Научная статья на тему 'Англо-нормандская культовая архитектура'

Англо-нормандская культовая архитектура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабошина О. Н.

Важную роль в утверждении власти норманн на территории Англии сыграли церкви, возведение которых происходило на месте разрушенных ими же старых англосаксонских построек. Образцами для многих соборов послужили церкви Нормандии, в проекты которых добавлялись или, наоборот, исключались некоторые детали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Англо-нормандская культовая архитектура»

АНГЛО-НОРМАНДСКАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

© Бабошина О.Н.*

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, г. Москва

Важную роль в утверждении власти норманн на территории Англии сыграли церкви, возведение которых происходило на месте разрушенных ими же старых англосаксонских построек. Образцами для многих соборов послужили церкви Нормандии, в проекты которых добавлялись или, наоборот, исключались некоторые детали.

Места поклонений первых христиан находились под открытым небом и в домах верующих, в отличие от иудейской традиции, в которой было принято считать домом Бога храм. Стандартное продольное здание латинской церкви следует обеим этим традициям. Длинный неф рассматривался как убежище от непогоды, хотя вто же время являлся своего рода святилищем.

В Средневековье повсеместно для главных зданий была сохранена каноническая форма, сложившаяся при Константине (главный неф, завершавшийся в апсиде и фланкируемый боковыми нефами), за исключением некоторых деталей, добавленных или убранных в разное время и в разных местах. Таким образом, епископ или аббат, намеревавшийся строить новый собор или церковь, всегда имел образец, в который совместно с архитектором вносились различные изменения. Затем согласно желанию пэров видеть постройку практичной и современной, а также с учетом особенностей местности, окружавшей здание, выбиралось оформление.

В Англии в период после Завоевания за основу священнослужители брали апсиду в восточном конце постройки (часто со вспомогательными апсидами в уступах или в крытой галерее) и трансепт с основным продольным нефом. Эти элементы располагались в три яруса, включая аркаду, покоившуюся на столбах или колоннах, галерею и верхний ряд окон, освещавший хоры. Решения для западного окончания могли быть разными: от простого поперечного сечения главного и боковых нефов, сообщавшихся с двойными башнями, до массивных блоков, формировавших практически независимое пространство. Ко всему этому проектировщики добавляли свои нововведения, а также выбирали стилистическое оформление, которое они считали наиболее подходящим.

Обстановка для мессы сохранялась без существенных изменений со времен Каролингов: с пространством алтаря или пресвитерия, в котором располагались, если двигаться с востока, гробницы в главной апсиде (если

* Аспирант.

таковые имелись), затем главный алтарь в святилище, место для дополнительного алтаря, далее хоры и алтарь для мирян. В зависимости от численности духовенства и размера восточного рукава, все это, за исключением мирского алтаря, располагалось к востоку от средокрестия, но в большинстве случаев выходило за пределы средокрестия, выступая в неф, где наиболее часто располагался мирской алтарь. Поэтому самой важной частью постройки был восточный рукав, что подчеркивалось частыми в средневековье упоминаниями о нем как о фасаде здания.

Из всего этого следует, что здание планировалось целиком с самого начала. Большинство крупных церквей проектировались в два этапа, и многие детали форм во время строительства опускались. Однако, говоря об английских соборах, нет оснований для распространенного убеждения, что средневековые церкви строились по частям, что строители начинали работать в восточном конце, не представляя, как далеко на запад будет простираться конструкция. Даже в таких случаях, как в Питерборо, где неф был удлинен, первоначально запланированная длина видна в структуре, в форме опор пары западных башен. Сходство общих пропорций зданий одного статуса также подчеркивает тщательное проектирование, так как они вряд ли соответствовали бы образцу, отсутствуя в исходном плане.

На это же указывает и быстрота, с которой особенности одной постройки перенимались в другой, порой всего через два-три года после начала работы над первой. Это свидетельство того, что сходство построек зачастую обусловлено наличием плана, а не только повторением уже построенных зданий. Проекты строительства в большом масштабе всегда беспорядочны и сложны, и обычно проходит несколько лет, прежде чем они осуществляются, и начинается само строительство. Например, возведение собора в Дареме, оказавшего влияние на новую норманнскую планировку, было начато в конце 1070-х годов, но собор, который мы видим сейчас, был начат лишь в 1093 г. Таким образом, даты начала строительства могут быть значимыми, но могут и вводить в заблуждение. То же относится и к датам освящения. Эти церемонии зачастую проводились, когда существенная часть здания (обычно восточный рукав), была готова к использованию, как например перенесение мощей святого Катберта в Дареме. Но также они могли проводиться заранее, например, в момент посещения видного священнослужителя, или позднее, из-за прихоти правителя, как например освящение аббатства Бэтл при Вильгельме Руфусе.

Церкви могли строиться с удивительной скоростью. Там, где позволяли средства, они возводились в короткие сроки, например за десять лет, как собор Ланфранка в Кентербери, но даже большие по размеру соборы возводились за тридцать-сорок лет. Неправильное представление о том, что в то время требовались века для их постройки, обусловлено тем, что церковные здания постоянно перестраивались.

Два аббатства на северо-западе Франции, рассматриваемые далее, наиболее значимы, так как они послужили образцами для многих построек на территории Англии. Сент-Этьен и Сен-Трините в Кане (для мужчин и женщин, соответственно) были основаны Вильгельмом Завоевателем и его женой Матильдой, выполнявших епитимью в 1059 г. за незаконный брак (рис. 1, 2).

Рис. 1. Западный фасад церкви Рис. 2. Западный фасад церкви Сен-Тринити в Кане Сент-Этьен в Кане

Церковь аббатства Матильды была готова к освящению в 1066 г. Девя-типролетный неф занимал, вероятно, только два яруса, боковые нефы имели ребра крестового свода без пересечения арок или пилястр на стенах придела и две башенки в западном конце с кафедрой посередине, без какого-либо прохода между основанием башен и боковыми нефами (рис. 3). Оформление было изменено в 1080-х и 1090-х годах, сразу после того, как восточный рукав был удлинен и снабжен крестовым сводом и верхним рядом окон. Возможно, это было выполнено для похорон Матильды в церкви в 1083 г., или в связи с прибытием мощей Святого Николая в 1091 г., или просто из-за устаревшего характера оформления.

В отличие от жены, Вильгельм не начинал незамедлительно строить свою церковь и даже не назначал первого аббата, которым впоследствии стал Ланфранк, до 1066 г. Церковь была освящена в 1073, 1077 и 1081 годах. Предполагается, что главное освящение состоялось в 1077 г. В 1087 г. Вильгельм был погребен в восточном рукаве. Основное пространство было сводчатым, верхний ряд окон изменен в начале XII в., а восточный конец перестроен в XIII в.

Рис. 3. План церкви Сен-Тринити в Кане

В отличие от церкви Сен-Трините здание церкви Сент-Этьен не содержит в себе каких-либо устаревших решений. Напротив, проект создает ощущение, что у других построек были взяты новаторские формы и идеи и соединены вместе в единое целое. Восточный рукав утерян, но благодаря раскопкам известно, что он имел два пролета и трехапсидное восточное завершение. Боковые апсиды, вероятно, вписывались в прямоугольный контур экстерьера. Неф был девятипролетным с двумя башенками в западном конце (рис. 4). Пространство в высоту включало в себя основную галерею, галерею для кафедры (практически равную по величине размеру бокового нефа), перекрытую полу цилиндрическим сводом, а также ряд окон. Высококачественная каменная кладка, согласованные формы и четкие капители с волютами были использованы повсюду. На уровне верхнего ряда окон располагалась галерея эмпор, проходившая через трансепт, неф и весь фасад. Восточный рукав, вероятно, также содержал галерею, тем самым создавая возможность кругового обхода. Стены верхнего ряда окон нефа были тоньше, чем стены, расположенные ниже, на уровне галереи и прохода. Это может быть объяснено системой навесной кладки кирпича. Неф шел прямо до фасада между двумя башенками, с которыми он не был связан. Башни западного фасада визуально отделены от нижней части, которая образует отдельный прямоугольный блок, подчеркнутый контрфорсами. Основные элементы оформления пришли из более ранних построек Нормандии, хотя в большинстве случаев уже переработанными. А вот прием навесной кладки кирпича, который использован при создании стенного прохода верхнего ряда окон, - это главное нововведение.

Таким образом, церковь Сент-Этьен - это здание, объединившее в себе обширные заимствования и новшества, такие как вписанные в прямоугольное пространство апсиды, галерея обхода вокруг всего здания, навесная каменная кладка и фасад с двумя башнями, которые воспринимаются как самостоятельные элементы западного массива.

tm Eleventh century ша Thirteenth century ■■ Fourteenth century

Рис. 4. План церкви Сент-Этьен в Кане

Сразу после Завоевания норманны развернули обширное строительство, уничтожая старые англосаксонские сооружения и возводя новые. Так, нормандская архитектура перерабатывалась на основе традиций зодчества Англии, обогащаясь передовыми строительными приемами и технологиями.

Список литературы:

1. Барлоу Ф. Вильгельм I и нормандское завоевание Англии. - СПб.: Евразия, 2007.

2. Дуглас Д. Норманны: от завоевателей к достижениям. 1050-1100 гг. - СПб., 2003.

3. Квинелл М. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. - СПб.: Евразия, 2002.

4. Кидсон П. История английской архитектуры. - М.: Центрополи-граф, 2003.

5. Baldwin Brown G. Anglo-Saxon Architecture. - London, 1975.

6. Bayle M. La Trinite de Caen. - Geneva, 1979.

7. Bayle M. L'Architecture Normand au Moyen Age. - Caen, 2001.

8. Carlson E.G. The Abbey Church of Saint-Etienne at Caen in the Eleventh and Early Twelfth Centuries. - Yale University, 1968.

9. Chibnall M. Anglo-Norman England 1066-1166. - Oxford, 1986.

10. Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. - Harmonds-worth, 1978.

11. Gem R. The Origins of the Early Romanesque Architecture of England. -London, 1973.

12. Grant L.M. Architectural Relationships between England and Normandy, 1100-1204. - London, 1994.

13. Little B. Architecture in Norman Britain. - London, 1985.

14. Morris R. The Church in British Archaeology. - London, 1983.

15. Williams A. The English and the Norman Conquest. - Woodbridge, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.