дителем Трио и Камерного ансамбля Азербайджанской государственной консерватории. А.М. Искендеров также был ведущим солистом Азербайджанского Государственного симфонического оркестра (1945-1975 годы).
В его исполнении специалисты отмечали прекрасные технические и звуковые данные. Более чем 180 концертных выступлений в самых различных городах республики и за рубежом насчитывает его активная исполнительская деятельность.
А.М. Искендеров является также автором девяти сборников оригинальных сочинений для флейты и фортепиано, переложений и обработок, а также собственных произведений, сюит и пьес для флейты и фортепиано, изданных в Москве и в Баку. Например, Пьесы для флейты и фортепиано в двух тетрадях (1961, 1962 годы), Пьеса в ладе «Сейгях» (Баку, 1968 год), «Импровизация», «Рапсодия», «Элегия», (Баку, 1969 год), «Фантазия для флейты и фортепиано» (Москва, 1970 год), Концертное произведение для флейты и фортепиано» (Москва, 1988).
Профессор А.М. Искендеров являлся автором ряда научно-исследовательских работ и публикаций, посвящённых флейтовому исполнительству и методике обучения игры на флейте. Среди них исследовательский труд А.М. Искендерова «Флейта в творчестве азербайджанских композиторов» (1975), а также «Стилевые и особенности произведений для флейты» (2002). В последней работе он также уделяет внимание исследованию проблемы оркестрового исполнительства. «Современная музыка ставит перед оркестровыми коллективами и исполнителями совершенно новые цели и задачи, требующие не только высочайшего технического мастерства, но и наличие художественного мышления, в результате чего возникла необходимость в специальных исследованиях, посвящённых проблеме оркестровой исполнительской культуры. Примечателен тот факт, что эти
Библиографический список
Архитектура формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Образы отдельных зданий, ансамблей, площадей, проспектов и целых городов - способны вызывать у
исследования проводятся самими исполнителями, что в современной музыкальной практике встречается не так уж часто» [2, с. 5].
Исполнительское мастерство, великолепное знание инструмента и методика обучения позволили приобрести А.М. Искен-дерову авторитет опытного и ведущего педагога, класс которого окончили более 50 флейтистов.
Традиции флейтовой школы профессора А.М. Искендерова достойно продолжили его многочисленные ученики-последователи, имена и деятельность которых вносит неоценимый вклад в историю современного флейтового исполнительства Азербайджана.
Вся многогранная и всесторонняя музыкально-творческая деятельность А.М. Искендерова - концертно-исполнительская (сольная и ансамблевая), педагогическая, научно-исследовательская, композиторская, просветительская и организаторская - является ярким свидетельством верному служению своей профессии и музыкальному искусству.
Сложившееся в начале XX века, на основе народно-национальных и общемировых исполнительских традиций, отечественное флейтовое искусство во взаимодействии композиторского творчества, исполнительства и педагогики, продолжает своё развитие, так как каждое новое поколение исполнителей, сохраняет, обогащает его и вносит свой вклад в дальнейшее процветание азербайджанской музыкальной культуры, оставляя яркий след в её истории. Многочисленные факты успешного развития современной флейтовой школы Азербайджана, которая сегодня насчитывает третье поколение, являются достойной наградой памяти тех первых талантливых исполнителей и педагогов, которые закладывали её фундамент.
.15
зрителей определённые чувства и настроения. Именно это делает архитектуру искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. Как всякий вид искусства, архи-
1. Абдуллаев А.Д. Очерк истории исполнительства на духовых инструментах европейского типа. Баку: «Адилоглы», 2003.
2. Искендеров А.М. Стилевые и исполнительские особенности произведений для флейты. Баку: «Адилоглы», 2002.
References
1. Abdullaev A.D. Ocherk istorii ispolnitel'stva na duhovyh instrumentah evropejskogo tipa. Baku: «Adilogly», 2003.
2. Iskenderov A.M. Stilevye i ispolnitel'skie osobennostiproizvedenij dlya flejty. Baku: «Adilogly», 2002.
Статья поступила в редакцию 19.01
УДК 725
Kamzina A.Ye., teacher, Department of Architecture and Design, Innovation Eurasian University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: aigul [email protected]
ANTIQUE ORIGINS OF EUROPEAN FORMS OF ARCHITECTURE. The article opens the contents of concepts that are characterizing architecture of classicism in the context of its evolution. In the article some features of the organization of an urban environment are found, which are forms and decor of the classical architecture. The main contents of the article make the analysis of evolution and dynamics of development of volume and a decor of classical architecture under the influence of changing of the historical and economic conditions. This research scrutinizes the beginning and developmental principles of the classical architecture from antiquity to the modern time. The author studies the type of architecture and stylistic specifics, the harmony between the contents and the form, in tonal fine arts, plastic and architecture arts. The author finds correlation of architecture development and the development of sciences such as mathematics.
Key words: architecture, classicism, classics form, harmony, architecture from, dynamics of development.
А.Е. Камзина, преп. каф. «Архитектура и дизайн» Инновационного Евразийского университета, г. Павлодар, E-mail: aigul [email protected]
АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
Статья раскрывает содержание понятий, характеризующих архитектуру классицизма в контексте их эволюции. В статье выяснены особенности организации городской среды формами и декором классической архитектуры. Основное содержание статьи составляет анализ эволюции и динамики развития объема и декора классической архитектуры под влиянием меняющихся историко-экономических условий. Рассматривается возникновение и развитие принципов классической архитектуры от античности до наших дней: типы архитектуры и их стилистические особенности, гармония между содержанием и формой, в тональных изобразительных, пластических и архитектурных искусствах.
Ключевые слова: архитектура, классицизм, классика, форма, гармония, динамика развития, архитектурная форма.
тектура связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Выразительные архитектурные образы приобретают значение символов стран и городов.
Искусство архитектуры - общественное искусство, сложно взаимодействующее с историей и непосредственно включающееся в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остаётся право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. О великих цивилизациях вспоминают не только по историческим событиям, по войнам, экономике и торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным этими цивилизациями.
Важным принципом для глубинного изучения процессов, происходящих в архитектуре прошлого и настоящего, является анализ истории развития общества. Историческая канва разных эпох, экономическое и политическое состояние общества в каждый конкретный период дают целостную картину развития архитектуры во всей полноте факторов, воздействующих на неё.
В данной статье рассматривается возникновение и развитие принципов классической архитектуры от античности до современности.
История классической эпохи греческого искусства охватывает время от VII века до н.э. - до IV, V веков н.э.: Архаику, Классику и Эллинизм.
Развитие архитектуры в эти периоды определялось развитием естественных наук и, прежде всего, математики, которая положила начало рациональной организации формы и пространства в зависимости от пропорциональной упорядоченности и визуальной гармонии.
Развитие архитектуры в эти периоды характеризуется рядом факторов, определивших главные формальные принципы стоеч-но-балочной конструкции, неизменные на протяжении многих веков:
- упорядоченность и адекватная организация городской среды в целом;
- продуманность в целом и деталях;
- предельная ясность форм и композиций;
- симметричность;
- единство художественного и конструктивного содержания в различных ордерных системах;
- переход от конструктивных технических проблем архитектуры к художественным;
- гармоничное сочетанием с природным окружением.
Анализ данных принципов позволяет выделить типы классической архитектуры и их стилистические особенности, запечат-лённые в основном в культовых сооружениях, сформированных античной рабовладельческой цивилизацией:
1. Основной тип храма: периптер + планировочные решения;
2. Конструктивная база - ордер;
3. Характерный элемент, объединяющий конструктивные и художественные задачи - колонна.
Андреа Палладио в своих трудах об архитектуре говорил: «В строительном искусстве, равно как и в других делах, древние римляне далеко превзошли всех, кто был после них, я избрал себе учителем и руководителем Витрувия, единственного писателя древности по этому искусству...» [1, с. 13].
Прежде чем рассмотреть понятия классика и классическая архитектура, ещё раз определим, что же характерно для античной архитектуры.
- Канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности.
- Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания.
- Модульная система размерностей - для удобства заготовки элементов здания.
- Стандартизация элементов зданий не привела греческую архитектуру к сухости и однообразию.
- Корректировка зрительных иллюзий, порождаемых четкой ортогональностью зданий.
На основе рассмотренных принципов формируются понятия классика - классическая архитектура. Различные источники не совсем одинаково трактуют эти понятия.
В широком смысле классическое искусство - искусство периода наибольшего подъёма и расцвета культуры в какой-либо стране. Классическими называют произведения, имеющие об-
разцовое значение, непреходящую ценность для культуры [2]. В словаре Даля - «классический» означает «превосходный», «примерный», «образцовый» [3].
Понятие «человек-классик» восходит к существовавшему в Древнем Риме делению граждан на шесть групп по имущественному признаку. Первые пять групп именовались классами, а члены первой, наиболее состоятельной группы - «классиками» (лат. classici). Шестая группа (неимущие) назывались «пролетариями» (отсюда «деклассированные граждане»).
Потом понятие «классика», как и многое другое в европейской традиции, исчезает надолго и появляется только в эпоху Возрождения, когда метафоры «классик», «классика», «классический» с конца XV в. начинают использовать итальянские гуманисты. Возникновение понятия «классика» исходно оказалось связанным с античностью (древнегреческой и римской культурой).
Связка «классика - античность» приобретает всеобъемлющий характер во второй половине XVIII - начале XIX в. В этот период интерес к греко-римской античности выходит за рамки узкого круга любителей старины. Увлечение античностью отразилось, прежде всего, в изобразительном искусстве, архитектуре и литературе, благодаря чему этот стилевой период в развитии европейской культуры позднее получил название «классицизм». Во Франции первая волна увлечения и подражания классическим, античным образцам возникла уже в XVII в., поэтому второй всплеск здесь, в отличие от других европейских стран, обычно именуется неоклассицизмом.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, исходящие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым выражая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. В каждом явлении классицисты стремятся распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм наследует из античного искусства.
Влияние на искусство рационалистических просветительских идей ранее всего проявилось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной ордерной греческой архитектуры: простота общего взаимодействия масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к античности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии. На этой основе формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Стиль классицизм явился естественным результатом развития архитектуры Возрождения и её трансформации в разных культурно-исторических условиях. Особая заслуга в исследовании античных руин принадлежит архитектору А. Палладио, оставившему такую запись: «.чем я думал до того, я стал их обмерять во всех подробностях, с чрезвычайной точностью и величайшей старательностью. Не найдя в них ничего, что не было бы исполнено разумно и пропорционально, я сделался столь усердным их исследователем, что не один, а много и много раз предпринимал различные поездки, побывав не только в различных частях Италии, но так же и за ее пределами, с целью составить себе понятие о первоначальном виде этих построек и воспроизвести его в рисунках.» [1, с. 13].
Однако существует мнение, что античная классика не является вечным и абсолютным идеалом, а также о том, что так называемый европейский путь развития культуры (идущий от античности к Ренессансу, просветительству, классицизму и т.д.) является не единственным, а может быть, даже и не самым плодотворным и прогрессивным. Так, известный архитектор ХХ века И. Голосов в своих статьях писал: «Изучение существовавших в архитектуре стилей как таковых - необходимо, но стиль не есть сущность архитектуры, поэтому. надо научить отделять художественный дух от стиля и материальных ценностей. Свободное распоряжение контрастами, движениями есть художественный процесс и содержание, которое следует рассматривать независимо от стиля и которое в существенном может принять вполне определенную форму, совершенно независимую от стиля. Следовательно, изучение стиля не есть путь к познанию существа архитектуры...» [4, с. 28].
А. Палладио в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» высказывал мысль о значительном влиянии античного искусства на современную архитектуру с той точки зрения, что соблюдение принципов древнеримской классической архитектуры, сдержанность, четкая выверенность пропорций, соблюдение наибольшего порядка и ясности призвано избежать «неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат», что «уменье строить на общее благо достигнет вскоре того предела, какой в высшей степени желателен во всех искусствах и к которому в нашей части Италии, как видно, весьма уже приблизились, ибо не только в Венеции, начинают появляться хорошие постройки,-особенно с тех пор, как мессер Джакомо Сансовино, знаменитый скульптор и архитектор, впервые познакомил с прекрасной манерой, создав (не считая других многочисленных и прекрасных произведений) новую Прокураторию, являющуюся, быть может, по своему богатству и убранству первым зданием из всех, какие видел мир со времени древних до наших дней» [1, с. 13].
Примерно, ту же мысль высказывал Илья Голосов: «Изучение классической архитектуры несомненно должно войти в программу архитектурного построения, но, ни в каком случае, не в плоскости её внешнего облика как стиля, а в смысле понимания её существа: принципов построения масс, ситуации масс и форм восприятия их, соответствия плана с фасадами, целесообразности форм и т.д. Только в этой плоскости следует рассматривать классическую архитектуру, имея ввиду необходимые сведения по классике чтением теоретических курсов, в том числе курса ордеров, с помощью которого приобретается главным образом знание классических пропорций» [4, с. 29].
Делая вывод, можно сказать, что применительно к понятию «классика» можно признать, что классическими произведениями называют те, которые считаются образцовыми, достойными подражания. Высокое совершенство, которое побуждает провоз-
Библиографический список
глашать ту или иную эпоху классической, заключается в гармонии содержания и формы в пластических и архитектурных искусствах.
Классицизм - явление общеевропейского масштаба. В каждой национальной культуре он проявлялся и развивался по-своему. Возник классицизм в Италии, наибольшее развитие получил в XVII веке во Франции. Как художественное направление в искусстве и архитектуре классицизм характеризуется высокой гражданской позицией.
Развитие классических традиций в современной архитектуре - распространённое явление. Изучение же и познание пропорций как таковых, утверждают исследователи, не должно базироваться исключительно на примерах классики, так как в постоянно повторяющихся по своей общей структуре произведениях искусства, как, например, в греческих храмах, могут выработаться более или менее постоянные отношения для отдельных частей здания. Но при изучении пропорций вообще нельзя руководствоваться только этими положениями, так как необходимые пропорции для какого-либо художественного произведения должны быть заново созданы, извлечены из него и следовать из него, причем целое ни в коем случае не может быть только суммою раз и навсегда определённых отношений его частей, откуда является необходимость познания пропорций как таковых, вне зависимости от установленных в классической архитектуре соответственных положений [4]. В Древней Греции была заложена традиция создания в городской среде на основе регулярной планировки общественного центра - площади, по сторонам которой находились храмы, важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. Эта традиция сохранялась на протяжении многих столетий, примерами могут служить общественные центры российских городов, заложенных в начале XVIII века (Петербург - Дворцовая площадь, Барнаул - Демидовская площадь и др.).
1. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Пер. с итал. И.В. Жолтовский, ред. А.Г. Габричевский. Москва: Архитектура-С, 2006.
2. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. Москва, 2003.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: T.II. Москва: Русский язык, 1989.
4. Лекция, прочитанная И.А. Голосовым в 1922 г. в Московском архитектурном обществе. Из истории советской архитектуры (1917-1925 гг.). Документы и материалы. Москва: Академия наук СССР, 1963.
References
1. Palladio A. Chetyre knigi ob arhitekture. Per. s ital. I.V. Zholtovskij, red. A.G. Gabrichevskij. Moskva: Arhitektura-S, 2006.
2. Brunov N. Ocherki po istorii arhitektury. Moskva, 2003.
3. Dal' V. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka: T.II. Moskva: Russkij yazyk, 1989.
4. Lekciya, prochitannaya I.A. Golosovym v 1922 g. v Moskovskom arhitekturnom obschestve. Iz istorii sovetskoj arhitektury (19171925 gg.). Dokumenty i materialy. Moskva: Akademiya nauk SSSR, 1963.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 78.03
Kochekov V.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Musical Education, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIONS IN RUSSIAN FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE IN THE CONTEXT OF CREATIVE HERITAGE OF V.V. ANDREYEV (WITH REFERENCE TO CHELYABINSK REGION). The relevance of this topic is governed by the necessity of studying past experiences and innovations in the field of Russian folk instruments aimed at optimization of pedagogy and performance, promotion and further development of Russian folk instruments. The purpose is to show one of the innovative forms developed in the Ural region as efficient, effective and promising for the entire geography of Russian folk instruments in the territory of Russia. Comparative analysis of V.V. Andreyev's activity and innovative direction of S.V. Kislukhin's practices brings us to the conclusion that the best traditions of creative work of "the father of Russian balalaika" are being kept alive and enriched, and take on new forms nowadays. The paper makes a focus on how traditions live and die in a culture. In the work they are not understood as something stable or fixed, but may lose their importance and "liquidate themselves".
Key words: performer, teacher, Russian folk instruments, tradition, innovation, culture, orchestra.
В.Ф. Кочеков, канд. пед. наук, доц., доц. кафедры музыкального образования Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск. E-mail: [email protected]