АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
НОВОГО ТИПА
1 2 Чурилов К.О. , Филатова О.А.
Email: Churilov17167@scientifictext.ru
1Чурилов Константин Олегович - магистрант; 2Филатова Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассмотрены этапы антикризисного управления и антикризисные меры для субъектов малого или среднего бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции нового типа.
Ключевые слова: антикризисное управление, бизнес, экономика, организации, кризис, коронавирус, финансовое оздоровление предприятия.
ANTI-CRISIS MEASURES FOR BUSINESS IN CONDITIONS OF THE SPREAD OF A NEW TYPE OF CORONAVIRUS INFECTION Churilov K.O.1, Filatova O.A.2
1Churilov Konstantin Olegovich - Master's Student; 2Filatova Ol'ga Aleksandrovna - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences DEPARTMENT OF FINANCE, CREDIT AND ACCOUNTING, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: the article discusses the stages of anti-crisis management and anti-crisis measures for small or medium-sized businesses in the conditions of the spread of a new type of coronavirus infection.
Keywords: crisis management, business, economics, organizations, crisis, coronavirus, financial recovery of the enterprise.
Вспышка пандемии COVID-2019 в 2020 году и принятые меры по всему миру в виде самоизоляции населения, закрытие на карантин множества предприятий, и переход их на удаленную работу неизбежно повлияли на предприятия малого и среднего бизнеса на фоне мирового кризиса 2020 года, который многие сравнивают с Великой депрессией.
Указанные последствия пандемии четко дали понять, что сегодняшняя модель экономики устарела и не способна сдержать внезапные удары современной действительности.
Нарушение логистических связей, нехватка сотрудников, установление нерабочих дней привели к падению прибыли, а в некоторых случаях привело к убыткам и даже к предстоящему банкротству.
Указанные обстоятельства, в свою очередь, вынудили большинство предприятий осуществить совершенствование экономической политики предприятия, разработку новых моделей и способов функционирования предприятия в условиях принятых ограничений, а в некоторых случаях и к диверсификации производства и перепрофилированию услуг.
Однако, не стоит утверждать о том, что указанный экономический кризис является первым и самым беспощадным за последние 20 лет.
У большинства стабильных и опытных организаций уже имеется опыт в преодолении кризисный ситуаций.
В данной статье мы рассмотрим, антикризисное управление субъектов малого или среднего бизнеса, ввиду того что крупный бизнес на сегодняшний день еще не успел оценить серьезных последствий коронавирусной инфекции.
Для примера, по данным Федеральной налоговой службы, в марте 2020 года прекратили деятельность 66820 индивидуальных предпринимателей, в то время как в марте 2019 года количество индивидуальных предпринимателей прекративших свою деятельность составило 37718, что на 78 процентов меньше по сравнению с сегодняшним днем.
Основной поведенческой моделью предприятия при возникновении кризиса является прогнозирование кризисных ситуаций и разработка стратегий их сдерживания и опережения, а в условиях самого кризиса — нейтрализация или минимизация его последствий.
В целом антикризисное управление можно разделить на несколько этапов:
1. Финансовое планирование: для этих целей необходимо произвести финансовый анализ предприятия и в случае ухудшения состояния предприятия произвести корректировку стратегии.
2. Оценка производственного цикла или ресурсов: для этого этапа характерно выявление слабых мест производства, увеличивающих затраты, а также экономия или сокращение ресурсов: финансовых, трудовых, временных, сырьевых и т.д.
3. Разработка и реализация новой стратегии: разработка комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление предприятия с учетом полученных данных, и непосредственное их применение.
Однако, в силу определенных особенностей, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, антикризисное управление имеет ряд определенных особенностей.
Во-первых, вследствие неожиданного и молниеносного введения на государственном уровне режима самоизоляции и установления нерабочих дней с рекордной продолжительностью за всю историю Российской Федерации, предприятиям в первую очередь необходимо обратить внимание на оптимизацию трудовых ресурсов, для поддержания функционирования предприятия в период введенных ограничений. К таким мерам можно отнести: перевод сотрудников на удаленную работу; обеспечение сотрудников необходимым оборудованием, позволяющим вести работу, не выходя из дома; создание или приобретение необходимого программного обеспечения, а так же обучения сотрудников использованию данного программного обеспечения; создания мер, позволяющих проконтролировать нахождение сотрудника на рабочем месте и выполнение им своих служебных обязанностей.
Во-вторых, в продовольственном секторе в связи с принятыми ограничениями снизилась покупательская способность, на группу товаров, относящуюся к предметам роскоши. В сегменте товаров первой необходимости тоже появились некоторые изменения - обычные товары были заменены на низшие.
В данном случае предприятия, лишь оптимизировали систему закупки, приобретая меньше товаров наилучшего качества и больше товаров с низким качеством.
Указанные обстоятельства вызваны не только падением доходов населения, но и режимом самоизоляции, исключающим физическое посещение торговых объектов.
В виду указанных обстоятельств, многие предприятия вынуждены были перейти на удаленное обслуживание, сводящее к минимуму контакты между людьми. Были созданы механизмы доставки товаров покупателю - разработка программного обеспечения, закупка оборудования, привлечение новых трудовых ресурсов.
В-третьих, в связи с увеличением потребности на медицинские услуги, вызванных распространением новой корона вирусной инфекции, некоторые предприятия прибегли к диверсификации производства и перепрофилированию услуг [ 1].
Данная особенность относиться к предприятиям, которые до указанных событий имели тесное отношение с медицинским сектором и были вынуждены частично сменить свою деятельность, в связи с возросшим спросом на медицинские услуги и оборудование.
Из-за новой вспышки коронавируса Президентом РФ установлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года включительно с сохранением заработной платы (указ от 20.10.2021 №595). На сегодняшний день Правительство РФ разработало дополнительные меры поддержки бизнеса, пока речь идет о двух главных мерах господдержки: безвозмездная финансовая помощь в виде субсидии в размере одного МРОТ на каждого работника и программа льготных кредитов по пониженным ставкам для работодателей «ФОТ 3.0». Помимо этого, Владимир Путин поручил Правительству проработать возможность для работодателей выдавать работникам два нерабочих дня после вакцинации. При этом работодатели должны будут сохранить работникам зарплату на эти дополнительные выходные. Пока Правительство работает над этим вопросом [2 ].
Подводя итог, можно сказать, что антикризисное управление предприятий в условиях коронавирусной инфекции не многим отличается от антикризисного управления в условиях мирового финансового кризиса или других индивидуальных для каждой организации факторов, которые могли перевести предприятие в статус находящегося на грани банкротства. Но в свою очередь, последствия вызванные пандемией, являются новым явлением для Российского бизнеса, особенно для представителей малых и средних предприятий.
Список литературы /References
1. Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)" [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс, 2021. Режим работы: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348585/ (дата обращения: 27.10.2021).
2. Рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. [Электронный ресурс]. Режим работы: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rekomendatsii-dlya-biznesa-covid-19.php/ (дата обращения: 27.10.2021).