и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ших с травмами колена и голени (S80-S89) составила всего 5,6 %, а пострадавших с травмами области тазобедренного сустава и бедра (S70-S79) - 5,1 %.
У 31,8 % пострадавших не был диагностирован шок; шок I степени определен у 45,9 %, шок II степени - у 12,8 %, шок III степени - у 9,5 % пострадавших.
85,6 % пострадавших после проведения противошоковых мероприятий поступили в отделение реанимации, 7,8 % пациентов были переведены в отделение сочетанной травмы, 3,1 % - в травматологическое, по 1,5 % - в нейрохирургическое и в торакоабдоминаль-ное хирургическое отделения.
Средняя длительность лечения больных данной группы в стационаре составила 16,1±0,6 дней. Средняя длительность лечения пострадавших без шока составила 6,5±0,4 дней, с шоком I степени - 16,7±0,5 дней, с шоком II степени - 25,5±1,1 дней и с шоком III степени - 19,1±1,4 дней.
Уровень больничной летальности оказался равным 12,6 %. Доля умерших в ООПМ составила 4,2 % от числа поступивших, а доля умерших в отделении реанимации составила 18,9 %; в прочих отделениях этот процент составил 0,1. Большинство скончавшихся были мужчины (67,6 %). Средний возраст умерших равен 51,5±1,0 лет.
О тяжести полученных повреждений свидетельствует тот факт, что у более 3/4 погибших (75,5 %) были зафиксированы травмы, захватывающие несколько областей тела (Т00-Т07). У 14,9 % пострадавших смерть была обусловлена травмами головы (S00-S09).
Средняя длительность лечения умерших пострадавших составила 8,1 ±0,9 дней. Наибольшая часть таких пациентов скончалась в течение первых суток (32,2 %), в течение 2-5 суток умерли около четверти пострадавших (25,4 %), в пределах 6-10 суток - 13,1 %,
от 11 до 15 суток - 12,6 %, от 16 до 30 суток - 10,3 %, более 30 суток - 6,4 %.
Наибольший уровень летальности наблюдался в группе пострадавших с шоком III степени - 52,7 %; в группе с шоком II степени летальность составила 19,1 %; в группе с шоком I степени - 6,3 %.
Выводы
1. В составе пострадавших с травмами, госпитализированных в травмоцентр I уровня, наибольший удельный вес имели лица с травмами, захватывающими несколько областей тела -42,6 % и травмами головы - 21,1 %. Преобладали пострадавшие вследствие ДТП (49,1 %).
2. Средняя длительность лечения пострадавших в травмоцентре I уровня составила 16,1 ±0,6 дней.
3. Летальность среди пострадавших с травмами, сопровождающимися шоком, в травмоцентре I уровня оказалась равной 12,6 %. Наибольший уровень летальности наблюдался в группе с шоком III степени - 52,7 %.
Литература
1. Багненко, С.Ф. Алгоритм действий по преемственности оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой / С.Ф. Багненко,
B.В. Стожаров, А.Г. Мирошниченко [и др.] // Методические рекомендации. - СПб. : Стикс, 2010. - 24 с.
2. Багненко, С.Ф. Организация и оказание скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях /
C.Ф. Багненко, В.В. Стожаров, А.Г. Мирошниченко [и др.]. - СПб. : Стикс, 2011. - 350 с.
ТРАВМОЦЕНТР I УРОВНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ С ТРАВМАМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ ШОКОМ
А. А. ЗАКАРЯН, А. Э. АПАГУНИ, М. И. УЛЬЯНЧЕНКО, Н. В. РАЗУМНЫЙ, А. В. ФИЛИППОВ, Р. С. АТАДЖАНЯН
LEVEL I TRAUMA CENTER AS EFFECTIVE ORGANIZATIONAL TECHNOLOGY OF RENDERING MEDICAL CARE BY THE PATIENTS WITH TRAUMAS AND SHOCK ZAKARIAN A. A., APAGUNI A. E., ULYANCHENKO M. I., RAZUMNYI N. V., FILIPPOV A. V., ATAJANIAN R. S.
Ключевые слова: травмоцентр, травмы
Key words: trauma center, traumas
© С. Н. Алексеенко, Т В. Гайворонская, 2012 УДК 378.091.8:61
АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВУЗА
С. Н. Алексеенко, Т. В. Гайворонская
Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар
Алексеенко Сергей Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, ректор Кубанского государственного медицинского университета;
тел.: (861)2683284, (861)2683684; e-mail: [email protected]
Гайворонская Татьяна Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Кубанского государственного медицинского университета, заведующая кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии; тел.: (861)2683684.
Основная задача вузовского образования - способствовать саморазвитию личности студента, его профессиональному становлению, начиная с первых лет учебы в вузе. В связи с этим задача по раннему выявлению возможностей студентов и их самореализации на всех уровнях профессиональной подготовки представляется нам важным аспектом совершенствования образовательного процесса.
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 4, 2012
Внутренняя среда вуза является той профессиональной средой, в которой формируется будущий специалист и закладываются основы его профессиональной культуры. Следовательно, будучи инструментом воздействия на личностный и профессиональный рост студентов, внутренняя среда вуза должна рассматриваться как объект изучения, моделирования и конструирования, т. е. объект управления, которому принадлежит важнейшая роль в процессе становления специалиста [1, 2].
Эффективным инструментом изучения внутренней среды вуза является наличие обратной связи со студентами - анкетирование.
Цель исследования - изучить внутреннюю среду Кубанского государственного медицинского университета путем анкетирования студентов выпускных курсов.
Материал и методы. В университете ежегодно проводится опрос студентов выпускных курсов. Анкета опроса студентов выпускного курса включает ряд направлений для мониторирования качества образовательного процесса: общие вопросы по формированию профессиональной ориентации, вопросы по формированию мотивации на профессиональное становление, по формированию профессиональных компетенций, готовность к постоянному профессиональному росту, готовность к социальной и профессиональной мобильности.
Результаты и обсуждение. В 2011/12 учебном году было опрошено 647 выпускников, обучающихся на очной форме, из них: 48,6 % - это выпускники лечебного факультета; 25 % - выпускники стоматологического факультета; 20,4 % - выпускники педиатрического факультета; 3,8 % - выпускники медико-профилактического факультета; 2,2 % - выпускники фармацевтического факультета.
Возраст анкетируемых составил от 20 до 31 года, в гендерном отношении большинство женщины - 68,5 %, мужчин в два раза меньше (31,5 %). Соотношение проживающих в районных центрах, жителей сельской местности и проживающих в городе соответственно составило 1:1,4:3,3.
Основными причинами поступления в медицинское высшее учебное заведение явились: желание получить высшее медицинское образование - 31 %; нравится эта профессия - 28,5 %; приобретение престижной специальности - 15,4 %.
Большинство опрошенных на вопрос «Что привлекает Вас в получаемой специальности (профессии)?» ответили: помогать людям (41 %); иметь стабильную заработную плату (18 %); организовать собственное дело (16,8 %); сделать карьеру в здравоохранении (11,3 %).
Несколько странным представляется ответ на поставленный вопрос - «постоянно общаться с людьми» - 11,3 % опрошенных.
Большинство поступивших в университет после окончания школы (89 %), из них по общему конкурсу поступило 69 %, по целевому приему - 20 %, после работы в медицинском учреждении и окончания среднего медицинского учреждения - 11,9 %.
Большинство студентов (55,2 %) во время обучения в высшем учебном заведении не работали; 44,8 % студентов работали, из них начиная с 5 курса 35,3 %, с 3 курса - 21,5 %. Работающие студенты в 62,8 % случаев отметили, что совмещать учебу с работой - «трудно» (35,8 %) и «очень трудно» (27 %).
Наряду с медицинскими учреждениями, аптеками, студенты вуза работают продавцами, консультантами в немедицинских учреждениях.
Готовность к постоянному профессиональному росту у выпускников составляет 89,4 %, большинство планируют продолжить обучение в интернатуре и аспирантуре.
Мотивация на профессиональное становление и работу по выбранной профессии к моменту окончания вуза сформирована недостаточно. Так, 13 % выпускников не планируют работать по полученной специальности, а 69,4 % из них приводят в связи с этим различные причины («освою новую профессию», «поступлю в немедицинское высшее учебное заведение» и др.). В то же время большинство (58 %) из желающих работать по выбранной профессии планируют работать в стационаре.
В вопросе по формированию профессиональных компетенций - готовности к выполнению профессиональных обязанностей после окончания медицинского высшего учебного заведения - большинство (55 %) надеются на помощь наставника на рабочем месте, а 16,9 % - не уверены в том, что смогут выполнять профессиональные обязанности, из-за недостатка знаний и умений.
Готовностью к социальной и профессиональной мобильности обладают половина выпускников (50,7 %). Среди причин смены места жительства 36 % указывают изменение семейного статуса, меньше 17,8 % - возвращение по месту постоянного жительства. На новом месте жительства большинство опрошенных (93,8 %) планируют работать в медицинских (государственных и частных)учреждениях.
Поиск выпускниками места будущей работы происходит в основном с помощью знакомых и родственников (22,2 %), деканата медицинского высшего заведения (14,2 %), органов управления здравоохранения (14,2 %). В соответствии с договором (целевое направление) трудоустраиваются 7,3 % выпускников, с помощью ярмарок вакансий - 5,5 %.
На вопрос о необходимости возврата дипломированным специалистом в случае несоблюдения условий договора средств, потраченных на его целевое обучение на бюджетной основе, только 49 % выпускников ответили положительно, 30 % - не согласны с таким утверждением, 21 % опрошенных затруднились ответить.
Заключение. Опираясь на результаты анкетирования обучающихся, можно наметить пути повышения качества обучения, выявить необходимость осуществления корректирующих и предупреждающих действий для оперативного управления работой студентов, преподавателей, кафедр, деканатов.
Литература
1. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования : сборник законодательных и нормативных правовых документов: в 3 ч. - Йошкар-Ола : Учебно-консультационный центр, 2010. - 156 с.
2. Управление качеством образования : прак-тикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташки-на. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
и ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ
АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ -
ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА
ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВУЗА
С. Н. АЛЕКСЕЕНКО, Т. В. ГАЙВОРОНСКАЯ
Цель исследования - изучить внутреннюю среду Кубанского государственного медицинского университета путем анкетирования студентов выпускных курсов. Анкета опроса студентов выпускного курса Кубанского государственного медицинского университета включала различные направления для мониторирова-ния качества образовательного процесса. В 2011/12 учебном году было опрошено 647 выпускников всех факультетов, обучающихся на очной форме. Возраст анкетируемых составил от 20 до 31 года. Использование в управлении вузом системы мониторинга образовательной среды обеспечивает принятие обоснованных управленческих решений, направленных на развитие творческого и профессионального потенциала профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: анкетирование, студенты, внутренняя среда вуза
ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ © Коллектив авторов, 2012 УДК 616-007:575.191:616-053.2/.4
STUDENTS POLL AS AN EFFECTIVE IMPLEMENT
OF MONITORING THE HIGHER SCHOOL
INTERNAL ENVIRONMENT
ALEKSEENKO S. N., GAIVORONSKAYA T. V.
The aim was to investigate the internal environment in the Kuban State Medical University by questioning the undergraduates. Questionnaire was elaborated for evaluation of educational process qualities. 647 undergraduates aged from 20 to 31 (academic year 20112012) from all the faculties were questioned. Educational environment monitoring guarantees effective educational management directed to the development of the creative and professional potential of teaching staff.
Key words: poll, undergraduates, the higher school internal environment
СЛУЧАЙ СИНДРОМА АПЕРА У ДЕВОЧКИ
12 1 1 Л. Я. Климов , Т. М. Вдовина , В. А. Курьянинова , Н. Н. Письменова ,
С. В. Долбня1, М. В. Стоян1, Р. А. Атанесян1, М. В. Агаджанян1, И. А. Стременкова1
1 Ставропольская государственная медицинская академия
2Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр
Климов Леонид Яковлевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой факультетской педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)352339; e-mail: [email protected]
Вдовина Татьяна Михайловна, кандидат медицинских наук, врач-генетик Ставропольского краевого клинического консультативно-диагностического центра; тел.: 89282533363; e-mail: [email protected]
Курьянинова Виктория Александровна, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89282938069; e-mail: [email protected]
Письменова Наталья Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89283262826; e-mail: [email protected]
Долбня Светлана Викторовна, студентка VI курса педиатрического факультета
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89280082660; e-mail: [email protected]
Стоян Марина Валерьевна, врач-интерн кафедры педиатрии ИПДО
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89282447990; e-mail: [email protected]
Атанесян Роза Артуровна, клинический ординатор кафедры эндокринологии, детской эндокринологии и диабетологии ИПДО
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89283770998; e-mail: [email protected]
Агаджанян Марина Эдвардовна, студентка V курса педиатрического факультета
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89187796441; e-mail: [email protected]
Стременкова Инна Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89624451592; e-mail: [email protected]
Врождённые пороки развития составляют одну из актуальных медицинских и социальных проблем в России и за рубежом, это обусловлено высокой частотой встречаемости патологии и тяжестью сформированных анатомических и функциональных нарушений.
Распространённость пороков развития челюстно-лицевой области, по данным ВОЗ (2005), составляет 4-6 %, причем около 30 % из них приходится на кра-ниосиностозы. Из всех синдромальных форм кра-ниосиностозов наиболее часто встречается синдром Апера [1].
Синдром Апера (Е. Арег^ 1906) - наиболее изученная и распространённая форма акроцефалосиндакти-лии, хотя его частота составляет 1 случай на 100-160 тысяч новорожденных. Почти все опубликованные случаи синдрома Апера спорадические. Семейные случаи - крайняя редкость, так как эти больные почти никогда не вступают в брак и не оставляют потомства (олигофрения, физические дефекты). При доминантных формах синдрома Апера генетический риск для последующих детей составляет 50 % [2].
Заболевание имеет аутосомно-доминантный тип наследования. Кариотип при этом синдроме нормальный. Ген синдрома Апера локализован на длинном плече хромосомы 10, в локусе 10q26 [1, 4, 6, 9]. Синдром Апера вызывается одной из двух миссенс-мутаций гена РОРЯ2, вовлекающей две смежные аминокислоты: S252W и Р253Я. Синдактилия кистей и стоп более серьёзно выражена у пациентов с мутацией Р253Я. Напротив, расщелины неба более характерны для пациентов с мутацией S252W. Различий в проявлении других патологий, связанных с синдромом Апера, найдено не было. Миссенс-мутация в