Научная статья на тему 'Аномия и дисномия в государстве: к вопросу о рисках'

Аномия и дисномия в государстве: к вопросу о рисках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аномия и дисномия в государстве: к вопросу о рисках»

И.В. Понкин

Понкин Игорь Владиславович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аномия и дисномия в государстве: к вопросу о рисках

Современная юридическая наука все более обращается к вопросам рисков, сбоев, недостатков в праве и государственном управлении1.

Согласно нашей авторской дефиниции риск в государственном управлении - это феномен, характеризуемый неопределенностью (неопределенностями) условий и исхода приложения управленческих воздействий в рамках государственного управления и наличием некоторой реальной вероятности наступления существенных негативных последствий для предметно-объектной области государственного управления, процесса и результатов государственного управления (промежуточно-этапных, инструментальных реперных или конечных), а также для всей системы государственного управления и государства в целом (в том числе в части восприятия и оценки легитимности власти населением)2.

Одна из групп таких рисков сопряжена с феноменами аномии (англ. - апот1в) и дисномии (англ. -дувпотв).

Понятия «аномия» и «дисномия» и отражаемые этими (сопряженными между собой) терминами феномены исследованы на сегодня явно недостаточно.

И это при том, что, по словам И.Н. Барцица, сказанным им в 2000 году, но по сей день актуальным, «термин "аномия" как нельзя лучше характеризует ситуацию, сложившуюся в России, одной из основных проблем современного государственного развития которой является неисполнение законов самим государством и его составными частями»3.

По-прежнему имеющая место актуальность названной проблемы детерминирует актуальность исследования содержания релевантно описывающего ее термина.

Согласно существующим в научной литературе дефинициям «аномия - это тенденция к социальной смерти; в своем экстремальном проявлении аномия указывает на смерть общества, то есть даже не на деформированное общество, а на полное его исчезновение»4; «аномия - такое состояние общества, при котором значительная его часть сознательно нарушает известные нормы этики и права. Это тяжелая социальная болезнь и глубокий кризис культуры»5; «аномия - такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязательных общественных норм, относятся к ним негативно или равнодушно»6; «аномия социальная - состояние социальной дезорганизации общества, при котором культурные ценности, нормы, институты и связи отсутствуют или становятся неустойчивыми и противоречивыми, когда слабость императивов, правил и регулирующих отношений между индивидами и обществом приводит к тому, что большинство из них оказывается вне общества, вступая в конфронтацию с ним»7; «аномия - состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования

1 См.: Аврутин Ю.Е. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. СПб., 2017; Керимов А.Д. Стратегические просчеты российской политической элиты. М., 2011; Государственное антикризисное управление: учебник для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. Е.В. Охотского. М., 2016; Дойников И.В., Эриашвили Н.Д. Современная российская государственность. Проблемы государства и права переходного периода. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015; Дойников И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права: критика либерально-пораженческого направления правоведения. М., 2018.

2 Понкин И.В. Теория публичного управления: учебник для магистратуры и программ Master of Public Administration. М., 2017. С. 471.

3 Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 407.

4 Hilbert R.A. The classical roots of ethnomethodology: Durkheim, Weber, and Garfinkel [Классические корни этнометодоло-гии: Дюркгейм, Вебер и Гарфинкель]. Chapel Hill (North Carolina, USA): University of North Carolina Press, 1992. xvi; P. 86.

5 Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления // Доклады Центра проблемного анализа и государствен-но-управлеческого проектирования. Вып. 4. М., 2013. С. 4.

6 Макаренко Е.М. Аномiя // Енциклопедiя державного управлЫня: У 8 т. / нац. акад. держ. упр. при Президентовi УкраТни; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) [та ш]. К., 2011. Т. 1: Теорiя державного управлЫня / наук.-ред. колепя: В.М. Князев (ствголова), [та ш]. 2011. С. 30.

7 Крупник А.С. Аномiя со^апьна // Енциклопедiя державного управлЫня: У 8 т. / Нац. акад. держ. упр. при Президен-товi УкраТни; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) [та Ы]. - К.: НАДУ, 2011. Т. 1: Теорiя державного управлЫня / наук.-ред. колепя: В.М. Князев (ствголова), [та ш]. 2011. С. 31.

со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы, или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. Аномия фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой»1.

Аномия (иначе - беззаконие или отсутствие норм; от греч.:а - отрицательная частица, v6^og - закон) представляет собой одно из выраженно дисфункциональных состояний государства (и одновременно причину дисфункциональности государственного управления), является детерминантом несостоятельности государства. Соответственно, это явление (применительно к государству, праву и государственному управлению) входит в состав предметно-объектных областей, изучаемых общей теорией дезорганизации2, теорией девиантологии государственного управления3.

При этом, с другой стороны, аномия представляет собой массированную дисфункциональность системы права4, поскольку таковая не выполняет свою экспектативную нагрузку.

Согласно Джону П. Салливану слабые государства (как «зоны аномии») нередко становятся основой для формирования и существования «параллельного» или двойного суверенитета5.

В качестве индикаторов аномии в государстве (как «болезни» государства) могут быть обоснованно определены следующие:

- критические уровни дисфункционализации системы государственного управления;

- существование и активное функционирование параллельного права, в том числе «теневого права»6;

- критическое превышение параметрами масштабов распространенности в обществе (пораженно-сти общества) выраженного правового нигилизма и негативных форм (тем более - форм криминального) правосознания;

- крайне низкие уровни (резкое падение) легитимности власти в восприятии общества; высокие уровни недоверия населения по отношению к власти;

- расширение разрыва между социальными ожиданиями, запросами, требованиями населения и социальным «экспериментаторством» властей;

- резкое ухудшение ситуации с гарантированностью и защищенностью прав и свобод человека и гражданина; признаки трансформации государства в государство-дистопию7;

- набор критических масс накапливаемых пороков правосудия;

- высокие уровни абсентеизма (уклонение от участия в голосовании на выборах, игнорирование таковых) среди населения.

Согласно нашей концепции если аномия отражает статическое (или условно статическое) состояние (его параметры), то дисномия отражает процессы и градиенты8, отражая факт, меру и особенности развития дезорганизации в праве.

И есть еще такие отличия в предмете, описываемом этими терминами - дисномия референцирует-ся именно с массивами нормативного материала, с правовым пространством и с правовой действительностью (аномия может рассматриваться и как психологический феномен).

И если теме аномии было посвящено некоторое числе исследований, то понятие дисномии не известно российской науке, хотя за рубежом это понятие известно.

Концепт «глобальной дисномии», по общему признанию, введенный Никосом Пассасом в 2000 году9, отражает согласно названному автору (в соавторстве с Анамикой Тваймен-Гошел), «патологии в

1 Быченков В.М. Аномия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Науч-но-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов: в 4 т. М., 2010. Т. 1. С. 112.

2 См. подробнее: Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. М., 2007.

3 См. подробнее: Понкин И.В. Теория девиантологии государственного управления: Неопределенности, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении / предисл. А.Б. Зеленцов. М., 2016.

4 См. подробнее: Его же. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. 2016. № 7. С. 415.

5 Sullivan J.P. From Drug Wars to Criminal Insurgency: Mexican Cartels, Criminal Enclaves and Criminal Insurgency in Mexico and Central America, and their Implications for Global Security [От нарко-войн к криминальным повстанцам: мексиканские картели, криминальный анклав и криминальные повстанцы в Мексике и Центральной Америке и их последствия для глобальной безопасности] // Vortex Working Papers. 2012, March. № 6. P. 5.

6 О понятии теневого права в наиболее на сегодня развитой его концепции см.: Баранов В.М. Теневое право как антиюридическая жизнь // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4. С. 9-21; Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород, 2002.

7 См. подробнее о государстве-дистопии: Понкин И.В. Теория государственного управления: государство-дистопия // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 11-14.

8 Градиент - 1) направляющая, указывающая, куда возрастает функция; 2) показатель убывания или возрастания (на единицу длины) в пространстве какой-либо величины (Словарь иностранных слов современного русского языка / сост.: Т.В. Егорова. М., 2014. С. 177).

9 Passas N. Global Anomie, Dysnomie, and Economic Crime: Hidden Consequences of Neoliberalism and Globalization in Russia and Around the World // Social Justice. 2000, Summer. Vol. 27. № 2. P. 16-44.

Понкин И.В. Аномия и дисномия в государстве: к вопросу о рисках

305

государственном управлении как следствие следующего: 1) отсутствие адекватных международных стандартов; 2) наличие чрезмерного объема, порой противоречивых, правовых положений; 3) рассогласованное применение существующих международных норм, как следствие отсутствия сотрудничества, экстратерриториального применения национальных стандартов или специальных и дискриминационных применений закона. Дополнительным фактором, способствующим дисномии, являются сбои в государственном управлении на национальном уровне»1.

Аномия может быть результатом (в числе прочего, но гарантированно) бездарных, непродуманных, необоснованных, чрезмерно затянутых («бесконечных») правовых реформ, игнорирующих действительные (а не нафантазированные в ходе социального экспериментаторства) реалии, публичные интересы (высшей значимости), специфические индигенные для данной конкретной страны особенности системы права, юридического пространства, конституционного дизайна2, конституционных традиций и обычаев, тем более - реформы, направленные на уничтожение нравственных оснований, устоев и укладов жизни общества.

Конрад Лоренц писал в 1966 году: «Молодой "либерал", достаточно поднаторевший в научно-критическом мышлении, обычно не имеет никакого представления об органических законах обыденной жизни, выработанных в ходе естественного развития. Он даже не подозревает о том, к каким разрушительным последствиям может повести произвольная модификация норм, даже если она затрагивает кажущуюся второстепенной деталь. Этому молодому человеку не придет в голову выбросить какую-либо деталь из технической системы, автомобиля или телевизора только потому, что он не знает ее назначения. Но он выносит безапелляционный приговор традиционным нормам социального поведения как пережиткам - нормам как действительно устаревшим, так и жизненно необходимым. <...>/ Подавление традиции может привести к тому, что все культурные нормы социального поведения могут угаснуть, как пламя свечи»3.

Анамика Тваймен-Гошел и Никос Пассас, соответственно, пишут: «Глобальная дисномия, хотя и не неизбежная, судя по всему, растет. Академическим и политическим аналитикам надлежит сосредоточить внимание на развенчивании неолиберального глобализма как средства построения международного консенсуса и помочь в развитии инициатив на местах и надлежащего гражданского управления»4.

Тема аномии, дисномии, иных дефектов и дисбалансов правового регулирования5 исследована на сегодня явно недостаточно и требует дополнительных осмыслений и обсуждений. И настоящая статья является приглашением к дискуссии.

1 Twyman-Ghoshal A., Passas N. State and corporate drivers of global dysnomie: Horrendous crimes and the law // The Routledge International Handbook of the Crimes of the Powerful / Ed.: Gregg Barak. New York: Routledge, 2015. P. 108; Twyman-Ghoshal A. Dysnomie and the contemporary maritime piracy challenge // Current Problems of the Penal Law and Criminology / Ed.: Emil Plyvvaczewski. 6th ed. Warsaw, 2014. P. 775-789.

2 См. о конституционном дизайне: Барциц И.Н. Конституционный дизайн: образ государства и образ эпохи / Научные доклады РАНХиГС. Вып. 18/9. М., 2018.

3 Lorenz K. La acción de la naturaleza y el destino del hombre. Madrid, 1988. P. 164. Перевод цит. по: Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. М., 2011. С. 72-72.

4 Twyman-Ghoshal A., Passas N. State and corporate drivers of global dysnomie: Horrendous crimes and the law // The Routledge International Handbook of the Crimes of the Powerful / Ed.: Gregg Barak. New York: Routledge, 2015. P. 118.

5 См.: Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. 2016. № 7. С. 4-15. Понкин И.В // Общетеоретический и отраслевой аспекты нормы права: монография / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. М., 2018. С. 223-228; Понкин И.В. К вопросу о понятии и видах правовых коллизий // Юридическая техника: Ежегодник. Вып. 11: «Коллизии законодательных, интерпретационных, правоприменительных актов: доктрина, практика, техника преодоления». 2017. С. 280-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.