Научная статья на тему 'Антикризисное регулирование рынка деривативов в ЕС на современном этапе'

Антикризисное регулирование рынка деривативов в ЕС на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ХЕДЖИРОВАНИЕ / СПЕКУЛЯЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОНТРАГЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антюшина В.В.

Статья посвящена анализу антикризисного регулирования рынка производных финансовых инструментов в Европейском Союзе. Рассмотрены предпосылки его появления, первоначальное содержание и новейшие изменения 2019 года. Названа законодательная основа новой системы, перечислены основные нормативные и нормативно-правовые акты. Проанализированы причины мирового финансового кризиса 2007 2009 гг., выявлена роль деривативов в его развитии, установлен ее второстепенный характер. Указана необходимость предпринимаемых мер для снижения системных рисков. Приведены задачи и ключевые элементы рассматриваемой инициативы. Исследованы различия в требованиях, предъявляемых к финансовым и нефинансовым организациям при проведении операций с вышеуказанными активами. Зафиксирована главная тенденция развития данного регулятивного стандарта. Обоснована перспективность применения европейского опыта контроля соответствующей сферы в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное регулирование рынка деривативов в ЕС на современном этапе»

Антикризисное регулирование рынка деривативов в ЕС на современном этапе

Антюшина Виктория Витальевна,

научный сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-фи-нансовых проблем Института Европы Российской академии наук, antioushina.victoria@mail.ru

Статья посвящена анализу антикризисного регулирования рынка производных финансовых инструментов в Европейском Союзе. Рассмотрены предпосылки его появления, первоначальное содержание и новейшие изменения 2019 года. Названа законодательная основа новой системы, перечислены основные нормативные и нормативно-правовые акты. Проанализированы причины мирового финансового кризиса 2007 -2009 гг., выявлена роль деривативов в его развитии, установлен ее второстепенный характер. Указана необходимость предпринимаемых мер для снижения системных рисков. Приведены задачи и ключевые элементы рассматриваемой инициативы. Исследованы различия в требованиях, предъявляемых к финансовым и нефинансовым организациям при проведении операций с вышеуказанными активами. Зафиксирована главная тенденция развития данного регулятивного стандарта. Обоснована перспективность применения европейского опыта контроля соответствующей сферы в российских условиях. Ключевые слова: Производные финансовые инструменты, хеджирование, спекуляции, глобальный кризис, центральные контрагенты.

Глобальный кризис 2007 - 2009 гг.:

роль производных финансовых инструментов

В основе производных финансовых инструментов лежат другие активы (товары, денежные средства, ценные бумаги и т.д.), и этим определяется их название. Их цена зависит от цены базисного актива и меняется в соответствие с ней. Деривативы позволяют зафиксировать изменяющиеся параметры будущих сделок, например, цены, процентные ставки или курсы акций. Их основные функции - арбитраж, хеджирование (страхование рисков) и спекуляции.

Простые формы деривативов появились еще в XVI в. Развитие товарно-денежных отношений было связано с возрастающими рисками, страхованию которых служат вышеуказанные активы. Конец XX в. можно считать временем расцвета данного рынка. Развал Бреттон-Вуд-ской валютной системы в 1971 г. привел к росту нестабильности финансовой системы, которая повысила роль производных финансовых инструментов. Внебиржевая торговля последними, значительно превосходящая биржевую [1, с. 2] и отличающаяся слабым регулированием, непрозрачностью и высокими рисками, расцвела вместе со спекуляциями в 1980-х гг. Ее чрезмерный рост немало способствовал мировым финансовым потрясениям 2007 - 2009 гг., спровоцированным кризисом субстандартной ипотеки за океаном.

В преддверии глобального кризиса 2007 - 2009 гг. шел значительных рост операций с производными финансовыми инструментами. В 2007 г. торговля кредитными дефолтными свопами достигла 63 трлн. долл., превысив мировой ВВП [2, с. 68]. Стоит отметить, что чрезмерная активизация торговли деривативами не является причиной глобального кризиса 2007 - 2009 гг. В гораздо большей степени он связан с развитием финансовой глобализации, ведущей к возрастающим взаимосвязям финансовых систем разных стан. Именно благодаря ней локальный американский ипотечный кризис превратился в мировой. Договор о создании ЕС закрепляет свободное движение капитала между европейским интеграционным объединением и третьими странами. Структурированные кредитные продукты из США, основанные на субстандартных ипотечных кредитах, а также банкротство Lehman Brothers, кредитором которого были финансовые учреждения Евросоюза, привели к потерям европейских государств в несколько сотен миллиардов евро. Оптимизация регулирования рынка производных финансовых инструментов является важным этапом на пути повышения стабильности соответствующей сферы. Возникнув как инструмент страхования рисков хозяйственной деятельности, рынок деривативов принял спекулятивную направленность и стал дестабилизирующим фактором как на уровне отдельных государств, так и для глобальной финансовой системы.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

to

о

es

О Ш

m

X

<

m о x

X

Новый режим контроля рынка производных финансовых инструментов в ЕС: основное содержание

Курс на ужесточение регулирования внебиржевой торговли деривативами был провозглашен на саммите G 20 в Питтсбурге в сентябре 2009 г. В контексте изучаемой реформы под внебиржевыми деривативами подразумеваются активы, обращающиеся на нерегулируемом рынке, т.е. за пределами не только бирж, но и других организованных торговых систем. Новый режим контроля рынка данных активов, вступивший в силу 16 августа 2012 г., должен повысить его транспарентность и стабильность. Он закреплен соответствующим регламентом ЕС № 648/2012 от 4 июля 2012 г. о внебиржевых деривативах, центральных контрагентах и пунктах регистрации транзакций, переработанным в 2014 г. Упомянутый нормативно-правовой акт обладает законной силой и не требует изменений национального законодательства европейских стран. Переход на рассматриваемую систему регулирования растянут во времени. В настоящее время продолжается разработка так называемых технических стандартов, конкретизирующих основные инициативы.

В соответствие с ним участники операций подразделяются на финансовые и нефинансовые. К первым относятся учреждения, оказывающие соответствующие услуги - кредитные институты, страховщики, инвестиционные фонды и т. д., ко вторым - организации, не занимающиеся профессиональной торговлей деривати-вами. Введено понятие пороговых величин операций с различными видами деривативов. Большая часть внебиржевых сделок стала осуществляться при помощи так называемых центральных контрагентов (Central Counterparty, CCP), которые выступают в роли организаций-посредников [3, с. 14].

Другое важное нововведение заключается в передаче подробных данных обо всех операциях со всеми производными инструментами, в том числе биржевыми, в особые пункты сбора информации. Их перечень устанавливается соответствующим регулятором интеграционного уровня - Европейским управлением по надзору за рынком ценных бумаг (European Securities and Market Authority, ESMA). Данная обязанность введена 12 февраля 2014 г. Ее выполнение связано с ростом объема работ персонала затрагиваемых структур, т.к. требуется предоставлять довольно обширные сведения на каждый контракт. Востребованы данные о контрагентах сделки, подробности о транзакции, ее обеспечении и стоимости. В целях повышения качества информационного контроля операциям, активам и сторонам сделок присваиваются специальные идентификационные коды, которые используются при передаче сведений в регистрационные пункты. В целом требуется заполнение около 85 граф на одну сделку. Передача сведений затронула контракты, действительные на 16 августа 2012 г., а также заключенные в этот момент времени или позднее. При этом участники рынка также обязаны осуществлять платежи, которые служат источником финансирования вышеуказанного надзорного органа.

О факте заключения или завершения действия соответствующего контракта, а также пересмотра его условий нужно передавать информацию не позднее следующего рабочего дня. Данную функцию можно делегировать третьим лицам, что никоим образом не означает перехода к ним ответственности за достоверность сведений. Вышеуказанной возможностью часто пользуются

небольшие предприятия. Если данные передаются самостоятельно, организации могут выбрать регистрационный пункт. Стоит отметить, что требования названных инстанций различаются. Упомянутый вариант предпочитают крупные структуры.

Внебиржевые сделки, которые осуществляются между сторонами напрямую, требуют соблюдения дополнительных правил управления рисками. Данный вопрос подробно освящен в так называемых технических стандартах, которые тоже имеют правовой статус. Прежде всего они касаются операционного риска и риска дефолта контрагента. Необходимо также покрытие соответствующих операций большим количеством собственного капитала и выполнение определенных требований к обеспечению производных инструментов. Требуется также подтверждение сделки от обеих сторон по возможности в электронной форме. Таким образом, контроль распространяется на все транзакции с деривативами без исключения.

Финансовые организации, а также нефинансовые в случае превышения пороговых величин операций с де-ривативами, обязаны ежедневно осуществлять переоценку соответствующих активов по рыночной стоимости (в случае невозможности ее осуществления допускается использование расчетных цен) с последующей передачей данных в пункт сбора информации. Кроме того, необходимо предоставлять сведения об обеспечении производных инструментов. Несоблюдение вышеперечисленных правил влечет за собой штрафные санкции.

Значительное влияние на рынок производных финансовых инструментов в Евросоюзе также оказывают вторая директива и регламент о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive II, MiFID II; Markets in Financial Instruments Regulation, MiFIR), вступившие в силу в июле 2014. Они требуют концентрации торговли производными инструментами, сделки с которыми подлежат проведению через центральных контрагентов, на организованных торговых платформах [4, с. 17]. Следующее новшество - запись телефонных переговоров, факсимильных сообщений и переписки по электронной почте, связанных со сделками на фондовом рынке. Клиенты должны быть заранее предупреждены об этом.

Упомянутый регламент также устанавливает новые правила обеспечения транспарентности для всех торговых систем, связанных с раскрытием информации до и после транзакций. Национальные регуляторы определяют исключения из этого правила, подлежащие утверждению Европейским управлением по надзору за рынком ценных бумаг (European Securities and Market Authority, ESMA). Заинтересованные лица должны получать данные сведения бесплатно, за исключением короткого промежутка времени всего лишь в 15 минут сразу после сделки. Нефинансовые организации освобождены от обязанностей раскрытия информации до торгов по операциям хеджирования рисков, подлежащих измерению, тесно связанных с их деловой активностью или привлечением финансовых ресурсов.

Введены также требования передачи информации, аналогичные установленным в рассмотренном ранее режиме регулирования рынка производных финансовых инструментов, отличающиеся гораздо меньшей подробностью. В ряде случаев они не действуют и остается только выполнить обязанность по отправке данных в регистрационные пункты. Местные регуляторы должны

иметь возможность получения некоторых сведений об операциях с деривативами в течение пяти лет.

Новый режим контроля рынка производных финансовых инструментов в ЕС: изменения 2019 г.

28 мая 2019 г. была опубликована новая версия соответствующего регламента. Стоит отметить, что в процессе внедрения данных правил не предполагается переходного периода. Далее приводится обзор важнейших изменений нынешнего года.

Финансовые и нефинансовые компании получили право добровольного определения пересечения так называемых пороговых величин операций с различными видами деривативов, о котором нужно сообщать надзорным органам национального и интеграционного уровня. Для внебиржевых деривативов на курсы акций и кредитных деривативов это 1 млрд. евро, для всех остальных - 3 млрд. евро. Для расчетов используются агрегированные данные об операциях с производными инструментами за годовой период.

Если финансовые организации не осуществляют контроль за соблюдением порогового уровня соответствующих операций, сделки со всеми активами нужно проводить через центральных контрагентов. В случае пересечения пороговой величины они опять-таки должны это делать, причем в отношении всех категорий деривативов. Стратегию нельзя менять каждый год.

К нефинансовым организациям первое требование тоже относится: если они не осуществляют контроль за соблюдением порогового уровня соответствующих операций, сделки со всеми активами нужно проводить через центрального контрагента. Однако при несоблюдении установленного норматива они должны осуществлять через клиринговый центр операции только с теми видами активов, по которым было превышение [5, с. 54]. Расчеты нужно проводить ежегодно. Последние также имеют право не учитывать при расчетах инструменты для хеджирования рисков экономической деятельности.

Если объем операций возвращается в установленные пределы, обязанность осуществления операций через центрального контрагента исчезает. Соблюдение пороговых величин операций с производными инструментами должно быть доказано органам надзора. Хозяйствующие субъекты должны быть готовы подтвердить корректность произведенных математических расчетов. Таким образом, было принято решение о снижении нагрузки на центральных контрагентов.

Требования к передаче сведений в специальные пункты сбора данных также были изменены. Момент времени, начиная с которого нужно передавать информацию о сделках, был немного передвинут. Теперь необходимо сообщать о контрактах, действительных на 12 февраля 2014 г., а также об операциях, проведенных в этот день и позднее.

При внебиржевых сделках между финансовыми и нефинансовыми структурами, если последними осуществляется контроль за соблюдением пороговых величин соответствующих транзакций и данные операции не превышают указанные пределы, первые передают информацию и за себя, и за вторых, и несут всю полноту ответственности за достоверность данных. В некоторых случаях, при условии обладания соответствующими полномочиями, они все же имеют право осуществлять передачу сведений самостоятельно.

Теперь не нужно сообщать о внебиржевой операции, осуществляемой между членами объединения, если

хотя бы один участник является нефинансовой организацией, зарегистрированной в Евросоюзе, при условии полной консолидации и применения одинаковых методов оценки рисков, контроля и т.д. при том, что материнская компания не является финансовой структурой.

Предусматривается еще одно исключение. Если нефинансовая организация следит за соблюдением пороговых величин операций с деривативами и при этом их не нарушает, то она не обязана передавать информацию в европейский пункт сбора данных в случае заключения сделки с финансовой структурой, зарегистрированной за пределами ЕС в области действия системы передачи соответствующей информации, признанной эквивалентной европейской, а также при условии отправки ею данных в другом регионе согласно местным правилам и при наличии возможности получения всех необходимых сведений компетентными органами Евросоюза. Разрешается также получение информации из регистрационных пунктов Европы уполномоченными организациями третьих стран.

Таким образом, в 2019 г. отчетливо прослеживается некоторое послабление изначального режима регулирования рынка производных финансовых инструментов. Оно представляется вполне оправданным и безусловно не связано с ущербом для обеспечения стабильности и прозрачности соответствующей сферы. Рассмотренные выше регулятивные изменения можно считать оптимизацией контроля за торговлей деривативами.

Новые правила ведут к росту трудовых и финансовых затрат организаций, обязанность предоставления чрезмерно подробных сведений в 85 граф контрпродуктивна и обременяет не только хозяйствующих субъектов, но и регуляторов. Излишнее количество информации снижает транспарентность и эффективность регулирования. Требуются изменения информационного и технического характера, корректировка внутренних процессов на затрагиваемых предприятиях. В Евросоюзе успешно работают организации, оказывающие помощь в переходе на новую систему регулирования. Рассматриваемая инициатива также стимулирует рост цен на соответствующие активы. Повышение расходов на хеджирование при помощи производных финансовых инструментов может обернуться дестабилизирующими последствиями. Соответствующий бизнес может отчасти переместиться из европейского региона в страны с более мягким регулированием.

Отечественный рынок деривативов уступает западному по уровню развития, как бы повторяя пройденный путь последнего. При этом он имеет выраженную спекулятивную направленность. Несовершенство регулирования соответствующей сферы препятствует развитию торговли производными финансовыми инструментами. Однако предпринимаются все необходимые усилия по его оптимизации, в частности, внедрение международных стандартов в данной области. Стоит особо подчеркнуть, что анализ рассмотренного выше европейского опыта представляет несомненный интерес для России.

Литература

1. Wiesner F., Heiko Christmann H., Milke A. Regulierung des Derivatemarktes durch EMIR Auswirkungen auf deutsche Unternehmen // Deloitte White Paper Nr. 56. 2013. Режим доступа URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/de/Docume nts/financial-

services/FSI_White%20Paper%2056_Regulierung%20des

X X

о

го А

с.

X

го m

о

to о

to

%20Derivatenmarktes%20durch%20EMIR.pdf (дата обращения: 26.10.2019)

2. Иришев Б. К. Кризис евро и глобальные риски. Москва, Изд-во «Весь мир», 2014. 464 с.

3. Verordnung (EU) Nr. 648/2012 Des Europäischen Parlaments und des rates vom 4. Juli 2012 über OTC-Derivate, zentrale Gegenparteien und Transaktionsregister. Режим доступа URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2012:20 1:0001:0059:DE:PDF (дата обращения: 26.10.2019)

4. Barth S.R. Regulierund des Derivatehandels nach MiFID II und MiFIR // Institut fuer Wirtschaftsrecht der Martin-Luther-Universitaet Halle Wittenberg. 2015. Режим доступа URL: http://telc.jura.uni-halle.de/sites/default/files/BeitraegeTWR/Heft%20134.pdf (дата обращения: 26.10.2019)

5. VERORDNUNG (EU) 2019/834 DES EUROPÄISCHEN PARLAMENTS UND DES RATES vom 20. Mai 2019 zur Änderung der Verordnung (EU) Nr. 648/2012 in Bezug auf die Clearingpflicht, die Aussetzung der Clearingpflicht, die Meldepflichten, die Risikominderungstechniken für nicht durch eine zentrale Gegenpartei geclearte OTC-Derivatekontrakte, die Registrierung und Beaufsichtigung von Transaktionsregistern und die Anforderungen an Transaktionsregister. Режим доступа URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R0834&from=DE (дата обращения: 26.10.2019)

о

CS

Anti-crisis regulation of the derivatives market in the EU at the

present stage Antioushina V.V.

Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences The article is devoted to the analysis of anti-crisis regulation of the derivatives market in the European Union. The prerequisites for its appearance, the original content and the latest changes in 2019 are considered. The legislative basis of the new system is named, the main normative and regulatory acts are listed. The causes of the global financial crisis of 2007 - 2009 are analyzed, the role of derivatives in its development is revealed, its secondary character is established. The necessity of measures taken to reduce systemic risks is indicated. The objectives and key elements of the initiative are presented. The differences in the requirements imposed on financial and non-financial organizations when conducting operations with the above assets are investigated. The main tendency of development of this regulatory standard is fixed. The perspective of application of the European experience of control of the corresponding sphere in the Russian conditions is proved. Key words: Derivatives, hedging, speculation, global crisis, central counterparties.

References

1. Wiesner F., Heiko Christmann H., Milke A. Regulierung des

Derivatemarktes durch EMIR Auswirkungen auf deutsche Unternehmen // Deloitte White Paper Nr. 56. 2013. Access mode URL:

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/de/Documents/fin ancial-

services/FSI_White%20Paper%2056_Regulierung%20des%20D erivatenmarktes%20durch%20EMIR.pdf (accessed date 10/26/2019)

2. Irishev BK The crisis of the euro and global risks. Moscow, All

World Publishing House, 2014.446 p.

3. VERORDNUNG (EU) Nr. 648/2012 DES EUROPÄISCHEN PARLAMENTS UND DES RATES vom 4. Juli 2012 über OTC-Derivate, zentrale Gegenparteien und Transaktionsregister. Access mode URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2012:201:0 001:0059:DE:PDF (accessed date: 10/26/2019)

4. Barth S.R. Regulierund des Derivatehandels nach MiFID II und

MiFIR // Institut fuer Wirtschaftsrecht der Martin-Luther-Universitaet Halle Wittenberg. 2015. Access mode URL: http://telc.jura.uni-

halle.de/sites/default/files/BeitraegeTWR/Heft%20134.pdf (accessed: 10.26.2019)

5. Verordnung (EU) 2019/834 Des europäischen parlaments und

des rates vom 20. Mai 2019 zur Änderung der Verordnung (EU) Nr. 648/2012 in Bezug auf die Clearingpflicht, die Aussetzung der Clearingpflicht, die Meldepflichten, die Risikominderungstechniken für nicht durch eine zentrale Gegenpartei geclearte OTC-Derivatekontraktratt anter Transtension ange Transfirmt Access mode URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R0834&from=DE (accessed: 10.26.2019)

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.