Научная статья на тему 'Функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности'

Функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / LEGAL POLICY / FUNCTIONS OF LEGAL POLICY / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / COMPETITIVENESS / INTERNATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голуб Константин Юрьевич

Статья посвящена изучению вопроса о функциях правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает подходы к определению функций, понятие функции в теории права, выделяет функции правовой политики в сфере ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to functions of Russian legal policy in the sphere of foreign economic activities. The author considers approaches to defining function and the notion of a function in the theory of law, and points out functions of the legal policy in the sphere of foreign economic activities.

Текст научной работы на тему «Функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности»

Право

Константин ГОЛУБ

ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена изучению вопроса о функциях правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает подходы к определению функций, понятие функции в теории права, выделяет функции правовой политики в сфере ВЭД.

This article is devoted to functions of Russian legal policy in the sphere of foreign economic activities. The author considers approaches to defining function and the notion of a function in the theory of law, and points out functions of the legal policy in the sphere of foreign economic activities.

Ключевые слова:

правовая политика, функции правовой политики, внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, международная интеграция; legal policy, functions of legal policy, foreign economic activities, competitiveness, international integration.

ГОЛУБ Константин Юрьевич — аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии; главный специалист — эксперт Министерства финансов РФ kgoloub@mail.ru

Правовая политика представляет собой целенаправленную деятельность по достижению полезного эффекта в опреде -ленной сфере правовой жизни. Взаимосвязь содержания правовой политики и ее целей и задач может быть охарактеризована посредством изучения функций правовой политики.

В философском понимании функция — способ поведения, при -сущий конкретному объекту и способствующий сохранению его существования. Для уяснения сущности категории «функция» полезно ее математическое понимание. Так, функция описывает взаимозависимость двух динамических величин, характеризую -щуюся тем, что изменение одной величины приводит к изменению другой. Модельное упрощение данного определения выглядит так: если в момент времени ( предпринять действие х, то в момент вре -мени (+1 действие х приведет к результату Д.х).

В экономической науке широко используется метод экономи -ческого моделирования, основанный на построении всевозможных зависимостей между общественными процессами. Однако ключевым условием моделирования является наличие допущений

— сознательного игнорирования каких-либо явлений. Иными сло -вами, результат Д(х) всегда является следствием неограниченного числа различных зависимостей.

Таким образом, функция применительно к социальным явле -ниям представляет собой не полноценную зависимость, а направ ление воздействия, вектор по отношению к заданной цели. Причем при реализации данной функции цель вовсе не обязательно будет достигнута.

В общественном и государственно - правовом смысле в качестве функции определяется роль конкретного института или процесса по отношению к целому. Анализ положений действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что, как правило, под функцией понимается конкретное направление деятельности в рамках достижения установленной цели1. Фактически под функ -цией федерального органа исполнительной власти или должност

1 В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» перечисляются такие функции федерального органа исполнительной власти, как функция по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управле нию государственным имуществом, по оказанию государственных услуг.

ного лица понимаются направления его деятельности, сфера его компетенции1.

Ученые выделяют следующие общие функции правовой политики: функцию повышения эффективности права, регулятивную, прогностическую, оценочную, культурно воспитательную, стимулирую щую и ряд других функций. Специальные функции правовой политики проявляются при формировании и реализации конкрет -ных ее видов. Будучи нацелены на дости -жение общих целей, функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выделяются, пре -жде всего, спецификой трансграничного объекта их реализации и зависимостью конечного результата от международно правовой деятельности субъектов право вой политики.

Отмеченные особенности функций пра -вовой политики в сфере ВЭД позволяют говорить о них как об относительно само стоятельных направлениях воздействия на внешнеэкономическую сферу. В этой связи основным критерием классифика ции указанных функций является сфера их реализации. На основании этого пред -ставляется логичным выделить следую -щие функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности.

I. Функция совершенствования меха -низма правового регулирования ВЭД.

Реализация данной функции предпола -гает осуществление комплекса правовых мер, направленных на повышение эффек тивности государственно правового регу лирования ВЭД в условиях дальнейшей интеграции России в глобальную эконо -мическую систему. Необходимость совер шенствования государственно правового регулирования ВЭД обусловлена следую щим обстоятельствами. Во первых, в рам ках развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве неизбежна передача части суверенных полномочий в сфере регулирования ВЭД на наднацио нальный уровень в рамках Таможенного союза и Единого экономического про -странства, а значит и существенная моди

1 Частью 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 154- ФЗ от 5.07.2010 г. «Консульский Устав Российской Федерации» установлено, что под консульскими функциями понимаются пол -номочия консульских учреждений и консульских отделов по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

фикация национальной системы регули -рования ВЭД.

Во вторых, экономическая интеграция требует гармонизации и унификации зако -нодательства в социально экономической сфере. При этом затрагиваются не только законодательство в сфере внешнеэко номической деятельности (таможенно -тарифные и нетарифные нормы), но и нормы права смежных отраслей (мигра ционное право, налоговое, администра тивное законодательство и проч.).

В- третьих, внешнеэкономическая сфера в настоящее время характеризу ется избыточным характером запретов, административных формальностей и процедур для участников ВЭД, сохране ние которых приводит к потере конку рентоспособности отечественных пред принимателей.

В четвертых, в настоящее время пред принимательское сообщество слабо вовлечено в процесс выработки и приня тия решений по вопросам регулирования ВЭД, что негативно отражается на эффективности принимаемых субъектами пра вовой политики решений.

II. Функция правового обеспечения экономической интеграции.

Мировая экономика остается конгло мератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможное будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интере сов и специфических целей развития.

Данную функцию целесообразно под разделить на два направления: правовое обеспечение интеграции в мировую эко номику и правовое обеспечение инте грационных процессов на постсоветском пространстве.

Первое направление напрямую связано с решением таких приоритетных задач правовой политики в сфере ВЭД, как обе -спечение наиболее выгодного для отече -ственных экономических агентов член ства России в ВТО, ООН и ОЭСР; участие в определении мирового экономического порядка; формирование общего экономи ческого пространства Россия — ЕС, раз -витие кооперации в рамках АТЭС, БРИК и ШОС, а также имплементация соответствующих международных норм и правил в российскую систему права.

Второе направление касается разработки

и унификации правовых норм, вытекаю щих из процессов экономической инте грации в рамках Евразийского экономи ческого сообщества, Таможенного союза и Единого экономического простран ства. Так, создается и совершенствуется наднациональная договорно правовая база, охватывающая вопросы экономи ческой и внешнеэкономической поли тики; проводится передача части полно -мочий на наднациональный уровень и имплементация решений, принимаемых органами Таможенного союза. Кроме того, определенное влияние на систему государственно-правового регулирова-ния ВЭД оказывают процессы углубления экономической интеграции в формате СНГ, предполагающей в т.ч. сближение и гармонизацию систем регулирования.

III. Функция защиты интересов граждан и отечественных предпринимателей от недобросовестной международной конку ренции.

Обеспечение благоприятных условий для участия страны в международном раз делении труда осуществляется по двум направлениям.

Первое направление связано с вмеша -тельством государства в процесс конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. При этом основным средством воздействия со сто роны государства являются меры по уре гулированию доступа иностранных това ров, услуг, капиталов и других факторов производства на внутренний рынок. Такие меры оказываются обычно мерами огра ничительного характера.

Участие страны в международных эко номических отношениях в основном базируется на использовании абсолютных и сравнительных преимуществ в торговле товарами. Наиболее типичные способы использования этих инструментов — пограничные барьеры в форме тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами. В торговле же услугами — это ограничения по доступу на рынок (как правило, количественного характера) и меры дискриминационного характера. Современная торговая политика все в большей степени меняет свою направлен ность в сторону применения частичных и адресных ограничений, отказываясь от

создания общих барьеров для доступа на внутренний рынок.

Направления защиты интересов отече ственных экономических агентов на внеш -них рынках многогранны. К ним может относиться определение правовых основ мер финансовой (например, экспортное кредитование), промоутерской (совер шенствование выставочно ярмарочной деятельности) или информационной под держки экспорта. В рамках указанной функции предполагается либерализация условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки, устранение дискриминационных подхо дов иностранных государств к России при формировании торговой политики.

IV Функция международного нормот -ворчества.

Российская Федерация как субъект международного права в целях защиты своих национальных интересов и инте ресов своих граждан обязана принимать непосредственное и активное участие в выработке международного экономиче ского порядка. Представляется, что ука занная функция реализуется по следую щим направлениям:

— совершенствование международной договорно правовой базы во внешнеэко номической и внешнеторговой сферах, в т.ч. в целях снижения технических барье -ров в торговле;

— формирование глобальной энергети -ческой инфраструктуры и выработка пра вил функционирования глобальных энер гетических рынков;

— формирование справедливой международной торговой системы при полно -правном участии РФ в международных экономических организациях;

— полноправное вступление России в ВТО и ОЭСР.

Функции правовой политики представ ляют собой ключевые направления воз действия субъектов, определяемые ее при оритетами и целями. В настоящее время функции российской правовой политики в сфере внешнеэкономической деятель ности обусловлены геополитическими и макроэкономическими процессами, про текающими в мировой экономике и соз дающими новые угрозы и новые возмож ности для экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.