Научная статья на тему 'Антиинфляционная политика государств (вчера и сегодня)'

Антиинфляционная политика государств (вчера и сегодня) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2186
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / УРОВЕНЬ ЦЕН / ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ / ГРАДУИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА / ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ / КРЕДИТОВАНИЕ / INFLATION / PRICE LEVEL / SHOCK THERAPY / GRADUATION / CURRENCY REFORM / MONEY OFFER / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синева М. Б.

В статье рассматриваются основные причины инфляции и методы борьбы с ней. Изучены причины инфляции в 1940 -1945-е гг. и методы, использующиеся для ее снижения. Рассмотрены методы борьбы с инфляцией в конце ХХ в. Делается предположение, почему развитые экономические страны не используют конфискационные денежные реформы как метод борьбы с инфляцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTI-INFLATION POLICY OF THE GOVERNMENT (YESTERDAY AND NOW)

The article shows principle reasons of inflation and ways to cope with it. The author studies the reasons of inflation in 1940"1945 and ways to curb it. The ways to curb inflation at the end of the XX century are also considered in the article. The author offers an explanation why leading economies do not use confiscatory currency reforms as a method to lower inflation.

Текст научной работы на тему «Антиинфляционная политика государств (вчера и сегодня)»

ции на 2009 год» и «Комплексной программе антикризисных мер Саратовской области на 2009 - 2010 годы».

Реализованная в настоящее время система стабилизационных мер по оказанию помощи банкам предусматривает:

- предоставление ликвидности банкам с государственным участием. В рамках данного направления помощи Сбербанку РФ, Газпромбанку и ВТБ для стабилизации их финансового положения и поддержки внутреннего рынка межбанковского кредитования были выделены средства федерального бюджета в размере 60 млрд руб.;

- введение механизма компенсации убытков банков от межбанковского кредитования, что должно было страховать кредитные риски посредством внебиржевых кредитных деривативов, сделки по которым Банк России будет заключать на двухсторонней основе;

- изменение условий кредитов рефинансирования и повышение значимости кредитов рефинансирования в структуре источников фондирования банков;

- введение механизма беззалогового кредитования, что ориентировано на банки «второго эшелона», имеющие рейтинги долгосрочной кредитоспособности;

- размещение депозита Банка России во Внешэкономбанке на сумму 50 млрд дол. США, что преследовало цель замещения источников внешнего финансирования для банков и нефинансовых организаций, которые не смогут самостоятельно рефинансировать существующий долг за рубежом;

- предоставление субординированных кредитов в сумме 950 млрд руб. в качестве долгосрочных источников финансирования. Так, на срок до 2020 г.

под 8% годовых были предоставлены кредиты: Сбербанку РФ (до 500 млрд руб.), ВТБ (до 200 млрд руб.), Россельхозбанку (до 25 млрд руб.), другим банкам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности (до 225 млрд руб.);

- снижение норматива обязательных резервов как средства предоставления банкам дополнительной ликвидности. По оценкам экспертов Всемирного банка, вследствие этой меры российские банки получили средства в размере 300 млрд руб.;

- передача Агентству по страхованию вкладов функций по предупреждению банкротства проблемных банков, когда исходя из принципа социально-экономической целесообразности оказывается государственная поддержка банков, банкротство которых обойдется обществу дороже, чем восстановление его деятельности, на основе привлечения частных инвесторов (переход банка под управление государства допускается лишь как временный вариант). Источниками санации банков являются средства федерального бюджета, кредиты Банка России, средства Фонда страхования вкладов.

Уровень принятия решений об оказании помощи банкам определяет универсальный характер предложенных мер - все они рассчитаны на стабилизацию банковской системы в целом, ключевые параметры механизма предоставления средств являются одинаковыми для всех банков без исключения, что, казалось бы, должно означать и равномерность воздействия предложенных мер на разные группы коммерческих банков. Однако на практике вопрос о доступности выделяемых средств для региональных банков стоит исключительно остро.

удк 3361 м.В. Синева

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ (ВЧЕРА И СЕГОДНЯ)

В статье рассматриваются основные причины инфляции и методы борьбы с ней. Изучены причины инфляции в 1940 -1945-е гг и методы, использующиеся для ее снижения. Рассмотрены методы борьбы с инфляцией в конце ХХ в. Делается предположение, почему развитые экономические страны не используют конфискационные денежные реформы как метод борьбы с инфляцией.

Ключевые слова: инфляция, уровень цен, шоковая терапия, градуирование, денежная реформа, предложение денег, кредитование.

M.V. Sineva

THE ANTI-INFLATION POLICY OF THE GOVERNMENT (YESTERDAY AND NOW)

The article shows principle reasons of inflation and ways to cope with it. The author studies the reasons of inflation in 1940"1945 and ways to curb it. The ways to curb inflation at the end of the XX century are also considered in the article. The author offers an explanation why leading economies do not use confiscatory currency reforms as a method to lower inflation. The key words: inflation, price level, shock therapy, graduation, currency reform, money offer, credit.

Когда в стране темп роста уровня цен достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Несмотря на существующие в каждой стране национально-институциональные особенности, между темпами инфля-

ции и роста предложения денег наблюдается тесная корреляционная зависимость. Непременным услови -ем возникновения или ускорения инфляции является повышение темпа прироста предложения денег. При экзогенном увеличении темпа роста денежной массы говорят, что инфляция имеет монетарное происхожде-

ние. Если ускорение предложения денег явилось следствием изменений в реальном секторе экономики (рост издержек производства, структурные сдвиги спроса), то инфляция имеет немонетарный характер.

Однако остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарны -ми факторами она порождена, можно только при снижении темпов предложения денег Правительство может сделать это всего лишь двумя способами: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Исход сражений в годы Второй мировой войны также зависел от возможностей государства мобилизовать все средства для финансирования армий, в том числе и эмиссию необеспеченных денег Это создало во всех воевавших государствах огромный «денежный навес», избавиться от которого было необходимо в первые послевоенные годы. Без этого был невозможен переход к мирной экономике, ее устойчивое развитие. Задача послевоенных денежных реформ сводилась к принудительному изъятию из обращения части излишней бумажно-денежной массы.

В СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» был установлен порядок обмена старых денег на новые, а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. Эта реформа готовилась в строжайшей тайне и была неожиданной для тех, кто имел сбережения. При перерасчете зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в сберкассы суммы до 3 тыс. руб. обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тыс. руб. было произведено сокращение накоплений на 1/3 суммы, по вкладам в размере свыше 10 тыс. руб. изымалось 2/3 суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых.

В Бельгии, например, по закону от 6 октября 1944 г. все старые банкноты подлежали сдаче, а взамен выдавались новые лишь на сумму 5 000 франков на человека, остальная же сумма зачислялась на вклады в банках и сберегательных кассах, причем 40% блокировалось временно, а 60% - постоянно. Затем блокиро -вание было распространено и на прежние банковские депозиты; только 10% суммы депозитов зачислялось на так называемый свободный счет, из остальной же части 40% - на временно блокированный счет и 60% -на постоянно блокированный счет Аналогичным образом проводились денежные реформы и в ряде других стран, хотя нормы выдачи новых банкнот взамен старых были в разных странах различными.

Формально не носила конфискационный характер только денежная реформа во Франции. В отличие от других стран здесь не проводилось даже блокирования части денег, а дело было сведено лишь к обмену в июне 1 945 г старых банкнот на новые по номиналу, без всякого ограничения суммы. Однако в действительности реформа позволила выявить и конфисковать весьма значительные денежные накопления, произведенные предпринимателями и частными лицами, скомпрометировавшими себя сотрудничеством с оккупационными властями. Поэтому многие из них предпочли не обменивать вышедшие из употребления деньги, что

привело к сокращению денежной массы почти на 20% (с 549 млрд франков в конце мая 1945 г. до 444 млрд франков в начале августа того же года) [1].

Такой же конфискационный характер имели денежные реформы в странах Восточной Европы. Технически они проводились тем же методом, что был описан выше - путем обмена старых банкнот на новые и превращения части предъявляемых к обмену денег в блокиро -ванные депозиты. Например, в Чехословакии, по закону от 21 октября 1945 г все обращавшиеся деньги были изъяты и обменены на новые из расчета 500 крон на душу населения, а превышавшие эту норму суммы превращены в блокированные депозиты. В Болгарии денежная реформа, имевшая место в марте 1947 г, была проведена путем обмена старых банкнот на новые гражданам в пределах до 2 000 левов на человека (для военнослужащих - до 1 000 левов), предприятиям - до 50% выплаченной за предыдущий месяц заработной платы, а государственным учреждениям и общественным организациям - на 100%. Не подлежавшие по законному обмену т.е. превышавшие установленные нормы, денежные суммы были зачислены на блокированные счета.

Последней из конфискационных реформ была проведенная в западных оккупационных зонах Германии денежная реформа. В ночь на 21 июня 1948 г по распоряжению оккупационных властей хождение старых обесценившихся рейхсмарок отменялось. Вместо них вводились новые деньги - дойчмарки. Каждый житель западных оккупационных зон получал на руки 40 дойчмарок. Половина наличности и частных сбережений обменивалась в отношении 10:1. Вторая половина замораживалась и позже обменивалась в отношении 20:1. Денежные обязательства банков и других финансовых учреждений старой Германии в основном аннулировались. Учреждался новый финансовый институт -эмиссионный Банк немецких земель, который не принимал на себя никаких обязательств старых институтов [3]. Заводам, фабрикам и другим промышленным предприятиям были ассигнованы средства для выплаты первой зарплаты. В дальнейшем они должны были добывать деньги коммерческим путем. При этом выплата зарплат, пенсий, уплата налогов, отчисления в страховые фонды, квартирная плата, коммунальные платежи и прочие производились в соотношении 1:1.

Таким образом, по идее и технике проведения денежные реформы в странах Восточной и Западной Европы не различались. И в том, и в другом случае речь шла о конфискации (замораживании) постоянной или временной части денежных накоплений населения.

С конца 1944 г. до середины 1952 г в Европе были проведены 24 реформы такого типа. По методам проведения все денежные реформы можно разделить на три типа:

- обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег (например, в ноябре 1944 г в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд старых);

- временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей ; подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), в Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и других странах;

- сочетание первого и второго методов денежных реформ; этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название «шоковой терапии».

Из истории мы видим, что инфляция возникала во время войны, когда государство для финансирования своих военных расходов выпускало большое количество бумажных денег. Соответственно, государства прини -мали один и тот же способ борьбы с инфляцией - конфискационные денежные реформы. Однако это не относится к США. Это связано с тем, что достаточно успешная экономическая политика во время войны предотвратила в США инфляцию, поскольку для экономики США это был период борьбы с последствиями кризиса 1930-х гг.

Тем не менее опыт США для борьбы с инфляцией обычно приводят и в качестве отрицательного примера, когда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией правительство проводило так называемую политику цен и доходов. Администрацией президента Р Никсона был введен контроль за ценами в США. Контроль был введен в августе 1972 г., когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3 -5%. Спустя 2 года она достигла 12%, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами.

Современные методы борьбы с инфляцией получили свое широкое развитие в результате успешной антиинфляционной политики консервативных правительств в развитых капиталистических странах в 1980-х гг. Возьмем в качестве примера экономическую программу администрации Рейгана, ядром которой служила антиинфляционная программа - так называемую рейганомику успешно проведенную в жизнь в 1981 - 1988 гг.

Отказавшись от ликвидации дефицита федерального бюджета, администрация Рейгана направила экономическую политику на блокирование инфляционного влияния этого дефицита. В качестве решающей меры использовалось покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга - прежде всего, использования сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии). При Рейгане государство для покрытия дефицита госбюджета поглощало около 50% соответствующих сбережений. Это повлекло за собой повышение процентных ставок, что при некоторых негативных последствиях имело и положительное для экономики США значение: способствовало привлечению в страну значительных капиталов из других стран, в результате заметно расширились рамки денежного рынка США, позволив параллельно удовлетворить наряду с государственными нуждами и инвестиционные потребности частного предпринимательства.

Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом. Еще одно важное практическое направление «рейганомики» - серия мер по усилению конкурентно-рыночного климата в стране (всемерная либерализация внешней и внутриэкономической деятельности, отказ от прежних

государственных мер по поддержке малоконкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др.). Это, несомненно, резко усилило конкурентное, в том числе и со стороны дешевого импорта, понижающее давление на уровень цен внутри США, дополнительно способствуя уменьшению инфляции. В этом же направлении действовал курс на укрепление международных позиций доллара.

В итоге практический вариант «рейганомики» оказался отражением, прежде всего, политики здравого смысла, умело сочетающей методы и монетаристских, и кейнсианских теорий, и концепций экономики предложения (с явным приоритетом последних). Выполнение этой программы дало блестящие результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм; безработица сократилась до умеренных размеров.

Однако ряд ученых придерживаются мнения, что антиинфляционная политика и денежная реформа являются основными методами стабилизации денежного обращения [2, с. 32 - 52]. Как мы видим, сейчас в развитых экономических странах использование правительством денежных реформ для подавления инфляции не получило признания. Это связано с тем, что снижение инфляции можно обеспечить проведением только конфискационной денежной реформы. Однако в современных условиях в экономически развитых странах население страны предпочитает пользоваться кредитом. В результате конфискационная денежная реформа не достигает своей цели, так как население, которое не пользуется кредитом (богатая часть), предпочитает размещать денежные средства в ликвидные активы ценные бумаги, антиквариат, недвижимость и т.д. Поведение конфискационной денежной реформы в таких условиях не достигнет своей цели, и развитые страны предпочитают использовать другие методы борьбы с инфляцией.

Центр экономических исследований Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) составил рейтинг 125 стран по объемам кредитования частного сектора. Для России результаты проведенного исследования выглядят плачевными: страна занимает только 86-е место (16% ВВП) в мире. Аналогичный показатель имеют Болгария, Гаити, Монголия и Того. Казахстан находится на 88-м месте, Молдова - на 89-м, Украина - на 92-м, Беларусь - на 101-м и т.д. В то же время России еще далеко до таких стран, как Таиланд, Тайвань, Южная Корея, Израиль, Австралия, где объем кредитов сопоставим с ВВП [4].

На наш взгляд, в странах, где высок уровень кредитования, проводить конфискационные денежные реформы смысла нет. Однако в странах, где данный показатель низкий, мы считаем, что возможно принятие данных мер в целях снижения инфляции.

1. Винцер Ю. Денежные реформы во Франции, Бельгии и Голландии // Деньги и кредит. 1947. № 2.

2. Тарасов В.И. О роли денег, валютном регулировании и антиинфляционной политике // Современная финансовая теория : сб. науч. ст. / под общ. ред. М.М. Ковалева. Минск: БГУ, 2003.

3. иК1_: www.bonistikaweb.ru

4. иК1_: www.mifp.ru/cei/33.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.