Научная статья на тему 'Антикризисное решение для корпоративной прессы'

Антикризисное решение для корпоративной прессы Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
47
31
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / САЙТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / OPTIONS / MEDIA / CRISIS / PRACTICAL

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Тулин Е.И.

Данная статья рассматривает различные варианты решения проблемы выпуска корпоративной прессы в кризисный период. Сравнение различных решений позволяет точно определить наиболее удачное решение. Помимо логических выводов в статье есть ценовые выкладки, полезные с практической токи зрения.

Anticrisis solution for corporate press

This article examines the various options for addressing of release of corporate media in times of crisis. Comparison of different solutions allows us to pinpoint the most successful solution. In addition to logical conclusions in the article has a price calculations are useful from a practical view of the currents.

Текст научной работы на тему «Антикризисное решение для корпоративной прессы»

УДК 70.658.512.2.7.012.185.303.447.2

Антикризисное

решение

для корпоративной прессы

Е. И. Тулин

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: etulin@yandex.ru

Данная статья рассматривает различные варианты решения проблемы выпуска корпоративной прессы в кризисный период. Сравнение различных решений позволяет точно определить наиболее удачное решение. Помимо логических выводов в статье есть ценовые выкладки, полезные с практической токи зрения.

Ключевые слова: пресса, информационный поток, сайт, электронное издание

В настоящий момент компании, выпускающие издания для внутреннего потребления (корпоративные журналы, газеты и бюллетени) столкнулись с проблемой сокращения затрат. В первую очередь это связано с макроэкономическими условиями, в частности с резким повышением стоимости бумаги. Эти причины вынуждают руководство компаний существенно сокращать расходы или приостанавливать выпуск корпоративных изданий.

Закрытие изданий негативно сказывается на осведомленности сотрудников о жизни корпорации. Подразделения крупных компаний, часто находящиеся в разных географических регионах перестают получать информацию о деятельности компании и о текущих изменениях.

Из ситуации сокращенного финансирования и необходимости информирования существует несколько возможных выходов.

1. Перевести все информационные потоки на внутренний корпоративный сайт.

440

2. Сделать новостное приложение для мобильных устройств.

3. Перевести бумажное издание в электронный вид.

4. Сделать электронный мультимедийный журнал.

Каждый из указанных способов обладает как преимуществами, так и недостатками. Рассмотрим их по порядку.

1. Перевод информационных потоков на внутренний корпоративный сайт

Человек привык воспринимать сайт как бесконечное информационное поле, равномерно простирающееся во времени. Информация воспринимается как часть информационного потока и подвержена поверхностному просмотру бесконечных лент социальных сетей. Следует учитывать и то обстоятельство, что восприятие современного человека сильно искажено клиповым мышлением. То есть способность нормального восприятия информации в условиях сильного информационного шума сильно снижена.

С целью повышения внимания к собственной информации крупные компании вынуждены отказываться от новостных публикаций на собственных корпоративных сайтах.

Равномерность новостного потока не позволяет выделять отдельные новости на мнемоническом уровне. Отсутствуют точки связи с определенным чувственным опытом. Другими словами, если эмоция не участвует в процессе запоминания, то процесс запоминания проходит гораздо хуже. Например, познание горячего чрезвычайно легко понимается через боль, прочно увязывающей информацию и событие.

Конечно, избиение сотрудников для запоминания новостной рассылки было бы воспринято обществом весьма неоднозначно, поэтому лучше применять положительный чувственный опыт через «активное « чтение. Преимущество печатаной прессы перед сайтами в дозиро-ванности информации и мнемонической привязке информации к конкретным ощущениям при физическом контакте с изданием. Зачастую читатель может запомнить не всю информацию, но помнить способ ее нахождения и краткое ее содержание. В случае с сайтом запомнить местоположение новости в новостном потоке не представляется возможным.

Более того, зачастую чтение бумажного издания связано с некоторыми ритуалами в жизни читателя: распитие кофе или чая, фокусировка на задачах перед работой или расслабление после нее.

2. Новостное приложение для мобильных устройств

С точки зрения современного работодателя иметь возможность доставлять новость непосредственно сотруднику на его личный телефон - это определенная удача. Зачастую такие приложения являются упрощенными версиями сайтов или простым транспортировщи-

441

ком новостей с сайта на устройство пользователя. Разработка приложений в краткосрочной перспективе оказывается более затратным мероприятием, чем выпуск традиционной бумажной прессы. Более того, в условиях нехватки средств резкое перераспределение средств на разработку приложения временно приостановит выпуск издания. Причем срок приостановки может колебаться от нескольких месяцев до года в зависимости от сложности самого приложения, содержания информации и разнообразия устройств воспроизведения. Такая длительная задержка в выпуске корпоративной прессы ставит под вопрос саму необходимость ее выпуска. Если издание не выходит более 3-х месяцев, то и заинтересованность читателей в нем сильно падает.

В погоне за сокращением сроков запуска приложения происходит сильное упрощение функционала приложения и вариантов отображения информации, сводя разрабатываемый продукт в очередной обезличенный поток лент социальных сетей. Таким образом, несмотря на сокращение дистанции работодатель-сотрудник, приложение зачастую не дает улучшения в восприятии информации, чему активно способствует клиповое мышление современного пользователя.

3. Перевод издание в электронный вид

С точки зрения сокращения затрат на производство издания самый простой - прекратить печатать издание без изменения его редакторско-оформительской политики. Безусловно, размещенную в Сети публикацию скачают все заинтересованные лица и смогут насладиться чтением, но традиционное бумажное оформление совершенно не адаптировано для чтения с экрана.

Размер шрифтов и компоновка элементов на страницах/раз-воротах адаптированы для чтения физического носителя. Читатель бегло просматривает издание, вовлекается крупными заголовками или укрупненными текстами внутрь статьи, а затем приближается к изданию и начинает читать основной текст. «Приближается» в данном случае ключевой параметр восприятия: пользователь буквально погружается в чтение, приближая издание ближе к глазам. Это действие настольно привычное, что многие его не замечают. Рамки экрана не позволяют также легко «нырнуть» в текст - необходимо программное увеличение масштаба страницы. Как результат - пользователь перестает видеть края страницы, а значит, и понимать свое положение на странице. Возникает путаница, связанная с последовательным чтением. Наиболее это заметно при чтении многоколонного текста: завершение одной колонки и начало следующей могут быть разнесены так, что поиск продолжения может вырывать из состояния погруженности в чтение. Необходимость бесконечного программного масштабирования нарушает процесс чтения и ухудшает процесс восприятия информации.

442

Восприятие бумажного издания отлично от восприятия с экрана. Пользователь ожидает от электронного издания элементов, присущих программам: систем навигации и поиска, дополнительных фотогалерей и видеоматериалов - с изменением формы подачи информации изменяются и требования к ее качеству. Навигацию, которую раньше выполнял «бумажный» колонтитул, в электронной версии в лучшем виде реализует развернутое меню с аннотациями.

Перевод бумажного издания в электронный вид без адаптации сильно ухудшает процесс восприятия информации и пользования изданием. Снять неудобства этого способа реализации корпоративной прессы может только распечатка пользователем этого издания на собственном принтере. Однако снижение расходов на типографию тогда будет компенсировано перерасходом офисной бумаги и ускоренным износом картриджей.

4. Выпуск электронного мультимедийного журнала

Это довольно удачное решение проблемы издания корпоративной прессы в кризис. С точки зрения экономии: необходимость печати отпадает, так как такие издания могут существовать только в электронном виде; необходимость в разработке или покупке нового программного обеспечения зачастую отсутствует - современные программы верстки способны справиться с этой задачей; необходимость дополнительного образования для редакторско-оформительского состава компенсируется неограниченным временем существования такого издания.

Электронный мультимедийный журнал выглядит как обычный журнал, но учитывает особенности восприятия издания пользователем: может содержать в себе различные медиа, адаптирован под чтение с экрана (укрупненные шрифты и отсутствие необходимости масштабирования). Более того, применение «активного» чтения повышает восприятие информации и поддерживает интерес к материалу до «последней точки». Процесс чтения такого издания превращается в исследование.

В настоящий момент существует три способа создания электронных мультимедийных изданий силами редакторско-оформительского состава сотрудников.

4.1. Издание-сайт.

4.2. Издание для настольных компьютеров.

4.3. Издание для мобильных устройств

Эти три способа друг с другом не совместимы, несмотря на единое программно-издательское решение. Выбор одного из способов реализации определяет композиционные возможности и технические средства исполнения.

443

4.1. Издание сайт предусматривает возможность просмотра информации, как на стационарных устройствах, так и на мобильных. Данное решение выделено из пункта 1 так как представляет собой не новостной поток, а собранный в единый организованный по определенным критериям выпуск, адаптированный под «активное» чтение и насыщенный мультимедийными возможностями, композиционно сочетающимися с текстовой информацией. В таком издании возможна поэкранная компоновка информации с учетом удобств реципиента.

Возможности, условия использования и размеры настольных и мобильных устройств обуславливают разное восприятие информации. Сценарии поведения реципиента при пользовании устройствами различны: если на компьютере удобно нажать кнопку, то на мобильном пользователю может оказаться удобнее «сдвинуть» (swipe) элемент. Смена экранов/слайдов (перелистывание страниц) ярко иллюстрирует этот аспект и заставляет разработчиков учитывать и совмещать различные множественные сценарии поведения. Но не для всех сценариев возможно совмещение или адекватная замена на мобильных и стационарных устройствах. Например, поворот элемента, осуществляемый двумя пальцами совершенно невозможен при работе курсором мыши. Такие лакуны вынуждают разработчиков в компромиссном решении не полностью раскрывать потенциал устройств одного типа и одновременно перегружать их неиспользуемым функционалом другого.

4.2. Мультимедийное издание для настольных компьютеров является самостоятельным выпуском издания, которое можно скачать на устройство и заниматься чтением при отсутствии Интернета (например, на ноутбуке). Такое издание невозможно просмотреть на мобильном устройстве, так как эту возможность закрыли производители операционных систем для мобильных устройств. Но это ограничение можно считать преимуществом, так как отпадает необходимость совмещения пользовательских сценариев пункта 4.1 (упрощение разработки); размер и пропорции издания адаптированы для большинства современных мониторов (нет необходимости адаптации под маленькие экраны мобильных устройств). Простота создания и отсутствие необходимости дополнительных отчислений компании-производителю программного отчисления за пользование «облачными» технологиями.

4.3. Разработка издания для мобильных устройств может быть обусловлена тем, что количество мобильных пользователей сети Интернет превышает число стационарных . Выпуск корпоративного издания для мобильных устройств сопряжен с такими статьями затрат как отчисления за пользование «облачными» технологиями компании-производителя издательской программы, а также отчисления в магазин распространения и отчисления за количество скачиваний издания в месяц. Эти суммы могут быть незначительными, но при большом

444

количестве выпускаемых издании и скачивании отдельных номеров может формироваться серьезная статья расходов, даже превышающая затраты на печать традиционного бумажного издания. Плюсами таких изданий является их адаптированность под мобильные устройства, что положительно сказывается на реакции реципиента:

4.3.1. Использование привычных пользовательских сценариев для мобильных устройств без добавления настольных - удобство управления

4.3.2. Большинство мобильных устройств способно воспроизводить электронные издания - широкая потенциальная аудитория

4.3.3. Использование аппаратных возможностей, характерных только для мобильных устройств (гироскоп, камера, акселерометр, системы навигации и т.д.) - широкие возможности демонстрации контента

4.3.4. Возможность скачивания издания на устройство и читать его при отсутствии Интернета - легкий и удобный доступ к изданию

Вывод

Описав все преимущества и недостатки каждого из решений сравним затратную часть каждого из них. Примем за основу постулат, что расходы на редакционно-художественную часть при переводе в электронный вид сохраняются неизменными, а расходы на производство журнала распределим на 2 части: выход первого номера и отладка технологии (в том числе ежегодные отчисления) и выпуск каждого последующего.

В качестве примера возьмем издание формата А4 полноцветное объемом 80 полос и тиражом 1000 штук. Цены указаны в рублях по состоянию на февраль 2015 г. и составлялись на основе нескольких просчетов.

Технология Первый номер Второй и далее Годовой бюджет

Печатное издание 80 000 80 000 960 000

Публикация на сайте 80 000 Обучение персонала, наем доп. специалистов 10 000 190 000

Мобильное приложение 150 000-300 000 Разработка приложения, обучение персонала, наем доп. специалистов 40 000 740 000

Электронное издание 0 0 0

Мультимедийное интернет-издание 150 000-300 000 Разработка шаблонов издания, обучение персонала, наем доп. специалистов 30 000 660 000

445

Технология Первый номер Второй и далее Годовой бюджет

Мультимедийное издание для настольных компьютеров 80 000 Обучение персонала, наем доп. специалистов 0 80 000

Мультимедийное издание для мобильных устройств 400 000 Обучение персонала, лицензионные отчисления 100$ - аккаунт в App Store 5$ - аккаунт в Google Play 300 euro - 1000 загрузок 300 000 р - выпуск. приложения 10 000 510 000

Рассмотрев различные способы решения проблемы издания корпоративной прессы в кризисный период, можно сформулировать вывод. В настоящий момент наиболее эффективное и простое решение выпуска корпоративного издания - создание мультимедийного электронного издания для настольных компьютеров. Создание же электронного мультимедийного издания для мобильных устройств, несмотря на все преимущества с точки зрения реципиента омрачается необходимостью перенаправлять расходы из типографий в компании - производители софта, вместо их предполагаемого сокращения.

Библиографический список

1. Sendee Cohen, Diane Burns. Digital Publishing with Adobe InDesign CS6. - USA, Califirnia, Adobe Press, 2012. - 266 с.

2. Алан Купер, Роберт Рейман, Дэвид Кронин. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. - СПб.: Символ-Плюс, 2009. - 686 с.

3. Алан Купер. Психбольница в руках пациентов. - СПб.: Символ-Плюс, 2009. - 302 с.

4. Стив Круг. Веб-дизайн. Не заставляйте меня думать. -СПб.: Символ-Плюс, 2008. - 216 с.

5. Джесс Гарретт. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. - СПб.: Символ-Плюс, 2008 - 185 с.

6. Якоб Нильсен. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. - СПб.: Символ-Плюс, 2010. - 512 с.

7. Джеф Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем. - СПб.: Символ-Плюс, 2010. - 268 стр.

8. Билл Скотт, Тереза Нейл. Проектирование веб-интерфейсов. - СПб.: Символ-Плюс, 2010. - 362 стр.

446