Научная статья на тему 'АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛИЗМ / ЭСТЕТИКА / ДОСОКРАТИКИ / ПЛАТОН / МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лихтер Павел Леонидович

Поиск эстетических оснований при моделировании нормативных актов позволяет понять право как цельное явление, выражающее требования определенной стадии развития государства. Взгляд в прошлое поможет приблизиться к холистическому мировосприятию, в котором все связано, но целое всегда больше части. Такой подход не свойственен современному миру с его последовательным отчуждением и отделением человека от природы, человека от труда, человека от общества, человека от человека. Переоценка ценностей, актуальные вызовы в системе «человек-государство» требуют от юридической науки новых инструментов осмысления сущностных проблем права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIQUE AESTHETICS AND METHODOLOGICAL CHOLISM IN LEGAL SCIENCE

The search for aesthetic foundations in the modeling of constitutional acts allows us to understand law as an integral phenomenon expressing the requirements of a certain stage of state development. A look into the past will help to get closer to a holistic worldview, in which everything is connected, but the whole is always more than a part. Such approach is not characteristic of the modern world with its consistent alienation and separation - man from nature, man from labor, man from society, man from man. The reassessment of values, the actual challenges in the «person-state» system require from legal science new tools for understanding the essential problems of law.

Текст научной работы на тему «АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

УДК 340 : 1 ББК 67.3

Лихтер Павел Леонидович Likhter Pavel Leonidovich

доцент кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета кандидат юридических наук.

Associate Professor of the Department of Private and Public Law of the Penza State University, PhD in Law. E-mail: [email protected]

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Antique aesthetics and methodological cholism in legal science

Поиск эстетических оснований при моделировании нормативных актов позволяет понять право как цельное явление, выражающее требования определенной стадии развития государства. Взгляд в прошлое поможет приблизиться к холистическому мировосприятию, в котором все связано, но целое всегда больше части. Такой подход не свойственен современному миру с его последовательным отчуждением и отделением человека от природы, человека от труда, человека от общества, человека от человека. Переоценка ценностей, актуальные вызовы в системе «человек-государство» требуют от юридической науки новых инструментов осмысления сущностных проблем права.

Ключевые слова: холизм, эстетика, досокра-тики, Платон, методология права, конституционное моделирование.

Принято приравнивать эстетические проблемы юриспруденции к вопросам стиля, адекватности формы закрепления в норме границ дозволенного поведения. Но можно понимать эстетику и в более широком смысле - как методологическую основу взвешивания ценностей и принципов права с точки зрения определенных целей. В этом случае выделяется два аспекта эстетики:

1) формальный - качество и адекватность юридического текста;

2) содержательный - методология выстраивания ценностей и адекватности из отражения в реальных правоотношениях.

Эстетическая составляющая нормативного регулирования обладает значением еще и потому, что с ее помощью расширяется правовое воздействие, в том числе за счет перемещения фокуса на субъект отношений, на его восприятие текста формализованного акта (рецептивная эстетика). Эстетические модифика-

The search for aesthetic foundations in the modeling of constitutional acts allows us to understand law as an integral phenomenon expressing the requirements of a certain stage of state development. A look into the past will help to get closer to a holistic worldview, in which everything is connected, but the whole is always more than a part. Such approach is not characteristic of the modern world with its consistent alienation and separation - man from nature, man from labor, man from society, man from man. The reassessment of values, the actual challenges in the «person-state» system require from legal science new tools for understanding the essential problems of law.

Keywords: holism, aesthetics, pre-Socratics, Plato, methodology of law, constitutional modeling.

ции систематизируют и облегчают понимание информации субъектами правоотношений. Образы нагляднее и целостнее передают суть явлений, снижая вероятность искажения информации в коммуникативных процессах.

Первой эстетической теорией европейской цивилизации была числовая гармония пифагорейцев. Суть ее заключалась в мышлении о пропорциях реальных и идеальных объектов не механически, но органически; восприятии их как нечто целого. Для досократиков свойственна чрезвычайно интенсивная интуиция универсальной упорядоченности и структурности, пронизывающей все элементы бытия [1, с. 349]. Позднее подобное мировосприятие будет классифицировано как холизм (от древнегреч. «о^о^» - целый, цельный).

Второй важный аспект эстетического познания у досократиков связан с вопросом, поставленным в свое время Парменидом о том, что неустойчивые ощущения не могут стать

основой понимания окружающего мира; для фиксации и конституирования его элементов требуются рациональные усилия.

Важное достижение элеатов для науки нашего времени связано с провозглашением недопустимости постоянного разъединения и дробления. Элеаты отрицали множественность, предполагающую изоляцию ее составных частей. Знаменитые апории Зенона можно понимать и в том смысле, что нельзя пройти путь, разделенный на автономные отрезки. Потому Ахилл не может догнать черепаху, что его целый путь был разделен на отдельные куски без достаточных к тому оснований. В ряде подобных апорий («летящая стрела», «дихотомия») можно увидеть предостережение от чрезмерного увлечения анализом и другими дедуктивными методами познания.

По теории Гераклита, основой эстетического является логос, находящий воплощение в соразмерных и ритмичных движениях, которые наблюдаются как в природе, так и в сфере общественных отношений. «Расходящееся сходится, и из различных [тонов] образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» [2, с. 8]. Все здесь воспринимается как совокупность разнонаправленных противоположностей, но эта совокупность, сохраняющая единство. Так Гераклитом вводятся важные эстетические категории периодических мер и гармонии целого.

Восприятие прекрасного у древних греков менялось со временем, порождая новые мировоззренческие концепции. В период Сократа и софистов происходит первый «антропологический поворот», определенный отказ от уравновешенной и соразмерной космологии. Однако Платон возвращает прекрасное в центр внимания, делая важный шаг вперед - фокусируясь на каталоге насыщенных эстетических принципов в душе человека и в обществе, не только в природе. Особенностью понимания Платоном красоты в обществе является иерархичность эстетического сознания, предполагающая нисхождение от вечных эйдосов к объектам окружающего мира. Этот переход имеет важнейшее значение для эстетической составляющей конституционно-правового моделирования. Правовые институты, явления и факты подлежат сравнению с эйдосами высших принципов справедливости и блага, соответственно, всякий объект правоотношений

приобретает некую ценность. Следовательно, такой объект неизбежно предполагает оценку.

По мнению А.Ф. Лосева, «эстетический принцип у Платона есть неразличимый синтез внутреннего и внешнего, а значит, субъективного и объективного, данный в виде одухотворенной структуры, в которой также неразличимо совпадает идея и материя и, в частности, разумность и удовольствие, а также чисто созерцательная ценность и производственно-жизненная утилитарность» [3, с. 327]. В подобной перспективе следует предположить многоуровневое функционирование данного синтеза, на предельной стадии которого материя истончается до степени смешения с идеей, а идея материализуется до полного растворения в материи. Вот почему совершенно несправедливыми выглядят обвинения Аристотеля по отношению к Платону в операции по «удвоению мира». Для Платона мир един, просто эстетика так называемого феноменального мира, который дается нам в виде хаотического потока восприятий, требует некой эстетической основы и упорядоченности.

Платон много места уделяет различным видам искусства в своих сочинениях, однако высшим считает не рисование или музыку, но совершенствование государственного устройства: «дело в том, что гражданину достаточно владеть тем искусством, которое одновременно нуждается в упражнении и во многих познаниях, это - умение поддерживать и соблюдать общегосударственное благоустройство. Гражданин не может этим заниматься так, между прочим» [4, с. 301]. Далее он уточняет, что «истинное искусство государственного правления печется не о частных, но об общих интересах - ведь эта общность связует, частные же интересы разрывают государство - и что как для того, так и для другого, т. е. для общего и для частного, полезно, если общее устроено лучше, чем частное» [4, с. 332].

Таким образом, высшей формой искусства, по Платону, выступает конструирование государственных институтов с учетом оптимального баланса частного и общего, устроенное с помощью холистической методологии.

Платон выделяет несколько эстетических модификаций (глубинных связей идеи и образа), которые имеют значение применительно к общественным отношениям:

1) мера;

2) число;

3) ритм;

4) гармония;

5) соразмерность.

Перечисленным модификациям посвящено несколько диалогов философа. Важное рассуждение по вопросу меры содержится в «Политике»: «... если относить природу большего только к меньшему, то мы никогда не найдем его отношения к умеренному, не так ли? Но таким образом не погубим ли мы и сами искусства, а, заодно, не уничтожим ли мы и политику, и ткацкое искусство, о котором шла речь? Ведь все они остерегаются того, что превышает умеренное или меньше него: сохраняя меру, они совершают все благое и прекрасное» [5, с. 35-36]. Исследование этого отрывка позволяет сделать вывод о том, что категория меры применима не только для геометрических или математических измерений, но и для тех ситуаций, когда объекты подлежат измерению с точки зрения их подлинной сущности или назначения. Так происходит разделение всех объектов или явлений на две категории: нейтральные и аксиологизированные, т. е. имеющие значение для определенной сферы общественных отношений (например, для торговли или юриспруденции).

Термины «мера» и «соразмерность» используются Платоном как противоположность всему хаотическому и небытийственному. В «Законах» содержатся следующие слова: «какой же образ действий любезен и соответствует богу? Только один: подобное любезно подобному, если оно сохраняет меру; несоразмерные же вещи не любезны как друг другу, так и вещам соразмерным» [4, с. 168]. И, наоборот, в «Софисте» указано: «безобразие есть ли что-нибудь иное, как не род несоразмерности (греч. «а^етр1аа»), везде лишенный вида? Никоим образом не иное» [6, с. 290]. Для Платона основой эстетических модификаций, связанных с категорией меры, становится «золотая середина», для которой губительны как недостаток, так и избыток. В продолжение этой мысли Платон формулирует следующую максиму, заигравшую новыми красками в эпоху нейромаркетинга, культа брендов и других проявлений общества потребления: «в целом мире нельзя найти ничего столь неумеренного по природе как наслаждение и буйная радость, и ничего столь проникнутого

мерой, как ум и знание» [7, с. 76]. Из этого отрывка можно сделать вывод о том, что соразмерность представляет собой единство ума (отражающего беспредельные вечные идеи) и удовольствия (отражающего предельные чувства). Принципами объединения рационального и чувственного, по Платону, выступает соразмерность красоты и справедливости.

Таким образом, категория «соразмерности» имеет важную холистическую направленность: она объединяет разум и удовольствие, беспредельное и конечное, идеальное и реальное, объективное и субъективное в одно целое. Именно этот индуктивный процесс А.Ф. Лосев называет «принципом соразмерности и прекрасного» [3, с. 451]. Особое значение для конституционного права имеет понимание красоты в «Филебе» как нераздельное единство внутреннего и внешнего. В теории конституционного регулирования соотношение идеальных ценностей и воплощенных в реальном мире институтов государства и права остается центральным вопросом доктринального и прикладного изучения. Соответственно в платонической перспективе основной задачей науки о праве является исследование и корректировка аксиологического разрыва между провозглашенными в законах идеями и сложившимися в реальности государственными институтами. Преодоление подобного разрыва предполагается с помощью ряда эстетических модификаций, привнесенных в гносеологию права.

Одной из таких модификацией у Платона выступает тот вид гармонии прекрасного, рассуждения о которой касаются согласия в душе отдельного человека и мега-душе целого государства. Расстройство же их из-за чрезмерной плеонексии влечет соответственно личную и конституционную деградацию. «Всего справедливее было бы назвать самой большой мудростью прекраснейшую и величайшую гармонию. Ей причастен тот, кто живет сообразно с разумом, а кто ее лишен, тот разрушитель своего дома и никогда не будет спасителем государства, но как невежда вечно все будет делать наоборот» [4, с. 141]. В описании гармонии души развиваться методологический холизм, ведь душа представляет собой единство противоположностей, которые неизбежно связаны с целым и соприсутствуют друг в друге.

Так с помощью холизма в теории идеального государства у Платона неразрывно переплетаются гармония и справедливость: «мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность» [8, с. 204]. Когда Платон проповедует гармонию, сложно проследить переход от эстетической теории к этической. Для него справедливость («5iKaioown») a priori является разновидностью гармонии и мерности. Ведь именно с помощью справедливости достигается равновесие трех основных добродетелей человека как животного политического «Zwov noAiTiKov»: мудрость, мужество и умеренность.

Для Платона этика как учение о добродетелях является частью эстетики, т. к. идеальное поведение человека неизбежно совершенно, а, следовательно, прекрасно. Платон, описывая идеального человека, часто возвращается к каталогу добродетелей и неоднократно наделяет их такими характеристиками, как соразмерность, целостность, гармония, музыкальность. Вот почему учение Платона о внутренней жизни человека следует называть эстетикой.

Эстетика Платона неразрывно связана с его этикой - с одной стороны, и его теорией справедливости, с другой. Платон всегда ставит прекрасное рядом с благим и справедливым. В диалоге «Филеб» древнегреческий мыслитель выстраивает следующую иерархию верховных идей: если мы не можем удержать благо в одной единственной идее, то можем подвести его под три идеи: идеи прекрасного, пропорции и справедливости. С этой точки зрения прекрасное становится сестрой справедливости и пропорциональности, но все они остаются дочерями блага. Другими словами, благо - это субстанция, а прекрасное, соразмерность и справедливость - его атрибуты.

Внимание современной юриспруденции к описанной выше эстетике поможет расширить восприятие институтов права за счет приближения к их сущности (эйдосам). Что потенциально обладает инструментальным значением, в том числе, для разрешения коллизии ряда противоречивых конституционных принципов. При определенной степени отвлечения все конституционно-правовые нормы и конструкции подлежат оценке через призму эстетиче-

ских категорий - простота, соразмерность, стройность и др. Основной целью такой оценки с точки зрения объективного идеализма будет установление адекватности формы воплощения определенной конституционно-правовой идеи.

Как мы видим, эстетические модификации в античности имеют очевидную холистическую и индуктивную направленность. Обратный процесс происходит в эпоху потребления, где он связан с последовательным отчуждением - человека от труда и человека от общества. Здесь следует поставить вопрос о различии в базовой методологии миропонимания -для античного восприятия свойственно сопряжение ряда сфер, которые современный человек привык рассматривать автономно. Так, человек в Древней Греции еще не провозглашен «венцом природы», не выделяет себя из окружающей среды, но воспринимается ее частью. И если, начиная с Нового времени целью человечества было подчинение природы, то античная философия выросла из интереса к пониманию природы как таковой и осознанию места в ней индивида и социальных институтов. Подобная концепция сохраняет актуальность в условиях глобальных вызовов современности и, следовательно, при поиске оптимальной модели конституционного развития.

Методологический холизм в свете античного подхода к эстетике может обладать инструментальным значением при построении целостного мировоззрения для ряда сфер. Преимущество холизма как методологии для права состоит в следующем:

1) возможность многоуровневого применения (от разрешения конкретных судебных дел до изучения целых правовых систем);

2) системность и иерархичность моделей исследования (возможность построения правовых норм и ценностей по степени их значимости для развития общества);

3) конгруэнтность юридической науки (терминологии и др.) при разнообразии объектов регулирования;

4) интегративность [9, с. 35].

Особым значением для современной юридической науки обладают такие признаки холистической методологии, как приоритет общественных интересов над индивидуальными и отказ от узкоотраслевого решения проблем

правового противодействия глобальным рискам. Эстетика в таком случае помогает сохранять целостный фокус наблюдателя, что, в свою очередь, необходимо для оптимально-

Литература

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 т. Т. 1. М., 2000.

2. Гераклит. Фрагменты. Цит. по: Мако-вельский А. Досократики. Минск, 1999.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 т. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. М., 2000.

4. Платон. Законы // Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. М., 1990-1994.

5. Платон. Политик // Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. М., 1990-1994.

6. Платон. Софист // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., 1990-1994.

7. Платон. Филеб // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М., 1990-1994.

8. Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М., 1990-1994.

9. Лихтер П.Л. Холизм Платона и конституционно-правовая аксиология. М., 2019.

го структурирования элементов правовой системы, которые могли изначально представляться автономными.

Bibliography

1. Losev A.F. History of antique aesthetics in 8 volumes. Vol. 1. Moscow, 2000.

2. Heraclitus. Fragments. Cit. Quoted from: A. Makovelsky. Pre-sokratiki. Minsk, 1999.

3. Losev A.F. History of ancient aesthetics in 8 volumes. Vol. 2. The Sophists. Socrates. Plato. Moscow, 2000.

4. Plato. Laws // Collected works in 4 volumes. Vol. 4. Moscow, 1990-1994.

5. Plato. Politician // Collected works in 4 volumes. Vol. 4. Moscow, 1990-1994.

6. Plato. Sophist // Collected works in 4 volumes. Vol. 2. Moscow, 1990-1994.

7. Plato. Fileb // Collected works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow, 1990-1994.

8. Plato. Republic // Collected works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow, 1990-1994.

9. Likhter P.L. Plato's holism and constitutional axiology. Moscow, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.