAR EAST ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Аннотация. В статье рассматривается политика Советского государства в отношении Русской православной церкви в предвоенные годы. В частности, автор, на основе материалов архивов ГАПК, ГАХК исследует особенности отношений властных структур и Православной церкви на Дальнем Востоке. Автор отмечает, что религиозная политика в 1939-1940 гг. оставалась весьма противоречивой. Активизация церковной жизни в СССР стала вызывать опасения у властей. Ведь по-прежнему приоритетной задачей ВКП (б) и Советского государства оставалось построение безрелигиозного общества. В некоторых высказываниях представителей различных органов власти отмечался низкий уровень антирелигиозной пропаганды, указывалось на отсталость и запущенность этого направления, бездействие СВБ.
Ключевые слова: антирелигиозность, Совет Народных Комиссаров (СНК), Совет по делам Русской Православной церкви (РПЦ), Краевой комитет КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза), Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР (Совмин СССР), СВБ (союз воинствующих безбожников), Наркомат внутренних дел (НКВД), Дальневосточный краевой комитет (Далькрайком).
Annotation. The article considers the policy of the Soviet state concerning the Russian Orthodox Church in the prewar years. In particular, the author, on the basis of materials of SAPK, SAKhK explores the peculiarities of the relations of power structures and the Orthodox Church in the Far East. The author notes that religious policy in 19391940 remained controversial. Revitalization of Church in the Soviet Union began to cause concern among the authorities. The construction of a non-religious society was still a priority of the CPSU (b) and the Soviet state. Some statements of representatives of various authorities noted a low level of anti-religious propaganda, pointed to the backwardness and neglect of that direction, the inactivity of UMA.
Keywords: antireligious, the Council of people's Commissars (Sovnarkom), the Council for Russian Orthodox Church (ROC), Regional Committee of the CPSU (Communist party of the Soviet Union), the Presidium of the USSR Supreme Soviet, the USSR Council of Ministers (the Council of Ministers of the USSR), UMA (the Union of militant atheists), people's Commissariat for internal Affairs (NKVD), the far Eastern regional Committee (Dalkraicom).
К осени 1938 г. антирелигиозная политика государственных органов достигла пика своего развития. В октябре Президиум Верховного Совета СССР постановил отменить положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных культов. Это означало ликвидацию самой возможности контактов между церковью и правительством, которые начали складываться в первые годы Советской власти (напомним хотя бы, что патриарха Тихона принимали М.И. Калинин и А.И. Рыков).[14].
После упразднения Комиссии по культам, единственной организационной структурой, занимавшейся церковными вопросами, остался специальный отдел в органах НКВД. Его деятельность была обусловлена политическими взглядами на церковь как врага социализма и советского строя.
К тому времени среди части партийного и советского актива созрела мысль о необходимости
полной ликвидации законодательства о культах и, в частности, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. Было предложено «покончить в том виде как они сложились с органами управления церковников, с церковной иерархией» [15].
Целенаправленная антирелигиозная работа активно проводилась в этот период и в Дальневосточном регионе. Так, 27 апреля 1938 г. на заседании бюро Далькрайкома ВКП (б) было принято постановление «О мероприятиях по развёртыванию антирелигиозной работы в крае», в котором было отмечено, что партийные организации и краевое бюро СВБ не обеспечили улучшение антирелигиозной пропаганды в крае, что обусловило значительное усиление деятельности различных религиозных организаций. Среди других мер по усилению антирелигиозной работы особое место отводилось деятельности оргбюро СВБ, которое совместно с отделом партийной
230
пропаганды и агитации должно было обеспечить организацию ячеек СВБ, развернуть работу по подготовке антирелигиозных кадров, ввести вопросы антирелигиозной пропаганды в курсовые мероприятия по линии партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и по отделу народного образования [11. д. 1418. л. 1-3].
14 декабря 1938 г. состоялось обсуждение антирелигиозной работы и на бюро Благовещенского горкома ВКП (б). Бюро признало состояние антирелигиозной пропаганды неудовлетворительным и наметило ряд мероприятий по оживлению работы СВБ, первичных парторганизаций, учреждений культуры [11. д. 404. л. 53-54]. Состояние антирелигиозной пропаганды в Хабаровском крае рассматривалось на совещании работников обкомов, городских райкомов ВЛКСМ в августе 1939 г [12. д. 13. л. 69, 184-191].
Слабая антирелигиозная работа вызывала озабоченность у партийных и комсомольских организаций Хабаровского края. На заседании краевого совещания Хабаровского крайкома ВЛКСМ по пропаганде 16 августа 1939 г. особенно подчёркивалось, что отсутствие антирелигиозной пропаганды в комсомольской организации края являлось одним из самых «больных» мест в развёртывании пропагандистской работы. Категорически было заявлено о необходимости выполнения главной задачи, поставленной XVIII съездом по ликвидации пережитков капитализма в сознании людей, заниматься антирелигиозной пропагандой, поскольку она неотделима от пропаганды марксизма-ленинизма [12. д. 13. л. 60].
28 февраля 1940 г. на бюро Хабаровского крайкома ВЛКСМ рассматривался вопрос о состоянии антирелигиозной пропаганды в Нанайском районе. На заседании бюро была дана отрицательная оценка антирелигиозной пропаганде в районе. В постановлении были определены задачи в оживлении работы ячеек СВБ, создании разнообразной лекционной тематики, привлечении сельской интеллигенции к осуществлению антирелигиозной работы. Редакция газеты «Тихоокеанская звезда» обязывалась организовывать на страницах газеты освещение вопросов антирелигиозной пропаганды, разоблачая махинации «церковных мракобесов, шаманов» и т.д. Предполагалось активизировать работу местных советов СВБ, организовать новый приём членов в организацию СВБ, систематически обсуждать на комсомольских собраниях, бюро вопросы антирелигиозной работы, разъяснять комсомольцам, молодёжи, школьникам, что борьба с религиозными предрассудками и разоблачение поповщины являются составной частью коммунистического воспитания трудящихся масс [12. д. 27. л. 120-121].
Антирелигиозный фронт развернулся и в Приморском крае. В марте 1937 г. решением бюро Дальневосточного крайкома ВКП (б) была создана организация СВБ, был утверждён состав и кандидатура председателя оргбюро СВБ. И уже в августе 1937 г. бюро Владивостокского горкома ВКП (б) рассматривал вопрос «О работе городского оргбюро СВБ». Было указано на неудовлетворительную
работу городского оргбюро воинствующих безбожников. В связи с этим было предложено провести ряд конкретных мероприятий: лекции, доклады семинары и т.п. на антирелигиозные темы [1. д. 579. л. 77, д. 851. л. 56, 57].
Неудовлетворительной была признана антирелигиозная работа в области и на заседании бюро Уссурийского обкома ВКП (б) 11 апреля 1938 г., в связи с чем было принято решение о систематическом освещении в печати состояния антирелигиозной работы в районах и т.д. [2. д. 206. л. 57].
Борьба с обрядовой стороной религии сопровождалась такими мероприятиями, как проведение антирелигиозных праздников. Так, на заседании Уссурийского сельсовета в апреле 1938 г. было принято решение провести антипасхальный день в п. Уссурка [3.д. 22. л. 1]. Решение о проведении антипасхального дня в с. Новопо-кровка было принято на заседании исполкома Новопокровского сельсовета Анучинского района [4. д. 5-а. л. 3 об.].
В это же время на бюро Дальневосточного крайкома ВКП (б) рассматривался вопрос «О мероприятиях по развёртыванию антирелигиозной работы в крае». Бюро указало на слабости в работе СВБ в Приморском крае, Уссурийской области и предложило конкретные мероприятия по усилению антирелигиозной пропаганды [5. д. 692. л. 84-86.].
Антирелигиозная работа проводилась по всем направлениям среди рабочих, колхозников, школьников, учащейся молодёжи. Так, заведующий культурным отделом ЦК союза рыбников Дв по Фрунзенскому райкому РКП (б) Владивостока отчитался в проделанной антирелигиозной работе по рыбокомбинату и рыбозаводам, о проведении «для профактива Фрунзенского района лекций на эту тему и о недостатке пропагандистов - безбожников». На заседании бюро Владивостокского горкома ВКП (б) 16 декабря 1938 г. был разработан план проведения и подготовки к зимним каникулам по школам Владивостока, куда были включены лекции с антирелигиозной тематикой [6. д. 745. л. 73., д. 897. л. 101. д. 897. л. 101].
Не ослабевало внимание партийных организаций к антирелигиозной работе и в предвоенные годы. Состояние антирелигиозной пропаганды в Сталинском (Индустриальном) районе Хабаровска обсуждалось на заседании бюро Сталинского райкома ВКП (б) в апреле 1940 г. Отметив неудовлетворительное состояние дел, бюро обязало первичные парторганизации предприятий разработать мероприятия по оживлению антирелигиозной пропаганды в районе [13. д. 557. л. 63-65]. Антирелигиозная пропаганда продолжалась. В частности, в январе 1941 г. отдел пропаганды и агитации Вяземского райкома ВКП (б) представил отчёт о состоянии антирелигиозной пропаганды в Вяземском районе [13. д. 558. л. 24-26].
В мае 1940 г. бюро Владивостокского горкома ВКП (б) дважды проводило заседания, на которых были рассмотрены вопросы «О состоянии антирелигиозной пропаганды в городе». Была подчёркнута крайне неудовлетворительная антирелигиозная
231
работа в борьбе с религией, являющейся «живучим пережитком капитализма», в связи, с чем бюро горкома ВКП (б) постановило принять ряд мер по её улучшению [7. д. 920. л. 104-105, 123-124].
В отчёте Приморского краевого отдела народного образования о работе школ и отделов народного образования за первое полугодие 1940-1941 гг. было указано на недостатки в антирелигиозной работе в школах Владивостокского сельского РО-НО [ 8. д. 416. л. 38]. И уже в 1941 г. Приморский краевой радиокомитет дал информационное сообщение «О работе антирелигиозного факультета при вечернем университете марксизма-ленинизма» во Владивостоке. Данные о лекциях и консультациях на антирелигиозную тему представил в крайком агитпропотдел Шмаковского райкома ВКП (б) [9. д. 12. л. 141, 142; д. 318. л. 108].
Характерное для 1930-х годов фактическое ограничение свободы совести, когда антицерковная политика государства реализовывалась в полном объёме, подтверждалось репрессиями по религиозным мотивам. Не единичным было исключение из партии по этой причине. Так, на заседаниях бюро Дальневосточного крайкома ВКП (б) 3 и 9 сентября 1936 г. рассматривался вопрос «Об исключении из партии по религиозным мотивам» [10. д. 443. л. 5, 27 об.].
Механизм разрушения религиозных верований, запущенный государством, не дал ожидаемых результатов. Успехи воинствующего атеизма оказались скромными, гораздо менее чем ожидалось, несмотря на огромные усилия государства, и общественных организаций. Это становилось все более очевидным.
Литература:
1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 579, Ф. П-3. Оп. 1. Д. 851.
2. ГАПК. Ф. П-85. Оп. 1. Д. 206.
3. ГАПК. Ф. Р-699. Оп. 15. Д. 22.
4. ГАПК. Ф. 197. Оп. 5. Д. 5а.
5. ГАПК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 692.
6. ГАПК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 745.; Ф. П-3, Оп. 1. Д. 897.
7. ГАПК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 920.
8. ГАПК. Ф. П-68. Оп. 1. Д. 416.
9. ГАПК. Ф. Р- 84. Оп. 2. Д. 12; Ф. П-85. Оп. 1.
Д. 318.
10. ГАПК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 443.
11. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1418; Оп. 6. Д. 404.
12. ГАХК. Ф. П-617. Оп. 1. Д. 13; Д. 27.
13. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 1. Д. 557. Д. 558.
В сентябре 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. Немецкие войска подошли к рубежам СССР. Над страной нависла грозная военная опасность. Чтобы противостоять врагу, была необходима консолидация всего общества. Надвигавшаяся военная угроза была одним из факторов ослабления репрессий против Русской православной церкви.
Религиозная политика в 1939-1940 гг. оставалась весьма противоречивой. Активизация церковной жизни в СССР стала вызывать опасения у властей. Ведь по-прежнему приоритетной задачей ВКП (б) и Советского государства оставалось построение безрелигиозного общества. В некоторых высказываниях представителей различных органов власти отмечался низкий уровень антирелигиозной пропаганды, указывалось на отсталость и запущенность этого направления, бездействие СВБ. Реакция на такие сигналы действовала быстро, и уже в 1940 г. государственная религиозная политика начала вновь ужесточаться. Опять на страницах прессы появлялись статьи с полным набором штампов 1930х гг.: «контрреволюционные элементы», «заговорщики» и т.д. Начали предприниматься действенные меры по оживлению деятельности СВБ. Если в 1938 г. численность членов СВБ упала с 5,675 млн. членов в 1932 г. до 2-х млн., то к 1941 г. официальная численность его членов выросла до 3,5 млн. чел. Вырос и тираж антирелигиозных изданий. Однако этот рост носил в основном формальный характер [16]. Двойственность политики Советского государства по отношению к Церкви являлась характерной особенностью последних двух предвоенных лет.
Literature:
1. State Archiv of Primorsky Krai (SAPK). F. П-1. Inv.1. File 579; F. П-3. Inv. 1. File 851.
2. SAPK. F. П-85. Inv. 1. File 206.
3. SAPK. F. П-699. Inv. 15. File 22.
4. SAPK. F. 197. Inv. 5. File 5a.
5. SAPK. F. П-1. Inv. 1. File 692.
6. SAPK. F. П-1. Inv. 1. File 745.; F. P-3, Inv. 1. File 897.
7. SAPK. F. П-3. Inv. 1. File 920.
8. SAPK. F. П-68. Inv. 1. File 416.
9. SAPK. F. П- 84. Inv. 2. File 12; F. P-85. Inv.1. File 318.
10. SAPK. F. П-1. Inv. 1. File 443.
11. State Archiv of Khabarovsk Krai (GAKhK). F. П-2. Inv. 1. File 1418; Inv. 6. File 404.
12. SAKhK. F. П-617. Inv. 1. File 13; File 27.
13. SAKhK. F. П-35. Inv. 1. File 557; File 558.
232
14. Одинцов, М.И. Другого раза не было // Наука и религия. М., 1989. № 2. С. 8-9.
15. Одинцов, М.И. Государство и Церковь в России ХХ в. М., 1999. С. 96.
16. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в ХХ веке. М., 1996. 511 с.
14. Odintsov M.I. There was no another time // Science and religion. M., 1989. № 2. Р. 8-9.
15. Odintsov M.I. The State and Church in Russia in the XX c. M., 1999. Р. 96.
16. Pospelovskii D.V. The Russian Orthodox Church in the XX c. M., 1996. 511 р.
233
ЮРИДИЧЕСКИЕ
НАУКИ