Научная статья на тему 'Античный базис изучения феномена семьи'

Античный базис изучения феномена семьи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
831
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / ИСТОКИ / ORIGINS / АРИСТОТЕЛЬ / ARISTOTLE / ПЛАТОН / PLATO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рубан Ольга Ивановна

Многогранность изучаемого объекта обуславливает обращение к истокам формирования философских и научных взглядов на феномен семьи.В метафизической картине Аристотеля семья рассматривается с точки зрения четырех причин. Это позволяет приблизиться к сущностным (неизменным) параметрам семьи. Другой ракурс внимания связан с вечными трендами Платона и местом семьи в структуре идеального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT BASIS FOR THE INVESTIGATION OF THE PHENOMENON OF FAMILY

Versatility of the object under study stipulates the appeal to the sources of the formation of philosophical and scientific approaches to the phenomenon of family. From the Aristotle's metaphysical point of view family is regarded as the result of the four acting causes. This allows to come nearer to the essential (unchanging) parameters of family. Another approach rests upon eternal Plato's trends and the place which family has in the structure of the ideal state.

Текст научной работы на тему «Античный базис изучения феномена семьи»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

УДК 316.356.2:1(091)

АНТИЧНЫЙ БАЗИС ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СЕМЬИ

О .И. Рубан

Институт философии и права СО РАН

[email protected]

Многогранность изучаемого объекта обусловливает обращение к истокам формирования философских и научных взглядов на феномен семьи.

В метафизической картине Аристотеля семья рассматривается с точки зрения четырех причин. Это позволяет приблизиться к сущностным (неизменным) параметрам семьи.

Другой ракурс внимания связан с вечными трендами Платона и местом семьи в структуре идеального государства.

Ключевые слова: семья, сущность, истоки, Аристотель, Платон.

Античность стала базисом научного и философского осмысления феномена семьи. Изучение античных источников дает бесценный материал в исследовании семейной проблематики. Платон и Аристотель дали различные варианты ответов на социальные вызовы своего времени. Вычленяя кластеры проблем, с семьей связанных и ею обусловленных, можно выявить те тренды, которые прошли испытание временем и пространством, ну и те из них, которые, как, например, рабство, остались историческими реликтами.

Очерчивая эти кластеры, получаем «топографическую схему местности». Ярким пятном выступает тема власти, она оформляет целый ряд проблем властного взаимодействия внутри семьи. Силовые линии проходят по осям муж—жена, хозяин—раб,

отец—сын, особенным образом выделено искусство накопления.

Тема человека связывает воедино проблемы человеческого устроения и смыс-лообразующей цели человеческой жизни. Как устроен человек, каково взаимоотношение двух его начал — души и тела. Каким образом понимание человеческой природы сказывается на устройстве семьи.

Кластер проблем, очерченных темой блага. Внутри этого пучка идет рассмотрение и решение проблем добра и зла, справедливости и несправедливости, путей и способов достижения истинной добродетели. Каким образом взаимодействуют проблемы семьи и блага?

Тема коммуникации вскрывает целый ряд проблем, связанных с человеческим общением: семья как общение, государство

как общение, предмет общения, культура диалога.

Проблема денег: их роль в искусстве накопления и в искусстве наживать состояние, подмена истинного целеполагания денежным эквивалентом.

Вот некоторые проблемные пучки, которые сложным образом взаимодействуя, дают представление о семье греческого полиса эпохи расцвета, а может, о семье вообще, безотносительно к месту и времени.

Используя метод расчленения сложного на простые элементы и рассмотрения «первичного образования предметов» Аристотель объясняет закономерность рождения и жизни семьи следующим образом.

Во-первых, существует необходимость «сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга — женщину и мужчину в целях продолжения потомства»1. Продолжение рода, диктующее необходимость сочетаться мужчине и женщине, имеет общность с остальными представителями животного мира, но лишь в части биологического функционирования. Характер природы человека, его отличительные особенности в сравнении с животным миром хорошо прописаны. Безусловная доминанта душевной составляющей по отношению к телесной естественным образом вытекает из понимания того, как устроен человек.

Во-вторых, «[точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединиться попарно существу] в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному»2. Именно из этих двух форм взаимодействия получается первый вид общения — семья.

1 Аристотель. Политика. — М.: АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 23.

2 Там же, с. 23.

Как первоначальные и мельчайшие части семьи выделены 4 элемента: муж и жена, господин и раб, отец и сын, искусство накопления. Показательным является то, что мельчайшим структурным элементом семьи является не отдельный человек, а группа лиц.

Муж и жена — единая неделимая часть семьи. Бессмысленно рассматривать отдельно достоинства мужа и отдельно достоинства жены. Смысл имеет лишь характер их взаимодействия: полноценная коммуникация, согласованность действий, наличие общих целей.

Единая неделимая часть семьи — отец и сын. Какой прок в силе, уме, достижениях отца, если он, обладая ими, не смог воспитать достойного сына. Существовал даже специальный закон, по которому сын мог не заботиться о престарелом отце, если он в свое время не обучил его какому-либо ремеслу или другому способу, коим он смог бы прокормиться.

Господин и раб так же образуют неделимую единицу, поскольку существует естественная необходимость сочетания силы и слабости. Благом для сильного является руководство и направление слабого. Благом для слабого является прибегание к помощи и руководству сильного. Таким образом, взаимодействуя, они совершают совместное движение к благу.

Природа власти вытекает из естественного устроения человека. Человек состоит из двух начал: души и тела. Одно начало властвующее — это душа, другое подчиненное — тело. Рассматривается человек, должным образом устроенный, так как у людей испорченных и нездоровых кажется, что тело властвует над душой. Поэтому «полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части души —

быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души, и наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном

3

соотношении» .

Естественным образом описана природа властного взаимодействия по линиям брачным, отцовским, хозяйским, так как великим благом для того, кто не имеет хозяина в себе, является нахождение добродетельного господина. Ибо всякое общение своей целью имеет достижение благой жизни. От всех других живых существ человек отличается тем, что «способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства»4.

Семья и Государство — прежде всего, общение. Всякое же общение организуется ради блага, причем к наивысшему из благ стремится то общение, которое обнимает собой все остальные общения. Таким общением является общение политическое, или, иначе говоря, государство.

Таким образом, важным элементом взаимодействия является ценностный предмет коммуникации, а именно благо. Наличие данного компонента делает коммуникацию естественной и эффективной. Для современника Аристотеля, осознающего себя не только телом, но прежде всего вместилищем души, такой порядок является естественным и разумным. Естественно сочленяться мужчине и женщине для продолжения рода. Естественно подчинение сильному и добродетельному. Естественной целью любого общения, для потребностей жизни возникшему, является достижение благой жизни.

3 Там же, с. 29.

4 Аристотель. Политика. - М.: АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 25.

Одним из четырех элементов семьи является искусство накопления. С этим искусством связано обеспечение семьи всем необходимым, количество чего имеет меру. Деньги как эквивалент в меновой системе семейного жизнеобеспечения имеют положительное утилитарное значение.

По-другому они выглядят в искусстве наживать состояние, которое не имеет своего предела. Здесь происходит подмена истинной цели денежным суррогатом. «Так, например, мужество заключается в отваге, а не в наживании денег; точно так же военное и врачебное искусство имеют в виду не наживу, но первое - одержание победы, второе - доставление здоровья. Однако эти люди обращают все свои способности на наживу денег, будто это является целью, а для достижения цели приходится идти на все»5.

Отрицательно оценивается в исследовании природа ростовщичества, поскольку в данном случае деньги порождают лишь деньги, и «этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе»6. Тем не менее магистральный путь цивилизаци-онного развития связан именно с этим «противным природе» способом общественного функционирования. До последнего времени непрерывное накопление как цель откровенно присутствует в стратегии глобальной мирэкономики. Мировой кризис конца первого десятилетия двадцать первого века заставил мировую элиту вновь обратиться к ценностной проблематике, однако насколько это серьезно, покажет время.

Человеку трудно существовать, если он не знает, в чем смысл его жизни. Древние греки хорошо это понимали. Все должно быть объяснено и организовано:

5 Там же, с. 39.

6 Там же, с. 41.

космос, общество и человек. Человек, семья, полис, мир вообще должны иметь смысл и значение.

По мере развития человечество накопило огромное количество полезной и нужной информации в различных областях. Некогда единое знание, о чем повествует миф, обращенный к временам от сотворения, расчленилось на части, именуемые отраслями знания. Каждая из наук накопила огромный фактический материал. Весь этот багаж имеет огромное прикладное значение и располагается в плоскости чтойности — ответа на вопрос «Что?». Однако, по-настоящему человека человеком делает ответ на вопрос «Для чего?». Пересечение чтойной горизонтали и длячегойной вертикали и образуют тот самый крест осмысленной и полноценной жизни. Античность жила этим пониманием.

В работе Аристотеля «Метафизика» речь идет о причинах всего сущего «в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность или суть бытия вещи (ведь каждое "почему" сводится в конечном счете к определению вещи, а первое "почему" и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат (Ьурокетепоп), третьей — то, откуда начало движения; четвертой — причину, противолежащую последней, а именно "то, ради чего"», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)7.

Таким образом, выделено четыре типа причин: сущностная (формальная), материальная, действующая и конечная, финальная причина, которая придает смысл, ставит цель и определяет стратегию человека, семьи, любого проекта.

7 Аристотель. Сочинения в 4 томах. — Т. 1 — М.: Мысль, 1983. — С. 70.

Первичной причиной образования семьи является необходимость попарно сочетаться тем, кто не может существовать друг без друга. Существовать не могут друг без друга мужчина и женщина, и «сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам и растениям, — оставить после себя другое подобное себе существо»8. Вторая необходимая и первичная структура располагается по оси властного взаимодействия. Существо, от природы наделенное видением и волевыми качествами, естественным образом сочетается с существом, нуждающимся в руководстве. Чем выше уровень развития подчиненного, тем большие требования предъявляются к руководителю. Одно дело управлять дикими животными, другое — домашними, и совершенно особых качеств требует управление человеком для взаимного блага. Правилом является, когда в семье мужчина как более сильный от природы направляет женщину, отец — сына, а хозяин — раба.

Материальной причиной семьи являются мельчайшие части объекта: муж и жена, отец и сын, хозяин и раб. Такое разделение на части связано с пониманием общественной природы человека. Человек, живущий вследствие каких-то обстоятельств вне общества, а в эпоху полиса общество и государство суть эквиваленты, рассматривался либо как недоразвитый в нравственном отношении, либо как сверхчеловек. Античное представление о самодостаточности также связано с пониманием общественной природы человека. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель отмечает: «Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к чело-

8 Аристотель. Политика. — М.: АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — С. 23.

веку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное»9.

Действенной причиной семьи является коммуникация. Семья - это общение, основанное для удовлетворения повседневных нужд. Государство — общение, которое возникло для удовлетворения жизненных потребностей, но служит достижению благой жизни. Свободное движение коммуникативных энергий как деятельных проявлений обеспечивается наличием предмета общения и взаимным удовольствием: «...проводить время друг с другом невозможно, если не доставлять друг другу

удовольствия и не получать наслаждение

~ 10

от одинаковых вещей...».

Конечно, в античности отсутствовал термин «коммуникация», он является изобретением новейшего времени и связан с широким распространением средств радио и телекоммуникации. Однако исходное представление о связанности людей, необходимости согласованных действий, а самое главное, практическое использование принципа взаимодействия в повседневной жизни характеризует это время. Особого внимания заслуживает высокая диалогическая культура. Умение не только говорить, но слушать и слышать, находить точки пересечения, получать удовольствие от общения — важнейшие коммуникативные составляющие. Они помогают гармонично существовать семье и обществу в целом.

В отличие от других живых существ, люди живут не только ради продолжения рода, но и для других нужд. Распределение мужских и женских функций с самого нача-

9 Аристотель. Сочинения в 4 томах. — Т. 4 — М.: Мысль, 1983. — С. 63.

10 Там же, с. 26.

ла делает их союз взаимодополнительным и взаимоподдерживающим, а наличие общей цели и ценностного предмета коммуникации делает это общение как полезным, так и приятным. Традиционное распределение мужских и женских ролей, конечно, имеет конкретно-контекстуальное оформление, однако, по сути, отражает сущностный принцип гармоничного взаимодействия полов.

Дружественное отношение детей к родителям соотносимо с дружественностью человека по отношению к богам. В этом выражается дружественность по отношению к благу и превосходству. В жизни родных людей много общего, и это делает общение значительно более приятным, нежели дружба с чужими. Опыт позитивного взаимодействия с близкими людьми дает возможность конструктивного взаимодействия с другими членами общества. Наличие другого, превосходящего тебя в уме, силе, добродетели — не угроза твоему существованию. А образец, на который стоит равняться в деле собственного самосовершенствования, гарантия адекватного восприятия другими твоих достижений и достоинств.

Конечной, финальной причиной семьи является благо. Благо — это то, к чему все стремится. Благо семьи выше блага отдельного человека, а благо народа и государства выше и божественней блага семьи. Представления о благе проистекают из собственного образа жизни. Люди грубые, коих большинство, стремятся к жизни, полной удовольствий, полагая, что благо в том. Образ жизни людей государственных и созерцательных отличается от вышеназванного и связан со стремлением ко всеобщему благу. Одни блага — это блага сами по себе, а другие служат средством для достижения первых. Так «в категории сути благо определя-

ется, например, как бог и ум, в категории качества, например, как добродетель, в категории количества — как мера (ю теШоп), в категории отношения — как полезное, в категории времени — как своевременность (каков),

в категории пространства — как удобное по-11

ложение и так далее...».

Таким образом выглядит семья с точки зрения причинности в метафизической картине Аристотеля.

По-иному видит роль и место семьи в развитии человеческого общества Платон. Главный герой его произведений Сократ считает себя приставленным богом к своему городу «как к коню, большому и благородному, но обленившемуся от тупости и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод»12. Имея свою собственную семью, Сократ считает тем не менее первоочередными проблемы горожан, коих он считает членами одной большой семьи. Восприятие полиса как семьи отчетливо проявилось на суде, которому был подвергнут мудрец. Он говорит с согражданами о том, что у него какая-никакая, но есть семья и сам он не от скалы и не от дуба родился. Есть у него три сына, один подросток и двое малолетних. Но он не считает нужным приводить их с целью оправдания. Он и так находится среди своей семьи, и это позволяет ему «забросить все свои собственные дела и столько лет терпеть домашние неурядицы, а вашими делами заниматься всегда, подходя к каждому по-особому, как отец или старший брат, и убеждая о доблести»13.

Позиция Платона в отношении семьи вызывает много вопросов. Ценности

11 Там же, с. 59.

12 Платон. Избранное. — М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2007. — С. 24.

13 Там же.

государства-полиса поглощают интересы отдельной семьи. Интересы отдельного гражданина вмонтированы в общую картину государственного устройства. В разработке утопии идеального государства семья прописана только в отношении стражей. Брачное поведение полностью регулируется государством и целью своей имеет наиболее эффективное выполнение стражами своих функций. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами, худшие — с худшими. Потомство первых подлежит воспитанию, вторых — нет. И то, что производится отбор по типу племенного стада, никто не должен знать, кроме самих правителей. Делается же все это для того, чтобы не вносить разлад в отряд стражей. В отношении других сословий завеса не приподнимается. Сделано ли это по причине малой значимости вопроса либо в силу умышленной закрытости темы, которая в дальнейшем, уже в христианстве, получит статус сакральности, остается загадкой.

Именно Платон стал коммуникатором между дописьменными источниками и теми трендами, которые выстрелили в будущее. Извечный поиск цельности оформлен в диалоге «Пир» красивым мифом о некогда цельном человеке, разделенном разгневанными богами на две половины. Миф о поиске своей половины сопровождает жизнь практически каждого человека и является одним из путей решения экзистенциальной проблемы одиночества. Текстовый источник к нам пришел от Платона, однако сам философ апеллирует ко временам от сотворения, к тому моменту, когда текстовая культура еще не зародилась.

Понятие о любви, преодолевшей материю, пронеслось сквозь пространство и время, соединившись с именем создателя. Платоническая любовь — это сфера любви

между людьми посредством любви к высшим идеям. Энергию коммуникации питает общая любовь к идее справедливого и прекрасного. Чувственная любовь имеет свое начало и свой конец, платоническая любовь нетленна.

Сущность не дается человеку непосредственно, узреть ее можно в явлении, в проявленности в этом мире, в том виде и форме, в которой человек способен принять ее и освоить. Тогда приоткрывает следующая дверь. Сумевший понять и увидеть получает шанс продвинуться дальше. В молодости является сущность прекрасного в виде любви к прекрасному телу, это рождает прекрасные мысли и чувства. С опытом приходит понимание того, что красота разлита и в других телах, и интерес смещается с одного на многие тела. Это осознание приводит к мысли о том, что любить одно тело, значит ограничивать себя в познании прекрасного. Новая же волна познания приносит новое понимание, человек начинает красоту души ценить выше красоты тела.

Поднявшийся к прекрасному в созерцании его только и может находиться. И в этом созерцании сумеет он родить не признаки добродетели, а саму добродетель, достигнув в том бессмертия, так как сама Любовь есть стремление к бессмертию. Обычные люди родят в этом стремлении обычных детей, творцы же родят

законы, поэмы, скульптуры, увековечивая тем свое имя.

В результате обращения к истокам формирования философских и научных представлений о семье методом вычленения кластеров проблем, сложным образом организованных в социокультурном контексте, вырисовывается объемная картина изучаемого феномена. Античный базис представлений о семье дает различные способы решения социальных вызовов. Метод Аристотеля — это аналитическое вычленение сущностных (неизменных) компонентов семьи. Открытый незавершенный дискурс Платона демонстрирует совершенно иной тип реагирования. Это, скорее, не решение, а постановка проблем, послание, обращенное к вечности. Соотнесенность этого послания с современными представлениями о природе семьи дает шанс увидеть главное и важное в бесконечных завалах фактичности.

Литература

Аристотель. Политика. — М.: АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — С. 393.

Аристотель. Сочинения в 4 томах. — Т. 1. — М.: Мысль, 1983.

Аристотель. Сочинения в 4 томах. — Т. 4. — М.: Мысль, 1983.

Платон. Избранное. — М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2007. — 491 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.