Научная статья на тему 'АННОТАЦИЯ КНИГИ:МАКСИМОВ АЛЕКСЕЙ, СВЯЩ. КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИОЛОГИЯ :ИСТОРИЯ. ТЕОРИЯ. ГЕРМЕНЕВТИКАМОСКВА : ИЗД-ВО ПСТГУ, 2021. 384 С.'

АННОТАЦИЯ КНИГИ:МАКСИМОВ АЛЕКСЕЙ, СВЯЩ. КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИОЛОГИЯ :ИСТОРИЯ. ТЕОРИЯ. ГЕРМЕНЕВТИКАМОСКВА : ИЗД-ВО ПСТГУ, 2021. 384 С. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АННОТАЦИЯ КНИГИ:МАКСИМОВ АЛЕКСЕЙ, СВЯЩ. КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИОЛОГИЯ :ИСТОРИЯ. ТЕОРИЯ. ГЕРМЕНЕВТИКАМОСКВА : ИЗД-ВО ПСТГУ, 2021. 384 С.»

Аннотация УДК 2-76

DOI: 10.25803/26587599_2022_41_182

М.А. Верховская

Аннотация книги: Максимов Алексей, свящ. Католическая миссиология : История. Теория. Герменевтика

Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. 384 с.

Верховская Марина Александровна, независимый исследователь, Москва, Россия / Verkhovskaya Marina Alexandrovna, Independent Scholar, Moscow, Russia, verkhovskaya.ma@gmail.com

для цитирования: Верховская М. А. Аннотация книги: Максимов Алексей, свящ. Католическая миссиология : История. Теория. Герменевтика. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2021. 384 с. // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 41. С. 182-187. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_182.

for citation: Verkhovskaya M. A. (2022). "Book abstract: Maximov Alexey, priest. (2021). Catholic Missiology : History. Theory. Hermeneutics. Moscow : PSTGU Publ.". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 41, pp. 182-187. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_182.

В марте 2021 г. в издательстве ПСТГУ вышла монография «Католическая миссиология : История. Теория. Герменевтика» свящ. Алексея Максимова, написанная на основе диссертации, защищенной в Папском Григорианском институте 1. Автор, публикуя

© Верховская М. А., 2022

1. См. также: [Максимов 2011; Максимов 2015].

м. А. верховская • лннотлция книги: млксимов Алексей, свящ. католическая миссиология : история. теория. герменевтика

плод десятилетнего исследовательского труда, предлагает новый для православного читателя взгляд на миссиологию и ее место в системе богословских дисциплин.

Подзаголовок монографии содержит слово «история», что обусловило структуру книги, состоящую из трех частей, каждая из которых связана с определенными историческими периодами: первая посвящена периоду от раннего Средневековья до рубежа XIX-XX вв., вторая — первой половине ХХ в., третья — периоду от II Ватиканского собора до нынешнего дня. Хронологическое расположение материала не мешает автору ставить не только исторические, но и теологические задачи: историю миссии о. Алексей Максимов полагает в основание богословской рефлексии. Он видит свою цель в том, чтобы дать систематический анализ эволюционных процессов в теории и практике западно-христианской миссии.

В качестве базового концепта автор предлагает понятие «модель миссии» (с 14). Та или иная «модель» возникает в определенном историческом контексте, но оказывает влияние на понимание, мотивацию и практику миссии и вне контекста своего возникновения. Таким образом, это понятие является не исторической, а ментальной конструкцией. Опираясь на опыт своих предшественников — Д. Боша, С. Дианича, П. Джильони, а также С. Бевенса и Р. Шредера, которые предлагали рассматривать историю миссии как смену или сосуществование определенных парадигм, или моделей, миссии, о. Алексей предлагает собственную методологию в вопросе периодизации истории миссии, используя термин «Средневековье» (с 21) как вспомогательный, технический, не столько исторический, сколько социологический. «Средневековье» понимается как ментальный комплекс представлений и их отражение в соответствующих «моделях миссии».

Священник Алексей Максимов выделяет три основных периода «Средневековья»: V — сер. XI в., сер. XI — XV в., XVI — нач./сер. XX в. Рассматривая первый период, автор выявляет две основные «модели миссии»: «религиозно-политическую», для которой характерен был массовый, а часто и насильственный характер обращений, и «монашескую», включавшую в себя различные типы монашеских движений с соответствующими им миссионерскими методами.

Исследование второго периода показывает, что соответствующие ему «модели миссии» восходят к моделям первого периода: концепция Крестовых походов как «косвенных миссионерских войн» (с. 36) — к «религиозно-политической», а движение монашеских

орденов — к «монашеской» модели. В третьем периоде, начало которого связано с открытием Нового Света, доминирующей моделью миссии была conquista. Она имела в своем основании ту же «религиозно-политическую» модель, в рамках которой, «говорить о евангелизации и колонизации означало говорить одно и то же» (с. 48). Методологическим принципом этого типа миссии служило выражение tabula rasa, а приобщение к вере означало приобщение к высшей цивилизации. В третьем периоде возникают и альтернативные подходы в миссии: профетическая модель миссии доминиканца Бартоломео де Лас Касаса, боровшегося за права индейцев и провозгласившего идею «духовного завоевания», иезуитские модели миссии в Парагвае (редукции или резервации) и в Северной Америке («Новой Франции»), где миссионеры перемещались вместе с местными кочевыми племенами, а помощниками иезуитов и катехизаторами были миряне, в том числе, женщины.

Особым образом выделяются модели миссии иезуитов в Азии: отказавшись от принципа tabula rasa как противоречащего задачам христианской миссии и использовав «деликатный метод» (с. 54) вначале в Японии, а затем и во всех иезуитских миссиях в Азии, они развили принцип культурной адаптации, т. е. приспособления форм, методов, языка миссии к культурным и социальным формам контекста. Совершенно новым явлением было формирование автохтонного клира и признание его Римским престолом, а также участие в миссии иезуитов местных мирян — катехизаторов и «старцев», возглавлявших основанные иезуитами братства.

Иезуитские модели миссии, имевшие не столько методологические особенности, сколько иные онтологические основания, сталкивались с жестким сопротивлением со стороны других миссионеров и официального Рима, что показало несовместимость этих моделей со «средневековой моделью миссии».

Автор показывает, что миссионерская парадигма Католической церкви на всем протяжении длительного периода с V по XX в. оставалась «средневековой», потому что при всех трансформациях форм и методов она базировалась на «средневековых» константах, т. е. на неизменных экклезиологических, сотериоло-гических, культурологических и антропологических принципах.

Вторая часть монографии посвящена тем изменениям в миссионерской парадигме, которые происходили в первой половине ХХ в. и явились подготовкой ко II Ватиканскому собору на разных уровнях:

м. А. верховская • аннотация книги: мАксимов Алексей, свящ. католическая миссиология : история. теория. герменевтика

• доктринальном: в учении Магистериума были поставлены вопросы миссионерской экклезиологии, роли местной церкви как субъекта миссии, места мирян в миссии и апостолата мирян;

• богословском: зарождение и становление католической миссиологии как научной дисциплины; становление «миссиоло-гических школ»; подготовка экклезиологической реформы церкви (Ш. Жюрне, Анри де Любак, Ив Конгар);

• практическом: установление автохтонной иерархии и клира, апостолат мирян, культурная адаптация и другие изменения, ставшие возможными в результате начатой экклезиологической реформы.

Третья часть монографии посвящена экклезиологической и миссионерской реформам II Ватиканского собора и развитию миссиологии в постсоборный период. Важнейшим итогом собора было переосмысление самого понятия Церкви и ее миссии. На смену предложенному Роберто Беллармином в XVI в. и господствовавшему в течение нескольких столетий представлению о церкви как совершенном обществе (societas perfecta), в соответствии с которым происходило разделение на церковь учащую и церковь учащуюся, пришло свойственное древней церкви понимание, что Церковь — это народ Божий, Тело Христово. Ключевыми документами экклезиологической реформы собора стали энциклика Ecclesiam suam папы Павла VI и Догматическая конституция о Церкви Lumen Gentium.

Миссия в документах Собора рассматривалась уже не как возможная или желательная деятельность церкви, а как онтологическое свойство Церкви, ее сущность и ее самосознание, форма ее существования.

Особый интерес в третьей части монографии представляет раздел, посвященный соотношению богословия и миссиологии: если Церковь сама по себе является Миссией, миссиология отвечает за всю совокупность взаимоотношений Церкви и мира, и в таком ключе можно говорить о том, что миссиология первична по отношению к богословию.

В своей работе о. Алексей Максимов опирается на широкую фактологическую базу, использует источники на итальянском, французском, немецком, английском, латинском и русском языках. Автору удается сочетать строгость научной мысли с ясностью изложения сложной, часто неоднозначной проблематики.

Монография не только может быть использована как учебное пособие по курсу миссиологии в богословских высших учебных

заведениях, духовных семинариях и академиях, но представляет большой интерес как для специалистов в области богословия и истории миссии, миссиологии, экклезиологии, так и для широкого круга читателей.

Иаков Стамулис, д-р богословия университета Стелленбош в Южной Африке, автор опубликованного в США в 1986 г. обзора истории и богословия православной миссии «Восточно-православное богословие миссии сегодня», писал, что «в богословии миссии очевиден недостаток научности» [Стамулис, 154]. Действительно, православная миссиология находится в стадии становления. Книга о. Алексея Максимова представляет собой опыт «научного осмысления не только сугубо католической, но и в целом христианской апостольской деятельности» (с. 14) и «призвана стать систематическим введением в миссиологиче-скую проблематику, тематическим рабочим инструментарием (instrumentum ЫЫг^), открывающим двери для дальнейших более предметных исследований» (с. 13-14).

В настоящее время о. Алексей работает над монографией, посвященной православной миссии [Теологические основания, 115], и хочется пожелать автору обрести пространство и достойных собеседников для богословской дискуссии по проблемам православной миссии и миссиологии.

Литература

1. Максимов 2011 = Максимов А. С. Католическая миссиология как теологическая дисциплина: происхождение, развитие, проблемы интерпретации в современной системе высшего теологического образования Римско-католической церкви // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2011. Вып. 5 (37). С. 42-56.

2. Максимов 2015 = Максимов А. С. «Новая евангелизация» : Задачи, проблемы и перспективы христианского свидетельства в контексте глобального мирового социума // Гуманитарное пространство. 2015. № 4 (5). С. 905-915.

3. Стамулис = Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. Москва : ПСТБИ, 2003. 448 с.

4. Теологические основания = Теологические основания, история и современная практика церковной миссии и катехизации : Интервью с прот. Александром Сорокиным, свящ. Георгием Кочетковым, свящ. Алексеем Максимовым, Д. Керамидасом // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 39. С. 105-122. DOI: 10.25803/26587599_2021_39_105.

м. А. верховская • аннотация книги: мАксимов Алексей, свящ. католическая миссиология : история. теория. герменевтика

References

1. Maximov A. S. (2011). "Catholic Missiology as a theological discipline: origin, evolution and problems of interpretation in the contemporary system of higher education of the Roman Catholic Church". St. Tikhon's University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, 2011, v. 5 (37), pp. 42-56 (in Russian).

2. Maximov A. S. (2015). "The 'new evangelization': challenges, problems and prospects of Christian evidence in the context of a global world society". Humanity space. International almanac, 2015, v. 4, n. 5, pp. 905-915

(in Russian).

3. Stamoolis J. (2003). Pravoslavnoe bogoslovie missii segodnia [Orthodox theology of mission today]. Moscow : PSTBI, 2003 (in Russian).

4. "The Theological Basis, History and Current Practice of Church Mission and Catechesis. Interviews with Archpriest Alexander Sorokin, Fr. Georgy Kochetkov, Fr. Alexei Maximov, D. Keramidas". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2021, v. 39, pp. 105-122. DOI: 10.25803/26587599_2021_39_105 (in Russian).

Аннотация поступила в редакцию 10.01.2022; принята к публикации 16.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.