Научная статья на тему 'Христианский социализм в Англии в XIX веке'

Христианский социализм в Англии в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
838
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / CHRISTIAN SOCIALISM / Ф. МОРИС / F. MAURICE / Ч. КИНГСЛИ / CH. KINGSLEY / ДЖ. ЛАДЛОУ / J. LUDLOW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимова Зорина Павловна

В данной статье сделана попытка представить основные религиозные, философские и политические взгляды Ф. Мориса, Ч. Кингсли, Дж. Ладлоу и др., оказавшие влияние на формирование христианского социализма в XIX в. в Англии и на последующую философскую и религиозную мысль в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian socialism in England in the XIX century

This paper makes an attempt to give main religious and philosophical views of Frederick Denison Maurice, Charles Kingsley, John Ludlow and others who influenced the forming of Christian socialism of the XIX century in England the following philosophical and religious thought.

Текст научной работы на тему «Христианский социализм в Англии в XIX веке»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2015. № 2

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

З.П. Трофимова*

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В АНГЛИИ В XIX ВЕКЕ

В данной статье сделана попытка представить основные религиозные, философские и политические взгляды Ф. Мориса, Ч. Кингсли, Дж. Лад-лоу и др., оказавшие влияние на формирование христианского социализма в XIX в. в Англии и на последующую философскую и религиозную мысль в стране.

Ключевые слова: религия, кооперация, христианский социализм, Ф. Морис, Ч. Кингсли, Дж. Ладлоу.

Z.P. T r o f i m o v a. Christian socialism in England in the XIX century

This paper makes an attempt to give main religious and philosophical views of Frederick Denison Maurice, Charles Kingsley, John Ludlow and others who influenced the forming of Christian socialism of the XIX century in England the following philosophical and religious thought.

Key words: religion, cooperation, Christian socialism, F Maurice, Ch. King-sley, J. Ludlow.

С середины XIX в. в Англии наблюдается рост крупной промышленности, подъем рабочего движения, кризисное состояние церкви, что обусловило формирование разнообразных социальных теорий и общественных движений, которые, в свою очередь, объединяли различные направления. Так, в рамках социалистических течений можно выделить развитие такого крупного направления, как «христианский социализм»1.

Христианский социализм — это религиозно-социальное движение, сформировавшееся в Европе и Америке в рамках католиче-

* Трофимова Зорина Павловна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495) 939-27-94; e-mail: relig@philos.msu.ru

1 См. подробнее: Берг А. История социализма в Англии. М., 1924. Т. 1—2; Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976; Волгин В.И. История социалистических идей. М.; Л., 1928; Гиббинс Б. Английский народ в XIX в. СПб., 1901; Брентано Л. Социально-христианское движение в Англии. М., 1906; Новиченко И.Ю. Чарльз Кинсли и английский социализм середины XIX века. М., 2001; Шейнман М.М. Христианский социализм. М., 1969; Cort J. Christian socialism. N.Y., 1988; Dorrien J. The democratic socialist vision. N.Y., 1997; Gloyn C. The Church in the social order. L., 1942; Hunter L. Church strategy in the changing world. L., 1950; Headlam S. Christian socialism. L., 1899; Sykes N. Church and state in the XVIII century. Cambridge, 1930; Temple W. Christianity and social order. N.Y., 1987; Webb S. Socialism in England. L., 1893; Woodworth A. Christian socialism in England. L., 1963.

ской и протестантской церквей. На общественно-политической сцене деятельность христианских социалистов привлекает к себе внимание благодаря программе движения, которая была выдвинута рядом английских теологов пуританского крыла англиканской церкви и по содержанию выступила против Оксфордского движения2. В то же время идеи христианского социализма были восприняты не только католическими и протестантскими священниками, но и светскими историками, политиками, философами, экономистами, поэтами, писателями, художниками. Примером тому может служить английский поэт, крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», редактор журнала «Общее благо» ("Common weal"), член Социалистической Демократической Федерации (Social Democratic Federation), автор утопического романа «Вести ниоткуда» ("News from Nowhere") Уильям Моррис (1834— 1896). Он был последователем идей художественного критика, публициста, профессора Оксфордского университета Джона Раскина (1819—1900). Именно благодаря им в 1877 г. была создана одна из первых социалистических организаций — Гильдия св. Матфея (Guild of St. Matthew), под руководством Стюарта Хедлема (1847—1918) и при поддержке англиканских священников Скота Голланда (1847— 1918), Генри Шатлворта (1850—1900). Печатным органом Гильдии св. Матфея была газета «Церковный реформатор» ("The Church Reformer"). В последние два десятилетия XIX в. С. Хедлемом была также организована Гильдия св. Эдмонта (Guild of St. Edmund). В 1884 г. возникает Английская рабочая лига (Labour League), к которой примкнули рабочие из Уэльса, Шотландии и Ирландии. В 1881 г. была создана Демократическая федерация (Democratic Federation), в 1883 г. основаны Фабианское общество (Fabian Society) и Церковь труда (The Labour Church). В 1889 г. был сформирован Христианский социалистический союз (Christian Socialist Union), лидерами которого были М.А. Гобсон, Р. Блетчфорд, С. Голанд, Д. Весконт, П. Дермер и др. Данный союз состоял в основном из священников англиканской церкви, задача которых виделась в подготовке проповедников по социальным вопросам.

2 Оксфордское движение в лоне Церкви Англии возникло в первой половине XIX в. В числе его основателями были Дж. Ньюмен, Э.Б. Пюзи, Дж. Кэмбл, Р. Фройд и др. Они опубликовали ряд трактатов под названием «Трактаты для этого времени», поэтому членов этого движения также называют трактарианцами. В этих трактатах делалась попытка католического толкования основ англиканской теологии и выведения из этого социальной доктрины. Трактарианцы настаивали на божественном начале Церкви, ее приоритете над государством и обществом. При этом подчеркивается, что несправедливость и зло в обществе не могут быть изменены с помощью социальных реформ. Исходя из этого, социальные доктрины Оксфордского движения призывали верующих отгородить себя от «грешной земли» и полностью сосредоточиться на «Царстве Божьем».

В это же время начало действовать Объединенное общество Инженеров ("Amalgamated Society of Engineers), руководителями которого выступали христианские социалисты Уильям Ньютон и Уильям Аллен.

Конец XIX в. — период возникновения и деятельности Христианского общественного союза (Christian Social Union). Видными его деятелями были Чарльз Гор (1853—1902), епископ Г. Честертон (1874—1936), Конрад Ноел (1869—1942). Конрад Ноел, автор труда «Социализм в церковной истории», требовал отделения религии от политики, а также считал, что Царство Божье можно построить на земле. Основное положение, определяющее его социальные воззрения, состоит в следующем: «Социализм есть принцип, согласно которому и земля, и промышленный капитал являются общими для всех, и кооперативные принципы — основа для построения Царства Божьего на земле» [K. Noel, 1899, p. 18]. К деятельности этих социалистов примкнул экономист, философ Джон Стюарт Милль (1806—1973) — автор трудов «Принципы социальной экономики», «Рассуждения и исследования политические, философские и исторические» и др. Оценивая деятельность социалистов в целом, историк А. Метен подчеркивает: «... английский социализм есть социализм демократического государства, сложный продукт радикальных воззрений и христианской морали» [A. Метен, 1898, с. 25].

Как уже было отмечено, социальной основой христианского социализма были революционные движения 1848 г. в Европе, промышленный переворот, подъем и спад чартизма3. В 1836 г. чартисты организовали Лондонскую ассоциацию рабочих (London Working Men's Association), которая опубликовала «Народную хартию» ("The People's Charter") с требованиями всеобщего избирательного права, тайного голосования, отмены имущественного ценза. Кроме того, в нее входили следующие положения: «Не должна быть установлена какая-либо господствующая религия; .всем должна быть в равной степени обеспечена свобода слова; . полное отделение церкви от государства; .научное, умственное и моральное воспитание, и образование должно быть обеспечено всем в национальном масштабе» [цит. по: М. Шлютер, 1915, с. 385]. Хартия была подана в английский парламент, но потерпела поражение.

Аналогичные социальные взгляды мы можем проследить у Уильяма Морриса — одного из вдохновителей христианских социалистов. Его ключевой тезис — «Свободный индивид в свободной

3 Чартизм — рабочее движение, сформировавшееся в Англии в середине 30-х гг. XIX в., деятельность которого была связана с развитием гражданских свобод рабочих слоев населения и утверждением всеобщего избирательного права.

ассоциации» — прослеживается в работе «Знамения перемен», а также в лекциях, прочитанных в Бирмингемском университете в 1878—1881 гг. Согласно У. Моррису, человек должен получить полную нравственную и интеллектуальную свободу, в том числе и религиозную. Особенно ярко эти воззрения проявляются в его романе «Вести ниоткуда». Говоря об идейных истоках христианского социализма в Англии, выделим также воззрения Роберта Оуэна (1771-1858) и Уильяма Кинга (1786-1865)4.

Обсуждая предпосылки социальных кризисов, в работе «Новый нравственный мир» Р. Оуэн выявляет три фундаментальных «заблуждения», определяющих ориентацию человека в обществе и взаимодействие сообществ:

1) будто человек сам себя создает;

2) будто он обладает властью верить или не верить, как ему заблагорассудится;

3) любить и ненавидеть, как ему захочется.

Этим заблуждениям соответствует «троица зла», которая препятствует общественному переустройству: частная собственность, религия и господствующая форма брака и семьи [Р. Оуэн, М., 1951, т. I, с. 40].

Отметим, что и Р. Оуэн, и У. Кинг основывают свои идеи о реформировании общества на основе учений о кооперации и воспитании. Однако при сопоставлении их взглядов отличия очевидны. Для Оуэна кооперация — средство, а перевоспитание людей — цель. Для Кинга, наоборот, кооперация — цель, а воспитание — средство. Оуэн призывает к равенству всех людей и, соответственно, всех вероисповеданий, однако делает исключение для католиков и атеистов. У. Кинг со своей стороны утверждает существование всеобщего равенства, вне зависимости от вероисповедания или наличия атеистических воззрений. В отношении государственно-конфессиональных связей Оуэн не выступает против государ -ственной религии Англии, в то время как Кинг, наоборот, заявляет о необходимости полного отделения церкви от государства.

Остановимся более подробно на взглядах У. Кинга.

Один из его базовых тезисов гласит: «В основу всяких попыток улучшить и поднять положение трудящихся должна быть положена мораль и религия» [цит. по: Г.М. Мюллер, 1926, с. 6].

Рассматривая идею кооперации, У. Кинг неоднократно отмечает, что она совместима с христианской нравственностью, особенно с ее заповедями любви к ближнему. Так, ряд номеров журнала

4 Уильям Кинг — врач, член королевской коллегии врачей, экономист, редактор журнала «Кооператор», издававшегося в Брайтоне, автор труда «Мысли и видение».

«Кооператор» ("The Cooperator") был посвящен роли религии в кооперативном движении. У. Кинг пытается трактовать Ветхий и Новый Завет в социальном плане, проводя идею о том, что существует связь между духом Библии, особенно Евангелиями и кооперацией. Кинг пишет, что, несмотря на то что Библия является очень древней книгой, в ней можно найти много современных моментов. Он пишет: «.дух Библии сводится к одной бессмертной мысли: помогать бедным» [The Cooperator, 1890, N 27, p. 5]. И далее, проводя сравнение ветхозаветных и новозаветных книг, он говорит, что если в Ветхом Завете «бедные только охраняются от тирании богатых», то в Новом Завете они — «избранные, предназначенные к тому, чтобы изучать и наставлять богатых» [The Cooperator, 1831, N 28, p. 7]. Подобные сопоставления мы находим и у его последователя — Ф. Мориса в его работе «Социальная мораль» [Л Maurice, 1893]. Далее, У. Кинг отмечает, что еоли в Ветхом Завете бедные слои населения представлены как беззащитные, то в Новом Завете они поставлены на пьедестал, предназначены для высшего совершенства, а само Евангелие вышло из низших слоев населения. Он пишет: «Евангелие стало другом для бедных, подняло их из тени и сделало царями и князьями. оно находило их слабыми и делало сильными; оно находило их униженными и поднимало ввысь; оно находило их людьми и делало сынами Божьими; оно находило их безжизненными и давало им бессмертную душу» [The Cooperator, 1830, N 27, p. 19]. Единственным способом избавления от нищеты, согласно У. Кингу, является кооперация, пример которой представляет собой первоначальная христианская община, где существовала общность блага и труда, не было обездоленных. При этом У. Кинг добавляет, что кооперация как общинный труд должна быть дополнена образованием и просвещением, в котором значительную роль будет играть христианство. Он пишет: «Дух Евангелия учит рабочих понимать свою собственную ценность и свое человеческое достоинство» [ibid., p. 20]. Вместе с тем он подчеркивает, что экономические и психологические методы при создании кооперации должны быть совместимы с опытом и наукой.

Оценивая роль церкви в процессе социального развития, он отмечает, что в современном мире она должна приблизиться к народу, так как сам Иисус Христос, согласно Писанию, жил среди народа. В «Письме к Питману» У. Кинг пишет: «Мои мечты заключались в вере, что моральные принципы Христа, как они воплощены в истинной кооперации, в один прекрасный день достигнут практического осуществления» [цит. по: Г. Мюллер, 1919, с. 56].

Отсюда историк Г. Мюллер справедливо делает вывод, что идеи У. Кинга не только являются источником христианского социа-

лизма, но он сам является христианским социалистом наряду с Ф. Морисом, Ч. Кингсли, Дж. Ладлоу и др.

Остановимся более подробно на ключевых идеях, развитых в трудах представителей различных объединений христианского социализма. Напомним, что основоположниками данного движения в Англии в XIX в. были священники англиканской церкви — Фредерик Денисон Морис (1805-1872), Чарльз Кингсли (1819-1875), англиканец-мирянин, юрист Джон Ладлоу (1821-1911), Стюарт-Хедлем (1847-1924) и др.

Центральными среди вопросов, которые стояли перед христианскими социалистами, были следующие:

1) о кооперации и способах ее осуществления;

2) о государственной церкви в Англии;

3) о том, сможет ли новое кооперативное движение преобразовать капиталистическое общество.

Основные положения, объединяющие этих мыслителей, сводятся к ликвидации религиозной и национальной разобщенности людей через согласованность интересов всех слоев населения и к необходимости преобразования воспитания и образования для достижения этой цели. В этом контексте действенный способ трансформации общества заключается в создании коопераций и общин. Под кооперациями они, наследуя идеи своих идейных предшественников, понимают свободные группы рабочих и крестьян, которые сами доставляют себе все необходимое для счастливой жизни.

Религиозный аспект социальной программы христианских социалистов выражен в идее возможности построения Града Божьего на земле, в связи с чем одну из своих задач мыслители видели в создании «новой религии», основанной на евангельских нормах. Этический и религиозный аспекты воззрений социалистов были тесно переплетены и находились в едином русле с процветавшим в то время в Европе католическим социализмом, основанным на папских энцикликах о положении рабочего класса. Один из видных представителей английского христианского социализма С. Хедлем в работе «Христианский социализм» пишет: «Христианский социализм только тогда может быть осуществлен, когда церкви будет предоставлено все ее воспитательное влияние для созидания на земле царства небесного» [S. Headlam, 1909, p. 9]. Сама английская церковь обнародовала программу английского социализма после событий 1848 г. в журнале «Христианский социализм» ("Christian Socialism"), который стал выходить с 1850 г.

Крупнейший представитель движения Фредерик Морис неоднократно подчеркивал, что свои взгляды он черпал из идей чартизма, работ Р. Оуэна, Томаса Карлейля (1795-1881), Уильяма

Кинга и др. Рассматривая его воззрения, хотелось бы также отметить, что на них во много повлияла его семья. Отец Мориса был унитарианцем, а по политическим взглядам — либералом. Сам Ф. Морис в 1859 г. становится духовником королевы, а с 1861 г. — наставником принца Валийского.

Фредерик Морис, как и Чарльз Кингсли, был противником Оксфордского движения. Вместе с последним, а также с Джоном Лад-лоу и другими христианскими социалистами Морис стал издавать еженедельник «Политика для народа» ("PoliticsforthePeople"), который стал первым крупным печатным органом христианских социалистов в Англии.

Ч. Кингсли 18 апреля 1848 г. расклеил афишу по всему Лондону, в которой в сжатой форме сформулировал основной тезис христианского социализма: «Мы констатируем бедственное положение народных масс и необходимость реформ, но в то же время предупреждаем против всякого насильственного протеста. Всякая реформа должна начинаться с самоусовершенствования, и путь для этого — религия» [Ch. Kingsley, 1877, p. 72]. По мнению мыслителя, для улучшения материального состояния народных масс необходимо их нравственное самоусовершенствование. Кроме того, реформа материальных условий предполагает создание потребительского общества по примеру созданной Р. Оуэном общины «Рочдельские пионеры» ("The Rochdale Pioneers"). Девиз данного общества гласил: «Кооперация без соперничества».

В своих многочисленных работах Ф. Морис постоянно подчеркивает, что именно невежество народных масс являлось причиной неудач христианского кооперативного движения. В связи с этим еще в 1853 г. он основал в Лондоне Колледж для рабочих, где были открыты библейские классы, так как, по его мнению, образование должно быть христианским. Его стремление к преобразованию социальной действительности также нашло отражение в идее создания так называемых народных школ и популярных курсов для детей самых низших слоев населения. Специфика подобной кооперации, по мнению Ф. Мориса, состоит в том, что она основывается на христианских началах и под руководством священников, что следовало его позиции, согласно которой именно принципы христианства — путь к «излечению» общества и усовершенствованию современного экономического строя. Надо отметить, что, в отличие от чартистов, Ф. Морис не предлагал политических лозунгов, не призывал к полному преобразованию общества. Его основной принцип — Свобода, Равенство, Братство. При этом он признавал существование божественного порядка, а все негативное на земле, по его мнению, можно изменить только с помощью христианства, причем не доктринального. Именно нравственный аспект в этом

контексте поможет преодолеть все невзгоды современного общества. Интересно, что самого Ф. Мориса часто называли рабочим пастором, а иногда Пророком.

В своих работах «Религии мира», «Как церковь и государство могут обучать народ» Ф. Морис разделяет христианство на здоровое и нездоровое. Здоровое христианство пытается оградить общество от распада. Нездоровое христианство не стремится отвечать на современные проблемы, что приводит к возвышению эгоистического интереса в обществе. Он приходит к выводу, согласно которому «уничтожить эгоизм возможно при условии восстановления истинного первоначального христианства, то есть учения Иисуса Христа и евангельских норм» [Л Maurice, 1864, p. 18].

В своей работе «Мораль и метафизическая философия» он также призывает вернуться к философии Платона и считает, что надо руководствоваться тремя постулатами — Порядком, Миром, Красотой, а «реализовать это может самая гуманистическая религия, а именно христианство» [Л Maurice, 1860, p. 9].

За свои взгляды христианские социалисты подвергались гонениям. Так, в работе «Социальная мораль» Ф. Морис резко критикует учение о вечных муках. За следование подобным идеям его принудили подать в отставку в Лондонском королевском колледже. И только в 1866 г. он был приглашен на кафедру нравственной философии Кембриджского университета, которую занимал до самой смерти.

Идеи взаимосвязи социализма и христианства также своеобразно сочетались в воззрениях представителей Гильдии св. Матфея. Для них Иисус Христос — величайший освободитель человечества. В таинстве евхаристии люди сближаются друг с другом, исчезают социальные, расовые и другие перегородки между ними. Таким образом, религиозная обрядность рассматривается через призму социального взаимодействия, как путь к всеобщей солидарности. С. Хедлем в статье «Христианский социализм» пишет: «Религиозный индивидуализм разрывает связи человека с человеком, ставя верующего вне мира и человечества, а неверующего — вне общества, ограничивая его пределами собственной личности» [цит. по: Church Reformer, 1891, N 10, p. 221]. В свою очередь кооперация между людьми, основываясь на христианских положениях, должна воспроизводить модель единения верующих. Таким образом, С. Хедлем пытается построить социализм на религиозной основе. Отметим, что, будучи основателем движения, Хедлем говорил о нем, как о «священном» социализме. В то же время интересно упомянуть тот факт, что, несмотря на проводимую в ряде своих положений христианскую богословскую риторику, он в то же время не верил в бессмертие души, а также в существование ада и рая.

Продолжая сопоставление идей христианства и социализма, философ развивает положение, согласно которому частная собственность противоречит Новому Завету и учению Иисуса Христа. Следуя этому положению, социальная программа, которую предложил Хедлем, предполагает национализацию всей земли, что являлось для него «краеугольным камнем фундамента христианского социализма, главнейшим из объявленных им реформ» [Fabian Tract, 1890, N 42, p. 14]. Близкие по духу мыслители, например, соратник Мориса Дж. Ладлоу, поддерживали идею об уничтожении частной собственности, что находилось в русле идей чартистов, а также о необходимости дать образование низшим слоям населения. При этом в своей работе «Политика Библии, или Оправдание Бога» Ладлоу отмечал, что и «эксплуатируемые» и «эксплуататоры» имеют обязательства друг перед другом. Дж. Ладлоу в данном контексте также приходит к выводу, что достичь справедливости в обществе и восстановить истинное христианство можно только тогда, когда каждый человек изменит себя духовно.

Джон Клиффорд в работе «Социализм и учение Христа» пишет, что многие христиане, отмечая высшие моральные качества христианства, в то же время не могут не видеть тяжелую социально-экономическую обстановку вокруг себя. Он ставит вопрос: является ли социализм христианским? «Если социализм, — пишет он, — касается только социальных и экономических проблем, то социалист не может быть христианином» [/. Clifford, 1909, p. 28]. Но христианин живет в этом мире и должен решать все поставленные перед ним проблемы. Но как? Социальный вопрос не может обойти никого. Ответ христианские социалисты ищут в евангельском учении Иисуса Христа. «Необходимо нас самих совершенствовать в духовном плане. И как только это произойдет, то переменится весь мир. Исчезнут антагонизмы между богатыми и бедными, войны, возрастет промышленность и, конечно, просвещение народных масс» [ibid., p. 31]. Это, с точки зрения Клиффорда, вполне соответствует социалистической программе. Отметим, что в построении своей программы Клиффорд отдает предпочтение коллективизму в противовес индивидуализму. С его точки зрения, коллективизм основывается на братстве и сотрудничестве всех друг с другом. Это сотрудничество возможно только на основе христианского учения. При этом он также подчеркивает, что коллективизм не может существовать без христианских нравственных норм. Его идея заключается в том, что «коллективизм есть осуществление индивидуальных и социальных целей, поставленных Иисусом Христом» [ibid., p. 39]. В вопросе частной собственности он полагает, что коллективизм предполагает не ее уничтожение, а лишь разумное и справедливое распределение.

Близкие уже рассмотренным воззрениям положения можно проследить в творчестве представителей таких союзов, как Церковь братства (Brotherhood Church), Независимая рабочая партия (Independent Labour Party), пропагандировавших идеи христианского социализма. Так, Церковь братства, состоявшая из священников англиканской церкви и церкви конгрегационистов, пыталась соединить Нагорную проповедь Христа с идеями кооперации, продолжая линию Ф. Мориса, Ч. Кингсли и Дж. Ладлоу. Представители этих обществ придерживались в решении социальных вопросов идей о ненасилии Льва Толстого, которого они считали пророком. Эту же позицию отстаивал основатель Церкви труда Джон Тревор, который полагал, что разрешить социальные проблемы можно только на основе христианской этики и с помощью создания «свободной религии». Он пишет: «Социализм светский и социализм христианский — оба находятся в рабстве, один у материалистической, другой у клерикальной традиции. Но нужно освободиться от той и от другой, вступив в царство свободной религии» [J. Trevor, 1853, p. 43]. По сути дела, к этому в Англии призывали левеллеры, чартисты, Р. Оуэн, У. Кинг.

Христианские социалисты по-разному относились к рабочему движению. Одни поддерживали его, другие, как, например, Ф. Морис, считали, что социализм не является единственным средством освобождения рабочего класса в индустриальной Англии. Дж. Ладлоу неоднократно подчеркивал, что необходимо установить тесные контакты с немецкими социалистами, в частности с К. Марксом. Дж. Ладлоу был активным членом Христианского социалистического союза в 1893-1909 гг., в отличие от Ф. Мориса, который полностью отошел к англиканской церкви. Известный историк Торбен Хрестенсен пишет: «Отход Ф. Мориса от идей христианского социализма был личной трагедией для Дж. Ладлоу. Человек (Ф. Морис. — З.Т.), который всю свою жизнь верил в построение христианского социализма в этом мире, вдруг заявляет о построении Царства Христа на небеcах» [цит. по: J. Cort, 1988, p. 153].

Некоторые христианские социалисты защищали идеи секуляриз-ма. Так, С. Хедлем выступил в защиту Чарльза Брэдлоу (1833-1891) — одного из основателей Национального секулярного общества (National Secular Society) в Англии, редактора журнала «Национальный реформатор» ("The National Reformer"), автора работ «Сверхъестественная и рациональная мораль», «Человечество идет к неверию». Ч. Брэдлоу был сторонником теории естественной религии, обоснованной им в работе «Атеизм. Достоинство, свобода и независимость. Рабство женщин». В своих трудах он выступил за «негативный», «воинствующий» характер секуляризма, чем вызвал

бурю негодования со стороны клерикальных кругов английского общества.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что движение христианского социализма в Англии по своему конфессиональному, социальному и идейному составу было неоднородно. Его представители ставили разные конечные цели и способы их достижения. В одном они были едины: совершенствование общества возможно благодаря усилению религиозно-нравственного воспитания всех слоев населения.

Идеи христианских социалистов XIX в. не угасают и по сей день. Они появляются именно в кризисные состояния общества и в XX, и в начале XXI в. Так, христианский социализм возродился в 70-е гг. предшествующего столетия в лице английского епископа Дж. Робинсона, автора работ «Христианская свобода в изменяющемся мире», «Быть честным перед Богом», «Новая Реформация» и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Метен А. Социализм в Англии. СПб., 1898.

Мюллер Г. Вильям Кинг и его место в кооперации. М., 1929.

Оуэн Р. Избр. соч. М., 1951. Т. I.

Шлютер Г. Чартистское движение. М., 1915.

Church Reformer. L., 1891. N 10.

Clifford J. Socialism and teaching of Christ. L., 1909.

The Cooperator. L., 1830. N 27.

The Cooperator. L., 1831. N 28.

Cort. J. Christian socialism. L., 1988.

Fabian Tract. L., 1890. N 42.

Headham S. Socialism and religion. L., 1909.

Kingsley Ch. His letters and memories of his life. L., 1877.

Maurice F. The moral and metaphysical philosophy. L., 1860.

Maurice F. World of religions. L., 1864.

Maurice F. The social morality. L., 1893.

Trevol J. Religion and socialism. L., 1853.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.