Научная статья на тему 'Anonymi in Iob commentarius / K. B. Steinhauser, H. Muller, D. Weber. Eds. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. (corpus scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum; 96). 421 S'

Anonymi in Iob commentarius / K. B. Steinhauser, H. Muller, D. Weber. Eds. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. (corpus scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum; 96). 421 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанцов Сергей Александрович

В 2006 г. знаменитая венская серия критических изданий латинских христианских авторов CSEL пополнилась еще одним томом изданием комментария на Книгу Иова, который в истории экзегезы принято называть (за неизвестностью автора) Anonymi in Iob commentaius или, сокращенно, Anonymus in Iob.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Anonymi in Iob commentarius / K. B. Steinhauser, H. Muller, D. Weber. Eds. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. (corpus scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum; 96). 421 S»

PTS 11; и У. Хайль, которой принадлежит аналогичное издание De зейепИа Dionysii12.

Настоящим восьмым выпуском заканчивается раздел Аро^еИса в CPG (2120-2137).

Публикация Опитцем первых семи выпусков, содержащих основной массив историко-полемических сочинений Афанасия, послужила своего рода импульсом для нового осмысления исторической роли святителя и имела несколько неожиданное влияние на формирование его образа. Как отмечает Канненгиссер, для ученых XX в. зачастую была характерна некоторая односторонность в оценке свт. Афанасия. Он связывает это именно с преобладающим вниманием к его полемическим творениям. В связи с этим на свт. Афанасия обрушилась критика за его вовлеченность в имперскую политику, и его стали представлять в образе своего рода «христианского фараона» 13. Поэтому выход восьмого выпуска, который содержит сочинения иной направленности, дает возможность взглянуть на свт. Афанасия несколько с другой стороны и тем самым должен дать новый импульс исследованиям творчества великого учителя Церкви.

Д. С. Румянцев

Anonymi in Iob Commentarius / K. B. Steinhauser, H. MUller, D. Weber. eds. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum; 96). 421 S.

В 2006 г. знаменитая венская серия критических изданий латинских христианских авторов CSEL пополнилась еще одним томом — изданием комментария на Книгу Иова, который в истории экзегезы принято называть (за неизвестностью автора) «Anonymi in Iob commentaius» или, сокращенно, «Anonymus in Iob».

«Anonymus in Iob» — памятник латинской арианской экзегезы, датируемый приблизительно кон. IV в. Принадлежность автора комментария к арианству (в той его разновидности, которая была распространена в кон. IV и нач. V в. в северной Италии, Подунавье, части

11 Athanasius von Alexandrien. Epistula ad Afros / A. v. Stockhausen, hrsg. de Gruyter (B., N. Y.), 2002. (Patristische Texte und Studien; 56).

12 Athanasius von Alexandrien. De Sententia Dionysii / U. Heil. Berlin, hrsg. de Gruyter (B., N. Y.), 1999. (Patristische Texte und Studien; 52).

13 Kannengiesser Ch. Athanasius of Alexandria. Some open questions // Coptologia: An International Journal of Coptology and Egiptology. 1991. Vol. 12. P. 28-29.

Причерноморья) определяется по некоторым используемым им выражениям, примеры которых издатель цитирует на с. 13 введения. Издатель подробно рассматривает (P. 42-47) сведения о толкователе, которые вырисовываются из текста комментария и косвенных данных, и суммирует их так: это был арианский епископ во главе крупного диоцеза в северной Италии (возможно, Медиоланского), опытный проповедник, начитанный в Писании, при толковании которого он придерживается в основном антиохийского метода. На основании полученной картины издатель склоняется к тому, что автором комментария мог быть Авксентий из Дуросторума, современник и оппонент Амвросия Медиоланского, автор частично сохранившегося «Жития Ульфилы». Однако, за неимением неоспоримых доказательств, издатели поставили на титульном листе традиционное именование этого произведения «анонимным».

Данный памятник представляет интерес прежде всего для истории толкования Книги Иова, привлекавшей особое внимание экзегетов IV—V вв. Образ Иова истолковывается типологически, т.е. как прообраз Христа (довольно редкий подход, наблюдаемый в это время также у Зенона Веронского), однако толкователь не развивает аналогию подробно (как позднее это сделает Григорий Великий). В целом для комментария характерно буквальное толкование с сильным нравоучительным элементом. Помимо собственно экзегезы, комментарий, будучи произведением гомилетическим, является значительным источником для изучения истории латинской проповеди и поздней латыни. Кроме того, из третьей книги можно извлечь данные о народных верованиях, магии и гадании, против которых твердо выступает анонимный проповедник. Толкование, занимающее в этом последнем издании 317 страниц, доведено только до Иов 3. 19 (что дало повод некоторым исследователям называть его «многословным»).

Наиболее распространенным изданием «Anonymus in Iob» было до сих пор издание в 17-м томе греческой патрологии Миня (комментарий издавался по ряду причин традиционно в корпусе Оригена), воспроизводящее текст, изданный в XVIII в. Шарлем де ла Рю и Шарлем Венсаном де ла Рю из Конгрегации св. Мавра. Настоящее издание основано на новой коллации всех семи существующих рукописей памятника и с учетом трех его печатных изданий.

Издание выполнено с обычной для серии CSEL тщательностью. Во введении (P. 9—80) с необходимой обстоятельностью и в то же время кратко описан литературный и богословский контекст «Комментария», экзегетические, стилистические и языковые особенности этого памятника, возможные источники, проблемы датировки

и авторства, рукописная традиция, издания, приведена обширная библиография (P. 69—80). После текста «Комментария» даны два указателя параллельных мест (index locorum similium): из Библии и произведений греческих и латинских авторов, в том числе из малоизвестных и анонимных произведений. Этот последний указатель особенно полезен тем, кто будет специально изучать историю тол-ко ва ния Кни ги Ио ва.

С. А. Степанцов

Zingg E. Das Reden von Gott als «Vater» in Johannesevangelium. Freiburg: Herder, 2006. (Herders Biblische Studien; 48). vi + 377 S.

Данный труд является публикацией диссертации, защищенной в 2005 г. на богословском факультете Люцернского университета (Швейцария). Как подчеркивается в тексте работы, ее тема — речь о Боге как Отце в Евангелии от Иоанна (далее Ин) — до сих пор не была подвергнута полномасштабному научно-богословскому рассмотрению 1. Между тем, по мнению автора рецензируемой книги Эдит Цинг, вошедшее в общехристианский обиход восприятие Бога как Отца определяется иоанновскими текстами ничуть не в меньшей мере, нежели сохраненной евангелистами Матфеем и Лукой молитвой Господней (S. 3). В чисто же количественном отношении применение к Богу слова «Отец» в Ин представлено значительно весомее, нежели у синоптиков. Все это свидетельствует о несомненной актуальности данного исследования.

Книга состоит из введения и двух крупных разделов, вслед за которыми помещены список литературы, указатель библейских мест и табличный материал. Во введении (S. 1—30) вначале рассматривается общий вопрос об именованиях и обозначениях Бога и подчеркивается, что все они могут пониматься лишь метафорически. Затем следует краткое обозрение истории изучения вопроса, постановка проблемы исследования, представление и обоснование избранного исследовательского метода. На основании статистического и содержательного анализа словоупотребления Ин автор выделяет в нем несколько отрывков (1. 1—18 и 20. 17 как обрамление; 5. 1—47; 8. 31—59;

1 На фоне нескольких небольших статей можно отметить лишь выпущенный в 1999 году 85-й выпуск издаваемого американским Обществом библейской литературы (Society of Biblical Literature) альманаха Semeia, целиком посвященный теме «Бог Отец в Евангелии от Иоанна» (God the Father in the Gospel of John).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.