Научная статья на тему 'АНТИГЛОБАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННЫХ'

АНТИГЛОБАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИГЛОБАЛИЗМ И ЕГО ТИПЫ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ПАЦИФИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баева Людмила Владимировна

Антиглобализм – одно из наиболее активных и не однозначных в оценках современных общественных движений, связанных с процессом глобализации. С одной стороны, его представители выступают нарушителями общественного порядка, обвиняются в хулиганстве и даже экстремизме, с другой, они позиционируют себя как сторонники антимилитаристских взглядов и ненасильственных действий. В современных СМИ трудно найти достоверную информацию о действиях и политических программах антиглобалистов, чаще всего, мы получаем искаженную, фальсифицированные данные, связанные с ними. Для того чтобы разобраться в сущности антиглобализма необходимо прояснить цели и методы действия этого разнородного, но весьма многочисленного движения, а также определить причины своеобразного имиджа антиглобализма, формируемого СМИ. Именно этим задачам и будет посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИГЛОБАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННЫХ»

АНТИГЛОБАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННЫХ*

Баева Людмила Владимировна, доктор философских наук, профессор

Астраханский государственный университет

414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: baevaludmila@mail.ru

Антиглобализм - одно из наиболее активных и не однозначных в оценках современных общественных движений, связанных с процессом глобализации. С одной стороны, его представители выступают нарушителями общественного порядка, обвиняются в хулиганстве и даже экстремизме, с другой, они позиционируют себя как сторонники антимилитаристских взглядов и ненасильственных действий. В современных СМИ трудно найти достоверную информацию о действиях и политических программах антиглобалистов, чаще всего, мы получаем искаженную, фальсифицированные данные, связанные с ними. Для того чтобы разобраться в сущности антиглобализма необходимо прояснить цели и методы действия этого разнородного, но весьма многочисленного движения, а также определить причины своеобразного имиджа антиглобализма, формируемого СМИ. Именно этим задачам и будет посвящена данная работа.

Ключевые слова: антиглобализм и его типы, фальсификация, пацифизм, экстремизм.

THE ANTI-GLOBALIZATION MOVEMENT AND PROBLEM OF FALSIFICATION OF DATES

Baeva Liudmila V., D.Sc. (Philosophy), Professor

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia

E-mail: baevaludmila@mail.ru

The Anti-globalization movement - one of the most active and not unequivocal in assessments of the modern social movements connected with process of globalization. On the one hand, its representatives act as nuisancers, are accused of extremism, with another, they position themselves as supporters of antimilitaristic sights and nonviolent actions. It is difficult to _ find a trustworthy information in modern mass-media about actions and political programs of anti-globalization movement, more often, we obtain deformed, the forged data connected with them. To understand in effect антиглобализма it is necessary to clear objectives and methods of action of this diverse, but very numerous movement as well as to define the reasons for original image anti-globalists, shaped massmedia. The given work also will be devoted to these problems.

Keywords: the anti-globalization movement and its types, Falsification, Pacifism, Extremism.

Прежде всего, отметим, что антиглобализм, как и большинство политизированных движений, имеет протестный характер и является Ответом на сложившуюся ситуацию в мире, которая трактуется его последователями как угроза культурной (в том числе, политической, экономической, экологической, национальной безопасности). Именно поэтому антиглобализм в большей степени представляет собой форму сопротивления происходящим глобализационным процессам, а не самостоятельное движение. Эта позиция может трактоваться как нигилизм, но скорее, она является проявлением критического мышления, а также, парадоксальным образом, своеобразной формой защиты традиционных форм социальной жизни. В этом заключается одна из особенностей антиглобализма: присущий аналогичным движениям дух противостояния государственной системе (антимилитаристским по духу, например, таким как битники, хиппи) направлен на сохранение сложившихся тысячелетиями форм этно-политического и культурного саморазвития, а не на отрицание старого

* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект 2012-1.1-12-000-3001-057 «Фальсификация политической истории: от достоверности идеологической к достоверности научной».

порядка (что отличает его, например, от движений революционного плана). Главное внимание антиглобалистов направлено на критику неолиберализма, современных ТНК, но сама идейно-политическая программа движения находится еще в стадии активного формирования. Среди его идеологов выделяют П. Бурдье, С. Джоржа, Н. Клейна, К. Ллойда, Л. Ларуша, Н. Хомского и др. [7, с. 34].

По составу антиглобалистское движение весьма неоднородно, в него входят организации, выражающие в той или иной форме общественный протест (социалисты, коммунисты, пацифисты, анархисты, «зеленые», изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, защитники прав потребителей и т.д.). Между ними могут быть значительные расхождения во взглядах и разные представления о тактике ведения борьбы, однако, всех участников движения объединяет несогласие с политикой ведущих индустриальных стран, Всемирного банка, Международного валютного фонда и других структур, которые принимают решения по глобальным экономическим проблемам.

Движение антиглобалистов возникло сравнительно недавно, его сторонники считают своим предшественником мексиканскую организацию «Сапатистская армия», которая выступала против договора о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Тогда же в 1994 г. в Мексике была образована и первая организация антиглобалистов «People's Global Action» («Глобальные акции народов»). Лозунгом «People's Global Action» являются испанские слова «Ya Basta» - «С нас хватит!». Духовным лидером антиглобалистов является субкоманданте И. Маркос, участник разгромленного индейского восстания в 1994 г. на юге Мексики. Маркос через Интернет распространяет свои послания о вреде глобализма. Наиболее известная работа этого автора - «Четвертая мировая война началась» [1].

В Европе антиглобализм начался с французского фермера Ж. Бове, который в 1995 г. на личном тракторе разгромил одно из заведений «Макдональдса» под Парижем. Вдохновленная этим поступком писательница Сюзан Джорж в романе «Рапорт Лугано» описала мрачное будущее нового мирового порядка: большинство человечества жестоко эксплуатируется ТНК, обеспечивая процветание избранных. Бове и Джорж учредили радикальную организацию АТТАК, основная цель которой - борьба с «дьявольской троицей»: ВТО, МВФ, ТНК.

В 1996 г. по инициативе сапатистов была проведена первая международная встреча представителей движений и организаций, выступающих «за справедливое и гуманное мироустройство», а в 1998 г. прошли первые скоординированные акции в разных странах. А сам термин «антиглобализм» появился в средствах массовой информации на рубеже 1999-2000 гг.

В апреле 2001 г. под лозунгами антиглобалистов (главный из них - «Дать людям самим определять, как им жить») состоялся мирный поход на Мехико, к которому присоединились кинорежиссер Оливер Стоун, нобелевские лауреаты Хосе Сарамаго и Габриэль Гарсиа Маркес, а также несколько депутатов Европарламента.

Постепенно сформировалось и само понятие «антиглобалисты», хотя члены самого движения себя так не называют. Реальных «антиглобалистов» то есть тех, кто выступает против глобализации вообще, требует возвращения к замкнутым национальным рынкам, сегодня, практически нет. Те, кто отстаивает «антиглобализм» называют себя по-разному: «новое антикорпоративное движение», «новое антикапиталистическое движение», «движение за глобальную демократизацию». Выступают они не против глобализации, а против того варианта глобализации, который навязывают транснациональные корпорации (ТНК) и международный финансовый капитал. Эти люди называют себя «новым антикорпоративным движением» или «новым антикапиталистическим движением», чаще всего - «движением за глобальную демократизацию» (ДГД).

Сегодня в мире насчитывается около трёх тысяч антиглобалистских организаций. Самой известной является «АТТАК» (аналогия «attack» - «атака», «нападение») В переводе с французского данная аббревиатура обозначает «Действие за налог То-бина в помощь гражданам». Речь идет о предложении известного американского экономиста, Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Тобина обложить налогом в 0,1 % все финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире [1].

Другое не менее авторитетное движение - «Reclaim the Street» («Вернём себе улицу»). Именно оно наиболее ревностно требует списания внешних долгов стран «третьего мира». По мнению членов организации, эти внешние долги возникли из-за политики, навязанной МВФ и лидерами ЕС.

Наибольшее число активистов движения проживают в странах «третьего мира», и именно там зачастую проводятся наиболее успешные акции. Организация «Виа кампесина» («Крестьянский путь»), объединяющая крестьян в странах «третьего мира», насчитывает до 50 млн участников.

Активисты антиглобалистских организаций подчёркивают ненасильственный характер своих выступлений, однако, их выступления, сопровождающие саммиты ведущих держав мир, нередко вызывают активные столкновения с полицией, государственной машиной, поэтому ангажированные СМИ представляют нередко фальсифицированную информацию об их выступлениях.

Первые крупные уличные акции антиглобалистов произошли в декабре 1999 г. в Сиэтле, где на улицы вышли около 50000 человек под общим лозунгам «Мобилизация против глобализации». Антиглобалисты, феминистки и профсоюзы хотели помешать участникам встречи Всемирной торговой организации. Полиция Сиэтла была вынуждена применить спецсредства, включая дубинки и «перцовую смесь», чтобы освободить проезжую часть улицы от проводящих сидячую акцию протеста демонстрантов. Были арестованы более 500 человек, в городе вводился комендантский час. Организаторы саммита были вынуждены отменить торжественную церемонию открытия, после того как, многие министры торговли, приехавшие на саммит, а также другие его участники, включая госсекретаря США М. Олбрайт и главу ВТО, не смогли покинуть свои гостиницы. Форум ВТО в Сиэтле был признан проваленным.

Насилием был отмечен так называемый «карнавал против капитализма», проведенный в Сити, деловом районе Лондона, 18 июня 1999 г. Десятки активистов были арестованы, около 150 человек получили ранения.

В сентябре 2000 г. в Праге во время саммита МВФ и Всемирного банка в протестах принимало участие около 20000 человек. Демонстранты, вооруженные булыжниками и бутылками с зажигательной смесью, вступили в бой с полицией у пражского Конгресс-центра, в котором проходил саммит. Полиция применила слезоточивый газ, водометы и даже бронемашины. Несколько десятков человек получили ранения, более 850 человек арестованы. Саммит завершился на один день раньше намеченного срока.

В декабре 2000 г. ареной ожесточенных столкновений стала Ницца благодаря проходящему там саммиту ЕС. В город съехались, по разным данным, от 50 до 100 тыс. человек. Манифестанты взяли в осаду дворец «Акрополис», где заседали европейские лидеры, заставив полицейских и жандармов применить слезоточивый газ.

В феврале 2001 г. хакеры-антиглобалисты из движения «Хактивист» взломали компьютерную систему, обслуживавшую форум в Давосе, и получили информацию о номерах телефонов, банковских счетах, кредитных карточках 1500 его участников, в том числе Ясира Арафата, Билла Гейтса, Билла Клинтона, Кофи Аннана, Шимона Переса и многих других. Хакеры хотели, по их словам, «продемонстрировать незаконность понятия интеллектуальной собственности, которое служит интересам сильных мира сего».

Очередная акция антиглобалистов состоялась в ходе саммита Евросоюза в Гете-борге (Швеция) в июне 2001 г. В ходе столкновений с полицией (демонстранты име-

ли примерно 25-кратное численное превосходство) были ранены более 70 человек, травмы получили около 60 полицейских, свыше 600 участников протеста были задержаны. Впервые в истории подобных мероприятий правоохранительные органы применили огнестрельное оружие. Швеции пришлось даже пойти на такую непопулярную в Европе меру, как временная приостановка действия шенгенских соглашений о свободе передвижения.

Одна из самых громких в истории антиглобалистов акций произошла в июле

2001 г. в Генуе (Италия). Поводом послужил саммит стран «большой восьмерки». На улицы вышли уже 120 тыс. человек. В результате столкновений с полицией был убит манифестант Карло Джулиани. Это имя сразу становится символическим - первая жертва антиглобалистских выступлений. 200 человек получили ранения разной тяжести, сотни были арестованы.

После 11 сентября 2001 г. усилились сравнения антиглобалистов с террористами, что существенно осложнило их положение. Как результат, активистам пришлось уменьшить радикализм своих акций, но не их масштаб. Марши мира во время антииракской кампании, сопровождение разноформатных саммитов глав ведущих государств и лидеров корпораций в последующие годы после сентября 2001 г. это подтверждают.

Во время работы Всемирного экономического форума в Нью-Йорке в феврале

2002 г. антиглобалисты устраивали митинги в нескольких районах Манхэттена, в том числе в непосредственной близости отеля, где проходил форум. Всего в акциях принимали участие около 1 тыс. человек. Полиция задержала около 30 антиглобалистов за нарушение общественного порядка.

В 2003 г. внутри движения произошло размежевание между радикалами, выступающими против глобализации вообще, и теми, кто добивается изменения ее форм. Последние получили название «альтернативные глобалисты» (или «альтерглобали-сты»). Альтерглобалисты выступают за социально справедливую глобализациию, их деятельность направлена на диалог с властями.

В июле 2005 г. встреча лидеров «восьмёрки» в Глениглсе сопровождалась акциями антиглобалистов и анархистов, а также их ожесточенными столкновениями с шотландской полицией, в том числе в Эдинбурге и Стирлинге. Полицейские образовали «живой щит» вокруг гостиничного комплекса, где проходил саммит, чтобы предотвратить попытки антиглобалистов прорваться на охраняемую территорию. В акции приняло участие около пяти тысяч человек. Численность арестованных за нарушение порядка и сопротивление властям превысила 350 человек.

В период проведения встречи «восьмёрки» в России, в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. «контрсаммит» антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистов им было предоставлено место на стадионе им. Кирова. В рамках «контрсаммита» прошел «социальный форум», симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.

Наиболее значительными событиями в рамках движения антиглобалистов являются Всемирные социальные форумы, задуманные как альтернатива Давосскому экономическому форуму. Все форумы проходят под лозунгом «Другой мир возможен». Седьмой Всемирный социальный форум прошел 20-25 января 2007 г. в Найроби (Кения).

7 июля 2007 г. состоялась встреча лидеров «восьмерки» с канцлером Германии А. Меркель в Хайлигендамме. Президенты и главы правительств стран-участниц собрались на саммит «Группы Восьми», который также был встречен выступлением антиглобалистов. Число манифестантов выросло до 10000. У многих в руках были бутылки с горючей смесью. В полицейских летели камни. В ответ стражи порядка применили водометы и резиновые дубинки, как отмечал официальный источник -отмечал ИТАР-ТАСС. В отдельных населенных пунктах близ зоны безопасности демонстранты начали строить баррикады. Западные и Российские СМИ (в том числе Evronews) в своих комментариях к событиям подчеркивали хулиганский характер акций, создавая имидж антиглобалиста как бездельника, мешающего прогрессу и интеграционным процессам.

Еще одним источником противостояния антиглобалистов и кабинетов лидирующих западных держав стала война в Иране. Первоначально движение антиглобалистов было едино в решительном отрицании военных действий США в этом регионе. В ходе развития войны в Ираке в «антиглобалистском» движении развернулась активная внутренняя полемика между «умеренными» и «радикалами». «Умеренное» крыло в конечном итоге потерпело в этой полемике поражение. Основная стратегическая установка «умеренных» - нужно убедить (заставить) транснациональные корпорации и, прежде всего, американские монополии поделиться доходами с бедными - в свете занятой властями США жесткой установки на игнорирование мнения стран «третьего мира», ООН и даже союзников по НАТО стала выглядеть совершенно утопической.

Новым аргументом в пользу антиглобалистов стал мировой экономический кризис конца 2008 г., показавший опасность финансовых транснациональных пирамидо-образных корпораций.

В январе 2009 г. в Давосе состоялось очередное заседание форума лидеров «Большой восьмёрки» и России, когда обсуждались последствия энергетического кризиса, возникшего в связи с транспортировкой газа через Украину, а также в связи с мировым финансовым кризисом, возникшим в США. Движение антиглобалистов также «сопровождало» работу этого форума, указывая на опасности для экономических систем отдельных государств в связи с глобальными потрясениями.

Ещё большие конфликты властей и антиглобалистов сопровождали саммит «Большой восьмёрки» в Лондоне и юбилейный саммит НАТО в Баден-Бадене и Страсбурге (апрель 2009 г.). Антиглобалисты устроили тысячные демонстрации, пикеты, погромы банков, которые они обвиняли в финансовых махинациях («пирамидах»), способствующих мировому экономическому кризису, массовым увольнениям работников во всех развитых странах, росту инфляции и т.д.

Углубление экономического кризиса в Европе, ставшее тяжелым испытанием для Греции, а также для постепенно присоединяющихся к ней Италии, Нидерландов, Чехии, Румынии, Словакии, усилило антиглобалистские настроения в Европе. Большинство международных саммитов, форумов, призванных способствовать разрешению глобальных проблем, в последние годы не справлялись со своими задачами (яркие примеры тому - конференция ООН по устойчивому развитию в июне 2012 г., которая не достигла никаких серьезных решений по вопросам охраны природы; заседания совета безопасности ООН в июне-июле 2012 г. по Сирии, не пришедшие к единому решению и др.). Эта рассогласованность укрепила критику в адрес политики глобализма, в том числе и в России. Российские «антиглобалисты» - в основном интеллектуальная среда, как, впрочем, и в развитых странах: одни называют их «хулиганами», другие, уточняют, что это «хулиганы с докторскими степенями». Лидеры объединения «Мир не товар» - университетские профессора, их студенты и аспиранты. Лишь часть участников из мелких профсоюзов представляет широкие рабочие слои [2]. Надо отметить, что протестные движения оппозиции в России 2011-2012 гг. также стали рассматриваться как формы проявления антиглобализма, с требованиями не допустить превращения страны в сырьевой ресурс Запада, раздел ее территорий между Китаем и Европой и т.д. Решение о вступлении России в ВТО, окончательно принятое правительством в июле 2012 г., вызвало новую критику российских антиглобалистов в адрес государственной политики, на этот раз связанной с прогнозируемым обеднением населения, падением региональной экономики, засильем иностранной продукцией более конкурентной из-за дешевизны рабочей силы в Китае, наличия сертификации качества и т.д. В пикетах против этого решения приняли участие представители различных организаций и движений («Профсоюза граждан России», «Антиглобалистского движения России», «Партии дела», «Народный Собор» и др.) [3].

К какому же типу движений правильно отнести антиглобалистов? Как отмечает содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс», один из ведущих специалистов по российским молодёжным движениям А. Тарасов, «власть уже зачислила «антиглобалистов» - всех скопом, не разбираясь - в экстреми-

сты. Трудно назвать это решение разумным. «Раскрученность» слова «антиглобализм», с одной стороны, и сладость запретного плода, с другой, привлечет в их ряды молодёжь. Законы о политических партиях и об антиэкстремизме выдавливают «антиглобалистов» в типичную внепарламентскую оппозицию, неизбежно склоняя их к радикализму. Между тем у нас они могли бы стать основой нормальных объединений граждан в защиту своих прав - на Западе эта традиция не пресекалась, тогда, как в СССР, общественные организации были фиктивны. Если власть боится любой гражданской инициативы, отторжение общества от власти будет нарастать» [2]. С этой позицией во многом можно согласиться. Антиглобалисты правительствами ведущих стран рассматриваются как «нарушители общественного порядка», движение, протестующее против политики лидирующих государств активными действиями. То, что эти действия в основном состоят из мирных демонстраций, пикетов, акций протеста, не имеет значения. Значение имеет их отношение к власти. Освещение в СМИ действий антиглобалистов носят преимущественно критичных характер, суть их взглядов редко воспроизводится, скорее им отведена роль «бездельников», «хулиганов», «агрессивной толпы, протестующей против всего». Эта позиция выражает интересы не только государственной власти, но и крупного бизнеса. Транснациональные компании, во многом оказывающие влияние на политическую систему лидирующих по экономическим параметрам стран, выступают за создание единого в экономическом отношении мира, которым удобнее будет управлять из единого центра или с помощью единой сети. Не секрет, что антиглобалистов нередко подталкивают к экстремизму, поскольку в этом случае к ним могут быть применены соответствующие статьи закона. В то время как собственно экстремистские группы и движения зачастую существуют и действуют вполне легально.

В тоже время, полагаем, что антиглобалисты поднимают действительно актуальные социальные и культурные проблемы, возникающие в мире в условиях глобальной интеграции, а также то, что антиглобализм имеет различные «оттенки» и выражения. Прежде всего, в нем можно выделить следующие основные течения.

1. Национально-патриотическое - наиболее общее, объединяющее в себе и иные типы - связано с отстаиванием интересов собственного государства, отказом от экономического, политического, культурного контроля и давления со стороны других стран (прежде всего, ведущих экономических держав, главным образом США, Китая). Для него характерна защита интересов определенных национальных групп, выступающих, главным образом, против массовой миграции и изменения этнического состава государств, а так же за сохранение национальной культуры вопреки ее поглощению единообразной, глобально-унифицированной. Оно в свою очередь распадается на левое и правое крыло:

• левое (социалисты, неомарксисты, профсоюзы) - стоящее на позициях противостояния мировому капиталу, транснациональным корпорациям, монополизации в глобальном масштабе, разоряющей мелкий и средний бизнес, ужесточающей положение трудящихся в среднеразвитых странах в сторону удешевления их рабочей силы либо вытеснения с рынка труда (при наличии мощных человеческих ресурсов в бедных странах);

• правое (державное) - является особенностью российского антиглобализма -выражает интересы неославянофилов, выступающих за независимое развитие страны на основах своеобразной социально-политической модели, нравственно-религиозных традиций, выступающих за экономическую независимость России, самостоятельную внешнюю политику (обеспеченную военным комплексом) и т.д. Его сторонники выражают интересы крупного и среднего бизнеса, части политической элиты, прогнозирующих в случае форсированной глобализации раздел России на сферы влияния лидирующих стран Запада и Китая, экономическое подчинение страны зарубежному капиталу, дестабилизацию из-за мировых кризисов, потерю международного статуса, а последствии и независимости.

2. Экологическое, связанное с противостоянием решениям международных форумов, способствующим ухудшению экологической ситуации в отдельных странах (например, в связи с ввозом ядерных отходов из других государств, строительства атомных электростанций, опасных производств на территориях иных стран).

3. Антивоенное, выражающее протест милитаризации, торговли оружием в глобальных масштабах, вмешательству во внутреннюю политику, ведению войн, размещению военных баз на территориях других государств (как правило, характерно для пацифистов и по идеологии и по методам).

4. Конфессиональное, связанное с защитой интересов определенной, как правило, доминирующей (или доминирующих) конфессий, выступающее за сохранение духовных, прежде всего, моральных традиций, базирующихся на религиозных нормах, направленное против либерализма в вопросах пола, брака, семьи, воспитания, поведения в обществе и т.д. Его представители также выражают протест против направленной политики обращения в ту или иную веру народов, традиционно исповедующих свою религию или имеющих светское мировоззрение (в христианских странах это направлено против исламизации, влияния неоиндуизма, а также христианских сект, спонсируемых их зарубежных центров; в исламских странах движение направлено на сохранение шариата против светской культуры Запада, разрушающей моральные ценности ислама).

5. Философское, выступающее как особая теоретическая парадигма и заметным явлением в научно-философских кругах. В России для него характерно представление о том, что в основе российской национальной имеют место превалирование духовных ценностей над материальными, коллективистские традиции, идеал сильной государственности, которые могут быть подвергнуты серьезным трансформациям в условиях нерегулируемых глобальных взаимодействий (Н.Л. Виноградова [2, с. 197208], М.Е. Попов [4, с. 51], Н.А. Розенберг [6, с. 159] и др.). В качестве цели этой парадигмы выступает идеология сохранения национально-культурного своеобразия России в условиях глобализации. Как отмечает в своей диссертации Н.С. Решетникова, в рамках данной парадигмы «идеи крайнего изоляционизма ради физического самосохранения корректируются с мессианскими идеалами, необходимостью формирования новых объединительных и общезначимых идеалов, социальных идей, служение которым - потребность российского социума и неотъемлемая черта русской ментальности» [5, с. 135].

Не следует понимать данную классификацию как жесткое разграничение антиглобалистов по их убеждениям, на практике, скорее, имеет место перетекание одних идей в другие, постоянное появление новых модификаций, пересечение взглядов и т.д. В тоже время эта типология позволяет выявить отдельные аспекты антиглобалистских движений при их сравнении друг с другом, а также избегать обобщенного отрицания этого внутренне разнообразного социального явления.

Отметим, что в общественном мнении формируется негативное отношение к антиглобалистам, которое и является преобладающим, разделяют их идеологию и методы в основном представители образованного класса, проявляющие интерес к международной жизни. Государственная политика в свою очередь стремится нейтрализовать тех, кто не признает его авторитета, что отражает и позиция официальных СМИ. В тоже время антиглобализм во многом не противоречит национальным интересам государства и солидарен со стремлением отстаивания независимой внешней политики, защиты национальной культуры от поглощения унифицированным суррогатом, сохранением собственных моральных принципов, вопреки требованиям западных стран к предельной либерализации стандартов поведения в обществе. Потенциал и значение антиглобализма заключается в критической проверке программ развития, предлагаемых обществу лидерами ведущих стран, учет которой призван максимально снизить риски от процесса глобализации, отказавшись от дискредитировавших себя ранее моделей «плавильного котла», «мультикультурализма» и др. ради сохранения и обеспечения культурной безопасности многообразных форм развития общества.

Список литературы

1. Антиглобализм. Истории движения и хроника борьбы. - Режим доступа: http://www.comstol.ru/m23.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Виноградова Н. Л. Этническое взаимодействие как фактор развития славянской цивилизации / Н. Л. Виноградова // Славянская цивилизация: генезис современность и перспективы. - Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2004.

3. Ионов А. Пикет против вступления России в ВТО / А. Ионов. - Режим доступа: http://anti-global.ru/?cat=16, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Попов М. Е. Диалог и конфликты культурных идентичностей в посттрадиционном мире / М. Е. Попов // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. VII. Культурное многообразие: Теории и стратегии. - Москва - Санкт-Петербург : Новый хронограф ; Эйдос, 2009.

5. Решетникова Н. С. Культурно-цивилизационное своеобразие России в философской рефлексии : дис. ... канд. филос. наук / Н. С. Решетникова. - Астрахань, 2012.

6. Розенберг Н. А. Региональный аспект в самопознании современной российской культуры / Н. А. Розенберг // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. VII. Культурное многообразие: Теории и стратегии. - Москва - Санкт-Петербург : Новый хронограф ; Эйдос, 2009.

7. Русакова О. Ф. Антиглобалистское движение / О. Ф. Русакова // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. - Москва : Радуга, 2003.

8. Тарасов А. Хулиганы с докторскими степенями? - Режим доступа: http://leftdv.narod.ru/basik/ANTI.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

References

1. Antiglobalizm. Istorii dvizheniya i khronika borby. Available at: http://www.comstol.ru/m23.html (accessed 4 October 2008).

2. Vinogradova N.L. Etnicheskoe vzaimodeystvie kak faktor razvitiya slavyanskoy tsi-vilizatsii. Slavyanskaya tsivilizatsiya: genezis sovremennost i perspektivy. Volgograd: Volgogradskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, 2004.

3. Ionov A. Piket protiv vstupleniya Rossii v VTO. Available at: http://anti-global.ru/?cat=16 (accessed 26 July 2012).

4. Popov M.E. Dialog i konflikty kulturnykh identichnostey v posttraditsionnom mire. Fun-damentalnye problemy kulturologii. T. VII. Kulturnoe mnogoobrazie: Teorii i strategii. Moscow, St. Petersburg: Novyy khronograf; Eydos, 2009.

5. Reshetnikova N.S. Kulturno-tsivilizatsionnoe svoeobrazie Rossii v filosofskoy refleksii. Astrakhan, 2012.

6. Rozenberg N.A. Regionalnyy aspekt v samopoznanii sovremennoy rossiyskoy kultury. Fundamentalnye problemy kulturologii. T. VII. Kulturnoe mnogoobrazie: Teorii i strategii. Moscow, St. Petersburg: Novyy khronograf; Eydos, 2009.

7. Rusakova O.F. Antiglobalistskoe dvizhenie. Globalistika: Entsiklopediya. Moscow: Raduga, 2003.

8. Tarasov A. Khuligany s doktorskimi stepenyami? Available at: http://leftdv.narod.ru/basik/ (accessed 16 October 2009).

ПРОТИВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ РОССИИ

Болотов Николай Александрович, доктор исторических наук, профессор

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27

E-mail: kaspregion@inbox.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы научно-пропагандистского противодействия фальсификации истории России. Анализируются общественно значимые вопросы истории Великой Отечественной войны, которые наиболее всего подвергаются ревизии со стороны некоторых российских и большинства зарубежных учёных-историков. История не должна являться предметом манипулирования, а историческую правду, какой бы она не была, следует искать на основе первоисточников. Эффективным способом противодействия фальсификации истории является максимально широкое введение в научный оборот новых, в том числе и рассекреченных документов.

Ключевые слова: отечественная история, Великая Отечественная война, фальсификация истории, ревизионизм, Великая Победа, государственная политика, Вторая мировая война, Российское государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.