Научная статья на тему '"все побеждает амур": любовная символика в ювелирном искусстве'

"все побеждает амур": любовная символика в ювелирном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
897
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"все побеждает амур": любовная символика в ювелирном искусстве»

Г. Н. Габриэль

«Все побеждает Амур»: любовная символика в ювелирном искусстве

Слово драгоценность, на английском языке звучащая как jewel, происходит от латинского iocus, что означает - игра, шутка, легкое развлечение. Сходное значение имеет это слово и в других романских языках. То есть изначально украшения были не только знаком социального статуса, политических и религиозных воззрений, охранным амулетом, но и наделялись игровым характером, ассоциировались с фривольностью, попыткой соблазнения. Об этом говорят и библейские тексты, и живопись эпохи Возрождения, где на обнаженных мифологических богинях и героинях, как правило, присутствует множество украшений. И поэтому не случайно в разные эпохи, церковь, государственные мужи обычно относились к ним отрицательно, рассматривая как орудие дьявола, а в некоторых цивилизациях женщинам разрешалось носить украшения только в присутствии мужа.1

Украшение как символ любви появляется уже на самых ранних этапах истории ювелирного искусства, и эта символика воплощается как в самой форме вещи, так и в ее декоре, в подборе камней. При этом украшение может рассматриваться и как орудие соблазнения, и как охранный любовный амулет.

Одно из самых ранних видов таких украшений - обручальное кольцо. Оно уже в своей форме содержит символ вечной любви - замкнутый, «вечный» круг. Мы не знаем точно, когда и где впервые стали их использовать, но известно, что уже в Древнем Египте муж надевал жене золотое кольцо - знак того, что она становилась хозяйкой его дома и достояния. Обручальные кольца знали иудеи - в Перудже хранится кольцо, по преданию подаренное Иосифом Деве Марии.

В античную эпоху диапазон форм, символика любовных украшений значительно расширяются. В эллинистической Греции появляются кольца с изображением «гераклова узла» - символом верности и силы любви - такой узел легко завязать, но трудно развязать. В Риме любовные надписи могли вводиться в орнамент кольца и дополняться изображением рукопожатия, служившего свидетельством брачного договора.

Главными героями античных украшений становятся богиня любви Афродита и ее постоянный спутник - Эрот, в Риме - это Венера и Амур,

1 Этот обычай до сих пор сохраняется в ряде мусульманских стран, где женщина носит украшения под одеждой, демонстрируя их только дома.

39

часто стреляющий из лука. Их изображения появляются в виде миниатюрных композиций на кольцах, серьгах, диадемах, вырезаются на античных геммах. В Эрмитажной коллекции сохранились геммы, назначение которых - помочь влюбленным обрести блаженство в любви, например - Леда в объятиях Зевса и надпись - «На счастье!»

Византия заимствовала многие античные формы любовных украшений, но добавила к ним христианскую символику, воплощающую новую идею брака как союза, имеющего божественное освящение. Еще в Риме существовали свадебные кольца с гравированными изображениями жениха и невесты, развернутыми лицом друг к другу, между ними помещалась Венера. В Византии вместо нее появились крест, Христос или Богоматерь, благословляющие брак. Подобные метаморфозы произошли и со свадебными поясами, дарившимися женихом. Греческие и римские пояса украшались изображениями Афродиты и Венеры, в византийских появляется Христос, скрепляющий руки брачующихся. Важное значение имеет и количество деталей в византийских украшениях: в поясах - это 24 диска, в кольцах - 16 деталей в шинке. Все числа - кратные четырем и восьми - символам единства, слияния двух основ, прочности брачного союза.

В эпоху раннего средневековья любовь играет незначительную роль в общественной жизни людей - эмоциональная сфера еще не развита. К тому же церковь не поощряла ношение украшений - орудия дьявольского соблазнения. «И вот, совершенно неожиданно как от Прометеева огня, наступила оттепель. Любовь проснулась, расправила крылья... Очень скоро Франция стала общепризнанным лидером в области ars amandi ...1 Культ прекрасной дамы, куртуазная любовь рождают потребность в украшениях с любовной символикой, и никакие эдикты, запрещавшие носить такие вещи на публике, успеха не имеют. Герцог Шарль Орлеанский расшивает свой костюм жемчугом со словами из любовных песен, рыцари дарят дамам украшения, демонстрирующие их чувства. Самые распространенные среди них - кольца и броши.

На кольцах позднего средневековья изображают сжатые ручки, переплетенные узлы, напоминающие «гераклов узел», магические числа, чаще всего тройку - Вера, Надежда, Любовь. Появляются так называемые «posy ring» - «поэтические кольца», сопровождающиеся трогательными романтическими надписями, а также кольца «gimmel» - «близнецы», воплотившие христианский смысл супружества: два кольца скреплялись неразрывно, каждое со своим камнем. Обычно это рубин, символ женского начала, страсти, и поэтому один из любимых камней любовных талисманов, и сапфир, алмаз, изумруд, символизировавшие вер-

1 Эптон Н. Любовь и французы. - Урал. ЛТД, 2001. - С. 13.

40

ность и чаще украшавшие мужские кольца. На внутренней стороне таких колец гравировали надписи, например - «Что бог сочетал, того человека да не разлучает».1 В конце средневековья входят в моду обручальные кольца с алмазами - символом вечной любви и неукротимой силы. Первой такое кольцо получила в XV в. Мария Бургундская во время помолвки с Максимилианом Австрийским. С этого времени алмаз, а затем и бриллиант, становятся почти обязательным элементом обручального кольца.

Броши эпохи средневековья делались из золота и серебра в форме сердца, венка, гравировались любовными надписями, обычно на французском языке, который становится международным языком любви. В конце XIV в. появляются броши с миниатюрными фигурками жениха и невесты в оградке из ветвей, дающих зеленые побеги, что должно было иллюстрировать заповедь Христа - «плодитесь и размножайтесь» или символизировать ограду Сада Эдема, где отныне будут пребывать счастливые молодожены.

В эпоху Ренессанса религиозный мистицизм уступает место светским мотивам, в культуру и искусство возвращается влияние античности. Круг любовной символики значительно расширился, в том числе благодаря появлению в Европе гравированных альбомов с рисунками для украшений. «В 1531 г. выходит первая книга эмблем, изданная Ан-дреа Альчиато и материалом для нее чаще всего служила античность»2, а с середины XVI в. такие альбомы выходят постоянно. Любовная символика присутствует во многих видах украшений той эпохи, но, может быть, более всего она выражена в подвесах. Женщины крепили их на ожерелья, пышные рукава, мужчины украшали ими шляпы и береты.

Подвесы Ренессанса чрезвычайно разнообразны в формах, сюжетах, техниках и материалах исполнения. Среди любовных символов чаще всего встречаются изображения Венеры, Амура и маленьких амурчиков - ашопш. Амур мог олицетворять разные состояния любви, поскольку уже в метаморфозах Овидия сказано «...что в колчане Амура есть стрелы двух сортов: одна прогоняет любовь, другая внушает.3 Амур, стреляющий из лука с завязанными глазами, означал любовь слепую, безрассудную, а сам лук при этом символизировал власть над любовными инстинктами.

В подвесах часто появлялись различные животные, птицы, причем в разных странах отдавалось предпочтение тому или иному их виду. В

1 Карсакова Т. Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. -2005. - Июль. - С. 55.

2 Лившиц И. Русский ювелир. - 1998. - №1. - С. 47.

3 Там же. - С. 48.

Испании это попугай - символ гармонии в браке, так как эта птица моногамна. Изображение же попугая в клетке, часто сопровождалось стихами о сладком порабощении любовью, а сам он уже становился символом сладострастья.... Пронзенные стрелами миниатюрные львы, олени олицетворяют любовь страдающую, и надписи на таких вещах подтверждают муки неразделенной любви, например - «любовь - это боль, это борьба и это невыносимо».1 Модными были и подвесы в виде корабликов. С одной стороны - это гордый символ географических открытий эпохи Ренессанса, но одновременно их можно рассматривать и как аллегорию любви, преодолевающей житейские бури.

Особый интерес представляют любовные украшения английского двора. От времени Генриха VIII, как известно любившего женщин, сохранились несколько подвесов, выполненных по эскизам придворного художника Гольбейна Младшего. Головные уборы, кольца монарха декорировали амуры со стрелами, любовные узлы, монограммы, собранные из драгоценных камней. Страсть к драгоценностям унаследовала и его дочь - Елизавета I, считавшая, что их блеск отвлекает взгляды придворных от ее старения. Королева-девственница часто использовала в украшениях соответствующие символы ее чистоты и непорочности, в том числе изображение горностая. Эмблемой Елизаветы был и феникс, горящий в огне - аллегория постоянно возрождающейся любви. Этот символ изображен на роскошном подвесе, подаренном Елизаветой адмиралу Фрэнсису Дрейку за выигранную битву на море с испанцами.

В эпоху Барокко, благодаря новым морским путям, огромный поток драгоценных камней стал поступать в Европу из Индии, Южной Америки, и «любовную нагрузку» в украшении все чаще начинают воплощать непосредственно драгоценные камни, своим блеском и красотой затмевая изобразительную эмблематику. Любовная символика становится более сложной, зашифрованной и демонстрируется не так откровенно как ранее. Например в знаменитых гравюрах придворного французского ювелира Жиля Легара любовные эмблемы - роза - символ Венеры, сердце, обвитое змеей - вечная любовь, спрятаны внутри роскошных букетов, где камни сами по себе олицетворяют те или иные свойства любви. Так, любимый Барокко жемчуг прочитывается как знак Венеры. Важен даже цвет жемчуга: в «Венере перед зеркалом» Рубенса -одна серьга со светлой жемчужиной, другая - с темной, символизируя светлую и темную стороны любовной страсти.

Галантный XVIII век - это настоящий триумф любви в ювелирном искусстве. Из украшений уходит зашифрованность символики - любовный «сигнал» надо донести быстро и ясно. На брошах, кольцах, эгре-

1 The Triumph of Love. G.G. Mull. - London, 1993. - С. 29.

42

тах - украшениях для прически, появляются целующиеся голубки, амуры со стрелами, горящие сердца, факелы Гименея, бесконечные банты, как трансформация любовного гераклова узла. Особое место в этой символике занимает теперь язык цветов. Кольца делаются в виде корзины с букетом, где каждый цветок имеет определенный смысл. Роскошные букеты из драгоценных камней крепятся на корсаж, шляпу, прическу. Более всего любят розы, часто с шипами и надписями - «Розы как и любовь не бывают без шипов». Цветок из разных камней, также несет свою символику: рубин означает страсть, бриллиант - постоянство, изумруд - надежду и т. д.1

Со второй половины XVIII в. в моду входят украшения из волос: из них плели браслеты с инициалами возлюбленных, пряди волос хранили в медальонах, кольцах. Особенно распространенными такие вещи станут в эпоху классицизма, когда, в соответствии с новой эстетикой, любовная символика становится менее откровенной, часто вуалируется. Модными, в том числе, были браслеты из драгоценных камней, по первой букве названия которых складывались целые любовные послания. Например, слово любовь - «love» собиралось из lapis (лазурит), opal (опал), vermeil (гранат), emerald (изумруд).

С новой силой и страстью интерес к любовной символике вспыхивает в период Историзма, когда повсеместно начинается обращение к стилям и формам искусства прошлого. Иногда эту эпоху называют Викторианской, по имени английской королевы Виктории и это не случайно. Во многом благодаря ей, обожавшей дарить бесконечные знаки любви своему мужу, принцу Альберту, детям, друзьям эта страсть возрождается сначала в английском, а затем и в европейском обществе.

Невероятную популярность вновь обретает язык цветов. Это объясняется и интересом к естественным наукам, и появившимся многочисленным публикациям, посвященным «цветочной» символике. Вновь модны украшения в виде букетов, где каждый цветок соответствует определенной добродетели. Первый такой букет был сделан ювелиром Эдуардом Тессие для своей невесты, и после этого мода на них стала повсеместной.2 При этом важно было, как изображен цветок - в виде бутона или распустившегося цветка. В букет всегда включалась роза -символ Венеры, маргаритка - знак невинности, фиалка - «думай о дарителе», омела - эмблема поцелуя, лилия - означающая первые порывы любви и др. Но чаще всего в украшениях встречалась незабудка - сим-

1 Здесь можно вспомнить знаменитые русские ювелирные букеты, подаренные Потемкиным Екатерине I, которые представляли собой целые любовные послания.

2 The Triumph of Love. G.G. Mull. - London, 1993. - С. 65

вол любви в разлуке. Во многом благодаря этому цветку бирюза была в тот период на пике популярности.

Любимыми мотивами украшений были также змея, кусающая хвост - знак вечной любви, музыкальные инструменты, означающие любовную гармонию, и среди них чаще всего изображалась лира - атрибут Орфея, певца любви. На медальонах и браслетах пишутся ноты известных любовных мелодий. К концу эпохи Историзма в украшениях все чаще появляется изображение бабочки - символ Психеи - богини духа и высоких любовных чувств. Бабочка останется одной из самых любимых тем ювелиров и в эпоху Модерна, но изображения самих богов античной мифологии постепенно уступят место меланхолическому эротизму и теме природных метаморфоз. Любовная символика обретет оттенок мистики, символизма, свойственного рубежу веков. Главные темы украшений модерна - женщина и природа. «Женские формы «вырвались на свободу», демонстрируя ранее прятавшуюся эротику».1 Томные женские головки с развивающимися волосами, женщины, превращающиеся в бабочек, стрекоз, фантастических существ - тема работ практически всех известных европейских ювелиров. Даже в изображении цветов - любимых Модерном ирисов, орхидей есть эротический подтекст, воплощенный в формальном, цветовом решении работ.

После Первой Мировой войны, потрясшей основы общества, любовная тема на какое - то время почти исчезает из ювелирного искусства. Художников, работающих в стилистике Ар Деко, конструктивных направлениях больше интересуют формальные, декоративные задачи. Но уже в тридцатые годы она вновь появляется в виде бантов, гирлянд, стрел Амура, сердец у Картье, Тиффани, Ван Клиф и Арпельс, гениального Фулько де Вердюра.

Вернувшись в мирную жизнь после ужасов и разрушений Второй Мировой войны, ювелирное искусство вновь вспомнило о любовной теме и никогда ее уже не оставляло. Но рядом с роскошными драгоценностями известных фирм, массовой продукцией появится новое направление ювелирного искусства - авторское творчество, где художники будут предлагать уже совершенно новое прочтение любовной символики, в том числе, откровенно эротическое. Однако это - тема уже иного исследования.

1 Пивоваров А. Россия и Англия - параллели и взаимовлияние // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. - 2004. - Март. - С. 43.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.