Научная статья на тему 'Антикризисное управление финансового сектора'

Антикризисное управление финансового сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРИЗИСНЫЙ ПРОЦЕСС / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / CRISIS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарбек У. Б., Сейсенбаева Ж. М.

В статье дается теоретическое объяснение термину « антикризисное управление» и рассматривается интеграция в систему стратегического планирования и управления, сделан глубокий анализ по кредитным операциям в банковской системе Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление финансового сектора»

Назарбек У.Б.1, Сейсенбаева Ж.М.2 ©

Магистрант Сетевого университета, Российский университет дружбы народов; 2старший преподаватель, кафедра «Банковское дело», 1,2Южно-Казахстанский государственный университет

им. М.Ауезова

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

Аннотация

В статье дается теоретическое объяснение термину «антикризисное управление» и рассматривается интеграция в систему стратегического планирования и управления, сделан глубокий анализ по кредитным операциям в банковской системе Казахстана.

Ключивые слова: aнтикризисное управление, кризисный процесс. Keywords: anti-crisis management, crisis process.

Антикризисное управление определяется западноевропейскими экономистами, как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации. При этом, по мнению некоторых исследователей происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент или антикризисное управление наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте и разработать новый курс развития.

Наряду с целеполаганием, понятие антикризисное управление включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует как антикризисный менеджмент в узком смысле, и во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент.[1,57]

В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

Как известно, Казахстан, как и многие другие страны, прошли «дно» кризиса. Учитывая уровень интеграции в мировую экономику, а также зависимость от мировых цен на основные экспортные товары, большинство национальных экономик являются чувствительными к изменениям на мировых финансовых рынках.

В этих условиях на первый план выходят вопросы, как не допустить очередного кризиса на национальном уровни какие необходимо предпринять предупреждающие меры как обезопасить свою экономику от пагубного влияния кризисных явлений. При этом финансовый сектор экономики является непосредственным проводником кризисных явлений с мирового уровня на национальный.

В этой связи, по поручению Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Правительством Республики Казахстан совместно с Агентством финансового надзора и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был разботан и утвержден Пошаговый план улучшения качества активов банков второго уровня действие, которого направление на стимулирование банков к очистке балансов от «плохих долгов» и на привлечение инвесторов, в том числе зарубежных.

© Назарбек У.Б., Сейсенбаева Ж.М., 2013 г.

Кроме того, в целях повышения эффективности работы банков в посткризисный период и решения проблем банков, связанных с низким качеством кредитных портфелей, уполномоченным органом была разработана Концепция улучшения качества активов банков второго уровня, в рамках которой предполагается создание:

- Национальным Банком Республики Казахстан организации, специализирующейся на выкупе стрессовых активов банков второго уровня, - АО «Фонд проблемных кредитов»;

- банками второго уровня дочерних организаций, приобретающих сомнительные и безнадежные, активы.

В результате реализации данной Концепции ожидается в среднесрочном периоде восстановление кредитного портфеля банков и повышение их кредитной активности.

Также, в ходе реализации Пошагового плана улучшения качества активов банков второго уровня: Национальным Банком помимо указанной выше Концепции разработан и принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок прощения банками безнадежной задолженности по кредитам, в рамках которого предусматривается создание налоговых стимулов для признания банками убытков по проблемным долгам, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества кредитного портфеля банков. При этом следует отметить, что данная мера временная и будет действовать до 2013 года.

Анализ структура совокупных активов банковского сектора Республики Казахстан на 01.01.2013г

Таблица 1

Структура совокупных активов банковского сектора Республики Казахстан

Нишновлн!» показателя / патл 1Л 1.12 1.01.13

млрд. тенге Г, к итогу млрд. тенге в 4 к итогу Прирост, в ад

Наличные деньги, аффинированные драгметаллы и корреспондентские счета 1 396.5 8,3% 1 479,3 8 2% 5.9%

Вклады, размешенные в другая банках 603,9 3.6% 520.2 2,9% -13,9%

Пенные бумаги 1 В 59,0 11,1% 1 890.3 10,5% 1,7%

Банковские займы н операшш "обратное РЕПО» 10 455,4 62,5% 11 623,0 64,3% 11,2%

Нивестишп! в капитал 381,0 2,3% 325,7 1,8% -14,5%

Прочие активы 2 035,1 12,2% 2 220,3 12,3% 9,1%

Всего активы {без учета резервов (провизии)) 16 7Л),9 100,04 18 05S.8 100,0% 7,9*

Резервы (провизии) в соответствии с треоовашимн международных стандартов финансовой отчетности Справочно: резервы (провизии) в соответствии с треооваиплни уполномоченного органа -3 913,0 -3 796,8 -1 1SS.4 -1496.9 7,0% 18,4%

Всего активы 12 817,9 13 370,3 8.24

По состоянию на 1 января 2013 года активы банков второго уровня РК составили 13 870,3 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 1 052,4 млрд. тенге или на 8,2% за счет увеличения статей банковские займы и операции "Обратное РЕПО" на 1 167,6 млрд.тенге или 11,2%, наличных денег, аффинированных драгметаллов и корреспондентских счетов на 82,8 млрд. тенге или на 5,9%, а также прочих активов на 185,2 млрд. тенге или на 9,1%.

За декабрь 2012 года увеличение активов банков второго уровня РК составило 161,4 млрд.

тенге.

13 4449 13 870'3

12817,9

12 031,5

10472.5 К» 584,3

15 000 -i 14000 -Е 13 000 -

I 12000 -« 11000 -f 10000 -У 000 -

sooo J

11 6S4.6

11 65<>.6

SStfS

01.01.2 OOS

01.01.2009 01.01 2010 01.01.2011

01 01 2012 01 04 2012 01.07.2012 01 102012 01.01.2013

Аыиеы

■Ссудный пшлзсЬель

Рис.1. Динамика активов и ссудного портфеля банковского сектора РК

В структуре активов банков второго уровня значительных изменений по сравнению с началом года не наблюдалось. Основную долю в структуре активов занимают банковские займы и операции «Обратное РЕПО» - 64,3%, на наличные деньги, аффинированные драгметаллы, корреспондентские счета приходится 8,2%, а на ценные бумаги в портфеле 10,5%. На начало года, на банковские займы и операции «Обратное РЕПО» приходилось - 62,5%,на наличные деньги, аффинированные драгметаллы, корреспондентские счета - 8,3%, а на ценные бумаги в портфеле - 11,1% соответственно.

В структуре кредитования банковского сектора РК за период с начала текущего года значительных изменений не происходило. По-прежнему, основную долю ссудного портфеля занимают займы, выданные юридическим лицам.

Ссудный портфель банковского сектора РК на отчетную дату составили 11 656,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с началом года на 1 183,8 млрд. тенге или на 11,3%.

Займы юридическим лицам составили 7 049,7 млрд. тенге, увеличившись за отчетный период на 344,5 млрд. тенге или на 5,1%. Займы физическим лицам увеличились на 511,9 млрд. тенге или 25,4% составив на отчетную дату 2 530,4 млрд. тенге. Займы субъектам малого и среднего предпринимательства составили 1 870,7 млрд. тенге.

Таблица 2

Структура ссудного портфеля банковского сектора РК

1-01.12 1.01.13

Наименование стиа (тама осн.

показателя У пятя огк. лолга, в % к толгл. в % к

мири. ИТОГУ млра. итоп

тенге тенге

Всего ссулныЁ портфель

Займы С'ПШ-.йм н организациям осуш-II отдельные вилы Баяв. операшш

Займы жщждндвскжм пш

10 472.8

162.9

б 705.2

100.0%

1.6%

64,0?

11 <£¡<5,6 100,0%

148.1

7 049.7

1ДВД

60.5%

Займы физическим липам, в т.ч.

На строительство и покупку жилья в т.ч. -Ипотечные г&нлишные затгы -Потребительские займы

-Прочие яшы

Займы су&ьеьтам палого п среднего прелпр. (ре^.РК юр. 1С физ. лнпам) Операшш «Обратное РЕПО*

2 013,5 19,3% 2 530:4 21,7%

373,5 3,3% 934,7 3,0%

757,7 7,2% 832 :б 7,1%

1 012.1 9,7% 1 44^3 12,4%

132.9 1,3% 1494 1.3%

1 э54,б 14.8% 1 870,7 16.0%

31,6 0,3% 57,7 0.5%

В структуре ссудного портфеля банков второго уровня наибольшую долю занимают займы юридическим лицам - 60,5%, при этом, займы физическим лицам составляют - 21,7%, займы субъектам малого и среднего предпринимательства -16,0%, операции «Обратное РЕПО» - 0,5%.

Доля неработающих займов* составила - 36,7%, доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней - 29,8%. При этом, на начало года, доля неработающих займов* составляла - 36,7%, доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней - 30,8%.

Провизии (резервы), сформированные по ссудному портфелю, составили 4 008,9 млрд. тенге или 34,4% от совокупного ссудного портфеля БВУ, увеличившись с начала года на 643,2 млрд. тенге, или на 19,1% [2].

В дополнение стоит отметить дальнейшие планы по улучшению финансовой устойчивости банковского сектора. В частности, Национальным Банком ведется работа по" изучению рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, предусматривающих повышение достаточности собственного капитала и смещение акцента в сторону акционерногокапитала, введение, новых, инструментов ликвидности и подходов формирования резервов банков второго уровня.

Замедление мировой экономики может негативно отразиться на экономике Казахстана через сокращение внешнего спроса и снижение мировых цен на экспортные товары. Несмотря на,то, что республиканский бюджет на 2012-2014 годы был сформирован, исходя из цены 80 долларов, что обеспечивает определенный запас прочности на случай обострения внешних рисков, будет продолжена работа по оперативному мониторингу мировой ситуации и проработке-мероприятии по стабилизации экономики Казахстана в случае развития событий по пессимистическому сценарию.

Вопросы обеспечения устойчивости обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны являются задачами первостепенной, стратегической важности, и Национальный Банк будет принимать все необходимые меры для их реализации.

Антикризисная стратегия реализуется через формирование и выполнение ее антикризисной программы, сформулированной с учетом направлений долгосрочного развития страны и отрасли, на основе технической политики, миссии и стратегии, определяющей параметры ее долгосрочного развития на основе внедрения нововведений.

Литература

1. "Антикризисное управление". Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2002, с. 432.

2. Электронный ресурс: http://www.afn.kz

3. Хамитов Н.Н. Банковский бизнес: Учебно-практическое пособие. Экономика: Алматы, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.