Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование интеграционных процессов в сфере переработки АПК'

Антимонопольное регулирование интеграционных процессов в сфере переработки АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепелин В. П., Дороговцев А. П.

Проведен анализ эффективности антимонопольного контроля интеграционных процессов на региональном уровне на примере деятельности предприятий АПК Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепелин В. П., Дороговцев А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antimonopoly governing of integration in farm products processing

The analysis of antimonopoly control efficiency of integration on regional level is presented on the example of agriculture enterprises operate in Vologda Region.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование интеграционных процессов в сфере переработки АПК»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Антимонопольное регулирование интеграционных процессов

в сфере переработки АПК

В.П.Щепелин, А.П.Дороговцев

Вологодский государственный технический университет

Анализ происходящих в последние годы процессов в АПК позволяет выявить взаимодействие ряда тенденций. Одна из них отражает результаты крупномасштабной и форсированной приватизации и характеризуется разукрупнением производства и возникновением предприятий в новых организационно-правовых формах. Другая тенденция вызвана необходимостью выживания в условиях кризиса и усиления конкуренции и ведет к возникновению новых форм крупного производства, тем самым обусловливая интеграционные процессы.

Поскольку предприятия перерабатывающей промышленности в финансовом отношении имеют более устойчивые позиции по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями, то кооперация с ними производителей сельхозпродукции позволит снизить издержки предприятий-переработчиков, увеличить прибыль производителей за счет дополнительной реализации продукции.

Кроме улучшения финансового положения сельхозпроизводителей, интеграционные процессы в АПК могут также способствовать стабилизации соотношения цен на промышленную и

сельскохозяйственную продукцию. Как известно, одна из основных причин продолжающегося финансово-экономического кризиса в АПК - диспаритет между ценами на продукцию сельского хозяйства и ценами на товары, приобретаемые сельхозпроизводителями. Цены реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях неадекватны быстро растущим ценам на нефтепродукты и другие материально-технические ресурсы.

Представленные в табл. 1 расчеты свидетельствуют о продолжающемся увеличении диспаритета цен между продукцией сельского хозяйства и промышленной продукцией, в том числе продукцией пищевой промышленности [1].

Из данных таблицы следует, что за 1993-2003 гг. индекс роста цен на потребительские товары и услуги, рассчитанный «цепным» методом, т. е. путем перемножения годовых индексов, составил 4274, что и является показателем уровня инфляции в Вологодской области. Аналогично рассчитанный индекс роста цен на продукцию сельского хозяйства составил 4781, тем самым лишь на 12 % превысил уровень инфляции. Рост цен на продукцию пи-

Таблица 1

Индексы роста цен по секторам экономики Вологодской области (в разах, декабрь к декабрю года)

Годы На потребительские товары и услуги На продукцию сельского хозяйства На промышленную продукцию На продукцию пищевой промышленности На продукцию электроэнергетики

1991 4,7 1,7 3,7 - -

1992 1003 15,3 7 3 6,8 30,8 1П 1 19,7 а а 25,7 О 1

1993 1994 2,9 9,8 3,4 10,1 3,7 9,4 3,1 9,2 4,6

1995 2,5 3,3 2,7 2,2 2,5

1996 1997 1,21 1 09 1,29 1 18 1,15 1 05 123,6 1 17 136,3 1,09

19 9/ 1998 1000 1,63 1 3£ 1,88 1 а& 1,12 1 Я1 1,17 1,52 1 ю 0,84 1 71

1999 2000 7ПП1 1,36 1,19 1 1,46 1,18 1 1 1,8 1 1,32 1 ПА 1,42 1,31 1 13 1,21 1,37 1 3^

200 I 2002 2003 1,15 1,13 1 13 1,2 0,96 1 09 1,04 1,33 1 21 1, 13 1,04 1 17 1,3 5 1,13

2003 Индекс 2003г. к 1993г. 1, 13 4274 1,09 4781 1,2 1 16024 1,17 6887 1,15 1,15 9631

щевой промышленности за этот же период составил 6887 (превышение инфляции на 61 %). На этом фоне значителен индекс роста цен на промышленную продукцию - 16024, что больше уровня инфляции в 3,7 раза.

В этих условиях важной задачей интегрированной экономики является выравнивание уровня доходности ее участников. Производители и переработчики сельскохозяйственной продукции должны выбрать такую форму создаваемого объединения, которая обеспечивала бы оптимальные экономические аспекты их взаимодействия. Должны быть разработаны внутренние цены, а также принципы распределения прибыли между объединяющимися предприятиями. В частности, для преодоления монопольного диктата перерабатывающих предприятий необходимо определение взаимовыгодных закупочных цен и количества закупаемого сырья. Реализация данных условий позволит в определенной степени выравнять экономические условия товаропроизводителя и монополиста в интегрированном объединении и поддержать первого в финансовом отношении.

Интеграционные процессы между сельскохозяйственными производителями и предприятиями перерабатывающей промышленности особенно активизировались в последние годы. Они затронули фактически все сферы сельского хозяйства: молочное животноводство, овощеводство, кормопроизводство, производство яиц и мяса птицы, мясное скотоводство и свиноводство.

Как правило, сотрудничество между производителями, переработчиками сельхозпродукции и другими сферами АПК приводит к значительному усилению позиций всех сторон на рынке и росту экономической эффективности. В целом нарастание интеграционных процессов оценивается как ключевой фактор, позволивший остановить спад производства в сельском хозяйстве и создать предпосылки для его роста.

Интеграционные процессы имеют в настоящее время тенденцию к усилению практически во всех секторах экономики, в том числе происходит интеграция и кооперирование сельскохозяйственных производителей с предприятиями, занимающимися переработкой сельскохозяйственной продукции. Некоторую характеристику состоянию интеграционных процессов дает табл. 2 [1].

Вследствие интеграции обычно сокращается число хозяйствующих субъектов. Из данных таблицы следует, что за 1991-2003 гг. произошло уменьшение числа сельскохозяйственных предприятий с 450 до 350 (на

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Таблица 2

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Вологодской области

Показатель 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 199бг. 1997г. 199Bn 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

Число сельскохозяйственных предприятий 450 3B3 410 411 420 40B 41B 425 415 402 412 395 350

Число убыточных хозяйств 9 23 41 2BB 25б 37б 3B0 370 191 1б1 173 190 1б1

Доля убыточных хозяйств, % 2 б 10 70 б1 92 91 B7 4б 40 42 4B 4б

Прибыль, млн руб. б00 3б0 290 150 70 -2B7 -2B4 -192 4б0 497 б0б 3б0 174

Уровень рентабельности, % 50 39 43 б 9 -22 -20 -13 22 1б 15 B 3

28 %). Необходимо при этом отметить, что фактически число самостоятельных предприятий значительно меньше, так как они являются лишь формально независимыми и подконтрольны перед перерабатывающими предприятиями.

В этих условиях можно было бы считать интеграционные процессы безусловно положительным явлением. Единственное опасение вызывает возможность возникновения новой монопольной структуры. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в некоторых случаях опасной и противоречащей интересам потребителей является горизонтальная интеграция в форме укрупнения или объединения. Это касается, например, хлебокомбинатов, мясокомбинатов и других предприятий, работающих на местный рынок. В зарубежной практике потенциальная опасность экономической концентрации, которая заключается в ограничении конкуренции, а также в возникновении монопольного положения отдельных предприятий, нейтрализуется мерами антимонопольного регулирования [2].

С учетом изложенного и в целях обеспечения антимонопольных требований авторами предлагается подход к оценке эффективности интеграционных процессов, схематично изображенный на рисунке.

Согласно данному подходу, определяется сальдо реального эффекта интеграции, как разность значений совокупности показателей, характеризующих положительный и отрицательный эффекты интеграции. Основной проблемой при этом является несовершенство методики, позволяющей объективно оценивать эффективность интеграционных процессов. В частности, имеются трудности в исчислении количественных показателей ухудшения состояния конкурентной среды (коэффициент концентрации СК индекс Герфиндаля - Гиршмана), а также и положительных показателей (величина экономического эффекта).

В зависимости от изменения состояния конкуренции при рассмотрении интеграционных принимается одно из следующих решений:

Оценка эффективности интеграционных процессов

• безусловное одобрение интеграционных действий;

• одобрение интеграции при наличии негативного ее влияния на конкуренцию, но при превышении положительного социально-экономического эффекта;

• отклонение интеграционных действий при наличии очевидного монопольного результата.

Проведенный за последние годы анализ эффективности антимонопольного контроля интеграционных процессов на региональном уровне позволяет сделать следующие выводы:

• интеграционные процессы должны поддерживаться в случаях наличия конкуренции с зарубежными переработчиками, так как открытость рынка для международной торговли снижает угрозу монополизма. Для объективной оценки интеграционных действий необходимо особо принимать во внимание положительный социально-экономический эффект, в частности, увели-

чение занятости и рост налогооблагаемой базы региона;

• интеграционные процессы должны оставаться под антимонопольным контролем, так как приобретение монопольной власти отдельными предприятиями может принести существенные убытки всему обществу из-за установления монопольных цен. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны ограничивать действия производителей, повышающих эффективность работы и объемы выпуска продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистический ежегодник Вологодской области в 1995-2003 годах. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, 2004.

2. Дороговцев А.П., Щепелин В.П. Антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса. - Вологда: РИО ВоГТУ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.