Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием'

Пути повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ИННОВАЦИЯ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ / [POSLEDIPLOMNOE] FORMATION / EXPERIMENTAL SITE / INNOVATION / SECONDARY MEDICAL EDUCATION / PRIMARY MEDICAL AND SANITARY AID TO POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Наталья Юрьевна

В статье рассмотрены результаты совместной работы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») и Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО «ЦПК РЗ»), содержащей научное обоснование, инновационные подходы к формированию содержания, модернизации образовательных программ профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих ПМСП населению. Проведены аналитико-проектировочный этап создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО ЦПК РЗ, а также комплексный анализ, сравнительная характеристика основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей среднего медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of increasing the effectiveness of the system of post graduate education of specialists with secondary medical education

In the article there are examined results of the joint operation of FGAU «FIRO» and BOU OO TSPK RZ of that containing scientific substantiation, innovation approaches to molding of content, modernization of the educational programs of the professional development of specialists with secondary medical education, rendering PMSP to population. It is carried out analytic-designing stage of the creation of the joint experimental site FGAU FIRO and BOU OO TSPK RZ, and so complex analysis, the comparative characteristic of basic international program documents in the sphere of post graduate formation, world models secondary medical education. Is developed the new additional professional educational program of an increase in the qualification on the basis of the competency approach: «Primary medical and sanitary aid to population» (improvement). Specialty 060501. Nurse course. Where the educational module this the autonomous unit of the idea of the purposes, content of formation (instruction and training), that includes recommendations regarding their mastering and control and ensuring shaping of one or several scopes or parts of any complex scope. There are created conditions for its practical realization in Omsk region on the base of the polyclinic of №4 of Omsk and BOOZ «Omsk TSRB».

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием»

УДК 005.342:37.018.46:616-051:614.21 Н. Ю. КРЮЧКОВА

Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ_________________________________________

В статье рассмотрены результаты совместной работы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») и Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО «ЦПК РЗ»), содержащей научное обоснование, инновационные подходы к формированию содержания, модернизации образовательных программ профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих ПМСП населению. Проведены аналитико-проектировочный этап создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО ЦПК РЗ, а также комплексный анализ, сравнительная характеристика основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей среднего медицинского образования.

Ключевые слова: экспериментальная площадка, инновация, последипломное образование, среднее медицинское образование, первичная медико-санитарная помощь населению.

Введение. В соответствии со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» долгосрочные интересы государства состоят в создании современной экономики инновационного типа, в обеспечении поступательного индустриального и социального развития страны. Существенная роль в этом отводится проблемам образования и здравоохранения, которые должны внести свой вклад в прогрессивное развитие государства и в повышение качества жизни граждан России. Система последипломного образования и повышения квалификации в здравоохранении направлена на постоянную информационную политику в плане теоретических и практических новшеств, которые появляются в медицинской науке и практике. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие инновационной деятельности как основы современной системы непрерывного профессионального образования, на постоянное улучшение качества подготовки специалистов с учетом внедрения новых современных технологий обучения, учебнометодического и информационного обеспечения учебного процесса, расширения номенклатуры образовательных услуг, на базе современных достижений науки и практики. Совместная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» представляет собой форму взаимодействия организаций с целью апробации результатов исследований по структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования. Деятельность совместной экспериментальной площадки основана на научном анализе новейших достижений педагогической теории

и практики, предназначена для выявления и проверки ценностного значения этих достижений для образования, направлена на разработку и внедрение инновационного содержания образования, новых форм и методов организации образовательного процесса, адекватных им способов управления.

Таким образом, совместная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» может рассматриваться как один из инновационных путей повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием и может стать центром проектирования, внедрения, развития инновационных образовательных процессов и средством управления [1—6].

Цель исследования. Разработка, анализ научной деятельности совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» как одного из инновационных путей повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием.

Задачи.

1. Изучить и провести аналитико-проектировоч-ный, исполнительский, обобщающий этап создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ».

2. Провести комплексный анализ основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей высшего и среднего медицинского образования для выявления основных тенденций их развития, дать сравнительную характеристику основных зарубежных моделей и национальной системы подготовки медицинских кадров.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013

3. Разработать дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело.

Материалы и методы. В июне 2012 г. заключено соглашение ФГАУ «ФИРО», в лице директора Асмо-лова А. Г. и БОУ ОО «ЦПК РЗ» в лице директора Крючковой Н. Ю. о создании совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» на базе БОУ ОО «ЦПК РЗ». Приказ № 101 от 15.06.2012 г., г. Москва. «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования». Тема: «Научное обоснование, инновационные подходы к формированию содержания, модернизации образовательных программ профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (на примере Омской области)».

Направление совместной научно-экспериментальной деятельности — разработка, апробация и внедрение научно обоснованных подходов к совершенствованию системы подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, на основе действующего законодательства (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.) и приказов МЗ РФ [7, 8].

В процессе выполнения научно-исследовательской работы подготовка методических материалов по тематике экспериментальной деятельности площадки и их обсуждение проводилась на заседаниях методического совета и рабочей группы, которая была создана для реализации проекта совместной экспериментальной площадки на базе БОУ ОО «ЦПК РЗ». В состав группы были включены представители работодателей и социальные партнеры учреждения. Регулярно проходили заседания рабочей группы в соответствии с планом научно-экспериментальной работы.

С целью выявления мировых тенденций в образовании изучен опыт известных моделей среднего медицинского образования, сделан сравнительный комплексный анализ характеристик зарубежных моделей и национальной системы подготовки медицинских кадров, а также основных международных программных, законодательных актов и документов в сфере последипломного образования. Выработаны научно-методические и практические подходы экспериментальной деятельности всех участников исследования. Определены цель, задачи, условия реализации деятельности экспериментальной площадки по созданию новой дополнительной профессиональной образовательной программы. Разработаны направления апробации и реализации экспериментальной деятельности, установлены критерии результативности эксперимента.

Проведены аналитические исследования деятельности медицинских организаций (МО) г. Омска и региона (структура, объем оказываемой первичной медицинской помощи населению, штатов) — для отбора и определения участников эксперимента.

Изучены современные требования к структуре и содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, условиям их реализации

и оценке качества освоения. Спроектированы основные направления и методологические подходы к структуре и содержанию новой образовательной профессиональной программы. Проведена работа по формированию содержания программы. Разработана анкета для оценки удовлетворенности работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению (участников эксперимента) содержанием и организацией последипломного повышения квалификации на базе образовательных учреждений дополнительного последипломного образования (ДПО) и в учебно-методическом кабинете МО. Мнение респондентов было учтено в дополнительной профессиональной образовательной программе, которая была разработана на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело. Где образовательный модуль — это автономная единица представления целей, содержания образования (обучения и воспитания), включающая рекомендации по их усвоению, контролю и обеспечивающая формирование одной или нескольких компетенций либо части какой-либо сложной компетенции. Созданы условия для её реализации на базе поликлиники №4 — городская взрослая клиника г. Омска, БУЗОО «Омская ЦРБ».

Результаты и обсуждение. В последний год сотрудники БОУ ОО «ЦПК РЗ» активно работают над проблемой реализации системы управления инновационными проектами и взаимодействием с социальными партнерами. Учреждением успешно реализуется выше рассмотренный проект исследования направленный на формирование и апробацию механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования, работодателей медицинских организаций и органов исполнительной власти в сфере здравоохранения с целью разработки последипломных образовательных программ по первичной медико-санитарной помощи населению.

В структуру образовательного модуля входят: а) цель (цели) обучения и воспитания в совокупности с объективными критериями, показателями и индикаторами их достижения; б) содержание обучения, обеспечивающее формирование одной, нескольких компетенций либо части какой-либо сложной компетенции; в) методические указания по освоению содержания образовательного модуля посредством выбора адекватных целей и содержанию педагогических технологий; г) средства и процедуры контроля освоения образовательного модуля.

Впервые реализованы практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы последипломной подготовки средних медицинских работников в структуре первичной медико-санитарной помощи населению в соответствии со спросом современного рынка труда в здравоохранении Омского региона.

Выводы.

1. На достаточно высоком уровне изучен и проведен аналитико-проектировочный, исполнительский, обобщающий этапы создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ».

2. Проведен комплексный сравнительный анализ основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей высшего и среднего медицинского образования, характеристик зарубежных моделей национальной системы подготовки медицинских кадров, что свидетельствует о наличии значительного числа ис-

следовании по частным аспектам рассматриваемой темы, на фоне которых становятся ещё более очевидны разрозненность научных интересов, отсутствие обобщающих комплексных работ, сводящих воедино общее и особенное в истории средней медицинской школы ХХ1 века.

3. Разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело. Где образовательный модуль — это автономная единица представления целей, содержания образования (обучения и воспитания), включающая рекомендации по их усвоению и контролю и обеспечивающая формирование одной или нескольких компетенций, либо части какой-либо сложной компетенции. Созданы условия для её реализации на базе поликлиники № 4 — городская взрослая клиника г. Омска и БУЗОО «Омская ЦРБ».

Библиографический список

1. Крючкова, Н. Ю. Инновационные подходы в обучении специалистов / Н. Ю. Крючкова, Т. В. Евсеева, Е. А. Филиппова // Медицинская сестра. — 2013. — № 1. — С. 41—44.

2. Инновационные технологии в последипломной подготовке / Н. А. Зозулина, Е. А Рутенбург, И. А Петровская, О. Ф. Оз-нобихина // Сестринское дело. — 2012. — № 8. — С. 20 — 22.

3. Руководство по первичной медико-санитарной помощи / под ред. А А. Баранова, И. А Денисова, А Г. Чучалина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1584 с.

4. Гапонюк, П. Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа / П. Н. Гапонюк // Инновацион-

ные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 4. -С. 3-7.

5. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыма-нюк // Инновационные проекты и программы в образовании. -

2012. - № 4. - С. 8-13.

6. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ // Администратор образования. -

2013. - № 3. - С. 2-96 ; № 4. - С. 11-45.

7. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н : зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г. № 24726 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - М., 2012. - № 52. - 160 с.

8. Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н, г. Москва : зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г. № 25359 // Российская газета. - 2012. - 19 сентября. -№215.

КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор.

Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов, 35.

Статья поступила в редакцию 04.06.2013 г.

© Н. Ю. Крючкова

Информация

Конкурс грантов на поездки (Cooperative Grants Program)

CRDF Global объявляет конкурс грантов на поездки для грантополучателей программы грантов на совместные научные исследования (Cooperative Grants Program (CGP))

Цели конкурсаі

— развитие устойчивых совместных научных связей между российскими и американскими учеными;

— обеспечение российским и американским ученым возможности продолжить работу по проекту;

— поддержка деятельности по распространению результатов проекта.

Данный конкурс финансируется за счет средств, предоставленных Государственным департаментом США. В конкурсе могут принимать участие российские и американские ученые из числа грантополучателей CRDF Global. Гранты размером до $1G GGG USD каждый будут присуждены на поездки, имеющие непосредственное отношение к деятельности по проекту или распространению его результатов.

Окончание приема заявок на конкурсі 3G апреля 2G14 г. 00:00 Североамериканское восточное летнее время (EDT).

Заявки принимаются на постоянной основе поквартально.

Более подробная информация, объявление о конкурсе и документы размещены на сайте CRDF Global.

Источник! http^/www.rsci.ru/grants/grant_news/284/235111 .php (дата обращения! 15.10.2013)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.