Научная статья на тему 'Анна остроумова-лебедева'

Анна остроумова-лебедева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Астма и аллергия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анна остроумова-лебедева»

■Любимцы муз

Григорий ХОДАСЕВИЧ

Анна Остроумова-Лебедева:

Болезненное свойство организма решило

характер моего искусства

Для оценки тяжести заболевания, с которым пришлось столкнуться Остроумовой-Лебедевой, проследим за двумя ее заграничными путешествиями. Выйдя замуж за С.В. Лебедева, замечательного ученого-химика, впоследствии первым получившего синтетический каучук, Анна Петровна с мужем отправилась в свадебное путешествие в Финляндию. Спустя несколько дней в дневнике художницы, который она довольно регулярно вела, появляется такая запись: «Здесь со мной случилась астма, да ведь какая! Такой никогда не было. Сережа стал настойчиво говорить, что нам надо отсюда уехать, и я сама думала, что воздух, а главное - морской ветер, который почти всегда здесь дует, вызывает во мне удушье. Потом мы как-то вспомнили, что тюфяк мой набит свежей травой, и уж не от него ли у меня астма. Сделали пробу - удалили его, и вот сегодня первый день, что я чувствую себя почти здоровой».

Следующий вояж четы Лебедевых начался с Парижа. Приехав туда, супруги остановились в гостинице возле бульвара Монпарнас. Вот как Остроумова-Лебедева вспоминает свое пребывание в городе мечты: «Недалеко от дома была стоянка фиакров. Близость ее (как мы потом догадались, а в то время не подозревали) стала причиной моего тяжелого заболевания. Я вскоре начала страдать сильны-К.А. Сомов. Портрет А.П. Остроумовой. 1901 г. ми припадками астмы, которые довели меня до большого

истощения. Я вначале безвыходно сидела дома, так как по причине сильного кашля врач не позволил мне выходить на воздух, что было большой ошибкой с его стороны... Когда припадки астмы давали мне передышку, я ходила по музеям и галереям, навещая моих старых знакомых -мои любимые картины».

Анна Петровна стремилась уехать из Парижа, надеясь, что на лоне природы избавится от мучительной астмы. По совету врача она вместе с мужем отправилась в горы Южного Тироля. «Как только десяток верст мы отъехали от Парижа, я почувствовала, как мои легкие расправились, и мне стало легко дышать. Видимо, какая-то внешняя причина вызывала во мне сжатие бронхов».

На обратном пути в Россию супруги остановились в Мюнхене. Тут же болезнь вернулась опять: «В первую же ночь со мной сделался сильный припадок удушья. Моя хроническая болезнь, которая меня никогда не покидала, но находилась в состоянии затишья, при известных условиях (при запахах) резко и мучительно проявлялась. Предполагая, что в комнате, которую мы занимали, есть какие-нибудь незаметные нам запахи, меня раздражающие,

22 2002 /1 ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ

Более десяти лет изо всех сил она стремилась стать художником. В Академии художеств ее педагогом был Илья Репин, отметивший выдающиеся способности девушки, а в Париже ее учил живописи Джордж Уистлер - мировая знаменитость. И вот когда образование было закончено, и перед ней открывались безграничные возможности для творчества, врачи поставили диагноз: астма от масляных красок, скипидара и других химикалиев. Что осталось для творчества? Акварель, в то время переживавшая упадок и бывшая уделом любителей, и гравюра, также утратившая свое значение и служившая лишь для репродуцирования. Но невероятное трудолюбие, безукоризненный вкус и удивительное художественное чутье помогли Анне Остроумовой-Лебедевой оставить яркий след в искусстве XX века. Она дала новую жизнь акварели, гравюре и литографии и создала замечательные пейзажи, вошедшие в золотой фонд русского искусства.

мы просили нам переменить комнату. Но в следующую ночь припадок удушья был еще сильнее и продолжался днем, и мы, не теряя ни одной минуты, покинули Мюнхен. Когда отъехали приблизительно километров пять от города, у меня сразу удушье прошло. Осталась только слабость.

Потом мы догадались, что вызвало у меня эти припадки. Когда мы приехали в Мюнхен, я почувствовала сильный запах дыма пивоваренных заводов. Он-то и вызывал астму».

А вот как завершилась для художницы регулярная работа масляными красками. Несмотря на сильные приступы астмы, Остроумова, приехав летом 1901 г. в Крым, много работала. Возвращаясь с этюдами, она развешивала их в своей комнате для просушки. Через несколько дней Анна Петровна серьезно заболела. Вызванный врач определил у нее свинцовое отравление и потребовал удаления из комнаты больной этюдов, написанных масляными красками, а также красок, скипидара и других химикалиев. Но и после выздоровления (а болезнь в тот раз длилась долго) Остроумова перестала выносить запах масляных красок. «И это странное болезненное свойство моего организма решило дальнейший характер моего искусства. Врач мне запретил работать маслом. Если впоследствии я работала иногда маслом, то принимала всевозможные предосторожности: работала на воздухе или у кого-нибудь вне моего дома, высушивала вещи не у себя и т.д. И вот почему мне против воли пришлось перейти на акварельную живопись. Вначале мне казалось это огромным несчастьем, но с этим пришлось примириться».

Анна Петровна вошла в группу «Мир искусства», и ее гравюры и акварели, принимавшие участие в выставках объединения, стали неотъемлемой частью этого «направления без направления». Теоретик и идеолог движения Александр Бенуа вспоминал: «Остроумова, с первых же своих шагов отдававшаяся непосредственным впечатлениям и затем с упорством искавшая возможности передать эти свои впечатления в простейших формах, является одной из самых цельных и типичных фигур. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления».

Важнейшее место в творчестве Остроумовой-Лебедевой заняли пейзажи Петербурга-Петрограда-Ленинграда, любимого города художницы, который она по своей воле не покидала ни во времена революций и гражданской войны, ни при блокаде фашистами. Многие гравюры объединены Анной Петровной в циклы (широкую известность получили циклы «Петербург», «Павловск» и др.), работала она и в книжной графике. Большой интерес представляют ее произведения, созданные по впечатлениям от поездок за

границу и по стране. «В гравюрах она владеет той крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой скалы, передавать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти ее вещи блещут чарующими переливами и созвучиями красок, необычайно остро подмеченных на натуре», - писал А.Н. Бенуа.

В 1934 г. Остроумову-Лебедеву пригласили преподавать в Академии художеств. К этому времени заболевание не проявлялось, и художница потеряла осторожность. Она стала по нескольку часов проводить в мастерской, насыщенной запахами масляной краски, скипидара, керосина и других пахучих веществ. Вскоре появились первые симптомы астмы. Анна Петровна «...шла пешком по свежему воздуху после занятий, придя домой, меняла платье. Но все-таки я чувствовала себя больной. И самое тяжелое среди проявлений моей болезни - припаков удушья, сильных отеков и экземы - были мои глаза, которые от беспрерывно текущих слез сильно раздражались, и я временами плохо видела... »

Последние годы жизни, омраченные надвигающейся слепотой, Остроумова-Лебедева посвятила увековечиванию памяти о муже и написанию трехтомных «Автобиографических записок» - интереснейших воспоминаний о Серебряном веке русского искусства. При чтении «Записок» вас поразит непоколебимая решительность художницы в достижении поставленной цели: «Ценю в деревянной гравюре беспощадную определенность и четкость ее линий. Контур ее линий не может быть расплывчатым, неопределенным, смягченным... Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя».

Твердость, сполна проявленная Остроумовой-Лебедевой в искусстве, отличала ее и в жизни. Так, для портрета, воспроизведенного на предыдущей странице, Анна Петровна позировала 73 сеанса, многие из которых длились по четыре часа.

А.П. Остроумова-Лебедева. Фонтанка и Летний сад в инее. 1930 г

ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ 2002 /1 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.