Научная статья на тему 'Антикризисное управление'

Антикризисное управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление»

- усиление инвестиционной активности (в том числе и за счет бюджетных средств) и на этой основе повышение конкурентоспособности отечественного производства;

- преодоление дефицитности бюджета и накопление в разумных пределах резервов при достаточном финансировании развития;

- модернизация денежно-финансовой сферы, переориентация ее на приоритетное содействие экономическому развитию.

В целях нивелирования дальнейшего спада в реальном секторе экономики в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности необходимы стимулирующие меры со стороны государства, которые неизбежно должны стать затратными для консолидированного бюджета страны. Но одних трансфертов недостаточно, необходим выбор политики, нацеленной на поддержание экономического роста за счет текущего потребления, или политики устойчивого роста, предполагающей пропорциональное распределение расходов между текущим потреблением и инвестициями в инфраструктуру. Фискальное стимулирование имеет свои границы. Стимулируя спрос, мы не должны стимулировать пузыри активов, не должны стимулировать инфляцию. Важно использовать текущую ситуацию для оперативного наращивания отечественных производств. Импортозамещение стимулирует производство отечественных товаров, но в дальнейшем необходимо взять курс на конкурентоспособность национального производства.

Модель экономического роста, которая была характерна для России в начале 2000-х годов, исчерпала себя, и переход на новые рельсы экономического развития в условиях санкций может быть серьезно ускорен. В рамках бюджетного процесса можно стимулировать деловую актив-

ность, но проблемы, которые стоят в рамках модернизации экономики более широкие, они затрагивают все государственное управление и взаимоотношения государственных и рыночных институтов. Бюджетная политика - это искусство баланса, равновесия всех систем, она способна воздействовать на создание системы управления макроэкономическими, финансовыми и отраслевыми рисками на основе формирования комплекса опережающих индикаторов в целях заблаговременного предотвращения или нивелирования воздействия негативных изменений мировой финансово-экономической системы на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Литература:

1. Глазьев С. Жить своим умом / Опубликовано в издании «Трибуна», 2015 http://www.glazev.ru/econom_ роШ437/

2. Горегляд В., Искусство баланса / Редакция РМ дата публикации 13.03.2015Экономика. Ь|Мр:// russianmind.org/iskusstvo-balansa

3. Как повлиял кризис на рынок юридических услуг // Российская газета - Спецвыпуск «Юридический бизнес» №6683 (112). 2015.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|Мр:// opec.ru/ Экспертный портал высшей школы экономики.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|Мр:// sppmo.ru/ Официальный сайт промышленников и предпринимателей.

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь^:// www.iep.ru/ Официальный сайт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь^:// www.m-economy.ru// Журнал проблемы современной экономики.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИВАНЬШИНА И.А.,

доцент, к.м.н, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

На современном этапе развития нашего общества в период сложных экономических отношений эффективной деятельностью государства необходимо считать управление как организационный фактор эффективности работы. Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управле-

ния расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.Функции - основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции

120

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного результата.К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль. Функция целеполага-ния заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих руководителей. Но не эффективная сверка это лишь отражение существующей действительности. Поэтому на данном кризисном этапенадо уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей. Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. О важности этой функции говорит поговорка «Хорошо спланировано - наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование - выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития в будущем.

На мой взгляд, в чём можно отыскать эффективность управления в современный кризисный период. В период существования СССР и стран содружества меня поразило разительное отличие в качестве жизни наших граждан и граждан стран содружества. В этот период была в командировках в Венгрии и Чехословакии. Так всё гениальное просто, а именно эффективность траты финансовых средств. По статьям расхода, что куда назначено постатейно должно туда и направляться. До сих пор в нашей стране это не работает. Что бы ни придумали - платные парковки, увеличение различных тарифов в жкх и огромное разнообразие сбора денег по другим направлениям (часто цена вопроса неоправданно завышена) сборы не поступают в полном объёме туда, куда должны быть направлены.

Другая не менее важная сторона неэффективного, необдуманного расходования средств это материальное обеспечение управленцев различных уровней нашей страны. Если посмотреть обстановку кабинетов управленцев любого уровня нашей огромной страны, а также машины, банкеты, выездные корпоративные мероприятия и

эти же направления деятельности чиновников лет десять назад не найдёте и двух сходств.И страшная картина, когда в субъектах этих с барскими замашками чиновников горят заживо дети многодетных семей. т.к. у них отключено отопление за неуплату, всем миром в субъектах собирают деньги на лечение больных детей, рушится ветхое жильё, а не замки руководителей субъектов. И ещё желательно знать народу эти с барскими замашками чиновники, какие пенсии и зарплаты они себе назначают. Об этом не раз сообщали в СМИ представители народного фронта (их пенсии по 300 тыс. рубл. себе и жёнам, зарплаты по 500 тыс. рубл. и выше, а средняя зарплата по их регионам 8000- м.б. где- то по 50 000. Пример высокопрофессиональная учительница в сельской школе получает на 1,5 ставки - 9000 руб.). По поводу заработной платы. Если суметь устранить в правовом государстве разрыв зарплат в тысячи раз можно улучшить эффективность траты финансовых средств. Ведь по закону о труде и заработной плате она не должна быть такой запредельной (не действуют эти правовые нормы в нашей жизни).

Не менее важное значение имеет фактор профессионализма, грамотности работника любого уровня. В повседневной жизни не эффективность работника регулируется премиями. Вопрос «Почему у управленцев различного уровня при отсутствии их эффективности отсутствует эффект отставки? Экономический ущерб их неэффективной деятельности бывает колоссальным, а за этим стоят и сгоревшие дети, и рухнувшие дома, и не получившие лечение дети и много других бед. Это то же один из многочисленных факторов улучшения управления в период кризиса.

Ещё бы мне хотелось улучшения в получении и использовании истинной статистики по различным сферам деятельности. Не туманной, не за-облочной, не устраивающей кого-то или что-то, а настоящих, истинных показателей. Мы ведь все знаем, что обладая статистикой мы можем правильно рационально эффективно управлять. А не подстраиваться под управление лживое, недостоверное, не дающее эффективности так как оно опирается на «устраивающую» статистику.

Время идёт неизменно лишь одно не эффективность в управлении к чему приводят отсутствие возможности получения работы квалифицированными кадрами, не эффективности финансовых трат, отсутствие правыопримения законов (разрыв в заработной плате и многое другое), отсутствие получения информации об эффективности работы управленцев разного уровня, отсутствие отставки чиновников при их неэффективной деятельности, отсутствие конфискации нечестно нажитого и многое другое.

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.