Научная статья на тему 'Антигистаминные лекарственные препараты на фармацевтическом рынке Узбекистана'

Антигистаминные лекарственные препараты на фармацевтическом рынке Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1938
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛП / АНТИГИСТАМИННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИКА УЗБЕКИСТАНА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Саипова Д. Т., Ильясова К. А.

Применение антигистаминных лекарственных препаратов (АГЛП) является одним из обязательных этапов лечения аллергических заболеваний. В связи с этим большой интерес представляет маркетинговый анализ рынка ЛС антигистаминного действия, в том числе таких критериев, как ассортимент группы, состояние их отечественного производства, спрос, а также розничные цены на препараты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антигистаминные лекарственные препараты на фармацевтическом рынке Узбекистана»

Д.Т.САИПОВА, доцент, К.А.ИЛЬЯСОВА, аспирант, Ташкентский фармацевтический институт, Узбекистан

Антигистаминные лекарственные препараты

НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ УЗБЕКИСТАНА

Применение антигистаминных лекарственных препаратов (АГЛП) является одним из обязательных этапов лечения аллергических заболеваний. В связи с этим большой интерес представляет маркетинговый анализ рынка ЛС антигистаминного действия, в том числе таких критериев, как ассортимент группы, состояние их отечественного производства, спрос, а также розничные цены на препараты.

(ассортимент

Для оценки ситуации на рынке АГЛП были проведены маркетинговые исследования ассортимента с использованием контент-анализа данных по регистрации антигистаминных лекарственных препаратов в Республике Узбекистан. По данным Государственного реестра лекарственных средств и изделий медицинского назначения №12 (2008 г.), в настоящее время ассортимент АГЛП системного действия на фармацевтическом рынке Узбекистана представлен 117 торговыми наименованиями с учетом производителей и лекарственных форм. Без учета различных производителей зарегистри-

ровано 68 торговых наименований, которым соответствует 23 основных международных непатентованных наименования (МНН). С учетом производителей, но без учета ассортиментных разновидностей представлено 65 торговых наименований.

Торговые наименования антигистамин-ных препаратов зарегистрированы производителями из 26 стран. На долю зарубежных производителей приходится 89,3% АГЛП (91 наименование), из них 30,4% препаратов производится в странах СНГ (31 наименование), 58,9% — в странах дальнего зарубежья (60 наименований) (рис. 1). На долю АГЛП отечест-

венного производства приходится 9,4%. Среди производителей дальнего зарубежья по количеству зарегистрированных в Узбекистане АГЛП лидируют Венгрия и Индия — по 10 ассортиментным позициям, что составляет 13,7% от общего количества зарубежных препаратов. Из стран СНГ наибольшее число зарегистрированных АГЛП приходится на долю Украины и России — 15 (45,4%) и 9 (27,2%) ассортиментных позиций соответственно.

На основе анализа АГЛП, зарегистрированных в Республике Узбекистан, с дифференцированием их по поколениям, получены результаты, представленные в таблице 1. Как следует из таблицы, существенная доля торговых наименований первого поколения АГЛП приходится на МНН хлоропирамин, дифенги-драмин, кетотифен. По количеству торговых наименований среди препаратов второго поколения лидирует лоратадин

Классификация АГЛП, зарегистрированных в РУз, по поколениям

Поколение АГЛП МНН Торговое название ЛС

Препараты I поколения Дифенгидрамин Димедрол, Димедролі, Димєдрол^єгї^у, Димедрол-Дарница

Клемастин Тавегил

Хлоропирамин Аллергозан, Супрастин, Субрестин, Супростилин, Супралин

Мебгидролин Диазолин

Квифенадин Фенкарол

Кетотифен Задитен, Кетотифен, Кетотифен-Софарма, Кєтотифєн^єгї^у

Прометозин Пипольфен

Ципрогептадин Перитол

Препараты II поколения Астемизол Гисталонг

Диметинден Фенистил

Азеластин Аллергодил

Лоратадин Кларидол, Кларитин, Ломилан, Лоратадин, Лорд, Лорид, Ритин, Эролин, Клаллергин, Кларисан, Кларисенс, Лоратадин-КМП, Лораталь

Препараты III поколения Цетиризин Аналергин, Зиртек, Летизен, Парлазин, Цетиринакс, Цетризет, Цетрин, Аллер^, Носмин, Аллергон, Стопаллергин

Фексофенадин Телфаст, Фексофен-сановель, Фенодекс

Дезлоратадин Эриус

таблица 2| Соотношение антигистаминных препаратов по составу

Поколение АГЛП ЛС отечеств. производства ЛС производителей стран СНГ ЛС производителей дальнего зарубежья Всего

Число наимено- ваний % Число наимено- чваний % Число наимено- ваний % Число наимено- ваний %

Препараты I поколения 7 6,0 22 18,8 26 22,2 55 47,0

Препараты II поколения 2 1,7 7 6,0 26 22,2 35 29,9

Препараты III поколения 2 1,7 2 1,7 15 12,8 19 16,2

Кромоны 0 0,0 2 1,7 6 5,1 8 6,8

Итого 11 9,4 33 28,2 73 62,4 117 100,0

(13 наименований), а среди препаратов третьего поколения — цитиризин (11 наименований). Также необходимо отметить, что производство вышеперечисленных наименований освоено отечественными производителями.

В результате проведенного анализа было установлено, что доля торговых наименований препаратов I поколения составляет 47%, препаратов II поколения — 29,9% и препаратов III поколения — 16,2%. Подобное соотношение свидетельствует о стремлении производителей регистрировать и поставлять на рынок Узбекистана АГЛП I поколения, причем основная доля импорта препаратов I поколения приходится на производителей из стран СНГ. Импорт АГЛП из дальнего зарубежья достаточно равномерно представлен всеми тремя поколениями препаратов. Результаты анализа представлены в таблице 2. Успешное лечение аллергических заболеваний зависит, в частности, от удобства лекарственной формы, которое определяет потребительские свойства препарата. Наличие различных лекарственных форм одного препарата создает

возможность его использования парентерально или перорально, в зависимости от тяжести заболевания, состояния больного, возраста человека.

Анализ ассортимента АГЛП по лекарственным формам показал, что 11,1% от общего количества торговых наименований составляют парентеральные препараты, представленные такими растворами для инъекций, как аллервил, димедрол, пипольфен, супрастин, тавегил, гистоглобулин, хлоропирамина гидрохлорид (рис. 2).

Ассортимент пероральных АГЛП представлен следующими лекарственными формами: таблетки — 52,9%, драже — 3,4%, капсулы — 0,8%, гранулы — 0,8%, жидкие лекарственные формы (капли для внутреннего применения, сиропы, суспензии и др.) — 14,5%. Лекарственные формы для наружного применения (мазь, крем и гели) составляют 3,4% от общего ассортимента. Кроме того, в данной группе препаратов имеются такие лекарственные формы, как глазные и назальные капли, спреи назальные, а также аэрозоли (12,8% от общего ассортимента).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан №539 от 5.12.2007 утвержден «Список основных лекарственных средств (ОЛС)». Анализ данного списка показал, что включенные в него антигистамин-ные препараты представлены МНН препаратов первого поколения. Сопоставление МНН антигистаминных лекарственных препаратов, включенных в «Список ОЛС», с торговыми названиями, зарегистрированными в Республике Узбекистан, дало следующие результаты (табл. 3).

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО АГЛП

Для оценки состояния отечественного производства антигистаминных лекарственных препаратов были изучены данные «Государственного реестра лекарственных средств и изделий медицинского назначения» за период 2003—2008 гг. В результате была отмечена положительная динамика: если в 2003 г. было зарегистрировано 4 позиции отечественных антиги-стаминных лекарственных препаратов,

РИСУНОК 1

| Доли антигистаминных лекарственных I препаратов по странам-производителям

3 1

1 — зарубежные, 62,4%

2 — СНГ, 28,2%

3 — отечественные, 9,4%

РИСУНОК 2

Структура ассортимента АГЛП по формам выпуска

1 — пероральные, 72,6%

2 — парентеральные, 11,1%

3 — для наружного применения, 3,4%

4 — капли и спреи, 12,8%

4

ТАБЛИЦА 3

Перечень антигистаминных лекарственных препаратов, включенных в «Список основных лекарственных средств»

№ МНН Форма выпуска Торговое название Страна-производитель

1 Хлоропирамин Амп.2%—1мл Супрастин 25 мг Венгрия

Табл. 25 мг Супрастин 25 мг, Субрестин 25 мг, Супростилин 25 мг, Супралин 25 мг. Венгрия, Россия, Украина, Узбекистан

2 Мебгидролин Табл. 0,05 г Диазолин Россия, Украина

Табл. 0,1г Диазолин Россия, Украина, Узбекистан

Драже 0,05 г Диазолин Россия, Украина

Драже 0,1 г Диазолин Россия, Украина

Гранула Диазолин для детей Украина

3 Дифенгидрамин Амп. 1% — 1 мл Димедрол-GT, Димедрол, Димедрол-Дарница Китай, Украина, Казахстан, Узбекистан, Украина

Табл. 0,05 г Димедрол, Димедрол-Дарница, Димедрол-REMEDY Россия, Узбекистан Казахстан, Украина, Украина, Узбекистан

4 Кетотифен Табл. 1 мг Кетотифен, Кетотифен-Софарма, Кетотифен-REMEDY Задитен Польша, Беларусь, Россия, Украина, Узбекистан, Болгария, Узбекистан, Словения

Сироп — 100 мл 20 мг Кетотифен-Софарма Болгария

то к 2008 г. количество данных позиций увеличилось до 11. Как видно из таблицы, за исследуемый период такими отечественными производителями, как «Узхим-фарм», Remedy, Pharmed Sanoat, Nika Pharm, Nobel Pharmsanoat, Samo, Universal Farm, Gufik-Avitsenna, зарегистрированы определенные позиции антигистамин-ных лекарственных препаратов.

таблица 4| Анализ отечественных антигистаминных

лекарственных препаратов по лекарственным формам

№ Лекарственная форма кол-во ассортиментных позиций

2003 г. 2004 г. 2005 г. 200б г. 2007 г. 2008 г.

1 Таблетки 3 б б 7 9 1O

2 Раствор для инъекций 1 1 1 1 1 1

Всего 4 7 7 8 1O 11

таблица Сравнительные показатели цен на антигистаминные ЛП в розничной аптечной сети

№ Торговое наимено- вание Форма выпуска Производитель Розничная цена, долл. США

max средняя min

1 Диазолин табл., драже 50 мг Разн. производители O,54 O,31 O,21

2 Димедрол табл. 50 мг Разн. производители O,14 O,11 O,O7

3 Зиртек табл. 10 мг UCB Farchim S.A Швейцария б,37 5,7б 4,95

4 Супрастин табл. 25 мг Egis Pharmaceuticals Ltd Венгрия 2,б9 2,2б 1,73

5 Кетотифен табл.0,001 г Разн. производители O,42 O,38 O,16

б Аналергин табл. 10 мг №10 Ivax CR a.s. Чешская Республика 2,55 1,3O 1,O9

7 Лораталь табл. 10 мг Nobel Pharmsanoat, ИП Узбекистан 3,18 2,44 2,O9

8 Эриус табл. 5 мг Schering-Plough Corporation, USA Бельгия 8,99 8,32 7,б4

9 Тавегил табл. 1 мг Novartis Pharma AG Швейцария 4,18 3,33 2,9O

1O Лоратадин табл. 10 мг Разн. производители 2,48 1,55 1,O2

Десять ведущих торговых наименований антигистаминных лекарственных препаратов по средневзвешенным показателям спроса

1D

□ — 2007 □ — 2008

Характеристика диапазона цен на АГЛП, в розничной сети фармрынка

1

1 — < 0,5 долл., 15%

2 — 0,5—1 долл., 4%

3 — 1—5 долл. 54%

4 — 5—10 долл. 27%

РИСУНОК 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РИСУНОК 3

При анализе ассортиментных позиций АГЛП, зарегистрированных отечественными производителями, установлено, что основная их доля приходится на таблетированные лекарственные формы (90,1% — по данным 2008 г.). За исследуемый период (2003—2008) зарегистрирован только один отечественный антигистамин-ный препарат (димедрол), выпускаемый в инъекционной лекарственной форме (табл. 4).

Анализ данных за 2008 г. показал, что 63,6% от общего ассортимента отечественных АГЛП приходится на препараты I поколения (МНН — мебгидролин, дифенгидрамин, кетотифен, хлоропи-рамин). Препараты II поколения представлены МНН лоратадин (18,2%). Два производителя зарегистрировали две позиции МНН цетиризина, который является представителем III поколения АГЛП (18,2%).

(мониторинг спроса

Спрос на АГЛП изучен методом многоцелевого анкетирования фармацевтических специалистов аптечных учреждений Ташкента за период 2007—2008 гг.

В анкету были включены 30 наименований АГЛП, отобранных на основании анализа назначений, а также опроса вра-чей-аллергологов и фармацевтов. Экспертам предлагалось указать данные о наличии препарата в аптеке, цену, а также частоту спроса на него, наличие элементов информационного обеспечения по данному препарату (реклама на местах продажи, прямая реклама, реклама в СМИ, реклама в транспорте и в периодической профессиональной литературе). Частоту спроса предлагалось оценивать по шкале из 10 степеней. Степень спроса от 0 до 3 была определена как слабая, от 4 до 6 — умеренная и от 7 до 10 — высокая. На основании полученных дан-

КАК ВЫДЕРЖИВАЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД КОНТРАКТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (КИО)?

В настоящее время примерно 22% всей деятельности в области клинических разработок в фармацевтической отрасли проводится аутсорсингом. Эта цифра, как ожидается, возрастет примерно до 30% к 2014 г. В последнее время крупные фармацевтические компании больше заинтересованы в слияниях и поглощениях, чем в инновациях, и это может привести к ситуации, когда КИО будут конкурировать за меньшее количество клиентов. Аналогичная тенденция наблюдалась в начале 2000-х гг., когда быстрая консолидация отрасли привела к значительному замедлению темпов роста рынка КИО. Таким образом, после нынешнего раунда слияний и поглощений ключевым фактором успеха на рынке КИО будут, вероятно, прочные отношения с клиентами в фармотрасли. С другой стороны, ключевой стратегией для крупных игроков фармотрасли всегда остается управление рисками. Таким образом расширяются возможности для КИО, предлагающих программы первичного скрининга и имеющих опыт в области доклинических и клинических испытаний ранних стадий. Крупные КИО, такие как KendLe, и средние, такие как базирующаяся в Великобритании Ме1Ьоигп Scientif^c, развивают свой доклинический сегмент, чтобы воспользоваться этой тенденцией. Пересмотр портфеля научных исследований и разработок фарм-предприятий, претерпевших слияния и поглощения, ведет к отмене некоторых неосновных проектов. В свою очередь, число аутсорсинговых проектов, которые приостанавливаются в настоящее время, увеличивается. Фактически доля аннулированных контрактов в секторе КИО в настоящее время довольно велика и составляет 15—20%. Более того, расторгаются даже соглашения с предпочтительными поставщиками. Эти угрозы, по-видимому, заставят КИО перестроить структуру своих услуг и бизнес-модели и повысить внимание к географической экспансии.

ных определен уровень спроса путем ранжирования по средневзвешенным оценкам показателей каждого отдельно взятого препарата. На рисунке 3 представлен рейтинг 10 ведущих наименований АГЛП по показателям спроса. Установлено, что лидерами по показателю спроса являются торговые наименования Диазолин и Димедрол, которые относятся к АГЛП первого поколения и давно известны на фармацевтическом рынке Узбекистана. Но при этом выявляется тенденция к снижению спроса на АГЛП первого поколения при одновременном увеличении спроса на современные препараты второго и третьего поколений.

(ценовой анализ

Цена — один из элементов маркетинга, оказывающий влияние на предпочтения потребителей, спрос и обеспечивающий доступность препарата. В связи с этим был проанализирован диапазон цен на АГЛП в розничной аптечной сети. Для этого вышеперечисленные антигиста-минные препараты были дифференци-

рованы по определенным ценовым сегментам. Результаты данного анализа представлены на рисунке 4. Установлено, что препараты ценового диапазона до 0,5 долл. США составляют 15% (в количественном выражении). На препараты ценового диапазона 0,5—1 долл. США приходится 4%, а на препараты с ценой от 1 до 5 долл. США — около 54%.

На основании анализа цен на АГЛП в розничной аптечной сети выявлены максимальные, средние и минимальные цены по каждой позиции изученной выборки препаратов. Данные представлены по препаратам рейтинга 10 ведущих наименований АГЛП по показателям спроса (табл. 5). Установлено, что препараты, лидирующие по позициям спроса, относятся как к сегменту дешевых препаратов (Диазолин, Димедрол), так и к сегменту дорогих (Зиртек). Проведенное исследование показало, что ассортимент антигистаминных препаратов в Узбекистане характеризуется разнообразием и представлен препаратами отечественного и зарубежного производства. В результате

анализа состояния производства АГЛП в Республике Узбекистан установлена целесообразность расширения их ассортимента и внедрения в производство инъекционных лекарственных форм, необходимых для лечения тяжелых форм аллергии, а также жидких лекарственных форм (сиропы, капли) для использования в педиатрической практике.

В ходе исследования была выявлена тенденция к снижению спроса на препараты первого поколения с одновременным увеличением спроса на современные препараты второго и третьего поколений. Значительное влияние на данный показатель оказывают, в частности, такие факторы, как информационное обеспечение, цена препарата, социальный и экономический статус потребителей. Результаты данного исследования могут послужить выявлению перспективных направлений отечественного производства антигистамин-ных лекарственных препаратов, созданию системы их рационального использования.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.