Научная статья на тему 'АНОМИЯ: КОНТУРЫ ПОНЯТИЯ'

АНОМИЯ: КОНТУРЫ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМИЯ / АТОМИЗАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьменков В.А.

Термин «аномия» в философии и социально-гуманитарных науках используется в различных контекстах, по-разному раскрывающих природу данного явления. Автор рассматривает ряд «родственных» понятий - дезинтеграция, атомизация, солидарность, перерождение правосознания, правовой нигилизм, дезадаптация, абсентеизм и апатия - и, отталкиваясь от них, формулирует собственное определение аномии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANOMIE: DEFINITION OF THE CONCEPT

The term «anomie» in the social and humanities sciences is used in various contexts that reveal the nature of this phenomenon in different ways. The author considers a number of «related» concepts - disintegration, atomization, solidarity, degeneration of legal consciousness, legal nihilism, disadaptation, absenteeism and apathy - and, starting from them, formulates his own definition of anomie.

Текст научной работы на тему «АНОМИЯ: КОНТУРЫ ПОНЯТИЯ»

УДК 130.2

АНОМИЯ: КОНТУРЫ ПОНЯТИЯ

В.А. Кузьменков

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова e-mail: vakuzmenkov@gmail.com

Термин «аномия» в философии и социально-гуманитарных науках используется в различных контекстах, по-разному раскрывающих природу данного явления. Автор рассматривает ряд «родственных» понятий - дезинтеграция, атомизация, солидарность, перерождение правосознания, правовой нигилизм, дезадаптация, абсентеизм и апатия - и, отталкиваясь от них, формулирует собственное определение аномии.

Ключевые слова: аномия, атомизация, дезинтеграция, солидарность, правовой нигилизм.

В социально-гуманитарных науках распространён термин «аномия», обозначающий состояние потери нравственных ориентиров. Обычно его определяют как беззаконие и отсутствие норм и ценностей, однако такая интерпретация является буквальным переводом с древнегреческого языка. Применение термина в научных сочинениях под влиянием разных наук, культур и языков изменило первоначальную трактовку. Как можно отметить, проанализировав сочинения по данной проблеме, аномия понимается весьма различным образом и спектр её смысловых коннотаций весьма широк. Такое состояние требует определиться со значениями понятия. В данной статье сделана попытка отразить его существующую многозначность и одновременно постараться устранить двусмысленность понимания термина «аномия». Также мы постараемся дать своё определение, отражающее наиболее важные и характерные черты аномии.

Серьёзное научное изучение аномии идёт с трудов французского социолога Э. Дюркгейма. В соответствии с его традицией аномию определяют как социальную дезинтеграцию. Российские специалисты по социально-стратификационному анализу З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян отмечают по этому поводу: «Социальная дезинтеграция понимается как процесс и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединёнными, т.е.

процесс, противоположный социальной интеграции. Наиболее частые формы дезинтеграции - распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов... Большинство социологов использует этот термин в смысле относительного снижения контроля над целостным социальным процессом или, по крайней мере, снижения влияния существующих правил социального поведения на индивидов (У. Томас, Ф. Знанецкий). Это также синоним для состояния, когда группа теряет контроль над своими частями. Этим понятием часто обозначается и отступление от норм организации и эффективности, т. е. принятого институционального поведения то ли со стороны индивида, то ли со стороны социальных групп и акторов, стремящихся к переменам. Тогда понятие социальной дезинтеграции по содержанию становится весьма близким к понятию "аномия". Социальная дезинтеграция способствует развитию социальных конфликтов» [3, с. 23]. Хотя социально-структурный аспект представляет собой важное измерение аномии, она сама по себе не тождественна социальной дезинтеграции, точнее говоря, социальная дезинтеграция выступает условием, а аномия - последствием. При отождествлении аномии и дезинтеграции теряются культурное и личностное содержание аномии. Хотя следует отметить попытки преодоления такой ограниченности. Например, иранский учёный А. Теймори связывает трибализм как форму социальной, культурной и этнической дезинтеграции с аномией [15, р. 93-94].

Аномию можно определить посредством солидарности, т.е. как противоположное состояние, «десолидарность». Базу для такой интерпретации создали культурно-социологические исследования Э. Дюркгейма, Г. Блумера, А. Шютца и Т. Парсонса, в современной России такого понимания придерживаются философы Х.А. Барлыбаев и В.Т. Жалкиев [2; 4]. Десолидарность - это утрата ценности иного человека, потеря уважения и доверия к другой личности, а также связей, объединяющих членов общества. Несомненно, десолидарность - один из симптомов аномии, однако представляется, что характеризуя аномию категориями солидарности и дезинтеграции, мы остаёмся в рамках структурно-функциональной парадигмы, тогда как при аномии искажаются не только социальные, но и духовно-нравственные отношения, создаётся новый образ человека.

Помимо десолидарности к человеку в аномическом обществе может быть применено качество «дезадаптированности», которое касается кризисного состояния личности: так, понятие «дезадаптант» характеризует индивида, который не прошёл гражданскую социализацию, не имеет устойчивого положения личности в обществе, для которого невозможно усвоение социальных ролей [9]. Если дезинтеграция описывает социально-структурное явление, то дезадаптация применима к конкретной личности. Как отмечает украинский социолог Н.В. Панина, «в условиях аномии полностью разрушается привычный механизм адаптации - приспособления своего поведения к социальным нормам. Начинается противоположный процесс - кристаллизация новой ценностно-нормативной системы общества на основе особенностей индивидуального сознания его членов, индивидуальных ценностных предпочтений и ценностных ориентаций» [6, с. 7]. Социальная и физиологическая дезадаптация тесно связаны и приводят к разного рода заболеваниям: увеличению коры надпочечников, уменьшению вилочковой железы, селезёнки и лимфатических узлов, нарушению обмена веществ, изменению состава крови, иммунодефициту и возникновению болезней желудочно-кишечного тракта [5, с. 53]. Таким образом, состояние безнормия разрушает привычный жизненный мир человека, погружает в атмосферу постоянного стресса, который весьма негативно сказывается на здоровье человека. Если углубиться в специализированную криминологическую литературу

(инвайроментальную криминологию), то можно заметить, что внешние негативные воздействия на человеческий организм приводят к росту социальных девиаций, в особенности преступности. У девиантов имеются ярко выраженные патологии развития головного мозга [12; 13]. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что аномия убивает.

Ещё одно явление, которое тесно связано с аномией - социальная атомизация. Она связана с распадом социальных связей, отчуждением человека от социальной активности, потерей культурных контактов, ростом конкурентности в обществе, формированием массового общества, а также перспективами тоталитаризма и усиления дифференциации. Атомизация была детально проанализирована в классических работах Т. Гоббса, Д. Локка, Х. Арендт, С. Московичи, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Тоффлера, Э. Фромма и других учёных. Данный термин стоит в одном

смысловом ряду с дезинтеграцией и десолидарностью, поскольку отражает появление обособленного от культуры и общества индивида. По всей видимости, провести чёткую границу между ними нельзя, и все они одновременно являются гранями понимания аномии.

В контексте аномии иногда используется термин «отчуждение». Американский учёный М. Симан одним из первых изучил на базе прикладных исследований связь между ними. Отчуждение представляет собой чувства бессилия, бессмысленности, безнормия, изоляции и самоотчуждения [14]. На деле он допустил методологическую ошибку, отождествив аномию и отчуждение, а потому потеряв грань между ними. Отчуждение - весьма сложное и многомерное научное явление, уходящее корнями в немецкую классическую философию и французскую философию эпохи Просвещения. Оно онтологически и гносеологически сильно насыщенно и, в зависимости от разных парадигм, может трактоваться по-разному. Поэтому, на наш взгляд, его использование как синонимичного аномии некорректно, хотя стоит признать соприкосновение смыслового поля у этих терминов - потерю сопричастности каким-то высшим явлениям.

Аномия близка по своему смысловому содержанию к понятиям насилие и агрессия. На это обратили внимание ещё авторы классических подходов Э. Дюркгейм (самоубийство - форма аутоагрессии) и Р. Мертон (преступность - внешняя агрессия). В современности аномия также исследуется в связи с терроризмом и экстремизмом [7; 8; 11].

В политологии изучаются ещё два явления, родственные аномии. Во-первых, это абсентеизм - сознательное неучастие в политике по причине отвержения сложившегося социального порядка. Этот термин является чисто политологическим и слишком узким для описания общественных патологий, хотя и верно определяет потерю ориентиров в политической жизни страны. Во-вторых, это апатия - отказ от общественной активности. Отличие от аномии заложено в самом определении: апатия сосредоточена на бездействии, тогда как аномия связана с аномальными моделями поведения. Правильнее выйти за рамки политологии и говорить о росте равнодушия как социального и культурного, а не только политического явления.

Ещё два явления - правовой нигилизм и перерождение правосознания, представляющие собой два вида деформаций

правосознания. Они тесно связаны с кардинальным изменением правовых ценностей, либо отказом от прежних ценностей и заменой их новыми. Правовой нигилизм - активное неприятие правовых предписаний, осознанное игнорирование требований закона, скептическое, негативное отношение к праву, отрицание культурной ценности права. Индивид может обращаться к «авторитету» силы, криминальных структур, может руководствоваться в своём поведении антиобщественными концепциями (террористическими, анархическими, экстремистскими). Нигилизм может проявляться разнообразно: распространение незаконного поведения, отрицание справедливости и законности сложившегося общественного правопорядка, отвержение правового равенства и непризнание индивидуальных свобод. Особым видом правового нигилизма считают правовой цинизм, характерными чертами которого являются манипуляция правовыми принципами из личной выгоды, дискриминация человеческого достоинства, произвол власти, применение репрессий под предлогом защиты неких ценностей.

Право выполняет роль своего рода «смазочного вещества» для общественного механизма, поскольку позволяет очертить границы деятельности и наладить работу каждой части. Одновременно право есть и гарантия индивидуальной свободы каждого общественного субъекта. Аномические тенденции в праве зачастую проявляют себя как туманность, неопределённость законов, когда они «схватывают» либо слишком мало, либо слишком много общественных взаимодействий. Размытость законодательной трактовки приводит к неумеренному использованию данной статьи, что, в итоге, подрывает доверие к праву вообще.

Правовая аномия связана не только с низким качеством законов. Существуют сомнительные в моральном отношении социокультурные отношения, в принципе не вписывающиеся в границы законодательства. Иллюстрацией служит сочинение советского писателя В.Н. Войновича «Иванькиада», в котором описывается история сговора между крупным чиновником, курирующим издательские планы, и председателем жилищного кооператива писателей. Первый получает квартиру взамен на издание работы второго. Формально законодательство не нарушено, но налицо сговор с целью получения взаимной выгоды. «В таких случаях трудно определить, где именно начинается нарушение закона: в конце

концов, нигде не сказано, что воспрещено печатание книг председателя жилищного кооператива или улучшение условий жизни крупного чиновника. Возможно, получение семьёй двух квартир есть нарушение, но и в этом нет уверенности, так как никто не знает, каковы нормы для того, кто курирует работу издательств страны. Это тайна» [1, с. 600]. Таким образом, складываются внеправовые отношения, идеализирующие игнорирование законодательства, обесценку его ценностей и норм ради личной выгоды. Это и есть правовая аномия.

Перерождение правосознания - сознательное отрицание закона, включающее преступный умысел, оно превращается в антагонистическую форму (преступное сознание) и отличается ориентацией на решительные противоправные действия. Оно присуще лицам, вставшим на преступный путь. Носитель такого сознания может быть прекрасно образован в вопросах права, но использует свои умения для причинения зла. Одно из наиболее опасных последствий такого феномена - сращивание организованной преступности с государственными институтами, когда последние начинают работать во благо криминального мира. Не случайно многие представители мафии направляли своих детей получать престижное образование и внедряли их в государственные структуры.

Причины отвержения законности могут быть различны. Американский социолог А. Коэн в 1950-е гг. предположил, что такого рода поведение - следствие блокирования культурных идеалов молодых людей. Общество рекламирует стратегию повышения социального статуса, затрудняя процесс его достижения выходцами из беднейших слоев. Поэтому в поисках престижного социального положения малоимущая молодёжь вынуждена совершать девиантные поступки. Особенности процесса социализации представителей низших социальных слоёв ставят их в более невыгодное положение в борьбе за достижение успеха. Подвергаясь систематической дискриминации, молодёжь переживает «фрустрацию статуса». Она заимствует ценности господствующей культуры, но искажает их целесообразно нормам криминальной субкультуры. Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствующей культуры [10].

Таким образом, правовой нигилизм и перерождение правосознания позволяют описать нормативно-правовую составляющую аномии, возможные источники девиантного поведения и несовершенство законодательных мер по предотвращению беспорядка в обществе.

Итак, мы рассмотрели основные понятия, встречающиеся в контексте рассуждений об аномии, а иногда и отождествляемые с ней. На наш взгляд, для всех этих значений может быть найден общий знаменатель - ценности. Распадение контактов между индивидами - это утрата возможности обмениваться ценностями. Поэтому можно дать следующее определение: аномия - это нарушение аксиологического обмена в культуре и обществе, распадение каналов ценностно-смысловой коммуникации, кризис воспроизводства ценностей и норм, приводящие к разнообразным деструктивным феноменам - социальной атомизации и дезинтеграции, десолидарности и дезадаптации, правовому нигилизму и перерождению правосознания. Таким образом, при изучении социокультурных патологий вопрос ценностей становится ключевым.

Список литературы

1.Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - Т. 1. От прошлого к будущему.

2.Барлыбаев, Х. А. Солидарология. Философия солидарности. - Уфа: Китап, 2016.

3.Голенкова, З. Т., Игитханян, Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. -1999. - № 9. - С. 22-33.

4.Жалкиев, В. Т. Солидарность и аномия в современном российском обществе. -Краснодар: КрУ МВД России, 2014.

5.Жевелик, О. Д., Долгицкий, О. Д. Аномия как источник физиологической дезадаптации // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2016. - № 2. - С. 52-54.

6.Панина, Н. В. Молодёжь Украины: структура ценностей,социальное самочувствие и морально-психологическое состояние в условиях тотальной аномии // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2001. - № 1. - С. 5-26.

7.Попова, Т. В. Социальные последствия аномии российского общества: экстремизм // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - С. 98-102.

8.Сальников, Е. В. Экстремистское насилие в обществе: феномен, сущность, стратегии социального бытия : дис. ... д. филос. наук. - Краснодар, 2015.

9.Шпак, Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 50-55.

10.Cohen, A. K. Delinquent Boys: The Culture of the Gang. Glencoe, N.Y. : The Free Press, 1955.

11.Etemadifar, S. A. Anomie and Development - A Cross-National Study // Submitted to the Graduate Faculty as partial fulfillment of the requirements for the Master of Arts Degree in Sociology. - The University of Toledo, 2016.

12.Raine, A. The Anatomy of Violence. - NY, 2014: Random House Inc. 13.Sajous-Turner, A., Anderson, N. E., Widdows, M. Aberrant brain gray matter in murderers // Brain Imaging and Behavior. - 2019. - Jul. 5: 1-12.

14.Seeman, M. On The Meaning of Alienation // American Sociological Review. - 1959. -№ 6 (24). - P. 783-791.

15.Teymoori, A. The Psychology of Anomie: A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy. - The University of Queensland, 2016.

ANOMIE: DEFINITION OF THE CONCEPT

V.A. Kuzmenkov

Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

named after V.V. Lukyanov e-mail: vakuzmenkov@gmail.com

The term «anomie» in the social and humanities sciences is used in various contexts that reveal the nature of this phenomenon in different ways. The author considers a number of «related» concepts - disintegration, atomization, solidarity, degeneration of legal consciousness, legal nihilism, disadaptation, absenteeism and apathy - and, starting from them, formulates his own definition of anomie.

Keywords: anomy, atomization, disintegration, solidarity, legal nihilism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.