Научная статья на тему 'Антиминс Николаевской церкви села Армавир Кубанской области (из истории православного Армавира конца XIX — начала XX вв.)'

Антиминс Николаевской церкви села Армавир Кубанской области (из истории православного Армавира конца XIX — начала XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Армавир / Николаевская церковь / антиминс / штатный собор. / Armavir / St. Nicholay church / antimins / staff сathedral.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малинский Анатолий Валериевич

Настоящая статья является продолжением исследования, посвященного антиминсам, содержащим документальные записи, как особого вида историческим источникам. В работе приводятся результаты исследования антиминса Николаевской церкви села Армавир, на полях которого имеется запись о том, что его использование «благословляется и для походного священнодейства в храме и на всяком святом месте». В настоящее время описываемый антиминс является одной из немногих реликвий Свято-Никольского кафедрального собора, свидетельствующих о прошлом в религиозной жизни города. Появление данной записи связано с историческими событиями 1914 г. в Армавире. На основании анализа ряда архивных документов по истории Николаевской церкви 1914–1915 гг. автор пришел к выводу, что преобразование статуса Армавира из села в город повлекло некоторые изменения и в церковной жизни. Вероятно, духовенство храма получило новый антиминс с указанием нового положения населенного пункта (город), в то время как прежний антиминс после 12 апреля 1915 г. стал использоваться в военных нуждах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Antimins of the St. Nikolay Church of the Village Armavir, Kuban Region (From the History of the Orthodox Armavir of the late 19th — early 20th centuries)

The article continues the series of studies on antiminses with documentary inscriptions as specific historical sources. This article presents the results of study on antimins of St. Nicholay church in Armavir which has an inscription telling that it is “blessed for the use both in marching rites in church and in any holy places”. Today this antimins is one of few relics of St. Nicholay church witnessing the past religious life of Armavir. The appearance of the inscription traces to events of 1914 in Armavir. Having studied some archival documents the author came to the conclusion that renaming of Armavir from village to town caused certain changes in Church life as well. It is likely that after April 12, 1915 the clergy of the cathedral accepted a renewed antimins with a “town” note, while the former one became for marching use.

Текст научной работы на тему «Антиминс Николаевской церкви села Армавир Кубанской области (из истории православного Армавира конца XIX — начала XX вв.)»

DOI: 10.24411/2587-8425-2019-10015

региональная церковная история

Иеромонах Антоний (Малинский)

антиминс николаевской церкви села армавир кубанской области

(из истории православного Армавира конца XIX — начала XX вв.)

Настоящая статья является продолжением исследования, посвященного антиминсам, содержащим документальные записи, как особого вида историческим источникам. В работе приводятся результаты исследования антиминса Николаевской церкви села Армавир, на полях которого имеется запись о том, что его использование «благословляется и для походного священнодейства в храме и на всяком святом месте». В настоящее время описываемый антиминс является одной из немногих реликвий Свято-Никольского кафедрального собора, свидетельствующих о прошлом в религиозной жизни города. Появление данной записи связано с историческими событиями 1914 г. в Армавире. На основании анализа ряда архивных документов по истории Николаевской церкви 1914-1915 гг. автор пришел к выводу, что преобразование статуса Армавира из села в город повлекло некоторые изменения и в церковной жизни. Вероятно, духовенство храма получило новый антиминс с указанием нового положения населенного пункта (город), в то время как прежний антиминс после 12 апреля 1915 г. стал использоваться в военных нуждах.

Ключевые слова: Армавир, Николаевская церковь, антиминс, штатный собор.

Почти незамеченной в 2017 г. стала юбилейная дата в истории Православной Церкви в Армавире. 11 декабря (29 ноября ст. ст.) 2017 г. исполнилось 125 лет со дня освящения Николаевской церкви, которую следует включить в список поруганных святынь и разрушенных памятников кубанской истории.

«В конце 70-х годов (XIX в. — и. А.), с появлением в Армавире русского населения, стала ощущаться потребность в построении храма. Но как его было строить в неорганизованном иногородном обществе, не имеющем тогда своего, как говорится, "ни кола, ни двора", живущего в чужом месте именно как "сорока на колу"», — писали в начале XX века «Ставропольские епархиальные ведомости»1. Усердием Г. И. Меснян-кина, Н. Г. Лактионова, П. А. Лысоконенко и Ф. Т. Руднева в Армавире был построен первый молитвенный дом в честь святителя Николая, освященный в 1884 г.2

В газете «Северный Кавказ» по поводу освящения храма корреспондент сообщал, что «торжество было полное. Надо отдать благодарность начальнику 19 артиллерийской бригады генералу Тезенгаузен, который отдал распоряжение, чтобы две батареи были в наряде, и сам в продолжении всей службы находился в церкви, предварительно поставя свою икону Николая Чудотворца, украшенную регалиями. По окончании обедни войска сделали 101 пушечный салют, что придало больше эффекта этому торжеству»3.

Иеромонах Антоний (Малинский Анатолий Валериевич) — председатель комиссии по канонизации святых Армавирской епархии, член Союза журналистов России ([email protected]).

1 История основания, устройства и существования Николаевской церкви в селе Армавире, Кубанской области // Ставропольские епархиальные ведомости. 1910. №27. С. 884-888.

2 Там же.

3 Цит. по: Ктиторов С. Н. Этнические сообщества предкавказского города: проблемы адаптации и идентичности (вторая половина XIX — начало ХХ века). Армавир, 2014. С. 145.

3 июня 1888 г. консистория Ставропольской епархии выдала разрешение на строительство каменной церкви в селе Армавир4. К инициативной группе строителей в этом же году присоединились С. П. Меснянкин, И. М. Месенев и А. М. Тимонин. 24 июня 1888 г. православными жителями села Армавира была «совершена закладка православного храма, во имя святителя и чудотворца Николая и в молитвенное воспоминание о благополучно исполнившемся совершеннолетии Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Николая Александровича. По всеподданнейшему докладу о сем г. Синодального обер-прокурора, Государь Император, в 30-й день ... сентября, Высочайше повелеть изволил: "Благодарить"»5.

В следующем 1889 г. здание уже было «возведено кирпичной кладкой под своды»6. На строительство храма в 1890 г. оказал влияние «недород хлебов» и сложное экономическое положение. Строительство финансировалось только лишь за счет доходов молитвенного дома и пожертвований Г. И. Меснянкина и Н. Г. Лактионова7. После постройки и освящения церкви в 1892 г. «храм ... имея временный иконостас, не имел ... хороших икон, киот, хоругвей, ... не имел даже ограды»8.

Стараниями овдовевшего Николая Григорьевича Лактионова и созданного им церковноприходского попечительства, лучшие ревнители храма позаботились о приобретении иконостаса, церковных киотов, икон, хоругвей, «Голгофы», паникадил, сосудов, подсвечников, ризницы9. Вышеназванное попечительство «выпросило у коренных жителей армян площадь под большую церковную ограду и . приступило . к сооружению железной ограды»10.

В 1895 г., во время объезда Ставропольской епархии епископом Агафодором (Преображенским), в станице Михайловской к нему обратились члены делегации из с. Армавира с просьбой побывать у них для совершения закладки новоустроенной ограды11. 16 сентября (29 сентября н. ст.) владыка Агафодор прибыл в Армавир к Всенощному бдению и совершил выход на поклонение святому Кресту. Ночевал архиерей в гостеприимном доме Н. Г. Лактионова12. «На следующий день (17 числа) (владыка — и. А.) совершил литургию при многочисленном собрании не только русских, но и армян. В обычное время на литургии был совершен крестный ход к месту, где приготовлены рвы для западных больших врат ограды. По освящении воды, (владыка — и. А.) собственноручно совершил закладку, положив несколько кирпичей»13.

Известно, что Н. Г. Лактионов заботился о Николаевской церкви вплоть до революции. В Клировой ведомости за 1916 г. этот выдающийся ктитор назван старостой храма14. Помимо Клировых ведомостей и газетных публикаций, среди источников по истории Николаевской церкви имеется очень интересный исторический памятник. Речь идет о возвращенном в сегодняшние дни Свято-Никольскому кафедральному собору святом антиминсе, принадлежавшем когда-то Николаевской церкви.

Святыня сохранила частицу вложенных в нее мощей. Антиминс представляет собой шелковый плат желтого цвета средней ветхости размером 560*515 миллиметров.

4 Церковные постройки и ремонтировки // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. №12. С. 485.

5 Высочайшая благодарность // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 22. С. 882.

6 История основания, устройства и существования Николаевской церкви в селе Армавире. С. 884-888.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Путешествие Преосвященного Агафодора, Архипастыря Ставропольского и Екатеринодар-ского, для обозрения церквей епархии // Ставропольские епархиальные ведомости. 1895. №23. С. 1146.

12 Там же. С. 1149.

13 Там же.

14 ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1039. Л. 2-3 об.

Антиминс Николаевской церкви села Армавир

Средник с изображением Положения во гроб Спасителя печатный, черно-белых оттенков, размером 380*480 миллиметров. По углам средника изображены святые евангелисты. На антиминсе присутствуют следы штопки белыми нитками.

В верхней части антиминса расположена печатная надпись: «Благодатию Пречистаго и животворящего Духа освятися сей Антиминс, еже есть Священная трапеза, ради приношения на нем Божественныя жертвы тела и крови Господни на святей Литургии». В нижней части антиминса расположена надпись: «При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Всея России по благословению Святейшего Правительствующего Синода Священнодействован Преосвященным Агафодором, Епископом Ставропольским и Екатеринодарским лета от сотворения мира /7412 от Рождества же Христова 1904 месяца ноембрия в 22 день. Преподан для священнодействия в храме Святителя Николая Мирликийского чудотворца, что в селе Армавир Кубанской области». Подписан антиминс священнодействовавшим его преосвященным, о чем свидетельствует подпись: «+ Божиею милостью (первая строка) смиренный Агафодор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский (вторая строка)».

Между строк подписи имеется интересная рукописная надпись: «паки благословляется и для походного священнодейства в храме и на всяком святом месте апреля 12 1915 г.». Для исследователя остается открытым вопрос о причинах данной записи. Можно предположить, что появление на антиминсе записи с данным благословением связано с командированием кого-либо из штатных священников Николаевской церкви на фронт Первой Мировой войны.

Среди духовенства, служившего в Николаевской церкви накануне 1915 г., следует назвать священников Леонида Федоровича Дмитриевского, Георгия Васильевича

Николаевская церковь села Армавир. Нач. ХХ в.

Чмутова, Василия Павловича Блищенко, Александра Терентьевича Уколова и диакона Александра Михайловича Критского15.

В июле 1915 г. в штате Николаевской церкви произошли кадровые перемены — на место священника Василия Блищенко был временно назначен священник Вячеслав Штепенко16, которого 29 января 1916 г. сменил священник Григорий Иванович Екатеринославский17. Единственный перемещенный в 1915 г. священник Василий Блищенко резолюцией № 1247 от 19 июля 1915 г. был утвержден в должности безпри-ходного наблюдателя церковно-приходских школ18.

Вероятнее, данную запись на антиминсе следует связать с другим историческим процессом в истории Армавира в целом и Николаевской церкви в частности. Работа в архивах позволила нам выявить ряд документов, датированных 1915 г., касающихся истории Николаевской церкви. Современными данной надписи являются документы «Дела о переименовании Николаевской церкви гор. Армавира в штатный собор».

В деле имеется «Журнал Ставропольской духовной консистории», который содержит информацию о том, что архиепископ Агафодор «предложением, от 14 февраля 1915 года за № 533, в виду состоявшегося в минувшем (1914 г. — и. А.) году переименования села Армавира, Кубанской области, в город и предстоящаго в непродолжительном времени открытия богослужений в кладбищенском храме г. Армавира и окончания строительства Троицкого молитвенного дома, предложил консистории отдельно обсудить вопрос о переименовании Николаевской церкви в Армавире в штатный собор»19. Благочинному 25 округа священнику Георгию Осецкому предписывалось

15 Клировая ведомость и послужные списки священно-церковно служителей, церковных старост и сведения о вдовах и сиротах Николаевской церкви села Армавира Кубанской области // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1262. Л. 4 об.-12 об.

16 Там же. Л. 7.

17 Там же.

18 Там же; Распоряжения епархиального начальства. Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1915. № 27. С. 851.

19 ГАСК. Ф. 135. Оп. 73. Д. 529.

дать отзыв по поводу того, «на каких основаниях и сколько штатов можно было бы открыть при вновь устроенных храмах города Армавира и сколько штатов оставить при Николаевской церкви того же города»20.

В рапорте благочинного церквей 25-го округа Кубанской области от 2 апреля 1915 г. за № 284 отец Георгий сообщал: «Во исполнение указа от 21 февраля 1915 г. за № 5596 о переименовании Николаевской церкви г. Армавир в собор и следованным с этим преобразованием открытием новых штатов, имею честь дать следующие сведения Епархиальному начальству. Считаясь с количеством . православного населения гор. Армавира и материальном обеспечении духовенства гор. Армавира в настоящее время, полагаю, что при преобразовании Николаевской церкви в собор при нем следует открыть одну протоиерейскую вакансию, из наличного числа причта при будущем соборе, кроме протоиерея оставить двух священников, одного диакона и трех псаломщиков»21.

К Троицкой церкви требовалось, по мнению благочинного, два священника, один диакон и три псаломщика. Успенскую кладбищенскую церковь, считал отец Георгий, следует приписать к будущему Николаевскому собору22. «Само преобразование, — писал благочинный, — необходимо, дабы не стать в смешное положение в глазах общества, отложить до того времени, когда в Армавир будет введено упрочнение городового положения, ибо сейчас Армавир город только на бумаге, по существу же Армавир — прежнее армянское село под управлением армянского воинского правления»23.

Рассмотрев рапорт 15 мая 1915 г., члены Ставропольской духовной консистории приказали: «Обсудив доложенное и в виду отзыва благочинного священника Георгия Осецкого, Консистория полагала бы: вопрос о преобразовании Николаевской церкви города Армавира, Кубанской области, в собор ... оставить открытым»24.

В алфавитном указателе к настольному реестру дел II отделения 2 стола Канцелярии Синода за 1915 г. (№ 136)25 имеется запись о том, что 12 августа 1915 г. было начато дело «О преобразовании Николаевской церкви города Армавира Ставропольской епархии в собор с открытием протопресвитерской вакансии» (по реестру № 608). Ввиду того, что в соответствующую опись фонда Канцелярии Св. Синода26 дело не внесено, его, надо полагать, к концу 1917 — началу 1918 гг. не успели передать в архив Синода из текущего делопроизводства.

На страницах официального печатного органа Ставропольской епархии в 1918 г. Николаевский храм называли церковью, что свидетельствует о том, что переименование так и не состоялось27.

Вышеизложенные факты и документальные свидетельства позволяют сделать некоторые выводы о судьбе антиминса Николаевского собора. Во-первых, появление записи на реликвии, вероятно, непосредственно связано с событием переименования села Армавир в город. Во-вторых, в 1915 г. духовенству Николаевской церкви был выдан новый антиминс, на котором значилось новое положение населенного пункта — город. И в-третьих, изучаемый антиминс после 12 апреля 1915 г., вероятно, не использовался при богослужениях собственно в храме, получив новое предназначение — использоваться в военных нуждах.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Алфавитный указатель к настольному реестру дел II отделения 2 стола Канцелярии Синода за 1915 г. (№ 136) // РГИА. Ф. 796. Оп. 200.

26 Там же.

27 О вакантных местах // Ставропольские епархиальные ведомости. 1918. № 1. С. 9; № 2. С. 34; № 3. С. 59; № 4. С. 82; № 5. С. 108; № 6. С. 130; № 7. С. 152; № 8. С. 182; № 9. С. 206; № 15/16. С. 348.

источники и литература

1. Алфавитный указатель к настольному реестру дел II отделения 2 стола Канцелярии Синода за 1915 г. (№ 136) // РГИА. Ф. 796. Оп. 200.

2. Высочайшая благодарность // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 22. С. 881-882.

3. Дела о переименовании Николаевской церкви города Армавира в штатный собор // ГАСК. Ф. 135. Оп. 73. Д. 529.

4. История основания, устройства и существования Николаевской церкви в селе Армавире, Кубанской области // Ставропольские епархиальные ведомости. 1910. № 27. С. 884-888.

5. Клировая ведомость и послужные списки священно-церковно служителей, церковных старости и сведении о вдовах и сиротах Николаевской церкви села Армавира Кубанской области за 1914 год // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1262.

6. Клировая ведомость и послужные списки священно-церковно служителей, церковных старости и сведении о вдовах и сиротах Николаевской церкви села Армавира Кубанской области за 1916 год // ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1039.

7. Ктиторов С. Н. Этнические сообщества предкавказского города: проблемы адаптации и идентичности (вторая половина XIX — начало ХХ века). Армавир: Дизайн-студия Б, 2014.

8. О вакантных местах // Ставропольские епархиальные ведомости. 1918. № 1. С. 9; № 2. С. 34; № 3. С. 59; № 4. С. 82; № 5. С. 108; № 6. С. 130; № 7. С. 152; № 8. С. 182; № 9. С. 206; № 15/16. С. 348.

9. Путешествие Преосвященного Агафодора, Архипастыря Ставропольского и Екатери-нодарского, для обозрения церквей епархии // Ставропольские епархиальные ведомости. 1895. №23. С. 1140-1151.

10. Распоряжения епархиального начальства. Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1915. № 27. С. 851.

11. Церковные постройки и ремонтировки // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 12. С. 485.

Hieromonk Anthony (Malinsky). The Antimins of the St. Nikolay Church of the Village Armavir, Kuban Region (From the History of the Orthodox Armavir of the late 19th — early 20th centuries).

Abstract: The article continues the series of studies on antiminses with documentary inscriptions as specific historical sources. This article presents the results of study on antimins of St. Nicholay church in Armavir which has an inscription telling that it is "blessed for the use both in marching rites in church and in any holy places". Today this antimins is one of few relics of St. Nicholay church witnessing the past religious life of Armavir. The appearance of the inscription traces to events of 1914 in Armavir. Having studied some archival documents the author came to the conclusion that renaming of Armavir from village to town caused certain changes in Church life as well. It is likely that after April 12, 1915 the clergy of the cathedral accepted a renewed antimins with a "town" note, while the former one became for marching use.

Keywords: Armavir, St. Nicholay church, antimins, staff cathedral.

Hieromonk Antoniy (Anatoliy Malinskiy) — Chairman of the Commission for the Canonization of Saints of the Armavir Diocese, Member of the Union of Journalists of Russia ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.