Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Юридическое пространство» в контексте публичного управления'

К вопросу об определении понятия «Юридическое пространство» в контексте публичного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC POLICY / LEGAL SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понкин Игорь Владиславович

Статья посвящена анализу дискуссии вокруг определения понятия «юридическое пространство», затрагивает концептуальные основы интерпретации этого понятия как одного из важнейших элементов онтологии публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to discussions about the definition of legal space, examines the conceptual basis of interpretation of this concept as one of the most important elements of ontology of public administration.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Юридическое пространство» в контексте публичного управления»

Право

Игорь ПОНКИН

к вопросу об определении понятия «юридическое пространство» в контексте публичного управления

Статья посвящена анализу дискуссии вокруг определения понятия «юридическое пространство». Автор затрагивает концептуальные основы интерпретации этого понятия как одного из важнейших элементов онтологии публичного управления.

The article is devoted to discussions about the definition of legal space. The autor examines the conceptual basis of interpretation of this concept as one of the most important elements of ontology of public administration.

Ключевые слова:

государственное управление, государственная политика, юридическое пространство; public administration, public policy, legal space.

В вышедшей в 1839 г. в Париже книге «Юридическое образо -вание во Франции и реформы, в которых оно нуждается» ее автор Эдуард де Лабуле отмечал, что преподавание права в этой стране в указанный период является «слишком поверхностным, неполным, устаревшим», что «юридическому образованию не хватает практической составляющей; между учреждением подготовки юри -стов и адвокатской конторой, между общей теорией и деловой прак тикой сегодня существует пропасть»1. К сожалению, указанные 175 лет назад недостатки юридического образования характерны и для современного российского юридического образования. Не случайно эти вопросы несколько лет назад поднимались президентом РФ.

Наука административного права и теория государственного управления нуждаются в переосмыслении базовых понятий, учете происшедших и грядущих изменений.

В контексте научного исследования особенностей публичного (государственного и муниципального) управления представляют интерес вопросы о том, где существует («бытийствует», реализуется, проявляется) таковое управление, в каком пространстве, можно ли как то четко определить суть этого пространства и установить его границы.

Таким универсумом онтологии (бытийствования) публичного управления, помимо чисто инструментальной привязки к терри -тории, на которую распространяется суверенная публичная власть в данном государстве, выступает так называемое юридическое про странство (правовое пространство). Унифицированного и обще -признанного определения этого понятия не существует, что связано с его многоаспектностью.

Прежде всего, следует отметить, что юридическое пространство — это не четко фиксируемый в материальном мире исчерпывающе совпадающий набор материальных предметов и атрибутируемых им признаков. Во многом понятие «юридическое пространство» — это представляемое пространство, связанное с системой образов, должным образом распределенных.

Полагаем, именно абстрактное мышление позволит более точно понять природу и суть понятия «юридическое пространство». Если же его ограничивать привязкой только к географии, то, пожалуй, незачем и вводить лишние понятия, если можно обойтись слово -сочетанием «территория действия публичного управления» или

ПОНКИН

Игорь

Владиславович — д.ю.н., профессор; профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы

Международного

института

государственной

службы и управления

РАНХиГС

i@lenta.ru

1 Laboulaye É. De l'enseignement du droit en France et des réformes dont il a besoin. Paris, 1839, p. 10, 18.

«территория действия права». Однако же рассматриваемое понятие является суще -ственно более глубоким феноменом.

Пьер Бурдье определял юридическое пространство как «социальное простран -ство, организованное вокруг конверсии прямого конфликта между непосред ственно заинтересованными сторонами в юридически урегулированный спор между профессионалами, действующими на основании полномочий. Кроме того, это пространство, в котором такие споры существуют»1. Согласно концепции Пьера Бурдье, юридическое пространство явля -ется пространством, пользующимся значительной символической властью, однако в целом — меньшей автономией, чем, например, иные виды социального пространства2.

Вслед за Пьером Бурдье Маурисио Гарсия -Вийехас утверждает, что правовое пространство — это социальное простран -ство, в котором участники оспаривают толкование правовых форм и правовое видение закона и общества. Участники юридического пространства состязаются за присвоение символической власти, подразумеваемой текстами законов3.

По мнению Макса Вебера, целью пра -вовых систем так или иначе является ста билизация элемента неопределенности, типичного для неправового регулирования отношений между субъектами4. Поэтому, как указывает Наоми Риньютц Урсои, пра -вовая система предлагает различным субъ ектам определенность (или, как минимум, высокую степень ее вероятности), поэтому в связи с приведением в исполнение уста -новленных специализированными орга нами принудительных мер другие субъ екты будут действовать определенным предсказуемым образом. Таким образом, традиционные юридические простран -ства определяют рамки правоотношений и/или правовой статус, регулируемый законом. По мнению многих теоретиков права, зачастую юридическое простран

1 Bourdieu P. The Force of Law: Toward a Sociology of the Juridical Field // Hastings Law Journal, 1987, vol. 38(5), p. 831.

2 Ibid, p. 838 etc.

3 Garcia-Villegas M. Comparative Sociology of Law: Legal Fields, Legal Scholarships, and Social Sciences in Europe and the United States // Law & Social Inquiry, 2006, spring, vol. 31, № 2, p. 346—347.

4 Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology / ed. by G. Roth, C. Wittich. — Berkeley: University of California Press, 1978.

ство создает свой объект регулирования. В реальности юридическое пространство в контексте публичного управления полу -чает свои определяющие характеристики и особенности посредством формирова -ния вокруг себя стандарта надлежащего управления — принципа, установленного и существующего постольку поскольку он признается законом5.

В концепции И.Н. Барцица понятие «правовое пространство интерпретируется как сфера регламентации юридическими нормами правомерного поведения госу -дарства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени»6.

Согласно подходу В.В. Суханова, «пра -вовое пространство является специфи -ческой формой социально - физического пространства для всех элементов содер -жания права» и «имеет три неразрывно связанные формы: общественное, лока -лизованное и индивидуальное правовое пространство, находящиеся в системной связи», при этом конкретность этой связи задается «комплексом экономических, политических, историко культурных и идейных факторов»7.

Ральф Вилд рассматривает юридиче -ское пространство как «территориально пространственную основу юрисдикции» — в том значении, в каком оно понимается, например, различными международными договорами: юридическое пространство находится в рамках границ государства, участвующего в каком -либо международном договоре8.

В целом, сегодня наиболее серьезно проработан именно этот аспект правового пространства — тема конституционного пространства как вида правового про-странства.

В частности, И.Н. Барциц определяет конституционно- правовое пространство Российской Федерации как «сферу регулирования юридическими нормами

5 Reniutz Ursoiu N. Good Administration Quo Vadis: Legality or Efficiency? // Uppsala Faculty of Law Working Paper, 2011, № 5, p. 19—20.

6 Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. — М. : Изд-во МГУ, 2000, с. 24.

7 Суханов В.В. Правовое пространство и его формы : дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. - М., 2005.

8 Wilde R. The «Legal Space» or «Espace Juridique» of the European Convention on Human Rights: Is It Relevant to Extraterritorial State Action? // European Human Rights Law Review, 2005, is. 2, p. 116 etc.

моделей правомерного поведения госу -дарства, его составных частей и граждан в конкретное историческое время в грани -цах территории, на которую распростра -няется действие принципа верховенства Конституции Российской Федерации», а в качестве признаков конституционно -правового пространства выделяет сле -дующие: «1) суверенитет государства над всей его территорией; 2) непрерывность, однородность и целостность; 3) террито -риальная ограниченность; 4) системно -структурный характер; 5) внутреннее единство; 6) внешнее единство; 7) преемственность»1.

Внутренняя организация юридического пространства обусловлена, как считает Седа Калем, его внутренними докумен -тами, типичным поведением и ценностями, которые такое пространство опре -деляют. Вхождение в юридическое про странство можно рассматривать в качестве согласия разрешать любые возникающие конфликты законными способами2.

По мнению Боавентуры де Суза - Сантос, юридическое пространство возникает в рамках правового порядка посредством проекции существующих социальных условий при принятии правовых норм3.

Согласно Джону Линдсею, юридиче -ское пространство можно рассматривать также в качестве степени свободы дей ствий, которая предоставляется субъектам в определенных правовых рамках (при обеспечении некоторой гибкости таких рамок) и которая дает им возможность осуществлять свой выбор таким образом, чтобы это отражало их уникальные по -требности, стремления, а также условия, в которых они находятся4.

По мнению, Шарлотт Жирар, поня -

1 Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской Федерации : автореф. дис. ... д.ю.н. - М. : РАГС, 2001.

2 Kalem S. Contested Meanings — Imagined Practices: Law at the Intersection of Mediation and Legal Profession. A socio -legal study of the juridical field in Turkey. — Ann Arbor : ProQuest LLC., 2010, p. 89—90.

3 De Sousa-Santos B. Una cartografía simbólica de las representaciones sociales: Prolegómenos a una concepción posmodema del derecho // Nueva Sociedad, 1991, № 116, p. 18-38; http://www. boaventuradesousasantos.pt/media/pdfs/Cartografia_ simbolica_NuevaSociedad.pdf

4 Lindsay J. Designing Legal Space: Law as an Enabling Tool in Community-based Management // Plenary Presentation, International CBNRM Workshop, Washington D.C., USA, 10—14 May 1998; http://www.cbnrm.net/pdf/lindsay_001.pdf, p. 1, 8.

тие нормативного пространства является менее жестким, чем, например, поня -тие правового порядка или юридической системы. Правовой порядок, правовая система, нормативное пространство осно вываются на критерии когерентности, что оправдывает их определенную закрытость, однако не абсолютную, поскольку норма -тивное пространство может включать в себя незаконченные или незавершенные правовые порядки. Таким образом, юри -дическое пространство является незам кнутой системой5.

Исторически сложилось так, что гра -ницы юридического пространства рас -ширяются по мере развития прогресса и усложняются в процессе социального структурирования6.

При этом внутри юридического про -странства, пишет Маурисио Гарсия-Вийехас, участники, находящиеся на разных позициях и наделенные разными правами и обязанностями, состязаются за возможность оставить за собой последнее слово о значении и рамках закона. Такая состязательность является не только интеллектуальной, но и политической в силу того, что большинство правовых спо ров имеет прямые последствия для рас пределения власти в политическом про странстве. Юридическое пространство в его величии, со своими обрядами и непри косновенными ценностями, не подается сокращению только за счет существующих экономических сил7. При этом позиции и права и обязанности действующих в юри дическом пространстве субъектов явля -ются выражением правовой и политиче ской культуры, существующей в каждой правовой традиции, которая тесно свя зана с конкретными типами государства и политической легитимации8.

Согласно нашей концепции считаем необходимым рассматривать понятие

5 Girard C. Procès équitable et enchevêtrement des espaces normatifs (Réflexions sur la problématique genérale) // http://hal - parisl.archives - ouvertes. fr/docs/00/41/90/87/PDF/Proces_equitable_et_ enchevetrement_des_espaces_normatifs_ - _Girard_ Charlotte.pdf, p. 2.

6 Pérez Martínez M.A., Pardo Hernández F., del Consuelo Zurita Mezquita G. Regulación jurídica del espectro radioeléctrico en México. Análisis de la derogada Ley Televisa // http://www.tfjfa.gob.mx/ investigaciones/pdf/espectroradioelectrico.pdf, p. 2.

7 García-Villegas M. Op. cit., p. 346.

8 Ibid., p. 368.

«юридическое пространство» в несколь -ких аспектах.

В философско- правовом понимании юридическое пространство (в контексте публичного управления) — это универ -сум объективации и онтологии права (как основы публичного управления), а также объективации и онтологии собственно публичного управления (как связанной правом деятельности публичной админи -страции) и, в частности, правового регулирования (как одного из наиболее часто задействованных инструментов публич -ного управления).

В политико географическом понима нии юридическое пространство суверен ного государства совпадает с территорией юрисдикции этого государства.

В юридико - техническом (инструмен -тальном) понимании юридическое про странство есть представляемое простран ство, выражающее матрицу, атрибутиру -ющую каждому элементу совокупности правовых норм, актов, явлений, субъек тов и объектов публичного управления, публично правовым и другим право вым отношениям свои наборы параме -

тров, привязывающую их к определен -ному «образу места» в этой матрице, но также определяющую, как формальное право, формальная правовая система вза -имодействует с субъектами и объектами публичного управления соответственно конкретным обстоятельствам, предостав ляя определенную свободу такого вза -имодействия.

Отметим также еще один момент. Юридическое пространство в зависи мости от «системы координат» толкова -ния может быть как содержательно уже нормативного пространства (право — не единственный регулятор в обществе), так и содержательно шире его, учитывая соотношение масштабов и других весо вых параметров публичного порядка и автономных внеправовых нормативных порядков1.

1 Относительно автономных внеправо-вых нормативных порядков см.: Понкина А.И. Государственное управление и автономная институализация в области спорта. — М., 2013; она же. Автономность спорта: Теоретико -правовое иссле -дование. — М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.