производственные посещения, а также выезжают в магазины с проверками и посещают потребительские фокус-группы.
7) Вознаграждайте за хорошую работу, а не только за результаты. Хоть результаты и важны, но это не единственный критерий хорошей работы. Если служащий не получил запланированные показатели, не обязательно, что его накажут; во внимание принимаются уважительные причины и факторы, на которые он не в силах повлиять. И наоборот, даже когда работник выполнил все намеченное, считается, что он плохо поработал, если были упущены какие-то возможности.
8) Бережное отношение к новым идеям. В большой организации, безусловно, новые идеи, потенциал которых не заметен сразу, могут затеряться. Но в P&G понимают, что необходимо поддерживать поборников новых идей, если это действительно новые идей, а не просто незначительные инновации. Ведь компании нужны новые крупные марки, способные приносить миллиарды долларов.
9) Не следует мыслить вразрез с общепринятой установкой. Лучше просто поменять ее. Некоторые осуждают P&G за то, что ее верования и установленные порядки слишком структурированы, что мешает быстро реагировать на изменения рыночных условий и создавать творческие подходы к решению проблем. Но на деле ситуация такова: хотя P&G не спешит отказываться от проверенных временем порядков и верований, однако если старые методы перестают действовать, компания их переоценивает и по необходимости меняет.
Таким образом, ключевым фактором успеха компании Procter & Gamble стало выстраивание организационных черт, присущих великим компаниям, а не стремление ударить по рынку товарной идеей и оседлать взлетающую кривую жизненного цикла привлекательного продукта.
Литература
1. Дайер Д. Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов: пер. с англ. М., 2005. 523 с.
2. Декер Ч. Л. 99 секретов успеха P&G. М., 2006. 306 с.
3. The Procter & Gamble Company. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Procter_%26_Gamble/ (дата обращения: 05.05.2016).
4. Procter & Gamble. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pg.com/ru_RU/ (дата обращения: 09.05.2016).
Аномалии финансовых рынков Муравьева Я. И.
Муравьева Яна Игоревна /Muraveva Iana Igorevna - студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки возникновения аномалий на финансовом рынке, позволяющих получать сверхприбыли, а также описываются наиболее популярные группы аномалий, используемых инвесторами.
Ключевые слова: доходность ценных бумаг, поведенческие финансы, отклонения на финансовом рынке.
На сегодняшний день принято считать, что ценообразование активов на финансовом рынке базируется на двух ключевых блоках: поведении инвесторов (здесь следует делать упор на психологии инвесторов, а также склонности к арбитражу), а также на
соотношении риска активов. В результате первого блока возникло направление поведенческих финансов, которая предполагает, что не все инвесторы действуют рационально и иногда могут совершать ошибки, но при этом их доходность может быть значительно выше, чем согласного гипотезе эффективности рынка.
Известно, что в рамках теории эффективности рынка, когда наблюдается полная информация на финансовом рынке, имеется совершенная конкуренция, отсутствует арбитраж, а инвесторы действуют рационально, используется модель САРМ для определения доходности ценных бумаг. В рамках данной модели предполагается, что чем выше риск, тем выше требуемая доходность инвесторов. Впоследствии данная модель подвергалась критике из-за широкого разброса дисперсий доходностей, однако и по сей день остается наиболее популярной на практике в силу своей простоты [3]. Тот факт, что модель САРМ не может полностью описать поведение инвесторов и реальное ценообразование активов, привело к созданию других теорий, таких как модель Фамы-Френча, учитывающая как размер компании, момент времени. Это и дало началу зарождения поведенческих финансов, которые имеют дело с аномалиями на финансовом рынке [2].
Аномалии в целом показывают, как иррациональное поведение инвестора с точки зрения теории эффективности рынка позволяет получить значительно выше доходность, чем нежели при использовании классических моделей. Авторы теории поведенческих финансов указывают на наличие систематических ошибок инвесторов, их нейтральность к риску или боязнь делать что-то новое [4]. Такое влияние позволяет недооценивать или наоборот переоценивать активы. Именно поэтому считается, что часто классической теории эффективности рынка недостаточно, нужно брать во внимание иррациональное поведение инвесторов. В результате такого поведения на финансовом рынке сформировались следующих группы аномалий.
Бета аномалии. Предполагается, что акции с низким коэффициентом бета недооценены, поскольку низкая оценка риска оценивается исходя из личных предпочтений инвесторов [3]. В результате складывается следующая ситуация: акции, которые действительно должны стоить дорого, недооценены, и наоборот, акции с высокой бетой, слишком переоценены. Причиной этому также является иррациональное поведение инвесторов, которые не могут учесть влияние всех факторов [4].
Календарные аномалии. Под воздействием того или иного календарного периода (конец года, конец квартала) может значительно изменяться цена ценной бумаги. Также к календарным аномалиям можно отнести и «эффект Хэллоуина», «эффект конца года», «эффект праздников» и т.д. Нужно отметить, что данная аномалия - довольно характерное явление, причем не только на финансовом рынке.
Следующая группа аномалий связана с капитальными инвестициями компании. Было выявлено, что увеличивая инвестиции в операционные активы, в будущем уменьшается доходность акций компании. Помимо этого, было выявлено, что изменение в затратах на рекламу также негативно влияет на доходности компаний [1].
Аномалии, связанные с инновациями. Некоторые феномены говорят, что инвесторы могут иногда опираться на инновационную активность компании. Было выявлено, что акции компаний, которые имеют высокий показатель КО к ЕМ, демонстрируют лучше показатели, нежели другие компании.
Аномалии, связанные с начисленными расходами. Было выявлено, что высокие начисленные расходы сопровождаются низкими доходностями. Данные исследования проводились в секторах, где такой параметр как начисленные расходы является наиболее важными показателем [1].
Аномалии, связанные с дивидендной политикой. Исследования показывают, что фирмы, которые инициировали выплату дивидендов, выигрывают по сравнению с остальными, поскольку такие действия приводят к росту цен на акции. Кроме того, также было определено, что компании, которые увеличивают свои дивидендные выплаты, также имеют сравнительное преимущество перед остальными. Доходность
таких акций возрастает [5]. Похожий результат дало исследование, связанное и с изменением дивидендного дохода акций.
Аномалии, связанные с волатильностью. Такие аномалии наиболее известны как крах финансового рынка, обвал индексов, паника на финансовом рынке и имеют место в основном лишь в краткосрочном периоде. Данные аномалии довольно сложно предсказать на сегодняшний день.
Таким образом, были показаны только некоторые группы аномалий. Однако инвестору для получения сверхприбыли следует придерживаться как рациональной теории, так и учитывать влияние наиболее важных аномалий, чтобы адекватно понимать, как формировать портфель ценных бумаг и в какой момент его стоит пересматривать и диверсифицировать.
Литература
1. Agarwal V., Taffler R. Does financial distress risk drive the momentum anomaly? // Financial Management, 2008. Т. 37. №. 3. С. 461-484.
2. Baker M., Bradley B., Wurgler J. Benchmarks as limits to arbitrage: Understanding the low-volatility anomaly // Financial Analysts Journal, 2011. Т. 67. №. 1. С. 40-54.
3. Frazzini A., Pedersen L. H. Betting against beta // Journal of Financial Economics, 2014. Т. 111. №. 1. С. 1-25.
4. Jacobs H. What explains the dynamics of 100 anomalies? // Journal of Banking & Finance, 2015. Т. 57. С. 65-85.
5. Sias R. W., Starks L. T. The day-of-the-week anomaly: The role of institutional investors // Financial Analysts Journal, 1995. Т. 51. №. 3. С. 58-67.
Биржевой рынок акций России: проблемы и перспективы развития
Кятов А. К.
Кятов Альберт Казбекович / Kyatov Albert Kazbekovich - студент, кафедра финансовых рынков и финансового инжиниринга, кредитно-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается такой сегмент экономики России как биржевой рынок ценных бумаг, а именно рынок акций, приведены количественные показатели, отражающие основные тенденции на рынке акций, проведен обзор ключевых проблем биржевого рынка, в частности проблемы ликвидности, предложены пути преодоления данных проблем и выведены перспективы развития биржевого рынка. Ключевые слова: акция, ликвидность, Московская биржа, Центральный банк.
Биржевой рынок акций России является относительно молодым, по сравнению с биржевыми площадками развитых стран. Капитализация российского рынка акций по итогам 2015 года достигла 28,8 трлн. рублей (35,6% ВВП), что существенно ниже среднемирового уровня, составляющего 82,3% мирового ВВП. Коэффициент цена/прибыль российского рынка акций в четыре раза ниже американского и в два раза ниже китайского, что характеризует чрезвычайно высокое требование инвесторов к премии за российский риск в текущих геополитических условиях при одновременно низком уровне инвестиционного климата и доверия к корпоративному управлению в публичных акционерных обществах.
Основной проблемой на рынке акций является проблема низкой ликвидности. Ликвидность на биржевом рынке сосредоточена условно вокруг акций 30 эмитентов, которые занимают наибольшую долю в оборотах. Объем торгов этими акциями занимает