ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рашева Наталья Юрьевна
канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО МГТУ
г. Мурманск, РФ Е-тай: апу;а_ш@тай.ги
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Важное направление в реализации стратегии антикоррупционной политики государства -антикоррупционное образование, как эффективное и перспективное направление противодействия коррупции.
Цель работы - правовой анализ деятельности образовательных антикоррупционных мероприятий как сознательно определенных, ожидаемых результатов, которых стремится достичь государство, с помощью сложившейся системы образования в целом, и высшего юридического, в частности.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Результат: Правительству Мурманской области следует рекомендовать принять Постановление «Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2016 - 2017 годы».
Выводы: Необходимо усиление взаимодействия органов власти Мурманской области с образовательными заведениями, действующими на территории Мурманской области, в части, проведения антикоррупционных воспитательных и просветительских мероприятий (круглых столов, дебатов, конкурсов научных работ, конференций и т.д.).
Ключевые слова
Коррупция; антикоррупционное образование; противодействие и предупреждение коррупции; высшее
образование; молодежь.
Об особенностях осуществления антикоррупционной политики и его роли в образовательной деятельности [12; 13; 14; 15] ранее уже шла речь в публикациях автора, в рамках данной статьи пойдет речь о возможностях антикоррупционного образования и его роли в современной политике государства. Правовая основа осуществления образовательной деятельности закреплена в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29 декабря 2012 г. [1], правовая основа противодействия коррупции регламентирована Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции», принятом 25 декабря 2008 г. N° 273-Ф3 [2].
Образование - одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития [16; С. 28].
Одним из важных направлений в реализации стратегии антикоррупционной политики в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 [3], является антикоррупционное образование. Его цель -специализированное обучение и воспитание кадров по вопросам предупреждения коррупции, формирования у них антикоррупционного мировоззрения, а также повышения уровня самосознания и правовой культуры.
В свете сказанного, представляет интерес Распоряжение Президента РФ от 21.05.2015 г. № 140-рп «Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» [4] (документ принят в
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2016 ISSN 2411-717Х
целях реализации подпункта «б» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента России от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» [3]).
Площадкой для реализации поставленных целей послужило федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», которая явилась единственным исполнителем осуществляемых федеральными государственными органами в 2015 году закупок услуг по повышению квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по дополнительной профессиональной программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» объемом 54 часа.
Представляет интерес работа Министерства образования и науки РФ в анализируемом направлении. Так, до недавнего времени действовал Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2014 г. № 675 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства образования и науки РФ на 20142015 годы» [5]. Так, на период 2014-2015 годов планировалось:
1. Обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях: учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 государственное и муниципальное управление.
2. Определение перечня нормативных правовых актов, которые необходимо разработать в целях противодействия коррупции в организациях, подведомственных Министерству и др.
Значительную роль антикоррупционное образование играет в законодательстве субъектов РФ. Так, на территории Мурманской области действует Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМ0 «О противодействии коррупции в Мурманской области» [7], который формирует правовые основы антикоррупционного поведения в регионе.
В ст. 4 указанного Закона перечислены меры по профилактике коррупции, в числе которых, в подп. 4 значится «антикоррупционное образование». Понятие данной категории дается в ст. 8 Закона, в частности, в данной норме отражено следующее: «Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, осуществляемым в образовательных организациях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также получения дополнительного профессионального образования специалистов соответствующей квалификации» (п. 1 ст. 8 Закона).
Организация антикоррупционного образования в образовательных организациях, находящихся в ведении Мурманской области, возлагается Правительством Мурманской области на орган, осуществляющий управление в сфере образования, и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с законодательством РФ и законодательством Мурманской области (п. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [2], на основании ст. 64 Устава Мурманской области [6], Губернатором Мурманской области принято Постановление от 05.10.2015 г. № 114-ПГ «О мерах по совершенствованию организации деятельности по противодействию коррупции в Мурманской области» [8], которым утверждено «Положение о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области», «Положение о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, и урегулирования конфликта интересов».
Согласно п. 10 указанного Постановления Губернатора, в состав Комиссии, наряду с руководителями органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления Мурманской
области, представителями аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, руководителями территориальных органов федеральных государственных органов, руководителем Общественной палаты Мурманской области, могут входить также и представители научных и образовательных организаций.
В свете изложенного, интересен опыт другого города Северо-Западного федерального округа, - Санкт-Петербурга, где утвержден план мероприятий по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге на 20162017 годы [9]. Антикоррупционному образованию отведен пункт 9, в котором, в частности, в течение 20162017 годов по анализируемому направлению планируется:
1. Организация и проведение мероприятий по антикоррупционному образованию, в части, касающейся содействия включению в программы, реализуемые в указанных организациях, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня антикоррупционного сознания обучающихся.
2. Организация повышения квалификации педагогических работников, по формированию антикоррупционных установок личности обучающихся.
3. Внедрение в деятельность образовательных организаций методик анализа эффективности антикоррупционного образования и повышения уровня антикоррупционного сознания обучающихся и др.
До недавнего времени, в Мурманской области действовал аналогичный документ, определявший план основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2014 - 2015 годы [10].
Документ регламентировал в пункте 7, проведение мероприятий по антикоррупционному образованию. В частности, предусматривалось:
1. Организация антикоррупционного образования гражданских служащих: в рамках госзаказа Мурманской области на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих; обучение специалистов исполнительных органов государственной власти Мурманской области по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы.
2. Организация и проведение мероприятий по антикоррупционному образованию в подведомственных образовательных учреждениях в части, касающейся содействия включению в программы, реализуемые в указанных учреждениях, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.
3. Организация антикоррупционного образования в образовательных учреждениях профессионального образования и дополнительного образования взрослых, расположенных на территории Мурманской области, в части, содействия включению в образовательные программы, реализуемые в этих учреждениях, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующей квалификации и др.
На настоящий момент (17 февраля 2016 г.) аналогичного документа, на 2016-2017 годы, в Мурманской области нет, что, на наш взгляд, не является справедливым.
Таким образом, Правительству Мурманской области следует рекомендовать в скорейшем времени принять Постановление «Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2016 - 2017 годы». Кроме того, в качестве рекомендации по включению дополнительных, по сравнению с ранее имевшими место мероприятиями, по антикоррупционному образованию, полагаем необходимым усиление взаимодействия органов власти Мурманской области с высшими и средними профессиональными образовательными заведениями, действующими на территории региона, в части, проведения антикоррупционных воспитательных и просветительских мероприятий (круглых столов, дебатов, конкурсов научных работ, конференций и т.д.).
Список использованной литературы: 1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. : [ред. от 30.12.2015 г.] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г.; одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. : [ред. от 28.11.2015 г.] // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
3. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции : указ Президента РФ : от 15 июля 2015 г., № 364 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть II). Ст. 4477.
4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы : указ Президента РФ : от 11 апреля 2014 г., № 226 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1729.
5. Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции : распоряжение Президента РФ : от 21 мая 2015 г., № 140-рп // Собрание законодательства РФ. 2015. № 21. Ст. 3101.
6. Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства образования и науки РФ на 20142015 годы : приказ Министерства образования и науки РФ : от 20 июня 2014 г., № 675 : электронный ресурс : режим доступа : КонсультантПлюс: [дата обращения 16.02.2016 г.]
7. Устав Мурманской области : принят Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 г. : [ред. от 02.11.2015 г.] // Мурманский Вестник, № 235, 06.12.1997, с. 6-7.
8. О противодействии коррупции в Мурманской области : закон Мурманской области от 26 октября 2007 г., № 898-01-ЗМО : [ред. от 03.07.2015 г.] : [принят Мурманской областной Думой 16.10.2007] // Мурманский Вестник, № 208, 01.11.2007, с. 6,
9. О мерах по совершенствованию организации деятельности по противодействию коррупции в Мурманской области : постановление Губернатора Мурманской области : от 05 октября 2015 г. № 114-ПГ : электронный ресурс : режим доступа : Официальный портал правовой информации : http://www.pravo.gov.ru [дата обращения 16.02.2016 г.]
10. О Плане мероприятий по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге на 2016-2017 годы : постановление Правительства Санкт-Петербурга : от 26 ноября 2015 г., № 1097 : электронный ресурс : режим доступа : Официальный портал органов государственной власти. Санкт-Петербург : http://www.gov.spb.ru [дата обращения 16.02.2016 г.]
11. Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2014 - 2015 годы : постановление Правительства Мурманской области : от 14 марта 2014 г., № 123-ПП/4 [ред. от 05.05.2015 г.] : электронный ресурс : режим доступа : Официальный портал органов государственной власти. Мурманск : http://www.gov-murman.ru, 21.03.2014. [дата обращения 16.02.2016 г.]
12. Рашева, Н.Ю. Особенности правового обеспечения противодействия коррупции в деятельности вузов (на примере работы кафедры гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО МГТУ) / Н.Ю. Рашева // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 10. С. 89-96.
13. Рашева, Н.Ю. Юридические клиники как элемент антикоррупционного образования / Н.Ю. Рашева // Международная научно-практическая конференция «Современные концепции развития науки». 20 февраля 2016 г. Курган, 2016 (в печати).
14. Рашева Н.Ю. Особенности взаимодействия политических партий и образовательных учреждений в реализации антикоррупционной политики государства / Н.Ю. Рашева // Международное научное периодическое издание по итогам международной. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 24.02.2016 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. (в печати).
15. Рашева, Н.Ю. Правовой мониторинг как возможность противодействия коррупции Международная научно-практическая конференция / Н.Ю. Рашева // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития, 23 февраля 2016 г. Киров, 2016 (в печати).
16. Сергеев, А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы / А.Л. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 28-31.
© Рашева Н.Ю., 2016