Научная статья на тему 'Антикриминальная политика в контексте общетеоретической науки о криминале'

Антикриминальная политика в контексте общетеоретической науки о криминале Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикриминальная политика в контексте общетеоретической науки о криминале»

(567,2%), среднегодовой прирост за этот период равен 205%1. В последующие годы (2008—2015) происходит резкое снижение количества зарегистрированных преступлений, совершаемых в сфере интеллектуальной собственности, без видимых причин. Если снижение, то почему контра-фактом завалены магазины и рынки, даже детские товары на 30% поддельны, почему мы сталкиваемся с фальсифицированными лекарственными препаратами, по данным экспертов их 25% на российском рынке.

Также ведется борьба и с отдельными видами преступлений. И здесь следует поддержать профессора С.Я Лебедева, который в своей статье «3й-восприятие правоохранительного пространства. За бесконечными реформами силовых ведомств не потерять бы ориентиров общественной безопасности», опубликованной в «Независимой газете», написал: «основываясь на результатах проводимых в нашей стране многочисленных квалифицированных социологических опросов, позволю утверждать, что опасности эти в предчувствиях наших соотечественников ассоциируются не столько с терроризмом, сколько с обычными кражами, грабежами, разбоями, хулиганством, сексуальным и прочим физическим насилием, наркотическими деликтами и многими иными тому подобными традиционными преступными посягательствами, остающимися без должного полицейского внимания»2.

Следовательно, говорить об отсутствии уголовной политики не приходится. Отдельные положения, относящиеся к уголовной политике, содержатся в ряде антикриминальных законодательных актов, в иных нормативных документах, как федерального, так и регионального уровня. Элементы уголовной политики отражены в концепциях и стратегиях, но сложность заключается в том, что отсутствует единый документ — Концептуальные основы борьбы с преступностью. Именно его отсутствие привело к тому, что кампании по борьбе с преступностью не носят постоянного характера, они хаотичны, что современное законодательство криминального цикла, а в том числе и уголовное законодательство, по признанию большинства специалистов, характеризуется отсутствием четкого и теоретически обоснованного вектора развития уголовно-правовых норм.

Именно на принципах и направлениях Концептуальных основ борьбы с преступностью должны быть построены основные положения закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», которые должны быть учтены при разработке и принятии финансово обеспеченной программы противодействия преступности в Российской Федерации. Принятие такой программы позволило бы использовать и целевые программы по отдельным видам преступности с учетом их специфики.

Г.Н. Горшенков, доктор юридических наук, профессор, почетный вице-президент Российской криминологической ассоциации, профессор кафедры уголовного права и процесса Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

Антикриминальная политика в контексте общетеоретической науки о криминале

Учение о криминале с исторических времен формирования предпосылочных знаний до современной общетеоретической (как называют криминологию) науки отраслей антикриминального цикла всегда включало и включает сегодня в числе их «политическую отрасль».

Слово «отрасль» в настоящем контексте имеет собирательное значение: оно «собирает» множество таких «подотраслей», как «уголовная политика», «уголовно-процессуальная политика», «уголовно-исполнительная политика», «криминологическая политика» и т. д. Можно сказать, сколько антикриминальных дисциплин, столько и соответствующих политик. Но сказать-то можно, однако, сказать не значит произнести истинное.

Такая дифференциация объясняется важнейшими закономерностями развития науки, то есть диалектическим противодействием двух противоположностей — дифференциации и интеграции. Так называемая дифференцированная волна нарастания знаний происходит всегда, когда процесс познания выбранного явления первоначально носит общий характер (описания, объяснения

1 Использованы данные ГИАЦ МВД РФ. URL : httg mvd. ru (дата обращения: 21.02.2016).

2 Лебедев С.Я. 3й-восприятие правоохранительного пространства // Независимая газета. 2016. 19 апреля. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2016-04-19/14_3d.html

его целиком в движении и развития), но затем по мере углубления в предмет познания исследовательская мысль все глубже поникает в структурные составляющие предмета, как бы расчленяя его на изолированные области. Например, Ф. Лист осмысливал уголовную политику в широком смысле, как «систематическое собрание тех основных положений, сообразуясь с которыми государство должно вести борьбу с преступлением посредством наказания и родственных последнему установлений»1.

Ученый считал, что уголовная политика должна основываться на криминологическом изучении причин преступности. Изучение генезиса преступности привело его к выводу о том, что одно лишь «уголовное право бессильно в отношении преступности»2, ибо «наложить узду» на насилие, корысть, половую разнузданность и прочие негативные социальные явления средствами уголовного права невозможно. Необходимы усилия общества, хотя даже «самой идеальной социальной политике не удастся вовсе устранить из человеческого общества преступления»3.

Таким образом, вся политика борьбы с преступностью уже дифференцировалась Листом на два вида — юридического и социально-юридического характера. Ныне научный анализ «политики борьбы с преступностью» структурировал ее детальнейшим образом. Например, профессор П.Н. Панченко выделяет в уголовной политике восемь видов, или «основных элементов»4.

Вместе с тем, нам известно, что при чрезмерной дифференциации, или отраслезации теряется цельный образ изучаемого предмета. Исследователи, ушедшие в глубь предмета, начинают рассматривать свой минипредмет как «относительно самостоятельный» и разрабатывать соответствующие частные теории, подчеркивая их право на научный суверенитет.

Между тем сегодня наше общество имеет мощную криминальную систему, которую можно было бы назвать организованной преступностью. Но это больше, чем организованная преступность. В стране наряду с гражданским обществом сформировалось и функционирует криминальное общество. Со своей культурой, политикой, системой управления, финансовой системой, бюджетом. Разумеется, такой мощной криминальной системе должна быть противопоставлена не только адекватная, но более мощная антикриминальная система. Управление ею нуждается в более чем адекватной интегративной, точнее синергетической системе политического обеспечения — антикриминальной политике.

Речь идет об общеотраслевой теории искусства управления противодействием преступности. Представляется, что антикриминальную политику можно определить как направление внутренней государственной политики, ориентированное на разработку и реализацию стратегической линии и тактических целей, принципов и средств, или возможностей специализированных (уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного, тактико-специального, в целом правоохранительного) институтов государственного управления в обеспечении защищенности личности, общества и государства от криминальной угрозы в реальной криминологической ситуации (по аналогии с определением уголовной политики профессора Г.М. Минь-ковского).

Можно говорить о структуре этой теоретико-прикладной отрасли знания, которая включает три звена (соответственно трехзвенной системе государственного правоохранительного управления): концептуальное, правотворческое и исполнительное.

Концепция (от лат. conception — восприятие) определяется как просвещенное восприятие какого-либо явления, или система взглядов на это явление. То есть концепция выступает как система руководящих идей и положений о политике (борьбы с преступностью), процессах, которые так или иначе связаны с ней, как способ их рассмотрения, понимания5.

Концепция в данном контексте выступает как своего рода сплав криминологических и политологических положений.

1 Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / сост. и пре-дисл. В.С. Овчинского. М., 2015. С. 7.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 103.

4 Панченко П.Н. Уголовная политика — основа законности борьбы с преступностью. Н. Новгород, 1991. С. 64—97.

5 Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1964. С. 330.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 3 (35)

301

Особый вопрос состоит в определении сущности антикриминальной политики, какой она должна быть не как отрасль (уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, криминологическая и т. п.), а как межотраслевая, или родовая теория. В осмыслении антикриминальной политики как научной категории следует обратить внимание на значение словообразовательной единицы «анти», то есть противоположности. И здесь необходимо выделять две стороны объекта политики. Во-первых, в значении «против криминала» политика обращена, казалось бы, на криминал. Однако, опираясь на учение Аристотеля, политика — это искусство управления государством, то есть государством (в нашем случае), которое и осуществляет противодействие криминалу. В данном контексте политика — это (изложенный в концепции) образ действий, направленных на обеспечение эффективности системы государственного управления. Таким образом, непосредственным объектом для антикриминальной политики является правоохранительная система исполнительно-распорядительной деятельности.

Во-вторых, представляется, что «антикриминальную политику» следует рассматривать и как государственно-правовую силу, противодействующую криминальной политике. В данном случае непосредственным объектом антикриминальной политики выступает криминальная политическая система1, криминальный менеджмент2. Образно говоря, сила, конечно, есть и в каждом пальце (уголовной, процессуальной и т. п. политике), но несоизмеримо большей (государственно-правовой) силой наливается кулак, сформированный из пальцев, то есть антикриминальная политика.

Функциональности ее принадлежит особая роль. Функция — это закон деятельности системы. Этот элемент антикриминальной политики можно определить как способность изменять свое назначение, то есть направление и характер деятельности в соответствии с поставленными целями. Функциональность можно сравнить со способностью системы к так называемой «перезагрузке». Этот, главным образом, политический термин весьма точно передает смысл искусства управления системой противодействия преступности.

«Перезагрузка» есть своего рода перестройка системы антикриминальной политики в соответствии с избираемым приоритетным направлением (законотворческой, процессуальной, исправительной или иной деятельности). И тогда все остальные резервы, сориентированные на другие направления, в разумных пределах усиливают политический потенциал на приоритетном направлении или приоритетных направлениях.

В частности, профессор А.И. Долгова рассматривает две основные функции антикриминальной политики: разрушающую (криминальные отношения и конструкции) и созидающую (правоустойчи-вость и антикриминальную безопасность), что, кстати, требует немалых затрат и усилий специалистов разных отраслей науки и практики3.

Принимая во внимание проблему безопасности, одной из главных угроз которой признана преступность, можно выделить два важнейших назначения (функции). Первое назначение антикриминальной политики — минимизация и по возможности полное устранение криминальной угрозы в значительной мере путем разрушения криминальных отношений и структур. Второе — созидание и творчество во всех областях социальной жизни, то есть укрепление внутренней устойчивости объекта перед криминальной угрозой. Обе функции-задачи ориентированы на достижение главной цели — максимальное обеспечение антикриминальной безопасности

Но, используя иные критерии классификации, можно определить и такие виды функции: идеологическая, аналитическая, программно-целевая, организующая и возможные другие.

Завершая эти краткие наброски концептуального характера, в которых вкладывается призыв к размышлениям о проблеме, обозначенной заглавием статьи, представляется целесообразным адресовать читателя к некоторым работам автора на означенную тему4.

1 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 373.

2 Там же. С. 287.

3 Долгова А.И. Предисловие // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / под ред. А.И. Долговой. М., 2004. С. 9.

4 Горшенков Г.Н. Криминология как «расширенная наука» о преступности: время становления и развития: монография. Н. Новгород, 2015. С. 120—129; Горшенков Г.Н. Политизация зла // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3; Горшенков Г.Н. Эффективность коррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.