Г. Н. Габриэль
Античные и христианские мотивы в византийском ювелирном искусстве
Византийское искусство, как известно, представляет собой сплав многих влияний. Основанная римлянами, Византия, особенно в ранний период своей истории, выступила наследницей античных традиций. В то же время признание христианства официальной религией империи вызвало к жизни новое по темам и художественным принципам искусство, впервые сформированное именно в Византии. Не избежала она и сильнейших влияний культуры восточных окраин империи, с которыми имела самые разнообразные контакты. Все это в полной мере относится и к ювелирному искусству Византии - предмету нашего исследования. Подчеркну, что речь пойдет, в основном, об украшениях раннего периода -1У-У11 вв., так называемом «византийском антике»236, когда в следовании античным традициям «.. .правители Византии видели залог политической стабильности, а в сохранении римской эмблематики - демонстрацию величия Нового Рима»237.
Проявление античных влияний в ранней христианской культуре Византии можно обнаружить в тот период практически во всех видах искусств, в том числе и прикладных - текстиле, костюме, ювелирном деле. Достаточно обратиться хотя бы к знаменитым мозаикам в церкви Сан Витале (Равенна), созданным в первый золотой век Византии при императоре Юстиниане.
На мозаиках изображен торжественный вход в храм Юстиниана с императрицей Феодорой и их свиты. Их парадные одеяния еще сохраняют некоторую пластичность, свойственную римской одежде, но, отражая новое христианское мировоззрение, византийский костюм уже полностью скрывает тело - источник греха и соблазна, он более тяжеловесен, в нем значительно больше украшений.
Широкий плащ Юстиниана застегнут на правом плече массивной фибулой - так их носили уже императоры позднего Рима. Именно в этот период из простых, так называемых «солдатских» фибул, под влиянием варварской культуры, они трансформируются в роскошные золотые украшения со вставками из драгоценных камней. Одна из первых таких фибул, сохранившаяся в Турине, была сделана «.в честь возведения в
236 Термин «Византийский антик» в научный оборот впервые был введен Л. А. Мацулевичем - крупнейшим исследователем искусства Византии.
237 Залеская В. Н. Прикладное искусство Византии ГУ-ХП вв. в его отношении к античному наследию: диссертация в виде научного доклада. СПб., 1998. С. 15.
ранг цезаря Константина и женитьбы его на дочери Максимиана Фаусте...238 В Византии они используются исключительно для скрепления парадных одежд императора, символизируют его власть и отличаются особой пышностью.
На голове Юстиниана - стемма - широкий, коронообразный золотой венец - также символ императорской власти. Стемма императрицы Фео-доры, изображенной на симметричной мозаике, так называемая «модио-ла», заканчивается зубчатым верхом с крупными жемчужинами. Подобные модиолы можно видеть и на многих других изображениях византийских императриц.
Византийские церемониальные головные уборы ведут свое начало из Рима. В эпоху республики и ранней империи триумфаторы и императоры украшали голову золотыми венками. Первым надел диадему Диоклетиан в III в. н. э., заимствовав идею у персов, где высокие золотые диадемы были привилегией царей. В Византии сформировалось несколько видов церемониальных головных уборов, самыми роскошными были диадемы и стеммы. Диадемы собирались из золотых пластин, и обычно украшались перегородчатой эмалью. Стемма состояла из золотого обруча, к которому крепились две крестообразные дужки, с крестом на перекрестье, внутрь надевалась круглая шапочка из ткани или кожи.
В ранней Византии императора в момент коронования поднимали на щите воины и возлагали ему на голову диадему. Позднее эта церемония усложнилась и уже стемму возлагал патриарх в церкви Св. Софии, после чего император представал перед подданными наместником бога на земле. Золотую стемму, декорированную драгоценными камнями, император носил во время коронационных церемоний и важных выходов, в менее официальных ситуациях использовались диадемы.
В Византии редко делали короны по заказам правителей других европейских стран. Исключение делалось для монархов, принявших христианство. До нашего времени сохранилась корона первого венгерского христианского короля Стефана Гезы, выполненная в Византии. Это типичная стемма, состоящая из двух некогда раздельных корон: верхняя -латинская корона - подарена Римским Папой к коронации Гезы, нижняя - императором Михаилом Дукой. Сохранилась и сделанная в Византии в XI веке диадема для другого венгерского короля - Андрея I, дар императора Константина Мономаха. Она состоит из золотых пластин с изображениями самого Константина, императрицы Зои и святых, выполненными в технике перегородчатой эмали, которой византийцы владели в совершенстве. На всех дарственных стеммах и диадемах есть изображения византийских императоров, что возводило эти вещи в ранг символи-
238 Шаров О. Фибулы крушения римского лимеса // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб., 1999. № 7. С. 101.
170
ческих подарков, которые по мнению А. Грабар «... будучи приняты, налагали на получателей обязанность носить на себе портрет императора. они были как бы заявлением о сюзеренных правах василевсов Кон-
239
стантинополя...»
К византийским церемониальным головным уборам по бокам крепились подвесы из жемчуга и драгоценных камней - препендулии, их можно видеть на изображениях Юстиниана и Феодоры240. В женских церемониальных уборах они длинные, спускаются на грудь и отличаются особой роскошью, в императорском уборе они значительно короче. Мода на препендулии сохранялась в Византии вплоть до XV века, и европейские послы воспринимали эти украшения как символ варварской роскоши.
В женском уборе к препендулиям могли крепиться колты - подвесы разных форм, состоящие из двух выпуклых пластин, образующих внутри полость. Прототипом византийских колтов, возможно, были античные финикийские серьги, выдолбленные из крупных жемчужин и наполнявшиеся благовониями. Поскольку крупный жемчуг всегда был редок и стоил дорого, уже в античном мире его стали заменять металлом, а внутрь закладывать ароматические травы, благовония241.
Формы колтов в Византии чаще всего делались в виде круглых дисков или полумесяца - отголоски как античных, так и восточных поклонений Солнцу и Луне и соответствующим богам. Колты могли быть из цельной золотой пластины, филигранные или в ажурной просечной технике opus interasile, взятой византийцами из Рима. Впоследствии opus interasile стала одной из самых распространенных техник в византийском ювелирном деле.
Тематика изображений на колтах достаточно разнообразна: растительные мотивы, павлины, грифоны, часто с ветвями в клювах, стоящие симметрично по сторонам от стилизованного в виде трефолия древа жизни. Один из самых частных мотивов - изображение павлина. Его можно встретить и в украшениях античности, чаще всего женских, так как павлин - знак богини Геры. В византийской иконографии его изображение заняло особо почетное место, по мнению С. С. Аверинцева «. потому, что позднеантичное суеверие приписало мясу этой птицы способность сопротивляться гниению; павлин являл собой эмблему исконно право-
239 Грабар А. Император в Византийском искусстве. М., 2000. С. 28.
240 Аналоги византийских препендулий можно встретить в Киевской Руси, где они известны как рясны.
241 Некоторые специалисты, в частности С. С. Рябцева, считают, что прототипами византийских колтов могли быть и гуннские височные подвески, выполнявшиеся византийскими мастерами для гуннской знати.
славной надежды на «обожение» плоти, на вещественное «прославление»
« 242
мощей» .
Одно из самых любимых украшений византийских женщин - серьги, по формам, мотивам декора часто близкие колтам. Самые распространенные среди них - серьги-лунницы. Подобная форма серег также известна на Востоке, использовалась в Греции и Риме, прежде всего женщинами: Селена - богиня луны - покровительствовала, как известно, именно им. Правда античные прототипы византийских лунниц могли иметь более совершенную конструкцию, например, у В. Н. Залеской упоминается античный «... лунообразный флакон, закупоривавшийся с обеих сторон по краям и снабженный иглой, превращавший серьги в подобие фибулы, крепившейся к повязке или головному убору»243. Серьги-лунницы будут сохраняться и в поздневизантийский период, но изменится характер их орнаментации - появятся мотивы арабесок, больше жемчужной обнизи, что, несомненно, можно отнести к восточным влияниям.
Характерным примером трансформации античных традиций и форм в византийских украшениях могут служить так называемые «донна мили-тария» - дары византийских императоров варварским правителям, своим федератам. Они могут рассматриваться как плата за оказанные услуги, знаки воинского отличия, наконец, как инсигнии власти, символически или буквально инкорпорировавшие варварских правителей в ранневизан-тийскую иерархию - неслучайно большинство таких подношений найдено на территории бывших окраин империи. Набор таких даров, как и в Риме, мог включать дорогую одежду, золоченую обувь, ювелирные вещи. Особое место занимают среди них шейные украшения. Один из самых популярных типов таких украшений - массивные цепи, с подвешенными в центре фаларами - крупными декоративными бляхами, выполненными из золота, с прочеканенными изображениями анималистических, растительных, антропоморфных мотивов244. Изначально фалары украшали донышки пиршественных чаш-фиал, позднее они стали служить знаками особого отличия и наградой в римских войсках, и легионеры носили их на парадном панцире. В Византии на золотую ажурную цепь вместо фа-лара стали крепиться различные подвески, крест, фланкируемый листья-
242 Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. С. 404-425.
243 Залеская В. Н. Византийские серьги-лунницы // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб., 2001. № 7. С. 22.
244 Фалары иногда называли фалерами, отсюда, по мнению М. Б. Щукина, родилась фалеристика. Этот же автор рассматривает возможность использования фаларов кочевниками евразийских степей, в качестве украшений конской сбруи. Уже в античном мире фалары высоко ценились и были предметом коллекционирования. См.: Ювелирное искусство и материальная культура. СПб.,- 2001. № 7. С. 137.
ми вечнозеленого кипариса - как в античности, так и в христианстве -символ бессмертия. Но при этом рядом с крестом могли размещаться подвесы в форме амфор - символа бога виноделия Диониса или изображения других богов античности. Ожерелья с крестом, согласно описанию церемоний византийского двора Константином Багрянородным, были особенно популярны в эпоху Юстиниана. Крест же согласно тому же источнику, может рассматриваться не только как символ веры, но и знак определенного титула, и такие украшения преподносились в дар варва-
245
рам, принявшим христианство .
Распространенным типом «донна мелитария» были, очевидно, и византийские шейные украшения в виде пекторали. Они родились из римского обычая подвешивать на золоченые кожаные шнуры кольца с портретами императоров во время церемонии коронации или чествования героя. В Византии оно трансформировалось в золотое шейное украшение, напоминающее по форме большое кольцо, к которому крепился медальон с изображением царствующего императора. В собрании музея Метрополитен хранится, найденная в Египте, эффектная массивная золотая пек-тораль такого типа, декорированная монетами византийских императоров и центральным медальоном с изображением Феодосия I.
К византийским «донна милитария» могли относиться и браслеты -«агшШае». Как пример можно привести дарственные браслеты императора Ираклия хану Великой Булгарии Куврату, найденные в Перещепин-ском кладе и хранящиеся в Эрмитаже. Декорированные узорами из пластин цветного и бесцветного стекла, положенного на цветную смолу, они носились парами, как это было и в античности. Инкрустация цветным стеклом - традиция варварской культуры, активно присутствовала уже в украшениях позднего Рима, а затем и Византии.
От ранневизантийского периода сохранились несколько типов браслетов, в том числе в виде массивных цепей, с застежками, изображающими головку змеи и витые браслеты, имеющие давние традиции в античности и варварском мире. Но, пожалуй, самые типичные византийские браслеты -широкие обручи из золота, с центральным круглым диском.
Традиция таких браслетов-наручей существовала в Иране, эллинистической Греции, Риме. В Византии эти браслеты чаще всего включали христианские сюжеты и символы - изображения виноградной лозы, ягоды-жемчужины, символизирующие Христа, образ Богоматери. Дужка таких браслетов традиционно декорировалась изображениями павлина и лебедя, развернутых друг к другу, между ними могла быть помещена ваза с побегами винограда - мотив, ассоциирующийся у византийцев с символом жизни после смерти. Часто животные даются рядами или заключены
245 Залеская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV-VII вв. Каталог коллекции. СПб., 2006. С. 89.
в медальоны - аналогичный декор украшал, кстати, и знаменитые византийские шелковые ткани.
Интереснейшим источником для изучения взаимовлияний в византийском ювелирном искусстве могут служить кольца. Их формы, декор чрезвычайно разнообразны и многие имеют прототипы в античности. Кольца были одним из самых распространенных украшений в Византии, может быть и потому, что кольцо постоянно на виду и это удобная и зримая возможность демонстрации статуса, веры, политических взглядов, и в то же время - охранный амулет. Характерный пример - кольца с изображениями Медузы Горгоны, популярнейшим мотивом античных колец, цель которых - защита носящего. Встречается ее изображение и в ранне-византийских кольцах, но в верхней части щитка обычно помещался маленький гравированный крестик, а на шинке надпись по-гречески - «Господи защити носящего».
Популярны были кольца, где в щиток вставлялись монеты с изображением императора, традиция, так же пришедшая из Рима. Интересно, что как в византийских, так и римских кольцах, часто украшался не только щиток, но и шинка со стороны ладони, которая поднималась в приветствии, и можно было оценить вставленный в кольцо драгоценный камень.
Особый интерес представляют византийские обручальные и свадебные кольца. Традиция обмениваться кольцами при помолвке и свадьбе сформировалась уже в позднем Риме, где на них часто изображались две скрещенные в рукопожатии правые руки - символ договора, скрепляющего брачный союз, так называемые «dextrarum inctro». Рядом могли помещаться гравированные профильные изображения жениха и невесты, между ними - благословляющая брак Венера. В византийских кольцах идея брачного союза нашла новое воплощение, поскольку теперь он имел божественное освящение и покровительство. На свадебных кольцах профильные изображения молодых соседствовали со сценами из Евангелия, изображениями Христа, Марии, святых, благословляющих брак. Часто на них гравировалось греческое слово «Concordia», означающее мир, гармонию сердец. Важное значение имеет и количество деталей в византийских кольцах - это обычно 16 или 8 деталей или граней в шинке. Все числа - кратные 4 и 8 - символам единства, слияния двух основ, прочности брачного союза. Такое же число граней можно встретить и в римских кольцах.
Подобно кольцам в Византии претерпели метаморфозы и свадебные пояса. В Риме они обычно составлялись из золотых плакеток с изображениями Венеры - атрибутом богини любви был именно пояс, скрывавший секрет ее обаяния. Это могли быть и изображения Бахуса, амуров, благословляющих брачующихся. В византийских поясах, сохранивших римскую форму, место античных богов занял Христос, скрепляющий союз молодых, однако рядом могло оставаться и изображение Бахуса. 174
Важнейшим источником изучения трансформации античных мотивов в контексте нового христианского мировоззрения являются геммы. Византийские правители восприняли римскую традицию использования гемм в качестве личной печати, часто вставляя в кольца античные инталии, таким образом, в византийские кольца переходят Геракл, ставший одним из самых популярных героев «византийского антика», Ника, олицетворяющая победу над злом и болезнями. Геммы могли использоваться в том виде как дошли от античности - сохранилось, например, епископское кольцо с изображением Орфея, играющего на лире. Но, когда сюжет гемм казался слишком фривольным, они могли «исправляться» резчиками и вместо обнаженной богини любви на них появлялась уже одетая Дева Мария, а Эрот представал в роли ангела, несущего благую весть. Любимый мотив античных гемм - голубь, знак Венеры, в Византии изображается с пальмовой ветвью в клюве и хризмой, символом Христа, и как пишет В. Н. Залеская «.Климент Александрийский советовал христианам изображать их на своих печатях»246. В более поздние периоды геммы, как печати, по мнению А. В. Банк, «.почти не применялись, поскольку их вытеснили подвесные печати - хрисовулы и моливдовулы -золотые (в императорском обиходе) и свинцовые, которыми пользовались широкие общественные круги»247.
В заключение можно напомнить, что античная эмблематика прослеживается в ювелирном искусстве и в более поздние периоды византийской истории, но символика образов усложняется настолько, что, по мнению В. Н. Залеской, «.она стала доступной пониманию лишь интеллектуалов. и применялась, в основном, в оккультной практике и магии248. Ранний же период византийского ювелирного искусства, прошедший под знаком античных традиций, во многом способствовал формированию государственной эмблематики и образного строя нового ортодоксального искусства Византии, и его блеск, уже после падения империи, еще долго сохранялся в пышной роскоши русского и европей-
249
ских монарших дворов .
246 Там же. С. 83.
247 Банк А. В. Прикладное искусство Византии ГХ-ХГГ вв. М., 1978. С. 116.
248 Залеская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства ГУ-УГГ вв.: каталог коллекции. СПб., 2006. С. 48.
249 Объем статьи не позволяет остановиться на исследовании такого принципиально важного вопроса как семантика ювелирных материалов в византийском искусстве, прежде всего золота и драгоценных камней. Напомним лишь, что как в античности, так и в Византии золото - символ божественного начала. В Византийской культуре оно становится также «абсолютной метафорой света», эмблемой нетленности, нравственного целомудрия, знаком мученичества, и потому так много золота мы встречаем не только в предметах церковного культа, но и в украшениях византийских императоров.