Научная статья на тему 'Налог Тобина: за и против'

Налог Тобина: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1143
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / НАЛОГ НА ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СВЯЗИ / НАУЧНЫЙ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / WORLD FINANCIAL CRISIS / FINANCIAL SECTOR / FINANCIAL TRANSACTION TAX / TRANSACTION EXPENSES / INVESTMENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антюшина Виктория

Статья посвящена предстоящему введению в 11 странах ЕС налога на финансовые операции с 1 января 2014 года. Анализируются возможные последствия данной меры для финансового сектора и экономики европейских стран, а также для инвестиционных связей России и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to proposed introduction of the financial transaction tax, which is to be introduced in 11 member-states of the EU from the 1-st of January 2014. The possible consequences of this measure for the financial sector and the whole economy of the european countries are analysed, the influence upon investment relations among Russia and the EU countries is examined as well.

Текст научной работы на тему «Налог Тобина: за и против»

Налог Тобина: за и против

С 1 января 2014 года в 11 странах ЕС должен вступить в силу налог на финансовые операции.

Его введение может привести к снижению конкурентоспособности европейской экономики и европейских финансовых рынков.

Виктория

АнтюшинА,

научный сотрудник Отдела стран и регионов Института Европы РАН (Центр германских исследований)

Привлечь финансовый сектор к ответственности

В возникновении и развитии кризиса мировой финансовой системы 2007-2009 годов виновным назван финансовый сектор, пострадавшими сторонами — государства и налогоплательщики. Мировой общественностью, прежде всего в лице так называемой «Большой двадцатки» (международный форум G20, созданный в 1999 году в ответ на предшествующий кризис 1997-1998 годов), провозглашается необходимость целого ряда реформ, направленных на усиление регулирования финансового сектора. Новшества призваны содействовать повышению стабильности, снижению вероятности наступления новых кризисов. Среди предлагаемых мер — разработанный Европейской комиссией законопроект введения налога на финансовые операции (НФО; Financial Transaction Tax, FTT). По замыслу регулятора нововведение позволяет привлечь этот сектор к ответственности за недавний кризис и таким образом компенсировать расходы средств государственного бюджета, направленные на спасение фин-институтов. Кроме того, предполагается, что налог будет противодействовать спекулятивным операциям на рынке, которые являются мощнейшим фактором дестабилизации финансовой системы.

Условным образцом1 налога на финансовые операции в европейских странах считается налог Тобина (Tobin Tax), предложенный в начале 1970-х американским

Особенную поддержку идея НФО получила у правительств Германии и Франции. Великобритания и Швеция высказались против данной меры.-----

экономистом Джеймсом Тобином. Налог необходимо было уплачивать со всех валютных операций, цель его — противодействие спекуляциям, однако он так и не получил практического применения.

Здесь надо отметить, что налоги на финансовые операции используются во многих странах. Однако, как правило, они взимаются с операций с отдельными видами активов. При этом ставки составляют менее 1%, поэтому влияние такого рода фискальных мер на финансовый сектор соответствующих стран весьма умеренное.2

На встрече министров финансов ЕС в Люксембурге в октябре 2012 года 11 стран ЕС (Франция, Германия, Италия, Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Греция, Эстония, Словения, Словакия) приняли решение поддержать идею введения нового налога на финансовые операции. Он должен начать действовать 1 января 2014 года. Этот налог стал причиной разногласий между странами — членами ЕС. Особенную поддержку идея получила у правительств Германии и Франции. Великобритания и Швеция высказались против данной меры. Великобритания активно выступает за введение предложенного Международным валютным фондом налога на финансовую деятельность (Financial Activities Tax, FAT), который должен уплачиваться с прибыли и общей суммы заработной платы фининститутов и предполагает меньше поступлений в казну — по сравнению с налогом на финансовые операции.

Таким образом, попытка введения налога на финансовые операции во всех 27 странах ЕС не удалась, так же как и введение данного налога во всех странах еврозоны (17 стран).3 США тоже высказались против его внедрения.

В налоговой зоне

НФО предполагается взимать при покупке и продаже финансовых активов всех видов: акций, долговых обязательств с фиксированным процентом, производных финансовых инструментов, валют и других инструментов как на биржевом, так и на внебиржевом рынках.4 Европейская комиссия предлагает установить следующие ставки налога: не менее 0,1% на операции с акциями, долговыми обязательствами с фиксированным процентом и инструментами денежного рынка и не менее 0,01% на операции с производными инструментами.5 Страны — члены налоговой зоны могут повышать ставки данного налога по своему усмотрению.

Стоит отметить, что если финансовый актив, на который выпущен производный финансовый инструмент, подлежит налогообложению, с операции по поставке данного актива тоже необходимо будет уплатить налог. Налогообложению не подлежат сделки на первичном рынке с такими ценными бумагами рынка капитала, как акции и другие долевые ценные бумаги, а также долговые обязательства. Кассовые сделки с валютами не подлежат налогообложению. Сделки с активами, предназначенные для мелких инвесторов, не подлежат налогообложению, как и большинство финансовых операций, осуществляемых простыми гражданами. Исключения также составляют, например, выпуски новых государственных облигаций, их скупка центральным банком или Европейским механизмом стабильности (ESM) с целью расширения денежной массы в условиях кризиса (операции на открытом рынке).6 Ожидаемые поступления от введения налога на финансовые

64

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № б (134) 2013

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

операции во всем ЕС — 57 млрд евро в год, в одной Германии предполагается собрать более 11 млрд евро.7

Европейская комиссия предполагает два принципа налогообложения: местоположения фининститутов, участвующих в сделке и места выпуска финансового актива.

При использовании первого механизма налог на финансовые операции будут уплачивать фининституты, расположенные на территории стран, входящих в налоговую зону. Платить налог будет сторона, от имени которой осуществляется сделка.

Налогообложение по принципу места выпуска финансового актива означает, что налог подлежит уплате в случае, если актив выпущен на территории налоговой зоны, даже если стороны, участвующие в сделке, находятся за ее пределами.

Допустим, что американский инвестор покупает французскую облигацию на английской бирже. Франция имеет право требовать уплаты налога за данную финансовую операцию, поскольку она является страной — участницей налоговой зоны, а актив выпущен на ее территории.8

Здесь надо отметить, что налогообложение по принципу места выпуска финансового актива является дополняющим — используется при невозможности взимания налога по принципу местоположения финансовых институтов (если стороны, участвующие в сделке, находятся за пределами налоговой зоны). Таким образом, сфера применения налога расширяется.

В противоречии с целями 020

Поскольку новый налог приведет к росту расходов на сделки, его введение вызовет повышение роли менее прозрачных и слабо регулируемых финансовых рынков. Эти риски будут распространяться на финансовую систему Евросоюза, поскольку финрынки разных стран связаны между собой.

В целом этот налог обременит и реальный сектор экономики. Произойдет снижение ликвидности на финансовых рынках в странах налоговой зоны.9 Нет никаких гарантий, что эти деньги пойдут на поддержку экономического роста. Полученные средства предлагается использовать для помощи развивающимся странам, для защиты окружающей среды и т.д.10

Финансовый сектор действительно раздут, но степень раздутости в разных странах различная. Самый гипертрофированный финсектор — в США и Великобритании, а эти страны не хотят внедрять новый налог. Без участия этих государств ни о какой борьбе с раздутостью финансового сектора не может быть и речи. Одностороннее ослабление финансовых рынков европейских стран приведет к усилению глобальных дисбалансов.

Налог на финоперации осложнит положение малых и средних предприятий, поскольку по причине возрастания транзакционных издержек повысится стоимость операций по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг (непосредственное финансирование).

Затрудняя непосредственное финансирование европейских предприятий, НФО будет препятствовать дальнейшему развитию процесса секьюритизации, принадлежащей к числу важнейших современных тенденций развития финсектора развитых стран. Например, в Германии в настоящее время распространен способ финансирования при помощи ценных бумаг денежного рынка. Здесь речь идет прежде всего о так называемых коммерческих бумагах (Commercial Papers, CP). Их эмиссия позволяет удовлетворять краткосрочные потребности предприятий в привлечении дополнительных финансовых ресурсов (то есть они являются инструментами денежного рынка). Теперь с этих операций нужно будет уплачивать налог.

Демонстранты в масках, изображающих руководителей Франции, Италии, Испании и Германии. Плакат гласит: «Налог на финансовые операции».

vostock-photo/reuters

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (134) 2013

65

Весьма вероятным следствием введения НФО также может стать падение оборотов на финансовых рынках в странах налоговой зоны. Опыт Швеции, связанный с введением подобной фискальной меры, оказался неудачным. НФО в Швеции, который был введен в 1985 году, пришлось отменить в 1992 году по причине значительного падения оборотов на финансовых рынках.

Введение в ЕС налога на финансовые операции обусловит ослабление инвестиционных связей между Россией и ЕС.--------------------

Судьба ЕС

Действие налога направлено против краткосрочных спекуляций на финансовых рынках. Однако такого рода сделки не принадлежат к числу главных причин недавнего мирового финансового кризиса. Гораздо большее значение для развития кризиса 2007-2009 годов имело распространение структурированных кредитных продуктов — прежде всего облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами (Collaterised Debt Obligation, CDO), основанных на ипотечных кредитах, а также обвал рынка свопов на отказ от кредитных обязательств (Credit Default Swap, CDS). Таким образом, способность НФО снизить вероятность наступления следующего кризиса вызывает большие сомнения. Кроме того, ставка налога на операции с производными финансовыми инструментами (деривативами), известные своей спекулятивной направленностью, в 10 раз меньше ставки по сделкам с другими активами (как было отмечено выше, 0,01 и 0,1% соответственно. — Ред .).

В долгосрочной перспективе введение НФО способно создать дополнительные препятствия для экономического роста и развития, а также для инвестиционной активности в странах налоговой зоны. В итоге за введение налога на финансовые операции будут расплачиваться инвесторы, поскольку повысившиеся транзакционные расходы фининституты переложат на них, взвинтив цены на финансовые активы. Еврокомиссия предполагает падение ВВП ЕС в результате введения налога на финансовые операции на 0,53%, однако в результате последующих исследований ЕК пересмотрела свой собственный прогноз. Эта цифра была уменьшена.11 Некоторые исследователи прогнозируют рост ВВП ЕС, однако подобные оценки вызывают сомнение.

Под угрозой окажутся устойчивые позиции ЕС в мировой экономике и глобальной финансовой системе. В ходе мирового кризиса 2007-2009 годов финансовому сектору ЕС был нанесен ущерб в несколько сотен миллиардов. В результате введения налога на финансовые операции из финансового сектора европейских стран будет утекать капитал, исчисляемый миллиардами. Ухудшение экономического положения европейских стран в долгосрочной перспективе приведет к устойчивому снижению курса евро.

В долгосрочной перспективе снижение эффективности финансового сектора и экономики ЕС приведет к ухудшению инвестиционного климата внутри национальных экономик европейских стран и охлаждению их отношений с иностранными партнерами. Весьма вероятно усиление финансовых центров других стран, например Великобритании, которая скорее всего не войдет в налоговую зону.

Следует отметить, что ЕС не является единственным привлекательным для инвесторов регионом мира. Введение НФО в европейских странах создаст риск того, что иностранные инвесторы не захотят покупать европейские финансовые активы по ценам, более высоким, чем в других регионах.

1 Следует иметь в виду, что налог Тобина по понятным причинам не является аналогом налога на финансовые операции.

2 Stephany Griffith-Jones, Avinash Persaud. Financial Transaction Taxes. P. 1б. http:// www.europarl.europa.eu/document/ activities/cont/201202/20120208ATT375 96/20120208ATT37596EN.pdf.

3 http://www.oxfam.de/informieren/steuer-gegen-armut.

4 Europaeische Kommission. Vorschlag fuer eine Richtlinie des Rates ueber die Umsetzung einer Verstaerkten Zusammenarbeit im Bereich der Finanztransaktionssteuer. S. 9. http:// ec.europa.eu/taxation customs/resources/ documents/taxation/com 2013 71 de.pdf.

б Europaeische Kommission. Vorschlag fuer eine Richtlinie des Rates ueber

die Umsetzung einer Verstaerkten Zusammenarbeit im Bereich der Finanztransaktionssteuer. S. 28. http:// ec.europa.eu/taxation customs/resources/

documents/taxation/com 2013 71 de.pdf.

6 См. подробнее об исключениях: Europaeische Kommission. Vorschlag fuer eine Richtlinie des Rates ueber die Umsetzung einer Verstaerkten Zusammenarbeit im Bereich der Finanztransaktionssteuer. S. 10, 25. http:// ec.europa.eu/taxation customs/resources/ documents/taxation/com 2013 71 de.pdf.

7 http://www.oxfam.de/informieren/steuer-gegen-armut.

8 Europaeische Kommission. Vorschlag fuer eine Richtlinie des Rates ueber die umsetzung einer Verstaerkten Zusammenarbeit im Bereich der Finanztransaktionssteuer. S. 11-12. http:// ec.europa.eu/taxation customs/resources/ documents/taxation/com 2013 71 de.pdf.

9 Oeffentliche Anhoerung im Finanzausschuss des Deutschen Bundestags. Stellungnahme der Gruppe Deutsche Boerse zum Vorschlag fuer eine Richtlinie der Rates ueber das gemeinsame

Finanztransaktionssteuersystem und zur Aenderung der Richtlinie 2008/7/

EG (Ratsdok. Nr. 14942/11). Berlin,

November 2011. S. 2. http://deutsche-

boerse.com/dbg/dispatch/de/binary/

gdb_content_pool/imported_files/

public_files/10_downloads/11_about_us/

Public_Affairs/Position_paper/20111219_

DBG_statement_on_FTT.pdf.

10 http://www.oxfam.de/informieren/ steuer-gegen-armut.

11 Stephany Griffith-Jones, Avinash Persaud. Financial Transaction Taxes. P. 1. http://www.europarl.europa.eu/document/ activities/cont/201202/20120208ATT375 96/20120208ATT37596EN.pdf.

12 Стоит упомянуть о значительных расхождениях в статистических данных Центробанка России и Евростата (составляется на основе данных стран ЕС), характеризующих инвестиционные отношения ЕС и РФ.

13 http://epp.eurostat.ec.europa.eu.

Список использованной литературы

1. Amtsblatt der Europaeischen union (Veroeffentlichungsbeduerftige Rechtsakte). VERORDNuNG (EG) Nr. 1287/2006 DER KOMMISSION vom 10. August 2006 zur Durchfuehrung der Richtlinie 2004/39/EG des Europaeischen Parlaments und des Rates betreffend die Aufzeichnungspflichten fuer Wertpapierfirmen, die Meldung von Geschaeften, die Markttransparenz, die Zulassung

von Finanzinstrumenten zum Handel und bestimmte Begriffe im Sinne dieser Richtlinie.

2. Amtsblatt der Europaeischen Union (Veroeffentlichungsbeduerftige Rechtsakte). RICHTLINIE 2004/39/EG DES EUROPAEISCHEN PARLAMENTS UND DES RATES vom 21.

April 2004 ueber Maerkte fuer Finanzinstrumente, zur Aenderung der Richtlinien 85/611/EWG und 93/6/EWG des Rates und der Richtlinie 2000/12/EG des Europaeischen

Parlaments und des Rates und zur Aufhebung der Richtlinie 93/22/EWG des Rates.

3. EUROPAEISCHE KOMMISSION. Bruessel, den 28.9.2011 K0M(2011) 594 endgultig 2011/0261 (CNS) Vorschlag fuer eine RICHTLINIE DES RATES ueber das gemeinsame Finanztransaktionssteuersystem und zur Aenderung der Richtlinie 2008/7/EG.

4. EuROPAEISCHE KOMMISSION. Bruessel, den 14.2.2013 COM(2013) 71 final 2013/0045 (CNS) Vorschlag fuer eine

RICHTLINIE DES RATES ueber die umsetzung einer Verstaerkten Zusammenarbeit im Bereich der Finanztransaktionssteuer.

5. Deutsche Boerse Group. Oeffentliche Anhoerung im Finanzausschuss des Deutschen Bundestags. Stellungnahme der Gruppe Deutsche Boerse zum Vorschlag fuer eine Richtlinie der Rates ueber das gemeinsame Finanztransaktionssteuersystem und zur Aenderung der Richtlinie 2008/7/EG (Ratsdok. Nr. 14942/11). Berlin, November 2011.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, финансовый сектор, налог на финансовые операции, транзакционные издержки, инвестиционные связи.

Последствия для России

Объемы портфельных инвестиций между Россией и ЕС небольшие, однако Европа является важным партнером России в области прямых инвестиций.12 Причем сумма накопленных ПИИ из Евросоюза в Россию значительно превышает аналогичный показатель из РФ в страны ЕС.13

В случае принятия налога на финансовые операции в европейских странах без существенного изменения предложенных ставок в долгосрочной перспективе следует ожидать ослабления потока инвестиций в РФ из европейского региона. Причем не столько по причине необходимости осуществления налоговых платежей, сколько из-за негативного влияния данного налога на финансовый сектор и, следовательно, экономику европейских стран.

В общем и целом введение налога на финансовые операции в европейских странах способно привести к ослаблению инвестиционных связей между Россией и ЕС. Это будет иметь негативные последствия как для России, так и для Европы, учитывая исторически обусловленную взаимную заинтересованность экономического, политического и культурного взаимодействия.

ee

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № б (134) 2013

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.