УДК 005.963:61 н. Ю. КРЮЧКОВА
Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»
АНКЕТНЫЙ СКРИНИНГ В ОПТИМИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ______________________________
В работе представлены результаты анкетного скрининга медицинских сестер поликлиники № 4 г. Омска и БУЗОО «ЦРБ», оказывающих ПМСП взрослому населению. В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков предусматривается изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской деятельности. Сделаны выводы о целесообразности проведения анкетного скрининга в оптимизации планирования профессионального совершенствования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению.
Ключевые слова: анкетный скрининг, оптимизация, медицинские сестры, повышение квалификации, профессиональные знания, взрослое население.
Введение. Эффективность использования анкетного скрининга в медицинских исследованиях подтверждена в сообщениях [1 — 3]. Выполненный в работе анкетный скрининг (от англ. screening — «отбор, сортировка») это обращение за информацией, метод социально-психологического исследования. С помощью анкет проведена попытка оптимизации, планирования профессионального совершенствования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка медицинских работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения организуются в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания ПМСП взрослому населению» (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2012 г. № 24726), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н г. Москва «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образователь-
ным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Минюстом России
4 сентября 2012 г. № 25359). Модернизация системы здравоохранения в настоящее время предусматривает необходимость оптимизации планирования профессионального совершенствования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению [4-6].
Анкетный скрининг, несомненно, является эффективным, простым, общедоступным, безопасным, с низкой стоимостью методом научного исследования и может быть использован для проведения оптимизации, планирования профессионального совершенствования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению.
Цель исследования. Оценка удовлетворенности, выражение мнения медицинских сестер, оказывающих первичную ПМСП взрослому населению в поликлинических условиях, качеством обучения, выявление потребностей, планирование профессионального совершенствования по создаваемой дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации, внедрения современных совместных форм сотрудничества.
Задачи.
1. Разработать анкету в соответствии с требованием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012 г., утвержденными квалификационными требованиями, Единым квалификационным справочником долж-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013
ностей руководителей, специалистов и служащих, а также современными действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации для оценки удовлетворенности медицинских сестер качеством обучения повышения квалификации.
2. Провести анализ скрининг-анкетирования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях, тем самым оптимизировать учет, планирование, получение профессионального совершенствования, а также своевременного осуществления ротации кадров (передвижение, продвижение).
3. На основании результатов скрининг-анкетирования дать возможность медицинским сестрам, оказывающим ПМСП взрослому населению, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Материалы и методы. Работа выполнена с помощью специально разработанной анкеты. Анкета состоит из вступления, 19 вопросов с отдельными вариантами ответов (основной блок) и заключительной части. Следует отметить, что полученная информация позволит на выходе улучшить качество совместного последипломного непрерывного обучения на рабочем месте, взаимодействию ЦПК РЗ и медицинских организаций, оказывающих ПМСП взрослому населению, оптимизировать планирование профессионального совершенствования медицинских сестер.
Был проведен опрос 60 медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению, в городской поликлинике № 4 (30 человек) и БУЗОО «Омская ЦРБ» (30 человек). Все респонденты были женского пола. К наиболее важным правилам оформления анкеты относили: фирменный стиль; шрифт анкеты был не менее 12 кегля, вопросы отделены друг от друга пробелами. Сами вопросы были выделены жирным шрифтом, а варианты ответов не выделяли. Это позволило респондентам лучше вникнуть в вопрос и не пропустить один из них.
Медицинская сестра, заполнявшая анкету, не только выражала свое мнение, но и сама получала информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов. В составленной анкете были использованы как открытые, так и закрытые вопросы. Закрытыми были вопросы, которые предлагали определенные варианты ответов, из которых респондент выбирал подходящий ему вариант или несколько вариантов. Открытые вопросы не предусматривали варианты ответов и представляли респонденту самому сформулировать ответ. В этом случае оставлялось достаточно места после вопроса, для того, чтобы можно было вписать ответ от руки. Анкета печаталась с одной стороны листа. Это позволяло избежать не до конца заполненных анкет. В заключение раздела статьи хотелось бы еще раз отметить, что составление анкеты — не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Поэтому к ее составлению мы относились со всей серьезностью, не забывая после ее составления как минимум проверить соблюдение каждого из перечисленных нами принципов составления анкеты. Разработку анкеты с учетом специфики потребностей ЦПК РЗ и МО, обобщение результатов и их анализ осуществляли специалисты в области качества.
Анкета состояла из трех частей: вступительной, основного блока вопросов и заключительной части.
Вступительная часть анкеты включала в себя: название, приветствие, описание, кто и зачем проводит анкетирование, правила заполнения анкеты, подчеркивание значимости мнения респондента, благодарность. Заключительная часть анкеты включала два последних раздела, где речь шла о необходимости внедрения накопительной системы повышения уровня квалификации работников, о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники скрининг-анкетирования имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывалось в формат анкеты. А также информацию о респонденте, которая называется еще «паспортичкой», и благодарность за участие в анкетном скрининге. Во вступительной части мы благодарили за согласие участвовать в опросе, а в конце анкеты благодарили за то, что анкета заполнена и медицинская сестра выполнила для нас определенную работу.
Цель анкетного скрининга — получение собственного, индивидуального мнения о различных элементах образовательного процесса, которое будет учтено при разработке структуры и содержания новых дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП) для работников, оказывающих ПМСП взрослому населению, и создании современных организационных форм повышения квалификации. Полученная информация позволит на выходе улучшить качество совместного последипломного непрерывного обучения на рабочем месте, будет способствовать взаимодействию ЦПК РЗ и МО, оказывающих ПМСП взрослому населению, оптимизировать планирование профессионального совершенствования медицинских сестер.
Результаты и обсуждение. После вступительной части анкеты следовал основной блок вопросов. Прежде всего нас интересовало: «Нравится ли Вам Ваша профессия?». Абсолютное большинство — 70 % ответили: да, очень, нравится; 28,33 % — скорее нравится, чем не нравится.
Среди анкетированных 65 % — медицинские сестры, которые не хотели бы сейчас работать по другой специальности, не связанной с нынешней профессией; 30 % ответили: не знаю.
«Выбрали бы вновь свою профессию? » 66,67 % ответили: да, а 31,67 % — не знаю.
Общеизвестно, что в реальной жизни определенная часть медицинских сестер меняет основную профессию и уходит из медицины. Причиной этому могут служить, как указывают респонденты в своих ответах, низкий уровень заработной платы медицинской сестры, оказывающей ПМСП взрослому населению в поликлинике (83,33 %); слабая социальная защищенность — 51,67 %; отношение общества (35 %); тяжелый монотонный труд (11,67 %).
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышать квалификацию в течение всей профессиональной деятельности? » был получен следующий ответ: да, обязательно — 91,67 %.
Любопытной была оценка медицинскими сестрами собственного уровня подготовки при ответе на вопрос: «Как часто Вы повышаете уровень своих знаний, изучая самостоятельно профессиональные издания?». Были получены следующие ответы: получаю необходимую информацию по специальности из Интернета или с дисков (1 раз в месяц) — 71,67 % (43). Покупаю книги, выписываю журналы домой (1 раз в месяц) — 38,33 % (23).
Среди прочих аспектов нас интересовал вопрос: «Посещаете ли Вы научно-практические конференции, семинары, мастер-классы по медицинской
деятельности?» Ответ был таков: да, посещаю регулярно (все, которые организуются) — 68,33 % (41).
У 70 % (42) и 65 % (39) соответственно основными моментами, побуждающими повышать свою профессиональную квалификацию, являются: получение документов, удостоверяющих прохождение курсов повышения квалификации, профессиональный рост, повышение качества работы.
В своей работе мы особо обратили внимание на вопрос анкеты, где речь идет о мероприятиях, которые, по мнению опрошенных, повысили бы их мотивацию к непрерывному повышению квалификации, в т.ч. самостоятельную работу слушателей (СРС), расставив места в порядке значимости, 1 — наиболее важные мероприятия, 10 — наименее важные. Так, к наиболее важным трем из опроса следует отнести: повышение уровня материальной заинтересованности работников от результатов повышения квалификации; снижения рабочей нагрузки и изменение системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда, перспективами развития здравоохранения. К наименее важным трем респонденты отнесли: развитие научно-исследовательской деятельности по месту работы; предоставление возможности должностного роста и улучшения условий труда. Эти данные являются показанием для повышения уровня профессиональной ответственности и компетентности медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению.
Практический интерес представляет информация о существующей системе повышения квалификации медицинских сестер. Установлено, что 75 % (45) опрошенных полностью устраивает традиционное обучение один раз в пять лет на базе ЦПК РЗ. Кроме того, анкетирование показало, что менее половины респондентов (25 %) не устраивает существующая система повышения квалификации, их не полностью устраивает традиционное обучение, необходимо больше практики в дополнительном обучении и на базе медицинской организации.
В то же время анкетирование показало, что 46,67 % (28) респондентов недовольны тем, что снижается эффективность традиционной системы последипломной подготовки в условиях современного состояния здравоохранения длительным отрывом от работы и тем, что полученные знания быстро устаревают — 30 %.
Не менее важна проблема частоты проводимого обучения медицинских сестер без отрыва от работы, а также эффективности обучения в рассматриваемой индивидуально медицинской организации. Так, по данным опроса респондентов 4-й городской поликлиники и Омской ЦРБ 71,67 % (43), проводится обучение 1 раз в месяц и чаще. А о достаточности и эффективности обучения медицинских сестер можно судить из ответов: да, достаточный — 63,33 % (38) и скорее достаточный — 23,33 % (14) т.е. в сумме два эти показателя составляют 86,66 % (52), что является высоким показателем.
Следует отметить, что ЦПК РЗ г. Омска постоянно совершенствует свои методы работы. Одним из последних его достижений стало внедрение системы менеджмента качества. Одним из принципов системы менеджмента качества является удовлетворение запроса внешних и внутренних потребителей. В связи с этим нас интересовал вопрос: «Повлияло ли, по Вашему мнению, последнее повышение квалификации в БОУ ОО ЦПК РЗ на качество Вашей профессиональной деятельности?». Да ответили —
78,33 % (47) медицинских сестер. Оценкой уровня удовлетворенности в центре занимаются руководители структурных подразделений.
На вопрос «Какая форма последипломного образования для Вас является предпочтительней?», утвердительные ответы были получены в следующих разделах: выездные циклы на базе Вашего учреждения — 40 % (24); очное обучение в учреждении дополнительного профессионального образования — 31,67 % (19); очно-заочная с частичным отрывом от работы — 25 % (15). С нашей точки зрения, эта информация является ценной и нуждается в дальнейшем анализе, так как она может помочь при разработке форм совершенствования последипломного образования.
Важно отметить, что при составлении образовательных программ повышения квалификации медицинские сестры считают, что обязательно надо включить все разделы из приведенного вопроса анкеты. Интересно, что из приведенных восьми вопросов три по возрастающей расположились в следующей последовательности: сестринские манипуляции — 80 % (48); законодательные и нормативные акты в здравоохранении — 70 % (42); медикаментозная и немедикаментозная терапия — 66,67 % (40).
На прямой вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным и возможным для себя и своих коллег повышение квалификации работников без отрыва от работы, с проведением занятий 1—2 раза в неделю и общей продолжительностью цикла обучения 3 — 4 месяца?» медицинские сестры ответили положительно в 43,33 % (26), что подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса.
В заключение основного блока вопросов хотелось бы, рассматривая результаты ответов на два последних вопроса анкеты, привести мнения медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях: «Считают ли они необходимым внедрять накопительную систему повышения уровня квалификации работников?», а также проанализировать их пожелания и предложения по совершенствованию содержания, организации, формам и методам повышения квалификации. Респонденты анкетного скрининга однозначны в ответах о необходимости разработанные критерии использовать и продолжить их разработку, так же и внедрение накопительной системы последипломного образования, что позволит сократить существующие формальные программы повышения квалификации и дополнить их ежегодным непрерывным повышением квалификации в форме контролируемой СРС. Высказанные пожелания и предложения по совершенствованию содержания в организации учебного процесса (кредитно-модульная система), форм (тематические циклы, семинары, научно-практические конференции, очно-заочная, дистанционная форма обучения, аудиторные и внеаудиторные: подготовка рефератов и докладов; самостоятельное изучение инструкций к работе различных приборов и тест-систем; знакомство с дополнительной литературой; работа с атласами; решение ситуационных задач; заполнение бланков анализов; изучение инструктивно-нормативных документов; подбор материалов периодической печати; работа с компьютерными обучающими программами; рентгеновскими снимками; данными УЗИ, спирографии и ЭКГ) и методов (современные методические инновации, связанные с применением активных, интерактивных методов обучения, различных моделей) повышения квалификации медицинских сестер ПМСП позволит нам совершенствовать
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013
образовательный процесс в последипломном обучении, приобретении практических навыков освоения современных, инновационных технологий в медицинской деятельности, в выработке правильных взаимоотношений между медицинскими сестрами и осмысленном внедрении этапов последипломного обучения и включения сестринского процесса в ПДО, помогающие разработать новые модели, проекты и тактику современного обучения и формирования более высоких достижений слушателей. Работа на обширную аудиторию экономически выгодна и дает возможность привлекать в качестве преподавателей ведущих специалистов нашего Омского региона по месту работы в здравоохранении, что существенно повышает качество образовательного процесса. Кроме того, выше приведенное в образовании решает экономические и организационные проблемы медицинских организаций, связанных с повышением квалификации специалистов.
В заключение следует особо отметить позитивное отношение респондентов к проведению анкетного скрининга в оптимизации планирования профессионального совершенствования медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях.
Выводы.
1. Разработана специальная анкета в соответствии с требованием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., утвержденными квалификационными требованиями, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также современными действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации для оценки удовлетворенности медицинских сестер качеством обучения повышения квалификации.
2. Целесообразность проведения скрининг-анкетирования медицинских сестер, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях, несомненна. Анализ полученных результатов позволил тем самым оптимизировать учет, планирование, получение профессионального совершенствования, а также своевременно осуществить ротацию кадров (передвижение, продвижение).
3. Результаты скрининг-анкетирования дали возможность оценить удовлетворенность качеством обучения по ДПОПП медицинских сестер, оказывающих ПМСП взрослому населению, самостоятельно
определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься СРС, осознанно планировать повышение квалификации.
Библиографический список
1. Вилянский, М. П. Скрининг в массовых профилактических осмотрах / М. П. Вилянский, Б. С. Кибрик, А. А. Чумаков. — М. : Медицина, 1987. — С. 3—11.
2. Руководство по применению автоматизированных технологий скрининг-диагностики нарушений здоровья детей в образовательных учреждениях (под редакцией академика А. А. Баранова и профессора В. Р. Кучмы) / И. М. Воронцов [и др.]. — М.-СПб. : Издатель РОШУМЗ, 2010. - 77 с.
3. Умбетова, М. К. Скрининговые обследования в Казахстане / М. К. Умбетова // Актуальные проблемы и новые парадигмы в развитии сестринского дела в отечественной и международной практике : I Междунар. науч.-практ. конф. по сестринскому делу, 9 ноября 2012 г. — Кокшетау, 2012 . — С. 149 — 151.
4. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н : зарегистрирован Минюстом России 27.06.2012 № 24726 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 52. — 160 с.
5. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н г. Москва : зарегистрирован Минюстом России 04.09.2012 № 25359 // Российская газета. — 2012. — 19 сентября. — № 215.
6. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н г. Москва : зарегистрирован Минюстом России 25.08.2010 № 1824 // Российская газета. — 2010. — 27 сентября. № 217.
КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор.
Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов, 35.
Статья поступила в редакцию 02.07.2013 г.
© Н. Ю. Крючкова
Книжная полка
Чжу, О. П. Биотехнологические основы получения аналогов биологических структур с заданными физико-химическими свойствами : моногр./ О. П. Чжу, Е. Г. Шубенкова ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 125 ^ - ISBN 978-5-8149-1227-5.
Монография посвящена вопросам, связанным с конструированием наноразмерных биологических структур с заданными свойствами, методам определения их физико-химических характеристик, перспективам использования, а также теоретическим и практическим разработкам авторов по данной тематике исследования.