Научная статья на тему 'АНТИДОПИНГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

АНТИДОПИНГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИДОПИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жумабаева Г.Б., Капанова Г.Ж., Бакашева М.К., Абдулла В., Жангиреев А.А.

Длительное время антидопинговое обучение проводилось в основном со спортсменами международного уровня. Большинство спортсменов, которые проходят допинг-контроль, являются элитными спортсменами, участвующими в соревнованиях национального или международного уровня, поэтому многие спортсмены не думают, что допинг-контроль применим и к ним. Тем не менее, чтобы понять, что допинг является частью правил спорта, всем спортсменам следует внедрять антидопинговые образовательные мероприятия. Понимание и соблюдение антидопинговых правил важно для всех спортсменов, независимо от их соревновательного уровня и возраста. В современном мире необходим подход, основанный на укреплении здоровья в любительском спорте. Такой подход основан на предоставлении общего образования по антидопингу на всех уровнях. Однако в настоящее время фактический уровень знаний об антидопинге среди всех спортсменов не очень хорошо известен. Последние события в мире, в частности пандемия коронавируса (Covid-19) значительно повлияли на антидопинговую программу, что требует совершенствования и модернизации существующей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жумабаева Г.Б., Капанова Г.Ж., Бакашева М.К., Абдулла В., Жангиреев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-DOPING SYSTEM IN KAZAKHSTAN: CURRENT TRENDS

Anti-doping education was carried out mainly with international athletes. Most athletes who undergo doping control are elite athletes competing at national or international level, so many athletes do not think that doping control is applicable to them. However, to understand that doping is part of the rules of the sport, anti-doping education should be implemented by all athletes. Understanding and adhering to anti-doping rules is important for all athletes, regardless of their competitive level and age. In today's world, an approach based on health promotion in amateur sports is needed. This approach is based on the provision of general anti-doping education at all levels. However, the actual level of knowledge about anti-doping among all athletes is not well known at this time. Recent events in the world, in particular the coronavirus (Covid-19) pandemic, have significantly influenced the anti-doping program, which requires the improvement and modernization of the existing system.

Текст научной работы на тему «АНТИДОПИНГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 614.2:796.011.5

Г.Б. Жумабаева1, Г.Ж. Капанова1, М.К. Бакашева2, В. Абдулла3, А.А. Жангиреев4

1Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби Кафедра политики и организации здравоохранения, Факультет медицины и здравоохранения, 2Национальный антидопинговый центр Казахстана 3 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» 4Западно-Казахстанский Государственный медицинский Университет им. М. Оспанова

АНТИДОПИНГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Длительное время антидопинговое обучение проводилось в основном со спортсменами международного уровня. Большинство спортсменов, которые проходят допинг-контроль, являются элитными спортсменами, участвующими в соревнованиях национального или международного уровня, поэтому многие спортсмены не думают, что допинг-контроль применим и к ним. Тем не менее, чтобы понять, что допинг является частью правил спорта, всем спортсменам следует внедрять антидопинговые образовательные мероприятия. Понимание и соблюдение антидопинговых правил важно для всех спортсменов, независимо от их соревновательного уровня и возраста. В современном мире необходим подход, основанный на укреплении здоровья в любительском спорте. Такой подход основан на предоставлении общего образования по антидопингу на всех уровнях. Однако в настоящее время фактический уровень знаний об антидопинге среди всех спортсменов не очень хорошо известен. Последние события в мире, в частности пандемия коронавируса (Covid-19) значительно повлияли на антидопинговую программу, что требует совершенствования и модернизации существующей системы. Ключевые слова: антидопинг, образование, спорт, образовательные программы

Применение допинга представляет угрозу для спорта во всем мире. Антидопинговые усилия, направленные на сдерживание спортсменов от приёма допинга путем выявления использования запрещенных веществ, являются дорогостоящими и не были полностью эффективными ни на уровне профессионального спорта, ни на уровне любительского спорта, так как положительные результаты допинг-тестов имеют место быть. Исследования в этой области указывают, что на намерение спортсменов использовать допинг влияют специфические системы убеждений [1] Использование допинга появляется во все более молодом возрасте и представляет значительные угрозы для здоровья спортсменов-подростков и не спортсменов, начиная от снижения фертильности и заканчивая гипертонией и психиатрическими и поведенческими расстройствами. В том числе, употребление допинга, как правило, сочетается с употреблением пищевых добавок, таких как креатин и аминокислоты, и связано с другими видами поведения, связанными с риском для здоровья, такими как употребление алкоголя и запрещенных наркотиков [26].

Традиционные исследования в сфере антидопинга сосредоточены на выявлении некоторых мотивов и личностных характеристик, связанных с употреблением допинга, особенно среди потребителей анаболических стероидов, спортсменов-подростков и групп населения, занимающихся спортом [7]. По другим данным, в отношении применения допинга, подростки, занимающиеся спортом, используют допинг в основном для улучшения своих результатов, когда как подростки, не занимающиеся спортом, делают это в основном для улучшения своего внешнего вида. [8,9]. В целом, анализ этих данных показывает, что по сравнению с теми, кто не употребляет допинг, потребители допинга могут

испытывать большее неудовлетворение своим внешним видом, более выраженный негативный настрой, наличие депрессии, меньшее беспокойство о своем здоровье и поведенческие трудности. В соответствии с интересом к изучению использования допинга как среди спортсменов-подростков, так и среди неспортсменов, совсем недавнее исследование допинга привело к теоретическому и эмпирическому консенсусу по некоторым важнейшим социально-когнитивным детерминантам использования допинга [10,11,12]. В целом, это исследование предложило важную интеграцию между теорией запланированного поведения [13] и ключевыми элементами социально-когнитивной теории [14]. Использование допинга - это волевое поведение, зависящее от явных намерений человека использовать вещества, улучшающие спортивные результаты. На эти намерения, в свою очередь, влияют отношение людей, ожидаемое социальное одобрение со стороны значимых других и предполагаемый поведенческий контроль,

отражающий в первую очередь личные убеждения об ожидаемых релевантных для себя результатах употребления допинговых веществ [10,11,12]. Кроме того, намерения людей использовать и фактическое употребление допинговых веществ также зависят от убеждений в эффективности саморегулирования, касающихся способности противостоять социальным влияниям, и от личных или моральных оправданий (например, убеждений в моральном отказе от участия), которые обходят возможные этические или юридические последствия употребление

психоактивных веществ [10,12,15]. Подобные социально-когнитивные механизмы также способствуют использованию легальных добавок, повышающих работоспособность [10]. Выбор людей использовать незаконные или легальные вещества,

улучшающие работоспособность, также зависит от их отношения и субъективных норм, касающихся воздержания от употребления, а не от использования этих веществ, - понятие, которое имеет четкие и ценные последствия для разработки эффективных программ лечения и вмешательства [10]. Наконец, некоторые из социально-когнитивных детерминант употребления допинга напрямую зависят от ценности социального и межличностного опыта людей. Например, в одном из проведенных исследований на влияние внешних факторов на спортсменов, использующих допинг, подчеркивается роль взглядов человека на одобрение значимых других, личных взглядов на то, насколько распространено употребление психоактивных веществ среди близких знакомых [12], а также убеждений в эффективности, касающихся уверенности в сопротивлении социальному давлению или обстоятельствам, побуждающим к употреблению допинга [3].

С учетом информации, полученной в ходе исследований, проведенных в ряде стран в отношении приверженности спортсменов и спортсменов-любителей к использованию запрещенных веществ, в очередной раз подтверждается теория, что достаточно часто допинг начинают употреблять с подросткового возраста [16,17,18] Необходимость разработки превентивных мер очевидна. Включение в образовательную программу специализированных спортивных школ-колледж-интернатов и высших учебных заведений антидопингового курса не исключает влияние спортивных авторитетов, даже уличенных в использовании допинга. Последнее оказывает значимое влияние на принятие решения о приеме запрещенных субстанций и методов. Всё это указывает на важность всеобщего антидопингового образования тренеров, тренеров-преподавателей, спортивных врачей и другого персонала спортсменов, которые находятся в непосредственном контакте со спортсменами с юного возраста.

За два десятилетия разработки разного рода профилактических мероприятий, направленных на борьбу с допингом в спорте, в том числе программ, воспитывающих дух честного спорта, до сих пор

наблюдается выявление положительных результатов допинг-тестов как в мире, так и в Республике Казахстан. Вкупе всё вышеуказанное говорит о необходимости комплексного подхода к данной проблеме. Пандемия коронавируса (Соу1^19) стала толчком к модернизации и совершенствованию всех сфер жизни, в том числе существующей антидопинговой программы. Карантин, введенный в ответ на этот глобальный кризис, привел к тому, что большинство спортивных мероприятий были отложены или отменены, включая перенос Олимпийских игр 2020 года в Токио. Был изменен план проведения антидопингового тестирования спортсменов. Новый план тестирования был разработан исходя из возможности доступа к спортсменам, находящихся в городах строгого карантина. Таким образом измененная программа тестирования оставалась эффективной, даже во время пандемии, так как продолжилось фиксирование нарушений антидопинговых правил. Протокол лечения Covid-19 изменялся почти каждый день, поскольку весь мир искал наиболее эффективный вариант оказания медицинской помощи. Критерии для получения Разрешения на Терапевтическое использование не изменились, однако специалисты национальной антидопинговой организации Казахстана реорганизовали систему консультирования для быстрого реагирования на запросы спортсменов. В том числе был изменен формат проведения образовательной работы среди спортивного сообщества РК. Семинары и лекции были переведены в онлайн режим, а также курс онлайн-обучения стал основным методом подачи информации. Всё это привело к вовлечению в образовательный процесс большего количества людей, в том числе спортсменов детского и юношеского возраста.

Данные события предоставляют беспрецедентную возможность извлечь жизненно важные уроки, разобраться в нерешенных проблемах и выработать долгосрочные решения для разработки не только образовательных программ, но и программ воспитания в спортсменах детского и юношеского возраста духа честного спорта, и приверженности здоровому образу жизни.

1 Zelli, A., Mallia, L., and Lucidi, F. The contribution of interpersonal appraisals to a social-cognitive analysis of adolescents' doping use // Psychol. Sport Exerc. - 2010. -№11. - P. 304-311.

2 Petroczi, A. Attitude-behavior relationship regarding the use of performance enhancing drugs and/or methods // Med Sci Sport. Exerc. - 2003. - №35. - 326 p.

3 Lucidi, F., Zelli, A., Mallia, L., Grano, C., Russo, P. M., and Violani, C. The social-cognitive mechanisms regulating adolescents' use of doping substances // J. Sports Sci. - 2008.

- №26. - P. 447-456.

4 Yesalis, C. E., and Bahrke, M.S. Doping among adolescent athletes // Baillieres Best Pract. Res. Clin. Endocrinol. Metab.

- 2000. - №14. - P. 25-35.

5 Calfee, R., and Fadale, P. Popular ergogenic drugs and supplements in young athletes // Pediatrics. - 2006. - №117.

- P. 577-589.

6 Bloodworth, A., and McNamee, M. Clean Olympians? Doping and antidoping: the views of talented young British athletes // Int. J. Drug Policy. - 2010. - №21. - P. 276-282.

7 Backhouse, S. (2014). Study on Doping Prevention - AMap of Legal, Regulatory and Prevention Practice Provisions in EU 28. URL: http://ec.europa.eu/assets/eac/sport/news/2014/docs/do ping-prevention-report en.pdf

8 Petroczi, A. Attitudes and doping: a structural equation analysis of the relationship between athletes' attitudes, sport orientation and doping behavior // Subst. Abuse Treat. Prev. Policy. - 2010. - №2. - 34 p.

9 Goldberg, L., Bents, R., Bosworth, E., Trevisan, L., and Elliot, D. L. Anabolic steroid education and adolescents: do scare tactics work? // Pediatrics. - 1991. - №87. - P. 283-286.

10 Dodge, T., & Jaccard, J. J. Is abstinence an alternative? Predicting adolescent athletes' intentions to use

performance enhancing substances // Journal of Health Psychology. - 2008. - №13. - P. 703-711.

11 Lucidi, F., Grano, C., Leone, L., Lombardo, C., & Pesce, C. Determinants of the intention to use doping substances: an empirical contribution in a sample of Italian adolescents // International Journal of Sport Psychology. - 2004. - №35(2). - P. 133-148.

12 Wiefferink, C. H., Detmar, S. B., Coumans, B., Vogels, T., & Paulussen, T. G. W. Social psychological determinants of the use of performance-enhancing drugs by gym users // Health Education Research. - 2008. - №23. - P. 70-80.

13 Ajzen, I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior And Human Decision Processes. - 1991. - №50. - P. 179-211.

14 Bandura, A. Social cognitive theory of personality. In D. Cervone, & Y. Shoda (Eds.), The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. - NY: Guilford Press, 1999. - P. 185-241.

15 Strelan, P., & Boeckmann, R. J. Why drug testing in elite sport does not work: perceptual deterrence theory and the role of personal moral beliefs // Journal of Applied Social Psychology. - 2006. - №36(12). - P. 2909-2934.

16 Barkoukis, V., Lazuras, L., Tsorbatzoudis, H., and Rodafinos, A. Motivational and social cognitive predictors of doping intentions in elite sports: an integrated approach // Scand. J. Med. Sci. Sports. - 2013. - №23. - P. 330-340.

17 Nilsson S, et al. Attitudes and behaviors with regards to androgenic anabolic steroids among male adolescents in a county of Sweden // Subst Use Misuse. - 2005. - №40(1). - P. 1-12.

18 La Torre, Antonio & Tengattini, Marco & Manferdelli, Giorgio & Rotta, Adolfo & Ponchio, Dino & Codella, Roberto. Lotta al Doping: An Italian Anti-Doping Campaign. - London: 2015. - 274 p.

Г.Б. Жумабаева1, Г.Ж. Капанова1, М.К. Бакашева2, В. Абдулла3, А.А. Жангиреев4

1 Эл-Фараби атындагы К,азац улттыцуниверситетi; 2 Цазацстан Республикасы Допингке царсы улттыц орталыгы 3 Цазацстандыцмедициналыцуниверситетi «КДСЖМ» 4М.Оспанов атындагы Батыс Цазацстан мемлекеттж медицина университетi

K;A3AK;CTAHAAFbI ДОПИНГКЕ КДРСЫ ЖУЙЕС1: КДЗ1РП ТЕНДЕНЦИЯЛАР

Туши: Допингке царсы жаттыгулар негiзiнен халыцаралыц спортшылармен жyргiзiлдi. Допинг тестыеуден втетт спортшылардъщ квпшыт улттыц немесе халыцаралыц дещгейдегi сайысца цатысатын тащдаулы спортшылар, сондыцтан квптеген спортшылар еартюге тестыеу оларга цатысты деп ойламайды. Алайда, допинг спорттыщ ережелертщ бiр бвлт екетн тусту ушт допингке царсы тэрбиет барлыц спортшылар жузеге асыруы керек. Допингке царсы ережелердi тусту жэне сацтау барлыц спортшылар ушт олардыщ бэсекелестк дещгейте жэне жасына царамастан мащызды.

K,азiргi элемде эуесцой спортта денсаулыцты ныгайтуга негiзделген тэсы цажет. Бул тэсы барлыц дещгейлерде жалпы допингке царсы быт беруге негiзделген. Алайда, цазiргi уацытта барлыц спортшыыардыщ антидопинг туралы нацты бшм дещгеш онша белгш емес. Элемдегi сощгы оцигалар, атап айтцанда коронавирус (Covid-19) пандемиясы цолданыстагы жуйет жетiлдiру мен жащартуды талап ететт допингке царсы багдарламага айтарлыцтай эсер етть

Tyürndi свздер: допингке царсы, бшм беру, спорт, бшм беру багдарламалары

G.B. Zhumabayeva1, G.Zh. Kapanova1, M.K. Bakasheva2, V. Abdulla3, A.A. Zhangireyev4

1 Al-Farabi Kazakh National University; 2 Kazakhstan National Anti-Doping Center; 3 Kazakhstan's medical university "KSPH" 4West Kazakhstan State Medical University named after M.Ospanova

ANTI-DOPING SYSTEM IN KAZAKHSTAN: CURRENT TRENDS

Resume: Anti-doping education was carried out mainly with international athletes. Most athletes who undergo doping control are elite athletes competing at national or international level, so many athletes do not think that doping control is applicable to them. However, to understand that doping is part of the rules of the sport, anti-doping education should be implemented by all athletes. Understanding and adhering to anti-doping rules is important for all athletes, regardless of their competitive level and age. In today's world, an approach based on health promotion in amateur sports is needed. This approach is based on the

provision of general anti-doping education at all levels. However, the actual level of knowledge about anti-doping among all athletes is not well known at this time. Recent events in the world, in particular the coronavirus (Covid-19) pandemic, have significantly influenced the anti-doping program, which requires the improvement and modernization of the existing system.

Keywords: anti-doping, education, sports, educational programs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.