Научная статья на тему 'Английские христианские социалисты и кооперация, середина XIX - начало XX в'

Английские христианские социалисты и кооперация, середина XIX - начало XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ / BRITISH CHRISTIAN SOCIALISM / MORAL FOUNDATIONS OF CO-OPERATION / HISTORY AND THEORY OF CO-OPERATIVE MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиченко Ирина Юрьевна

В статье анализируется история образования группы христианских социалистов в Англии в середине XIX в., формирования христианско-социалистической концепции и попытки ее реализации в сфере кооперации. Несмотря на неудачи в сфере производственной кооперации, христианские социалисты сыграли определяющую роль в складывании нравственной основы потребительской кооперации в стране, в становлении рабочего образования и законодательного оформления кооперативной деятельности, что привело к широкому распространению движения во второй половине XIX столетия. Опыт и идеи английских христианских социалистов активно изучали российские теоретики и практики кооперации в предреволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

British Christian socialists and co-operation, middle of the XIX century - beginning of the XIX century

The article examines the history of the formation of Christian socialists in England in the middle of the XIX century., The folding of the Christian Socialist concept and attempts to implement cooperation in the field. Despite the setbacks in the field of industrial cooperation, the Christian Socialists played a decisive role in the formation of the moral foundations of consumer cooperatives in the country, in the formation of workers education and legislative design of cooperative activity, which led to widespread movement in the second half of the XIX century. Experience and ideas of the British Christian socialists actively studied Russian theorists and practitioners of cooperation in pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «Английские христианские социалисты и кооперация, середина XIX - начало XX в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 1

И.Ю.Новиченко

АНГЛИЙСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ СОЦИАЛИСТЫ

И КООПЕРАЦИЯ, СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX в.

В статье анализируется история образования группы христианских социалистов в Англии в середине XIXв., формирования христианско-социалистической концепции и попытки ее реализации в сфере кооперации. Несмотря на неудачи в сфере производственной кооперации, христианские социалисты сыграли определяющую роль в складывании нравственной основы потребительской кооперации в стране, в становлении рабочего образования и законодательного оформления кооперативной деятельности, что привело к широкому распространению движения во второй половине XIXстолетия. Опыт и идеи английских христианских социалистов активно изучали российские теоретики и практики кооперации в предреволюционный период.

Ключевые слова: английский христианский социализм, нравственные основы кооперации, история и теория кооперативного движения.

После наполеоновских войн Великобритания превратилась в господствующую в мире державу с огромными колониальными владениями. Однако внешнеполитические успехи не способствовали нормализации внутриполитической ситуации. «Погоня за наживой, страсть к деньгам, возбуждаемые социальным тщеславием и наслаждениями невиданной до той поры роскоши, — отмечала Беатриса Вэбб, — овладели всеми думами и чувствами среднего и высшего классов Англии, и дух изобретений и открытий, растущая сила торгового класса, политические потребности страны — все работало с удвоенной энергией для достижения одной великой цели: производства материального богатства»1. Быстро поднимавшаяся промышленность нещадно эксплуатировала труд рабочих, массово привлекая к производству в целях экономии на оплате — детей и женщин, вытесняла ремесленное производство. Вокруг фабрик, заводов, особенно в городах скапливалось множество людей всех возрастов, деморализованных голодом и невежеством. Бунты, поджоги, пьянство, воровство, грабежи были привычным делом. «Эгоистическая общественная философия сводилась к двум главным позициям: частные лица руководствовались принципом свободной конкуренции, заботясь исключительно о личных и семейных интересах, а государство имело своим принципом: laissez faire, laissez passer, т.е. не вмешивалось в торговые и промышленные

1 УэббБ. Кооперативное движение в Англии. СПб., 1905. С. 11.

дела»2. В этих условиях не только в Англии, но и в других европейских государствах стали возникать различные концепции общественного переустройства, в основе которых лежало стремление к всеобщему благу. Мыслителей, полагавших, что прогресс заключается в справедливой системе общественной организации, а не в борьбе слабого с сильным, стали называть социалистами. Идея самопомощи на коллективных и добровольных началах находила самые разнообразные практические воплощения. В Англии общины Роберта Оуэна и его последователей3 имели мало общего с последующими объединениями трудящихся, но распространили идею «со-трудничества» (Co-operation), т.е. «ко-опе-рации», что привело в дальнейшем к формированию мощнейшего кооперативного движения как в Англии, так и в других европейских странах. В английской историографии всех идеологических направлений давно и прочно утвердился тезис о том, что после Роберта Оуэна на судьбы кооперации во второй половине XIX столетия всего сильнее повлияли христианские социалисты.

В статье речь пойдет о складывании концепции английских христианских социалистов в середине XIX в., попытках ее осуществления на практике, роли и значении христианских социалистов в развитии кооперативного движения второй половины XIX столетия, а также об изучении идей и опыта английских христианских социалистов российскими кооператорами в предреволюционный период.

Кто такие христианские социалисты?

В начале XIX в. главным образом идеи А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна повлекли за собой всплеск интереса священников к социальным проектам, а социалистов, наоборот, — к достоинствам христианского вероучения. В 1850-х гг. в Англии сложилась группа единомышленников, целенаправленно стремившихся христианизировать области жизни, прежде не охваченные учением Господа, а также помочь обрести христианству новый облик на пути к общественному согласию.

На первых порах в деятельности будущих «христианских социалистов» не было ничего социалистического. Англиканских священников Фредерика Денисона Мориса (Frederick Denison Maurice, 1805-1872)4,

2 Мирный переворот в экономической жизни. Кооперация в Великобритании. Обзор истории, теории и практики кооперативного движения в Англии, Шотландии и Ирландии. М., 1910. С. 69.

3 См.: Андресон К.М. Оуэнисты в Британии. М., 1989.

4 Наиболее содержательные публикации Ф.Д.Мориса: Administrative Reform and its Connection with Working Men's College. Cambridge, 1855; Has the Church, or the State, the Power to Educate the Nation? A Course of Lectures. L., 1839; Introductory Lecture Delivered at the Opening of the Metropolitan Evening Classes for Young Men. L., 1849; Learning and Working. L., 1968; National Education. L., 1853; Reasons for Cooperation. A Lecture Delivered at the Office

Чарльза Кингсли (Charles Kingsley, 1819—1875)5, юристов Джона Мал-колма Людлоу (John Malcolm Ludlow, 1821—1911)6, Томаса Хьюза (Thomas Hughes, 1822-1896)7, Эдварда Ванситтарта Ниля (Edward Vansittart Neale, 1810—1892)8 и их немногочисленных друзей объединило неравнодушие и желание помочь обездоленным.

Группа возникла весной 1848 г. первоначально с целью противодействия Чартистскому движению9. Революционная буря 1848 г. в Европе всколыхнула также крупные промышленные британские города. Конвент чартистов назначил на 10 апреля 1848 г. мирную демонстрацию, которую решили проводить вопреки запрету правительства. Обстановка в стране обострилась. В столицу ввели войска. Друзья решили действовать незамедлительно. Они побывали на демонстрации (рабочие собрались на Кеннингтонской площади и разошлись мирно), убеждали рабочих в бесперспективности насилия, изготовили большой плакат с лозунгом: «Страдают не только рабочие, и кому, как не священникам, знать об этом!», а затем задумали и осуществили издание газеты «Политика для народа»10.

В чем же они стремились убедить читателей? В передовице первого номера друзья утверждали, что собираются обсуждать «положение

for Promoting Working Men's Associations. L., 1851; Sermons on Social Subject, St.PauI's Covent Garden. 1904; Social Morality. 21 Lectures Delivered in the University of Cambridge. L., 1893; The Friendship of Books and Other Lectures. L., 1904; The Gospel of the Kingdom of Heaven. L., 1864; The Kingdom of Christ; or, Hints to a Quaker Respecting the Principles, Constitution and Ordinances of the Catholic Church. L., 1838. ( L., 1958. ed. by A.R. Vidler); The Life of F.D. Maurice Chiefly Told in His Own Letters. L., 1884. 2 vols.

5 Знаменитые «социальные» романыЧ. Кингсли — Locke A. Tailor and Poet. L., 1850; Cheap Clothes and Nasty. L., 1850; Sanitary and Social Lectures and Essays. L., 1889; The Water-Babies. A Fairy Tale for a Land Baby. L., 1896.

6 Публикации Людлоу — Ludlow J.M. John Ludlow, the Autobiography of a Christian Socialist. L., 1981; Ludlow J.M. Lloyd Jones, Progress of the Working Class, 1832-1867. L., 1984.

7 Работы Т.Хьюза — Hughes T. Address by His Honor T. Hughes. Manchester, 1885; Address Delivered by Hughes T. on the Occasion of the Presentation of a Testimonial in Recognition of His Services to the Cause of Co-operation. December, 1884. Manchester, 1885; Co-operative Production. An Address Delivered by T. Hughes on the Occasion of the Opening of the Exhibition of the Manufactures of Co-operative Societies, at the Annual Co-operative Congress, May 1887. Manchester, 1887; Preface to E.Neales's Manual for Co-operators, Prepared at the Request of the Co-operative Congress Held at Gloucester in April, 1879. Manchester, 1888; Tom Brown's School Days. L., 1904; Tom Brown at Oxford. Cambridge, 1861.

8 Публикации В. Ниля — Neale E. V. Labour and Capital: A Lecture Delivered by Request of the Society for Promoting Working Men's Associations. L., 1852; Memoir Relating to the Position and Prospects of the Associations. For the Consideration of the Promoters and Associates. L., 1850; The Principle of Unity // Pamphlets on Co-operation. Manchester, 1877; Neale E. К What is Co-operation? // Pamphlets on Co-operation. Manchester, 1877.

9 В группу друзей входили также химик Мэнсфилд, преподаватели колледжей Ф. Пэн-роз и К. Эллисон, врач Ч. Уолш, джентльмены А. Кэмпбелл, Д. Конингтон и Ф. Фурниваль, издатели братья Паркеры и Макмилланы, архидьякон Гор, архиепископ Уэтерли и др.

10 Politics for the People. L., 1848. N 1-17.

сельских жителей, избирательные права, отношения рабочих с хозяевами»11, и объявили себя сторонниками широкого понимания «политики», включив в нее все, касающееся «чувств и связей между людьми», т.е. искусство, науку, литературу, а также человека «как социальное существо»12. Они призывали подумать над вопросом: «Что даст революция Англии? » и пытались показать народу реальный, а не «утопический» путь избавления от тягот, пропагандировали средства мирного разрешения конфликтов.

Газета писала не только о чартизме и борьбе классов, в ней обсуждались вопросы санитарно-гигиенических реформ, правильного питания, эмиграции, литературы и искусства, давались даже рекомендации по содержанию домашних животных. Самым популярным из авторов был Пастор Лот (псевдоним Ч. Кингсли). В чем его только не обвиняли, за что только ни благодарили его читатели! Работы Людлоу (псевдоним «Джон Таунсенд») и Мориса (псевдоним «Священник»), более полемичные и острые, не собирали такой почты13. «Политика для народа» выходила с 6 мая по 29 июля 1848 г., издание прекратилось на 17-м номере. Единственное объяснение случившемуся — отсутствие денег. В «Последнем слове» редакторы обратились к «друзьям из всех классов», но «особенно к рабочим», заявив, что произошел «вовсе не политический, не идейный, а финансовый крах»14. Они еще раз напомнили о целях, к которым стремились, предложили читателям самим сделать вывод относительно успеха их деятельности и предупредили нацию о существовании двух опасностей: «противостояния классов» и «ложной уверенности в могуществе законодательства»15.

Газета перестала существовать. Как ни странно, но этот факт сделал ее авторов очень известными, им сочувствовали представители разных социальных слоев — от рабочих до аристократов. Друзья гордились газетой. Число подписчиков не превышало двух тысяч, однако вести о ней дошли даже до Ямайки и Австралии16. Людлоу с особой теплотой вспоминал то время: «4—5 месяцев изменили мою жизнь. В начале марта 1848 г. у меня не было ни одного близкого человека в Англии, а к концу июля я оказался одним из группы единомышленников, интересовавшихся социальным развитием. У меня была мечта — сформировать "союз братьев". Эти дни остались в моей памяти как самые счастливые»17. Кружок единомышленников расширился, в него вошли новые люди. Всех приглашали на богослужения в одну из церквей адвокатской

11 Politics for the People. N 1. P.1.

12 Ibidem.

13 Ibid. N 13. P. 224

14 Ibid. N. 17. P. 284.

15 Ibidem.

16 Ludlow J. Autobiography. P. 130.

17 Ibid. P. 134.

палаты Линкольнс-Инн, где читал проповеди Морис. Обычно храм бывал переполнен. Самых близких друзей он звал домой. Потом созрела идея просить Мориса проводить вечера чтения Библии. Он с радостью дал согласие: 1848 г. завершился теологическими спорами и лекциями, в которых Наставник (так называли Мориса друзья и слушатели) излагал собственные взгляды на христианское вероучение. Эти встречи носили чрезвычайно плодотворный характер, именно тогда были сформулированы основные христианско-социалистические идеи и избран метод деятельности — кооперация. Кратко убеждения Мориса можно выразить в трех тезисах: а) всякое человеческое общество образует одно тело, состоящее из взаимосвязанных органов, а не представляет собой агрегат, собранный из отдельных атомов; б) настоящие работники должны поддерживать друг друга, а не соперничать; в) начало справедливости, а не начало индивидуализма, должно управлять товарным обменом.

Вокруг лидеров образовалась группа сторонников, желавших реально повлиять на ситуацию в стране. Трудно определить, что вообще объединило столь разнородных людей: служителей церкви — Мориса, Кингсли, юристов — Людлоу, Томаса Хьюза, Ванситтарта Ниля; социалиста и оуэниста Ллойда Джонса, бывших рабочих — Томаса и Вальтера Куперов, лорда Годериха; К. Эллисона, члена группы «Молодая Англия», архитекторов, химиков, преподавателей колледжей, французского социалиста Жюля Лешевалье, чартистских поэтов — Джеральда Мэсси и Дэвида Мэссона, издателей — Даниэля и Александра Макмилланов, Артура Хэлпса и др. По-видимому, ими руководило желание облагородить человека, его труд, придать черты гуманности экономике, изменить мир. К подобным целям стремились многие реформаторы и утописты. Любопытно, что на этот раз намерение исходило не из высших слоев, напуганных чередой революций, а из среднего интеллектуального круга, почувствовавшего в себе силы примирить враждовавшие стороны. Почему они взяли на себя эту миссию? Потому что увидели неспособность правящих классов пойти навстречу интересам трудящихся, а последних — воздержаться от решительных и жестоких мер. Справедливости ради их следовало бы назвать «посредниками» или «посланниками» от одних к другим, постоянно напоминавшими о христианской добродетели.

В конце 1949 г. друзья принимают ряд кардинальных решений и переходят от «теории» к «практике». 22 января 1850 г. они учреждают первую рабочую кооперативную ассоциацию портных на Касл-стрит в Лондоне, выступая в качестве ее Попечителей, создают «Общество содействия рабочим ассоциациям» (Society for Promoting Working Men's Associations) и, наконец, громко заявляют о себе как о «христианских социалистах», приступив к изданию знаменитых «Трактатов о христиан-

ском социализме», «Трактатов христианских социалистов» и чуть позже — еженедельной газеты «Христианский социалист»18.

19 февраля 1850 г. вышел в свет первый «Трактат о христианском социализме». Он представлял собой небольшую, около дюжины страничек, брошюрку, подготовленную Морисом. Она была озаглавлена: «Диалог между кем-то уважаемым и никем (писателем)»19. Морис отважился первым выступить от имени тех, кто назвал себя «христианскими социалистами», и заявить о появлении нового «движения». Сомнений было множество. Сам Морис в письме к Людлоу в феврале 1850 г. взволнованно вопрошал: «Какое мы имеем право обращаться к англичанам? У нас должно быть то, что мы собираемся отстаивать. "Трактаты о христианском социализме" — лишь вывеска. Рано или поздно нам придется столкнуться с несоциальными христианами и нехристианскими социалистами. Нас обвинят в том, что, прикрываясь верой во Христа, мы способствовали революции. Уверены ли вы, что в наших силах предложить нечто иное, отличное от учения Оуэна?»20 Начиная писать брошюру, судя по всему, Морис не имел четкого представления о том, что ему следовало пропагандировать. Возможно, его «сочинение» и было чистой импровизацией, тем не менее весьма успешной. Людлоу, назвавший позже памфлет «лучшим изложением сущности христианского социализма»21, косвенно подтверждал, что Морису удалось систематизировать и доходчиво преподнести идеи, обсуждавшиеся тогда в кругу друзей. Значимость его работы подчеркнули в 1880-х гг., когда Христианско-социальный союз, во многих аспектах преемник идей движения середины XIX в., перепечатал трактат в качестве идеологического обоснования своей программы.

Трактат Мориса возвестил о появлении христианского социализма. Нельзя утверждать, что прежде не было «христианских социалистов», ведь в «Манифесте Коммунистистической партии» еще в декабре 1947 — январе 1848 г. К. Маркс и Ф. Энгельс употребили термин «христианский социализм»22. Если перенестись на континент, то во Франции 1830—1840-х гг. можно обнаружить не только «христианский социализм», но и «христианский коммунизм». Однако в начале 1850 г. речь шла не об отдельных защитниках некоего направления обще-

18 Tracts on Christian Socialism. 1850. N 1-8; Tracts by Christian Socialists. 1850. N 1-4; The Christian Socialist. A Journal of Association. L., 1850-1851. N 1-61. В XIX в. «трактатами» (tracts) называли небольшие брошюры, объемом до 30 страниц, с изложением основных идей и принципов политических и общественных деятелей, групп и организаций.

19 Dialogue Between Somebody a Person of Respectability and Nobody (the Writer) // Tracts by Christian Socialists. 1850. N 1.

20MauriceF.D. The Life of F.D. Maurice Chiefly Told in His Own Letters. L., 1884. Vol. 2.

P. 35.

21 Ludlow J. Autobiography. P. 188.

22 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 4-е изд. // Манифест Коммунистической партии. Т. 4. С. 449.

ственной мысли, а уже почти о движении, члены которого сами назвали себя «христианскими социалистами», изложили свои взгляды и принялись воплощать их на практике.

«Диалог» Мориса смахивал скорее на интервью, чем на беседу. Отвечая на вопрос «уважаемой персоны», Наставник уже с самого начала вывел главный принцип: «Я действительно верю, что христианство единственная основа социализма, а настоящий социализм — неизбежный итог истинного христианства»23. Попытки соединения учений предпринимались и раньше, но именно Морис четко выразил мысль о взаимосвязи. Какие бы организации или движения ни возникали впоследствии, все они исходили из положения: христианство ни в коей мере не противно социализму. С.Н. Булгаков в начале ХХ в. пояснял: «Основная мысль "христианского социализма" состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни»24. Откровенно говоря, в соотношении «христианство—социализм» священники, да и не только они, всегда отдавали предпочтение первому. Морис считал себя христианином, а затем уже социалистом и поэтому принципиально отказывался писать в газете «Христианский социалист», полагая, что она «по духу своему социалистическая, а не христианская»25. Томас Хьюз, отвечая на разного рода обвинения, неизменно заявлял: «Наши оппоненты называют нас утопистами и социалистами, а мы утверждаем — мы прежде всего христиане»26. Не говоря уже о Кингсли, для которого социализм был «средством укрепления веры». Людлоу подчеркивал: «Мы социалисты только потому, что мы христиане. Для нас социализм — воплощение Христова Еванге-лия...»27. Остается лишь согласиться с выводом историка Р. Массанари: «Для Людлоу подлинный социализм имел характер религиозного идеала»28. Тогда вполне уместен вопрос: зачем им вообще понадобился социализм? Дабы его «христианизировать» и, как предполагал Э.Р. Норман, — «чтобы приобрести скандальную популярность, но и в то же время продемонстрировать уважение к вечным истинам»29? Но быть может, они увидели в социализме или в том, что он для них означал, возможность практической реализации собственных идей?

23 Tracts on Christian Socialism. N 1. P. 1.

24 Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 227.

25 Maurice F.D. The Life. Vol. 2. P. 55.

26 Hughes T. Memoir of a Brother. L., 1873. P. 112.

27 The Christian Socialist. N 13. P. 97.

28 MassanariR. The Christian Socialism of J.M. Ludlow. // Theology. 1974. N 74. P. 197.

29 Norman E. Victorian Christian Socialists. P. 8.

В передовице первого номера газеты «Христианский социалист» Людлоу, также как ранее Морис в трактатах, знакомил читателей с «Новой идеей», т.е. христианским социализмом. Сочетание «христианства» и «социализма» вызывало тогда (как, впрочем, и сейчас тоже) по меньшей мере недоумение. Предвосхищая вопросы читателей, он пояснял: «Социализм — это последняя из народившихся в современном обществе сил, христианство — наистарейшее из продолжающих действовать. Они, по сути, не враждебны друг другу, а родственны. Более того, первая — лишь развитие, продолжение и проявление последней. Даже в основе странных и нелепых форм социализма лежат христианские ереси. Социализм без христианства лишен жизни... »30. Никто из единомышленников Людлоу не связывал прежде ереси с идеями общественной гармонии. Следуя его логике, социализм представлял собой не что иное, как ущербную ветвь христианства. По его мнению, «каждая социалистическая система сознательно или бессознательно тяготела к нравственным основам праведности, самопожертвования, всеобщей любви, братства, всегда присущим христианству».

На самом деле каждый из христианских социалистов имел собственное обоснование необходимости объединения христианства и социализма. Разница трактовок впоследствии привела к кризису организации, но вовсе не помешала им осуществить задуманное. Более того, «теоретические» размолвки никогда не мешали им продолжать дружить, поддерживать начинания друг друга и считать себя христианскими социалистами.

Христианские социалисты и кооперация

Основные идеи христианских социалистов по преобразованию жизни были сформулированы в коллективной работе «Об экономической системе», опубликованной в газете «Христианский социалист». В первом же абзаце авторы осудили цель тогдашней экономики: «Современные писатели твердят — общественная выгода от возрастания богатства очевидна. Стоимость, труд, капитал, заработная плата, прибыль, рента и др. — вот основные составляющие их науки. Производство богатства — конечная цель их чаяний. Мы с этим категорически не согласны». Христианские социалисты видели смысл производства в «стремлении к благоденствию человека», а «производство богатства» рассматривали лишь в качестве средства достижения всеобщего преуспеяния. Изготовление товаров же предназначено, по их мнению, для улучшения духовного и телесного роста человека. Использование разумных существ лишь ради воспроизводства роскоши и излишеств приводит к физическому и нравственному изничтожению людей. «Ведь

30 ТЪе СЬлБЙап Socialist. N 1. Р. 1.

всякая система современного производства, — читаем далее, — с ее фабричным рабством, с изможденными и болезненными лицами, с едва утоленным голодом, замученными женщинами, уродливыми и рахитичными детьми, отвратительными каморками, с невежеством, зверством, пьянством, с пороками, со всеми скрытыми формами супружеской неверности, с беззащитностью нищеты ... — все это результат превращения личности в прислужника Мамоны...»31.

Ошибка системы заключалась в том, что она взяла за меры отсчета ренту в сельском хозяйстве и прибыль в промышленности, тогда как следовало исходить из условий жизни нанимателей и работников. Это соотношение служило бы реальным показателем справедливости строя. Самое главное преступление в мире вовсе не обладание богатством, а физическое, интеллектуальное или нравственное уничижение человека. Деньги — явление преходящее, зависящее от случая, а вот тварь Божья — создание устойчивое. «Условия жизни человека нужно принять за меру, — писали христианские социалисты, — его духовное и нравственное совершенствование — за критерий добра, а попытки ухудшения его положения осудить как зло...»32. Значит, не человек для производства, а производство для человека — такой должна быть цель экономики. Причем реализовать ее можно было только в рамках кооперативной деятельности. Исследователь деятельности христианских социалистов в середине 1880-х гг., журналист Э. Селигман утверждал, что «после Оуэна социализм второй раз идентифицировали с кооперацией христианские социалисты»33.

Христианские социалисты загорелись идеей кооперации, точнее — идеей производительной кооперации. Общества потребителей, создававшиеся по примеру Рочдельских пионеров34, не казались им праведными. «Конечно, я думал тогда, — вспоминал Томас Хьюз, — что мы нашли решение великого рабочего вопроса. Я был убежден, достаточно обнародовать план и основать два-три товарищества, чтобы обратить в свою веру всю Англию и открыть эру всеобщего благоденствия, таким простым казалось это дело»35. За ассоциацией портных на Касл-стрит последовали общества швей, обувщиков, печатников, пекарей, строителей из Пимлико, настройщиков и мастеров по изготовлению пианино, еще портных, но с Кэллам-стрит. В провинции христианско-со-

31 Ibidem.

32 Ibidem.

33 Seligman E. Owen and the Christian Socialists.// Political Science Quarterly. 1886. N 1.

P. 232.

34 Рочдельские пионеры — ткачи из городка Рочдель под Манчестером, создавшие в 1844 г. первое потребительское общество. См. подробнее: Холиок Д.Д. История рочдэльских пионеров. 1844-1892. М., 1914.

35 Hughes T. Lecture on the History and Objects of Co-operation, Delivered at Manchester, on April 22nd, 1878. Manchester, 1878. P. 7.

циалистическими товариществами считались объединения портных в Саутхемптоне и шляпных мастеров в Манчестере.

Производительная ассоциация (товарищество или кооператив), по их мнению, выполняла двоякую функцию: метода христианизации экономических отношений и средства осуществления на земле Царствия Христова. Кооперация трудящихся должна была способствовать появлению нового типа рабочего человека, который без советов и помощи со стороны смог бы самостоятельно организовать собственные труд и быт. Христианские социалисты собирались привнести христианство в промышленность и торговлю, но с последней начинать не хотели. Следовало установить праведные отношения в производстве, рассуждали они, а затем этот порядок распространится на все стороны жизни. Они надеялись обеспечить рабочих начальным капиталом, необходимым для трудового процесса.

«Общество содействия рабочим ассоциациям» возникло не случайно. Дело в том, что в Англии в то время кооперативы официально не имели права на существование. Их никто не запрещал, но никто и не разрешал. Кооперативная деятельность законодательно не регулировалась. Товарищества или ассоциации подчинялись Закону об обществах взаимопомощи, одобренному в начале века, согласно которому число членов общества не могло превышать 25-ти. Помимо этого уважаемый и состоятельный гражданин обязан был поручиться, что организация не намерена действовать во вред обществу, и в случае разорения возместить убытки, т.е. он должен был выступать в роли попечителя или покровителя. В данном случае работали 12 ассоциаций, за ними надзирали попечители, которые сочли нужным объединиться в Общество. Главная задача попечителей состояла в поиске средств для формирования первоначального капитала и заказов. Кингсли отдавал в общий фонд почти все литературные гонорары, Мэнсфилд стал вегетарианцем, экономил даже на еде, Хьюз и Людлоу вносили почти все доходы от адвокатской практики, Морис никогда не скупился, но поистине «золотым источником» было состояние Ванситтарта Ниля. Совет Попечителей обладал правом «собирать и распределять средства, пожертвованные или предоставленные в кредит», а также обязывался «пропагандировать принципы кооперации, практически являющиеся применением христианских заповедей в сферах торговли и промышленности»36.

Вопреки всем ожиданиям и усилиям к середине 1852 г. прекратили существование все христианско-социалистические производительные кооперативы. Обстоятельства краха были разными, но не финансовыми: однажды получив прибыль, работники делили деньги и не видели необходимости работать дальше; руководители двух товариществ исчезли вместе с общественными средствами; ожесточенные

36 ТгаСзз оп Chгistian Socialism. N 5. Р. 2.

ссоры по поводу оплаты труда буквально разъедали общества изнутри; кооператоры предпочитали тратить заработанные средства не на расширение производства, а на торжества и празднества; не хватало элементарной дисциплины, честности и доверия между членами товариществ и т.п. Хотя опыт по устройству производительных кооперативных мастерских и оказался неудачным, тем не менее христианские социалисты «возбудили надежду на избавление от зол промышленности, дали сильный толчок всем отраслям кооперации, а особенно неопределенным (хотя давним) усилиям английских рабочих работать на себя, а не на хозяина. По их примеру стали постоянно возникать новые производительные общества...»37.

Анализируя причины неуспеха, христианские социалисты пришли к разноплановым выводам, определившим впоследствии направления их дальнейшей деятельности. Морис и Кингсли посчитали, что низкий культурный и образовательный уровень работников не позволил им подняться до осмысления сущности ассоциированного труда. Поэтому они сконцентрировались на пастырских нравоучениях, оказались среди основателей Рабочего колледжа в Лондоне (1854), в котором безвозмездно преподавали долгие годы, публиковали книги. Благодаря Людлоу и при активной помощи со стороны известного экономиста Джона Стюарта Милля был разработан и принят в Парламенте в период правления консервативного министерства лорда Дерби первый в мире закон о кооперативной деятельности — Закон о промышленных и сберегательных обществах (1852). Ниль и Хьюз занялись потребительской кооперацией и добились замечательных результатов. В течение двадцати—тридцати лет о христианских социалистах ничего не было слышно. Осмысление важности сделанного ими пришло позже, в конце 1870-х — начале 1880-х гг., когда стало ясно, что как христианско-социалистическое, так и кооперативное движение укрепилось и развилось во всевозможных формах и направлениях, а идея христианизации социализма и социализации христианства не только прижилась, но фактически укоренилась в публичной сфере.

Ранее критически настроенные «солидные» издания принялись их хвалить. Газета "Guardian" 10 января 1877 г. отмечала: «Христианский социализм, принадлежавший ко времени безграничного буйства индивидуализма — Евангелия свободной торговли, со всеми священными законами сбыта и потребления, наконец, ушедшего в небытие, чартизм и революция 1848 г. преподали Англии такой урок, который она никогда не забудет»38. В 1885 г. Томас Хьюз уже в качестве депутата парламента

37 Южная британская ассоциация кооперативного образования. Мирный переворот в экономической жизни. Кооперация в Великобритании. Обзор истории, теории и практики кооперативного движения в Англии, Шотландии и Ирландии / Сост. Е. Вебб. М., 1910. С. 75.

38 Guardian. 1877. January 10.

и одного из столпов английского кооперативного движения, открывая Общеанглийский конгресс, заявил: «...Сейчас я, возможно, еще более убежденный христианский социалист, чем в 1849 г. Вы можете не соглашаться, но рабочие не соперники, а сотоварищи. Кооперация это не что иное, как применение принципов христианства в торговле и в промышленности. Вы можете выражать христианско-социалистическую формулу разными словами, но значение останется прежним»39.

Поменялось и отношение к христианско-социалистическим идеям в Англиканской церкви. Лорд-архиепископ Дургамский Б.Ф. Весткорт в речи, произнесенной на ежегодном съезде Англиканской церкви в 1890 г., призывал проповедников «вести пропаганду истинного социализма», показывать, что «христианство, которое до сих пор посвящало свое внимание только индивидууму, на самом деле имеет отношение и к государству, и к классам, и к социальным отношениям, а не только к отдельному лицу»40.

«Христианские социалисты, — подчеркивала Беатриса Вэбб в конце XIX в., одна из активнейших участниц кооперативного и социалистического движения, — оказали неоценимую услугу кооператорам севера не только тем, что провели закон 1852 г., проект которого был представлен ими же. Последующие изменения этого закона, позволившие кооператорам принять полный удел в промышленности, торговле и финансах страны, были тоже обязаны своим существованием знанию и настойчивости некоторых христианских социалистов»41.

Но самая развернутая оценка значимости деятельности христианских социалистов дана в своего рода учебнике по истории, теории и практике кооперации в Великобритании, составленном под руководством одного из руководителей Женской кооперативной гильдии Екатерины Вебб и опубликованном в 1905 г.: «Не входя в оценку религиозных убеждений христианских социалистов, мы признаем за ними неотъемлемые права на выдающееся значение в промышленной и общественной истории Англии, в особенности в прогрессе кооперативного дела. Во-первых, они принесли ему громадную пользу организацией кооперативных мастерских и, во-вторых, оказали ему неоценимую услугу содействием изданию законов, утвердивших права производительных и потребительных обществ. Помимо того, они приводили людей богатых и стоящих у власти к сознанию возложенных на них обязанностей, противодействовали опасному антагонизму классов, изобличали ужасы потогонной системы, содействовали образованию и организации рабочих классов, устраивали совещания северных и южных кооператоров, положившие начало их объединению в союзы, и

39 Hughes T. Address by His Honor T. Hughes. Manchester, 1885. P. 5.

40 Весткорт Б.Ф. Церковь и социализм. // Вебб С. Социализм в Англии. СПб., 1907. С.157.

41 УэббБ. Кооперативное движение в Англии. СПб., 1905. С. 156.

поддерживали высокие идеалы среди постоянно умножавшихся сторонников нашего движения»42.

Кооперативный опыт христианских социалистов оказался неудачным, но их идеи, заключенные в текстах, не исчезли. Последующие поколения политиков, общественных деятелей, кооператоров продолжали обращаться к ним, анализировать и развивать.

Английские христианские социалисты и российская кооперация

Размах кооперативного движения в дореволюционной России способен поразить любое воображение. Численность его участников на начало 1917 г., даже с учетом вероятности завышения данных, поражает — более 17 млн членов43. Кооперация была одним из реальных средств самоорганизации и самопомощи как городских, так и сельских жителей. Кооперативные товарищества самых разных типов объединялись в союзы, проводили съезды, издавали газеты, журналы и книги44, открывали библиотеки и школы, наладили систему непрерывного кооперативного образования45. Либеральные помещики-земцы и интеллигенция оказались у истоков российского кооперативного движения. Многие из них посещали с целью ознакомления с теорией, законодательством и практикой кооперативного строительства ряд западноевропейских стран, заложив традицию постоянного обогащения русской кооперативной мысли западноевропейским опытом.

В России изучали опыт устройства и деятельности кооперативных учреждений во всех странах Европы, но больше всего и лучше всего была изучена английская кооперация. «Из всех стран Европы, где кооперативное движение нашло особенное распространение, — утверждал один из видных теоретиков кооперации В.Ф. Тотомианц, — Велико-

42 Южная британская ассоциация кооперативного образования. Мирный переворот в экономической жизни. Кооперация в Великобритании. Обзор истории, теории и практики кооперативного движения в Англии, Шотландии и Ирландии / Сост. Е. Вебб. М., 1910. С. 78.

43 Хейсин М.Л. История кооперации в России. Л., 1926. С. 223.

44 С 1856 по 1924 г. было опубликовано 6611 книг о кооперации. По кооперативному праву всего вышло 236 сочинений или 3,8% — см. подробнее: ГриценкоИ.Ф., Меркулов А.В. Систематический указатель русской литературы по кооперации, 1856—1924. М., 1925.

45 Подробнее о кооперативном движении см.: Кабанов В.В. Кооперация, революция, социализм. М., 1996; Болотова Е.Ю. «В единении — сила». Потребительская кооперация в России в конце Х1Х—начале XX в. Волгоград, 2003; Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860-1917 гг. М., 2009; Кабанов В.В. Первый российский закон о кооперации. // Кооперация. Страницы истории. М., 1991. Вып. 2. С. 1-4; Козлова Е.Н. Кооперативный закон и его предистория. // Кооперация. Страницы истории. М., 1991. Вып. 2. С. 4-9; сборники научных статей под общей редакцией Н.К.Фигурновской — Кооперация. Страницы истории. Вып. 1-14. М., 1991-2008; Кооперация. Страницы истории. В 3 т. М., 1999-2006.

британия больше других заслуживает внимания»46. Только в Англии сохранялась непрерывная преемственность в развитии от идеи кооперации до разнообразных видов и типов. Изучением зарубежного опыта кооперации, анализом экономической эффективности объединений, систематизацией разновидностей кооперативной деятельности, разработкой основ для адаптации лучших зарубежных образцов в России занимались известные российские юристы и экономисты — И.Х. Озеров, С.Н. Прокопович, А.И. Чупров, А.Н. Анцыферов, М.И. Туган-Бара-новский, В.Ф. Тотомианц и многие другие47.

Внимание исследователей фокусировалось на изучении экономических и социальных отношений, экономической политики европейских государств в сравнении с российской практикой. Ученые самым скрупулезным образом анализировали основы кооперативной деятельности в Англии48. Детально были изучены общины Роберта Оуэна, эксперименты оуэнистов и прежде всего доктора Вильяма Кинга, которого считали истинным основоположником кооперации, потребительские общества (особенно осваивали опыт Рочдельских пионеров), производительные ассоциации христианских социалистов, их законодательные инициативы и помощь в становлении и развитии потребительской кооперации, создание потребительских обществ и их союзов в Лидсе, Болтоне, Дерби, Олдхэме, Галифаксе.

Самый существенный вклад в изучение существа интересующей нас темы внес Вахан Фомич Тотомианц (1875—1964) — теоретик и практик российской кооперации, выпускник Брюссельского университета, доктор политэкономии и статистики, автор множества работ, неоднократно переиздававшихся и выходивших на разных языках, редактор еще большего числа публикаций, инициатор переводов работ идеологов и практиков кооперации и различных сборников49.

46 Тотомианц В. Ф. Теория, история и практика потребительской кооперации. М., 1918. С. 33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 Озеров И.Х. Общества потребителей. Исторический опыт их развития в Западной Европе, Америке и России и краткое руководство к основанию и ведению потребительских обществ. СПб., 1894; Прокопович С.Н. История кооперации в России. М., 1903; Он же. Кооперативное движение в России. Его практика и политика. М., 1918; Чупров А.И. Мелкий кредит и кооперация. М., 1909; Анцыферов А.Н. Очерки по кооперации. М., 1912; Анцыферов А.Н. Новый кооперативный закон и ближайшие задачи русской кооперации, М., 1917; Туган-Барановский М.И. Экономическая природа кооперативов и их классификация. Курсы по кооперации. М., 1914; Он же. Социальные основы кооперации. М., 1916; и др.

48Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860—1917 гг. М., 2009. С. 24.

49 Среди самых известных работ В.Ф.Тотомианца можно назвать: Теория, история и практика потребительской кооперации. М., 1901 (в 1918 г. вышло 4-е изд.); Фурье и кооперация. СПб., 1906; Двадцать апостолов кооперации. М., 1913; Участие в прибыли и ко-партнершип. Пг., 1915; Теория кооперации. М., 1918; Мощь кооперации. О потребительных обществах. 5-е изд. М., 1918; Великий англичанин. Джон Рескин как экономист и ре-

«Английские христианские социалисты» присутствуют практически во всех работах В.Ф. Тотомианца, но в некоторых их идеи и деятельность проанализированы детально. Эти «религиозные, но вместе с тем искренние люди», по мнению Тотомианца, стремились предупредить кровавый взрыв народного негодования. «С 1860-х гг. евангельский дух, внесенный христианскими социалистами, привлек в потребительные общества все трудящиеся слои очень разного религиозного английского народа, — писал Тотомианц, — поэтому изучающих историю кооперации в Англии не должно удивлять то обстоятельство, что английские кооперативные конгрессы обыкновенно открывались проповедью епископа»50. Христианские социалисты видели в кооперации средство поступательной социальной реформы, способной уберечь от потрясений. По-видимому, автор разделял убеждения христианских социалистов, ведь он также полагал, что эволюция к лучшему, без разрушений, но с постепенными улучшениями, соответствует природе вещей и не противоречит вере. И социализм как стремление к ассоциированной жизни не отрицает христианство, а дополняет его. А кооперация это лишь средство освобождения от промышленного рабства. Социализм шире социальной реформы, поскольку представляет собой теорию, охватывающую весь комплекс человеческих взаимоотношений. Социальная реформа, осуществляемая кооперацией, представляет собой именно практику жизни. Она является попыткой показать те формы деятельности, которые олицетворяют принципы, распространенные среди христиан. Кооперация основывается не на новых нормах общественного поведения, а лишь развивает исторические тенденции человечества и старается усилить их.

В дополнение к уже отмечавшимся «заслугам» христианских социалистов Тотомианц обратил внимание на еще одно новшество, введенное когда-то ими, — публикацию отчетов о финансовой деятельности ассоциаций. Эта традиция открытости была перенята позже не только английским, но и европейским кооперативным движением. Терпеливое отношение к счетоводству также воспитало уважение у кооператоров к этой обязательной стороне их деятельности. Образовательные усилия христианских социалистов, нашедшие воплощение в Рабочем колледже (в начале ХХ в. Рабочий колледж не только продолжал существовать, но даже переехал в новое, специально для него отстроенное на кооперативные деньги здание в Лондоне), по мнению Тотомианца, непосредственно повлияли на стремление российских кооператоров создать кооперативные институты в Петрограде и Москве.

форматор. М., 1924; Роберт Оуэн. 2-е изд. Пг., 1918; Тотомианц В.Ф. Основы кооперации. Берлин, 1923.

50 Тотомианц В.Ф. Теория, история и практика потребительской кооперации. М., 1918. С. 66.

В начале ХХ в. Тотомианц несколько раз специально ездил в Великобританию, дабы ознакомиться с опытом работы учреждений, практиковавших участие работников в прибылях и копартнершип (со-рай-пегеЫр), т.е. участие работников в управлении предприятием. Идею участия в прибыли и копартнершипа внесли в английское кооперативное движение в 1850-х гг. именно христианские социалисты51. «В Англии, — отмечал Тотомианц, — пропаганда христианских социалистов не имела заметного успеха, но в Шотландии под их влиянием союз потребительных обществ с центром в Глазго ввел в 1870 г. копартнершип. Эта система несколько раз изменялась, но действует и поныне»52. Сравнивая результаты деятельности предприятий с копартнершипом и без в Англии и Шотландии, ученый пришел к выводу, что в кооперативах с системой участия в прибыли производительность труда и эффективность организации производства были выше. Самоуправляющаяся фабрика на принципах копартнершипа создавала новый тип делового рабочего, умевшего пользоваться конъюнктурой и сознавшего свою ответственность. В целом же, заключал Тотомианц, «кооперативы вместе с тред-юнионами воспитали английский рабочий класс и добились того, что он лучше питается, лучше одевается, лучше живет, сделался более экономен, трезв, работает меньше и получает большее вознагражде-ние»53. Этот английский опыт с участием работников в прибылях и ко-партнершипа предполагалось широко использовать в России.

Российские кооператоры пристально изучали зарубежный опыт законодательного регулирования деятельности кооперативов. Положения об учреждениях мелкого кредита (1895 и 1904 гг.), о трудовых артелях (1902), «Временные правила об обществах и союзах» (1906), на основании которых создавались и действовали российские кооперативы, не отвечали запросам кооператоров. Уже на первом Всероссийском кооперативном съезде 1908 г. была создана законодательная комиссия для разработки проекта закона. «Вопрос о кооперативном законодательстве, — подчеркивает исследовательница кооперативного движения Е.Ю.Болотова, — стал связующим звеном всех кооперативных съездов»54: Всероссийского «урезанного» съезда в Петербурге (1912) и второго Всероссийского кооперативного съезда в Киеве (1913). Вопрос об обсуждении законопроекта о кооперативных товариществах был основным в повестке дня. В состав законодательной комиссии входил и

51 Hugues T., Neale E. V. Foundations. A Study in the Ethics and Economics of the Co-operative Movement. Manchester, 1916 (первое издание в 1879 г.) Эту работу подробно рассматривает В.Ф. Тотомианц в ключевой теоретической работе «Теория, история и практика потребительской кооперации».

52 Тотомианц В.Ф. Участие в прибыли и копартнершип. Пг., 1915. С. 125.

53 Он же. Теория, история и практика потребительской кооперации. М., 1918. С. 67.

54 Болотова Е.Ю. «В единении — сила». Потребительская кооперация в России в конце XIX — начале XX в. Волгоград, 2003. С. 151.

В.Ф. Тотомианц. В июле 1915 г. согласованный вариант текста законопроекта о кооперативных товариществах был принят. В качестве образцов были использованы английский закон 1852г. «О промышленных и сберегательных обществах», к которому имели прямое отношение христианские социалисты, с его последующими поправками в 1862, 1876 и 1893 гг. и германский закон 1889 г. с изменениями 1896 г. Кооператорам не удалось добиться принятия закона в царский период, ключевые министерства упорно выдавали отрицательные заключения. Только Временное правительство 20 марта 1917 г. утвердило «Положение о кооперативных товариществах и их союзах»55. Кооператоры очень гордились этим законом, правда, действовал он недолго.

Внепартийность кооперативного движения, которую отстаивал В.Ф. Тотомианц, не вписывалась в рамки большевистского видения роли кооперации, поэтому одному из видных деятелей кооперативного движения пришлось эмигрировать в 1919 г. Отечественные кооператоры постепенно вообще перестали интересоваться, а тем более изучать зарубежный опыт. В литературе закрепились такие характеристики деятельности английских христианских социалистов, как «христианский социализм это преграда на пути кооперации к социализму»56, «это было своего рода движение в народ английской интеллигенции»57, идеи христианских социалистов «вредны» по причине их «противоречия принципам марксистской теории классовой борьбы»58 и т.д. Христианский социализм надолго исчез не только из отечественной научной литературы, но вообще из истории кооперативного движения. Однако возвращение к корням российской кооперации заставляет вновь вспомнить и о «трактатах христианских социалистов».

Итак, английский христианский социализм, возникший в середине XIX в. и организационно просуществовавший всего несколько лет, оказался ценным и жизненным начинанием. Его плодотворные идеи уже к концу XIX в. оказались востребованы различными христи-анско-социальными группами и организациями. Но самое существенное идейное и практическое воздействие христианские социалисты оказали на кооперативное движение как Великобритании, так и других европейских стран, включая Россию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брентано Л. Социально-христианское движение в Англии. М., 1906.

55 Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 1917. Отдел 1. № 72. Ст. 414.

56 Фромметт Б. Социализм и кооперация на Западе. Взаимоотношения социалистического и кооперативного движения на Западе в их историческом развитии. Пг., 1918. С. 148.

57 Пажитнов К.А. История кооперативной мысли. Пг., 1918. С. 163.

58 Варьяш Э. Международное кооперативное движение и советская кооперация. М., 1926. С. 13.

2. Тотомианц В.Ф. Теория, история и практика потребительской кооперации. М., 1918.

3. УэббБ. Кооперативное движение в Англии. СПб., 1905.

4. Hugues T., Neale E. V. Foundations. A Study in the Ethics and Economics of the Co-operative Movement. Manchester, 1916.

5. Ludlow J.M. John Ludlow, the Autobiography of a Christian Socialist. L., 1981.

6. Maurice F.D. Reasons for Cooperation. A Lecture Delivered at the Office for Promoting Working Men's Associations. L., 1851.

7. Politics for the People. L., 1848. N 1-17.

8. The Christian Socialist. A Journal of Association. L., 1850-1851. N 1-61.

9. Tracts by Christian Socialists. L., 1850. N 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.