Научная статья на тему 'Антагонистическая активность коринебактерий'

Антагонистическая активность коринебактерий Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
410
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРИНЕБАКТЕРИИ / АНТАГОНИЗМ / ЛИЗОЦИМНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВАГИНАЛЬНЫЙ МИКРОБИОЦЕНОЗ / CORYNEBACTERIUM / ANTAGONISM / LYSOZYME ACTIVITY / VAGINAL MICROBIOCENOSIS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гладышева И. В.

Исследована антагонистическая активность микроорганизмов рода Сorynebacterium spp., выделенных из репродуктивного тракта здоровых женщин и женщин с микроэкологическими нарушениями. Выявлено наличие антагонистической активности у всех штаммов, участвующих в исследовании. Установлена выраженность антагонистической активности и лизоцимной активности у штаммов коринебактерий в зависимости от микроэкологического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гладышева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTAGONISTIC ACTIVITY OF CORYNEBACTERIUM

Investigated the antagonistic activity of microorganisms of the genus Corynebacterium spp., isolated from the reproductive tract of healthy women and women with microecological disturbances. The presence of antagonistic activity in all strains included in the study. The dependence of the expression of antagonistic activity and lysozyme activity in strains of Corynebacterium depending on microecological state.

Текст научной работы на тему «Антагонистическая активность коринебактерий»

УДК 579.61

Гладышева И.В.

Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделенения Российской академии наук, Оренбург E-mail: GladishevaIV@yandex.ru

АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОРИНЕБАКТЕРИЙ

Исследована антагонистическая активность микроорганизмов рода СогупеЬа&егшт spp., выделенных из репродуктивного тракта здоровых женщин и женщин с микроэкологическими нарушениями. Выявлено наличие антагонистической активности у всех штаммов, участвующих в исследовании. Установлена выраженность антагонистической активности и лизоцимной активности у штаммов коринебактерий в зависимости от микроэкологического состояния.

Ключевые слова: коринебактерии, антагонизм, лизоцимная активность, вагинальный микробиоценоз.

Микроорганизмы рода СотупвЬао1вт1ит зрр. - разнообразная группа грамположитель-ных бактерий, занимающих различные биотопы тела человека. Являясь частью единой микроэкологической системы человека, коринебактерии находятся в тесном взаимоотношении как с представителями резидентной микрофлоры, так и с условно-патогенными микроорганизмами, населяющими различные биотопы тела человека, и играют неотъемлемую роль в формировании микробиоценозов. Результирующей этих взаимодействий может явиться формирование нормо- или патоцено-зов. В вагинальном биотопе коринебактерии занимают второе место по частоте встречаемости после лактобактерий [4]. По мнению ряда исследователей, данные микроорганизмы играют важную роль в поддержании колонизационной резистентности репродуктивного тракта женщин [1]. Так, коринебактерии, благодаря наличию ингибиторов каталазы, подавляют антиоксидантную систему защиты ал-лохтонных микроорганизмов, увеличивая повреждающий эффект активных форм кислорода, тем самым влияя на их выживание и численность в микробиоценозе [2]. Этот эффект является одним из механизмов межбактериальных взаимодействий, определяющих формирование микробиоценозов.

Важным свойством для представителей резидентной микрофлоры, участвующих в реализации колонизационной резистентности, является собственная антагонистическая активность.

Антагонистическая активность коринебак-терий помимо ингибиторов каталазы обусловлена продукцией бактериоцинов и бактерио-цинподобных веществ, органических кислот, лизоцима [9], [11].

В литературе данные о собственной антагонистической активности коринебактерий весьма противоречивы и ограничены [6], [8].

Таким образом, изучение антагонистической активности коринебактерий и механизмов, лежащих в ее основе, позволит расширить представление о роли данных микроорганизмов в формировании вагинального микробиоценоза.

Цель исследования: изучение антагонистической активности коринебактерий.

Материалы и методы

В исследовании были использованы 136 культур СотупвЬаоЬвпит зрр., выделенные из нижнего отдела репродуктивного тракта женщин (58 штаммов выделены у здоровых женщин (первая группа), 78 штаммов - у женщин с микроэкологическими нарушениями (вторая группа)) и 1 тест - штамм Б.аитвт из коллекции ИКВС УрО РАН. Идентификацию микроорганизмов проводили общепринятыми методами на основании морфологических, тинк-ториальных, культуральных и биохимических свойств [10], [11].

Для изучения антагонистической активности коринебактерий исследуемые микроорганизмы культивировали в микроаэрофильных условиях в 2% мясо-пептонном бульоне (НПО «Питательные среды», Махачкала) при 37°С 24 часа. Супернатанты коринебактерий отделяли от бактериальных клеток центрифугированием при 3000g в течение 15 мин, и стерилизовали добавлением 0,2 мл хлороформа. В качестве контроля использовали 2% мясо-пеп-тонный бульон, обработанный хлороформом. Для изучения влияния супернатантов корине-бактерий на антагонизм к Б.аитвт готовили взвесь 106 КОЕ/мл тест штамм Б.аитвт, из су-

точной агаровой культуры бактерий на 0,9% растворе №С1. К 0,1мл микробной взвеси добавляли 0,9 мл супернатантов коринебактерий (в контрольных пробах использовали, соответственно, 2% мясо-пептонный бульон и взвесь 109 КОЕ/мл Б.аитвт). Смеси инкубировали при 37°С 60 мин. В завершении к 0,2 мл взвеси добавляли 2 мл 2% мясо-пептонного бульона и культивировали при 37°С в микроаэофильных условиях. Измеряли оптические плотности выросших культур опытных и контрольных проб на фотометре при длине волны 540 нм и по изменению роста индикаторной культуры в опытной пробы по сравнению с контрольной судили о наличии или отсутствии у исследуемого штамма антагонистической активности. Расчет антагонистической активности (АА) производили по формуле:

^ ={ОДК - ОДоп) 100% ОДк

где ОДк - оптическая плотность индикаторной культуры за 24 часа роста в контроле (контроль роста индикаторного штамма);

ОДоп- оптическая плотность индикаторной культуры за 24 часа роста в опыте, при действии культуральной жидкости исследуемого штамма.

Антагонистическую активность исследуемых штаммов выражали через процент угнетения прироста тест-культуры под влиянием культуральной жидкости антагониста.

Способность коринебактерий к продукции лизоцимподобных веществ определяли по скорости лизиса М. ¡иЬвт [1]: для этого в 96-луноч-ной планшете к суспензии клеток в 0,1 М ФСБ (рН=6,2) объемом 180 мкл добавляли 20 мкл супернатантов коринебактерий (в контрольных пробах использовали, соответственно, 2% мясо-пептонный бульон и взвесь клеток М. ¡иЬвт, яичный лизоцим (Е.С. 3.2.1.17, Sigma-Aldrich, М=14,7 кДа) и взвесь клеток М. Ывш) и определяли значение оптической плотности (^=540 нм) в течение 3 минут с интервалом 15 секунд при 25°С и постоянном встряхивании. Активность лизоцима выражали в у.е./мг белка в минуту, за единицу активности фермента принимали уменьшение оптической плотности взвеси М. ¡иЬвт на 0,01. Наличие лизоцимной активности у исследуемых видов определяли по уменьшению оптической плотности взвеси М. ¡иЬвт на 0,01, результат выражали в усл.ед.

Полученные данные обрабатывали статистически: сравнение средних значений показателей проводили по t - критерию Стьюдента. Различия между группами считали значимыми при р<0,05 [5].

Результаты

Видовой спектр микроорганизмов рода Corynebacterium spp., участвующих в исследовании представлен в таблице 1.

В результате исследования было выявлено, что все штаммы микроорганизмов рода Corynebacterium spp. обладали антагонистической активностью по отношению к S. aureus. Антагонистическая активность коринебактерий выражалась в подавлении прироста биомассы S. aureus и зависела от микроэкологического состояния, при котором исследуемые микроорганизмы были выделены (табл. 2).

Так штаммы коринебактерий, выделенные от здоровых женщин подавляли прирост S. aureus в среднем на 13,1±1,1%, штаммы, выделенные при микроэкологических нарушениях на 16,4±2,2% (р<0,05).

Важно, что при микроэкологических нарушениях не только расширялся видовой состав, но и появлялись штаммы с выраженной антагонистической активностью. Наряду с тем, что у доминирующих видов C. minutissimum, C. amycolatum, выделенных при микроэкологи-

Таблица 1. Видовая характеристика коринеформных бактерий выделенных у женщин в норме и при микроэкологических нарушениях

Виды Частота встречаемости (абс, %)

Первая группа (п=58) Вторая группа (п=78)

C. minutissimum 19(32,8%) 27(34,6%)

C. amycolatum 13(22,4%) 19(24,4%)

C. bovis 6(10,3%) 0(0%)

C. pseudodiphtheriticum 6(10,3%) 6(7,7%)

C. group JK 12(20,7%) 14(17,9%)

C. coyleae 1(1,7%) 2(2,6%)

C. afermentans 1(1,7%) 0(0%)

C. matruchotii 0(0%) 4(5,1%)

C. striatum 0(0%) 2(2,7%)

C. urealyticum 0(0%) 1(1,3%)

C. riegelii 0(0%) 1(1,3%)

C. renale 0(0%) 1(1,3%)

C. vitarumen 0(0%) 1(1,3%)

Естественные науки

ческих нарушениях антагонистическая активность возрастала с 11,6±2,9% до 16,9±2,2% и с 12,05±1,6% до 19,5±6,6% (р<0,05) соответственно, отдельные штаммы проявляли высокую антагонистическую активность по сравнению со средними значениями в группе. Выраженной антагонистической активностью обладали штаммы C. amycolatum, C. urealyticum и C. minutissimum. Данные микроорганизмы подавляли прирост биомассы S. aureus на 58,8%, 37,3% и 26,05% соответственно.

Учитывая, что антагонистическая активность коринебактерий может быть обусловлена продукцией лизоцимподобных веществ, на следующем этапе мы оценили наличие данного свойства у исследуемых микроорганизмов. Лизоцим-ная активность была выявлена у 16% всех исследуемых штаммов. Частота встречаемости данного свойства у штаммов, выделенных при микроэкологических нарушениях, составила 17%, тогда как у штаммов, выделенных от здоровых женщин - 13%. Среднее значение лизоцимной активности у штаммов, выделенных от здоровых женщин и женщин с микроэкологическими нарушениями, составило 0,021±0,003 и 0,019 ±0,009, соответственно. У штаммов C. minutissimum, C. amycolatum и C.JK уровень лизоцимной активности зависел от микроэкологического состояния, при котором данные микроорганизмы были выделены. Так у штаммов C. minutissimum и C.JK, выделенных от здоровых женщин, среднее значение лизоцимной активности составило 0,024±1,1 усл.ед и 0,038±1,8 усл.ед, тогда как у штаммов, выделенных при микроэкологпчес-ких нарушениях, значение лизоцимной активности было достоверно ниже (р<0,005) и составило 0,015±2,4 усл. ед. и 0,017 ±3,4, соответственно. Среднее значение лизоцимной активности у штаммов C. amycolatum, выделенных от здоровых женщин, составило 0,013±3,7 усл.ед, тогда как у штаммов, выделенных при микроэкологических нарушениях, данное свойство отсутствовало.

Обсуждение

Центром формирования микробных биоценозов во всех открытых полостях является межмикробный антагонизм [3].

Выраженность антагонистической активности для представителей резидентной микрофлоры является основополагающим фактором

в поддержании колонизационной резистентности. Коринебактерии, как часть резидентной микрофлоры, не только участвуют в формировании вагинального микробиоценоза, но и наряду с лактобактериями способствуют поддержанию колонизационной резистентности репродуктивного тракта женщин.

В результате проведенного исследования установлено, что все исследуемые штаммы ко-ринебактерий обладали антагонистической активностью по отношению к S. aureus, причем антагонистическая активность зависела от микроэкологического состояния, при котором были выделены данные микроорганизмы. Важно, что способность подавлять прирост биомассы S. aureus у доминирующих видов при микроэкологических нарушениях была достоверно выше. Кроме того, штаммы коринебактерий, которые не встречались у здоровых женщин, также обладали выраженной антагонистической активность по отношению к S. aureus. Вероятно, антагонистическая активность коринебактерий может быть обусловлена их способностью продуцировать лизоцим, так как продукция лизо-цима чаще была выявлена у штаммов, выделенных при микроэкологических нарушениях.

Ранее было показано, что антагонистическая активность коринебактерий подвержена регуляции со стороны других условно-патогенных микроорганизмов [8]. Вероятно, при микроэко-

Таблица 2. Антагонистическая активность микроорганизмов рода Corynebacterium spp.

Виды Процент подавления прироста биомассы S. aureus

Первая группа (n=58) Вторая группа (n=78)

C. minutissimum 11,6±2,9 16,9±2,2*

C. amycolatum 12,05± 1,6 19,5± 6,6*

C. bovis 14,1± 1,6* 12,05± 1,6

C. pseudodiphtheriticum 16,1± 0,2 н/о

C. group JK 14,4± 0,5* 7,3±1,4

C. coyleae 14,4±1,1 13,7±2,7

C. matruchotii н/о 10,8 ±4,1

C. striatum н/о 6,7±3,7

C. urealyticum н/о 37,3±0,2

C. riegelii н/о 7,5

C. vitarumen н/о 13,2

Примечание: * р< 0,05- достоверные различия антагонистической активности между двумя группами; н/о - не определялось.

логических нарушениях создаются условия для селекции штаммов коринебактерий с выраженной антагонистической активностью, что позволяет им адаптироваться и конкурировать с другими условно патогенными микроорганизмами,

тем самым способствуя их сохранению в вагинальном микробиоценозе, что важно для формирования стабильного микробного сообщества и поддержания колонизационной резистентности репродуктивного тракта женщин.

1.10.2014

Работа выполнена при поддержке гранта Фундаментальных исследований УрО РАН №12-У-4-1023 «Симбиотические взаимодействия микроорганизмов и хозяина как биологическая основа колонизационной резистентности», гранта Оренбургской области в сфере научной и научно-технической

деятельности (соглашение №38 от 30.06.2014)

Список литературы:

1. Бухарин О.В., Лобакова Е.С., Немцева Н.В., Черкасов С.В. Ассоциативный симбиоз. Екатеринбург: УрО РАН.- 2007. 264 с.

2. Бухарин О.В., Сгибнев А.В., Черкасов С.В., Иванов Ю.Б Изменение активности каталазы Staphylococcus aureus АТСС 6538Р под влиянием метаболитов микроорганизмов, выделенных из различных экотопов // Микробиология. - 2002.-№71(2).- с. 183-186.

3. Бухарин О.В., Перунова Н.Б. Микросимбиоценоз. Екатеринбург.- 2014. 260 с.

4. Кира Е. Ф. Бактериальный вагиноз. Спб.: ООО «Нева-Люкс».- 2001. 364с.

5. Лакин Г.Ф. Биометрия. М., Высшая школа.- 1990.

6. Мартикайнен З.М. Коринебактерии женских гениталий (автореферат).- Спб.. - 1996. 23 с.

7. Одинцова О.В. Коринеподобные и нокардиоподобные бактерии как компонент вагинального микробиоценоза (автореферат). Пермь.- 2002. 23с.

8. Семенов А.В. Характеристика антагонистической активности бактерий при межмикробных взаимодействиях (автореферат). Оренбург.- 2009. 22с.

9. Abrehem K, Zamiri I. Production of a bacteriocin, ulceracin 378, by Corynebacterium ulcerans //Antimicrob Agents Chemother. -1983.- 24(2).-P. 262-7.

10. Bernard KA, Funke G. Genus Corynebacterium. In Whitman WB Bergey's manual of systematic bacteriology, vol 5. The actinobacteria. 2012. Springer, New York, NY. P. 245-289.

11. Funk G.A. von Graevenitz, J. E. Clarridge III, and K. A. Bernard. Clinical microbiology of coryneform bacteria - a review // Clin. Microbiol. - 1997.- V.10. - P. 125-159.

Сведения об авторе:

Гладышева И.В., заочный аспирант, научный сотрудник лаборатории изучения механизмов формирования микробиоценозов человека Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения Российской академии наук

460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11, е-тай: G1adishevaIV@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.