Научная статья на тему 'Анализ аптечных продаж антигистаминных препаратов'

Анализ аптечных продаж антигистаминных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
284
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Горелова Светлана

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долл. в оптовых ценах. По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ аптечных продаж антигистаминных препаратов»

Светлана ГОРЕЛОВА, RMBC

Анализ аптечных продаж

АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долл. в оптовых ценах1. По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.

Объем госпитального сектора («Госпитальный аудит», RMBC) антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 7,5 млн. долл. в закупочных ценах, или всего 14,2% от общего рынка антигистаминных препаратов. Далее более подробно будут рассмотрены только аптечные продажи группы. Средняя розничная наценка на антигис-таминные препараты в 2003 г. составила 28,3%, что на 1,2 п.п. выше, чем за соот-

1 Здесь и далее в расчетах использовались оп-

товые цены в долл. США с учетом НДС.

2 Без учета производителей, лекарственной формы и формы выпуска. С учетом различных производителей зарегистрировано 196 торговых наименований.

ветствующий период 2002 г., и на 1,1 п.п. выше средней наценки по всему аптечному рынку в 2003 г. Доля антигиста-минных препаратов от общего объема аптечных продаж ЛС, по сравнению с 2002 г., не изменилась — и составила 1,7%. В натуральном выражении объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 53 млн. упаковок.

РЕГИСТРАЦИЯ

Согласно «Государственному реестру ЛС» на территории РФ действует реги-

страция 852 торговых наименований антигистаминных препаратов, производителей из 26 стран. Наибольшее количество препаратов зарегистрировано российскими фирмами — 38 торговых марок (4 из них производятся также и за рубежом). В 2003 г. в аптечных продажах присутствовал 61 препарат.

В течение года было произведено 7 ре-гистраций новых торговых наименований антигистаминных препаратов (табл. 1). Регистрационную активность в сегменте проявляют, в основном, отечественные производители. Стоит отметить, что в 2001 и 2002 гг. производители отдавали предпочтения сегменту ло-ратадина, тогда как в 2003 г. было зарегистрировано всего 2 торговых наименования этого МНН.

42 АНАЛИЗ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ

2004 апрель ршшиим

таблица 2

Десять ведущих торговых наименований антигистаминных препаратов в 2003 г.

Место

2003 г. 2002 г

Торговое наименование

2003 г. 2002 г.

1 1 Супрастин 2б,8 27,8

2 2 Кларитин 13,7 14,3

3 3 Тавегил 9,б 11,7

4 4 Диазолин 9,0 10,2

S S Телфаст S,S S,4

б 9 Пипольфен 4,2 3,2

7 7 Фенкарол 3,7 3,7

8 10 Зиртек 3,3 2,9

9 11 Кларотадин 3,1 2,8

10 13 Эриус 2,8 1,4

Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, %

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 3| Десять ведущих производителей

антигистаминных препаратов в 2003 г.

Место Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, %

2003 г. 2002 г.

2003 г. 2002 г.

1 1 Egis Pharmaceuticals Ltd. 31,б 31,7

2 2 Schering-Plough 1б,5 1S,7

3 3 Novartis 10,9 10,4

4 4 Aventis S,S S,4

S S Акрихин 3,8 3,3

б б Олайнфарм Олайнский ХФЗ 3,S 3,2

7 7 Pliva 3,3 2,9

8 8 Фармак 2,б 2,7

9 9 Nycomed 2,2 2,1

10 21 Lek d.d. 2,1 0,3

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 1| Регистрация новых торговых наименований антигистаминных

препаратов в 2003 г. (исключая перерегистрации)

Торговое наименование МНН Производитель Страна

Димедрол-Рос Дифенгидрамин Росмедпрепараты Россия

Димедрол-УВИ Дифенгидрамин УфаВита Россия

Клаллергин Лоратадин Оболенское — фармацевтическое предприятие Россия

Кларфаст Лоратадин Cadila Индия

Пипользин Прометазин Брынцалов-А Россия

Субрестин Хлоропирамин Брынцалов-А Россия

Супрамин Хлоропирамин Щелковский витаминный завод Россия

Источник: «Клифар — Госреестр»

ТОРГОВЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Лидером по объемам аптечных продаж уже несколько лет подряд остается Су-прастин (табл. 2). Объем аптечных продаж Супрастина увеличился на 14%, а доля в сегменте упала на 1 п.п. Также сократились доли в сегменте у Кларити-на, Тавегила и Диазолина (на 4%, 18% и 11% соответственно). Два антигиста-минных препарата первого поколения — Димедрол и Кетотифен, занимавшие в 2002 г. 6-е и 8-е места, снизили объемы аптечных продаж и в 2003 г. выбыли из «десятки». Остальные препараты-лидеры, по сравнению с 2002 г., напротив, увеличили объемы своих аптечных продаж и доли в сегменте. Наибольший рост продаж в «десятке» отмечен у препарата последнего поколения

Эриус (Schering-Plough). Его аптечные продажи за анализируемый период увеличились в 2,4 раза, а доля в группе — в 2 раза. Также выросли продажи Пиполь-фена (на 57%). Стоит отметить, что кумулятивная доля «десятки» снизилась на 5 п.п. за год и в 2003 г. составила 81,7%.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Структура «десятки» лидеров производителей антигистаминных препаратов в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, не изменилась, за исключением 10 места (табл. 3)- Компания Lek d.d., представляющая на Российском рынке один антигистаминный препарат Ло-милан, в 2002 г. занимала 21 позицию по объемам аптечных продаж в группе. Год спустя продажи Ломилана возросли

более чем в 9 раз, и это позволило компании Lek d.d. занять 10 место в группе. В отличие от торговых наименований, суммарная доля «десятки» производителей увеличилась за рассматриваемый период на 2,4 п.п. и в 2003 г. составила 82% от общего объема аптечных продаж антигистаминных препаратов. За 2003 г. в сегменте антигистаминных препаратов появился один новый производитель — «Скопинский фармацевтический завод».

[ВЫВОДЫ

Аптечные продажи антигистаминных препаратов в 2003 г. составили 45 млн. долл. в оптовых ценах. Сегмент достаточно стабилен. В нем по-прежнему лидирует препарат первого поколения — Супрастин. Растут продажи Пипольфе-на и Фенкарола, также являющихся препаратами первого поколения. Однако аптечные продажи препаратов последних поколений растут более быстрыми темпами. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж в «десятке» в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, достиг новый препарат Эриус. Концентрация в сегменте по торговым наименованиям в последние годы имеет тенденцию к снижению. А среди производителей, наоборот: на «тройку» лидеров приходится почти 60% сегмента в денежном выражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.