Научная статья на тему 'Антигламур: от молодежного эпатажа до высокой моды'

Антигламур: от молодежного эпатажа до высокой моды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
440
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антигламур: от молодежного эпатажа до высокой моды»

Конференц-зал

Шекурс Пи

Гламур связан с появлением новых образов социо-культурной идентичности, обращенных к прекрасной половине человечества. Они предстают во всем блеске славы со страниц глянцевых журналов. С обложки последнего номера журнала GLAMOUR на нас глядят женщины года - Тина Канделаки и Ксения Собчак. Лучшие актриса, певица, спортсменка, дизайнер не остаются в гордом одиночестве. Их дополняют образы известного телеведущего, актера, идеального бойфренда и секс-символ года. Интерес вызывает то, что информация о них предназначена именно для гламурных девушек, подается через призму их восприятия.

Путь к вершинам гламура отмечен вещными знаками, имеющими обязательный атрибут блеска. Согласно закону имитативной магии блеск металла серебряного цвета платья усиливает сияние знаменитости. На страницах журнала мы видим конкретные указующие знак на то, что покупать, сколько это стоит, какими правилами пользоваться, где и с чем это носить. Кажется, что гламур бескомпромиссен в области цен: если вы хотите провести в сказке весь декабрь, заимейте

кольцо по цене от 112 500 до 542 500 рублей. Это, так сказать, гламур высокого полета. Возможна мистическая сопричастность к нему путем покупки более дешевых аналогов. Есть новогодние подарки и есть замена к ним. Очевидно, что на более высокой позиции стоит более дорогая вещь. Кожаная сумка с клепками за 22 500 рублей и очень похожая из искусственной кожи за 2299 рублей. Конечно, это далеко от неоплатонической эманации, но чем-то её напоминает. Гламурная девушка внимательно смотрит на ценники, прекрасно разбирается в брендах.

Гламур несомненно заслужил иронические оценки со стороны негламурной публики. Тем не менее, стоит оценить усилия персонажей гламурного спектакля. Это их усилиями творится своя версия современности - далекая от реальности, но красивая, праздничная, блестящая. Стоит оценить эту попытку создать новый прекрасный мир в условиях семантического хаоса, крушения ценностей прежней культуры. Обладает ли этот мир большей реальностью, нежели творения мага-иллюзиониста? Вопрос остается открытым.

Д.А. Устименко

АНТИГЛАМУР: ОТ МОЛОДЕЖНОГО ЭПАТАЖА ДО

высокой моды

Устименко Дарья Андреевна

студентка факультета конструирования и моделирования одежды ГУ

Сегодня слово «гламур», спустившись из высших, элитарных кругов в массы приобрело негативный характер.

Кроме того, экономические катаклизмы и усталость именитых дизайнеров от вычурных изысков привели к тому, что в последнее время активно формируется новый бренд. Оказывается, сейчас модно одеваться бедно, просто, антигламурно, хотя и с некоторым шиком.

Частица «анти» показывает, что «антигламур» отрицает «гламур». Но какой гламур он отрицает? Тот, который несёт в себе утончённость образа, некую загадку, которая есть в каждой женщине (а гламур, всё-таки больше ориентирован на женщин), или тот «гламур», у которого под слоем блеска и мишуры пустота?

Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к классической литературе. Первым русским антигламурным литературным произведением можно назвать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нём тоже показана жизнь высшего света, но уже с другой стороны, с позиции «антигламурного» Печорина, который противопоставлен обществу. Стиль жизни таких героев, которые противопоставили себя окружающим, их блеску, искусственной красоте, можно назвать «антигла-муром».

ШСЁурС Йи Конференц-зал

Сегодня антигламур может принимать самые разные формы, но во всех будет звучать протест, протест против всего, что навязывается культурой современного гламура.

Наиболее ярко антигламур проявился в стилях неформальных субкультур. Одним из первых таких стилей был стиль «хиппи» шестидесятых годов. Их девиз «мир во всём мире». Они отказались от всего, что было противоестественным. Ну а в одежде главным правилом было отсутствие всех правил. В моде они перевернули всё с ног на голову и вывернули наизнанку. Они принесли тайфун новых стилей и красок, которых никогда раньше не было. Причина того всплеска в том, что мода хиппи позаимствовала многое из традиционных стилей Индии, Непала, Центральной Америки, Бали и Марокко. В ходу были банданы, свободные длинные юбки, джинсы «клеш», жакеты с оборками и небольшие очки с круглыми или квадратными цветными линзами. Хиппи не признавали никаких лейблов, они не признавали брендов [4].

Затем появился стиль «панк», основанный на любви к музыке панк-рок. Панки - ярко выраженные индивидуалисты, стремящиеся к личной свободе и независимости. Их стиль нарочито пёстр и эпатажен. Обычно представители этого движения носят вызывающие «ирокезы», окрашенные в различные, неестественные цвета. Из одежды предпочтительнее старые, рваные джинсы, которые они носят с кедами или тяжёлыми ботинками на высокой подошве. Они предпочитают кожаные куртки - косухи, чёрные футболки или балахоны. Некоторые девушки-панки используют вызывающе-сексуальный имидж - яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки.

Ещё один стиль, стиль «байкеров», с их потрёпанными джинсами, чёрными кожаными куртками или длинными пальто с тяжёлыми мотоциклетными ботинками, длинными волосами и банданами. Девушка байкера должна ему соответствовать. Она очень эротична, привлекательна и шокирует обывателей. Путь к этому достаточно простой -джинсы в обтяжку, блузы, часто без рукавов на размер, а то и два, меньше чем нужно. Чересчур, обтянутые одеждой женские фигуры, шокировали жителей маленьких городков США, где зародился это движение, не меньше, чем вид самих байкеров, который разрушал провинциальные пуританские устои американского общества [6].

Одним из самых загадочных антигламурных стилей является «готический». Эта молодежная субкультура, выражающая свое специфическое мировоззрение и мироощущение. Она не принята обществом и это только подогревает интерес к ней.

Есть как минимум семь разновидностей «современных» готов, которое проявляется в основном только в одежде. Готы-панки - это ветераны движения. Они носят кожаные куртки, рваные джинсы и украшают себя английскими булавками. Готы-андроиды пытаются всеми путями скрыть свою половую принадлежность. Сильно загримированные, они носят кожаные ошейники, высокие каблуки и корсеты. Готы-язычники предпочитают мешковатую одежду, плащи и капюшоны. Они не красят волосы и носят деревянные и каменные руны. Готы-фетишисты любят обтягивающую одежду из кожи или латекса. Их обязательным атрибутом является вызывающий макияж. Готы, работающие в компаниях с определенными требованиями к одежде, стараются сохранить «готичность», одеваясь во все строгое и черное, не прибегая к украшениям и макияжу. Кибер-готы украшают себя микросхемами, шестеренками и проводами, волосы красят в яркие цвета, например, зеленый или голубой. Романтик-готы - не придерживаются черного цвета, носят костюмы викторианской эпохи и делают сложные «исторические» прически [3,5].

И всё-таки, в готической субкультуре, несмотря на многообразие направлений можно выделить общие тенденции. Это приверженность чёрному и белому цвету, глубоким, насыщенным красным и тёмно-синим оттенкам, а также макияж, как у девушек, так и у молодых людей (припудренное лицо и ярко подведенные глаза).

В современных городах можно встретить представителей рейверов, растаманов, скейтеров, роллеров, рокеров, эмо, и многих других представителей молодежных субкультур, которые также индивидуальны, у которых в одежде присутствуют своя атрибутика и своя концепция. Они преследуют одну цель - шокировать и эпатировать окружающих, пытаясь таким образом показать свою непохожесть, выделиться из толпы. И делают они это не с помощью «гламура», который стал по сути безликим, а с помощью своего специфического стиля, который наиболее полно отражает их взгляды и представления о жизни.

Конференц-зал

teöKypc Ûu

Однако антигламур обретает плоть и кровь не только в неформальных уличных движениях, но и, как сказано выше, в мире высокой моды.

Давайте взглянем на мировые подиумы, а точнее на коллекции, представленные на 25-ой юбилейной Лондонской неделе моды. Первое, что бросается в глаза это коллекции Джемми Слак, Чарли ле Минду, Лиины Остерман и Айрис ван Херпен. Они производили сильное впечатление - мрачная готика, блестящий футуризм, безумные и одновременно агрессивные сексуальные формы, новые материалы - от металлических пластин и каскадов застёжек - молний до рваной марли, настоящих волос и чучел райских птиц [2]. Здесь нет «чистого» гламура, а скорее слабые его отголоски.

Особое отношение к гламуру у Вивьен Вествуд. В своих ранних коллекциях она доводит его до абсурда. Это скорее сарказм, нежели восторг в его адрес. Положение спасает виртуозный крой, изобретательные отделки, безукоризненное исполнение. Кстати панки именно её считают своей крёстной матерью. Она одной из первых почувствовала закат эры хиппи и стала искать новые стили. И этим стилем стал панк-стиль. Правда она не остановилась и пошла дальше, развивая свой собственный, неповторимый и сразу узнаваемый стиль в одежде. В ее коллекциях «Новые романтики» (с использованием советской символики), «Пираты», «Дикари» и «Бродяги» появился стиль «лохмотьев и дыр». Вивьен Вествуд демонстриро-

вала коллекции-пародии на модную одежду: швы наружу, прорехи и распущенные петли, шляпы из мешковины, украшенные перьями, волосы у манекенщиц испачканы грязью.

Правда, возвращаясь к современности, возникает чувство, что Вивьен Вествуд уже устала эпатировать. Достаточно посмотреть на её весенне-летнюю коллекцию 2010 года «Red Label».

Дальше всех в развитии темы антигламура в своих коллекциях пошли молодые дизайнеры из Academy of Art. На Нью-йоркских показах этой осени они предложили женщинам вовсе отказаться от игры красок и облачиться в верхнюю одежду темных и очень темных тонов. Для усиления впечатления от черного костюма дизайнеры предлагают американкам надеть на голову черный берет или повязку, собирающую волосы над головой. Судя по новой формации моделей, которые демонстрировали представленные коллекции, большинство кутюрье из Америки сегодня предлагают культивировать образ бледнолицых красавцев и красавиц, которые в погоне за антигламурными тенденциями позабыли о солярии и естественном загаре.

Литература:

1. http://webmoda.3dn.ru/blog/2008-07-10-39.

2. «ELLE» № 158, декабрь 2009.

3. «Российская газета» - Неделя №3839 от 5 августа 2005 г. Екатерина Надрова.

4. http://www.hitlife.net.ua/articles24/1302/.

5. http://www.4gots.ru/goti-odejda/.

6. http://stadu.net/article/302.

Е.В. Андреева

тенденции, сопровождающие развитие общества потребления в XXI в.

Андреева Е.В.

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Реклама», зам. декана факультета социальной психологии ГУ

Современный человек имеет больше возможностей для саморазвития и самосовершенствования, и в этом не последнюю роль играет сфера потребления. Становление общества массового

потребления сделало жизнь, с одной стороны, насыщеннее, ярче, в чем-то стимулировало индивидуальное развитие, поскольку достижение необходимого уровня потребления предъявляет определенные требования к личности.

Стандартизированное массовое производство создало изобилие однотипных товаров, для которых требовалось стимулирование потребителя их выбирать. Отсюда вытекали главные качества потребителя эпохи массового потребления: неподлинность «Я», потребитель формировался игрой моделей, возникала эмоциональная и интеллектуальная зависимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.