Научная статья на тему 'Анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок»'

Анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
319
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЛИЗМ / ANIMALISM / ОБРАЗ ХИЩНОГО ЖИВОТНОГО / IMAGE OF A PREDATOR / ПОЭМА "ЕГОРУШКА" / ПОЭМА "КРАСНЫЙ БЫЧОК" / POEM "THE LITTLE RED BULL" / ЭПОХА / EPOCH / POEM "EGORUSHKA"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Божкова Галина Николаевна, Бубеков Игорь Дмитриевич

На рубеже XIX-XX веков в поэзии, как и в других областях культуры, начинается активный пересмотр традиционных представлений о человеке и его месте в природе. «Кризис гуманизма», о котором писал Блок, углубляет значение анималистических мотивов и качественно обновляет их, акцентируя те первозданные начала, которые не вмещаются в рамки человеческой «целесообразности». Обращение М. И. Цветаевой к анималистическим образам позволяет более точно передать психологическое состояние лирического героя, а также отношение поэтессы к эпохе. В поэмах «Егорушка» и «Красный бычок» нет домашних животных, лишь хищные, способные раскрыть нрав современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMALISTIC IMAGES IN THE POEMS BY M.I. TSVETAEVA “EGORUSHKA” AND “THE LITTLE RED BULL”

At the turn of the XIX-XX centuries in the poetry, as in the other spheres of culture, the active revision of the traditional conceptions on a human being and his place in the nature begins. “Crisis of humanism” mentioned by Blok deepens the meaning of animalistic motives and renews them cardinally, emphasizing those primordial elements which exceed the limits of human “practicability”. M. I. Tsvetaeva’s appeal for animalistic images allows more detailed presentation of a lyrical hero’s psychological state and poetess’ attitude to her epoch. In the poems “Egorushka” and “The Little Red Bull” there are no domestic animals, but predators capable to discover the morals of modernity.

Текст научной работы на тему «Анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок»»

Божкова Галина Николаевна, Бубеков Игорь Дмитриевич

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭМАХ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ "ЕГОРУШКА" И "КРАСНЫЙ

БЫЧОК"

На рубеже Х1Х-ХХ веков в поэзии, как и в других областях культуры, начинается активный пересмотр традиционных представлений о человеке и его месте в природе. "Кризис гуманизма", о котором писал Блок, углубляет значение анималистических мотивов и качественно обновляет их, акцентируя те первозданные начала, которые не вмещаются в рамки человеческой "целесообразности". Обращение М. И. Цветаевой к анималистическим образам позволяет более точно передать психологическое состояние лирического героя, а также отношение поэтессы к эпохе. В поэмах "Егорушка" и "Красный бычок" нет домашних животных, лишь хищные, способные раскрыть нрав современности.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/2-2/4.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 2. C. 21-23. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 82

На рубеже Х1Х-ХХ веков в поэзии, как и в других областях культуры, начинается активный пересмотр традиционных представлений о человеке и его месте в природе. «Кризис гуманизма», о котором писал Блок, углубляет значение анималистических мотивов и качественно обновляет их, акцентируя те первозданные начала, которые не вмещаются в рамки человеческой «целесообразности». Обращение М. И. Цветаевой к анималистическим образам позволяет более точно передать психологическое состояние лирического героя, а также отношение поэтессы к эпохе. В поэмах «Егорушка» и «Красный бычок» нет домашних животных, лишь хищные, способные раскрыть нрав современности.

Ключевые слова и фразы: анимализм; образ хищного животного; поэма «Егорушка»; поэма «Красный бычок»; эпоха.

Божкова Галина Николаевна, к. филол. н. Бубеков Игорь Дмитриевич

Казанского (Приволжского) федерального университета (филиал) в г. Елабуге bozhkova.galina@mail. ги

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭМАХ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «ЕГОРУШКА» И «КРАСНЫЙ БЫЧОК»

Образы животных в литературе - это зеркало гуманистического самосознания. Самоопределение всего человеческого рода не может совершаться вне его отношения к животному миру. И если «зооцентризм» - исторически изжитая, то «анимализму» принадлежит возрастающая роль «.. .в создании предпосылок будущей, экологически сбалансированной культуры, преодолевшей пагубную односторонность антропоцентризма» [2, с. 43].

Поэзия Марины Ивановны Цветаевой движется между полюсами природного и человеческого, сопрягая их в своей образности и вдохновляясь «далекостью» сближаемых миров. Животные в поэме «Егорушка» не подлежат сближению с природой, потому что сами являются частью её и только в дидактическом плане поддаются «одухотворению», поскольку обладают собственной духовностью.

В 20-х - начале 30-х годов XIX века в поэмах Цветаевой на первый план в изображении животных выходят физическая непосредственность, стихийность их бытия.

М. И. Цветаева - одна из первых в русской поэзии, соединяет с образами животных утопические представления. Ведущее место при этом занимают хищные животные, которые почти во всех мифологических традициях предстают символом избытка, благоденствия, райской, справедливой жизни.

Психологи утверждают, что всё живое (человек, животное, птицы) имеют некую связь. Их даже можно классифицировать, находя общие черты. Существует много тестов, выявляющих сходства человека с тем или иным животным. Проведя социологический, опрос мы убедились в том, что 80% людей знают, на какое животное (по характеру, внешним деталям) они похожи. Сходство обусловлено ещё и тесной связью с восточным календарём. Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году - году дракона. Учитывая тенденцию поэзии XIX века, драконы - хищники, угрожающие только внешне, а внутренне они имеют ранимую, трепещущую душу. Люди, рождённые в этот год, яркие, великодушные, самостоятельные, требовательные к себе и окружающим, поэтому так часто в лирике Цветаевой появляются энергетически сильные животные, птицы. Лирическая героиня, подобно поэтессе, очень хочет быть слабой и окружённой сильными благородными людьми, способными продлить её «свободный полёт». В поэме «Егорушка» центральным образом становится Сверхчеловек-орёл.

Орёл - король птиц, самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Подобно льву среди зверей, орла принято считать царственной птицей. Данте не случайно назвал орла птицей Бога: орел в античности сравнивался с греческим Зевсом и римским Юпитером. В древности он считался символом силы и победы [5, с. 29].

В Библии орел означал величие и всемогущество Бога - это символ созерцания и духовного знания, который связан с Иоанном Богословом.

В поэме «Егорушка» Цветаева сравнивает главного героя с орлом, а точнее, пытается привить ему качества орла. В первой части - «Младенчество» автор начинает повествование с заклички, что является фольклорным мотивом, который символизирует рождение Егорушки, как рождение орла: «Обронил орел залетный - перышко. / Родился на свет Егорий-свет-Егорушка» [6, с. 340].

Можно увидеть в этом герое некоего сверхчеловека, которого создаёт Цветаева и ему присущи все признаки той птицы, с которой соединяет поэтесса героя: горделивость («Подрастают наши крылышки-перышки! / Три годочка уж сравнялось Егорушке, / Черным словом <всех вокруг хает > - бранит, /Не ребеночек растет - а разбойничек» [Там же, с. 345]); величие, могущество («Заря щедрая, / Заря щастная, / Как Егоркино сердце - / Красная» [Там же, с. 346]).

Егорушка близок автору, поэтому в обращении к нему поэтесса использует такие именования как «Егорушка», «Свет-Егорушка», «Ёрка», «Егорья» - в нём соединяется и Божественное и дьявольское. Данная амбивалентность очень свойственна натуре Марины Ивановны. Герой не только «солнечнозрачный», «огненный», но и хищный: «Ликом светлый, телом крепкий, <... > / Обоймет - задушит. / Десять мамок сушит» [Там же, с. 350].

22

^БЫ 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 2

Заставил герой, взрослея, страдать всех близких людей и в этой, казалось бы, сказочной легенде есть ис-поведальность поэтессы - девочки с трудным детством, не желающей исполнять родительские планы, а также матери-одиночки, именно таковой считала себя Марина Ивановна, поскольку не видела достойного, сильного мужчину, с которым смогла бы обрести счастье. Наверное поэтому она создаёт подобную мифопо-этическую историю о соединении женщины с орлом и рождении необычайного ребёнка - сына орла. Рождается Егорушка - сильнейший человек, укрощающий хищных зверей, способный силой своей остановить время, ведь вскормить его земная женщина не способна - это причиняет ей нестерпимую боль, поэтому появляется в поэме ещё один хищник - волчица: «А она-то его! Уж она-то его! / Сосет, а та, знай, облапливает! / Гляди, мол, смекай, мол, кто мать ему! / Аж нос задрала, анафема!» [Там же, с. 352].

Джек Трессидер в своем словаре символов дает следующее толкование значения слова волк - свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Волчица выкормила Ромула и Рема (легендарных основателей Рима), - образ, олицетворяющий горячую материнскую заботу, который встречается и в индийском фольклоре [4, с. 350]. На наш взгляд, именно подобная трактовка близка поэме.

Нельзя не заметить тенденции ХХ века: появление хищных утопических животных, которая очевидна и в поэтическом наследии М. И. Цветаевой. Этот процесс, бесспорно, связан с тяжёлым историческим временем. Вот и волчица стала матерью не совсем обычного ребёнка, именно такие качества время заставляет вырабатывать в себе современного человека: реакцию, воинственность; простой матери в человеческом обличии современных людей, вершителей особых подвигов, не выкормить. Как вспоминает А. С. Эфрон, прототипом главного героя послужил Борис Александрович Бессарабов (1897-1970), в то время приехавший в Москву.

A. С. Эфрон пишет: «.. .герой поэмы сам постучался в двери поэта. В комнату вошел молоденький красноармеец, по-крестьянски румяный и синеглазый», с томиком стихов А. А. Ахматовой и с запиской от дальних родственников с просьбой «приютить подателя сего» [3, с. 207]. «Подателя» поселили в бывшей столовой, странной комнате с потолочным окном, в которой, как после шторма, «все вещи сорвались с пазов», все сместилось.

С утра до ночи гость разъезжал по делам, возвращался, сияя от успехов и неудач, ловко расчленял на дрова очередной стул, разводил огонь в печурке; рассказывал героические истории о гражданской войне, бедах и победах, походах через глины, пески и черноземы. Цветаева слушала, задумывалась, любуясь рассказчиком. Так Егорий из «Младенчества», забравшийся вместе с побратимом-волчонком в чужой сад, чтобы отрясти плоды с деревьев, обуздывает себя, пораженный добрым и мудрым трудом садовника, и уходит с пустыми карманами. Егор из «Пастушества» защищает стадо от вскормившей его, как Ромула, волчицы, принося в жертву долгу любовь почти сыновнюю; Егорий из главы «Купечество», нанятый купцами в приказчики, не поддается власти денег, безвозмездно одаряя товарами покупателей.

Прототип Егорушки вскоре уехал навсегда. По другой версии, Егорушка - Егорий Храбрый - народный вариант Георгия Победоносца. О Егории Храбром говорится в духовных стихах, народных легендах; Цветаева почти не воспользовалась никакими источниками; взяла лишь упоминания о том, что Егорий - «волчий пастырь», покровитель стад.

В данной поэме звучит святая вера Марины Ивановны Цветаевой в появлении человека времени, вершителя правосудия, справедливого борца - звероподобного ангела, и это, по её мнению, не авторский вымысел, а требование времени.

Тематически с освящённым нами выше временем тесно связана и поэма М. И. Цветаевой «Красный бычок», но отражение в ней находит и иное запомнившееся Марине Ивановне время. Произведение написано в 1928 г. на смерть Владимира Александровича Завадского (1896-1928), младшего брата подруги Цветаевой

B. А. Аренской.

Однако не только данное событие вдохновило поэта на создание данного произведения: в очерке «История одного посвящения» (1931) Цветаева вспоминает об Александровской слободе лета 1916 г., куда к ней на несколько дней приехал О. Мандельштам. Во время прогулки поэтов с детьми было крайне неожиданным нападение быка: «И вдруг - галоп. Оглядываюсь - бычок. Красный» [7, с. 401].

Повествование поэмы начинается с описания сна маленького ребенка: обычная обстановка, горят свечи, мы понимаем, что время суток - ночь, и неожиданно автор с помощью «тире» и восклицательных знаков, передает быструю смену событий и эмоциональный всплеск, переносит нас в момент пробуждения ото сна. Далее мальчик рассказывает сон, и мы понимаем, что за ним гонится, красный бычок. Под глаголом «гонится» понимается намеренное преследование с какой-либо целью: «Будто за мной - красный бычок / По зеленой траве гонится!» [Там же, с. 585].

Слова матери дают нам понять, что во сне ребенка все хорошо, несмотря на то, что бык красный, но трава еще не окроплена кровью.

Здесь и возникает главный образ поэмы - образ красного бычка, он сложный, многомерный, имеет массу ассоциаций и значений. Образ вмещает в себя всех большевиков в целом, весь их исполнительный аппарат, который, как свирепый бык, гонится за идеологическими противниками. Вспомним события 1916 г., когда за представителями интеллигенции (Цветаева и Мандельштам) гонится бык. Тогда это было воспринято не серьезно, в шутку, ради забавы. То есть Цветаева хотела показать, что тогда уже были предпосылки к перемене режима, но в это никто не верил. Очевидно негативное отношение Цветаевой к большевикам, показательно употребление слова «кличка», что явно носит пренебрежительный характер, клички дают только животным, следовательно, за людей большевиков она не считает. Не случайно появление не простого быка, а красного. Нет смысла обращаться к значению слова «красный», поскольку сама поэтесса в поэме дает нам определение: «Я- большак, / Большевик, / Поля кровью крашу. / Красен мак, / Красен бык, / Красно время наше» [Там же, с. 587].

Примечателен тот факт, что Владимир Заводской, прототип главного героя, погибшего мальчика, был солдатом добровольного отряда во Франции, с которым воевали «красные».

Цветаева в поэме раскрывает ряд характерных и актуальных проблем, рассуждает о судьбе, жизни и смерти, человеке и эпохе. Сюжет был продиктован жизнью и стал важной обличительной основой политики большевиков.

Таким образом, общий смысл анимализма в поэзии М. И. Цветаевой начала ХХ века - осознание первенствующей и наставнической роли животных по отношению к человеку: у них, как у пращуров, первых возлюбленных жизни, слитых с нею нутром, есть чему поучиться. В поэме «Егорушка» «темная звериная душа» открывает человеку забытую, требующую восстановления часть самого себя. Хищные животные позволяют увидеть истинный лик лирической героини, а через неё самого автора, очертив отсутствие брезгливости в прикосновении к животному, не менее поучителен призыв учиться «у слизкой твари».

В поэме Марины Ивановны «Красный бычок» всё наоборот: появляется образ хищного животного, помогающего охарактеризовать современную автору действительность, партийный беспредел, и выполняющий несколько функций. Несомненно, важнейшим становится социальное обличение, хотя и психологическая, и «суггестивная» [1, с. 35] функции выполняют важные роли в обеих поэмах - это попытка не просто изобразить смятение поэта, но и передать внутреннее напряжение читателю, который должен задуматься о прошлом, суметь проанализировать настоящее и помнить, что все люди конечны, а значит необходимо прожить жить так, чтобы завтра не было стыдно, даже если придётся идти против общественного уклада.

Список литературы

1. Божкова Г. Н., Шабалина Н. Н. Лицо и маска в лирике М. И. Цветаевой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (35). Ч. 1. С. 34-37

2. Волков В. В. Антропоцентризм. М.: Флинта, 2014. 148 с.

3. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. М.: Советский писатель, 1986. 453 с.

4. Трессидер Дж. Словарь Символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.

5. Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М.: Guinness, 1998. 280 с.

6. Цветаева М. И. Сочинения. М.: Художественная литература, 1988. 719 с.

7. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. М.: Сов. писатель, 1990. 800 с.

ANIMALISTIC IMAGES IN THE POEMS BY M. I. TSVETAEVA "EGORUSHKA" AND "THE LITTLE RED BULL"

Bozhkova Galina Nikolaevna, Ph. D. in Philology Bubekov Igor' Dmitrievich

Kazan (Volga region) Federal University (Branch) in Elabuga bozhkova.galina@mail. ru

At the turn of the XIX-XX centuries in the poetry, as in the other spheres of culture, the active revision of the traditional conceptions on a human being and his place in the nature begins. "Crisis of humanism" mentioned by Blok deepens the meaning of animalistic motives and renews them cardinally, emphasizing those primordial elements which exceed the limits of human "practicability". M. I. Tsvetaeva's appeal for animalistic images allows more detailed presentation of a lyrical hero's psychological state and poetess' attitude to her epoch. In the poems "Egorushka" and "The Little Red Bull" there are no domestic animals, but predators capable to discover the morals of modernity.

Key words and phrases: animalism; image of a predator; poem "Egorushka"; poem "The Little Red Bull"; epoch.

УДК 808.2:070.4

В статье подробно рассматриваются особенности трансформации функций периодической печати Казахстана в период с 1991 по 2015 годы. Анализируются проблемы, стоящие сегодня перед казахстанской журналистикой в целом, которые непосредственно отражаются на качестве выполнения ею социальной роли. Создание новой медиасистемы за счет типологических изменений, а также популяризация новых медиа прямо отразились на функциях казахстанских СМИ.

Ключевые слова и фразы: Пресса Казахской ССР; пресса Независимого Казахстана; функции журналистики; проблемы казахскоязычной печати; информационный рынок Казахстана.

Грабельников Александр Анатольевич, д.и.н., профессор Мамбетова Индира Куанышевна

Российский университет дружбы народов [email protected]; [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Обзор и анализ основных функций журналистики и их применение в СМИ - одна из задач теории журналистики. С изменением политической системы страны, с новыми течениями в жизни государства, меняется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.