Научная статья на тему 'Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность'

Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1815
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ТЮРЬМА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ССЫЛКА / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фумм Александра Михайловна

В статье рассматриваются вопросы возникновения и развития английской прогрессивной системы тюремного заключения, а также освещается ее современное состояние и определяется значение для реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность»

Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность

А.М. ФУММ - старший научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются вопросы возникновения и развития английской прогрессивной системы тюремного заключения, а также освещается ее современное состояние и определяется значение для реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: наказание; тюрьма; безопасность; ссылка; условно-досрочное освобождение.

English progressive system of imprisonment: history and modern time

A.M. FUMM - candidate of legal sciences, higher Senior Officer of the Scientific-Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

This article is about history, development and current state of English progressive system of imprisonment, it’s importance for the reform of the penitentiary system of Russian Federation.

Key words: punishment; prison; safety; link; probation.

Процесс интеграции России в мировое сообщество, перехода к международным стандартам исполнения наказаний вызывает необходимость шире использовать не только отечественный, но и зарубежный опыт функционирования пенитенциарных учреждений, организации их охраны, обеспечения безопасности и условий отбывания наказаний.

В начале XIX в. в США и большинстве европейских стран, включая Россию, тюремное заключение было преобладающим видом уголовного наказания. Это обусловило не только расширение сети пенитенциарных учреждений, создание мест заключения с особым режимом содержания арестантов, но и возникновение новых подходов к организации тюремного дела.

Неупорядоченность исполнения наказания в виде тюремного заключения, его де-

морализующие последствия обратили на себя внимание властей и общественности США и стран Европы. Стремясь очистить исправительные учреждения от жестокости, пенитенциарная наука взяла их под свое покровительство и направляла все силы на облегчение участи преступника. Так, зарубежные теоретики и практики пытались создать систему заключения, наиболее отвечающую началам нравственности, исправительного воздействия, посредством которой можно было бы вернуть в общество полноценного гражданина. Наряду с этим в США и большинстве стран Западной Европы учреждались благотворительные общества, помогающие арестантам.

Хотя первые тюремные системы появились в Северной Америке (в Пенсильвании) и Оборне в конце XVIII в., родиной прогрессивной системы исполнения наказаний ста-

ла Англия. Название «прогрессивная» дали английской пенитенциарной системе в первой половине XIX в. Главной ее особенностью было поощрение заключенных за добросовестный труд и хорошее поведение.

До этого основным видом наказания в Англии являлась ссылка. Чаще всего преступников отправляли в Америку или Австралию. Из-за того что число ссыльных постоянно росло, а колониальное управление не всегда могло обеспечить их трудовую занятость, в 1822 г. английское правительство приняло решение отдавать их на работу к частным лицам. Данная система называлась ассигнационной: заключенные попадали в полную кабалу к хозяевам, на длительный срок, который иногда доходил до 10-12 лет, и не имели права работать на себя1. Это было тяжким бременем для них и, кроме того, напрямую затрагивало интересы свободного населения. В результате ситуация обострилась до предела, поэтому английское правительство было вынуждено пересмотреть практику национальной ссылки и постепенно осуществить тюремную реформу. В 1838 г. комитет, специально созданный при палате общин для решения этого вопроса, представил на рассмотрение правительства основания для проведения преобразований в пенитенциарной сфере, главным из которых признавалось следующее: преступления, наказываемые ссылкой, должны наказываться предварительным заключением и тяжкими работами в английских колониях на срок от 2 до 5 лет2.

Деятельность правительства показала, что Англия осознала недостатки своего тюремного устройства и активно начала применять к заключенным исправительные средства до ссылки, которая с40-х гг. XIX в. стала дополнением к тюремно-исправительному наказанию.

Кроме того, в этот период в Англии уже существовало два вида тюрем: пенитенциарии, где заключенные содержались не менее 3 лет, и местные тюрьмы для исполнения непродолжительного наказания. Последние организовывались в основном по системе одиночного заключения. Все это выгодно отличало Англию от других стран, привлекая к ней внимание специалистов и побуждая иные другие государства перенимать у нее опыт.

Наиболее полное выражение английская прогрессивная система исполнения наказаний нашла в деятельности капитана Д. Мэконочи, который в 1840 г. впервые применил ее положения к каторжным на остро-

ве Норфолк близ Австралии, куда ссылались самые опасные из преступников. По введенным им правилам положение каторжных постепенно ухудшалось или улучшалось в зависимости от их поведения. При этом труд, поведение и прилежание заключенного оценивалось специальными знаками - марками (поэтому данную систему в литературе иногда называют марочной). Она практически сразу дала хорошие результаты: уровень рецидива в тюрьмах Норфолка не превышал 5-7%, в то время как во многих странах составлял 35%3.

По замыслу Д. Мэконочи, заключение состояло из целого ряда постепенных облегчений для преступника или переходов из класса в класс, при которых режим и тюремная дисциплина значительно смягчались. Арестантам за успехи в работе и примерное поведение выдавались специальные наружные знаки отличия, повышалась оплата труда, из которой, однако, делались вычеты в случае совершения проступков и допущения небрежности. В то же время для побуждения заключенных к исправлению были введены такие элементы уголовноисполнительного характера, как сокращение сроков наказания и условно-досрочное освобождение. Они послужили довольно сильным средством утверждения порядка и нравственности в тюрьме и всячески способствовали перевоспитанию преступников. «В этом случае, - писал Н.М. Ядрин-цев, - лично заинтересованный и желающий получить скорейшее облегчение арестант, естественно, стремился к тому, чтобы неукоснительно выполнять тюремные правила, а его воля была, прежде всего, направлена на примерное поведение и добросовестный труд, чтобы скорее окончить срок тюремного заключения»4.

Согласно прогрессивной системе исполнения наказаний все заключенные делились на три класса.

К классу «Звезды» причислялись преступники, ранее не подвергавшиеся наказанию и признанные судом неразвращенными. Арестанты этой категории носили на одежде особую звезду, чем и объясняется их название.

Переходный класс, в который входили арестанты, ранее подвергавшиеся осуждению за нетяжкие преступления, а также лица, осужденные впервые и признанные недостойными носить звезду из-за своего нравственного облика и прошлой жизни. Исправившиеся заключенные этого класса могли быть переведены в класс «звезды».

Рецидивисты - лица, повторно совершившие тяжкие преступления, а также лица, нарушившие требования условно-досрочного освобождения5.

Как показала практика, нарушения в колонии были весьма редким явлением: преступники, понимая преимущества своего положения, достаточно разумно и рационально распоряжались ими. Система капитана Д. Мэконочи делала жизнь заключенных близкой к обыкновенной, предоставляя им право выбора линии своего поведения. «Старая система, - считал Д. Мэконочи, - не дает арестантам никаких случаев для борьбы, не дает возможности приобрести энергию и независимость характера. Тюремщик заставляет их действовать и даже существовать по приказу... Предложенная же мной система тоже наказывает преступников, ставит их в самое невыгодное положение, но в то же время дает им возможность выпутаться из этого положения их же собственными усилиями и соревнованием»6. Итак, переход из класса в класс, а следовательно, и пользование льготами зависели от усилий самих заключенных. Причем каждый из них знал о последствиях и результатах таких переходов, а также о том, что для этого требуется.

В соответствии с системой Д. Мэконочи лишение свободы исполнялось в три этапа:

1) одиночное заключение, которое отбывалось в специальных одиночных камерах;

2) общее заключение с совместными работами и ночным разъединением; 3) условнодосрочное освобождение.

При изучении тюрем Англии XIX в. особый интерес вызывает институт условно-досрочного освобождения. Достигнув высшего отряда и получив необходимое количество марок, заключенный мог быть условно освобожден. Это было сопряжено с существенными правоограничениями на воле и могло наступить по отбытии не менее 3/4 срока наказания для мужчин и 2/3

- для женщин. Осуществлялось условно-досрочное освобождение по представлению специального должностного лица из администрации тюрьмы - статс-секретаря. А отмена освобождения производилась судом по представлению полиции.

Итак, английская прогрессивная система исполнения наказания предполагала несколько порядков заключения и обладала следующими характерными чертами:

- постепенность в строгости наказания, зависевшая от самого арестанта;

- индивидуализация исполнения наказаний, основанная на персональном ежеднев-

ном учете отношения заключенных к режиму и работе;

- привлечение заключенных к участию в обеспечении успеха тюремной деятельности;

- понятность и доступность для каждого арестанта;

- сильное воспитательное воздействие на заключенных, большинство которых заинтересовано в смягчении условий содержания в тюрьме;

- условно-досрочное освобождение как высшая награда за хорошее поведение и добросовестный труд.

Главный недостаток системы Д. Мэконочи, по мнению И.Я. Фойницкого, состоял в том, что она была основана исключительно на денежном интересе и личной зависимости, способствовавших развитию в человеке таких качеств, как корысть, эгоизм и жажда наживы7. Кроме того, прогрессивная система исполнения наказаний негативно влияла на психику заключенных, так как они постоянно находились в напряжении, боясь не быть переведенными в высший отряд или вновь оказаться в низшем за малейшую провинность.

Однако успехи системы не подлежали сомнению: нравственный облик арестантов в корне изменился; некоторые ученые приписывали ей заслугу сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений. Вопреки тому что содержание одного заключенного в Англии было самым дорогим в мире8, система обратила на себя внимание специалистов и общественности незначительностью рецидива и разнообразным набором воспитательных мер. Поэтому ее начала были воспроизведены во многих странах Европы, в том числе и в России9.

Следует отметить, что принцип постепенности в исполнении наказаний в виде тюремного заключения был известен и нашему уголовному законодательству10. Так, например, Устав смирительных домов 1775 г., Устав о рабочих домах 1783 г., Устав о ссыльных 1822 г. и Устав о содержащихся под стражей 1832 г. разбивали всех заключенных на специальные отряды, в которых те содержались с учетом их поведения и прилежания. При хорошем поведении арестанты получали определенные льготы, а за нарушение тюремной дисциплины следовали взыскания. Таким образом российский законодатель пытался пробуждать в арестанте лучшие качества, прививать уважение к ближним и труду, с тем чтобы на свободу вышел законопослушный человек.

Однако в большинстве случаев эти меры оставались безрезультатными, так как решение вопроса о том, заслуживает или нет осужденный перехода в высший класс, носило сословный характер и полностью зависело от усмотрения тюремной администрации.

Что касается тюремной системы Англии, то она до настоящего времени практически не изменилась. Исполнение наказаний в виде лишения свободы организуется, как и прежде, по прогрессивной системе, которая предусматривает одиночное заключение с последующим переводом в общую камеру, где режим содержания имеет три ступени.

Одним из основных элементов организации исполнения в Англии наказаний, связанных с лишением свободы, выступают категоризация и распределение заключенных, цель которых - оградить основную массу осужденных от влияния на них лиц, характеризующихся плохим поведением.

На сегодняшний день в Англии существует четыре режима содержания заключенных, которые соотносятся с различными типами тюрем:

- тюрьмы категории А - высший уровень безопасности;

- категории В - высокий уровень безопасности;

- категории С - средний уровень безопасности;

- категории D - открытый режим11.

В процессе отбывания наказания многие осужденные переходят в категорию меньшей степени опасности, при этом в отношении их выносится определение об уменьшении общественной опасности и, соответственно, опасности совершения побегов. Некоторые заключенные переходят в категорию более высокой степени опасности, чем ранее предполагалось. Это значит, что в определенный момент отбывания наказания могут возникнуть достаточные основания для изменения категории безопасности, в которую был определен заключенный сначала.

Английская тюремная система по-прежнему остается одной из ведущих, а поэтому выступает образцом для аналогичных систем других стран.

В последние годы в рамках реализации мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной системы России была проведена значительная работа по реальному обеспечению принципа раздельного

содержания подозреваемых и обвиняемых, осужденных впервые к лишению свободы и судимых неоднократно: «в 2010 г. осуществлены переводы из одной исправительной колонии в другую более 153 тыс. осужденных, в том числе 112 тыс. в учреждениях строго режима и 41 тыс. - общего»12.

Анализ результатов сепарации осужденных, проведенной на базе 25 исправительных колоний в 19 субъектах Российской Федерации, выявил положительные изменения, характеризующие состояние дисциплины и правопорядка: в среднем на 40% уменьшилось количество злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, на 60% - неповиновений сотрудникам учреждений УИС13. При этом отмечено снижение уровня конфликтности и напряженности среди осужденных.

Еще одним важным мероприятием по преобразованию пенитенциарной системы явилось апробирование в исправительных учреждениях 9 субъектов Российской Федерации системы «социальных лифтов»

- аттестования осужденных по ряду критериев (отбытый срок наказания, поведение) для получения объективной оценки вероятности их исправления и выработки на ее основании решения о замене условий отбывания наказания. Основной целью системы «социальных лифтов» является смягчение условий содержания для тех, кто встал на путь исправления, и ужесточение для тех, кто представляет реальную опасность для общества. Такой подход, по мнению специалистов, даст осужденному возможность выработать линию поведения, которая гарантировала бы смягчение наказания вплоть до условно-досрочного освобождения.

По данным ФСИН России, через систему аттестования прошли около 80 тыс. осужденных, три четверти (76%) из которых встали на путь исправления14. В этой связи в 2011 г. планируется распространить указанную систему на все учреждения УИС.

Таким образом, внимательное изучение зарубежной практики функционирования мест лишения свободы поможет снять ряд проблем российской пенитенциарной системы, сэкономить значительные ресурсы. В то же время механическое копирование отдельных элементов опыта других государств представляется недопустимым. Внедрять его следует только после глубокого научного осмысления и экспериментальной проверки.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Mills А. Historical Sketch of the system of transport of criminals. Colonial Constitutions. L., 1825. P. 340, 351.

2 См.: Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872. С. 661.

3 См.: Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 139.

4 Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. С. 692-693.

5 См.: Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.

С. 67, 68.

6 International congress on the prevention and repression of crime. Washington, 1872. P. 176 and next.

7 См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрь-моведением. М., 2000. С. 371.

8 См.: Гапкин-Враской М.Н. Материалы по изучению тюремного вопроса. СПб., 1868. С. 34.

9 Так, после посещения в 1846 г. Пентонвипьской тюрьмы в Лондоне император Николай I распорядился построить в столице несколько тюрем по образцу английской. К сожалению, из-за отсутствия достаточных финансовых средств распоряжение императора так и осталось на бумаге (см.: Российский государственный исторический архив. Ф. 1488. Оп. 5. Д. 51-53, 59).

10 См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1896. Т. XIV.

11 См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки. Рязань, 2002. Т. 1. С. 153.

12 См.: Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А.А. Реймера на коллегии ФСИН России 25 февраля 2011 г. http://фсин.рф/news/index. php?ELEMENT_ID=11802

13 См.: Там же.

14 См.: Там же.

1 Sm.: Mills A. Historical Sketch of the system of transport of criminals. Colonial Constitutions. L., 1825. P. 340, 351.

2 Sm.: Jadrincev N.M. Russkaja obwina v tjur'me i ssylke. SPb., 1872. S. 661.

3 Sm.: Poznyshev S.V. Osnovy penitenciarnoj nauki. M., 1924. S. 139.

4 Jadrincev N.M. Russkaja obwina v tjur'me i ssylke. S. 692-693.

5 Sm.: Poznyshev S.V. Ocherki tjur'movedenija. M., 1915. S. 67, 68.

6 International congress on the prevention and repression of crime. Washington, 1872. P. 176 and next.

7 Sm.: Fojnickij I.Ja. Uchenie o nakazanii v svjazi s tjur'movedeniem. M., 2000. S. 371.

8 Sm.: Galkin-Vraskoj M.N. Materialy po izucheniju tjuremnogo voprosa. SPb., 1868. S. 34.

9 Tak, posle posewenija v 1846 g. Pentonvil'skoj tjur'my v Londone imperator Nikolaj I rasporjadilsja postroit' v stolice neskol'ko tjurem po obrazcu anglijskoj. K sozhaleniju, iz-za otsutstvija dostatochnyh finansovyh sredstv rasporjazhenie imperatora tak i ostalos' na bumage (sm.: Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. F. 1488. Op. 5.

D. 51-53, 59).

10 Sm.: Svod zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1896. T. XIV.

11 Sm.: Organizacija upravlenija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme: Ucheb.: V 3 t. / Pod obw. red. Ju.Ja. Chajki. Rjazan', 2002. T. 1. S. 153.

12 Sm.: Vystuplenie direktora FSIN Rossii general-polkovnika vnutrennej sluzhby A.A. Rejmera na kollegii FSIN Rossii 25 fevralja 2011 g. http://fsin.rf/news/index.php?ELEMENT_ ID=11802

13 Sm.: Tam zhe.

14 Sm.: Tam zhe. H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.