«АНТИГЛОБАЛИС
ДВИЖЕНИЯ: ИСТ СОСТАВ,РЕСУРС ЦЕНА УЧАСТИЯ
Эриксон Диана Фаритовна — кандидат социологических наук.
Д.Ф. Эриксон (Россия-США)
В 90-х г. о себе заявили «антиглобалистские» движения. Численность их представителей и количество акций растет. В Генуе в июне 2001 г. и Барселоне в марте 2002 г. собралось рекордное количество протестующих — более 500 тысяч человек. Движение охватывает все большее число общественных организаций, фокусирующихся на социальных, политических, гендерных, экологических проблемах, вспыхивая в различных странах. Оно становится глобальным.
Что нового в так называемых «антиглобалистских» движениях? Какие факторы вызвали их всплеск? Какие причины выводят их на глобальный уровень? Что заставляет их объединяться и против чего? Кто является участниками этих движений и каковы их стратегии? Что представляет из себя мировоззрение антиглобализма? На эти вопросы мы попытаемся ответить.
Рассмотрим, что послужило первым импульсом и когда возникли первые признаки формирования движения, называемого антиглобалистским. Начиная с 90-х г. элита по всему миру фиксировала успешные результаты либерализации экономик и интеграции рынков. Долгое время в тени оставалась социальная цена победы неолиберализма и растущая социальная напряженность. Локальные возмущения и протесты быстро и тихо подавлялись. Однако игнорировать их становилось сложнее с каждым годом. Первый социальный взрыв, привлекший к себе внимание и давший импульс росту антиглобалистских движений по всему миру, по мнению многих исследователей, произошел в Мексике.
В начале 90-х г. представители МФВ и Всемирного банка праздновали «чудо мексиканской
ТСКИЕ» ОКИ,СТРАТЕГИИ, Ы1,КУЛЬТУРА,
экономики». Мексиканское правительство готовилось к подписанию Северо-Американского соглашения о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексикой. А в это время местные крестьяне-индейцы готовились к вооруженному восстанию. Оттесняемые с плодородных земель, не имея возможности их приватизировать, истощенные конкуренцией с иностранными компаниями, они готовились к отражению следующего удара.
Трехтысячный протест мексиканских индейцев из «Сапатистской армии национального освобождения», выступивших против НАФТА, подписанного и вступившего в силу 1 января 1994 г., был жестоко подавлен. Вот здесь и произошло поворотное событие, давшее начало новому глобальному движению. Используя новую коммуникационную стратегию, организаторы протеста послали тысячи сигналов «SOS!» в различные общественные организации мира и смогли тем самым создать «глобальную сеть солидарных групп, которая в прямом смысле слова «взяла в кольцо» репрессивные интенции мексиканского правительства»1. Мало кому известное локальное движение мексиканских индейцев, ведущих борьбу более пятисот лет, благодаря электронной почте за несколько месяцев стало известно всему миру. Летом 1996 г. в мексиканском штате Чиапас состоялась первая международная встреча организаций, выступающих против реализации НАФТА и включения в этот договор в будущем других стран Латинской Америки. На нем обсуждалась связь локальных проблем с глобальными структурами и важность объединения организаций, работающих с последствиями, истоки которых имеют глобальный характер.
С этого момента внимание многих общественных организаций было приковано к действиям глобальной политико-экономической элиты. Появился целый ряд организаций, которые, держа в поле зрения местные и национальные правительства, отслеживали деятельность глобальных институтов. В связи с этим характерно, к примеру, название организаций, приставка «watch» — «надзор за» — глобальной торговлей, ВТО (Global Trade Watch, WTO Watch) и т. д. Активно стали проявлять себя такие сетевые организации, как «Сеть стран третьего мира» (Third World Network), «Сеть прямой акции» (Direct Action Network), а также «Фокус на Юге» (Focus on the South), «50 лет достаточно» (50 Years is Enough) и др.
Следующим, более успешным шагом к интеграции движений в единую силу стали манифестации против Международного соглашения по инвестициями (МСИ) в Лондоне и Амстердаме в 1998 г. Созданная сеть активистов смогла сделать подготовленный в тайне проект МСИ достоянием гласности (через Интернет) и остановить процесс расширения НАФТА. Среди координаторов данных
[Щ^рс7Jа поликлиника
акций были представители организации «Гражданин для общества» (Public citizen), основанной Р. Найдером, кандидатом на пост президента США в 1996 и 2000 г. и такие известные активисты, как Л. Уоллач, противница «корпоративно осуществляемой торговли», М. Барлоу и др.
В Европе в 1998 г. целый ряд прогрессивных французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединился в организацию «ATTAC-France» (АТТАК-Франция). Первоначально эта организация в качестве своей главной цели провозгласила объединение усилий демократических сил в борьбе за введение так называемого «налога Тобина» на финансовые спекуляции. В ходе этой борьбы внимание общественности было привлечено к широкому кругу проблем, в числе которых оказались контроль за деятельностью международных финансовых организаций, проблема долгов стран третьего мира, защита прав и свобод граждан и др. Платформа организации была принята в Париже в 1998 г. Число сторонников организации растет, к концу 2001 г. их насчитывалось уже 30 тысяч человек.
Таким образом, в процессе развития глобальной сети общественных организаций и проведения совместных акций сформировались структуры, которые в конце 1999 г. скоординировали в Сиэтле выступления против «круглого стола тысячелетия по торговле», организованного ВТО. В результате проведение его удалось заблокировать. Это был первый краткосрочный успех движения.
Всемирное сопротивление складывающемуся глобальному порядку заявляет о себе с каждым годом все активнее. Возникнув как совокупность не связанных между собой локальных протестов, оно стало приобретать международный сетевой характер. Стоящие за протестами социальные силы проявили способность к объединению и организации в глобальных масштабах. Высказывания «проигравших» всего мира сливаются в связный текст, а их критическое видение глобализации — в единую мировоззренческую картину. Формируются самостоятельная идеология и альтернативные модели общественных отношений, не отвергающие сам феномен глобализации.
Методы исследования глобальных протестных движений и их идейных позиций
Очевидно, социологии еще предстоит найти специфические методы исследования транснациональных социальных движений. Сложность их изучения состоит в том, что глобальный масштаб проводимых акций, новые стратегии движения и эффект, производимый ими на общественное сознание, несоизмеримы с исследовательской деятельностью одного социолога и требуют совместной работы ученых из разных стран, использующих новые комплексные методы теоретического и эмпирического анализа.
В теоретической социологии разработаны различные термины и понятия для обозначения специфических ценностей социальных движений, их самосознания и внутренних способов взаимодействия: оппозиционная субкультура, контрреальность, сообщества движения, культурные коды, коллективная идентичность. Они вполне применимы для анализа особых моделей интеракции и экспрессии, выделяющих изучаемое нами движение из широкой окружающей культуры. В научный оборот вошли такие понятия, как «коллективное действие», «социальный протест»,
«ресурсы движения», «мобилизация», «репертуар протеста», «цена участия». Им даны определения, они операционализируются. Сформирован язык описания, общий для исследований в этой области. Однако интерпретация современного феномена «глобализация социальных движений» требует разработки новых понятий для анализа его сетевой структуры, связей его элементов (субдвижений), стратегий по глобализации гражданского сообщества.
Для эмпирического анализа глобального движения приемлемы традиционные акционистские методы, разрабатываемые и применяемые российскими учеными: «социологическая интервенция» (Л. Гордон, В. Кабалина, С. Каудина, Э. Клопов, Г. Монусова); «наблюдающее участие» (А. Алексеев); комплексный анализ отдельного случая (case study); анализ события (В. Костюшев); биографический метод (Е. Здравомыслова); глубинное интервью (Б. Максимов, А. Темкина, О. Яницкий).
Дополнением к традиционным формам эмпирического анализа движения может служить метод электронного опроса. Мировая практика использования Интернет для проведения социологических опросов существует уже более десяти лет. Интернет дает возможность проводить глобальные исследования по актуальным проблемам мирового сообщества. Конкретное социологическое исследование становится атрибутом анализа макропроцессов. В конце XX столетия Интернет и электронная почта все больше стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Сеть Интернет развивается интенсивными темпами, а количество пользователей сети с каждым годом увеличивается. Доступ к информации в Интернет постоянно расширяется и дает возможность использовать современные коммуникационные технологии для проведения форумов, консультаций, исследований в режиме on-line.
В методике Интернет-опроса есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, отсутствие прямого визуального контакта социолога с респондентом способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов. Использование Интернет как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии. Недостатком опроса по электронной почте является то, что он охватывает лишь тех респондентов, которые имеют постоянный доступ в Интернет.
Для изучения глобальных протестных движений автором использовалось сочетание нескольких методов сбора социологической информации: сбор и анализ статистических данных о произошедших акциях протеста, включенное наблюдение, неформализованное интервью и анализ отдельного случая (протест в Вашингтоне 16 апреля 2000 г.), контент-анализ прессы и веб-страниц общественных организаций, электронный опрос участников движения (N=127, март 2002 г.). Это обеспечило взаимодополняемость методов и увеличило репрезентативность полученных результатов.
Сбор и анализ статистических данных о произошедших акциях протеста позволяет зафиксировать динамику развития движения. Источником данной информации является статистика, приводимая самими движениями,
правоохранительными органами и СМИ. Проблема заключается в том, что массовость движения не позволяет зафиксировать точное число участников протеста ни с одной из сторон. Количество участников, приведенное в таблице, основывается на сравнении и обобщении данных, полученных из разных источников.
Хронология и массовость протестов движения. Как правило, все демонстрации приурочены к саммитам глобальных институтов, на которых формируется глобальная политика. Ноябрьский протест в Сиэтле 1999 г. собрал более 50 тысяч человек во время саммита ВТО; апрельский, в Вашингтоне в 2000 г., организованный для срыва встречи МВФ и Всемирного банка— около 30 тысяч человек; июльский 2001 г. в Генуе — 300 тысяч для привлечения внимания лидеров супердержав «Большой восьмерки» к глобальным проблемам, в Барселоне — около 500 тысяч окружили место проведения саммита Европейского Союза.
Контент-анализ веб-страниц общественных организаций позволяет изучить программы реализации целей и задач движения, которые,
чнишюти Ч-4Ж-1141Ы4-. Е1Ч1П Ч11Г/11МЕ1Ш1 ПрГ1КЛ1Е Х/К4Ъ.ЪМГО 111Ш1111 1.!№ гт.
Чет Д>га ЗСоигнЕюо тлтк
Гтгл (ЩМ iill.-J.li 1«*г. В10
1« - мт.. Йсеший/э гави »«
ТНЬажь Л» г. ЫВС П14Н
. ШЬАи«.! 27 т ДЮ1.-. кли
Гт г 1 |~_1к1згч1 25|мп>»1 1. ЕГО ли™
Пч ;и ПИ "ч иат г. [спмисо^кгг 1 »и ДМиЯВ
&ЛЛ1Р11гг ■^ШЛ'1 Пицти ^ ЯМ-1.1 и ЛТП (ддщвпЬн ■'h4Li.ii ■ Е1Л1: тмикдц
1Ич*Гп|ч Л жМг. 5 П .Г1
г.ч |Гыи1Н
31 [IX дне г. [кырсЛ (тмиишн ДиУЙ
14 г. Гзри^кпГ тип
как правило, открыто обсуждаются на страницах Интернет.
Стратегии. О стратегическом планировании протестов говорит тот факт, что, как правило, все они намечаются за год вперед. Расписание обсуждается и оглашается на Всемирном социальном форуме, затем публикуется и распространяется через Интернет для обозрения участников движения и оппозиции. Многие группы и организации встречаются за несколько месяцев до протеста и формируют коалиции для мобилизации участников. Разумное использование преимуществ современных средств коммуникаций позволяет им обмениваться информацией, осуществлять мобилизацию и координировать свои действия.
Современные социальные движения, мобилизуясь для совместных акций, используют новые стратегии. Вобрав в себя опыт предыдущих движений, они разрабатывают более эффективные способы достижения своих целей. Очевидные, внешние знаки протеста — марши, демонстрации, блокировки дорог — являются лишь небольшой частью деятельности антиглобалистских движений.
Определив одной из своих задач блокирование саммитов МВФ, Всемирного банка, ВТО, ВЭФ, Большой семерки и Европейского союза, организаторы
Шкуре Лм
акций протеста взяли под гражданский контроль основные институты современного капитализма. Следуя призыву «Где они соберутся — там будем и мы!», участники движений мобилизовались на массовые акции протеста во многих городах мира.
Еще одна характерная черта глобальных протестов — их сетевое проведение по всему земному шару. К примеру, во время встречи ВТО в столице Доха, государства Катар, с 9 по 13 ноября 2001 г., участники из 36 стран мира в Париже, Копенгагене, Вашингтоне, Нью Дели, Токио, Сиднее и других городах протестовали под единым лозунгами: «Наш мир не для продажи!», «Глобализируй справедливость, а не войну!», «Другой мир возможен!» и т. д. Продолжая действовать в духе «Думай глобально, действуй локально», сеть активистов пытается наносить точечные удары по оппозиции на всех континентах, в различных странах и городах.
9-10 ноября 2001 г. в Москве также состоялись акции, проводимые сторонниками движения за прогрессивную глобализацию мира. Эти акции прошли в рамках международной кампании солидарности против действий ВТО и других финансовых институтов. В Центральном Доме журналистов была организована встреча по проблеме вступления России в ВТО. На ней выступили депутаты Государственной Думы О. Смолин и О. Шеин, профессор МГУ А. Бузгалин, депутат Европарламента А. Кривин, член международного бюро АТТАК К. Клеман, представители движения «Социалистическое сопротивление» И. Будрайтскис и М. Курзина и многие другие.
Сразу после завершения собрания состоялся митинг у здания Министерства экономического развития, в котором приняли участие профсоюзы «Защита труда», СОЦПРОФ, Федерация профсоюзов авиадиспетчеров, движения «Социалистическое сопротивление» и «Альтернатива», а также отдельные представители других организаций. Вел митинг известный ученый и публицист Б. Ю. Кагарлицкий. На учредительной конференции движения «Мир — не товар» была принята декларация и создан Совет движения в количестве девяти человек.
Одной из стратегий реализации движениями своих целей является проведение альтернативных форумов. Один из них — ежегодный Всемирный социальный форум. Идеи его создания нашли развитие на встречах, во время маршей протеста против соглашения по свободной торговле в Америке (НАФТА), которые прошли в Буэнос-Айресе и Квебеке. Он проводится как альтернатива Давосским встречам глобализированной элиты. Если последние обсуждают успехи глобализации и сохранение неолиберального порядка, то «антиглобалисты» говорят о его негативных последствиях. Главный лозунг форума — «Другой мир возможен!».
Впервые форум состоялся в 2001 г. в Порту-Алегри (Бразилия). В отличие от Международного экономического форума, также проведенного 31 января 2002 г. в Нью-Йорке, его координаторами был соблюден принцип открытости, прозрачности и доступности для всех желающих. На ВСФ в 2002 г. собралось около 50 тысяч человек, что на 40 тысяч больше, чем на прошлогоднем форуме. Среди них были представители таких известных организаций, как «Гринпис», «АТТАК», «Движение безземельных», а также аналитики Н. Чомский (США), В. Шива (Индия), М. Барлоу (Канада), С. Амин (Египет) и др. На пленарных заседаниях
поликлиника
в течение четырех дней обсуждались негативные последствия глобализации, проблемы устойчивого развития и гражданского общества. В 2004 г. форум планируется провести в Индии.
Методы включенного наблюдения за протестом в Вашингтоне 16 апреля 2000 г. дали нам возможность изучить движение «изнутри» — его структуру и организацию, используемые ресурсы, тактики протестующих и их оппозиции.
Структура и организация. Изучение конкретного случая позволило выявить особенности организации и структуры «антиглобалистских» движений. Выяснилось, что эти движения полностью децентрализованы и организованы горизонтально, по сетевому принципу. У них нет единого идеологического центра, харизматического лидера, иерархии, ролевой системы и других атрибутов традиционных движений. Нет в нем и гегемона единственной организации. Современные социальные движения состоят из широких и разнообразных сетей индивидов, которые способны действовать автономно, то есть определять без указаний лидеров, какие действия принесут максимальную пользу. Данная черта движений опровергает концепции классиков теорий коллективного поведения о необходимости поддержки вождя, который пленяет своим гипнотизирующим авторитетом. Невозможно найти человека, который смог бы назвать себя лидером экологического, женского, рабочего, а тем более такого массового и сложного по своему составу движения, как «антиглобалистское». В то же время нельзя утверждать, что понятие лидерства совершенно неприемлемо при рассмотрении современных движений. Чаще всего это разделяемое и ситуативное лидерство общественных организаций, которое рассматривается скорее как координация, чем управление. Постоянная активизация движения осуществляется благодаря инициативам, исходящим из разных точек сети. Практически каждый участник движения может выступать в качестве информирующего источника и координатора движения как на глобальном, так и на локальном уровне, что обеспечивает механизм самоорганизации сети.
Полицентричность движения создает ощущение, что центр везде, в каждой точке. Каждый элемент движения является своеобразным и самодостаточным микромиром, отрытым для других. Тот факт, что движение не распадается, говорит о том, что его связывают объединяющие идеи, которые в ходе нашего исследования и были без труда артикулированы представителями движения. Нужно отметить, что эти идеи возникли «снизу» и одновременно в разных географических точках, а не «подарены» элитой или авангардом движения. Обнаружение схожих идей, ощущений и опыта, порожденных влиянием глобализации, и осознание этого факта объединяет элементы движения в единую сеть.
Состав движения. По идентификационным знакам (надписи на плакатах, на футболках, униформе) в процессе протеста 16 апреля в Вашингтоне были выявлены следующие организации и группы:
— энвайронменталисты, группы поддержки концепции устойчивого развития, представители «зеленой партии»;
— профсоюзные деятели, социалисты;
— противники свободной торговли и программы структурной адаптации, представители малого
бизнеса, антикорпоративные течения;
— антивоенные организации, защитники прав человека, жертв политических репрессий, гражданской суверенности;
— представители национальных движений освобождения из стран Южной Америки, Африки, Азии, религиозные организации, фермеры и крестьяне, защитники прав на землю, семена, природные ресурсы;
— анархисты, киберпанки, хакеры.
Наблюдение за подготовительным этапом
мобилизации для вашингтонского протеста выявило, что многие группы, являющиеся элементами сети, представляют собой небольшие виртуальные коллективы с несколькими членами, которые используют для общения, планирования, обучения современные средства коммуникации, не требующие физического присутствия в одной точке. Члены данных групп могут состоять в нескольких организациях, образовывать новые в зависимости от необходимости провести какие-то совместные акции. Это позволяет им подключаться к разного рода акциям, связанным с различными глобальными проблемами.
Некоторые кластеры берут на себя специфические задачи и ответственность. Формируясь в рабочие группы, движение справляется с комплексом различных материально-технических, административных и оперативных требований, необходимых для успешного проведения акций. Одни работают со СМИ, другие обеспечивают получение санкций на проведение протеста и т.д. Есть группы, которые специализируются на тренингах. Профильные организации проводят юридические и медицинские консультации. Коалиции из разнообразных групп разрабатывают сценарии, занимаются пропагандой, сбором средств и коммуникацией.
Тактики. Участники протестов очень изобретательны в методах защиты и противостояния — описать все из них невозможно. Такими организациями, как «Общество по поднятию шума» (The Ruckus Society) и «Действие Со-движения» (Co-Motion Action), разработаны методические материалы для проведения тренингов по гражданскому неповиновению. В частности, они включают специальные стратегии по поведению в тюрьме, при взаимодействии с полицией. Координаторы часто проводят тренинги, на которых подобные сценарии разыгрываются публично для проработки различных моделей поведения и понимания их последствий для участников. Это делается для осознания участниками своих поступков и ответственности за них.
Среди участников движений есть юристы и медики, которые всегда готовы при необходимости оказать консультационную и медицинскую помощь. Как правило, у всех участников есть телефоны адвокатов (часто записываются на теле), которые готовы предоставить им помощь в случае задержания и заключения в тюрьму. Протестующие научились пользоваться пропитанными уксусом платками, с целью нейтрализации действия слезоточивого газа, которые повязывают поверх лица, что создает впечатление надетой маски. В день протеста используют специальные органические средства гигиены для защиты от нежелательных химических реакций. Косметика не применяется, не надевают линзы, украшения. Предпочтительна одежда из хлопка. С собой не берут крупные деньги, права на
вождение и т. д. Многие участники оставляют дома даже паспорта, чтобы на случай ареста продолжать протест в тюрьме, пока полиция не определит личность задержанного.
Мобилизация протестующих по всему миру вынуждает планировать саммиты глобальной элиты в труднодоступных для них местах. По словам аналитика и активного участника антиглобалистских протестов У. Белло, «саммиты элиты в неавторитарных странах в будущем будут невозможны». Правительству Швейцарии, пытавшемуся обеспечить в 2001 г. безопасность Всемирного экономического форума в Давосе, пришлось провести самую крупную мобилизацию сил со времен Второй мировой войны. Такую встречу в 2002 г. решено провести в Нью-Йорке, так как швейцарское правительство больше не может гарантировать защиту ее от срыва. В будущем неформальные давосские встречи и формальные саммиты МВФ, Всемирного банка, Большой семерки скорее всего последуют примеру ВТО. Как мы уже отметили, свой саммит в середине ноября 2001 г. ВТО провела в городе Доха, столице маленького государства Катар с абсолютной монархией и численностью населения чуть меньше 590 тысяч человек (численности, к которой почти приблизился протест в Барселоне в марте 2002 г.).
Ресурсы движения. К ним мы можем отнести информационные, технологические, коммуникационные возможности, социальный потенциал движения. Важным моментом является финансовая и материальная поддержка акций. В основном она осуществляется участниками движения (проезд, питание, проживание). Часть денег поступает из фонда организаций и от кампаний по сбору средств (для изготовления транспарантов, постеров, униформы и т. д.) Нередко используются совместные фонды коалиций. Источником средств для погашения расходов служит продажа футболок с надписями и собственных изданий. Тренировочные курсы также бывают платными. Наиболее крупные вклады способны делать профсоюзы. К примеру, они могут обеспечить своих членов автобусами для доставки до места протеста. Опять — таки надо отметить роль Интернета, позволяющего быстро, просто и недорого осуществлять коммуникацию и координацию.
Глобальные движения во многом обязаны возникновению и распространению глобальных технологий — телефонов, факсов, электронной почты, Интернет. Именно благодаря современным средствам коммуникации стала возможной взаимная поддержка, информирование, координация и организация совместных акций. Организация глобальных протестов и форумов практически невозможна без Интернет. Люди съезжаются на них с разных концов света. По электронной почте или на сайтах Интернет они могут получить всю необходимую информацию, начиная от программы мероприятий и заканчивая списком гостиниц, где они могут разместиться на ночь, если протест запланирован на несколько дней. Иронично, что Интернет изначально создавался Министерством обороны США, стремившимся помешать советскому захвату и разрушению американской системы коммуникаций в случае ядерной войны. Результатом стала сетевая архитектура, которая, по замыслу ее создателей, не могла контролироваться из некоего центра и состояла из тысячи автономных компьютерных
Шкуре Йм
сетей, имевших бесчисленные пути связи, обходящие электронные препятствия. Как пишет М. Кастельс, «в некоторой степени это был вариант маоистской тактики рассеивания партизанских сил по обширному пространству, чтобы противостоять вражеской мощи за счет маневренности и знакомства с территорией». Сетевая структура современных средств коммуникации позволяет открыто вести дискуссии и дебаты в киберпространстве вне досягаемости контроля и цензуры властных структур.
Культура движения. Очевидные знаки субкультуры «антиглобалистского» движения включают:
коллективную идентичность (создание собственного имиджа как «движения за глобальную справедливость и солидарность»);
особый стиль разговора (специфические высказывания, лозунги, разделяемый сленг);
ритуализированное поведение (этика, приветствия, практикуемые виды гражданского неповиновения);
особая стилизованная одежда (к примеру, бандана, свободный покрой одежды, костюмирование под вымирающие виды животных);
символы (глобус, солнце, «говорящие» губы);
идентифицированные движением формы артистического выражения (народные критические, политические песни и поэзия);
фольклор движения (истории, анекдоты, шутки об оппозиции);
идентификация с традициями (герои прошлого — Че Гевара, Мартин Лютер Кинг, истории о предыдущей борьбе, политических репрессиях, возрождение духа 60-х годов).
Часть культуры может быть непроговариваемой и невидимой (чувство единства на базе разделенного в прошлом травмирующего опыта, к примеру опыта дискриминации).
Цена участия. Риски движения связаны с тем, что рост сопротивления негативным последствиям глобализации совпадает с ростом разного рода обскурантистских, иррационалистических и фундаменталистских движений, которые также выступают против глобального капитализма и гегемонии США.
Одной из опасностей движения является использование физического насилия со стороны властей. Насилие этически противоречит ценностям движения, что часто делает его участников жертвами полиции. Сегодня гражданское неповиновение проявляется в самых различных формах. К примеру, в студенческих кампусах объявляется бойкот текстильным товарам с университетской символикой, если она сделана компаниями, использующими детский труд южных стран, а также устраиваются в связи с этим сидячие забастовки, голодовки и т. д. Данная форма борьбы критикуется анархическими организациями за пассивность перед лицом прямых провокаций властей и полицейского террора. Однако основная масса участников движения считает, что если гражданское неповиновение и терпело крах, унося жизни протестующих, то насильственные методы достижения каких бы то ни было благородных целей исторически проявили еще большую несостоятельность. Отсюда гражданское неповиновение комбинируется с выработкой альтернатив порядку, который вызывает неприятие.
[Щ^рсТЗл поликлиника
На провокации полицейских отвечает лишь небольшая группа участников акций — члены анархических организаций. Они составляют 1 — 3% от всей массы протестующих, но именно их мы видим на экранах телевизоров и именно их поведение дает полиции повод для применения оружия.
Так или иначе, основные тенденции глобального движения имеют прогрессивный характер и направлены на солидарность и объединение его представителей. Идет поиск точек соприкосновения, кристаллизуются общие мировоззренческие ориентации, на основе которых движение формирует коллективную идентичность и модель альтернативного социального порядка.
Метод электронного опроса. Одним из источников информации о составе «антиглобалистского» движения, его задачах и самоидентификации являются данные исследования, проведенного диссертанткой методом электронного опроса.
С помощью Интернет стало возможным проводить исследования общественного мнения специфических групп людей, живущих в разных уголках земного шара. Собирается информация из разных стран и с разных континентов. В нашем электронном исследовании мы получили заполненные анкеты из общественных организаций, расположенных в Аргентине, Бирме, Бразилии, Великобритании, Индии, Канаде, России, США и Швеции.
Нужно отметить, что социологами в их исследованиях ещё недостаточно часто используются интернет-технологии, хотя они значительно помогают ускорить сбор первичной социологической информации для изучения быстротекущих социальных процессов. В нашем случае, сбор данных занял около семи дней.
Анкета электронного опроса содержала 6 вопросов, направленных на изучение самоосознания движения. Поэтому большинство из них были открытыми, а в полузакрытых среди вариантов содержалась возможность отражения собственного альтернативного ответа. Предложенные варианты были составлены на основе предварительного изучения движения методом наблюдения, неформализированного интервьюирования и контент-анализа веб-страниц организаций, составляющих социальную базу движения.
Электронный формат анкеты позволял давать развернутые ответы на открытые вопросы. В ходе нашего опроса мы получили множество комментариев, предложений по изучению данного вопроса, ссылки на источники по изучаемой проблеме, что сделало наше исследование более интересным и репрезентативным.
Интернет явился основой для проведения квотной выборки. Целевой группой, из которой была произведена выборка, стал «третий сектор», представленный сетью общественных организаций из разных стран, составляющих социальную базу транснационального движения сопротивления. Анкеты были разосланы по электронным адресам 133 организаций, 6 из них были российскими. Количество опрошенных составило 127 организаций. В ходе опроса 6 организаций отказались участвовать в исследовании, что составило 4,7% от общего числа опрошенных.
Целью нашего исследования являлось изучение мировоззрения движения через определение социальной базы его участников, объединяющих
их центральных идей и задач, сформированности идеологии и коллективной идентичности.
Вопрос □ 1: «Название организации, страна». Указывая название организации и ее локализацию, респонденты давали информацию о глобальности движения. Результат подтвердил гипотезу о том, что движение включает в себя представителей общественных организаций из разных стран: «50 лет достаточно» (США), «Канадский центр альтернативной политики», «Фокус на Юге», «АТТАС — Франция» и т. д.
Вопрос □ 2: «Какие группы, по Вашему мнению, являются главными участниками «антиглобалистских» движений / протестов?»
Респондентам были предложены следующие варианты:
а) Организации, выступающие против Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и пр.
б) Экологические организации
в) Профсоюзы
г) Женские организации
д) Религиозные организации
е) Анархисты
ж) Фашисты
з) Другие
Вопрос позволял узнать о составе движения. В СМИ участники движения чаще представляются экстремистскими группами анархистов, националистов и даже неонацистов. Нам было важно выяснить, как участники движения сами оценивают его состав.
На основе ответов была составлена диаграмма (см. рис.1), отражающая процентный состав участников движения. Респонденты предложили добавить несколько групп, которые, по их мнению, принимают активное участие в протестных акциях: социалистов, организации работающих по проблемам бедности и внешнего долга и фермеров.
Мы сознательно включили в список вариантов ответов «религиозные организации», «фашистов» и «анархистов». Ни один из респондентов не посчитал приемлемым участие в движении фашистских организаций. Некоторые даже отметили, что они скорее рассматривают складывающийся глобальный порядок как «фашистский» («Институт экономической демократии»). Однако некоторые признали участие представителей религии (9%) и анархистов (7%) и тут же выразили к этому неоднозначное отношение. С одной стороны, этическими принципами глобального движения являются открытость и плюрализм, что делает возможным совместное существование в нем различных организаций, групп и течений. Тем более нужно признать позитивный вклад религиозных деятелей в борьбу против милитаризма, в поддержку акций за отмену долгов бедных стран и т. д. Прямое
II* I
-ал/ко м
нта. из* ■ № и*
Рмс,3- Сел&н глгУдл^Ы!гс двнаеьл■
отношение к борьбе против складывающегося глобального порядка имеют «антисистемные» выступления анархистов. С другой стороны, большая часть представителей движения не приемлет какие-либо виды дискриминации, в частности, в отношении женщин, что проявляется в религии, и действия насильственного характера как очень крайний, но не отвергаемый анархистами способ достижения целей.
Нужно отметить один парадокс результатов исследования: респонденты достаточно часто (7%) среди участников «антиглобалистского» движения называли анархистов. Мы предполагаем, что причина этого — протестная активность анархических организаций, специфическая униформа и символика, которые делают их заметными на общем фоне демонстрантов. Кроме того, присутствие анархистов на всех акциях является главным фокусом для СМИ, что также отчасти формирует общественное мнение. Отсюда создается впечатление, что анархисты «везде» и их много. На самом деле они составляют лишь около 1 — 2 % от общей численности движения.
Если проанализировать отличие мировоззрения глобального движения от религиозного фундаментализма и национализма, то главным является то, что оно не призывает вернуться к прежним устоям и потерянным имперским позициям «проигравших». В то время как фашизм, религиозный фундаментализм, национализм часто отвергают сотрудничество, противопоставляют один народ другому и защищают превосходство какой-либо одной расы, этнической группы и религии, глобальное движение способствует утверждению интернационализма и солидарности между народами и культурами. В отличие от анархистов, подавляющая часть движения не отвергает идею государственности и других институтов. Она пытается продолжить развитие идеи общества всеобщего благоденствия, структура которого разъедается неолиберальной идеологией.
Вопрос □ 3: «Чего добиваются участники протестов?».
В качестве вариантов предлагались:
а) Регулирования глобального развития в соответствии с принципами устойчивого развития
б)3акрытия или радикальной реорганизации ВТО, МВФ и Всемирного банка
в) Избавления от гегемонии США и внешнего долга
г) Усиления голоса локальных сообществ в принятии решений глобального масштаба
д) Приостановки глобализации, предпочитая протекционизм и изоляционизм
е) Другое
Предложенные варианты были составлены на основе лозунгов участников протестов и ответов, полученных в ходе интервью (16 апреля 2000 г., Вашингтон). Один из вариантов содержал «домыслы» оппозиции движения (см. вариант Д). Как показали результаты, за него было отдано самое малое число голосов (7%). В качестве дополнительного ответа (вариант Е) 21% участников опроса отметили — «создания системы, служащей потребностям большинства населения, а не корпораций».
Было подтверждено, что у движения есть цели и задачи. Они основаны на попытке изменения складывающегося глобального порядка и затрагивают практически все сферы. 3адачи движения свободно
тштсИи
артикулируются участниками движения. Результаты, полученные после обработки ответов, положены в основу диаграммы, представленной ниже (см. рис. 2).
Вопрос □ 4: «На каком этапе, по Вашему мнению, находится формирование идеологии движения?» Были получены следующие ответы: Уже сформировалась — 0% Находится в процессе формирования — 75% У движения нет идеологии — 25% Нашей задачей было выяснить, как участники движения оценивают сформированность его идеологии. По результатам нашего исследования, большинство участников движения считают, что его идеология находится на этапе формирования (75%). Как отметил представитель «Сети глобализации общественных организаций», идеология «начинает кристаллизоваться вокруг комплекса коренных реформ, которые прояснились на последнем Всемирном социальном форуме в Порту-Алегри (Бразилия, 2002)».
Ни один из участников опроса не стал утверждать, что идеология движения сформирована. Молодое движение учитывает успешный опыт предшественников, а также уроки истории и осознает, что «перевороты за одну ночь» и
I I
ч-^1-» мэЛгллгго .шисим
«насильственное освобождение» приведут к прямо противоположному результату.
25% респондентов, указавших, что у движения нет идеологии, имели в виду отсутствие догматов, исходящих от «авангарда» движения, призванного пробудить сознательность масс и организовать их на борьбу, и охарактеризовали это как позитивный фактор. Другой позитивной стороной «несформированности» идеологии является тот факт, что движение еще не охватило множество социальных групп, страдающих от негативных последствий глобализации. Их участие в создании идеологии считается респондентами необходимым. Отсюда — открытый дух движения, что делает возможным присоединение к нему различных групп и их вовлеченность в построения альтернативного порядка.