ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
© 2010 г. Журов Ю.С.
АНСАМБЛЬ КАК СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТАКТИРОВАНИЯ И ДИРИЖЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена изучению феномена дирижерского тактирования. Автор предлагает взглянуть на проблему тактирования «изнутри» искусства дирижера и обосновывает его как явление исполнительского ансамбля, где уравновешенным образом присутствуют и дирижерское, и хоровое коллективное тактирование.
Ключевые слова: хор, ансамбль, дирижер, тактирование, управление хором
«... лишь бы был соблюден главный закон ансамбля - уравновешенность».
П.Г. Чесноков
Тактирование - акт созидания. Хотя для него и характерны сопутствующие ему дирижерские признаки выразительности жеста, все же это не акт творчества, не дирижирование.
«На практике (особенно хорового дирижирования) редко бывают моменты чистого тактирования. Чаще тактирование является не только способом передачи намерений дирижера в отношении временной организации исполнения, а одновременно и средством выявления выразительных особенностей музыки, как их понимает дирижер».
Категория тактирования определяется предметом направленности цели тактирования. Таким предметом может быть метрическая доля. И тогда целью тактирования станет организовать отсчет исполнительского времени в метрическую долю сочинения. Это необходимо связано, например, с восстановлением устойчивости хорового метрического движения в необходимых дирижеру известных случаях. Тактированию в долю надо учить как хор, так и молодых дирижеров.
Предметом может стать действие соотношения организации счета сторон, участвующих в ансамбле тактирования. И тогда целью внимания хора и дирижера окажется уравновешенность счетной организации отношений тактирования их действий в ансамбле.
Поэтому за тактирование я принимаю, с одной стороны - отсчет исполнительского времени с целью организации его движения в метрическую долю сочинения, а с другой - с целью организации движения приемов ансамблирования отношения действий участвующих в ансамбле сторон.
Тактирующий дирижер, участник временной организации управления (а именно эта «внешняя сторона дирижирования» является предметом внимания моей статьи), работает в режиме уравновешенного соотношения управляемого времени своего и метрического времени хорового сочинения.
Тактирование - двусторонний хоро-дирижерский процесс исполнительской работы участников ансамбля. Например, дирижерское тактирование в метрическую долю исполнения сочинения хором есть явление тактирования исключительно хорового одностороннего действия. Будучи выполненным не в режиме ансамбля, оно не организует управление, бесполезно для управления и, с точки зрения управления, не может считаться за тактирование.
Я обозначил ансамблевое происхождение тактирования. Для этого показал присутствие в нем ансамблированного приема отсчитывания собственно дирижерского и
хорового исполнительского времени, а именно, вывел, что хоровой и дирижерский отсчет времени совершается в ансамбле в разном режиме метрического времени.
Подойдем к делу поближе. Хор, внимая метроритму сочинения, поет следом за его исполнительским временем, отсчитывает себя, тактируя в долю времени счета метроритма сочинения. Дирижер слышит то же самое сочинение иначе. Внимая хоровому пению, не упуская его, он в то же время, подобно хору, следует в такт собственному творческому его представлению, произвести которое он теперь намерен. Поэтому наш дирижер, если хочет создать произведение собственного хорового искусства, должен будет вступить в отношение ансамбля своего и хорового времени тактирования. Он должен будет свой временной метроритм совершать раньше хорового. Но однако не на произвольную, а организационную ритмическую величину того ритма ансамблированного времени, в котором время дирижерского и хорового тактирования сочинения могли бы уравновеситься в едином дирижерско-хоровом тактировании звучности нового сочинения. В этой последней, таким образом, присутствует не только собственно хоровое и собственно дирижерское исполнительское время, существовавшее прежде, а теперешнее взвешенное дирижерско -хоровое ансамблированное. Его ритмическая величина и должна будет организоваться и ансамблированно выразиться метроритмом времени исполнительского дирижерского жеста.
Дирижерское тактирование как явление исполнительского ансамбля, где уравновешенным образом присутствуют дирижерское тактирование и хоровое, не рассматривал еще никто. Никто еще не взглянул на тактирование изнутри как на проблему ансамбля, хороведческую проблему. Хороведение все как-то больше усматривает в нем чисто дирижерскую подоплеку. Я следую известному положению, что «в основе руководства ансамблем лежит тактирование». Но надо понимать также и то, что и само тактирование есть произведение ансамбля. И что только будучи являясь действием ансамбля, тактирование способно осуществить свою функцию управления. Я исхожу из того, что условием ансамбля тактирования является тот факт, что дирижер не единственная фигура исполнительского ансамбля, а участвующая в его создании сторона, и что другой стороной является хор. И тогда это второе, хоровое условие с очевидностью предполагает, что работу над ансамблем тактирования осуществляет не только дирижер, но и хор.
В ансамбле отсчет времени ведется не только руками дирижера, но и пением хора. Тактирование - это не только средство дирижерского исполнения музыки, но также и средство исполнения ее коллективом. Если, согласно терминологии Е. Гаркунова, «дирижерская доля отображает метрические единицы сочинения» [4], то и хоровое тактирование сочинения отображает метрические единицы. Следовательно, хоровое пение нужно рассматривать как технику тактирования хоровых метрических единиц, а процесс отсчета долей сочинения хоровым пением - хоровым коллективным тактированием.
Далее. Участники ансамбля отсчитывают время, как я уже говорил, по-разному. Обнаруживается коренное различие между хоровым и дирижерским временем тактирования. Это различие основано на разности слухового восприятия сочинения хором и дирижером. Метроритм хорового времени управляется слуховым вниманием коллектива метроритму сочинения. Не так дирижер. Он мыслит сочинение как произведение своего творчества. Метроритм дирижерского времени управляется не только вниманием дирижера метроритму сочинения, а и произведению его искусства, которому это сочинение открывается. И хотя его внимание одинаково, работает одновременно «для себя» и «для них», метроритмическое время управления дирижерского тактирования, конечно, уравновешенно: вниманием хоровому тактированию в долю он «держит» хор (например, устанавливает и регулирует хоровую звучность), а вниманием собственного дирижерского тактирования управляет процессом исполнения. Для управления нужно, чтобы долевая рука дирижера шла с некоторым предварением долевого звучания хора.
Однако я сказал, что хор инертен по своей природе и тактирует (поет) вслед сочинению. Как же в таком случае он следует дирижерскому, предваряющему хор, тактированию? Чтобы ответить на этот вопрос, я спрошу иначе: каким временем измеряется
это некоторое предварение? Другими словами, чем определяется ритмическая величина времени, ансамблируемого нашими участниками исполнения и как оно оказывается в дирижерских руках?
Определяется величиной рабочего информационного времени, необходимого им для производства нового сочинения дирижерского искусства - полдоли. Темп и хорового и дирижерского тактирования, конечно, один и тот же. Ясно, что он определяется темпом исполняемого сочинения. Но, как я уже говорил, в ансамбле дирижерский метроритм совершается раньше хорового. Иначе дирижеру пришлось бы довольствоваться лишь простым тактированием произведения композиторского сочинения.
Время соотношения дирижерского тактирования и хорового я называю рабочим информационным временем, а само это время тактирования - ансамблирующим. По М. Саморуковой, «наиболее распространено отстояние времени хорового тактирования и дирижерского полдоли» [3]. Это типичное исполнительское рабочее время дирижера и хора. Его вполне достаточно для того, чтобы дирижер сообщил, а хор воспринял и исполнил весь объем информации, необходимой для произведения дирижерского сочинения. Информационное пространство в хоре и в руке дирижера возникает исключительно по совместному хоро-дирижерскому слуховому восприятию ансаблированного времени. Слуховое внимание сторон уравновешено по закону ансамбля (закон Чеснокова). Они понимают друг друга, потому что в ансамбле закон действует таким образом, что хор отстоит на ту же временную величину, на которую его предваряет дирижер.
Когда хор поет, то следует направленности своей метрической инерции склоняться к сдерживанию присоединения себя к тексту. Такова технология бережного отношения его к сочинению. Инертность хора объясняется необходимостью петь его по своему предваряющему исполнение слуховому представлению по принципу: сначала слышу, потом пою. Но эта инертность не мешает ему ансамблировать себя в дирижерской звучности сочинения. Напротив, чем вернее он слышит, тем точнее и совершеннее исполняет ансамбль. Слуховое внимание, конечно, занимает определенное время для его сознания, но это время является информационным и формирует информационное пространство. Так что можно сказать, что осторожность хора, внимание его к тексту, вокально-хоровым установкам совершенствует ансамблевость тактирования, способствует видению дирижером, да и самим хором «перспективы исполнения».
В ансамбле хор ведет себя как ученик тактирующий в долю на уроке сольфеджио свой номер, а именно, поет с известной временной достаточностью, чтобы исполнить его. Такое тактирование в долю «не мешает работе, оно естественно, удобно и поэтому утвердилось в практике» не только сольфеджио, но и хора. «Если понаблюдать» как тактирует хор, «станет ясно, что у него расположено точек в схеме такое»1:
Точки - начало пения во времени. Хоровое время тактирования, начинается, как показывает схема, в верхних точках метрических долей «1», «2», «3», «4». Каким образом хоровые точки оказались наверху? Всегда только вследствие ауфтакта дирижера, предваряющего их движение тактирования в долю, откладывающего свои точки раньше хоровых на полдоли и оставляющего их, таким образом, в положении показанном схемой.
Хоровое тактирование на схеме совпадает с хоровым пением: наш хор поет в тактируемую долю. К хору, воспроизводителю сочинения, у нас нет претензий: в ансамбле и вне ансамбля он поет в долю. Но будучи в ансамбле он должен будет выполнить двойственную функцию, а именно, воспроизвести сочинение и в то же время произвести сочинение дирижерского творчества. Другими словами, производя новое, сохранить старое.
Задача эта была бы для него невыполнимой, если бы в ансамбле хор и дирижер работали в одинаковом режиме тактирования. Но так как они ведут отсчет метроритма в ансамблируемом времени, то наш хор изготовил себя в верхней точке доли «раза», и это хорошо. Так как этот пункт временного ансамблирования является отправным пунктом, от которого зависит понимание технологии тактирования и управления, то осветим его здесь более обстоятельно.
Возьмем типичное расположение точек дирижерского метротактирования:
Ь 1 4 3
Если кто думает, что перед нами расположения точек тактирования с целью управления, тот ошибается. В действительности же схема показывает типичное одностороннее внеансамблевое тактирование дирижера в долю представляющего его слуху сочинения композитора. Так тактирует он «для себя». И это его действие не является действием управления по той причине, что тактирование дирижера еще не сделалось произведением ансамбля: он не вступил в отношение тактирования с другой стороной -хором.
Управление наступает тогда, когда участвующие в творческом процессе стороны -хор и дирижер, - тактируя в долю, соответственно, своего и представляющегося слуху сочинения, вступают в отношение временной организации их форм тактирования, уравновешиваются в нем по закону ансамбля (закон Чеснокова), устанавливают информационное пространство единого ансамблирующего отношения тактирования времени (полдоли) и это свое совместно организованное его (отношения) действия тактирования удерживают до окончания исполнения сочинения.
Управлением я называю прием тактирования уравновешенного совместно отсчитываемого дирижерско-хорового метрического времени.
На схеме видно, что дирижер раньше хора (на полдоли) начинает свой режим отсчета и, тем самым, создает рабочее время с его информационным пространством. Теперь инициатива в его руках, и это обстоятельство режима является решающим для поддержания организованного ансамблевого соотношения временных форм тактирования и управления.
Он управляет потому, что опирается на устойчивость временных форм тактирования, а именно, на хоровое пение в долю композиторского сочинения и на свое дирижерское тактирование в долю его творения. И хормейстерская практика показывает, что когда эти устойчивые формы отсутствуют или устойчивость их недостаточна, все «валится» их рук. И тогда, и это известно каждому хоровику, начинается действие приема отсчета дирижером хорового времени методом постукивания палочкой в метрическую долю сочинения, дабы восстановить устойчивость тактирования в хоре. По сути приемом постукивания он принимает на себя исполнение обязанности хора следовать за нею. Однако, установив ритмический порядок в хоре, он и сам обязан будет проверить правильность собственного тактирования представляемого им его звучания.
Почему тактирование, эта «внешняя форма дирижирования», способно сообщать хору необходимую дирижерскую информацию? Потому что дирижер тактирует в границах
информационного поля. Это время делает тактирование не простым откладыванием тактов («чистое тактирование»), а раскрывает в нем главнейший признак выразительности дирижерского жеста - его способность управлять.
Как же управление берется дирижером, устанавливается и осуществляется в течение всего времени звучания сочинения? Конечно, берется, предваряющим хоровое тактирование, ауфтактом, с его типичностью ритмической величины замаха - полдоли. А устанавливается и осуществляется предваряющим движением междольного ауфтакта того же полудолевого постоянства ритмической величины замаха/ отдачи. Это известно хоровикам. Но, чтобы это временная величина (полдоли) предварения дирижерского жеста совершалась успешно, необходимо воспитание в хоре системной привычки тактировать в долю сочинения. Тоже и дирижер. Как сторона ансамбля, он должен воспитать в себе привычку четко, зримо обозначать для хора временное тактирование в долю своего слышания сочинения.
Выведенное различие между хоровым и дирижерским тактированием является продолжением развития того различия хора и «хороуправления», в котором Чесноков видит ансамбль - хоровой звучностью, а «передачу сочинения - органическим ансамблем».
«Содержанием ансамбля является то, что он хор. Однако мы ценим Чеснокова не только за то, что он определил для нас содержание ансамбля. Главная его заслуга перед хороведением состоит в том, что он открыл закон ансамбля - требование обязательной уравновешенности звучности певческого коллектива. Сущность хорового закона в том, что если звучность не уравновешена, то она и не хорообразована. Она не ансамбль, а, следовательно и не хор».
Тоже и тактирование. В нем действие закона проявляется в том, что если хоровое и дирижерское тактирование - внутри себя и между собой - не уравновешено, то оно и не ансамблировано. Оно не тактирование, а, следовательно, и не управление.
«Уравновешенность - это основное требование ансамбля». Основным требованием дирижерского управления является установление нормы ансамблирования рабочего времени - результата уравновешенного согласованного отношения совместного хорового и дирижерского тактирования исполняемого сочинения.
В заключение. Мы рассмотрели как «в технике тактирования метрические единицы отображаются дирижерской долей (единицы низшего порядка), схемой тактирования (единицы высшего порядка)» и нашли, что всегда только уравновесив по закону ансамбля взаимное отношение своих хоро-дирижерских временных форм тактирования в долю.
Что же касается выразительной стороны тактирования, - «отображения метрических единиц внутридолевым поддрабливанием, ритмизованной отдачей и внутридолевым заполнением жеста ведения (вспомогательные единицы)» - то она относится к «проблеме становления и развития музыкальной формы - одной из важнейших задач, стоящих перед исполнителями»: хором и дирижером, но однако не перед нашей статьей.
Примечания
1 Схема дирижерского управления сочинением, где белые окружности обозначают точки начала хорового времени тактирования, а черные - дирижерского.
Литература
1. Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1952.
2. Мусин И.А. Техника дирижирования. - Л., 1967.
3. Саморукова М.А. О временной стороне тактирования // Вопросы хороведения и дирижирования. - Горький, 1982.
4. Гаркунов Е.Н. Соотношение метра, размера и дирижерской схемы // Вопросы хороведения и дирижирования. - Горький, 1982.
5. Журов Ю.С. П.Г.Чесноков. «Хор и управление им» (размышление над книгой) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.10. - Н.Новгород, 2008.