Научная статья на тему 'Обзор рынка антигистаминных препаратов в РФ в 2002 году'

Обзор рынка антигистаминных препаратов в РФ в 2002 году Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
490
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Соколова Виктория, Горелова Светлана

Сегмент антигистаминных препаратов 1 можно охарактеризовать как от-носительно небольшой, но стабильный. Объем аптечных продаж препа-ратов данного сегмента в 2002 г. составил 38 млн. долларов 2. Доля сег-мента в общем объеме рынка лекарственных средств в 2002 г., как и в 2001, составила 1,7% в денежном выражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка антигистаминных препаратов в РФ в 2002 году»

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ. ОБЗОР НЕУДАЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ний», и желаемое различие находится. Поэтому вопрос оценки результатов исследования — это еще и вопрос соответствия полученного ответа поставленному вопросу Примером (хотя, возможно, и несколько категоричным) является интерпретация результатов применения препарата пексили-зумаб, представляющего собой монокло-нальные антитела к компоненту комплемента С5. Программа CARDINAL включала в себя два исследования — пекселизумаб при инфаркте у больных, получивших тромбо-лизис (COMPLY), и пекселизумаб у больных инфарктом миокарда, подвергнутых ангиопластике (COMMA). В обеих группах проверялась способность пекселизумаба уменьшать размеры поражения миокарда за счет уменьшения воспалительной реакции в очаге некроза. Следует признать, что на поставленный вопрос программа CARDINAL не ответила. Однако в качестве вторичной (что принципиально) точки было обнаружено уменьшение летальности в группе пексели-зумаба в исследовании COMMA. При этом статистически значимых различий при оценке влияния на сумму конечных точек достигнуто не было (оценка проводилась по таким параметрам, как частота наступления смерти, кардиогенного шока, сердечной недостаточности, инсульта и комбинированной точке). Возникает вопрос, не является ли достижение снижения по одной из точек случайным с учетом отсутствия доказательств гипотетического эффекта препарата. В любом случае, однако, пекселизу-маб оказался хорошо переносимым лекарственным средством, и дальнейшее его изучение, скорее всего, будет продолжено. В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность публикаций результатов клинических исследований с «негативным» эффектом, который является ничем иным, как подтверждением нулевой гипотезы. А подтверждение любой гипотезы — результат серьезного труда.

Более широкое освещение любых данных исследований может уберечь как от чрезмерного оптимизма, так и от ненужных заблуждений и от желания пройти уже когда-то кем-то пройденным путем. Лев Ландау писал: «Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам». Хочется верить, что декларирование «негативных» результатов избавит нас от необходимости биться над задачами, утратившими свой смысл, или задачами, не имеющими решения.

Виктория СОКОЛОВА, Светлана ГОРЕЛОВА, ИМБС

Обзор рынка антигистаминных препаратов в РФ

В 2002 ГОДУ

Сегмент антигистаминных препаратов1 можно охарактеризовать как относительно небольшой, но стабильный. Объем аптечных продаж препаратов данного сегмента в 2002 г. составил 38 млн. долларов2. Доля сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств в 2002 г., как и в 2001, составила 1,7% в денежном выражении.

На рисунке 1 показана квартальная динамика объемов розничных продаж антигистаминных препаратов в 2002 году. Как видно из рисунка, на II квартал приходится наибольший объем продаж (30% годового объема), несколько меньше — на III квартал. По-видимому, это связано с сезонным обострением поллиноза — одного из наиболее распространенных видов аллергических заболеваний. Однако критически большого роста продаж в этот период с последующим резким спадом в течение остального года не наблюдается. Это дает возможность утверждать, что препараты рассматриваемого сегмента пользуются достаточно устойчивым спросом в течение всего года.

РЕГИСТРАЦИЯ

Всего в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано 173 наименования антигистаминных препаратов производителями из 26 стран3. Большинство препаратов зарегистрировано российскими производителями — 101 торговое наименование. Среди иностранных наибольшее число регистра-ций приходится на украинские и индийские компании — 13 и 12 торговых наименований соответственно.

1 В данную группу включены все препараты, относящиеся к коду АТС Мб согласно классификации, принятой в Государственном реестре ЛС, за исключением препаратов Докормил и ТЬрекан, не применяющихся для лечения аллергии.

2 Здесь и далее в расчетах использовались оптовые цены (цены закупки аптечных учреждений) в долл. США с учетом НДС.

3 С учетом производителей, без учета лекарственной формы и формы выпуска. Без учета различных производителей зарегистрировано 77 торговых наименований.

В 2002 г. в РФ было зарегистрировано 13 новых торговых наименований антигис-таминных препаратов (табл. 1). Как видно из таблицы, 8 из 13 зарегистрированных препаратов относятся к МНН лората-дин. Общее число зарегистрированных препаратов лоратадина на конец 2002 г. составило 17 наименований. Таким образом, можно констатировать, что в 2002 г. отмечается повышение интереса производителей именно к сегменту препаратов лоратадина. В 2001 г. из 9-ти зарегистрированных в России на конец года препаратов этого МНН реально присутствовали в аптечной сети только три: Веро-Лоратадин, Кларитин и Кларота-дин. В 2002 г. таких препаратов продавалось уже 11.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

Анализ розничных продаж антигистаминных препаратов осуществлен на основе данных «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией ИМБС. Несмотря на растущую активность в сегменте лоратадина, список ведущих по объему аптечных продаж МНН все еще возглавляет хлоропирамин (табл. 2). При этом четыре из десяти МНН сегмента представлены в аптечной сети единственным торговым наименованием (хлоропирамин — Супрастином, мебгидролин — Диазолином, хифена-дин — Фенкаролом и прометазин — Пи-польфеном). По всей видимости, это объясняется постепенным переходом рынка на более современные препараты, такие как лоратадин.

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

таблица i| Регистрация новых торговых наименований

антигистаминных препаратов в 2002 г. [исключая перерегистрации)

Торговое наименование Производитель Страна МНН

Бравегил «Брынцалов-А» Россия Клемастин

Клавористин Sri Jay Pharma Индия Лоратадин

Кларготил Gedeon Richter-Фармоград, ЗАО Россия Лоратадин

Кларидол Shreya Corporation Индия Лоратадин

Лорагексал Hexal Pharma GmbH Германия Лоратадин

Лорадин Balsam Pharma Co. Сирия Лоратадин

Лорид Unique Pharmaceutical Lab. Индия Лоратадин

Тирлор Novartis (Bangladesh) Limited для Biochemie GmbH Бангладеш Лоратадин

Эролин Egis Венгрия Лоратадин

Фексадин Ranbaxy Laboratories Индия Фексофенадин

Зодак Leciva Чешская Республика Цетиризин

Аллертек Polfa, Варшавский завод Польша Цетиризин

Аналергин Ivax Corporation Чешская Республика Цетиризин

Источник: «Государственный реестр ЛС»

Среди присутствовавших в аптечной сети 11-ти торговых наименований в группе МНН лоратадин, помимо лидирующего Кларитина, на долю которого приходится около 79% продаж данного МНН, можно выделить Кларотадин, объемы продаж которого в 2002 г. составили 15% продаж МНН.

В МНН клемастин на долю Тавегила приходится 99,5% объема продаж (остальное занимают препараты Клемастин и Ривта-гил). Схожая ситуация в группе МНН фек-софенадин: Телфаст занимает 99% объема продаж, а Фексадин — 1%. Препарат Кето-тифен занимает 86% об общего объема продаж одноименной группы МНН, Зади-тен — 13%, а оставшийся один процент продаж делят между собой еще 9 торговых наименований.

Концентрация по МНН в 2002 г. незначительно сократилась: доля 10 лидирующих МНН по сравнению с 2001 г. уменьшилась примерно на 1 п.п. и составила 92%. Российский рынок антигистаминных представлен препаратами как первого, так и второго и третьего поколений. Наибольший объем аптечных продаж в 2002 г. приходится на препараты первого поколения — 66%. Препараты вто-

®

Кестин

ОПТИМАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ АЛЛЕРГИИ

• Эффективно устраняет симптомы аллергии

• Не вызывает сонливости и привыкания

• Суточная доза в одной таблетке

• Высокий профиль безопасности

На сайтах

www.allergology.ru и www.kestine.ru

Вы можете ознакомиться с уникальной программой ежедневного мониторинга пыльцевых аллергенов в окружающей среде

ИУСОМЕЭ

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ

Аллергический ринит (АР)- это комплекс неприятных симптомов: зуд, заложенность носа, водянистые выделения, чихание. Использование увлажняющего спрея САЛИН (Sagmel Inc., USA) в сочетании с сосудосуживающим средством НАЗОЛ (Sagmel Inc., USA) при лечении АР, способствует быстрому восстановлению носового дыхания. САЛИН-эффективно увлажняет слизистую носа, элиминирует аллергены,размягчает сухие корочки носа и способствует их легкому удалению. НАЗОЛ содержит 0,5% раствора оксиметазолина гидрохлорида, который оказывает длительное сосудосуживающее действие до 12 часов, а гликоли входящие в состав, защитят слизистую носа от высыхания. Согласно рекомендациям профессора В.А.Ревякиной и профессора Т.И.Гаращенко, применение препаратов Салин и Назол в терапии АР способствует быстрому восстановлению носового дыхания и исчезновению симптомов заболевания.

рого поколения занимают 23%, а третьего — 11%. В «десятке» лидеров присутствуют препараты всех трех поколений, однако второе поколение представлено всего одним препаратом — Кларити-ном, а третье поколение — Телфастом и Зиртеком.

Сегмент антигистаминных препаратов характеризует средняя степень концентрации: на долю первых трех лидирующих препаратов приходится около 54% объема розничных продаж всего сегмента, на долю пяти — около 69%. По сравнению с 2001 г. концентрация незначительно уменьшилась: на долю десяти лидеров в 2002 г. приходится около 87% объема розничных продаж, что почти на 3 п.п. меньше, чем в

2001 году.

В таблицг 3 приведены десять ведущих препаратов по объему аптечных продаж. Лидером в группе уже несколько последних лет остается Супрастин, в 2002 г. он занимает 28% сегмента, несколько снизив свою долю по сравнению с 2001 г. (на 2 п.п.). Из препаратов, зарегистрированных в

2002 г., наибольший рост продемонстрировал Кларготил, занявший 25-е место по объему аптечных продаж препаратов данного сегмента и достигший 0,2% от обще-

таблица 2

Десять МНН, лидирующих по объему аптечных продаж в группе антигистаминных препаратов в 2002 г.

Место

в группе МНН

1 Хлоропирамин

2 Лоратадин

3 Клемастин

4 Мебгидролин

5 Фексофенадин

6 Кетотифен

7 Дифенгидрамин

8 Цетиризин

9 Хифенадин

10 Прометазин

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

го объема продаж антигистаминных препаратов в 2002 году.

В 2001 г. препарат Телфаст совершил большой «скачок» вверх: увеличил свою долю на рынке на 3 п.п., а в 2002 г. остался на том же уровне (в течение двух последних лет Телфаст занимает 5% от общего объема продаж антигистаминных препаратов).

рисунок 1

Динамика объемов аптечных продаж антигистаминных препаратов в России в 2002 г.

11,67

8,80

9,64

I кв.2002 г. II кв.2002 г. III кв.2002 г. IV кв.2002 г.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок 2

Структура аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2002 г.

1 — Препараты в твердой форме с ценой менее 0,5 долл. за упаковку №10, 14,8%

2 — Препараты в твердой форме с ценой от 0,5 до 1,5 долл. за упаковку №10, 42,1%

3 — Препараты в твердой форме с ценой от 1,5 до 10 долл. за упаковку №10, 29,6%

4 — Растворы для инъекций с ценой менее 1 долл. за 10 ампул, 2,8%

5 — Растворы для инъекций с ценой от 1 до 6 долл. за 10 ампул, 6,3%

6 — Другие формы выпуска (гели, капли, сиропы, суспензии, суппозитории), 4,3%

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

таблица 3

аптечных

Десять торговых наименований, лидирующих по объему продаж в группе антигистаминных препаратов в 2002 г.

Место в группе Торговое наименование МНН Производитель

1 Супрастин Хлоропирамин Egis Pharmaceuticals

2 Кларитин Лоратадин Schering-Plough

В Тавегил Клемастин разные производители

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Диазолин Мебгидролин разные производители

5 Телфаст Фексофенадин Aventis Pharma

б Димедрол Дифенгидрамин разные производители

7 Фенкарол Хифенадин разные производители

В Кетотифен Кетотифен разные производители

9 Пипольфен Прометазин Egis

10 Зиртек Цетиризин разные производители

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

В таблице 4 представлена ведущая «десятка» компаний-производителей в сегменте антигистаминных препаратов. Лидирующую позицию занимает производитель Супрастина Egis, на долю которого приходится около 32% продаж сегмента в денежном выражении. Антигистаминный портфель Egis включает в себя 5 препаратов: Су-

прастин занимает 88% от общего объема продаж антигистаминных препаратов компании, 10% приходится на препарат Пипольфен и 2% в сумме на Перитол, Таве-гил4 и Эролин.

4 Основной объем продаж препарата Тавегил приходится на компанию Novartis (79% от общего объема продаж этого торгового :

Пять из десяти ведущих производителей присутствуют в данном сегменте российского рынка с единственным препаратом: Aventis (Телфаст), «Олайн-фарм» (Фенкарол), «Фармак» (Диазо-лин), UCB Pharma (Зиртек) и Ny-comed (Кестин). В объеме продаж компании Schering-Plough 91% занимает Кларитин и 9% — Эриус. Среди антигистаминных препаратов компании Novartis лидирует Тавегил (89%), а в продажах антигистаминных препаратов компании «Отечественные лекарства» 99% приходится на Диазо-лин.

Концентрацию производителей в сегменте антигистаминных препаратов можно охарактеризовать как среднюю. На долю первых трех производителей в 2002 г. приходится 58% продаж в сегменте (в 2001 — 60%). Доля «десятки» лидирующих производителей по объему продаж в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась на 5 п.п., и составила 79%. Такое снижение произошло, в основном, за счет падения долей следующих компаний: Novartis (на 2,4 п.п.), «Фармак» (на 1,7 п.п.) и Schering-Plough (на 1,4 п.п.).

ROCHE ОФИЦИАЛЬНО ВКЛЮЧИЛСЯ В БОРЬБУ ЗА ИНСУЛИНОВЫЕ НАСОСЫ

В понедельник швейцарский концерн Roche Holding AG (RHHBY), который занимается выпуском фармацевтической продукции и диагностического оборудования, поместил в разделах объявлений швейцарских газет текст официального предложения о приобретении компании Disetronic Holding AG за 1,6 млрд. швейцарских франков ($1,15 млрд.) наличными и акциями, в результате чего он сможет пополнить свой товарный ассортимент продуктами для контроля содержания глюкозы в крови и средствами для заместительной терапии инсулином. В рамках сделки Roche, который входит в первую десятку фармацевтических компаний мира, предлагает 670 франков наличными плюс две свои неголосующие акции в обмен на каждую акцию Disetronic. Цена предложения, действительного до 28 апреля 2003 г., на 55% выше котировок акций Disetronic в начале февраля, когда Roche впервые объявила о своих планах. Roche производит тест-системы для определения уровня глюкозы в крови, в то время как Disetronic является крупнейшим в Европе производителем инсулиновых насосов. Это довольно дорогостоящий аппарат, который позволяет вводить инсулин непрерывно из резервуара через небольшую иглу, введенную в кожу. Насос может быть запрограммирован так, чтобы инсулин вводился более или менее в соответствии с нормальным режимом выработки его в организме. Инвесторы надеются, что с помощью мощного маркетинга Roches инсули-новые насосы Disetronic смогут на равных конкурировать с продукцией лидера американского рынка в этой области —

компанией Medtronic (MDT). В III квартале выручка Disetronic, штаб-квартира которой находится в Бургдорфе (Швейцария), выросла на 12,3% и составила 82,7 млн. швейцарских франков.

k2kapital.com

ДОБАВКИ С ХРОМОМ ОПАСНЫ ДЛЯ ЖИЗНИ

Популярная пищевая добавка может вызывать серьезные заболевания и повреждения генов, которые могут передаваться по наследству. Исследование, проведенное американскими учеными на мушках-дрозофилах, стало еще одним доказательством набирающего силу убеждения в том, что некоторые соединения хрома могут быть очень токсичными. «В отношении использования пиколината хрома, второй по популярности пищевой добавки после соединений кальция, имеются серьезные опасения», — отметил автор исследования Дж.Винсент из Университета Алабамы в Таскалусе в интервью корреспондентам UPI. Он отметил, что это вовсе не означает, что вредны все соединения хрома, например его хлорид. Ученый рассказал, что это соединение, по-видимому, принимает участие в работе инсулина, регулирующего уровень сахара и метаболизм в жировой ткани. Пиколинат хрома рекламируют как средство при сахарном диабете второго типа и при ожирении. За десять лет популярность добавки вывела ее на одно из первых мест, а ежегодные продажи достигли суммы в 500 млн. долларов. Однако в статье в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences ученый утверждает, что эффективность добавки в последних исследованиях доказана не была. Кроме того имеются указания на то, что она может представлять определенную опасность.

mednovosti.ru

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица 4

Десять производителей, лидирующих по объему аптечных продаж в группе антигиста-минных препаратов в 2002 г.

Место

в группе Производитель

1 Egis

2 Schering-Plough

3 Novartis

4 Aventis

5 «Акрихин»

6 «Олайнфарм»

7 «Фармак»

8 UCB Pharma

9 Nycomed

«Отечественные лекарст

ва» (бывш. Эрка-Ф)

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок 3

| Структура аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2002 г. по регионам

30

20

10

1 — Москва, 18,0% 10 — Башкортостан, 1,4%

60 I— 2 — Санкт-Петербург, 4,6% 11 — Татарстан, 1,4%

3 — Московская обл., 4,2% 12 — Ростовская область, 1,3%

4 — Нижегородская обл., 2,4% 13 — Воронежская область, 1,0%

50 — 5 — Краснодарский край, 2,3% 14 — Пермь, 0,8%

6 — Новосибирская обл., 2,3% 15 — Омская область, 0,7%

7 — Самарская область, 2,0% 16 — Челябинск, 0,7%

40 — 8 — Красноярский край, 2,0% 17 — Иркутск, 0,5%

9 — Свердловская обл., 1,9% 18 — Остальные регионы, 52,4%

10 11 12 13 14 15 16 17

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

%

18

1

0

таблица 5| Десять препаратов, лидирующих по объему аптечных продаж в группе антигистаминных

препаратов в регионах в 2002 г. (в порядке убывания доли рынка)

Регион 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вся Россия Супрастин Кларитин Тавегил Диазолин Телфаст Димедрол Фенкарол Кетотифен Пипольфен Зиртек

Воронежская обл. Супрастин Диазолин Кларитин Тавегил Димедрол Кетотифен Фенкарол Зиртек Кестин Пипольфен

Иркутск Супрастин Кларитин Телфаст Тавегил Диазолин Зиртек Ломилан Димедрол Эриус Пипольфен

Краснодарский край Супрастин Тавегил Кларитин Телфаст Зиртек Димедрол Диазолин Кестин Кетотифен Фенкарол

Красноярский край Супрастин Тавегил Диазолин Кларитин Кларота-дин Телфаст Пипольфен Кетотифен Димедрол Зиртек

Москва Супрастин Кларитин Тавегил Телфаст Диазолин Зиртек Фенкарол Кларотадин Кестин Кетотифен

Московская обл. Супрастин Тавегил Диазолин Кларитин Фенкарол Димедрол Кларота-дин Телфаст Кетотифен Зиртек

Нижегородская обл. Супрастин Тавегил Кларитин Диазолин Фенкарол Кетотифен Телфаст Пипольфен Димедрол Кларотадин

Новосибирская обл. Супрастин Пипольфен Тавегил Кларитин Диазолин Трексил Телфаст Кларотадин Кетотифен Димедрол

Омская обл. Супрастин Диазолин Тавегил Кларитин Телфаст Фенкарол Зиртек Димедрол Цетрин Пипольфен

Пермь Супрастин Кларитин Тавегил Пипольфен Диазолин Телфаст Трексил Фенкарол Кетотифен Димедрол

Башкортостан Супрастин Тавегил Димедрол Диазолин Кетотифен Фенкарол Пипольфен Кларитин Телфаст Кестин

Татарстан Супрастин Тавегил Пипольфен Диазолин Димедрол Кларитин Кетотифен Телфаст Зиртек Фенкарол

Ростовская обл. Супрастин Диазолин Кларитин Тавегил Димедрол Телфаст Кетотифен Зиртек Фенкарол Семпрекс

Самарская обл. Супрастин Кларитин Тавегил Диазолин Телфаст Эриус Кестин Зиртек Кетотифен Кларотадин

Санкт-Петербург Супрастин Кларитин Тавегил Телфаст Диазолин Кларота-дин Зиртек Фенкарол Кестин Кетотифен

Свердловская обл. Супрастин Кларитин Диазолин Тавегил Телфаст Кетотифен Эриус Димедрол Фенкарол Зиртек

Челябинск Супрастин Диазолин Кларитин Телфаст Кестин Тавегил Зиртек Фенкарол Кетотифен Пипольфен

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

А СПОНСОР РУБРИКИ - КОМПАНИЯ «АПТЕКА-ХОЛДИНГ» апрель 2003 ршшиим

МНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДOВАНИЯ ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

таблица б| Десять производителей, лидирующих по объему аптечных продаж в группе

антигистаминных препаратов в регионах в 2002 г. (в порядке убывания доли рынка 1

Регион 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вся Россия Egis Schering-Plough Novartis Aventis Акрихин Oлайнфарм Фармак UCB Pharma Nycomed Эрка-Ф

Воронежская обл. Egis Schering-Plough Novartis Акрихин Oлайн-фарм BMS Эрка-Ф Мосхим-фармпрепараты Фармак Nycomed

Иркутск Egis Schering-Plough Aventis Novartis UCB Pharma Lek D.D. BMS ICI Pharmaceuticals (Росс.Заводы) Nycomed GSK

Краснодарский край Egis Schering-Plough Novartis Aventis UCB Pharma Nycomed Dr.Reddy's Lab. Акрихин Олайн-фарм BMS

Красноярский край Egis Schering-Plough Novartis Акрихин Aventis BMS Эрка-Ф Фармак UCB Pharma ICI Pharmaceuticals (Росс. заводы)

Москва Egis Schering-Plough Novartis Aventis BMS UCB Pharma Oлайн-фарм Акрихин Эрка-Ф Nycomed

Московская обл. Egis Novartis Schering-Plough Oлайн-фарм Фармак Акрихин Aventis BMS UCB Pharma Nycomed

Нижегородская обл. Egis Novartis Schering-Plough Oлайн-фарм Aventis BMS Фармак Акрихин Nycomed Мосхим-фармпрепараты

Новосибирская обл. Egis Schering-Plough Novartis Акрихин Ranbaxy Lab. Aventis BMS Фармак Dr.Reddy's Lab. Олайн-фарм

Омская обл. Egis Novartis Schering-Plough Dr.Reddy's Lab. Aventis BMS Эрка-Ф Олайн-фарм UCB Pharma Ranbaxy Lab.

Пермь Egis Schering-Plough Novartis Aventis BMS Ranbaxy Lab. Эрка-Ф Олайн-фарм Акрихин Nycomed

Башкортостан Egis Novartis Schering-Plough Мосхим-фармпрепараты Oлайн-фарм Эрка-Ф Фармак Акрихин ICI Pharmaceuticals (Росс. заводы) Самсон

Татарстан Egis Schering-Plough Novartis Aventis Фармак BMS Мосхим-фармпрепараты Акрихин Олайн-фарм Ranbaxy Lab.

Ростовская обл. Egis Schering-Plough Novartis Aventis Фармак Dr.Reddy's Lab. UCB Pharma Акрихин GSK Nycomed

Самарская обл. Egis Schering-Plough Novartis Aventis BMS Nycomed UCB Pharma Акрихин ICI Pharmaceuticals (Росс. заводы) Олайн-фарм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербург Egis Schering-Plough Novartis Aventis Акрихин BMS UCB Pharma Фармак Олайн-фарм Nycomed

Свердловская обл. Egis Schering-Plough Novartis Aventis BMS Эрка-Ф Акрихин Мосхим-фармпрепараты ICI Pharmaceuticals (Росс. заводы) Олайн-фарм

Челябинск Egis Schering-Plough Aventis Nycomed Dr.Reddy's Lab. Oлайнфарм Фармак UCB Pharma BMS Novartis

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ

Ценовая сегментация антигистаминных препаратов проводилась для двух форм выпуска с наибольшим объемом продаж: твердых форм (таблетки, драже и капсулы), доля которых в объеме продаж группы в 2002 г составила 86,6%, и пре-

паратов, выпускающихся в форме раствора для инъекций, на которые приходится 9,1% группы. Другие формы выпуска (гели, капли, сиропы, суспензии и суппозитории) суммарно занимают 4,3% сегмента.

Твердые формы выпуска были разделены на три ценовых сегмента, а инъекцион-

ные — на два5. Результаты анализа ценовой сегментации группы антигистаминных препаратов представлены на рисунке 2. Самый большой по объему продаж ценовой сегмент — средние по стоимости

5 Сегментация препаратов в твердой форме выпуска проводилась на основе пересчета оптовых цен для упаковки №10, препаратов, выпускающихся в форме раствора для инъекций - для 10 ампул.

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

препараты в твердой форме выпуска (с оптовой ценой от 0,5 до 1,5 долл. за условную упаковку №10), на него приходится 42% от общего объема продаж ан-тигистаминных препаратов в денежном выражении. Занимая около 60% данного ценового сегмента, в нем лидирует Су-прастин, второй по объему продаж в этой группе — Тавегил — на его долю приходится почти 24% сегмента. Таким образом, 84% объема продаж этого ценового сегмента дают только 2 препарата (из восемнадцати представленных в нем).

В сегменте дорогих таблетированных антигистаминных препаратов (от 1,5 до 10 долл.), составляющем около 30% общего объема продаж анализируемой группы в денежном выражении, представлено 26 препаратов. В данном ценовом сегменте концентрация намного меньше: на долю двух лидеров по объему продаж, Кларитина и Телфаста, приходится 43% и 18% продаж в сегменте соответственно.

В сегменте наименее дорогих таблетированных препаратов (с оптовой ценой менее 0,5 долл.) представлено 12 препаратов; в этом сегменте наблюдается наибольшая

концентрация — лидируют по объему продаж Диазолин и Кетотифен, занимая 69% и 23% сегмента соответственно. Относительно небольшие по объемам продаж ценовые сегменты препаратов, выпускающихся в форме растворов для инъекций, характеризует высокая степень концентрации. Так, в сегменте препаратов с оптовой ценой менее 1 долл. за 10 ампул присутствует единственный препарат Димедрол. В ценовом сегменте от 1 до 6 долл. на долю лидера, Супрасти-на, приходится всего 43% продаж, на долю Пипольфена 37% объема продаж, оставшиеся 20% занимает Тавегил. Средняя розничная надбавка на антигистаминные препараты в 2002 г составила 27,1%, что незначительно превышает уровень аптечной надбавки по рынку в целом (26,5%).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Структура аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2002 г. по регионам (в денежном выражении) приведена на рисунке 3. Как можно заметить, основными потребителями антигистаминных препаратов в 2002 г. являлись: Москва, на которую приходилось 18% общероссийских

продаж в денежном выражении, Санкт-Петербург (4,6%) и Московская область (4,2%). Нужно отметить, что структура аптечных продаж антигистаминных препаратов схожа со структурой продаж ГЛС в целом, где Москва занимает 17%, Санкт-Петербург — 4,2% и Московская область — 3,7%. Региональные различия в структуре продаж по десяти ведущим препаратам отражены в таблице 5. Во всех 17-ти проанализированных регионах лидирует Су-прастин, на долю которого приходится от 19,9% объема продаж антигистаминных препаратов (в Омской области) до 38% (в Башкортостане). Наибольшая доля второго лидера, Кларитина, в продажах антигистаминных препаратов зафиксирована в Москве (23,4%) и Санкт-Петербурге (20%).

Состав первой «четверки» лидеров по продажам в восьми из семнадцати рассмотренных регионов также соответствует общероссийскому. В остальных 9-ти регионах заметны некоторые отличия: в Иркутске, Краснодарском крае, Москве и Санкт-Петербурге место Диазолина занимает Телфаст, а в Челябинске Телфаст входит в «четверку» вместо Тавегила. В Новосибирской области, Перми и Татарстане Пиполь-

ВЫДЕЛЕНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Российское правительство в марте согласилось с предложением Пенсионного фонда выделить в 2003 г. дополнительные платежи на обязательное медицинское страхование неработающих малоимущих пенсионеров. Платежи, которые будут осуществляться за счет средств Пенсионного фонда России, составят 1,5 млрд. рублей. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Касьянов. В Департаменте правительственной информации сообщили, что Пенсионный фонд выделит дополнительно средства из расчета до 525 руб. на одного пенсионера. Такие расходы будут осуществляться только при условии уплаты взносов органами исполнительной власти российских субъектов. «Если же власти субъектов не позаботятся о взносах на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, Пенсионный фонд имеет право приостановить или прекратить финансирование расходов на оказание адресной медицинской помощи», — сообщили в аппарате Правительства РФ.

«Росая»

ПРЕПАРАТЫ «АКРИХИНА» ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

Цель Всемирного дня борьбы с туберкулезом, проводимого ежегодно 24 марта, — привлечь внимание к распространению и лечению этого социально опасного заболевания. И хотя уже несколько десятилетий существуют эф-

фективные лекарства для лечения больных, каждый год туберкулез уносит жизни миллионов людей. Решить проблему обеспечения лечебных учреждений эффективными и недорогими противотуберкулезными препаратами может ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин», выпускающий весь спектр пероральных противотуберкулезных лекарственных средств, как монопрепаратов, так и комбинированных, дозы компонентов в которых подобраны с целью достижения оптимального эффекта и хорошей переносимости. Препараты выпускаются в различных дозировках для определенных возрастных групп, в т.ч. и для детей. В процессе разработки все лекарственные средства были исследованы на эффективность и безопасность в ведущих медицинских учреждениях Минздрава России. Имеющиеся мощности позволяют «Акрихину» обеспечить отечественное здравоохранение высококачественными противотуберкулезными препаратами в полном объеме.

Соб. инф.

АВЕЛОКС — НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ

В отеле «Балчуг Кемпински Москва» 19 марта 2003 г. прошла презентация, посвященная появлению на российском фармацевтическом рынке инфузионной формы антибактериального препарата Авелокс (международное непатентованное название — моксифлокса-цин). Производитель — немецкая фармацевтическая компания Bayer AG. В мероприятии приняли участие более двухсот врачей из клиник Москвы и Московской области.

Соб. инф.

МНЪЮНКТУРА И ИССЛEДOВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ В 2002 ГОДУ

фен занимает 2-е, 4-е и 3-е места соответственно. И единственным регионом, где Димедрол, занимающий в общероссийском списке лидеров 6-е место, достиг 3-й позиции по объемам розничных продаж, является Башкортостан. Наибольшая доля продаж, приходящаяся на антигистаминные препараты, не вошедшие в общероссийскую «десятку» лидеров, наблюдается в Омской (21,4%), Самарской (20,4%) областях и Краснодарском крае (20,2%). Наименьшая доля таких препаратов — в Татарстане, там этот показатель равен 8,2%. Региональные различия в объемах продаж десяти лидирующих по России производителей антигистаминных препаратов представлены в таблице в. Лидером среди производителей во всех регионах является Egis, следующие за ним Schering-Plough и Novartis, в зависимости от региона, сменяют друг друга на втором и третьем местах. В качестве исключений можно выделить Иркутск и Челябинск, где No-vartis занимает четвертое и десятое места соответственно, уступая третью позицию компании Aventis.

Начиная с четвертой позиции, наблюдаются более заметные региональные раз-

личия. Так, компания Aventis занимает аналогичную общероссийскому списку лидеров четвертую позицию только в восьми из тринадцати рассмотренных регионов, уступая ее от региона к региону компаниям «Акрихин», «Олайнфарм», Dr.Reddy's Laboratories, «Мосхимфармпре-параты» и Nycomed.

Наибольшая доля продаж, приходящаяся на производителей антигистаминных препаратов, не вошедших в общероссийскую «десятку» лидеров, наблюдается в Татарстане — около 35%, а также в Воронежской и Омской областях — около 34%.

ВЫВОДЫ

Группа антигистаминных препаратов, применяемых для лечения аллергических заболеваний, является относительно небольшим по объему, но стабильным сегментом Российского фармацевтического рынка. Анализируемый сегмент все еще в большей степени представлен препаратами первого поколения. Неизменный лидер сегмента — хорошо известный на рынке препарат первого поколения Супрастин. В то же время Кларитин, представляющий второе поколение антигистамин-

ных препаратов, начиная с 2001 г. прочно обосновался на 2-м месте. Также можно отметить, что концентрация лидеров продаж по сравнению с 2001 г. незначительно уменьшилась. В сегменте антигистаминных препаратов доминируют твердые формы выпуска — таблетки, драже и капсулы. Весьма высока концентрация в наименее дорогом и среднем ценовых сегментах таблетированных препаратов. Преобладают же в продажах противоаллергических лекарств средние по цене и давно известные препараты первого поколения.

За последний год в сегменте произошло заметное оживление, в первую очередь в группе препаратов лоратадина. В то же время это не отразилось критически на структуре аптечных продаж антигиста-минных препаратов. Можно отметить, что среди торговых марок в этом МНН много похожих названий — Лоратин, Лоридин, Лорадин и т.д., что существенно затрудняет их продвижение на рынок. Учитывая вышеописанные факты, компания ШВС не ожидает в последующие несколько лет существенных изменений в сегменте ан-тигистаминных препаратов.

Вниманию директоров аптек и оптовых компаний!

ХОТИТЕ ЛИ ВЫ МАКСИМАЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТИ ВАШИХ КЛИЕНТОВ И ПСЖПиТЕШЙ?

Topf [HnU ДЩ ЬНОИАСЦР ЛМ1Л*Й#1 H0ÜI-Í ЬО)Ю«"В1Ц на ДОН фНПИрЧЩИ н fcüPOí|h(0

IKTHUUI ДОЙНК m-, íi : ,1 : - ч 1 irt ■ lh f.-11 h 31l ú' ij ittti1г ::■ j ■■ г пч irtpj длклгнанмй

■ ulíii^fjJ- чОМПШй |»J |-рч ; f i :. il ■■ ь И -. ч .V il р ■■ 11 ■- ЗНГАЫЫГО LiIh::mi,', л СИЛПДО» ipflmiipiïn

flr IpllfH ri itO-.nriU.-.HlllJ ja Г0:№Д№ Е- m Д01Й ■ " .'J I .-11 Й p 1 rt IГIJ11 .11 »it.ll ÍM'.r.H, i; ÍF, ptan-

н

лнкпрнйнид ■ 1~г> i [ijtl hlïhs 11шн Mki<71f>:h>4al m)klSI|rii. ujll-h. é llhínií-hlltlaj. ^гкг;^-(зигйчктн! -liwimfilil lí-jij^émi.hi'í.ui-.jjiii.m г .¡т.т^'.ыгигпи ![>4t>ril#lH ijhïifizt-

r.lftytftipri СГП[*НН Л:||-||ЧП-.'., ||'М.|Ч1И:"Н|

Пр4Д41айПКИ мми.щк-ь' SiRKDPHAHMA ПИЩИМ мгщець! Ü j ни г с КМршНсмГ!

ÍPAHJVÍIKl'LiríPftDCKC .т н=-г ф=ü 14ï->: ч=г г- Hfl а с 11H" n и I li " n >ti .■ л a p -

Dit» (DHI^HWYlwryi.: yr^-WI^F: 0 »«!>.

мндавд

ф ht [I г: [Iи - sfrl. ti.í-.ihdihiuiihhh-

H^i rti {СДОШЩ |rtjW4i4tt гДОбпЫ! ИнМ11)(1Ы ■ '-ирччп;

ПртП^КГ'. ГС^ЕЛЗПСЕ HlC'pCEHfü ЛШН! f+JChJI CClEU'aHUl. IHK] VUI44KH тшк

ФЭРчЛГМП НГ| III-: RE l^l-b LiiV.m .In-'.Wn MtVi'nHn Гш 1 ÇTyfVf"

[i,i ri ркпí«i№ " bflneu. f ффЮТЙКН fWKTW npçiTiip tu' игч w n*-

пиши»*! ивксшшмий "cu i«;.

4HQGVCT-R0Wini'O<hlHflnrJ¥AI ((HKl.Hlu^J JlJirfli^.ríHw.lM ÍJÍlHl). Un-

иича UCtipiMb" piib.iiftPHiVHiitiJEHiWhi't^Oi ti lllnfH. iBHUd-нг:эинп спк::|1[чи гсыи-и ргАнашэсэйгссш Л ,^-AllVHK.HiíUHRrtTWi КТАСГПЕИ

ВАМ ста-ET ТОВАР, КОТОРЫЙ АКТИВНО ПгЩВНГАеГСЯ?

Цсшай г Mir 'iL|i_'jcriiif Li fCKjju-vn iiaij ■ прессе л i i,', п ■' -"■ i i ■■

ЦЩОЮЧСШПЕ*« ctfni FlTrtH^ijh. ГОИЫП J0OÖ Г ^H ПЛ1НИЮ* "йГй-йНИНхуй ЧЙУПЙПОб Mb" npupcjHH (íflHIljrHli; [Hl.njM" 3 H J4"H Ud IL'.' IKP'CIIQlfllCpL [■llMCU.JHl ICBip на ПРГКЮ KJUMX -up-1 in-! г Li H i.- L H

DSCCnC-ШйНОГ Ult ПЭДДСрКНЕаСЦиЫН ПНПЯНйМи U ПЛЦШИН 111./ ПГ-Гй1й) I ai'ihj ЛрОВДДО" JQKPfbHM JK-y r:- [i¡IГ|[н]Г:Г[iанh;h r-rt Mill' I ~hmi и ПрптйтвнрФй h.inwhiui i siutï ùhfrth

КиГОПЕГ KDNCyj4br31I^BHL4 Гсрд1 ]Д ЛММИР ЦПР г: гр:й1Г(-п;н

RU ДЕЛАЕТЕ АССОРТИМЕНТ ОПТИМАЛЕрНЪТМ ДЛЯ ППСТЕЕШТЕЛЕИ и ГОСТА ДОХОДОВ?

HaujF -санчгз ■

■f.iE^Hbií Ч.1Н лнпвеней ojupHr- 'laí-HíHrty ВзЯ станки всЛФобмв гчрврайаиыет мшш KD наиывчйынпН грн. и1Гйгмпие!ег 1Б пнорпмннш [fopüE i танкв TUBFMh« чан.

0.

Til БИОМАСТЕР M5i i£3-Í3-B¿. 1 ¿3-25-55 WHW.nalirra.ru Дпстапка « прслслик ИКЛД (¡ешпатна "ПГП ,Г

ПЖТРИГМГГПРИ -ц$ ПрчгЕР" 'ЗГ-ЭМО К1К ИцвГ ЖЗ-П-LH ЛЪгеп' Т«-13-Гй ■Jhra' ИМЗ-ED. Чою-ва^ 9ГЬ «.|]. ЧчшЬкГ ПМ7Л1 ЧптЕЕкКишиГ Г ЕГГ - 7-4 - j й К m ail И Л1Ц" ШЮП]. ЕПсгерйиг 4ipg-Tjuja 7Г Til M Нзцгиа^ ЕМ ÍI-i ТЗ Нк:ин<ц][| НГК S-M-ïl Cmv 'НШЕШ^Г ГРЛГ^ИЧ^ЗГ jE Минин Mpfin ЙЕ-М ЬГ ППЛ ■Ht bHfù" ГЕ-ЕЛ-ТГ,

ПГТГТ1ГП ~Ш|1Т['1П Т1Г ~1 1-,с.-, ,г>:ннГ.1 М-?МП wre«ff КМНРЧН* 61-Я-М ЩМПЯ тГЦцЦГ E-H-Î4

К^ЗИИЫ* "А1ГИА 53.-¿.T-l у ftj OnmfOUL^l-И" J-31 Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.